НОВОСТИ М ИРОВОЙ АВИАЦИИ

Австрия – Чехия ОБНОВЛЕНИЕ ПАРКА ИСТРЕБИТЕЛЕЙ

МиГ-29М2


Канцлер Австрии Вольфганг Шюссель объявил об отмене уже принятого решения о закупке 18 истребителей Еврофайтер "Тайфун". Канцлер отметил, что он лично поддерживает закупку самолетов "Тайфун", но окончательное решение должно принимать новое правительство страны. Ряд австрийских политиков считает закупку истребителей европейской конструкции чрезмерно дорогостоящей. Так, количество планируемых к закупке "Тайфунов" уже было снижено с 24 до 18. Решение канцлера фактически означает обьявление нового конкурса но истребитель для ВВС Австрии. Конкуренцию самолету "Тайфун" могут составить уже предлагавшиеся Австрии истребители фирм Гриппен Интернешнл, Локхид Мартин и РСК МиГ. Шансы Российской самолетостроительной корпорации МиГ выиграть конкурс оцениваются достаточно высоко, отчасти из-за возможной поставки истребителей в счет государственного долга СССР Австрии.

РСК МиГ предлагает одноместный истребитель МиГ-29М1 и двухместный МиГ-29М2. Самолет МиГ-29М2 имеет те же самые боевые возможности, что и МиГ- 29М1 В случае победы в конкурсе возможен заказ 24 истребителей МиГ-29М1 и шести МиГ-29М2.

Правительство Чехии подтвердило отказ от закупки партии из 24 истребителей "Гриппен" Отказ от закупки истребителей связан с большими финансовыми расходами на ликвидацию последствий катастрофического наводнения лета 2002 г. В то же время Чехия не отказалась от закупки или лизинга истребителей совсем. Рассматриваются варианты закупки или лизинга различных истребителей производства США, Франции, Швеции или Западной Европы. Как и в случае с Австрией, фактически дан старт новому тендеру. Наиболее вероятным считоется вариант закупки отремонтированных истребителей F-16, снятых с вооружения в Бельгии или США.


Афганистан НОВЫЕ СВЕДЕНИЯ О ПРИМЕНЕНИИ АВИАЦИИ В ОПЕРАЦИИ "АНАКОНДА"

Операция "Анаконда" проводилась в марте 2002 г. с целью разгрома сосредоточившихся в Шах-и-котской долине нескольких сотен боевиков организации Аль-Каида. По данным американской разведки в ущелье насчитывалось 150- 200 боевиков.

К операции привлекались три батальона (1200 человек) 101-й воздушно-десантной (аэромобильной) и 10-й горной дивизий армии США, подразделения американского 75-го полка рейнджеров и части сил специальных операций США, Австралии, Германии, Дании, Канады, Норвегии и Франции (несколько сот человек), а также порядка 1000 афганцев.

Подготовка операции, получившей кодовое наименование "Анаконда", началась в феврале 2002 г. Намечалось высадить вертолетные десанты в восьми ключевых местах долины, перерезать все пути отхода из Шах-и-кота после чего уничтожить противника ударами с воздуха. Начало операции "Анаконда" было намечено на конец февраля, но из-зо плохой погоды, день Д перенесли но 2 марта.

Высадка вертолетного десанта началась перед рассветом 2 марта. Транспортные вертолеты CH-47 "Чинук" действовали с авиабазы Баграм, время полета до места десонтирования 90 мин Сразу же после высадки подразделения 101-й воздушно-десантной и 10-й горной дивизий вступили в бой. Рота "Чарли" (86 человек) 1 -го батальона 87-го полка 10-й дивизии попала в огневой мешок. Огонь из стрелкового оружия (вплоть до пулеметов калибра 14,5 мм и 82-мм минометов) велся с трех сторон; 28 человек получили ранения различной степени тяжести, об убитых не сообщалось. Окончательный разгром роты предотвратили удары стратегических бомбардировщиков В-52, "ганшипов" АС-130 и боевых вертолетов AH-64. Действиями авиации руководил находившийся в боевых порядках роты "Чарли" офицер сил специальных операций Австралии. Из- за сильного обстрела районов десантирования транспортные вертолеты не смогли доставить пополнение во втором вылете, как это предусматривалось планом. Данные разведки в отношении численности противника оказались сильно заниженными.

В первый день операции "Анаконда" авиация сбросила в Шах-и-котской долине более 80 бомб, вклочая термобарические авиабомбы массой 907 кг. Важную роль сыграли боевые вертолеты АН- 64А "Апач". После операции в Югославии эти вертолеты неоднократно подвергались критике (две машины разбились в Косово), поэтому в Афганистан было направлено всего семь вертолетов AH-64A. Пять "Апочей" из роты "Альфа" 3-го батальона 101-го авиационного полка 101- й авиационной бригады эскортировали вертолеты CH-47 с десантом. На боевые вертолеты в дневное время суток возлагались задачи непосредственной авиационной поддержки, в ночное время – действия наземных войск поддерживали "ганшипы" АС-130. Использовать "ган- шипы" в светлое время суток спасались из-за угрозы пусков ракет ПЗРК "Стрела" и "Стингер". "Апачи" барражировали вдоль долины, вертолеты наносили удары по заявкам наземных войск или по целям, которые экипажи обнаруживали самостоятельно. Боевая нагрузка вертолетов – 70-мм неуправляемые ракеты и ПТУР "Хеллфайр", многие цели обстреливались из бортовых 30-мм пушек. Действия боевых вертолетов дали воемя солдатам 101-й воздушно-десантной дивизии на установку 81-мм минометов

В 6 ч 45 мин рядом с "Апачем" старшего уоррент-офицера Джима Харди разорвалось выпущенная из РПГ гранато Осколки повредили обзорно-прицельную систему и пушку – вертолет стал небоеспособен. Через несколько минут повреждения получил второй вертолет AH-64A. Командир "Апача" старший уоррент- офицер Кейт Хорли был ранен пулей, пробившей бронестекло фонаря кабины, также получил легкое ранение находившийся в кабине оператора вооружения командир авиационной роты капитан Билл Район. После боя в вертолете Харли насчитали 13 пробоин от пуль калибра 12,7 мм. На приборной доске в кабине летчика загорелась аварийная сигнализация маслосистемы.

Оба "Апача" вышли из боя, взяв курс на передовой пункт дозаправки и снабжения, расположенный в Пуль-и-Кандага- ре, в 80 км от Пандшера. Вертолет Харли смог пролететь всего полтора километра, прежде чем загорелись лампочки аварийной сигнализации других систем. Летчик был вынужден немедленно сажать вертолет в долине. Харди также сумел лишь отойти за пределы досягаемости огня стрелкового оружия. Но "Апаче" полностью вытекло масло. Опытный пилот Джим Харди принял рискованное решение продолжить полет к Пуль-и-Канда- гару. Фирма Боинг гарантирует работу вертолетных систем без мосла в течение 30 минут, полет на поврежденном AH- 64А занял 26 минут. Харди был представлен к награждению Летным крестом зо заслуги.

Почти в одно время с "Апачами" повреждения получил вертолет UH-60 "Блэк Хок", на борту которого находился командир десанта полковник Фрэнк Вичински. Граната РПГ розорвалась под фюзеляжем вертолета. Летчик совершил вынужденную посадку.

В течения дня повреждения разной степени тяжести получили четыре вертолета AH-64A, а попадания в лопасти получили все семь "Апачей".

По эффективности воздействия на противника боевые вертолеты в бою 2 марта превзошли все другие типы летательных аппаратов, принимавших участие в операции. В результате было решено в максимально короткий срок перебросить в Афганистан с континентальной части США дополнительно, наряду с четырьмя транспортными "Чинуками", 16 вертолетов AH-64A. Вертолеты доставили в Афганистан уже через 37 часов после принятия решения о переброски.

Необходимость сил десанта в поддержке со стороны боевых вертолетов заставила командование привлечь к операции винтокрылую авиацию корпуса морской пехоты США. Недалеко от побережья Омана крейсеровал десантный вертолетоносец "Бон Омм Ричард", имевший на борту боевые вертолеты AH-1W "Супер Кобра", тяжелые транспортные вертолеты 'CH-53E и СВВП AV-8B (13-й экспедиционный отряд корпуса морской пехоты). Вертолеты морской пехоты (пять AH-1W и три CH-53E) появились в Шах-и- котом утром 4 марта. В период с 4 по 26 марта вертолеты AH-1W совершили 21 7 боевых вылетов. С вертолетов AH-1W было выпущено 28 ПГГУР 'ТОГ, 42 ГТГУР "Хел- лфайр", 450 неуправляемых ракет калибра 70 мм и израсходовано 9300 снарядов к бортовым 20-мм пушком. Приоритетными целями являлись позиции минометов противника. СВВП AV-8B выполнили в ходе операции "Анаконда" 148 боевых вылетов, сбросили 32 корректируемые бомбы GBU-12 с лазерным наведением и две обычные фугасные 226- кг авиабомбы Мк.82. Транспортные вертолеты CH-53E налетали в 191 полете 257 часов, они использовались для доставки грузов десантным подразделением и обеспечивали дозаправку других вертолетов.

Уже в первый день операции стали очевидны просчеты разведки, поэтому численность десонта пришлось увеличить за счет привлечения дополнительных подразделений. В Шах-и-кот вертолетами было переброшено дополнительно несколько сот солдат и офицеров. Авиационную поддержку наземных войск осуществляли самолеты А-10A, АС-130, В-1, В- 52, F-15Е, F-16, F-14, F/A-18, AV-8B, "Рафаль", "Мираж 2000". Французские истребители-бомбардировщики "Мираж 2000" действовали с расположенной на территории Киргизии авиабазы Манас.

В ночь с 3 на 4 марта к месту десантирования первой группы солдат 10-й горной дивизии (десант покинул район высадки) были направлены два вертолета MH-47 из 160-го авиационного полка специального назначения армии США. Летчики пилотировали вертолеты в очках ночного видения. На борту вертолетов находились бойцы подразделения специального назначения SEAL ВМС США В районе высадки вертолеты попали в хорошо организованную засаду. Один "Чинук" получил сразу три попадания гранат РПГ, на вертолете вышла из строя гидросистема. Экипаж сумел отлететь на километр от места засады. Оба вертолета приземлились в дслине. После осмотра повреждений было принято решение об уничтожении поврежденного MH- 47. Другой вертолет забрал экипаж и десантников первого, но выяснилась пропажа одного младшего командира SEAL. "Лишний" десант был выгружен в безопасном месте, затем МН-47 направился к месту обстрела для поиска спецназовца. К спасательной операции подключили еще два вертолета МН-47 с десантом из военнослужащих 75-го полка рейнджеров армии СП IA и подразделения сил специальных операций USAF. Эти вертолеты прибыли к месту поиска примерно в 6 ч 45 мин утра 4 марта.

Противник выждал пока вертолеты приземляться, после чего по ним был открыт перекрестный огонь из всех видов стрелкового оружия, РПГ и минометов. Один МН-47 моджахеды полностью уничтожили, второй сумел взлетеь. Забрать экипаж и десант уничтоженного МН-47 не представлялось возможным из-за сильного огня. Полного разгрома американцам удалось избежать только благодаря занимавшим одну из окрестных высот австралийским спецназовцам. В течение 12 часов австралийцы наводили истребители-бомбардировщики, "ганшипы" и боевые вертолеты, которые не позволяли моджахедам приблизиться к месту посадки вертолетов Вечером удалось успешно провести эвакуацию. Потери десанта составили шесть убитых и 11 раненых.

Анализ операции 4 марта, проведенный западными экспертами позволяет говорить об утечке информации: засада была грамотно организована – выбраны удобные позиции для пулеметов и минометов, часть моджахедов имела очки ночного видения, благодаря которым удалось подбить один вертолет МН-47 в темное время суток.

Операция "Анаконда" характеризуется дальнейшим ростом удельного расхода высокоточного оружия – до 70% от общего числа использованных боеприпасов ("Буря в пустыне" – 9%, воздушная кампания против Югославии – 29%).


Высадка десанта «о время операции "Анаконда"


Великобритания ЗАКУПКА ИСТРЕБИТЕЛЕЙ ЛОКХИД-МАРТИН F-35B

В сентябре 2002 г. правительство Великобритании объявило о намерении закупить 150 истребителей F-35B для ВВС и авиации ВМС в качестве замены СВВП "Харриер" Предполагается, что самолеты морской авиации будут базироваться на двух запланированных к постройке авианосцах проекта CVF. Водоизмещение кораблей определено в 55 000 – 60 000 т. В перспективе не исключается возможность базирования но этих кораблях самолетов с обычным взлетом и посадкой.


ИССЛЕДОВАНИЯ ФИРМЫ ATG ДИРИЖАБЛЕЙ СЕМЕЙСТВА "СКАЙКЭТ"

В связи с финансовыми проблемами, возникшими у немецкой фирмы Карго- лифтер, занимающейся разработкой грузового дирижабля CL-160 и находящейся на грани банкротства, английская фирма ATG (Advanced Technologies Group) планирует создать Европейский дирижабле- строительный концерн по проектированию и производству пассажирских, грузовых и военных дирижаблей Фирма ATG является акционерным обществом с общим капиталом 10,4 млн. долл. Она рассчитывает либо объединиться с фирмой Карголифтер, либо привлечь капиталовложения акционеров этой фирмы, число которых превышает 70000 чел. Фирма ATG ведет также переговоры с американскими фирмами (в частности, с фирмой Боинг) относительно создания военных дирижаблей. В то же время фирма Боинг сома изучает проекты дирижаблей фирмы Карголифтер. Комондование ПВО североамериканского континента (NORAD) и армия США недавно запросили ассигнования на разработку опытного дирижабля для отработки соответствующих технологий. Специалисты NORAD считают, что 10 дирижаблей, патрулирующих на высоте 21000 м, достаточно дли зищи1ы территории от угроз с воздуха и моря.



Фирма ATG, созданная в 1996 г. и возглавляемая исполнительным директором Роджером Манком (Roger Munk), в настоящее время проводит испытания небольшого дирижабля AT-10, оснащенного двумя дизельными двигателями мощностью по 100 л.с. и предназначенного для использования в качестве патрульного, телевизионного ретранслятора и в рекламных целях. Двигатели установлены по бокам гондогы и приводят воздушные винты в поворотных кольцевых каналах. В гондоле размещаются два члена экипажа и 4 – 5 пассажиров. Дирижабль имеет мягкую оболочку длиной 41,4 м и максимальным диаметром 10,7 м, наполненную гелием. Объем оболочки составляет 2500 м 3 . Но высоте 2750 м дирижабль AT-10 может развивать скорость до 110 км/ч. Максимальная продолжительность полета при патэулировании со скоростью 55 км/ч составляет 34 ч. Фирма ATG сообщила, что один такой дирижабль продан транспортной полиции Шанхая.

С 2000 г. фирма ATG ведет разработку семейства дирижоблей "Скайкэт" грузоподъемностью 20, 2Э0 и 1000 т. Дирижабль "Скайкэт" 20, способный перевозить платную нагрузку массой 20 т, может использоваться для патрулирования, а также перевозки пассажиров и различных фузов По словам Манка, дирижабль "Скайкэт" 20 при финансовой поддержке правительства Великобритании мог бы быть разработан в течение 18 месяцев; программа летных и сертификационных испытаний может быть проведена в течение шести месяцев. Самый тяжелый дирижабль "Скайкэт" 1000 предлагается вооруженным силам для оперативной переброски воинских подразделений и техники.

Дирижабли семейства "Скайкэт" выполнены по схеме "катамарана". Между двумя оболочками находится силовая конструкция, к которой может крепиться отсек для перевозки пассажиров или грузов. В дирижаблях "Скайкэт" сочетаются свойство непосредственно дирижабля, аппарата но воздушной подушке и самолета. Почти 60% подъемной силы создается оболочкой, наполненной гелием, а 40% – за счет аэродинамики конструкции. На нижней части оболочки размещается надувное гибкое ограждение, обеспечивающее посадку на неподготовленную площадку, в том числе на воду. Модель дирижабля "Скайкэт" длиной 12,2 м прошла испытания но фирме ATG вблизи г. Бедфорд (см. фото)

Манк считает, что потенциальный рынок дирижаблей "Скайкэт" может составить несколько сотен единиц. Первым должен поступить в эксплуатацию дирижабль "Скайкэт" 20. Затем появится дирижабль "Скайкэт" 200, в разработке которого принимает участие румынская фирма IAR-Брашов. Наконец, в 2008 г могут начаться летные испытания дирижабля "Скайкэт" 1000,интерес к которому проявляет армия США.

Другой разработкой фирмы ATG является высотный дирижабль-ретранслятор "Скайкэт", который может совершать длительный полет (до 5 лет) над определенным районом на высоте около 20000 м. Его силовая установка будет работать на солнечной энергии и аккумуляторных батарях. Целевая нагрузка дирижабля составит 1000 кг.


Израиль БОЕВОЙ ВЕРТОЛЕТ БОИНГ AH-64D "ШАРАФ"

Боевые вертолеты Боинг AH-64D "Апач Лонгбоу" ВВС Израиля будут называться "Шараф" (змей-искуситель). Боевые вертолеты израильских ВВС традиционного получают "змеиные" имена: вертолет Белл АН-1 называется "Зифа" (гадюка), Боинг АН-64А – "Петен" (питон). В дополнение к модернизации 12 состоящих на вооружении ВВС Израиля боевых вертолетов АН-64А в вариант АН- 64D, Израиль закупит в США восемь новых вертолетов AH-64D. В 2000 г. в вариант AH-64D был переоборудован первый "Петен". На данной машине намечено провести отработку в бортовой комплекс ряда израильских систем, в частности бортового комплекса обороны фирмы Элисра (Elisra) в составе приемника предупреждения о радиолокационном облучении, приемника предупреждения о лазерном облучении, подсистемы предупреждения о пусках ракет и подсистемы постановки электромагнитных помех.

На вертолеты AH-64D ВВС Израиля вместо штатной оптоэлектронной обзорно-прицельной системы TADS/PNVS планируется установить усовершенствованную обзорно-прицельную систему фирмы Локхид-Мартин, известную в армии США как М-TADS/PNVS (модернизированная система TADS/PNVS ).

Переоборудование всех ^вертолетов "Петен" в вариант "Шараф" намечено завершить к 30 июня 2003 г.. поставка новых вертолетов "Шараф" намечена на 2005 г.


США ПРОГРАММА РАЗРАБОТКИ ИСТРЕБИТЕЛЯ- БОМБАРДИРОВЩИКА ЛОКХИД-МАРТИН/БОИНГ F/А-22 "РЭПТОР"

Сокращение количества планируемых к закупке истребителей F-22, вызванное отсутствием (по мнению экспертов США) после окончания холодной войны достойных противников для этого самолето побудило руководителей программы разработки росширитъ диапазон боевого применения. Изначально F-22 проектировался кок истребитель завоевания превосходство в воздухе, в настоящее время ведутся работы по созданию но базе исходного варианта истребителя-бомбардировщика F/A-22, что позволит увеличить количество закупаемых самолетов с 295 истребителей F-22 (возможно дальнейшее сокращение до 180) до 381 истребителя-бомбардировщика F/A- 22. Во второй половине 2002 г. начались летные испытания самолета, оборудованного двумя подкрыльевыми пилонами для внешней подвески вооружения.


ПРОГНОЗ КОМПАНИИ ТИЛ-ГРУП РАЗВИТИЯ МИРОВОГО ВЕРТОЛЕТНОГО РЫНКА В 2002-2011 ГГ

Компания Тил Груп подготовила очередной анализ мирового вертолетного рынка и перспектив его развития до 2011 г., используя собственные статистические данные и материалы, представленные ведущими вертолетостроительными фирмами. В отчете указывается, что вертолето- строение является важной составляющей частью мирового авиастроения, и его развитие в течение сравнительно большого периода отличалось стабильностью. Однако в последние годы американские вертолетостроительные фирмы подвергаются "беспрецедентной атаке со стороны европейских фирм, которые стремятся захватить вертолетный рынок" По данным компании Тил Груп, в 19922001 гг. в мире было произведено 7715 вертолетов общей стоимостью 51,7 млрд. долл Если число построенных военных вертолетов незначительно превосходило количество гражданских, то по стоимости военные вертолеты значительно опережали гражданские – 40,9 млрд. долл. против 10,8 млрд. долл.

По оценкам экспертов компании Тил Груп, в 2002-2011 гг. будет построено 9237 вертолетов на общую сумму 74,8 млрд. долл. Предполагается постройка 4667 военных вертолетов (62,3 млрд. долл.) и 4570 |раждански:< (12,5 млрд. долл.). Таким образом, в течение предстоящего десятилетия прогнозируется увеличение выпуска вертолетов но 1522 единицы по сравнению с предыдущим десятилетием (1992-2001 гг.), о их общей стоимости – на 23,7 млрд. долл. Компания полагает, что этот увеличение соответствует возрастающим потребностям мирового вертолетного рынка.

При составлении прогноза на 2002- 2011 гг. предполагалось, что в этот период практически завершатся закупки новых военных вертолетов, особенно, в Европе. При этом закупки гражданских вертолетов стабилизируются, причем, как видно из приведенных данных, средняя цена гражданского вертолета будет в несколько раз меньше цены военного.

По данным компании Тил Груп, в 1992- 1994 гг поставки вертолетов составляли 820-700 единиц, во второй половине 1990- х годов они уменьшились до 500-550 Начиная с 2000 г. наблюдается рост поставок, достигших почти 950 единиц в 2001 г. В течение прогнозируемого периода до 2003 г. произойдет некоторое снижение поставок до конца 2003 г., а затем они начнут возрастать и к 2009 г. достигнут величины в 1000 вертолетов в год. Что касается стоимости поставленных вертолетов, то если в 1990-х годах она в среднем составляла 6-6,5 млрд. долл., то в предстоящие 10 лет оно будет расти и достигнет к 2011 г. величины в 10 млрд. долл.

Анализируя деятельность фирм, компания Тил Груп полагает, что в 1992-2001 гг. лидирующие позиции на мировом рынке будут принадлежать пяти фиомам – Агу- ста/Уэстленд, Белл, Боинг, Еврокоптер и Си- корский. При этом отмечается, что доли американских фирм на мировом рынке могут снизиться, например, доля фирмы Сикорский уменьшится с 30 до 17%, а фирмы Белл – с 17 до 14%. Однако возрастет доля фирмы Боинг с 20 до 26% главным образом за счет закупок многоцелевых СВВП V-22. Доли европейских фирм увеличатся: для фирмы Еврокоптер с 16 до 23%, а для фирмы Агуста/Уэстленд – с 8 до 13%. На долю других фирм, среди которых рассматриваются и российские, приходилось в 1992-2001 гг. всего 9% мирового рынка, о в 2002-2011 гг. их доля, вероятно, снизится до 7%.


ПРОГРАММА ИСПЫТАНИЙ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ВВС БОИНГ Х-45А

В начале октября 2002 г. фирма Боинг возобновила летные испытания экспериментального беспилотного боевого самолета (ББС) Х-45А, которые были приостановлены в июне с целью установки нового программного обеспечения. С прежним программным обеспечением самолет выполнил всего дво полета общей продолжительностью 1 ч. По словам руководителя летных испытаний Джима Мартина (Jim Marin), предстоит выполнить 9-10 полетов продолжительностью no 1- 1,5 ч, которые позволят не только расширить область летных режимов, но и полнее отработать систему управления и связь, включая интерфейс "ББС – наземный оператор".

В ноябре 2002 г. планировалось приступить к летным испытаниям второго ББС Х-45А, который в сентябре 2002 г. был передан но наземные испытания. В середине 2003 г. намечается начать полеты одновременно обоих ББС, во время которых предполагается отработать систему обмена информацией между ними. Это будет второй этоп программы летных испытаний. В конце 2003 г. фирма Боинг приступит к третьему этапу испытаний, во время которых предполагается провести операции по перепланированию задания, а в конце этого этапа – имитацию ударов по наземным целям с помощью учебных бомб (без боевой части).

В конце 2004 г. начнется четвертый этап, основной целью которого будет проведена полная отработка БРЭО и системы оружия. В частности, предполагается постепенно передавать функции по принятию решения с наземного пункта управления бортовым системам ББС, включая выбор маршрута полета, планирование атаки и выбор цели. При этом намечается использование боевых средств поражения.

Созданное для четвертого этапа программы летных испытаний ссмолетов X- 45А программное обеспечение будет использовано на двух экспериментальных ББС Х-45В, которые начнут летать в 2005 г Эти самолеты будет превосходить по размерам аппараты Х-45А и по своим возможностям приблизятся к серийным ударным ББС А-45, которые могут поступить на вооружение в 2008 г.


ИЗМЕНЕНИЕ ПРИОРИТЕТОВ ВВС США В ПРИМЕНЕНИИ ББС

ВВС намерены пересмотреть назначение беспилотного боевого самолето (ББС), создаваемого фирмой Боинг для ВВС по программе UCAV. Предполагалось, что ББС, созданный на основе экспериментального беспилотного самолета Боинг X- 45, поступит на вооружение в конце текущего десятилетия и первоначально будет использоваться для поражения наземных целей (главным образом, средств ПВО) с заранее известными координатами В дальнейшем более усовершенствованные ББС намечалось применять и против наземных целей, выявленных в ходе боевого вылета. В более отдаленной перспективе ББС планируется оснастить боевыми лазерами и микроволновым оружием

Однако, частичная переориентация истребителя Локхид Мартин F/A-22A (который должен поступить но вооружение в 2005 г.) на решение ударных задач, а также результаты дискуссий о том, как наиболее эффективно использовать ББС, привели к тому, что в последнее время руководители ВВС стали более сдержанно подходить к планам развертывая ББС. В частности, министерство обороны намерено сократить на 500 млн. долл. средства, ранее планировавшиеся на проведение работ в области ББС в 2004-2009 финансовых годах. По утверждению некоторых высокопоставленных военных, ВВС в настоящее время не намерены возлагать на ББС задачи, решаемые обычными боевыми самолетами. Скорее всего, они будут использоваться в операциях, участие в которых пилотируемых самолетов невозможно и существенно затруднено. В качестве одной из наиболее приоритетных задач рассматриваются операции РЭБ.

ВВС и ВМС пытаются рассмотреть пути обьединения усилий в области создания ББС, что должно обеспечить существенное снижение расходов на соответствующие программы в 2002-2007 финансовых годах. В настоящее время ВМС в рамкох программы разработки палубного ББС (UCAV-N) планирует первоначально его использовать для ведения воздушной разведки и патрулирования, а в дальнейшем – для решения ударных задач. Участниками конкурсной программы UCAV-N являются фирмы Нортроп Грумман и Боинг В рамках совместных работ ВВС и ВМС предполагается создать единую технологическую базу, а также отдельные узлы и системы, которые будут использоваться при создании различных летательных аппаратов, оптимизированных для выполнения задач в интересах того или иного вида вооруженных сил.


ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ МАЛОЗАМЕТНЫЙ САМОЛЕТ ФИРМЫ БОИНГ

В рамках программы создания истребителя пятого поколения JSF, боевых беспилотных самолетов (ББС), о также для исследований новых средств снижения радиолокационной и оптической зомет- ности фирмой Боинг был разработан и построен экспериментальный малозаметный самолет, получивший неофициальное название "Хищная птица" (ВОР – "Bird of Prey"). Об этой, ранее секретной программе, впервые было объявлено лишь недавно.




Самолет ВОР выполнен по схеме "бесхвостка" со стреловидным крылом, внутренние секции которого имели положительный угол поперечного V, а внешние – отрицательный. Такое крыло, по утверждению представителей фирмы Боинг, не является оптимальным с точки зрения радиолокационной заметности, но обеспечивает необходимую путевую устойчивость. Управление самолетом обеспечивается так называемыми "раддеронами" (rudderon), расположенными на внешних секциях консолей крыла, и элевонами, установленными но внутренних секциях. Вертикальное оперение отсутствует. Первоначально на нижней поверхности хвостовой части фюзеляжа располагался вертикальный гребень для улучшения путевой устойчивости. По мере проведения летных испытаний размеры этого гребня уменьшались, пока, в конце концов, его не убрали совсем.

Планер самолета ВОР изготовлен практически полностью из углепластика LTM-I0. В конструкции фюзеляжа применены крупногабаритные панели сложной конфигурации, которая выбиралась из условия обеспечения малой радиолокационной заметности с помощью трехмерного моделирования на компьютерах. Фирма Боинг заявило, что полученная формо фюзеляжа малую ЭПР не только при облучении с передней полусферы, но и с боков.

Самолет ВОР имеет один ТРДД Пратт- Уитни JT15D тягой 1360 кгс с плоским малозаметным соплом, имеющем в плане треугольную форму. Воздухозаборник расположен на верхней поверхности фюзеляжа сразу за кабиной летчика. На самолете используется упрощенное пи- лотажно-навигационное оборудование, в состав которого входили авиагоризонт, указатель курса, приборы контроля работы силовой установки, а также система спутниковой навигации GPS. Фонарь кабины обеспечивал круговой обзор.

Характеристики самопета ВОР

Длина……………………….. 14,3 м

Высота…………………….. 2,82 м

Размах крыла………….. 6,91 м

Максимальная

взлетная масса……. 3405 кг

Максимальная скорость 480 км/ч

Практический потолок 6100 м

С целью экономии средств на самолете ВОР были широко использованы отдельные узлы и агрегаты от других самолетов В частности, силовая установка заимствована от административного самолета Цессна "Сойтейшн", механическая система управления и система спасения летчика – от ударного самолета Боинг AV- 8В "Харриер" II, передняя опора шасси – от истребителя Норт Америкен F-100 "Супер Сейбр". Имеются отдельные элементы конструкции от истребителей Боинг F/A-18 и F-15.

К разработке самолета ВОР на фирме Боинг приступили в 1992 т. При этом за счет широкого использования наиболее современных технологий компьютерного проектирования удалось предельно минимизировать стоимость работ, которая составила 67 млн. долл., включая постройку самолета. Осенью 1996 г. начались его летные испытания, завершившиеся в 1999 г. Всего было выполнено 36 полетов общей продолжительностью свыше 40 ч. Создание самолета ВОР и его испытания позволили, по словам представителей фирмы Боинг, получить на экспериментальном самолете Х-32 величину ЭПР, меньшую, чем у самолета Локхид Мартин Х-35.

Фирма заявила, что самолет "Хищная птица" предполагается передать музею ВВС США на авиабазе Райт-Поттерсон (шт Огайо), где уже находится другой американский экспериментальный малозаметный самолет "Тэсит Блю"


РАЗРАБОТКА СВЕРХМОЩНОЙ АВИАБОМБЫ "БИГ-BLU"

ВВС рассматривают возможность принятия но вооружение сверхмощной сво- боднопадающей авиабомбы, известной под названием "Биг-BLU" и предназначенной для разрушения подземных укрытий, особо прочных бункеров, пещер и т.п. Концепция подобного боеприпасо калибром 13600 кг была предложена фирмой Нортроп Грумман еще в середине 1990-х годов. Однско в то время командование ВВС не проявило особого интереса к этому предложению. Но рост международного терроризма и усиление борьбы с ним потребовало пересмотра взглядов ВВС на использование военной техники, в том числе и бомб типа "Биг- BLU".

Один из вариантов такой бомбы представляет собой проникающий боеприпас, предназначенный для разрушения особо прочных и заглубленных укрытий. При этом проникновение боеприпаса через преграду обеспечивается, в первую очередь, за счет его калибро и высокой скорости падения, а не формой. По мнению начальника штаба ВВС генерала Джона Джампера (John Jumper), в перспективе проникающие бомбы, сброшенные с больших высот или из космоса, смогут развивать гиперзвуковую скорость (до чисел М=10), что не потребует применения взрывающейся боевой части, так как укрепления противника будут разрушаться за счет огромной кинетической энергии боеприпаса.

Для решения задач по поражению сильно защищенных целей рассматриваются также гиперзвуковые управляемые ракеты и новые средства поражения, доставляемые к цели перспективными авиационными комплексами большой дальности. Однако эти боеприпасы не могут быть созданы в текущем десятилетии, а министерство обороны США нуждается в оружии, способном надежно поражать защищенные цели, уже сегодня.

Предлагается еще один вариант боеприпаса "Биг-BLU", который мсжет прийти на смену сверхмощной фугасной авиабомбе BLU-82 (калибр 6800 кг). Эта бомба с большим успехом было использовано в Афганистане и Ираке для поражения живой силы, а также оказания морального воздействия на противника. Однако производство авиабомб BLU-82 завершилось много лет назад, и сейчас ВВС США нуждаются в пополнении их арсенала.

По утверждению представителей ВВС, бомба "Биг-BLU" в фугасном варианте должна иметь возможность регулирования мощности взрыва применительно к характеристикам конкретной цели, а также концентрации взрывной энергии в нужном направлении. Это должно снизить риск поражения "побочных" объектов и уменьшить потери среди гражданского населения.

В качестве носителя новой авиабомбы рассматриваются бомбардировщики В-1В, В-52Н и В-2А (бомба BLU-82 может доставляться к цели только самолетом Локхид Мартин МС-130 "Комбат Тэлон", состоящим на вооружении спецподразделений ВВС США) По утверждению представителей министерство обороны, поставки авиабомб типа "Биг-BLU" могут начаться не позже, чем через четыре месяца после принятия решения о закупках.


Франция ПЕРВЫЙ БОЕВОЙ ПОХОД АТОМНОГО АВИАНОСЦА "ШАРЛЬ ДЕ ГОЛЛЬ"

Участие Франции в боевых действиях на территории Афганистана получило название операция "Heracles", в операции принял участие новейший авианосец французских ВМС "Шарль де Голль". После продажи в ноябре 200) г. авианосца "Фош" Бразилии, "Шарль де Голль" остался единственным французским авианосцем ("Клемансо" выведен из боевого состава ВМС в 1998 г.). Ходовые испытания атомного авианосца начались в январе 1999 г. В ходе испытаний было выявлено значительное число конструктивных и технологических дефектов вплоть до неправильного выбора геометрических размеров полетной палубы и неудачной конструкции гребных винтов. На борту корабля возможно базирования до 40 самолетов. Авианосец оснащен двумя паровыми катапультами С13-3 с длиной трека 75 м. Водоизмещение корабля 42 600 т.

На 2002 г. планировался первый дальний поход атомного авианосца "Шарль де Голль" к берегом Австралии, но правительство Франции приняло решение направить корабли в Индийский океан в составе "Task Force 473". На авианосце находилось 16 истребителей-бомбардировщиков "Супер Этандор Modernises" (SEM, "Super Etendard Modernises"), два истребителя "Рафаль", два самолета ДРЛОиУ Е-2С "Хокай", два вертолета "Дофин", два вертолета "Пума", один вертолет "Алуэтт III".

Как и корабль, истребителям "Рафаль" впервые предстояло принять участие в боевых действиях. К моменту выхода 473- го оперативного соединения из ВМБ Тулон в декабре 2001 г. программа подготовки летчиков для новых самолетов еще не была завершено, поэтому количество "Рафаэлей" в составе корабельной авиагруппы пришлось ограничить двумя самолетами. Интенсификация подготовки позволила увеличить количество "Рафаэлей" на борту авианосца до семи Пять "Рафалей" совершили беспосадочный перелет на корабль в середине февраля из Франции, когда "Шарль де Голль" уже находился на переходе в Индийский океан. Перелет палубных истребителей обеспечивали самолеты-заправщики ВВС Франции KC-135F.

Истребители-бомбардировщики "Супер Этандар" принадлежат Flottille 17F. На борту авианосца находились модернизированные по стандарту 3 и стандарту 4 самолеты. Первые модернизированные "Супер Этандары" авиация ВМС Франции получила в 1993 г В ходе модернизации полностью было обновлено приборное оборудование кабины и установлена РЛС Томсон-CSF "Анемон". На самолетах стандарта 3 дополнительно предусмотрена подвеска контейнера с лазерным дальномером-целеуказателем, позволяющим использозоть управляемые ракеты воздух-поверхность AS.30L и корректируемые авиабомбы с лазерным наведением. Самолеты стандарта 4 последним вариантом истребителя-бомбардировщика "Супер Этандар Modernises", оснащенным (кроме прочего) приемником предупреждения об электромагнитном облучении, устройствами отстрела ИК ловушек и уголковых отражателей в двух дополнительных пилонах для подвески вооружения. Некоторые самолеты 4 SEM доработаны путем замены бортовых пушек с боекомплектом на разведывательные комплекты CRM.280.

Поисково-спасательные операции возлагались на вертолетное подразделение из состава Flotllle 35F: два вертолета SA.365F "Дофин" и один вертолет "Алуэтт III". Два транспортных вертолета "Пума" из состава авиагруппы авианосца принадлежали 3-му вертолетному полку армейской авиации.

Французскому ависносцу впервые в истории предстояло действовать в одном соединении с авианосцами ВМС США, из- за чего пришлось провести ряд мероприятий организационно-технического плана, связанных с организацией полетов самолетов и вертолетов.

Большую часть времени авианосец "Шарль де Голль" находился на позиции в Аравийском море, ему был отведен участок акватории размерами 111 х65 км. Корабль находился на большом удалении от района боевых действий (расстояние до Кандагара порядка 900 км, до Кабула – 1200 км), поэтому боевые вылеты ударных самолетов производились с дозаправкой в воздухе от самолетов КС- 10 и КС-135 ВВС США или "Тристар" ВВС Великобритании. Ежедневно для выполнения боевых заданий выделялось для самолета ДРЛО Е-2С и пять истребителей-бомбардировщиков "Супер Этандар"; самолеты ДРЛО выполняли по одному полету, истребители-бомбардировщики – по два. Порядка 40% от общего числа боевых вылетов выполнили разведывательные самолеты, оснащенные аппаратурой CRM 280. В период проведения операции "Анаконда" интенсивность работы палубной авиации увеличилась, к нанесению ударов по наземным целям привлекались истребители "Рафаль", выполняя иногда по 12 боевых вылетов в день.

Вертолеты "Пума" неоднократно высаживали досмотровые партии спецназа из подразделений SEAL не суда, которые подозревались в перевозке оружия.

Авианосец 24 апреля ушел из Аравийского моря в Сингапур, вернулся на позицию в середине мая. Первый боевой поход атомного авианосца "Шарль де Голль" в общей сложности продолжался восемь месяцев


РАБОТЫ ПО СОЗДАНИЮ ПЕРСПЕКТИВНЫХ БПЛА

Министерство обороны приступило к реализоции двух новых программ разработки БПЛА нового поколения, предназначенных для ВВС и армии. На их создание предусматривается выделить 1,55 мпрд. евро. Одна программа касается создания армейского тактического многоцелевого разведывательного БПЛА MSMM (Multi-Sensor Multi-Mission), а вторая – разработку для ВВС средневысотного аппарата с большой продолжительностью полета MALE (Medium-Altitude Long Endurance). Финансирование работ будет осуществляться в рамках государственного оборонного заказа на 2003- 2008 гг.

Потребности французской армии в аппаратах MSMM, предназначенных для сбора информации о ситуации но поле боя, целеуказания и ведения РЭБ (в частности, подавления практических линий радиосвязи) оцениваются в 80 единиц. БПЛА должен заменить находящиеся в эксплуатации беспилотные аппараты SAGEM "Кресерель" и "Спервер" и Бомбардье CL-298. В течение 2003-2008 гг. предполагается заказать 40 новых БПЛА, а остальные MSMM – в 2009-2010 гг. Стоимость программы разработки БПЛА MSMM составляет 450 млн. евро.

По программе MALE намечается закупить для ВВС не менее 12 аппаратов (еще 12 может быть зарезервировано), а также необходимою наземного оборудования. Первоначально БПЛА будут использоваться для разведки, о в дальнейшем им могут быть приданы ударные функции. Первый БПЛА MALE планируется передать заказчику в 2009 г. Стоимость создания и эксплуатации в течение 15 лет группировки из 24 таких БПЛА оценивается в 1,1 млрд. евро.

Предполагается, что головными разработчиками новых беспилотных авиационных комплексов станут фирмы Дассо Авиосьон и SAGEM При этом первая будет создавать летательные аппараты, а вторая – комплексы бортовых датчиков и наземную инфраструктуру.

Разработка перспективных БПЛА, как предполагается, будет базироваться на научно-техническом заделе, полученном в ходе реализации программы экспериментального беспилотного аппарата Дассо Авиасьон "Муайен Дюк". Планируется, что первый опытный БПЛА "Муойен Дюк" поступит но летные испытания к концу 2003 г.

В качестве альтернативного варианта рассматриваются предложения европейского концерна EADS, который совместно с израильской фирмой IAI ведет работы по разведывательному аппарату "Игл" 1 (MALE). Усовершенствованный вариант этого аппарата "Игл" 2 должен нести целевую нагрузку 600 кг, иметь практический потолок 14800 м и продолжительность полета 24 ч.


РОССИЯ Новости АНТ К им. ТУПОЛЕВА

29 НОЯБРЯ 2002 ГОДА ОАО "Туполев" провело совместную с ОАО "Авиаэкспорт", ЗАО "Авиастар-СП" и компанией "Сирокко Аэроспейс Интернешнл" пресс-конференцию по случаю подписания контракта на поставку компании "Сирокко Аэроспейс Интернешнл" 25 самолетов Ту-204-120.

С российской стороны контракт подписали ОАО "В/О "Авиаэкспорт", ОАО "Туполев" и ЗАО "Авиастар-СП", с египетской стороны – компания "Сирокко Аэроспейс Интернешнл". Самолеты Ту-204-120 будут изготовлены и поставлены в Египет в 2003-2006 годах.

Самолеты, являющиеся предметом нового контракта, предназначены для авиакомпаний КНР, Египта и других иностранных перевозчиков.

Самолеты Ту-204-120 поставляются на экспорт с 1998 года и являются модификацией самолетов Ту-204-100, эксплуатирующихся в российских авиакомпаниях.

В настоящее время за рубежом успешно эксплуатируются 5 самолетов Ту-204-120 в пассажирском и грузовом вариантах.


12 НОЯБРЯ 2002 года исполнилось 50 лет со дня первого полета самолета Ту-95. Долгие годы этот самолет и его модификации во многом составляли основу мощи отечественной военной авиации. В настоящие время последние варианты Ту-95 продолжают успешно нести свою службу в российских ВВС.

По случаю юбилея в ОАО "Туполев" состоялся Научно-технический совет, на который были приглашены ведущие специалисты отрасли, принимавшие участие в создании этого уникального самолета и представители ВВС. С основным докладом выступил Главный конструктор Д.А. Антонов. С приветствиями выступили приглашенные на НТС ведущие специалисты отрасли и командующий дальней авиацией. Своими воспоминаниями поделились ветераны ОАО "Туполев".

31 ОКТЯБРЯ 2002 Г. Председателем правительства Российской Федерации М.М. Касьяновым подписано Распоряжение о начале серийного производства ближнемагистрального самолета Ту-334. В соответствии с Распоряжением планируется начать серийное производство Tv-334 в 2004 году на "РСК "МИГ".


23 ДЕКАБРЯ 2002 г. в катастрофе самолета Ан-140 погиб Сергей Александрович Скрынников, личность, безусловно, легендарная в российской авиационной журналистике. Его фотографии обошли авиационные журналы всего мира. В рейтинге одного из ведущих авиационных изданий – американского журнала Awiation Week amp; Space Technology – Скрынников вошел в первую десятку фотохудожников.

Фотографией Сергей заболел еще в школе. Отслужив срочную в ГСЗГ (где он занимал должность командира танка Т-72 и сотрудничал с журналом «Советская Армия»), Скрынников в 1982 г. одновременно поступил в два элитных московских ВУЗа МГУ (журфак) и ВГИК.

После окончания МГУ судьба привела Сергея в журнал «Авиация и космонавтика», здесь он познакомился с авиационной тематикой и сформировался как «летающий» журналист. А породнил с небом Скрынникова Липецк (точнее Липецкий центр боевого применения и переучивания летного состава BBCi, где он впервые прыгнул с парашютом, совершил первый полет в кабине истребителя МиГ-29УБ, а в дальнейшем «освоил» и другие боевые машины. Позже он летал с многими выдающимися отечественными летчиками. Вместе с Сергеем Мельниковым Сергей Скрынников садился на Су-25УТГ на палубу авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов».

Сергей Скрынников возглавлял один из ведущих российских авиационных журналов – «Вестник авиации и космонавтики», но его фотографии, как и прежде, можно было встретить на страницах многих других изданий. Неоднократно публиковала их и «Авиация и Космонавтика вчера, сегодня, завтра».

Дань памяти Сергею – его работы.















Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх