|
||||
|
НОВЫЕ КИТАИСКИЕ ИСТРЕБИТЕЛИ НА "ЭЙРШОУ ЧАЙНА-2002" Владимир ИЛЬИН Модель истребителя CY-1 Традиционным местом деловых встреч российских и китайских авиастроителей вот уже десятилетие является авиасалон в Чжухае – крупном промышленном и торговым центре южной провинции Гуандун. На авиасалоне '"Эйр Чайна-2002", состоявшемся 4-7 ноября, было представлено 28 стран, производящих авиационную и ракетную технику, в том числе и ведущие авиастроительные держаны мира – Россия. США, Великобритания. Франция. Германия, такие производители авиационной техники, как Боинг, Сухой, Антонов. Роллс-Ройс, Эрбас, F.ADS и др., крупнейшие авиаперевозчики. Разумеется, широко демонстрировалась продукция китайской авиационной промышленности – в первую очередь государственных концернов AVIC I и AVIC II. "Логическим центром" экспозиции государственного авиастроительного концерна AVIC I стал натурный макет перспективного легкого многоцелевого истребителя FC-I. разрабатывающегося с 1994 года с ориентацией, преиму- шествено. на экспорт (одним из его основных заказчиков являются ВВС Пакистана). Самолет представляет собой дальнейшее развитие поистине "бессмертной" линии легкого истребителя МиГ-21/1-7. Он оснащен современной авионикой. в частности – итальянской малогабаритной БРЛС Галилео "Грифо" S7. являющейся дальнейшим развитием станций "Грифо" 7 и "Грифо" 7MG, устанавливаемых на самолетах F- 7 и F-7MG. На семи узлах внешней подвески на "малозаметных" держателях может размешаться до 380(1 кг боевой нагрузки, включающей ракеты класса воздух-воздух малой (PI.-9) и средней (SD-10 и PL-11) дальности. ТРДДФ росийского производства РД- 93 тягой 8300 кгс обеспечивает самолету достижение максимальной скорости. соответствующей М=1.6. и практического потолка, равного 16500 м. Перегоночная дальность с ПТБ составляет 3000 км. По заявлению представителей фирмы-разработчика, проектирование истребителя FC-I к настоящему времени полностью завершено и 16 сентября 2002 г. на авиазаводе в Chengdu состоялась официальная "закладка" первого опытного самолета. Параллельное программой FC-I для собственных ВВС в Chengdu создается более простой и дешевый истребитель J-7MF, летные испытания которого начались в ноябре 2000 года, вскоре после закрытия "Чайна Эршоу-2000" (модель этой машины также была представлена на выставке). Но, но словам представителей фирмы, первые полеты выявили необходимость внесения ряда изменений в конструкцию самолета (в частности – в систему управления, сочетающую механические и электродистанционные каналы). В результате сроки завершения летных испытаний были продлены. Самолет J-7MF. выполненный по аэродинамической схеме "продольный триплан", оснащен подфюзеляжным нерегулируемым воздухозаборником, по своей конструкции напоминающим воздухозаборник другого перспективного китайского истребителя – J-I0. На первом опытном J-7MF установлен ТРДДФ "Кунлун"! (7200 кгс) и БРЛС "Грифо"7. Серийные истребители предполагается оснащать двигателями "Кунлун"П (7600 кгс). При этом возможно использование радиолокационного оборудования как китайского, так и российского производства. На "Эйршоу Чайна – 2002" был представлен натурный макет еще одного перспективного самолета – сверхзвукового учебно-боевого FTC-2000. разработанного авиастроительным объединением GAIC (ранее производившим УТС FT-7. FT-7А и FT-7P). Самолет, ведущий свою родословную от "спарки" МиГ-21У, имеет новую переднюю часть фюзеляжа с боковыми воздухозаборниками, крыло увеличенной площади с изломом по передней кромке, развитые подфюзеляжные гребни. Удачная компоновка кабины обеспечивает переднему и заднему летчикам хороший обзор в направлении вперед-вниз. В носовой части фюзеляжа предусмотрена возможность размещения БРЛС. Современное информационно-управляющее поле кабины выполнено с использованием многофункциональных цветных дисплеев. В хвостовой части самолета размещен ТРДФ WP-I3F(C) развивающий тягу 6450 кгс. С правой стороны фюзеляжа размещена неубирающаяся Г-образная штанга системы дозаправки в воздухе (она необходима как для обучения летчиков элементам дозаправки, так и для расширения тактических возможностей самолета). Самолет может решать не только учебные, но и боевые задачи. На пяти узлах внешней подвески FTC-2000 может размешаться различное вооружение (в том числе и перспективные УР класса воздух-иоверхность). Предполагается, что летные испытания самолета начнутся в 2003 году. Одной из наиболее интересных разработок китайских специалистов, впервые продемонстрированной на выставке, стала модель (выполненная в масштабе 1:3) высокоманевренного самолета CY-I, создаваемого Пекинским авиационным научно-исследовательским центром (входящим в концерн AVIC Двухместная машина имеет оригинальную аэродинамическую компоновку, напоминающую компоновку "триплан". Отличие заключается в том, что хвостовые цельноповоротные плоскости имеют отогнутые вниз законцовки, выполняющие функции вертикальных аэродинамических поверхностей. Самолет оснащен одним ТРДДФ WP7 (7000 кгс> и обычной электромеханической системой управления. По словам разработчиков машины, установка ЭДСУ не планируется. Утверждается, что самолет CY-1 будет обладать высокими характеристиками маневренности, устойчивости и управляемости на больших углах атаки. Хотя на выставке в Чжухае CY-1 был представлен как экспериментальный самолет, наличие на моделе управляемого вооружения класса воздух-воздух и воздух-иоверхность (общую массу которого можно оценить в 3000 кг) свидетельтвуст о том. что в перспективе машина может трансформироваться в полноценный легкий истребитель. Еше одним важным событием '"Эйршоу Чайна – 2002" стала первая демонстрация модели сверхзвукового учебно-боевого самолета углубленной подготовки LI5, создаваемого авиастроительным объединением Хонгду (входящим в AVIC I). Самолет с тандем- ным расположением экипажа имеет интегральную компоновку н оснащен двумя ТРДДФ тягой по 3500 кгс. что при нормальной взлетной массе 6500 кг обеспечивает ему тяговооруженность, превышающую 1. Учебно-боевая машина имеет цифровую ЭДСУ. а также современную авионику (в частности – информационно-управляющее поле кабины экипажа, выполненное с использование многофункциональных экранных индикаторов). В носовой части фюзеляжа может располагаться БРЛС (внешне там хорошо смотрелась бы НИИПовская станция "Оса"). Самолет оснащен 23-мм встроенной пушкой. На внешних узлах подвески может располагаться вооружение различных классов (в том числе и управляемое), обеспечивающее поражение как воздушных, так и наземных целей. Модель истребителя F-7MF Модель истребителя F-7MG Макет истребителя FC-I Мидель истребителя F-8HACT К сожалению, в Чжухае практически полностью отсутствовала информация о новейшем китайском истребителе J-10. проходящем в настоящее время летные испытания. Другой новейший боевой самолет, созданий китайскими специалистами из Сианя – двухместный тяжелый истребитель-бомбардировщик AVIC-I/XADRI FBC-I – был представлен лишь в виде макета. Однако на видеофильмах, посвященых этому самолету, демонстрировались эле- менеты его боевого применения – пуски ракет, бомбометание, дозаправка в воздухе и т.п. FBC-I является одним из "чисто китайских" типов JIA. Он обладает достаточно высоким боевым потенциалом, ставящим этот самолет в один ряд с такими машинами, как Су-24. F-l 11 или "Торнадо". При максимальной взлетной массе 28500 кг истребитель-бомбардировщик способен нести до 6500 кг боевой нагрузки. Многоцелевой истребитель Шеньян CATIC F-8II, также представленный в Джухае в виде моделей, стендов и видеосюжетов, является дальнейший развитием российского истребителя типа МиГ-21 (отличия от последнего заключаются в двое более мощной СУ. а также в усовершенствованом комплексе вооружения). Самолет оснащен БРЛК российской разработки Фазотрон "Жук-8П". двигателями WP-I3B «2x7000 кгс». а также современным во- ор> жением китайского, российского и западного производства. Выл представлен и экспериментальный самолет F-8IIACT, предназначенный для отработки цифровой ЭДСУ и снабженный передним горизонтальным оперением, служащим для изменения статческой устойчивости. Объем работ китайских авиастроительных фирм в области создания новых истребителей впечатляет. Сегодня в Китае в стадии реализации находится значительно больше "истребительных" программ, чем в США При этом основные усилия направлены на отработку конструкции легких и относительно дешевых истребителей десятитонного класса, которые, безусловно, будут широко востребованы на мировом авиационном рынке (в первую очередь относительно бедными развивающимися странами). На Западе есть лишь один самолет, который может конкурировать с китайскими машинами в данной "вс совой категории" – шведский JAS 39 "Грипсн". имеющий стоимость, "неподъемную" для большинства бюджетов государств "третьего мира". Германский "Мако" находится в стадии разработки и будущее его пока выглядит неопределенным. Таким образом, можно ожидать, что к концу текущего десятилетия начнется широкая экспансия новой китайской авиационной техники в странах Азии. Африки и Латинской Америки. России в настоящее время нечего предложить своим потенциальным покупателям в классе самолетов типа "МиГ-21". Поэтому представляется, что в сложившихся обстоятельствах в интересах нашей страны – попытаться максимально глубоко встроится в китайские программы легких истребителей, сделав как можно большей российскую долю их экспортной стоимости. В последние годы китайские специалисты серьезно продвинулись в области создания высокоточного авиационного вооружения. Среди разработок. представленных на выставке, следует отметить ракету класса воздух-воздух ближнего воздушного боя разработки Ляояньского оптико-электронного центра (LOEC) PL-5E. Она способна применяться на высотах от 0 до 21 км. УР обладает высокой маневренностью (перегрузка может достигать 40 единиц), что позволяет с высокой степенью вероятности поражать цели в ближнем маневренном воздушном бою. Для оснащения боевых вертолетов в центре LOEC создана легкая ракета класа воздух-воздух СII ( IY-9U). Она может поражать цели (в том числе и маневрирующие с большими перегрузками) как в передней, так и в задней полусферах. Подтверждению разработчиков. TY-90 обладает высокой помехозащищенностью. Она способна уничтожать ЛА противника на дальности 500…6000 м в диапазоне высот от 0 до 6000 м. Особенностью ракеты является наличие лазерного взрывателя. Стартовая масса TY-90 – 20 кг, длина – 1,9 м, диаметр корпуса – 90 мм. Макет учебно-боевого самолета FTC-2000 Модель учебного сверхзвукового самолета L-15 ХАРАКТЕРИСТИКИ НОВЫХ УБЕБНО-БОЕВЫХ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ САМОЛЕТОВ. ПРЕДСТАВЛЕННЫХ НА "ЭЙР ЧАЙНА – 2002" Тип самолета FTC -2000 SY-1 L-IS Размах крыла, м 8,32 8.32 8,73 Длина самолета, м 14.55 14,08 12,08 Высота самолета, м 4,10 5,03 4,41 Площадь крыла, м 25,15 – – Нормальная взлетная масса, кг 7800 8500 6500 Максимальная взлетная масса, кг 9800 – 9500 Масса топлива но внутренних баках, кг 2060 – – Максимальное число М 1.6 1,7 1.4 Практический потолок, м 16000 – 16000 Перегоночная дальность (с ПТБ), км 2500 – – Скорость неустановившегося разворота, град./с – 30 – Назначений ресурс, ч 10000 В экспозиции выставки были отражены работы китайских специалистов и по созданию ракет класса воздух-воздух средней дальности. В дополнение к российской УР средней дальности Р-77 (получившей китайское обозначение SD-I0) разрабатывается ракета аналогичного класса, известная под индексом PL-12 (или "проект 129"). В печати сообщалось, что в середине 2002 г. были произведены первые пуски SD-10 с борта многофункционального истребителя Су-30МКК (J-13) ВВС Китая. Поступление на вооружение ракеты PL- 12 должно начаться несколько позже. УР этого типа предполагается включить в состав вооружения многофункционального истребителя китайской разработки J-10. который должен вступить н строй в 2005-2007 гг., а также легкого истребителя FC-1 (оба самолета могут нести и УР P-77/SD-10). По сообщению средств массовой информации, ракета PL-12 создавается при технической помощи российских специалистов. По аэродинамике она близка американской УР "Спэрроу" и оснащется двухрежимным твердотопливным двигателем китайской разработки. Диаметр корпуса ракеты – 203 мм, длина 3,85 м и стартовая масса 180 кг. что незначительно превышает соответствующие параметры УР Р-77. Активная радиолокационная головка самонаведения и взрыватель, используемые на УР PL-12 – российской разработки. Для увеличения дальности пуска ракеты возможно использование специальной навесной траектории. Следует отметить, что с 1980-х годов в Китае велись работы по копированию американской УР средней дальности Рейтеон AIM-7 "Спэрроу" (получившей китайскую индексацию PL-10). Кроме того, была предпринята попытка наладить серийный выпуск по итальянской лицензии ракеты "Аспид", которой был присвоен индекс PL-II ("Аспид" является итальянской модификацией ракеты "Спэрроу"). Около 100 УР этого типа было выпущено в КНР в конце 1980-х гг., но после событий в Пекине в июне 1989 г. Италия по политическим соображениям свернула военно-техническое сотрудничество с Китаем. В начале 1990-х гг. ракета PL11 была интегрирована с китайским самолетом-носителем J-8-II. однако из-за незначительного числа поставленных ракет эти работы не получили дальнейшего развития. Вместе с закупкой российских истребителей Су-27 (J-11) КНР в 1990-х гг. приобрела и ракеты средней дальности Р-27 с полуактивной радиолокационной системой самонаведения. В дальнейшем эти УР были включены и в состав вооружения китайского истребителя J-8-11M. выпускающегося в настоящее время серийно. Следует остановиться и на российской экспозиции "Эйршоу Чайна-2002". На стендах крупнейших производителей отечественной авиационной техники ("Авиавтоматика", "Аэрокосмическое оборудование", "Аэроприбор-Восход''. "Радуга", "Полет". "Электроприбор", "МИГ". НИИП им. В.В.Тихомирова. "Салют". "Сатурн". "Сухой". "Прогресс", "Росвертол", "Темп", "Технокомплекс", "Камов", Казанский вертолетный завод, Улан-Удэнскнй авиационный завод, завод им. Климова. КнААПО. "Звезда". "Радиоприбор", УОМЗ. УМПО, "Фазатрон- НИИР" и др.) демонмстрировалась практически вся гамма изделий российского авиапрома, которая могла быть востребована китайскими партнерами. На великолепно оформленном стенде "Сухого" в моделях демонстрировалась практически вся гамма самолетов этой прославленной фирмы, в частности, истребители Су-27, Су-27УБ и Су-30МК, поставляемые ВВС Китая. В печати сообщалось, что к ноябрю 2001 года Китай в рамках контракта на сумму 1,5 млрд. долл. получил партию из 38 самолетов Cv-30МК. Вторая партия из 40 машин общей стоимостью 2 млрд. долл. должна быть поставлена в 2002- 2003 гг. Наконец, в августе 2002 года было достигнуто соглашение о поставке третьей партии усовершенствованных самолетов Су-30МК с интегрированной в состав бортового вооружения противокорабельной ракетой X-31A. В.И.Перов, О.В.Растренин |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|