|
||||
|
БОЕВАЯ КАРЬЕРА ME 262 Продолжение. Начало АиК 2-4,7/2002 г. "ШВАЛЬБЕ": ПЕРВАЯ КРОВЬ Большой энтузиаст реактивной техники Адольф Галланд сумел убедить командование люфтваффе в необходимости организации экспериментального подразделения реактивных истребителей – Эрпробунгскоммандо 262. Решение о формировании этой части было принято 9 декабря 1943 г. Местом базирования подразделения определили аэродром Лекфельд, расположенный южнее баварских заводов Мессершмитта в Аугсбурге. Согласно утвержденным штатам летный состав Эрпробунгскоммандо 262 (EKdo 262)должен был насчитывать 20 пилотов. Командиром назначили опытного летчика Bf. 110 гауптманна Вернера Тирфельдера. Предполагалось, что летчик, имеющий большой налет на двухмоторных истребителях Bf.110 скорее освоит Ме-262, также имеющий два двигателя, но вышло так, что первыми тремя летчиками EKdo 262 стали пилоты одномоторных истребителей. Дополнительные сложности в переучивании на новую технику добавила нехватка этой самой техники – изначально EKdo 262 имела на вооружении один единственный Ме-262 (пятый прототип, Me-262V5), причем летал на этом самолете только Тирфельдер; он и разбил этот истребитель при вынужденной посадке в феврале 1944 г. самолет пришлось списать. Постепенно ситуация стала выправляться: в конце апреля на вооружении "Коммандо" числилось уже два Ме-262, одним из которых был восьмой прототип – самый первый истребитель, имевший полное штатное вооружение из четырех 30-мм пушек МК 108. В начале мая личный состав пополнился двенадцатью летчиками, переведенными из ZG-26, шестеро пилотов ранее служили в 8-м штаффеле, которым недавно командовал Тирфельдер, шестеро – в 9-м штаффеле. Все летчики только что прошли курс переподготовки с Bf.110 на Ме-410, им было проще освоить еще один новый самолет, имевший такую редкостную в те времена особенность как трехопорное шасси с носовой стойкой. Шасси и связанные с ним особенности взлета и посадки являлись не единственными отличиями Ме-262 от поршневых истребителей. Ме-262 имел на 40% большую максимальную скорость по сравнению с Ме-410 и значительно большие радиусы разворота. Различия в летных характеристиках требовали использования новой тактики боевого применения. Прекрасные летные данные Ме-262 не означали автоматического переноса статуса самолета на статус летчиков его пилотирующих. Даже после появления двухместной учебно-тренировочной модификации многие пилоты считали переучивание на реактивный самолет чересчур сложным. "Первые полеты на Ме-262 сопоставимы с первыми уроками вождения автомобиля. Ты знаешь, расположение всех органов управления и переключателей, знаешь, для чего они нужны, знаешь, что делать руками и ногами, но только не хватает времени всю эту работу выполнять!" К примеру, один летчик получил задание выполнить полет по кругу над аэродромом. Пока он после взлета убирал шасси и закрылки, регулировал триммеры, ВПП превратилось в небольшую полоску, полностью умещавшуюся в сетке прицела. "Это птица для меня слишком быстрая!" – горестно заключил бедняга: за ошибки налагались дисциплинарные взыскания. Фраза летчика стала крылатой. В последний год войны Люфтваффе прилагало огромные усилия к маскировке аэродромов. У любой медали есть две стороны, маскировка аэродромов – та же медаль. Сложно обнаружить базу противнику – это замечательно! Только ведь у "своего" летчика те же самые два глаза, а значит и для него задача нахождения замаскированной посадочной площадки усложняется, особенно на сверхскоростном самолете, каковым в 1944 г. без сомнения являлся Ме-262. Один неудачник так и не смог обнаружить аэродром, хотя и прошел дважды прямо вдоль полосы. В конце концов, он сел на небольшое поле рядом с базой. Самолет остановился в 20 метрах от границы аэродрома. Зачем нужно терпение и мастерство инструктора, если надежда на успешную посадку на собственной базе после короткого полета весьма эфемерна? Впрочем, найти аэродром – не значит на него приземлиться. Для многих пионеров реактивного летания полосы оказывались слишком короткими. Несмотря на все сложности, летчики EKdo 262 медленно, но верно становились квалифицированными пилотами Ме-262. 19 мая 1944 г. "Коммандо" понесла первую потерю – унтер-офицер Курт Флахс разбился на Me-262V7 при выполнении тренировочного полета. Беда не приходит одна: было отложено прибытие партии самолетов с усиленной конструкцией, ожидавшееся на следующей неделе. Затем 25 мая Гитлер издал директиву, в которой жестко оговаривалось – все Ме-262 должны являться "Блитц бомберами". Через 48 часов после поступления указания Гитлера, Геринг отдал приказ о переводе всех Ме- 262 в подчинение генерала дер кампффлигер. Каким-то образом EKdo 262 не попала под этот приказ, хотя некоторые летчики, не завершившие курс переучивания на реактивные истребители, вернулись в свои прежние штаффели. Тирфельдер и восемь пилотов продолжили освоение Ме-262 в истребительном варианте даже после того, как фокус "реактивной" программы сместился в сторону бомбардировщика. Перед командой Тирфельдера ставилась задача отработки тактики боевого применения реактивных истребителей. Опробовали ее в июне 1944 г, когда были предприняты первые эксперименты по перехвату реальной цели – самолетов- разведчиков союзников. На счету EKdo 262 вскоре появились первые сбитые самолеты противника. Разведчик "Мос- кито" был перехвачен 26 июля в районе Мюнхена лейтенантом Альфредом Шрейбером. Этот "Москито" официально считается первой победой EKdo 262, на самом деле Шрейбер лишь повредил разведчика, и "Москито" смог добраться до одного из американских аэродромов в Италии, где благополучно приземлился. 26 июля 1944 г "Москито" под управлением флайт-лейтенанта Валла совершал полет на высоте 9000 м, когда наблюдатель предупредил пилота о быстро приближавшемся со стороны хвоста двухмоторном самолете. Англичане привыкли, что на такой высоте тягаться с "Мосси" в скорости не мог ни один самолет люфтваффе. Балл немедленно дал полный газ, но вражеский самолет – уже стало видно, что это Me 262, обошел "Москито" и развернулся в атаку. После резкого виража Me 262 через минуту был уже в 2000 м сзади "Москито" и вновь быстро приближался. С 700 м пилот "Мессершмитта" открыл огонь, но Балл ушел быстрым разворотом влево, а потом развернулся на Me 262, заставив его отвернуть. Этот маневр повторялся четыре раза. При этом немцу ни разу не удалось попасть в "Москито". После пятого захода Me 262 нырнул и с 700 м попытался атаковать "Москито" снизу, но Валлу опять удалось уйти из-под огня. Игра в кошки-мышки нравилась англичанину все меньше и меньше, Балл нашел выход: спикировал в кучевые облака. Через три- четыре минуты полета в облаках Me 262 исчез из виду. Вторая победа Шрейбера – сбитый неделей позже фоторазведывательный "Спитфайр", также не подтверждена данными противной стороны. Скорее всего, первым самолетом в истории, сбитым реактивным истребителем, стал "Москито" PR-XVI из 540-й эскадрильи RAF. Эту победу 8 августа одержал лейтенант Йахим Вебер. Английский разведчик упал в 65 км юго-западнее Мюнхена. Первой в истории эту победу можно считать, если не учитывать два сбитых английскими "Метеорами" MK.I четырьмя днями ранее самолета- снаряда V-1. За разведчиками последовал бомбардировщик. Через семь дней после первой официальной реактивной победы, 15 августа, EKdo 262 записала на свой боевой счет единственный тяжелый бомбардировщик, им стал сбитый над Рейном B-17G из 303-й бомбардировочной группы. Фельдфебель Гельмут Леннарц обнаружил "Крепость" на подходе к Штуттгарту, экипаж крепости полностью сосредоточился на выполнении противозенитного маневра и не заметил приближения реактивного истребителя. За что и поплатился. "Я выпустил очередь по левому крылу. Эффект от попадания 30-мм снарядов был потрясающим, крыло фактически перестало существовать" – вспоминал Леннарц. Первым поздравил Лен- нарца со сбитым четырехмоторным бомбардировщиком профессор Вилли Мессершмитт. Прежде чем летчики EKdo 262 добились первых успехов, они потеряли 18 июля 1944 г. своего командира. Существует несколько версий гибели гауптманна Тирфельдера. В одном из немецких рапортов говорится о его гибели над Баварией в бою с тяжелыми бомбардировщиками 15-й воздушной армии ВВС США, однако не обнаружено ни одного американского источника, подтверждающего эту версию. Наибольшего доверия заслуживает версия гибели командира экспериментальной команды при выполнении перехвата высотного разведчика: EKdo 262 как раз и ставилась задача перехвата высотных разведчиков "Москито" и "Спитфайр" Королевских ВВС Великобритании. Между тем, антипатия Гитлера к использованию Ме-262 в качестве истребителя постепенно уменьшалась, Адольф Галланд начал строить планы о расширении EKdo 262 до сорока боеспособных самолетов. Экспериментальным подразделением после гибели Тирфельдера стал командовать гауптманн Хорст Гейер, ранее служивший в JG-51 и имевший на своем счету 18 сбитых. EKdo 262 разделили на два штаффеля, которыми командовали оберлейтенанты Мюллер и Блю. Под начало Мюллера собрали пилотов, ранее летавших в 8./ZG-26, а Блю командова л "выходцами" из 9./ZG-26. Только два летчика EKdo 262 имели официально подтвержденные победы – Леннарц и Вебер. Звено Мюллер- Леннарц-Вебер 18 августа перелетело из Лекфельда в Рехлин-Ларц. Остальные летчики штаффеля Мюллера перебазировались в Рехлин 21 августа. Аэродром Рехлин являлся испытательным центром, на нем отсутствовало оборудование, необходимое для обеспечения боевой работы авиации, в частности РЛС. Ситуация с радаром разрешилась неожиданным образом. Виктор Прюскер, один из офицеров инженерно-технической службы штаффеля, во время командировки в Берлин обнаружил готовую к отправке на Восточной фронт РЛС "Вюрцбург". С помощью влиятельных друзей, занимавших высокие кресла, Прескеру удалось списать РЛС как "поврежденную в результате рейда бомбардировщиков". "Разбомбленный" радар благополучно прибыл в Рехлин. Несмотря на постоянно проявляемую личным составом инициативу, дела в Рехлине шли без особого успеха. Первый боевой вылет с новой базы состоялся 10 сентября 1944 г. Насколько известно, действуя с аэродром Рехлин, летчики Ме-262 сбили всего два самолета противника – один 14 сентября и один 16 сентября. Обе победы одержал лейтенант Вебер, и сбитыми в обоих случаях оказались разведчики "Москито". Еще одно небольшое подразделение, "Коммандо Вегманн", было направлено в Эрфурт-Биндеслебен, его командиром был адъютант EKdo 262 оберлейтенант Вегманн. Результаты работы "Коммандо Вегманн" оказались еще более разочаровывающими, чем деятельность штаффеля Мюллера. Несмотря на наличие "легального" радара "Вюрцбург", подчиненным Венгманна удалось сбить всего один самолет. Оставшиеся в Лекфельде летчики EKdo 262 добились "львиного победного счета" в последние недели существования своего подразделения. Среди тех, кто одержал те первые победы, был будущий реактивный ас оберфельдфе- бель Гельмут Баудах, сбивший 24 августа "Спитфайр" PR-XIX из 683-й эскадрильи, а 11 сентября – P-51D "Мустанг" из 339-й истребительной авиагруппы (это был первый "Мустанг", сбитый на Ме-262). Еще две победы одержал Альфред Шрейбер. 26 августа он перехватил над Штуттгартом "Спитфайр"-V;5 сентября, тоже над Штуттгартом, Шрейбер сбил "Спитфайр" PR XI из состава 7-й фоторазведывательной авиагруппы ВВС США. На проявленной пленке фотокинопулемета Ме- 262 хорошо видно, как пушечная очередь, предназначавшаяся В-17, буквально разнесла на части случайно подвернувшийся "Спитфайр". Удивительно, но американскому летчику удалось выпрыгнуть с парашютом. Оберфельдфе- бель Губерт Гёбель открыл свой боевой счет 6 сентября, сбив "Москито" PR XVI из 540-й эскадрильи RAF. 20 сентября 1944 г. Гитлер принял решение перенацелить основные усилия с выпуска бомбардировочных вариантов Ме-262 на производство истребительной модификации. Галланд немедленно начал "тасовать" свои скудные силы реактивных истребителей. В конце сентября все компоненты EKdo 262 из Рехлина, Эрфурта и Лекфельда были переброшены на север, на аэродромы Ахмер и Хесипе, расположенные недалеко от Оснабрюка. Галланд приступил к формированию на базе EKdo 262 более крупного подразделения реактивных истребителей – "Эйнзацкоммандо". Остатки штаба EKdo 262, которыми все еще командовал гауптманн Хорст Гейер, решено было придать вновь формируемой истребительной учебной эскадре – Эргёнцунгсягдгешвадер-2 (EJG- 2). В составе гешвадера планировалось иметь четыре подразделения, в которых проводилось обучение на различные типы истребителей. То, что оставалось от EKdo 262 под начальством Гейера в Лекфельде получило обозначение II1./EJG-2. В этом подразделении предполагалось наладить подготовку всех летчиков-истребителей Ме-262. Важность деятельности III./EJG-2 подчеркнул 4 ноября 1944 г. Гитлер, признав ошибочными ряд своих указаний в отношении реактивных истребителей. Приступы самокритики случались с фюрером чрезвычайно редко. Теперь, по мнению Гитлера, все Ме-262 должны были быть истребителями, а на вооружение учебно-тренировочного подразделения III./EJG-2 планировалось передать 122 Ме-262. Линейка истребителей испытательной команды Этот Me 262 истребители союзников "подловили" над взлетной полосой. Кадр фотопулемета На практике же в распоряжении Гей- ера имелось несколько пилотов-инструкторов, 69 летчиков, ожидающих начала полетов на реактивной технике, и всего два пригодных к полетам Ме-262. В конце ноября ситуация изменилась в лучшую сторону: количество курсантов возросло до 112, инструкторов – до 26, а самое главное – прибыли новые самолеты, теперь в III./EJG-2 числилось 23 Ме-262, включая две самые первые двухместные учебно-тренировочные машины. 1 декабря произошли очередные организационные изменения. Один из трех штаффелей III./EJG-2, 9./EJG-2, был оснащен смешанным парком истребителей, включавшим в том числе и двухмоторные поршневые самолеты; этот штаффель перебросили в Ландс- берг. Два других штаффеля имели только Ме-262; 10./EJG-2 остался в Лекфельде вместе со штабом группы, all./ EJG-2 передислоцировали район Нюрнберга, на аэродром Унтершлауэрсбах. 11./EJG-2 вскоре стали рассматривать как, своего рода, "подразделение второго сорта". По сравнению с огромными размерами летного поля аэродрома в Лекфельде, Унтершлауэрсбах имел узкую полосу, с которой невозможно было работать в дождь или снег; инциденты при взлете и посадке происходили регулярно. 11-й штаффель не получил ни одного двухместного Ме-262В (все они остались в Лекфельде), а одноместные "Мессершмитты" имели выработанные ресурсы. В соответствии с программой курс переподготовки на Ме-262 включал 20 часов налета на поршневых истребителях. Поскольку часть летного состава набиралась в бомбардировочных эскадрах, пришлось на вооружении учебной группы держать несколько истребителей BM09G/K и четыре-пять двухместных FW-190S. После освоения поршневых истребителей новички в течение трех дней проходили теоретическую подготовку к полетам на Ме-262, включавшую изучение кабины реактивного самолета, его летные характеристики и особенности управления двигателями. "Поршневой истребитель может терпеть летчика с замедленной реакцией, реактивный – нет". К примеру, на взлете требовалось перемещать рукоятки управления тягой двигателей плавно, пока скорость самолета не увеличится до значения, достаточного для перехода в набор высоты. В свою очередь, на посадке было необходимо медленно уменьшать тягу во избежания возникновения пожара двигателей. Характеристики Ме-262 на малых высотах являлись его ахиллесовой пятой, которой пользовались истребители союзников, патрулировавшие над базами Люфтваффе в надежде сбить Ме-262 на взлете или посадке. За изучением теории следовали полеты на двухмоторных Bf.110, FW-54 и Si-204 с аэродрома в Ландсберге; некоторым счастливчикам удавалось полетать на Та-154, имевшем трехопорное шасси с носовой опорой. После полетов на двухмоторных поршневых машинах курсанты возвращались в Лекфельд или направлялись в Унтершлауэрсбах, где, наконец, попадали в кабину Ме-262. Перед первым вылетом новичок "нару- ливал" по аэродрому два с половиной часа. В течение полутора часов пилоты знакомились с поведением реактивного самолета в полете на больших высотах (до 8000 м) и осваивали навигацию на скоростных машинах. Дальше следовали двухчасовые тренировки в составе звена "Роттен" (два самолета) и "Кет- тен" (три истребителя), ведущим в этих полетах летал инструктор. Завершали курс переподготовки полеты на имитацию воздушного боя и нанесение ударов по наземным целям. Прекрасно расписанный на бумаге тренировочный процесс при столкновении с хаосом последней военной зимы фактически не выполнялся. Комбинация плохой погоды, назойливых истребителей-бомбардировщиков союзников и нехватка топлива (поставки горючего тренировочным подразделениям резко уменьшились после поступления соответствующей директивы OKL от 13 февраля 1945 г.) привели к полному крушению программы переподготовки. Тем не менее, III./EJG-2 продолжала готовить "квалифицированных" летчиков реактивных самолетов. В процессе обучения не обходилось без потерь. Несколько Ме-262 были сбиты истребителями союзников. Реактивный "Мессершмитт", который пилотировал лейтенант Рудольф Харборт, был сбит 5 февраля 1945 г. "Лайтнингом" из состава 15-й воздушной армии ВВС США. В марте погиб имевший на своем счету четыре "реактивные" победы (два Р-51 и два В-17) гауптманн Вильгельм Штейнманн; он начал свою карьеру в Люфтваффе еще в 1936 г., в составе JG-27 и JG-4 Штейманн на поршневых истребителях сбил 40 самолетов противника. В марте был сбит летчиком "Тандерболта" широко известный ас полковник Вальтер Даль, летавший ранее на FW-190. Воюя на Ме-262, он сбил два самолета и довел свой общий счет до 128 машин. "Выпускником" III./EJG-2 являлся непревзойденный реактивный ас второй мировой войны Гейнц Бар, на счету которого числилось 40 побед – почти треть всех побед, одержанных пилотами группы! Гейнц Бар сбил первый самолет на Западном фронте еще 25 сентября 1939 г. будучи унтерофицером JG-51. С тех пор боевой счет Бара рос стремительно. На 1 января 1945 г. майор Гейнц Бар одержал 204 победы в воздушных боях. В первый день нового года Бар принял командование III./EJG-2 у гауптманна Гейера. Можно считать, что Бара понизили в должности, ранее он командовал 3-й истребительной эскадрой, а теперь стал командиром группы, но это был осознанный выбор самого Бара. Во многом благодаря Бару продолжилась подготовка летчиков для элитных подразделений реактивных истребителей в условиях всеобщего коллапса Третьего рейха. Из-за загруженности административной работой в новой должности Бар не мог подняться в небо почти месяц. Первый боевой вылет в качестве командира III./EJG-2 он совершил 29 января 1945 г. Зато после этого полета позывной Бара "Баззард 1" звучал в воздухе ежедневно. За время командования группой Бар совершил примерно 80-90 боевых вылетов. Первую реактивную победу Бар одержал 19 марта. Тяжело поврежденный им Р-51 D совершил вынужденную посадку прямо на аэродром Лек- фельд. 21 марта Бар сбил "Либерейтор", а 24 марта боевой счет командира группы пополнился еще одним "Мустангом" и одним B-24D. Успех сопутствовал Бару и в апреле: 9 числа – два сбитых В-26, два "Тандерболта" – 18-го и, наконец, пара "Мустангов" – 19. Гейнц Бар был абсолютно убежден в превосходстве Ме-262: "Реактивный истребитель решительно превосходит по своим характеристикам одномоторные поршневые истребители противника. Мы можем навязывать им время и место боя". В то же время Бар указывал и недостатки реактивного "мессера": "Главной проблемой для нас стали отказы двигателей. При полете на одном моторе да еще с малым запасом горючего мы могли стать легкой добычей для истребителей союзников". Точку в истории III./EJG-2 поставили вовсе не истребители союзников, а войска 7-й американской армии, которые вышли на подступы к Лекфельду. Базу эвакуировали 23 апреля 1945 г., учебная истребительная группа перебазировалась в Мюнхен-Рейм. В Мюнхене наладить процесс обучения не удалось, и значительная группа курсантов и инструкторов перелетела в район Праги. Меньшая часть личного состава во главе с подполковником Баром осталась в Мюнхене и перешла под командование генерал-лейтенанта Галланда в знаменитое соединение JV-44. Кстати, а что же стало с теми тактическими компонентами исходного подразделения EKdo 262, которые не вошли в состав HI./EJG-2 и в сентябре 1944 г. были переброшены на аэродромы Ах- мер и Хисипе? На их основе стали формировать "Эйнзатцкоммандо" – показательное подразделение Адольфа Галланда. Перед летчиками "Эйнзатцкоммандо" ставилась задача доказать, что Ме- 262 могут и должны играть доминирующую роль в воздушной обороне Рейха. Однако с самого начала "Эйнзатцкоммандо" сопутствовали неудачи. Во- первых, из впечатляющего количества истребителей (30 самолетов!) лишь немногие находились в пригодном к полетам состоянии, большая часть была небоеспособной из-за ненадежной работы двигателей. Во-вторых – не более 50% летчиков, главным образом – ранее служивших в EKdo 262, имели опыт полетов на реактивной технике; остальные выполнили всего по два-три полета на Ме-262 в Рехлине или Лекфельде. Наконец крайне неудачно было выбрано место базирования. Расположенные на расстоянии пяти километров друг от друга и в пятнадцати километрах от Оснабрюка аэродромы лежали как раз на маршруте пролета тяжелых бомбардировщиков ВВС США при выполнении ими рейдов на Центральную Германию и Берлин. Вместе с бомбардировщиками этим же маршрутом летали и сотни американских истребителей сопровождения… "КОММАНДО НОВОТНЫ" Галланд проанализировал сложившуюся с "Эйнзатцкоммандо" ситуацию и принял решение отобрать наиболее опытных летчиков с задатками лидеров и сформировать новое подразделение под командованием одного из лучших асов Восточного фронта майора Вальтера Новотны. Австриец по национальности, "Нови" стал первым летчиком Люфтваффе, сбившим 250 самолетов противника; за это достижение 14 октября 1943 г. его удостоили бриллиантов, дубовых листьев и мечей к уже имевшемуся Рыцарскому кресту. В феврале 1944 г. Новотны был отозван с фронта в распоряжение фюрера, затем назначен командиром JG-101, учебно-тренировочной истребительной эскадры, базировавшейся в Пау. Этот тихий омут, затерянный в горах французских Пиренеев никак не отвечал деятельной натуре Вальтера Новотны. Новотны регулярно наведывался в Лекфельд, где принимал участие в летных испытаниях Ме-262. Неудивительно, что Новотны 20 сентября с радостью согласился поменять пост группенкомандира JG- 101 на должность командира нового подразделения, состоящего всего из двух штаффелей, зато вооруженного реактивными истребителями. Впоследствии это подразделение получило известность как "командо Новотны". Галланд сам страстно жаждал возглавить первое "оперативное" подразделение реактивных истребителей; Новотны не мог терять время. Показательна его реакция на появление командира базирующегося в Хисипе шттаффеля оберлейтенанта Ганса-Гюнтера Мюллера. "Что? Ты являешься штаффелькапитаном и не имеешь ни одной победы на Ме-262? Я думаю, ты сможешь себе найти другое занятие в организации обороны Рейха". Новый командир постарался собрать в свою "команду" как можно больше своих старых боевых товарищей из JG- 54, в которой он воевал на Восточном фронте, один из них заменил незадачливого Мюллера. Им стал кавалер Рыцарского креста, ас с 76 победами, обер- лейтенант Альфред Тимир. После короткого переучивания на Ме-262 в Рехлине Тимир 4 октября перелетел в Хисипе, однако на посадке у него отказал один из двигателей. Имевший небольшой опыт полетов на реактивном истребителе пилот не смог совершить посадку на одном работающем моторе и разбился. Надо сказать, случай с Тимирем – не первое летное происшествие, всего за месяц численность храбрых, но не имевших необходимого опыта полетов на Ме-262, летчиков "коммандо Новотны" уменьшилась с 30 до четырех! Несмотря на то, что "Коммандо" не достигла состояния боеготовности, первый боевой вылет летчики совершили 7 октября на перехват бомбардировщиков, возвращавшихся после нанесения удара по целям в глубине Германии. Новый командир штаффеля, базирующегося в Хисипе, лейтенант Франц Шалль (он тоже заслужил Рыцарский крест на Восточном фронте) и ветеран EKdo 262 фельдфебель Гельмутом Леннарцом сбили по одному "Либерейтору". Иначе развивались события на аэродроме Ахмир. Штаффелькапитана Пауля Блю, лейтенанта Герхарда Коберта и оберфенриха Гейнца Расселя на взлете перехватили истребители союзников. Блю и Коберт стали добычей "Мустанга" под управлением 20-летнего лейтенанта Урбана Дрю из 361-й истребительной авиагруппы; это были 5-я и 6-я победы лейтенанта Дрю. Подловленный на уязвимом режиме "ягдфлигер" становился не более чем неповоротливой уткой. Пауль Блю сумел выпрыгнуть с парашютом, у Коберта шансов спастись не было – от пулеметной очереди взорвался топливный бак и его Ме-262 мгновенно превратился в огненный шар. Третий пилот, оберфенрих Рассель, даже не успел оторваться от земли, когда шасси его истребителя буквально снесла очередь американского истребителя. Самолет заскользил на брюхе по полосе, и раньше, чем он остановился, из фюзеляжа стали выбиваться языки пламени. Рассель, однако, успел покинуть машину, прежде чем пламя охватило весь самолет. Непосредственным результатом, мягко говоря, неудачных действий Ме-262 из Ахмира стало прикомандирование "Коммандо Новотны" двух штаффелей поршневых FW-190D, чье задачей являлась охрана реактивных самолетов на взлете и посадке. Оснащенные FW-190D 9./JG54 и 10./JG54 базировались в Ахмире и Хисипе соответственно. Уже 12 октября 9-й штаффель потерял шесть "Фокке-Вульфов", прикрывая работу Ме-262 с аэродрома Ахмир. В этот день Блю и Леннарц сбили по одному "Мустангу". Но радость успеха омрачила тяжелые повреждения, полученные их собственными самолетами. Оба пилоты совершили вынужденные посадки, после которых Ме-262 ремонту уже не подлежали ремонту. Истребители FW-190 оказались способными защитить Ме-262 от истребителей союзников на взлете и посадке (правда, какой ценой!), но они не могли предотвратить летные происшествия с истребителями команды Новотны. Так, 13 октября пришлось списать еще два Ме-262, после чего Новотны прекратил полеты на две недели, до тех пор, пока представители фирмы Мессершмитт не проанализируют весть накопленный к этому времени боевой опыт и опыт технической эксплуатации реактивных истребителей. По мнению разработчиков, это было трезвое решение. Боевая работа возобновилась 28 октября, фортуна по-прежнему была переменчива к подчиненным Новотны. Лейтенант Шрейбер сбил Р-38, лейтенант Шалль – P-51D, но на посадке в Хисипе самолет Шалля получил повреждения из-за возникшего шимми носового колеса. В Ахмире оберлейтенант Блю сделал удивительное открытие: опасность представляют не только истребители союзников, но и здания по периметру аэродрома, с одним из которых он и столкнулся. После четырех аварий в пяти полетах Блю уже не мог оставаться командиром штаффеля. Его место немедленно занял оберлейтенант Георг-Петер Эдер, ожидавший назначения командиром формировавшегося третьего штаффеля "Коммандо Новотны". Два снимка Me 262 из состава "Командо Новотного" На следующий день пилоты Ме-262 сбили два "Тандерболта", а Шрейбер записал на счет Люфтваффе первый уничтоженный разведчик "Лайтнинг" F-5. Шрейбер в полной мере испытал на себе превратности фортуны: после того как он завалил разведчика, его "мессер" столкнулся со "Спитфайром" и Шрайберу пришлось воспользоваться парашютом. В течение следующей недели летчики Новотны сбили еще пять американских истребителей, правда, из строя за этот промежуток времени вышло десять Ме-262. Оберфенриха Вилли Банцаффа сбили дважды: первый раз американцы над Голландией 1 ноября, второй – английский "Темпест" над Люнебургом всего 48 часов спустя. Таким образом, из десяти потерянных машин, лишь две были сбиты (этими самолетами управлял Банцафф), три разбились на посадке из-за отказа двигателей, и еще пять получили повреждения меньшей степени тяжести. Адольф Галланд 7 ноября прибыл в "Коммандо" с инспекцией, Галланд сопровождал генерал-полковника Альфреда Келлера. Келлер был известен в Люфтваффе как глава NSFK – национал-социал исткого авиационного корпуса. Перед лицом высокого начальства майор Новотны предпринял максимум усилий, дабы на следующее утро продемонстрировать, на что способны Ме- 262. Насколько упала боеспособность подразделения, говорит следующий факт – благодаря "максимальным усилиям" на утро удалось подготовить к вылету лишь четыре истребителя, по два на каждом аэродроме, в Хисипе и Ахмере. Но даже заявленная цифра в четыре самолета оказалась излишне оптимистичной. На аэродроме Ахмер Вальтер Новотны не смог запустить двигатели своего истребителя, в тот день Новотны собирался впервые вылететь на боевое задание на реактивном самолете. В Хисипе фельдфебель Эрих Бюттнер на рулежке пропорол колесо основной опоры шасси, в результате стойка пробила плоскость крыла. В воздух поднялись лишь ведомый Новотны – оберлейтенант Гюнтер Вегманни и командир штаффеля, базирующегося в Хисипе лейтенант Шалль; они сбили два американских истребителя, Р-47 и P-51D соответственно. К повторному пролету бомбардировщиков удалось отремонтировать истребитель Новотны. Вечером Вальтер Новотны взлетел в паре с лейтенантом Францем Шаллем. Легкая дымка не помешала летчикам обнаружить строй бомбардировщиков, однако путь Ме-262 преградили истребители эскорта. Шалль не смог пробиться к бомбовозам, но ему удалось завалить пару "Мустангов", прежде чем на большой высоте отказал капризный двигатель его Ме-262. Шалль перевел истребитель в пикирование и попытался запустить остановившийся мотор, увы – очереди "Мустанга" полоснули по самолету, и Шаллю пришлось прыгать из охваченного пламенем Ме-262. В этот день завершилась карьера Вальтера Новотны. На земле ясно слышали звуки воздушного боя – рев моторов, стрельбу пушек и пулеметов, Новотны радировал, что он сбил четырехмоторный бомбардировщик и, возможно, "Мустанг", затем сообщил об отказе двигателя. Последнее, что удалось услышать по рации, было слово "горю". До сих пор неизвестно, послужил ли причиной гибели Новотны пожар двигателя, которые так часто случались на Ме-262, очередь "Мустанга" (американские историки приписывают победу над Новотны летчику P-51D лейтенанту Роберту В. Стивенсу из 364-й истребительной авиагруппы, причем оговаривается, что победа "вероятная") или снаряды "дружественной" зенитки. Тем не менее, конечный результат не вызывает сомнений: Новотны погиб. Множество очевидцев наблюдали отвесно пикирующий Ме-262 в 2,5 км от Хисипе, одним из очевидцев был Адольф Галланд. Преемником Новотны на посту командира "Коммандо" стал оберлейтенант Георг-Петер Едер. "Коммандо Новотны" ненадолго пережила своего первого командира. Ставший гауптманном Едер выполнил несколько боевых вылетов с аэродрома Аахмир, включая полет 13 ноября, о котором Едер вспоминал так: – Я взлетел на перехват высотного разведчика "Лайтнинг". Наземная служба наведения работала превосходно, но мне все же было тяжело следовать командам с земли. Я набрал высоту и вышел в атаку со стороны солнца, имея небольшое превышение относительно противника. На дистанции около 800 м я уменьшил скорость и проверил гашетки пушек и показания приборов, сигнализирующих о работе двигателей. Когда секундой позже я оторвал взгляд от приборной доски, силуэт "Лайтнинга" полностью закрывал обзор вперед из кабины, я резко взял ручку на себя, но было слишком поздно. Вероятно, мой самолет серьезно повредил "Лайтнинг" при столкновении, поскольку противник исчез. Я выждал несколько секунд – вдруг от самолета что-нибудь отвалится, двигатель или крыло, однако машина отделалась лишь несколькими глубокими вмятинами на обшивке, и я смог продолжить полет." Эдер считал, что "Лайтнинг" разбился, но в тот день не зафиксировано ни одного падения Р-38 в районе Шлейсс- хейма, над которым произошло столкновение. Последний боевой вылет "Коммандо Новотны" состоялся 17 ноября. Его выполнил Едер с аэродрома Ахмер; к этому моменту большая часть личного состава "Коммандо" уже была переброшена в Лекфельд на переформирование. 19 ноября на базе "Коммандо Новотны" и III группы была сформирована единственная реактивная истребительная эскадра Люфтваффе – JG-7. БОМБАРДИРОВЩИКИ Согласно первоначальным планам, Ме-262 предназначался для использования в качестве бомбардировщика. В соответствии с шестимесячной программой перевооружения на Ме-262 планировалось перевести большое количество кампфгешвадеров. На практике только одна, получившая Ме-262 эскадра, сохранила свое исходное, "бомбардировочное", наименование – KG-51. Впрочем, штаффели и этой эскадры в конце войны попали в состав JV-44, истребительной команды Галланда. KG-51 принимала участие во всех главных кампаниях войны, за исключением Польши. В мае 1944 г. гешвадер представлял собой опытное и боеспособное соединение, лишь недавно освоившее Ме-410 в бомбардировочном варианте (в ZG-26 Ме- 410 использовались в качестве "зерсто- реров"). Эскадра дислоцировалась во Франции. Майор Генц Анрау из I./KG- 51 и пилоты штабного звена гешвадера 23 мая были направлены в Лекфельд для переучивания на Ме-262. На первых порах на Ме-262 переучивался только 3-й штаффель KG-51, которым командовал майор Вольфганг Шенк. Самолеты летчики получили из Ekdo 262, большинство машин прошли переоборудование в истребители-бомбардировщики. Дополнительным импульсом для ускорения программы переучивания стала высадка союзников во Франции 6 июня 1944 г.; впрочем, тренировочная программа и без этого "импульса" включала всего четыре-пять самостоятельных полетов на реактивном самолете. Поставки первых Ме-262 в варианте бомбардировщика начались в июне. Из-за отсутствия бомбардировочных прицелов эти машины имели нанесенную в спешке графическую разметку, по которой и предстояло выполнять бомбометание. Только очень опытные летчики могли добиваться успешных результатов при сбросе бомб, производя прицеливание с помощью штатного "пушечного" прицела Реви. Возможно, именно желание поточнее сбросить бомбы, пользуясь несовершенным прицельным оборудованием, стало причиной гибели 14 июля фельдфебеля Мусбахера, столкнувшегося при выполнении практического бомбометания с водной поверхностью озера Аммзее. В июле только несколько летчиков 3./KG-51 являлись более или менее подготовленными пилотами Ме-262. В Люфтваффе обычно небольшие подразделения назывались по имени их командира, "эйнзатцкоммандо Шенк" не стала исключением из этого правила. Девять Ме-262 "эйнзатцкоммандо Шенк" перелетели во Францию из Лекфельда 20 июля 1944 г. Лишь пять самолетов из девяти достигли места назначения – аэродрома Шатедо, расположенного к западу от Орлеана (две машины потерпели аварию на взлете, их летчики не справили сь с управлением тяжелых, заправленных "под завязку" горючем, самолетов; один совершил посадку в Швабише из-за технической неисправности, а четвертый был потерян в результате вынужденной посадки к северу от Парижа). Прошло всего восемь недель с момента поступления директивы Гитлера о выпуске Ме-262 только в качестве "Блитц бомбера". Фюрер вновь вмешался в "реактивные дела" и вырвал инициативу из рук Шенка и оставшихся в строю четырех пилотов "коммандо Шенк", запретив им летать над занятой противником территорией со скоростью менее 750 км/ч и пикировать ниже 4000 м. Удивительно мало известно о деятельности "командо Шенка" на западе. Союзники никак не отреагировали на присутствие реактивных самолетов. В ходе битвы за Францию не было подано ни одного разведрапорта о появлении в воздухе Ме-262. Вместе с тем Ме-262 видели над Крейлем, Ювинкуром и Шевром, расположенными к юго-востоку от Брюсселя. Сообщения совпадают с районом, где был сбит 28 августа обер- фельдфебель Ронни Лаурер. Его Ме-262 недалеко от бельгийской столицы тяжело повредила четверка Р-47 из 78-й истребительной группы ВВС США. Лау- реру удалось совершить вынужденную посадку, но самолет восстановлению уже не подлежал. Это был первый реактивный истребитель люфтваффе, сбитый союзниками. Второй раз Лаурера сбили 2 октября, он вновь стал жертвой "Тандерболта". Осенью "коммандо Шенк" прекратила существование: 5 сентября "команда" вернулась в 3-й штаффель I./KG-51, полностью перевооруженный реактивными "Мессершмиттами"; штаффель базировался на Рейне в Вестфалии. Тем не менее, Вольфганг действовал автономно еще в течение нескольких недель. На протяжении всего сентября в распоряжении Шенка имелось лишь два самолета, но микроскопическое подразделение гордо именовалось "Коммандо "Эдельвейс". "Коммандо Эдельвейс" испытывала новое оборудование, позволявшее сбрасывать бомбы с пикирования или с малой высоты. Хотя боевая деятельность истребителей-бомбардировщиков Me 262А-2а из "команды Шенка" была для союзников не более чем булавочными уколами, она считалась в люфтваффе весьма успешной, и KG 51 постепенно перевооружалась на Me 262. 3-я эскадрилья KG 51 с Me 262 стала боеспособной к началу октября вслед за другими эскадрильями I/KG 51. Me 262 из KG 51 теперь вели регулярные бомбежки стратегического моста Ниймеген, удерживаемого англичанами. Истребители и зенитные орудия не могли оказать им никакого противодействия. Me 262 действовали по-одиночке, выходя днем к цели на высоте 8000 м, и сбрасывали бомбы с пологого пикирования с высоты 6000 м. При облачности ниже 300 м самолет пикировал до высоты 150 м. Ночью к цели выходили на высоте 4000 м, а бомбы сбрасывали с 3000 м. При такой большой скорости полета и изменении высоты зенитные орудия были бесполезны. Хотя атаки одиночных Me 262 были малорезультативными, то, что реактивные "Мессершмитты" могли действовать практически безнаказанно, вызывало досаду противоборствующей стороны. Никакое воздушное прикрытие моста не могло решить проблему и не позволило даже сбить ни один Me 262. Для патрулирования вокруг моста были привлечены "Спитфайры"-XIV и "Темпесты", но и они не достигли успеха. При первых же признаках опасности Me 262 выполнял переворот и уходил пикированием или шел вверх, используя более высокую скороподъемность В течение зимы 1944-45 г.г. число частей с Me 262 быстро росло. К I группе KG 51 присоединились получившие Me 262А-2а штаб и II группа эскадры, а также запасная группа IV(Erg.)/KG 51. На базе Me 262A-la/U3 была сформирована разведывательная часть – "испытательная команда Браунегга", позже ставшая 2-й эскадрильей 6-ой разведывательной группы. Единственной эскадрой, применявшей Ме-262 в более-менее ощутимом количестве в качестве бомбардировщиков, осталась KG-54. 1 октября 1944 г. эскадра несколько изменила обозначение на KG(J)-54. Буква "J" отражала двойственную природу самолетов, имевшихся на вооружении соединения. Процесс освоения Ме-262А-2а летчиками KG(J)-54 продвигался очень медленно, состояния ограниченной боеготовности подразделения летчики эскадры достигли лишь к середине декабря 1944 г., когда Ме-262 начали наносить спорадические удары по американским войскам в Арденнах. С февраля 1945 г. летчики KG(J)-54 переключились на борьбу с дневными бомбардировщиками американцев. К примеру, 9 февраля, пилоты I./KG-54 сбили два из пяти перехваченных бомбардировщиков В-17, правда, ценой потери четырех своих самолетов. В тот день был сбит командир эскадры, который лично повел в бой 1-ю группу. В оставшиеся три военных месяца летчики KG(J)-54 сбили порядка 50 самолетов противника. Заплаченная за этот успех цена была большой. Ме-262 эскадры гибли в боях и катастрофах, их уничтожала авиация союзников на земле. До конца войны KG(J)-54 лишилась 70% от первоначально имевшихся на вооружении более чем 150 Ме-262. В составе эскадры так и не появилось ни одного аса. Одним из кандидатов на это почетное звание был лейтенант Бернард Беккер из 3-го стаффеля, сбивший 10 апреля 1945 г. два В- 17; свою первую победу на Ме-262 он одержал к северу от Ганновера шестью днями раньше. Истребитель-бомбардировщик Me 262А-2а из 1/ KG 51 Me 262A-la из KG/54 готовятся к боевому вылету Фоторазведчик Me 262А-1а/U3 из "команды Браунегга" буксируется на старт В начале 1945 г еще несколько бомбардировочных частей приступили к перевооружению на Ме-262А, но до конца войны ни одна их них так и не достигла состояния боеготовности. На 1 февраля в составе 9-й воздушной дивизии флота "Рейх" на Ме-262 летали KG(J)-6 (базировалась в Праге), KG(J)- 27 (базировалась в Марчтренке), KG СИЗО (базировалась в Смиршице под Ке- нигграцем), KG(J)-54 (Гибельштадт), KG(J)-55 (Ландау). Кроме того, формировались запасные группы I(Erg.)/ KG(J) в Пильзене и II(Erg.)/KG(J) в Нойбурге. Задача подготовки пилотов реактивных самолетов после EKdo 262 в ноябре была возложена на III/EJG 2 там же, в Лекфельде. Курс переподготовки на реактивную технику был очень непродолжительным, беглым. Сильно не хватало двухместных модификаций Ме-262; некоторое количество одноместных Ме- 262А-1 осенью 1944 г. направили на завод фирмы Бломм унд Фосс, расположенный в окрестностях Гамбурга, для переделки в двухместные учебно-тренировочные самолеты. Переоборудование прошло лишь небольшое число машин (вероятно, 15 истребителей), семь из которых с короткое время пришлось списать из-за летных происшествий в ходе учебных полетов. Большинство новичков перед первым полетом на Ме- 262А-1 прослушивали курс лекций и на практике изучали двигатели ЮМО-004. Удача требовалась даже искусному пилоту для овладения реактивным истребителем с уникальными характеристиками. Считалось, что летчики бомбардировочной авиации быстрее смогут освоить реактивный самолет, имевший гораздо большую, по сравнению с одномоторными поршневыми истребителями, массу. Кроме того, пилоты бомберов имели опыт длительных полетов, но с другой стороны тактика боевого применения реактивных истребителей требовала от летчика навыков ведения скоротечного воздушного боя, умения самостоятельно быстро и правильно оценивать сложившуюся в воздухе ситуацию – то есть, именно тех качеств, которые были присущи летчику-истребителю, а не пилоту тяжелой машины. Ошибка с подбором "реактивных" кадров стала очевидной после гибели в воздушных боях с истребителями союзников нескольких ветеранов кампфгешва- деров. От бесперспективной стратегии командование Люфтваффе отказалось в марте 1945 г. (Окончание следует) |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|