МЕССЕРШМИТТ ME 262

(Продолжение. Начало см. АиК 2-4,7/2002 г.)


Почти готовая реплика Me 262 на заводе Тиитера в Техасе. 1996 г.


РЕПЛИКА ME 262

В начале 1990-х годов на бывшей площадке Боинга в г. Эвертт в штате Вашингтон, на которой был собран первый лайнер Боинг-747, энтузиасты авиации приступили к одному из самых сложных проектов в области воссоздания знаменитых образцов авиационной техники. В качестве образца был выбран оригинальный Me 262, находящейся сейчас на базе морской авиации в Уиллоу Гроув – один из восьми реактивных "мессеров", сохранившихся до наших дней в музеях всего мира. Этот самолет после окончания войны был отправлен в США для проведения испытаний. Пилоты американского армейского воздушного корпуса перегнали его с немецкого аэродрома в Лекфельде с начала на юг Франции, после чего самолет погрузили на судно и доставили через океан в исследовательский центр в Мэриленде, где авиационные специалисты флота США использовали результаты его испытаний для выработки требований к будущим реактивных самолетам. Испытания машины закончились в 1947 г.

В начале 1990-х годов пилот, инженер и бизнесмен Стив Шнайдер решил к уже имеющемуся в своей "коллекции" F-86 добавить и Me 262. При этом Шнайдер планировал заказать целую серию реактивных "мессеров" для продажи их другим энтузиастам истории авиации.

Не хватало только чертежей. В результате было достигнуто соглашение о том, что Шнайдер отреставрирует флотский Me 262 с авиабазы в Уиллоу Гро- ув взамен на право изготовить пять копий самолета. В качестве субподрядчика Шнайдер выбрал авиазавод Герба Тишлера в Техасе, который собственно и должен был выполнить заказ. Проект довольно быстро уперся в нехватку денег, в результате чего между товарищами возник серьезный конфликт. В 1998 г. Шнайдер нашел Боба Хаммера – работника фирмы Боинг, имевшего опыт постройки трех самолетов, – и передал ему заказ на работы по Me 262.

Хаммер ехать в Техас отказался и задел по самолетам на 10 трейлерах был доставлен в штат Вашингтон.

Сразу после передачи работ Шнайдер разбился на своем F-86. Хаммер вскоре закончил реставрацию флотского Me 262, после чего самолет поступил в публичную экспозицию в Уиллоу Гроув. Одновременно шла работа над двумя из пяти запланированных реплик Me 262. Работы финансировали будущие заказчики – житель Аризоны и музей семьи Мессершмиттов под Мюнхеном. Для трех оставшихся самолетов уже на 95% готовы узлы и детали – начало их сборки задерживает отсутствие покупателей. Еще бы – цена одного самолета составляет 2 млн. долл.

Главной проблемой проекта был выбор двигателей. "Надежность" оригинальных двигателей Мессершмитта и ресурс в 10-12 часов, делали практически невозможным их использование. В результате было решено выбрать двигатели Дженерал-электрик J-85, широко использующиеся на учебных самолетах. Так как двигатели Дженерал-электрик, несмотря на большую тягу, заметно легче и меньше по размерам, серьезной проблемой стала их установка в мотогондолы так, чтобы внешне все выглядело вполне похожим на силовую установку Me 262.

Своеобразным признанием работы группы Хаммера стало решение фирмы Мессершмитт разрешить использовать на репликах очередные серийные номера самолетов, после номера последнего серийного Me 262 военной постройки. В результате реплики получили оригинальный камуфляж времен войны (но без свастики) и бортовые номера с 501241 по 501246.

Еще незаконченный самолет вызывает большой интерес любителей авиации и тех, кто в свое время имел какое- то отношение к "Швальбе", включая бывших пилотов. Один из них, 84-летний Гюнтер Ралль, летал на том самом самолете, что храниться в Уиллоу Гроув. Всего в Германии сейчас живы около 30 бывших пилотов Me 262. В частности, от одного из "бывших" была получена инструкция по эксплуатации самолета 1944 г. выпуска. Среди посетителей, желающих взглянуть на самолет однажды пришел и бывший пилот В-24, который лично подвергался атаке Me 262. Бывают и совсем странные посетители – так одна американская чета, осмотрев самолет, выразила возмущение тем, что восстанавливают "фашистскую" технику. Посетители ушли, а озадаченный Хаммер только с удивлением наблюдал, как они садятся в собственный "Фольксваген-Жук"…


Сборка очередного Me 262 в г. Эвертт. 2002 г.


Прогон двигателя J-85 на реплике Me 262





Самолеты Me 262 из испытательной команды EKdo 262

Михаил НИКОЛЬСКИЙ









Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх