МАКС-99. КРАТКИЕ ЗАРИСОВКИ


Владимир ИЛЬИН


После демонстрационного полета на свою стоянку отправляется Су-30


22 августа в Жуковском завершил свою работу четвертый Московский авиационно-космический салон -МАКС-99. Утих грохот турбин, опустели многочисленные павильоны, и с травы летного поля ЛИИ им.Громова стали постепенно исчезать россыпи пустых бутылок, банки от джин-тоника и другие признаки цивилизации, оставленные гостями и участниками МАКСа. Очередной праздник авиации закончился.

Оценивая итоги салона, отечественные средства массовой информации, вполне в духе времени, уделяют первоочередное внимание коммерческим аспектам МАКСа - числу участников, количеству проданных билетов, заключенным или упущенным контрактам на поставку авиационной техники (забывая, что такие контракты готовятся задолго до самих выставок, международные авиационно-космические салоны -лишь удобное место для того, чтобы с помпой их подписать).

Возможно, подобный подход и правомерен к зарубежным выставкам (Ле Бурже, ФарнбЪро, Сингапур и т.п.). Однако Москва и Париж, как говорят в Одессе - "две большие разницы". МАКС проводится в России и для России. Именно это и отличает его от подавляющего большинства ведущих авиационных салонов мира.

Хотя Московские Авиасалоны и гордо именуются "международными", нельзя не признать, что иностранное участие в них носит лишь декорационный характер. Посетители МАКСов могут увидеть в Жуковском несколько давно известных специалистам и широко эксплуатирующихся на авиалиниях пассажирских лайнеров и самолетов бизнескласса, традиционную стайку учебно-тренировочных и спортивных машин из Чехии, а также роскошные и совершенно пустые в информационном отношении стенды ряда западных авиастроительных фирм. Вот, пожалуй, и вся "интернациональная" часть московской выставки.

Если говорить о международном значении МАКСа - оно в другом. В нынешние "смутные времена" авиасалон в Жуковском - своебразный барометр, по которому зарубежные (да и не только зарубежные) специалисты могут судить о состоянии российской авиакосмической отрасли и на основе этого строить прогнозы о ее "здоровье" на ближайшие два года.

Пожалуй, именно в этом контексте следует рассматривать и визит в Москву многочисленной и весьма представительной делегации авиационных специалистов из Ирана, а также других стран "третьего мира", где по прежнему весьма заинтересованы в продолжении и углублении сотрудничества с Россией в области авиации, но боятся "поставить не на ту лошадь".

Следует признать, что, несмотря на тяжелый экономический кризис, переживаемый нашей страной, который, казалось, должен был давно угробить такую хрупкую структуру, как авиастроение, МАКС-99 показал, что российский авиапром все же "скорее жив, чем мертв". Попробуем показать это на примере военного авиастроения - ключевого и наиболее динамичного сектора отрасли.

Как это ни покажется странным, но по числу новых экспонатов в области военного авиастроения нынешняя выставка в Жуковском выглядела даже более представительной, чем ведущий авиасалон мира в Ле Бурже (июнь 1999 г.). Разумеется, все новые летательные аппараты были российского производства, и их разработка (как справедливо отмечала газета "КоммерсантЪ") была начата еще в советское время. Однако следует помнить, что создание современных боевых самолетов и вертолетов - весьма длительный процесс. Пожалуй, единственной серьезной зарубежной авиастроительной программой в области военной авиации, реализация которой началась уже после окончания "холодной войны", является американская программа создания истребителя-бомбардировщика пятого поколения JSF. Однако реальные летно-демонстрацион-ные самолеты Боинг Х-32 и Локхид Мартин Х-35, созданные в рамках этой программы, американцы смогут впервые продемонстрировать на всеобщее обозрение не раньше 2000 года. Итак, рассказ о каких экспонатах МАКС-99 можно было бы предварить словами "впервые"….

На нынешней выставке впервые был показан в полете прототип истребителя пятого поколения - экспериментальный самолет С.37 "Беркут", созданный в ОКБ Сухого. Следует признать, что эта машина с крылом обратной стреловидности продемонстрировала отличные пилотажные характеристики. Эффект от полетов С.37 еще более усугублялся экзотическим видом самого самолета, получившего у зрителей прозвище "браток".

К началу работы салона "браток" выполнил всего 50 испытательных полетов, его биография только начинается. Разработка "тридцатьседьмого", начатая еще в 1980-е годы, несколько лет осуществлялась без государственного финансирования, за счет средств фирмы. Однако в 1999 году "Беркут" был вновь включен в государственный оборонный заказ, что, безусловно, должно облегчить дальнейшую реализацию программы.

Аэродинамическая компоновка с крылом обратной стреловидности обеспечивает достижение более высоких маневренных характеристик, чем у истребителей традиционных компоновок, а также позволяет несколько снизить радиолокационную заметность планера. При установке двигателей нового поколения С.37 должен приобрести и сверхзвуковую крейсерскую скорость (т.е. способность летать с М»1 без использования форсажной камеры).

Безусловно, демонстрация принципиально нового, по ряду показателей не имеющего мировых аналогов, летательного аппарата, успешно проходящего летные испытания, свидетельствует о сохранении фирмой "Сухой" высокого творческого потенциала, обеспечивающего возможность разработки самых сложных образцов современной боевой техники.

На МАКСе был впервые продемонстрирован и второй опытный экземпляр многофункционального двухместного истребителя Су-30МКИ, созданного по заказу ВВС Индии (первая опытная машина этого типа была потеряна в Ле Бурже 12 июня по вине экипажа во время первого демонстрационного полета). Самолет, серийный выпуск которого осваивается на Иркутском авиационном производственном объединении, на сегодняшний день является, безусловно, самым маневренным истребителем в мире. Он оснащен цельноповоротным передним горизонтальным оперением и усовершенствованными двигателями АЛ-31ФП (2x12800 кгс) с системой управления вектором тяги, разработанными АО "А.Люлька-Сатурн". Пилотажная программа, показанная Су-30МКИ, включала элементы сверхманевренности, недоступные сегодня ни одному другому самолету в мире. Вопрос о том, нужна ли истребителю сверхманевренность (т.е. способность совершать управляемый полет на углах атаки более 90°) до сих пор является дискуссионным. Многие авиационные специалисты как за рубежом, так и в нашей стране считают, что сверхманевренность - не более чем набор цирковых трюков, рассчитанных на публику и бесполезных в реальном воздушном бою. Однако ряд исследований последнего времени подтвердил более высокую эффективность сверхманевренного самолета не только в ближнем воздушном бою (успех в котором в значительной мере обусловлен именно маневренными возможностями истребителя), но и в ракетном бою на средних и больших дистанциях, а также при нанесении ударов по наземным целям (за счет расширения допустимой зоны применения оружия).


Как всегда на МАКСе впечатляющими были демонстрационные полеты: на шлангах у заправщика Ил-78 истребители Су-30 и Су-35


Экзотический гость салона - L-29 "Дельфин", раскрашенный "под тигра"


Самолет Су-30МКИ оснащен и самым современным на сегодняшнее время бортовым радиоэлектронным комплексом, включающим уникальный многофункциональный радар НОПМ с фазированной антенной решеткой.

Через несколько дней после закрытия выставки стало известно о заключении контракта с Китаем, предусматривающим поставку партии самолетов Су-30МКК, отличающихся от Су-30МКИ отсутствием переднего горизонтального оперения и системы УВТ, а также иным составом БРЭО.

Иркутское авиационное производственное объединение совместно с ОКБ Сухого впервые представило пусть не столь эффектную, как С.37 и Су-30МКИ, но весьма важную и перспективную разработку -модернизированный серийный истребитель Су-30, оснащенный новой авионикой и усовершенствованным радиолокационным комплексом. В результате перехватчики Су-30 (а также учебно-боевые двухместные Су-27УБ) приобретают свойства полноценных многоцелевых самолетов, способных применять современное высокоточное оружие класса "воздух-поверхность". По своему боевому потенциалу они приближаются к наиболее мощному тактическому ударному самолету ВВС США -двухместному многофункциональному истребителю F-15Е. Особо следует отметить тот факт, что доработки Су-30 и Су-27УБ в многоцелевой вариант осуществляются при минимальных изменениях базовой конструкции (а следовательно, и минимальных затратах, в минимально короткие сроки).

Закрытым акционерным обществом "Гефест и Т" была представлена информация о планах "доработки в строю" (т.е. без передачи на авиационные заводы или специализированные авиаремонтные предприятия) самолетов типа Су-24. В ходе доработки существенно повышается боевой потенциал авиационного комплекса. Это достигается за счет придания ему способности наносить удары в более сложных условиях, повышения точности навигации и бомбометания, расширения номенклатуры средств поражения (в частности, введения в состав комплекса вооружения новых высокоточных боеприпасов).

Боевая живучесть модернизированных самолетов возросла за счет выполнения бомбометания "со свободного маневра", без входа в зону поражения объектовых средств ПВО противника. Увеличение надежности использования режима маловысотного автоматического полета с огибанием рельефа местности позволяет снизить минимальную высоту, что также способствует увеличению боевой живучести.

В ходе модернизации самолета бортовой вычислитель "Орбита-10" предполагается заменить новым, более производительным компьютером СВ-24. В результате точность применения неуправляемых средств поражения увеличивается в 3-10 раз, появляется возможность их применения со "свободного маневра", расширяется номенклатура вооружения (в том числе и за счет боеприпасов иностранного производства).

Включение в состав бортовой системы РЭБ блока обработки видеосигнала "Обзор-РБВ", совмещенного с телевизионным индикатором, обеспечивает увеличение дальности распознавания радиолокационной цели в 1,4-1,5 раз, а точность определения дальности до РЛС противника возрастает в 5-10 раз. Радиолокационная обстановка в кабине экипажа выводится на телевизионный индикатор на фоне электронной карты местности, что значительно упрощает решение тактических задач. В результате бомбардировщик приобретает способность нанесения ударов по радиолокационным средствам противника с первого захода.

МАПО МИГ, также впервые, продемонстрировало целую гамму модернизированных самолетов четвертого поколения - МиГ-29СМТ, МиГ-29УБТ и МиГ-31БМ. В ходе доработки истребители получили новое информационно-управляющее поле кабины, выполненное с использованием многофункциональных жидкокристаллических цветных экранных индикаторов с кнопочным обрамлением, имеющих формат 6 х 8 дюймов. Новая авионика в сочетании с усовершенствованными (или полностью новыми) бортовыми радиолокационными комплексами позволила значительно расширить диапазон боевого применения "МиГов", превратив их в полноценные многоцелевые самолеты, которые следует отнести к поколению "4+".

Если МиГ-29СМТ и МиГ-29УБТ уже достаточно широко известны "мировой авиационной общественности", то МиГ-31БМ стал, в известном смысле, откровением для "широкой авиационной общественности". Доработанный самолет получил усовершенствованный радиолокационный комплекс с фазированной антенной решеткой, обеспечивающий возможность перехвата воздушных целей (в том числе и малозаметных, типа крылатых ракет ALCM, АСМ и "Томагавк") на дальностях до 280 км. Для сравнения, наиболее мощный перехватчик вооруженных сил США - F-14D "Томкэт", оснащенный ракетами класса "воздух-воздух" большой дальности А1М-54С "Феникс" - способен поражать воздушные цели на дальности не более 180 км. Принципиально новым качеством МиГ-31БМ стала и многофункциональность, способность применять высокоточное оружие по наземным и надводным целям.

Следует отметить, что все модернизированные "миги" получили топливоприемники системы дозаправки в воздухе, что должно значительно повысить стратегическую мобильность нашей тактической авиации.


Модель перспективного ракетного комплекса "Искандер"


Фирма Камов показала новую модификацию уникального одноместного боевого вертолета Ка-50 "Черная Акула", оснащенную усовершенствованным оптоэлектронным оборудованием, позволяющим применять вертолет в темное время суток. Близкое по составу оборудование получил и модернизированный Ми-24, также впервые показанный на МАКС-99. Впервые был продемонстрирован и многоцелевой военный вертолет нового поколения Ка-60 "Касатка", имеющий уменьшенный уровень демаскирующих признаков.

МВЗ им.М.Л.Миля представило новую модификацию тяжелого транспортного вертолета Ми-26, снабженную системой ночного видения, а также новым приборным оборудованием кабины экипажа, выполненным с использованием многоцелевых экранных индикаторов.

Особенностью нынешней выставки стала необычайно широкая экспозиция разработок российской промышленности в области бортовых радиолокационных комплексов, предназначенных для установки на самолетах и вертолетах военного назначения. Следует отметить, что большинство представленных БРЛС оснащены фазированными антенными решетками (ФАР) пассивного типа. В частности, НИИ приборостроения им.-В.Тихомирова (НИИП, г.Жуковский) совместно с Государственным Рязанским Приборным заводом (ГРПЗ) продемонстрировало первое и на сегодняшний день единственное в мире семейство радиолокаторов с ФАР, предназначенное для установки на легкие истребители (сегодня радиолокационными станциями подобного типа оснащены лишь перехватчики МиГ-31, а также перспективные истребители "тяжелого" и "среднего" класса типа F-22A и "Рафаль"). По утверждению разработчиков, станции семейства "Оса" во многом превосходят существующие мировые аналоги. В частности, они обладают уникальной массогабаритной характеристикой - 68 Вт/кг. БРЛС "Оса-1" может быть установлена на самолетах типа МиГ-21, а "Оса-2" - на многоцелевом двухместном истребителе МиГ-29УБТ.

Использование ФАР позволяет адаптировать зону обзора и сопровождения, изменять форму луча и уровень боковых лепестков в определенном направлении. Станция обеспечивает:

- при сохранении обзора одновременное сопровождение до восьми воздушных целей и обстрел ракетами до четырех целей в конической зоне с телесным углом 120 град.;

- адаптивное изменение формы луча и уровня боковых лепестков;

- одновременное сопровождение восьми целей и стрельбу по четырем из них во всей угловой зоне;

- управление и наведение всех видов ракет с активными,полуактивными и инфракрасными головками самонаведения;

- управление полетом истребителя при пуске ракет по нескольким целям.

Станция, работающая в Х-диапазо-не, способна обнаруживать цель типа "истребитель" (ЭПР 5 м2) на дальности до 85 км и захват на автоматическое сопровождение на дальности 65 км. Средняя мощность передатчика - 700 Вт, масса БРЛС - менее 120 кг.

Уникальная автономная радиоэлектронная система НИИП "Адьютант", созданная на базе миниатюрных ФАР, может быть сопряжена с любым радиолокатором для обеспечения пусков ракет как с полуактивными (типа Р-27Р), так и с активными (РВВ-АЕ) головками самонаведения. При этом для работы аппаратуры на вход требуется ввод данных о цели от основой БРЛС. По ним "Адьютант" выполняет все необходимые операции (расчет зон пуска, управление бортовыми ФАР, формирование и излучение сигналов подсвета и радиокоррекции).

Фазированные антенные решетки "Эполет", входящие в систему "Адьютант", имеют малые размеры и массу (5 кг), что позволяет устанавливать их на истребителях практически любого типа (на плакате демонстрировалась возможность размещения двух "Эполет" в крыльевых наплывах истребителя МиГ-29). Система из двух ФАР обеспечивает управление ракетами в секторе +/-85°. При этом возможно одновременное наведение двух - четырех ракет на дальности до 65 км.

В области авиационного вооружения одной из сенсаций МАКСа стал показ новой модификации противокорабельной ракеты "Яхонт" (НПО Машиностроения), предназначенной для оснащения боевых самолетов различных классов. Ракета, обладающая высокими скоростными (М=2,5) и маневренными характеристиками, способна поражать цели на дальности до 300 км. Несмотря на относительно большую стартовую массу (2,5 т), авиационный вариант "Яхонта" может размещаться на истребителях типа Ми Г-29 (до двух единиц) и Су-27 (три единицы), а также тяжелых противолодочных самолетах типа Ту-142 (способных нести на внешних узлах подвески до восьми "Яхонтов").

Принципиально новой разработкой отечественного ВПК стал комплект модернизированных неуправляемых авиационных ракет калибром 57, 80 и 122 мм, получивших систему конечного самонаведения и трансформированных (при относительно низких затратах) в высокоточное оружие.

Еще одной новинкой выставки стала демонстрация НПО "Вымпел" новой авиационной ракеты класса "воздух-воздух", являющейся развитием УР РВВ-АЕ. Новая ракета, снабженная прямоточным твердотопливным воздушно-реактивным двигателем, имеет значительно большую дальность, чем ее предшественница, что дает основание отнести ее к ракетам класса "воздух-воздух" большой дальности. Относительно небольшая масса новой УР (225 кг) позволяет вооружать ею и легкие истребители, в частности, перспективный легкий фронтовой самолет ЛФС.

Конструкторское бюро машиностроения (КБМ, г.Коломна) впервые представило информацию о перспективном ракетном комплексе "Искандер-Э", предназначенном для замены ракетного комплекса оперативно-тактического-назначения 9К72 (известного на Западе как "Скад"В). При создании "Искандера" КБМ широко использовало опыт, накопленный при реализации таких программ, как "Ока", Ока-У", "Волга" и др.


Отличительными особенностями оперативно-тактического РК "Искандер" являются его высокая точность стрельбы, малое время боевой готовности, автономность боевых средств, высокая степень автоматизации предпусковой подготовки, малое время перезаряжания пусковой установки при помощи транс-портно-заряжающей машины, а также высокоэффективное неядерное боевое оснащение.

Комплекс "Искандер" предназначен для поражения огневых средств противника (ракетных комплексов, объектов ПВО и ПРО), самолетов и вертолетов на стоянках, командных пунктов и узлов связи, важных точечных и площадных целей, а также ключевых объектов гражданской инфраструктуры.

Двухзарядная самоходная пусковая установка (СПУ) размещена на шасси полноприводного четырехосного автомобиля Брянского автомобильного завода, обладающего высокой проходимостью. Кроме СПУ. в состав комплекса входят транспортно-заряжающая машина, командно-штабная машина, пункт подготовки информации и машина жизнеобеспечения (своеобразная подвижная гостиница), также обладающие высокой тактической и стратегической мобильностью (обеспечена возможность перевозки на большие расстояния всеми видами транспорта, включая воздушный).

Первая из ракет на СПУ может стартовать уже через четыре минуты после получения команды.

Твердотопливная баллистическая ракета, входящая в состав комплекса (ее стартовая масса 3800 кг, дальность пуска - до 280 км), оснащена боевой частью массой около 500 кг с широким набором различных вариантов боевого снаряжения (фугасное, проникающее, кассетное и т.п.). Благодаря высокой точности, поражающий эффект неядерных БЧ соизмерим с поражающим эффектом тактической ядерной боеголовки. При этом УР способна эффективно преодолевать действие современных и перспективных средств ПВО и ПРО.

Управление ракетой осуществляется на всей траектории полета при помощи инерциальной системы наведения, ском-плексированной с приемником глобальной системы спутниковой навигации ГЛОНАСС/NAVSTAR. Наведение УР на конечном участке траектории выполняется при помощи оптической всепогодной помехоустойчивой головки самонаведения, разработанной ЦНИИАГ. Она способна опознавать на местности заданную цель и обеспечивать попадание в нее с точностью в несколько метров. Объединением "Фазотрон" для УР типа "Искандер" разрабатывается и радиолокационная головка самонаведения, обеспечивающая поражение подвижных малоразмерных целей.

По оценкам специалистов, типовые цели противника должны поражаться ударом одной - двух ракет комплекса "Искандер" с эффективностью, практически эквивалентной эффективности тактического ядерного боеприпаса.

Направления дальнейшей модернизации комплекса включают работы по еще большему повышению точности нанесения ракетного удара, что позволит снизить расход ракет до одной единицы на цель.

По оценкам специалистов МО России, по критерию "эффективность-стоимость" ракетный комплекс "Эскандер-Э" превосходит лучшие зарубежные аналоги (в частности, американские оперативно-тактические баллистические ракеты АТАС MS Block 1) в 5-8 раз.

Государственное научно-производственное предприятие "Сплав" продемонстрировало на выставке новый вариант ракеты, предназначенной для использования в составе 12-ствольного 300-миллиметрового ракетного комплекса залпового огня "Смерч".

Еще в 1980-е гг. для оснащения РСЗО "Смерч" был разработан реактивный снаряд с упрощенной системой управления (коррекция на активном участке траектории), снабженный отделяемой кассетной БЧ с осколочными боевыми элементами (этот PC демонстрировался, в частности, на выставке МАКС-97). Дальнейшее совершенствование отечественных ракетных систем залпового огня идет в направлении создания нового поколения управляемых и самонаводящихся ракет, автоматизации процессов стрельбы, комплексирования РСЗО со средствами разведки (т.е. формирование разведывательно-огневых комплексов - РОК). В рамках этих работ в конце 1990-х гг. был создан модернизированный реактивный снаряд 9Я269, обладающий увеличенным диапазоном дальностей (25 - 90 км).

Модернизированная четырехосная полноприводная боевая машина (БМ) высокой проходимости 9А52-2, служащая для размещения ракетной системы "Смерч", обеспечивает наведение пусковой установки без выхода расчета. Оборудование, установленное на машине, позволяет выполнять точную топоп-ривязку и навигацию (с выдачей на видеотерминале картографического изображения о нахождении БМ), а также расчет установок для стрельбы по данным о цели и метеоданным, поступающим из командирской машины.

Вот далеко не полный перечень отечественных новинок в области военной авиации и ракетного вооружения, показанных на МАКС-99. Разумеется, их демонстрация не могла произвести такой же эффект, какой вызвал показ на первом Московском авиасалоне ранее скрытых под завесом секретности самолетов МиГ-29, МиГ-31, Су-27, Ту-160. Однако МАКС-99 подтвердил, что российская авиационная промышленность по-прежднему сохраняет потенциал, позволяющий разрабатывать самые совершенные образцы авиационной техники и вооружения как для нужд отечественных вооруженных сил, так и для поставок на экспорт.










Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх