|
||||
|
В НЕБЕ ДВУХ ВОЙН Вноябре 1943 года генерал Генри ("Нар") Арнольд, главнокомандующий USAAF, отдал приказ о создании двадцатого Бомбардировочного Командования (XX ВС), задачей которого была подготовка и проведение массированных ударов по Японии. Основная ударная сила - бомбардировщики В-29 "Суперфортресс". XX ВС возглавил бригадный генерал К. Вульф, под его началом должны были находиться два бомбардировочных крыла (BW). Каждое крыло состояло из четырех бомбардировочных групп (BG). Соединение начало формироваться на четырех авиабазах в Канзасе и после почти полугода ускоренной подготовки переброшено на аэродромы в Индию, а затем и в Китай. После переброски в Индию 58BW имело в своем составе 40G, состоявшую из 4-х эскадрилей (25BS, 44BS, 45BS и 395BS), 44BQ (676BS, 677BS, 678BS и 679BS), 462BG (768BS, 769BS, 770BS и 771BS) и 468BG (792BS, 793BS, 794BS и 795BS). Самолеты 20-й воздушной армии (20AF) впервые ушли на боевое задание 5 июня 1945 года, 98 "Суперфорттрес-сов" взлетели с индийских баз на бомбежку железнодорожного узла в Маска-не недалеко от Бангкока, на удалении 1820 км от своих баз. 14 В-29 возвратились обратно из-за отказов двигателей. Остальные вышли на цель. Из-за плохой видимости бомбежки проводились с помощью РЛС. Удар наносился с высот 5180-8230 м вместо 6700-7620 м по плану. В район цели попало всего 18 бомб. При посадке разбилось 5 машин. 42 самолета сели на запасных аэродромах из-за выработки топлива. Следующей операцией В-29 стал налет на металлургический завод в Явато на острове Кюсю в Японии, где производилось 24 проц. стали страны. 14 июня 1944 г. операция началась. Из 75 В-29, выделенных для налета, 18 сошли с задания из-за повреждений самолетов или неготовности экипажей, один В-29 разбился на старте. Атака производилась ночью, бомбили по оптическим прицелам и показаниям РЛС. Результат - в район цели упала одна бомба и то в 1,2 км отточки прицеливания. Одна "Сверхкрепость" была сбита огнем зенитной артиллерии, шесть других разбились сами, в основном, из-за пожаров двигателей. По результатам первых налетов генерала Вольфа заменили на генерала Сандерса. 7 июля 1944 года провели следующий налет на остров Кюсю -18 В-29 бомбили Сасибо, Нагасаки, Отуро и Ява-то. Потом целями стали металлургические заводы в Апсане в Манчжурии. Первоначально планировалось бросить в бой 100 В-29, но реально ушло 75 машин, до цели дошло 60. Результаты налета - 7,5 проц. комплекса выведено из строя, сбита одна "Сверхкрепость", пять разбилось при посадке. 10-11 августа 1944 г. "Крепости" совершают налет на нефтехранилища и нефтеперегонные заводы в Палембан-ге на острове Суматра. В-29 стартовали с аэродрома подскока на Цейлоне. Шли до цели 3000 км над Бенгальским Заливом с грузом бомб 907 кг каждый. Из 54 был потерян один самолет, его экипаж спасен в Индийском Океане. В тот же день небольшое число В-29 нанесло удар по моторостроительным заводам в Нагасаки, вызвав небольшие разрушения. За два месяца использования В-29 на Тихоокеанском ТВД операции по разгрому Японии практически остались в исходном состоянии. 29 августа 1944 г. на должность командира 20-й воздушной армии назначается К. Ли-Мэй. Под его командованием была проведена первая успешная операция В29. В ходе налета на Манчжурские заводы в Шови и Апсане 95 В-29, вышедших на цели, нанесли удар, в результате которого производство сократилось на треть. Одна машина была сбита японскими истребителями, три разбились на аэродроме. Ли-Мэй, используя свой опыт руководства Восьмой воздушной Армией (8AF) в Европе, провел некоторые реорганизационные мероприятия в 20AF, а также изменил боевой порядок В-29, перейдя от "ромба" к более эффективной "коробке". 26 сентября - атака на Апсан, 25 октября - на авиационную базу в Омута с применением фугасных и зажигательных бомб (2:1) закончились успехом. С развертыванием налетов на Японию усиливалось противодействие японской истребительной авиации. Во время налета на Омута 21 ноября 1944 года В-29 были атакованы большим количеством истребителей-перехватчиков и легкими бомбардировщиками. Сбито 6 В-29, такие же потери при налете на Мукден 7 декабря 1944 г. Под конец 1944 года было потеряно 147 В-29 в боях и в авариях. Это превысило количество машин, бывших в составе XX ВС на 1 мая 1944 года. Велика и аварийность на земле (17 проц.). Положение удалось поправить в феврале 1945 года. Последней большой операцией В-29, выполненной с китайских аэродромов, стали массированные удары 18 декабря по японским силам в районе Ханкоу. Вскоре В-29 ушли из Китая. Слишком тяжело было снабжать передовые базы всем необходимым, да и японцы успешно наступали на сухопутном фронте. Последний вылет В-29 сделали для удара по Формозе с целью отвлечь силы японцев от высадки американцев в Лузоне на Филиппинах. С этого момента соединенное авиакрыло 58BW базировалось в Индии. В течение последних трех месяцев бомбардировщики XX ВС сконцентрировали свои удары на территориях, оккупированных японцами (Сингапур, Французский Индокитай, Китай, Бирма, Таиланд, Малайя). В Сингапуре бомбардировались сухие доки, в Китае - минировались реки Хуанхэ и Янцзы. 50 "Суперфорттрессов", поднявшихся с индийских баз, минировали водные акватории в районе Сайгона, Сингапура и в Заливе Камрань. Последней операцией бомбардировщиков XX ВС из Индии стал налет, проведенный 29 марта 1944 года на большие склады нефтепродуктов на острове Бакут Айлэнд в Сингапуре. В-29 на Марианских островах. ^ Зажигательные бомбы заливаются напалмом. Весной 1945 г. соединения 58BW были переброшены из Индии на базы на Марианские острова. В дальнейшем В-29 предстояло бомбить Японию от-туда 11 июня Морская пехота США высаживается на Сайпане, 20 июля 1944 г. - на Гуаме, 23 июля - на Тиниане. Уже 24 июня, когда еще шли бои за острова, инженерные части США на Сайпане начали расширять и переделывать под В-29 японский аэродром Аслито, который теперь назывался А ели Филд. В августе - сентябре, когда на островах шли строительные работы, сформировали 73BW (497BG, 498BG, 499BG, 500BG), каждая группа состояла из трех дивизионов по 10 самолетов в каждом. Первоначально планировалось, что 73BW войдет в XX ВС, однако захват Марианских островов позволил образовать новое, XXI ВС, под командованием генерала X. Хансела. Задача нового соединения - непосредственные удары по Японии с Марианских островов. Результат самого разрушительного воздушного налета в истории. Токио. 9 марта 1945 года. ~~ Регламентные работы на двигателе R-3350 (о. Сайпан) 18 октября 1944 г. на Асли Филд на Сайпане сел первый В-29 генерала Хансела. Условия для В-29 были не лучшие, взлетно-посадочная полоса всего 1828 м, ее строительство все еще продолжалось. Однако до конца ноября из США пришло более 100 В-29 73BW. В отличие от Индии, где каждая группа 58BW базировалась на своем аэродроме, на Сайпане все самолеты 73BW находились на одной базе. Первой операцией В-29 с Мариан стала бомбежка 28 октября базы японских подводных лодок на острове Дублон Ай-ленд в атолле Трук. Четыре машины из 18 сошли с задания из-за отказов двигателей, оставшиеся провели малоэффективную бомбежку; 30 октября и 2 ноября удары с тем же эффектом повторены. 2 ноября база 73BW на Сайпане была атакована на низких высотах японскими самолетами, стартовавшими с И вод-зимы. Несколько В-29 сгорело на земле. 24 ноября 1944 года с Сайпана стартовали 111 В-29. Целью налета стали заводы фирм Накадзима и Мусаги в предместьях Токио. Из-за плохих погодных условий только 24 В-29 сбросили свой груз на заводы Накадэимы, остальные высыпали бомбы на районы Токио. Один В-29 был сбит японским истребителем. 27 ноября 81 "Суперфорттресс" повторили налет, цель - заводы и доки в Токио и Хамаматцу. В тот же день 17 японских истребителей А6М "Зеро" совершили налет на Сайпан, 7 В-29 сбиты или уничтожены на земле. Двумя днями позже В-29 совершают налет на Токио, Иокогаму и Нумацу, японцы сбивают 6 В-29. 3 декабря 70 В-29 опять бомбят Токио, 8 декабря 60 "Суперфорттрес-сов" нанесли удар по аэродрому на Иво-дзиме. Все эти первые налеты на Японию с Марианских островов имели весьма ограниченный успех, т. к. проводились с больших высот (8000-9000 м), в условиях плохой видимости и сопровождались иногда существенными потерями. Первым удачным налетом В-29 XXI ВС можно считать налет 70 В-29 на гигантские заводы самолетов и двигателей фирмы Мицубиси в Нагое 13 декабря 1944 г. Было уничтожено 17 проц. мощностей, что привело к снижению на 25 проц. выпуска самолетов на этих предприятиях. 18 декабря 63 В-29 повторили налет, но с гораздо меньшим успехом. Плохая погода над целью заставила отказаться от использования оптических прицелов. Результат - минимальный урон заводам Митцубиси. 22 декабря 1944 г. 48 В-29 сбросили на Нагою зажигательные бомбы, и опять в цель попало минимум бомб. 24 декабря 23 В-29 вновь нанести удар по Иводзиме, а 25 декабря и 1 января 1945 года 24 японских самолета, взлетевшие с Иводзимы, уничтожили 11 В-29 и 43 В-29 повредили на земле. Это была последняя атака на базы В-29. Весьма ограниченный успех налетов, совпавший с прекращением налетов на Японию с Индийских и китайских баз, заставил генерала Арнольда сменить руководство XXI ВС. В начале января 1945 года генерала Хансела сменил Кер-тис Ли-Мэй. Столкнувшись с малой эффективностью налетов на Японию, американское командование решило изменить тактику воздушных ударов. Теперь основная сила должна была обрушиться на маленькие фирмы, на которых держалась японская промышленность и ее гиганты. Основное средство поражения - зажигательные бомбы. Новая концепция была проверена 3 января 1945 г., когда В-29 атаковали Нагою с помощью зажигательных бомб. В городе возникло несколько сильных пожаров, была уничтожена текстильная фабрика. 19 января 1945 г. 62 В-29 атаковали авиационные заводы Кавасаки, находившиеся в Акасии, недалеко от Кобе. 4 февраля 1945 г. был совершен налет на Кобе. Впервые к экипажам 73 BW присоединились экипажи 313 BW, перелетевшие на Марианы в январе. Базировались самолеты 313 BW на острове Ти-ниан на аэродроме Норд Филд, с его 4 огромными взлетно-посадочными полосами (2591 м), защищенными складами и убежищами. 25 февраля над столицей Японии появились 172 В-29, на город посыпался град зажигательных бомб, 4 марта 192 "Суперфорттресса" повторили налет. В результате первых "огневых" налетов в Токио сгорело 28000 построек. Тем временем на острова было переброшено еще одно бомбардировочное крыло: 314BW (19BG, 29BG, 39BG, 339BG), под командованием бригадного генерала Т. Пауэра. Базировалось это соединение на о. Гуам. 9 марта на Токио стартовало 325 В-29. На город вышло 279 "Суперфорттрес-сов", которые сбросили 1665 тонн зажигательных бомб. Над Токио бушевал огненный смерч, сильный ветер раздувал пожары. В этих налетах с В-29 впервые на города Японии был сброшен напалм. Утром 10 марта 40 км2 Токио представляли пепелище. Погибло 84000 человек, в основном мирных жителей (по другим данным погибло и пропало без вести около 150 тысяч граждан). Более 1 миллиона токийцев лишились крыши над головой. Потери 9-10 марта превышали потери от атомной бомбардировки Хиросимы, проведенной через пять месяцев. Американцы потеряли 14 В-29. 11-12 марта 285 В-29 сбросили 1700 напалмовых бомб на Нагою, выгорело 5 км2. 12-23 марта 274 бомбардировщика выжгли 21 км2 в Осаке. В ночь с 16 на 17 марта 331 В-29 сожгли 8 км2 в Кобе. Пятый рейд совершен на Нагою 18- 19 марта. При повторном налете на Нагою В-29 бомбили город и зажигательными, и фугасными бомбами, так как запас "зажигалок" на Марианах кончился. Итоги "огненного" наступления следующие: выгорело 82 км2 в крупнейших городах Японии, погибло 120000 японцев, сотни тысяч ранены, миллионы лишились крова. В этих пяти налетах американцы потеряли 20 В-29, что составило 1,3 проц. от числа посланных в бой бомбардировщиков. Наконец-то деньги, вложенные в программу создания В-29, начали давать эффект, а для Японии случившееся стало началом близкого конца. В апреле 1945-го по накоплению запасов напалмовых бомб 20 AF приступила к новой серии бомбежек Японии. Удары наносились как зажигательными, так и фугасными бомбами. 13 апреля 330 "Суперфорттрессов" ушли на Токио, 327 из них выполнили задание, сбросили 2100 т бомб на арсенал, спалив 28 км2. - В-29 идут к цели. Через пере-плет фонаря видна гора Фудзияма. В ночь на 15-16 апреля 109 В-29 бомбили Токио, а 194 - Кавасаки. Потери - 13 самолетов. Через месяц, накопив достаточное количество зажигательных бомб, американцы развернули наступление на города Японии. 14 мая над Нагоей в воздухе 472 В-29, 17 мая -468, 22 и 23 Токио бомбят соответственно 562 и 564 самолета, 29 мая над Иокогамой - 454 В-29, 1 июня над Осакой - 458, 5 июня над Кобе - 473, 7 июня Осаку бомбят 409 "Суперфорттрессов". В ходе налетов на Токио американцы столкнулись с усилившейся системой ПВО столицы, ночью с 23 на 24 мая они потеряли 17 В-29, а с 25 на 26 мая - 26 В-29. Но все потери оправдывались огромным эффектом этих бомбардировок: около 2/ 5 площадей атакованных городов превратились в выжженную пустыню. Проведение таких массированных атак, когда одновременно в воздухе находилось более полутысячи В-29, стало возможным благодаря переброске из Индии на Марианы 58 BW. С апреля 1945 года крыло действовало с Тиниана. Первая операция самолетами 58 BW была проведена против Куре 5 мая. В июне 1945 года XXI ВС приступило к реализации налетов на 58 городов Японии с населением 100000 - 200000 человек. В ходе двухмесячных налетов была уничтожена территория 187 км2, в таких городах, как Кагасима, Омута, Хамамотцу, Йоккаити, Фуккока и Шизуо-ка. С 27 марта 1945 года В-29 были подключены к ударам по японцам в ходе операций по захвату Окинавы. 27 марта 150 В-29 нанесли удары по авиационным базам в Омута, затем по аэродромам в Ташори и Оита на острове Кюсю. Штаб адмирала Нимитца считал, что массированные атаки по аэродромам на островах уничтожат основные силы соединений Камикадзе, впрочем, его ошибка заключалась в том, что пилоты-смертники стартовали и продолжали стартовать с маленьких неподготовленных полос, которые были хорошо замаскированы и малоуязвимы для налетов В-29. В-29 "Энола Гей" - символ ядерного апокалипсиса. Успехи первых "огневых" налетов на Японию, производившиеся по ночам и на сравнительно небольших высотах, подтолкнули командование 20 AF к новой методике. Она заключалась в использовании самолетов-целеуказателей ("Pathfinders") для освещения цели с помощью световых и зажигательных бомб. Этот метод широко применялся в Европе, где самолетами-указателями обычно являлись скоростные бомбардировщики (например, "Москито"). В условиях Тихоокеанского ТВД, в сложных метеус-ловиях, этот метод из-за слабой разрешающей способности прицела "Норден" был малоэффективен. Решили вернуться к дневным налетам, снизив высоты над целью с 7620 м до 6096 м. Захват в декабре 1944 г. о. Иводзимы, расположенного на полпути от Марианских островов до Японии, позволил разместить здесь истребители, которые теперь могли сопровождать В-29 в их налетах на Японию. Эту задачу выполняли P-51D "Мустанг" двух истребительных групп 15 FG и 21 FG. Кроме того, поврежденные бомбардировщики получили возможность осуществлять здесь вынужденную посадку. 7 апреля с Марианских островов стартовали 153 "Суперфорттресса" с заданием уничтожить крупнейшие заводы по производству авиационных двигателей фирмы Мицубиси в Нагойе. Одновременно вторая группа в 100 В-29 наносила удар по авиационным заводам Нака-дзимы в Токио. В-29 прикрывали 91 Р-51D, была организована система спасения на маршруте сбитых экипажей. 600 тонн бомб, сброшенных на Нагою, снизили производство двигателей на 90 проц. Удар 12 апреля 94 В-29 по заводам Нака-дзимы в Мусаги снес предприятия с лица земли, что означало конец производству авиационных двигателей в Японии. В тот же день 130 "Суперфорттрессов" нанесли удары по химическим заводам в Кориаме. Крупным усилием сил 20 AF стало прибытие в марте - апреле 1945 года из США 315-го BW в составе 16 BG, 331 BG, 501 BG, 502 BG; крыло базировалось на Гуаме. Прибытие 315 BW под командованием бригадного генерала Ф. Армстронга увеличило силы 20 AF до 700 "Суперфорттрессов". Основным типом самолета 315 BW был бомбардировщик В-29В, специально модернизированный для условий Тихоокеанского ТВД. Экипажи В-29В прошли специальную подготовку в США для атак ночью по целеуказанию, этому же способствовала установка на В-29В РЛС типа AN/APQ-7 "Eagle". Ли-Мэй бросил 315-е крыло для уничтожения японских запасов нефтепродуктов, а также против заводов нефтепереработки. В период с 26 июня по 10 августа В-29В в 15 воздушных операциях уничтожили 9 главных складов сырой нефти. Предприятие синтетического бензина в Убе не только уничтожено налетом 72 В-29В 22 июня, но при этом разбита дамба - вода затопила территорию завода. О его восстановлении не могло быть и речи. После капитуляции Германии 8 мая 1945 года генерал Арнольд приказал реорганизовать подчиненные ему силы USAF на Тихом океане под требования окончательного разгрома Японии. 16 июля 1945 г. он передал командование 20 AF генералу Ли-Мэю, что практически означало организацию единой мощнейшей группировки 20 AF в составе соединений XX ВС и XXI ВС. Общими стратегическими авиационными силами в районе Тихого океана с этого же дня командовал генерал К. Спаатс (US Strategic Air Forces Pacific) со штаб-квартирой на Гуаме. 16 июля на Окинаву направлено командование 8 AF из Европы: по планам генерала Арнольда 1000 В-17 должны принять участие в заключительном этапе боев с Японией. Однако первым начало прибывать на Окинаву из США 316 BW (346 BG, 382 BG, 383 BG), вооруженное В-29. В-17 8-й воздушной армии окончательно были готовы к боям уже после капитуляции Японии. В боях приняли участие В-24 из состава 5 AF (22 BG, 43 BG, 90 BG, 380 BG), базировавшиеся на Окинаве и на острове И-Шима. Перед концом войны в операциях приняли участие В-32 386 BG (316 BG), входившие в состав 5 AF. Для стратегических бомбардировок использовались также соединения британских королевских ВВС (RAF), входившие в экспедиционные силы, так называемые "Tiger Force", вооруженные самолетами Ланкастер Мк VII. Целью наращивания сил на Тихом Океане было достижение к 1 ноября 1945 г. 1000 самолетов стратегической авиации в районах Окинавы и на Марианских островах. Эти силы должны обеспечить с воздуха высадку сил союзников на Японские острова в рамках операции "Olympic". Для следующей операции окончательного разгрома, планировавшейся на март 1946 г., союзники готовились бросить в бой 1500 самолетов. 200 000 тонн тыс. бомб должно падать на Японию ежемесячно, а в течение 24 часов вторжения планировалось обрушить на головы противника 8 080 000 тонн взрывчатки и напалма. По замыслу командования высадившиеся сухопутные войска после таких ударов должны только считать трупы врагов. В конце весны и летом 1945 г. сопротивление японской истребительной авиации было окончательно сломлено. Количество истребителей оценивалось не более чем в 1000 самолетов. Уничтожение аэродромов, запасов топлива, а также гибель в боях в воздухе и на земле лучших пилотов поставили японскую истребительную авиацию на грань краха. Все сводилось к отдельным атакам против армад тяжелых бомбардировщиков, которые в основном оканчивались уничтожением атакующих. Частота и сила налетов "Суперфортрессов" 20 AF систематически возрастали. В июле 1945 года В-29 сделали 6697 боевых вылетов и сбросили 43 000 тонн бомб. Точность бомбометания возросла, экипажи набирались опыта, 75% бомбометаний выполнялись по данным РЛС. Пол Тибете - комадир "Энолы Гэй". Аэрофотоснимок Хиросимы. До начала августа В-29 уничтожили 23 основных предприятия авиационной промышленности, арсеналы с запасами предметов снабжения для армии и флота, практически все предприятия по производству взрывчатых веществ. Кроме того, уничтожены 540 предприятий, работавших на оборону. Большая часть крупных и средних городов лежала в руинах. Моральное состояние населения, еще недавно фанатично преданного идее Великой Японии, было сломлено. Финал приближался, и в этом огромная заслуга соединений вооруженных В-29 "Суперфортресс". Т. к. снабжение Японии сырьем и полуфабрикатами на 90% зависело от морских перевозок между оккупированными территориями и метрополией, уменьшение потоков морских грузов могло поставить Японию на колени. Весной 1945 г. было решено использовать В-29 20 AF для минирования. Для этого выделили самолеты 313 BW. В период с 27 июня по 10 августа В-29 установили коколо 13000 акустических мин. Основными целями минных постановок стали проливы между островами Кюсю и Хонсю, акватории Японского моря, а также подходы к портам Аки, Хиросима, Куре, Нагойя, Нодо, Токио и Токаяма. Только в мае 1945 г. подорвалось на минах 85 судов общим тоннажем 213 ООО тонн. Всего от мин, поставленных В-29, погибло 9,3% общего тоннажа, уничтоженного американцами на Тихом океане, что равнялось потерям японского флота от атак всех американских подводных лодок. В рамках реализации проекта "Manhattan" 9 декабря 1944 года была сформирована 509-я Смешанная Группа (509 CG), состоявшая из 393 BS, вооруженной В-29, и транспортной эскадрильи 320 TCS на самолетах С-54. Командовал 509-я SG 29-летний полковник П. Тибете, опытный летчик, летавший в составе 8 AF в Европе. 393 BS имела 15 В-29, модернизированных под носители первых американских атомных бомб. В конце 1944 г. эскадрилья начала тренироваться по сбросу одиночных бомб крупного калибра с больших высот. Базировались они на базе Ускуовер, штат Юта. Для тренировок было подготовлено 200 макетных бомб "Pump Kin", соответствующих по габаритам и массе первым атомным бомбам. Экипажи 393 BS тренировались в отработке сброса бомб на точность, а также учились выполнять после сброса резкий разворот на 155°, чтобы побыстрее уйти от места взрыва: самолет к этому моменту взрыва должен находиться в 12.8 км от точки взрыва. 26 апреля 1945 г. 509 BG начала перебазироваться на аэродром Норд Филд на острое Тиниан. Были выбраны цели для первых атомных ударов: Хиросима, Иокогама, Киото и Нагасаки. На Мари-анах продолжалась усиленная подготовка к будущему заданию. Тройка В-29 постоянно висела в воздухе, приучая японцев к этой "мирной" картине. В составе тройки один самолет-носитель и два сопровождающих В-29 для замеров и фотографирования результатов удара. Руины Хиросимы. 16 июля 1945 г. в штате Нью-Мексика взорвано первое американское атомное устройство. 10 дней спустя, 26 июля на Тиниан тяжелый крейсер "Индианапо-лис" доставил уран-235 для первой атомной бомбы "Little boy" (Малыш), остальные компоненты были переброшены самолетами С-54. Собранная бомба отличалась от учебных бомб, которые соответствовали плутониевой бомбе "Fat Man" (Толстяк). Окончательно для удара выбрали Хиросиму. Бомбу должен был сбрасывать самолет В-29-45-МО (44-8629, тактический номер 82), имевший индивидуальное название "Enoia Gay" (имя матери командира экипажа Тибетса). В-29 должны были сопровождать две другие машины: одна с измерительной аппаратурой "The Great Artiste" (44-27359, тактический номер 89) и с фотоаппаратурой - самолет "Necessaru Evil" (44-86291). Первым командовал майор Ч. Сьюни, вторым -старший лейтенант Н. Рэй. Для метеорологической разведки над целью выделялись три В-29: "Straight Flush" (44-27301, тактический номер - 85, "Full House" (44-27298, тактический - 83) и Yabbit III" (44-27303, тактический - 71). В понедельник, 6 августа 1945 года в 1 ч. 37 мин. с Норд Филда стартовало три самолета метеорологической разведки, операция началась в 2 ч. 45 мин. стартовали "Enola gay", "The Geat Artiste" и "Necessary Eyil". Экипаж "Enola Gay" состоял из 12 человек: - командир корабля, 1-й пилот, полковник П. Тибете (30 лет); - 2-й пилот, капитан Р. Льюис (27 лет); - штурман, капитан Т. Кирк (24 года); - бомбардир, майор Т. Ферреби (26 лет); - бортрадист, рядовой Р. Нелсон (19 лет); - бортмеханик, старший лейтенант Д. Карон (25 лет); - бортстрелок, сержант Р. Шумард (24 года); - оператор РЛС, сержант Д. Стиборик (30 лет); - оператор РЭП, старший лейтенант Д. Бизер (24 года); - специалист по атомному вооружению, лейтенант М. Джепсон (23 года); - специалист по атомному вооружению, капитан US NAVY. Парсонс (44 года). В 6 ч. 7 мин. "Enola Gay" прошла над Иводзимой. Специалисты по атомному вооружению, спустившись в бомбоотсек, подготовили бомбу к взрыву. В 7 ч. 30 мин. Парсонс доложил командиру о готовности к сбросу. 8 9 ч. 15 мин. 17 сек. бомба "Little Boy" оторвалась от замков, покинула бомбоотсек и начала падать по баллистической траектории, никаких парашютов не было. "Enola Gay" вошла в разворот на 155° вправо. Через 43 сек. над мостом Айои в центре Хиросимы, на высоте 564 м бомба взорвалась. Результат - 129 ООО пораженных, из них 78 000 - смертельно. Уничтожено 70 000 зданий. 176 000 человек лишилось крыши над головой. Удар эквивалентен налету 2000 В-29. Роберт Карон, хвостовой стрелок В-29, мог наблюдать столб огня и дыма, видимый за 600 км от Хиросимы. Все самолеты, участвовавшие в операции, вернулись на Тиниан после 15 часов полета. После сброса атомной бомбы на Хиросиму 20 AF начала проводить массированные бомбардировки, вплоть до капитуляции Японии. Уже на следующий день, 7 августа, 131 "Суперфорттресс' бомбил морской арсенал в Тачикаве. Одновременно 29 В-29 минировали акватории вокруг Японии. 8 августа 211 В-29 совершили "огневой" налет на Ява-ту. В этот же час 91 В-29 бомбили Фуку-яму, а 60 - авиационные заводы и арсеналы в Токио. Сброс второй атомной бомбы "Fat Man" был запланирован на 11 августа 1945 г. Для выполнения этого задания Тибете выбрал майора Сьюни, командира "The Great Artiste". Полет должен совершаться на В-29 (44-27297, тактический номер - 89), имевший обозначение "Bock's Car", по имени командира самолета Ф. Бока. Затем срок был перенесен на 9 августа. 9 августа, в 3 ч. утра самолет "Bock's Car" стартовал. В отличие от налета на Хиросиму этот полет проходил менее гладко. Утечка топлива, плохие погодные условия и т. д. Намечено было две цели: Кокура и Нагасаки; Кокура закрыта облачностью, и смерть выпала Нагасаки. Погибло 35 000 человек, ранено 60 000. На обратном пути В-29 совершил вынужденную посадку на Окинаву, - у самолета кончилось топливо. После заправки самолет, весь опаленный после взрыва, вернулся на Тиниан. В тот же самый день над Японией была проведена очередная операция с участием В-29: 95 машин совершили налет на нефтеперегонный завод в Амагасаки. Последним днем массовых налетов В-29 на Японию стало 14 августа 1945 г. 302 самолета нанесли удары по Хикари и Осаке. 108 - бомбили железнодорожный узел Миритуа, а 132 - нефтеперегонный завод Чушизакитинато. Затем 160 В-29 выполнили последний вылет в этой войне - "огневой" налет на Ку-магайю и Исака, одновременно 39 В-29 минировали воды вокруг Японии. По окончании боев "Суперфорттрессы" продолжали проводить патрульные полеты над Японией. За период боевой деятельности против Японии В-29 из состава 20 AF: - сбросили 170 000 тонн бомб и мин; - совершили 32 600 боевых вылетов; - было потеряно 133 самолета и 293 члена экипажей (статистика по американским послевоенным данным). В ходе боев на Тихом океане несколько В-29 совершили вынужденные посадки на территории советского Дальнего Востока. B-29-5-BW (46-6256) из состава 771 BS, 462 BG, 58 BW (командир корабля капитан Г. Джарелл) был подбит огнем зенитной артиллерии 29 июля 1944 г., во время налета на Апсан в Манчжурии, и совершил вынужденную посадку под Владивостоком. В-29А-1 (42-93829) из состава 395 BS, 40 BG, 58 BW разбился у хребта Сихотэ-Алинь к востоку от Хабаровска. Командир корабля - майор Р. Мак-Глинн. В-29-15 (42-6365) "General Н. Н. Arnold Special" из состава 794 BS, 468 BG, 58 BW 11 ноября 1944 г., после налета на Омуту также совершил вынужденную посадку на нашей территории. Каждый раз навстречу В-29 полнимались советские истребители-перехватчики Як-9, иногда открывала огонь зенитная артиллерия. Самолеты сопровождались нашими истребителями до самой посадки. 500-футовые бомбы (227 кг) подвешиваются в бомбоотсек В-29. Окинава. 1952 год. В небе Северной Кореи. Рисунок на носу ведущего В-29 с предыдущего снимка. По договору с Японией от мая 1941 г. СССР был обязан интернировать и самолеты, и экипажи, что неукоснительно делалось. Правда, экипажам через какое-то время позволяли "испариться" через иранскую границу, а самолеты оставались в СССР. Последний В-29, вторгнувшийся в советское воздушное пространство 29 августа 1945 г., был атакован в районе Капко двумя парами Як-9 из состава 14 ИАП. У него был подожжен первый двигатель, и он сел на вынужденную на аэродром Капко. На 1 января 1945 года в составе ВВС ТОФ имелось два В-29 (42-6365, 42-6358), аэродром Сергеевка, 35 ОБАЭ. В-29 (42-6256) находился в распоряжении ДА под Оршей. Именно эти три машины в дальнейшем стали основой для советского Ту-4. После окончания второй мировой войны соединения тяжелобомбардировочной авиации подверглись существенной реорганизации. Военно-воздушные силы наконец-то стали самостоятельным видом вооруженных сил США - USAF. Большая часть В-17 и В-24 пошли на слом или на продажу. Производство В-29 было прекращено, контракты на их дальнейшую постройку - разорваны. Выпущенные В-29 в большей своей части - законсервированы и стояли на базах хранения, закрытые гигантскими полиэтиленовыми покрывалами. В марте 1946 г. было создано Командование стратегической авиацией США, входившее в USAF. В состав вошли 8 AF, 15 AF, 20 AF и 21 AF, каждая из которых включала по 2-3 авиационных крыла. В 1947 г. создано Стратегическое Авиационное Командование США (SAC) в составе 8 AF и 15 AF, в составе SAC в тот момент было 316 бомбардировщиков, из них 148 В-29. Весной 1946 г. В-29 начали прибывать в Европу, сначала в рамках дружественных визитов, а через год уже на постоянной основе расположились на Британских островах и в Западной Германии (база Гебельсштад). С усилением Холодной войны количество В-29 пропорционально увеличивалось. В 1948 г. в Европу пришли 60 В-29 из состава SAS (28 BG, 15 AF), базировались они в Скэм-птоне на Британских островах. Экипажи "Сверхкрепостей" быстро освоили новый для них район действий, ведь многие еще совсем недавно летали здесь на своих В-17 и В-24. Вскоре к ним присоединились другие подразделения SAC из состава 2 AF и 8 AF. Экипажи В-29 усиленно занимались боевой подготовкой в условиях, близких к боевым. "Суперфортрессы" совершали дальние, в том числе групповые полеты вдоль границ "Восточного блока", "обкатывая" и себя, и ПВО вероятного противника, что часто приводило к конфликтным ситуациям, истребители советской ПВО не раз поднимались на перехват американских бомбардировщиков. В конце 1948 г., в период "Берлинского кризиса", В-29 участвовали в рейдах в Западный Берлин, поддерживая воздушный мост, снабжая блокированную бывшую столицу Германии всем необходимым. Дело дошло до перевозок угля в бомбоотсеках В-29. В 1949 г. к базировавшимся в Скэмп-тоне, Мархеме, Уоддингтоне и Лейкен-хете В-29 добавились новые В-50А. На аэродромах Европы также находились самолеты-заправщики КВ-29Р, обеспечивавшие действия стратегической авиации. В конце 40-х - начале 50-х годов большое количество соединений SAC, в том числе вооруженных В-29, очень часто перебрасывалось в Европу через Атлантику, усиливая соединения В-29 и В-50. Такая активность была понятна, самолеты-носители атомных бомб должны были, поднявшись с европейских авиабаз, нанести смертельный ядерный удар по СССР, в короткое время выведя из строя все его основные военно-политические и экономические центры. Для этого требовались сотни "Сверхкрепостей", готовых по первому приказу обрушить на 1/6 часть Земли десятки и сотни атомных бомб, а также огромное количество обычных фугасных и зажигательных. Очень часто в небе над Европой появлялись самолеты разведчики RB-29, которые время от времени вторгались в воздушное пространство стран "Восточного блока". С перевооружением советской ПВО реактивными МиГ-15 шансы на 100%-ный прорыв к целям на территории СССР В-29, да и В-50, практически свелись к нулю. Расчетные потери оказывались слишком большими, об этом, в какой-то степени, напоминает Корейская война, где В-29 столкнулись с весьма ограниченным количеством МиГ-15, а ведь в составе советских ВВС в начале 50-х годов этих машин было во много раз больше, чем в небе Кореи. SAC постепенно начало перевооружаться на реактивную технику, В-29 уходили на второй план, оставались в заправочных эскадрильях и соединениях спасательных самолетов, а также использовались как разведчики погоды во вспомогательных подразделениях USAF и в Национальной Гвардии до начала 60-х годов. 25 мая 1950 года на Корейском полуострове вспыхнула война, в которой активное участие приняли соединения бомбардировщиков В-29. С началом боевых действий в бой были брошены В-29 19 BG, базировавшейся на авиабазе Андерсон Филд на о. Гуам и входившие в состав Авиационных Сил США на Дальнем Востоке (FEAF). 28 июня четыре В-29 уже бомбили железнодорожную линию на севере от Сеула, 29 июня 9 "Суперфортрессов" бомбили северокорейские военные аэродромы. 8 июня организовано FEAF ВС под командованием генерала Е. О'Доннелова. Кроме 19 BG, в состав соединения вошли два крыла В-29 (22 BW и 92 W), выделенные из состава SAC, а также 6 RB-29, 4 SB-29 и 24 BW-29. Весь июль В-29 использовались в основном для ударов по северо-корейским сухопутным войскам к северу от реки Хан, выполняя тактические задачи, для которых В-29 меньше всего предназначены. В начале августа 1950 года В-29 в Корее были сконцентрированы для ударов по узлам коммуникаций в тылу противника. 4-10 августа В-29 бомбили железнодорожные узлы, с 12 по 20 августа целью налетов стали мосты, по которым шли техника, войска и предметы снабжения на фронт. Операция по разрушению транспортной системы Северной Кореи выявила недостаточную подготовку 22 BW и 92 BW для проведения тактических операций, ведь готовили их в составе SAC для глобальной атомной войны. Самолеты 19 BG и их экипажи использовали для разрушения мостов 453 и 907 кг бомбы, эффективность которых была недостаточной, многие сооружения, капитально построенные еще японцами, спокойно выдерживали эти атаки и через короткое время снова функционировали. Например, один из мостов в Сеуле В-29 19 BG бомбили целых три дня до полного разрушения. С началом боевых действий в Корее экипажи В-29 вновь возродили "фюзеляжную живопись". Вскоре все самолеты были разрисованы хорошенькими девицами и героями популярных комиксов. Фюзеляжная живопись - характерная черта всех В-29 времен Корейской войны. На 2-ом фото снизу - "Дрэгон Лэди" - самое распространенное название в обеих войнах. (На снимке В-29 А из 19-й бом-бодировочной группы,) В 22-й группе был лозунг (3-е фото сверху) - "Заставьте их бежать назад за 38-ю параллель". Тем временем руководство FEAF ВС проработало список целей для дальнейших стратегических бомбардировок самолетами "Суперфортресс": Пхеньян (склады вооружения и железнодорожные узлы); Вонсан (нефтеперегонные заводы и морской порт); Хунгнам (химические и металлургические заводы); Чхонзин (разливка стали и изготовление рельс); Рашин (военно-морская база и нефтехранилища). В число важных целей были включены гидроэлектростанции, дававшие большую часть электроэнергии на севере страны. В Корее было чего бомбить, японцы за время оккупации создали в этих районах мощный экономический потенциал, который во многом питал во время войны японскую военную машину. Дополнительно SAC выделило для операций в Корее еще два крыла В-29: 98 BW и 30 BW с базированием в Японии. Налеты на стратегические цели начались 30 июня 1950 года с дневных бомбардировок промышленного комплекса в Хурннаме. До начала сентября все намеченные стратегические цели были уничтожены, за исключением Рашина, который из списка изъял сам президент Г. Трумэн, опасаясь конфликта с СССР (Рашин был расположен в 27 км от советско-корейской границы). Затем В-29 приступили к бомбежкам целей второго порядка, начавшихся с разрушения гидроэлектростанции Фужен 26 сентября. Наступление войск ООН в глубь Кореи и выход на китайскую границу в декабре 1950 г., не оставил для В-29 серьезных целей, их снова направили на решение тактических задач. 27 октября командование FEAF ВС решило отправить 22 BW и 92 BW обратно в США. Тем временем в бой были брошены сотни тысяч китайских "добровольцев", начавших наступление 16 октября 1950 г. 1 ноября первый раз в воздухе появились советские МиГ-15. Логическим продолжением войны теоретически должны были стать стратегические удары, возможно, и атомные, по целям в глубине китайской территории, но это было чревато конфликтом с СССР, тогда уже имевшем атомную бомбу. Первым заданием, которое получили соединения В-29 в новой фазе войны, стали бомбардировки мостов через реку Ялу, разделявшую Северную Корею и Китай. Эта акция проводилась с 8 по 25 ноября. Удары наносились по южным частям мостов (северные лежали уже на территории КНР). Мосты были разрушены на 65% ценой потери одного В-29 и повреждением нескольких других. Разрушение мостов не привело к разрыву коммуникаций между Китаем и Кореей. Здесь начали действовать понтонные переправы через Ялу, которые можно было бомбить каждый день, а на следующий день они снова функционировали. В конце 1950 г., в связи с началом массированного наступления коммунистических войск, В-29 переключались на удары по наступавшим. На новый 1951 год В-29 снова бомбили железнодорожные узлы в Северной Корее. В феврале 1951 г. начались налеты В-29 на цели, находящиеся в глубоком тылу противника, но теперь В-29 пришлось столкнуться с крупными и хорошо подготовленными соединениями советских МиГ-15 и сильной системой наземной ПВО. Для сопровождения В-29 стали выделяться истребители F-80C и F-84. 25 февраля 4 В-29 осуществляли налет на Сун-гон, когда были атакованы восемью МиГ-15. 29 февраля В-29 и эскортировавшие их F-80C атакованы 9-ю МиГ-15. 12 апреля 48 "Суперфорттессов" из состава 19 BG, 98 BW и 307 BW бомбили мост в районе Антунга. Соединения американских бомбардировщиков вновь атакованы МиГ-15. Три В-29 сбиты, 7 серьезно повреждены. После 12 апреля В-29 были направлены на уничтожение аэродромов в районе 38-й параллели. Увеличение потерь В-29 заставило соединения, вооруженные ими, перейти к ночным действиям. В-29 были оборудованы системой ближней навигации SHRAN (short RApnge Navigation), которая позволяла эффективно их использовать в условиях Корейского ТВД. В конце весны и летом 1951 года сильное противодействие ПВО поставило окончательный крест на дневных операциях В-29. В летние месяцы 13 В-29 сбиты огнем зениток, управлявшихся с помощью РЛС. 14 августа 68 В-29 бомбили Пхеньян, 25 августа 36 В-29 - Рашин поблизости от советской границы. В августе и сентябре 1951 г. "Суперфорттрессы" опять, в который раз, бомбили железнодорожные трассы в Северной Корее, мосты в Пхеньяне, Сайгоне, Сугоне, Синайжи и Хуйгоне. В октябре 1951 г. противник был подготовлен гораздо лучше. Во время налета на аэродромы Тасгон и Намси МиГ-15 сбили 5 В-29, 8 повредили, 55 летчиков погибло, 12 ранено. В ноябре 1951 г. в ходе налетов на аэродромы американцы потеряли, помимо пяти В-29 два F-84, 7 F-86 и 1 RF-80. МиГ-15 также доставалось от огня В-29, например. В-29 (44-87657) "Кот-mand Dekision" выполнил 121 боевой вылет, сбил 5 МиГ-15. Американцы не считали потери В-29 в Корее катастрофическими, хотя понимали, что МиГ-15 - это серьезная проблема для стратегической авиации. С ноября 1951 г. В-29 полностью перешли к ночным операциям. До начала 1952 г. В-29 могли действовать ночью сравнительно безнаказанно, однако в начале 1952 г. появились ночные истребители-перехватчики, и ПВО получило большое количество мощных прожекторов, - все это несколько снизило эффективность ночных налетов. Весной 1952 г. были продолжены бомбардировки мостов с высот 1524-2438 м. Повреждено или выведено из строя 143 моста. Более 400 боевых вылетов В-29 сделали против аэродромов южнее реки Ялу. Мосты бомбились, железнодорожные колеи перепахивались, аэродромы сравнивались с землей, но стоило В-29 улететь, тысячи китайцев и корейцев, как муравьи, восстанавливали разрушенное и все по новой - бомбы, напалм, лунный пейзаж, и снова работающие области. Конца этому не было, и единственное, что могло положить этому предел, так это массированные удары по КНР, но это - третья мировая, и на это никто идти не хотел. 10 июня 1952 г. 4 В-29 совершали налет на железнодорожный мост в Квак-сане с использованием системы SHO-KAN. Их встретили снопы лучей прожекторов, управляемых РЛС и атаки ночных истребителей. В результате сбиты три В-29: один из них взорвался в воздухе, второй разбился на северокорейской территории, третий с трудом дотянул до линии фронта и выполнил аварийную посадку в Кимпо. Летом, несмотря на усиление ПВО противника, удары В-29 по целям в Северной Корее были усилены. В-29 получили ночной камуфляж, на машины поставлены новые системы РЭП, улучшены системы радионавигации. - RB-29A "Лунный путь". 91-я стратегическая разведывательная экскадрилья. 1951 г. "Command decision" - волевое решение. Самый знаменитый В-29 на корейской войне. Экипаж сбил 5 Миг-15. Фюзеляж самолета хранится в Музее ВВС США в Дайтоне (штат Огайо). После появления в небе Кореи истребителей Миг-15 бомбардировщики В-29 перешли к ночным полетам. Их нижнюю поверхность покрасили черной краской. На снимках В-29 А из 98-й бомбадировочной группы. Летом - осенью 1952 г. целями для В-29 были восстановленные мосты, центры формирования войск, гидроэлектростанции и промышленные объекты. 11 июля атаковано 30 различных целей в Пхеньяне. Затем нанесены удары по Сунджу-Ри, Ш очи ну, Синд оку и Синуд-жи. 30 сентября 45 В-29 разрушили химические заводы в Намаан-Ра. Зимой 1952-1953 гг. ночные налеты из-за усиления ПВО противника стали слишком опасны для В-29. Ночные истребители, теперь уже МиГ-15, прожекторы с системой управления от РЛС, привели к тому, что налеты стали нерегулярными, приходилось считаться с ростом возможных потерь В-29. С ноября по январь 1953 г. пять В-29 стали добычей ночных истребителей. Ситуация несколько поправилась, когда в ночных налетах В-29 стали прикрывать ночные истребители. Однако всем было ясно, что это последняя война для В-29, будущее - за реактивными бомбардировщиками. 26 апреля 1953 г. два В-29 выполнили необычное задание: над аэродромами в районе реки Ялу они разбросали около миллиона листовок с призывом к корейским, китайским и советским пилотам перегнать на сторону ООН МиГ-15, перебежчику обещали 50000 долларов, затем сумма была поднята до 100000. Американцы получили-таки МиГ-15: корейский летчик перелетел на МиГ-15бис, но это уже после окончания боев. В последний день войны, 27 июля 1953 г. В-29 бомбили аэродромы и разбрасывали листовки над Северной Кореей. В 15 ч. 03 мин., за 7 часов до перемирия, на базу вернулся RB-29 с экипажем старшего лейтенанта Денвера Кука из 91 SRS с информацией о результатах налета на северокорейские аэродромы. Это было последним боевым вылетом В-29 "Суперфорттресс" в его десятилетней карьере. Материалы по Корейской войне в СССР до конца 80-х годов были практически полностью закрытыми, и только в последние 5-6 лет стали появляться публикации воспоминаний участников тех далеких событий, немного приоткрылись архивы. На основании всего этого имеется возможность представить картину деятельности В-29 в Корее в том виде, как ее видели по эту сторону "Железного Занавеса". В боевых действиях в Корее принимал участие советский 64-й отдельный истребительный авиакорпус и Объединенная Китайско-Корейская Воздушная Армия (ОВА). Летающий танкер КВ-29. 43-я авиаэкскадрилья, выполнявшая заправку истребителей-бомбардировщиков F-84E в боевых условиях. В-29 "Суперфорттресс" для советских и китайско-корейских истребителей считался одной из самых важных воздушных целей. Счет уничтоженным "Супер-форттрессам" МиГ-15 открыли 9 ноября 1950 г., когда летчики Н. И. Подгорный (67 ИАП) и А. 3. Бордун (72 ИАП) сбили по одному В-29. Подгорный повредил также RB-29, но был вынужден срочно выйти из боя, т. к. его МиГ-15 получил повреждение. Этот МиГ-15 американцы засчитали сержанту X. Лей вину, стрелку В-29, как сбитый, но он после ремонта снова вступил в строй. 6 декабря шестерка МиГ-15 капитана С. И. Науменко (29 ГИАП) встретила в воздухе и уничтожила три В-29. В этом бою погиб летчик-истребитель Сериков. 1 марта 1951 г. истребители из состава 151-й авиадивизии провели свой самый крупный бой: было сбито 3 В-29 и 1 F-86 из прикрытия, повреждения получили 10 В-29, три из которых разбились при посадке. На этом закончился первый этап боевой деятельности советских ВВС, произошла замена на более подготовленные и боеспособные полки, пришедшие из СССР. В апреле 1951 г. на Корейский ТВД прибыла 324 ААД, под командованием генерал-майора авиации Г. А. Лобова. Второй период боев, совпавший с пребыванием этих частей, был наиболее результативным для советской авиации. Самым главным успехом стали серьезные победы над соединениями В-29. Первое поражение "Суперфорттрессы" потерпели 12 апреля. В этот день на бомбежку железнодорожного моста через реку Ялу шли 48 В-29. На перехват поднялись 36 МиГ-15, которые сбили 9 "Суперфорттрессов". Через полгода произошел бой, ставший переломным в применении В-29 в Корее. 30 октября 21 В-29 направлялись для нанесения удара по аэродрому Намси, их сопровождали 200 истребителей. На перехват поднято 44 МиГ-15 двух истребительных дивизий, на земле в резерве оставалось еще 12 МиГов. Летчики получили приказ уничтожить В-29, не ввязываясь в бои с истребителями. МиГи пошли в атаку парами, прошивая на вертикалях строй В-29 и истребителей. В результате сбито 12 В-29 и 4 F-84. Многие В-29 получили серьезные повреждения, в экипажах было много убитых и раненых. Потери советской стороны - 1 МиГ-15. Этот день в истории американской авиации получил название "Черный вторник". Через три месяца тройка В-29 под прикрытием F-86 пыталась опять прорваться к переправам через реку Ялуцзянь, все три В-29 были сбиты. После этого В-29 перешли к ночным действиям. Началась борьба 640 ИАП с ночными налетами, продолжавшаяся практически до окончания этой войны. Помимо частей зенитной артиллерии и прожекторных частей, к ночным действиям привлекались ночные истребители Ла-11 из состава 351 ИАП, скорость которых зачастую была меньше перехватываемого ими В-29. "Суперфортрессы" шли ночью на высотах 10000 м вне действия ЗА, и после нанесения бомбовых ударов с резким снижением уходили из зоны действия советской истребительной авиации. В-29 развивал максимальную скорость 620 км/ч, а со снижением выходил на скорости 680-690 км/ч. Ла-11 мог развить лишь 680 км/ч. Все попытки Ла-11 перехватить и уничтожить В-29 кончались неудачей. В начале января 1952 г. советские "ночники" начали переучиваться на МиГ-15, теперь в ночь поднимались и Ла-11, и МиГ-15. В конце весны 1952 г. МиГ-15 сбивает В-29 (летчик А. М. Карелин). Вскоре сформирована еще одна эскадрилья ночных истребителей, но модифицированных, - МиГ-15бис, а затем создана еще одна ночная эскадрилья. Все это дало необходимый эффект: В-29 стали падать на землю и ночью. Командир 147 ОГИАП подполковник М. И. Студилин сбивает в начале мая в лучах прожекторов "Суперфорттресс". "Ночники" из 2-й эскадрильи 147 ОГИАП (командир - майор Тришкин) до лета 1953 г. сбивают 10 В-29. 10 июля летчики 351 НИАП сбивают 3 В-29 (две машины сбивает Карелин, одну - Их-сангалиев), несколько самолетов получают серьезные повреждения и с трудом дотягивают до своих баз в Южной Корее. В одном из ночных боев Карелин, поднявшись на перехват В-29, выходил на него по данным РЛС, и в кромешной тьме столкнулся с кормовой установкой В-29. Стрелок открыл огонь, не видя истребитель противника, тем самым вскрыв "Суперфорттресс". Карелин в упор расстрелял этот В-29. 12 сентября 1952 г., во время ночного массированного налета на ГЭС на реке Суйхэ, сбито 3 В-29 из 30, участвовавших в налете. В конце 1952 г. усилились ночные налеты, советское командование вводит в бой еще 2 ночные эскадрильи истребителей, теперь уже для прикрытия китайских промышленных центров Мукдена и Аньшаня. В феврале эти эскадрильи перебрасываются в Корею. 12 января 1953 г. на разведку результатов ударов по Сунхунской ГЭС американское командование направило RW-29 из состава SI SRS, самолет был перехвачен и сбит МиГ-15, который пилотировал старший лейтенант А. 3. Хабиев из 1 АЭ 535 АИП. Из экипажа в 14 человек 11 спаслись на парашютах. В плен попали старшие офицеры USAF: полковник Нокс Арнольд-младший (командир 581 полка связи 13 FA) и майор Уильям Хэрл Баумер (командир SI SRS). Этот RB-29 (44-62217) базировался в Японии и был Баумер (командир SI SRS). Этот RB-29 (44-62217) базировался в Японии и был сбит над Аньдунем. В феврале во время ночного воздушного налета летчики этой же эскадрильи сбивают еще два В-29. В январе летчик-истребитель Юрий Добровольский (147 ГИАП) добавляет к своим победам еще два В-29. В этом же месяце летчики 351 ИАП сбивают два В-29 и серьезно повреждают третью машину. В феврале 1953 года летчики 351 ИАП сбивают два своих последних В-29. Один из бортовых пушек своего МиГа расстрелял старший лейтенант А. И. Губенко, а в районе Анею майор Карелин перехватил В-29 и сбил его. Последним в бой был введен 298 ИАП, прибывший из СССР, который также имел воздушные победы над В-29; полк вел ночные воздушные бои до перемирия. Всего по неполным данным, на которые опирается советская сторона, было сбито 69 "Суперфортрессов". Американцы признают потерю 34 В-29, по их же данным, стрелки В-29 сбили 26 МиГ-15, что явно завышено, так как МиГ-15 был крайне живучей машиной, и большая часть МиГов не была сбита, а в лучшем случае, повреждена, и после ремонта снова дралась с американцами. По мнению советского командования, основным недостатком применения В-29 в Корее были не столько его быстро-устаревающие летно-технические данные, сколько неправильное использование самолета в эпоху появления околозвуковых истребителей-перехватчиков типа МиГ-15. Огромные армады В-29, прикрываемые сотнями скоростных истребителей, сковывали друг друга при выполнении боевого задания. Все построения и тактические приемы мало отличались от тех, которыми пользовались USAAF во время налетов на Японию и Германию, а ведь прошло почти 10 лет, противник был другой и техника была другая, с новыми возможностями. Наши военные считали, что если бы также использовались и реактивные бомбардировщики в массированных дневных налетах, то их потери были бы не меньше. Кроме того, "Суперфорттресс" имели сравнительно малую устойчивость к попаданиям снарядов калибра 23 и 37 мм, которыми вооружены МиГи-15. К этому следует добавить, что часто МиГи открывали огонь по В-29 вне зоны действенного огня бортовых пулеметов "Кольт-Браунинг" калибра 12,7 мм. Не отвечали требованиям современного скоростного боя с истребителями, сближающимися с В-29 на скоростях 150- 160 м/с, счетно-решающие устройства и привода стрелкового вооружения В-29. Бои В-29 в Корее показали, что необходимо было поднимать крейсерские скорости стратегической авиации, а это было возможно лишь при переходе на реактивную тягу. В США разворачивается серийное производство реактивных бомбардировщиков среднего класса В-47, скорость которых доходила до 950 км/ ч, в СССР на замену Ту-4 идет Ту-16, скорость которого приближалась к 1000 км/ч. В обеих странах свертываются программы по поршневым межконтинентальным стратегическим бомбардировщикам: в СССР прекращаются работы по Ту-85, в США уменьшаются заказы на В-36 и формируется проектирование стратегических машин подобного класса, но уже с ТРД и ТВД на скорости 900-1000 км/ч (в СССР М-4 и Ту-95, в США - В-52). |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|