|
||||
|
12. Рекорды сверхзвуковых самолетов Согласно классификации Международной авиационной федерации ФАИ, сверхзвуковые самолеты относятся к группе 3 класса С1, т.е. к классу самолетов, предназначенных для эксплуатации с твердой поверхности и оборудованных турбореактивными двигателями (допускается применение вспомогательной двигательной установки, например в виде ракетного ускорителя). Это означает, что рекордные скорости и высоты полета, полученные на опытных самолетах с ракетной двигательной установкой (Х-1, Х-2, Х-15 и D-558-II), не включаются в реестр С 1/3 ФАИ. По этой причине представленные ниже показатели высоты и скорости, достигнутые на самолетах с ракетным двигателем, измерены не в соответствии с существующими требованиями ФАИ, а только на основании показаний приборов, имеющихся в кабине. Поэтому они не имеют официального характера и не охватывают всех последовательно полученных лучших результатов. Представленные ниже достижения лишь иллюстрируют неустанное стремление человека к достижению все больших скоростей и высот. Достижения самолетов с турбореактивными двигателями регистрируются как мировые рекорды (т.е. в классе самолетов) или как международные рекорды (т. е. в группе самолетов с турбореактивными двигателями). Мировые рекорды распространяются только на некоторые виды летных показателей, а именно: расстояние по прямой без прерывания полета, расстояние по замкнутому маршруту без прерывания полета, высоту полета, скорость полета по замкнутому маршруту, скорость при полете на базе. К международным рекордам относятся лучшие результаты, получаемые в следующих видах полетов: – расстояние в полете по прямой без прерывания полета; – расстояние в полете по замкнутому маршруту без прерывания полета; – высота полета без полезной нагрузки; -высота полета с полезной нагрузкой 1000, 2000, 5000, 10000 кг (и далее через каждые 5000 кг); – скорость полета на базе длиной 3 км при ограниченной высоте; – скорость полета на базе 15-25 км при неограниченной (в принципе) высоте; – скорость полета по замкнутому маршруту на расстояние 100, 500, 1000, 2000, 5000 и 10000 км без полезной нагрузки; – скорость полета по замкнутому маршруту на расстояние 1000, 2000, 5000 и 10000 км с полезной нагрузкой 1000, 2000, 5000 кг и т. д.; – скорость полета на известных трассах; -скорость в полете вокруг света; -время подъема на высоту 3000, 6000, 9000, 15000 и далее через каждые 5000 м. Все без исключения самолеты, выдвигаемые на улучшение рекорда, должны соблюдать определенные условия, выполнение которых контролируется опломбированными бортовыми и наземными приборами. Самолеты, выдвигаемые на установление рекорда скорости, должны двукратно пролететь (в течение промежутка времени, не превышающего 0,5 ч, с целью исключения влияния изменения атмосферных условий) над базой, т.е. над определенным участком территории. В 20-х годах длина базы составляла 2 км. Позднее по мере роста скоростей появилась необходимость ее увеличения до 3 км (при высоте полета не более 75 м). Прогресс авиации после второй мировой войны привел к тому, что измерение максимальной скорости полета самолетов на такой малой высоте и короткой базе стало весьма затруднительным как по причине повышения опасности полетов, так и вследствие сложности определения истинной скорости. Кроме того, полеты на малых высотах не позволяют использовать всех скоростных преимуществ самолетов из-за высоких уровней аэродинамического сопротивления и нагрева на таких высотах. Поэтому в 1953 г. была введена дополнительная рекордная характеристика-скорость, достигаемая самолетом в полете на базе 15-25 км на определенной высоте. О важном значении длины базы для сверхзвуковых самолетов говорит тот факт, что рекорд скорости 1211 км/ч на базе 3 км, установленный в 1953 г. на сверхзвуковом самолете XF4D-1, был улучшен до 1452 км/ч только в 1961 г. самолетом F4H-1F, тогда как рекорд скорости на базе 15-25 км, принадлежавший самолету F-106A, составлял 2455 км/ч и всего несколькими месяцами позже был улучшен до 2585 км/ч самолетом F4H-1F. Рис. 1.83. Трасса полета самолета «Гриффон» II во время установления рекорда скорости по замкнутому 100 км маршруту. В программе полета на установление рекорда скорости задается максимальная высота, позволяющая осуществлять контрольные измерения с земли. На конечных участках базы должны летать самолеты контрольной службы, наблюдающие за выполнением условий проведения таких полетов, например, не летит ли самолет с пикированием. Средняя скорость, определяемая из двух полетов над базой в противоположных направлениях (ввиду уменьшения массы самолета в процессе полета, возможного изменения атмосферных условий и других причин скорости полета в противоположных направлениях могут существенно различаться), представляет собой официальный результат. Согласно действующим предписаниям, самолет, выполняющий рекордный полет на базе, не может отклоняться от заданной траектории более чем на 2 км по горизонтали (т.е. от заданного направления) и не более чем на 100 м по вертикали (т.е. от принятой высоты полета). Именно из-за невыполнения этих требований в 1958 г. не был признан рекорд французского пилота Андрэ Тюрка, который достиг скорости 2330 км/ч. Установлению рекорда предшествует тщательная подготовка пилота и самого самолета; кроме того, разрабатывается тактика полета, производится расчет оптимальных параметров и т. д. В качестве примера, иллюстрирующего результаты такой подготовки, можно привести описание рекордного полета, который в 1959 г. был выполнен на самолете «Мираж» III А-03 по замкнутой 100-километровой траектории. Подготовленный к полету самолет имел нормальную взлетную массу с полными топливными баками и снятым стартовым ракетным ускорителем. Взлет, разгон и достижение расчетной высоты, а также вираж с отходом на расстояние 75 км для выхода на трассу были произведены без включения форсажной камеры двигателя. Скорость самолета на вираже соответствовала 0,95 М. Затем был включен форсаж и в течение 3 мин на отрезке 80 км самолет был разогнан до скорости 2,06 М. Над измерительной базой самолет набрал высоту 11 280 м, пролетел по прямой, сделал вираж с постоянной перегрузкой в 2,7 и закончил повторный контрольный полет над измерительной базой на высоте 11700 м со скоростью 2,1 М. Траектория полета проходила через 4 контрольных пункта, расположенных в виде ромба. На пунктах измерялись высота, координаты и время прохождения самолета. Замкнутую траекторию полета длиной 115 км самолет пролетел за 3,55 мин со средней скоростью 2050 км/ч, что для основной 100-километровой трассы составило рекордную скорость 1771 км/ч. Форма трассы обычно задается организатором полетов и может быть, например, треугольной, как это имело место при рекордном полете самолета «Гриффон» II (рис. 1.83). Количество видов рекордных показателей, регистрируемых ФАИ, для всех летательных аппаратов превышает 100. Ниже (в таблице) представлены почти все виды показателей, по которым регистрируются рекордные результаты полетов сверхзвуковых самолетов. Представленный перечень не имеет официального характера, так как содержит также и те результаты, которые по техническим или формальным причинам не были признаны в качестве официальных рекордов ФАИ. Он является лишь иллюстрацией прогресса сверхзвуковой авиации и заинтересованности конструкторских бюро и авиационных предприятий в рекордных результатах как лучшей рекламе своих изделий. Рис. 1.84. Рекордный самолет Х-15А-2 фирмы «Норт Америкен». 1-ЖРД XLR99-RM-2 с максимальной тягой 25 355 даН; 2-насосы аммиака и жидкого кислорода; 3-четыре резервуара с перекисью водорода; 4-патрубок аварийного слива аммиака; 5-патрубок аварийного слива перекиси водорода; 6-баллоны с гелием; 7-тормозные щитки; 8- сбрасываемый подфюзеляжный киль-лыжа; 9-убираемые стальные лыжи главных стоек шасси; 10-киль; 11 – плоскость горизонтального управляемого дифференциального стабилизатора; 72-основной бак жидкого аммиака; 13-основной бак жидкого кислорода; 14 -бак жидкого водорода; 15-отсек парашюта топливной системы; 16-тормозной двигатель топливной системы; 7 7-до- полнительный бак жидкого кислорода; IS-дополнительный бак жидкого аммиака; 19-отсек исследовательского оборудования; 20 -катапультируемое сиденье пилота; 21 -монолитный фонарь кабины; 22-четыре пары сопел реактивной системы управления по курсу и тангажу; 23-сопла реактивной системы управления креном; 24-закрылки. Рис. 1.85. «Виджилент» А-5 (старое название A3J-1) фирмы «Норт Америкен». Рис. 1.86. «Игл» TF-15A фирмы «Макдоннел- Дуглас». Список содержит 132 рекордных достижения (не включены рекорды околозвуковых самолетов «Джетстар» и XF4D-1; результаты, достигнутые последним самолетом, отнесены к сверхзвуковому самолету F5D-1, представляющему собой модернизированный вариант XF4D-1), полученные пилотами четырех стран (74-США, 45 – СССР, 12 – Франция, 1 – Великобритания) на 23 типах самолетов 13 авиационных фирм. Среди конструкторских бюро и авиационных фирм, выпускающих самолеты- рекордсмены, лидируют: КБ им. А. И. Микояна (37 рекордов), «Макдоннел» (25 рекордов), «Локхид» (27 рекордов). Среди типов самолетов настоящим рекордсменом следует считать самолет, представленный в перечне под обозначениями Е-266, Е-266М. На самолетах этого типа было установлено 25 рекордов, благодаря чему он превзошел по количеству рекордных достижений американские самолеты F-104 (17 рекордов) и F4H-1F (14 рекордов). Эти данные не только подтверждают ведущую роль СССР (12 женских и 10 мужских рекордов) и США (1 женский и 14 мужских) в развитии сверхзвуковой авиации, но и свидетельствует о характерной трактовке проблемы рекордных достижений за последние три десятилетия развития сверхзвуковой авиации. Из этого перечня следует, что рекорды были установлены на самолетах 23 типов (не считая модификаций), из которых 18 выпускались серийно, 3 остались на стадии прототипов и только 2 были построены как опытные. Такое положение дел указывает как на разумное распределение сил и средств, так и на принцип запуска в производство действительно лучших образцов самолетов. Следует, однако, помнить, что авиарекорды могут иметь (и обычно имеют), помимо спортивных и пропагандистских, также торговый и военный аспекты. Рекордные самолеты должны утверждать мнение о превосходстве авиации данной страны над авиацией других стран или вызывать интерес потенциальных покупателей к приобретению лучших на данный момент самолетов. Кроме того, рекордные достижения отражают состояние мировой авиации как определенной отрасли техники. Представленный перечень не охватывает рекордных данных по скорости при полетах на признанных пассажирских трассах. Одним из такого рода рекордов, утвержденным ФАИ, был перелет самолета В-58А по трассе Токио-Лондон протяженностью 12919 км. Самолет преодолел это расстояние за 8 ч 35 мин со средней скоростью 1509 км/ч. Этот перелет представляет собой характерный пример условий, в которых совершаются длительные полеты со сверхзвуковыми скоростями, а также их влияния на летные характеристики самолета. Рекордный полет был начат со скоростью 2,0 М. При этом температура обшивки самолета на некоторых участках достигала 300°С, что создавало помехи в работе навигационного оборудования. В связи с этим оказалось необходимым снижение скорости до 0,9 ? и продолжение полета с этой скоростью в течение некоторого промежутка времени. После уменьшения скорости конструкция самолета остывала, и нормальная работа оборудования восстанавливалась, что позволяло снова увеличить скорость до 2,0 М. Полет проходил с таким периодическим изменением режимов на высотах 14326-18 288 м, причем на высокоскоростном режиме расход топлива составлял 22679-27 215 кг/ч, а на низкоскоростном-4989-5443 кг/ч. Во время полета пятикратно осуществлялась дозаправка самолета топливом. Рекорды самолетов с ракетными двигателями Дата Пилот Тип самолета, фирма Результат 1. Абсолютная высота полета, м 1949 – /- «Белл» 21383 31.08.1953 М. Карл D-558-II, «Дуглас» 25 386 28.05.1954 К. Мюррей Х-1 А, «Белл» 28 651 09.1956 И. Кинхлоэ Х-2, «Белл» 38 430 12.08.1960 И. Кинхлоэ Х-15А, «Норт Америкен» 41 605 31.03.1961 И. Кинхлоэ То же 50300 31.04.1962 И. Кинхлоэ » » 77 720 17.07.1962 Р. Уайт » » 95935 22.08.1963 Д. Уолкер » » 107960 2. Максимальная скорость в горизонтальном полете, км/ч (М) 14.10.1947 Ч. Егер Х-1, «Белл» (1,05) 1948 Ч. Егер То же 1556 08.1951 В. Бриджмен D-558-II, «Дуглас» 1980 (1,875) 10.1953 В. Бриджмен То же 2040 (1,96) 21.11.1953 С. Кроссфилд » » 2120 (2,01) 12.12.1953 Ч. Егер Х-1 А, «Белл» 2655 (2,51) 23.07.1956 Ф. Иверст Х-2, «Белл» 3050 27.09.1956 М. Апт То же 3360 4.08.1960 М. Апт Х-15А, «Норт Америкен» 3514 7.03.1961 М. Апт То же 4264 21.04.1961 М. Апт » » 5033 12.09.1961 М. Апт «Норт Америкен» 5832 9.11.1961 Р. Уайт Х-15А, «Норт Америкен» 6548 5.12.1963 Р. Рашворт То же (6,06) 18.11.1966 Р. Найт Х-15А-2, «Норт Америкен» 6840 (6,33) 3.10.1967 Р. Найт То же (6,72) Мировые рекорды сверхзвуковых самолетов с турбореактивными двигателями (класс CI/группа 3) Дата Пилот Страна Тип самолета, фирма Результат 1. Расстояние по прямой без посадки, км Женщины 18.09.1961 Кохрейн США Т-38, «Нортроп» 2401,780 22.04.1962 Кохрейн США «Джетстар», «Локхид» 3661,330 1* 2. Расстояние по замкнутому маршруту без посадки, км Женщины 15.09.1961 Кохрейн США Т-38, «Нортроп» 2166,770 18.09.1967 Попович СССР РВ, КБ А. С. Яковлева 2497,009 2* 3. Абсолютная высота, м Мужчины 18.04.1958 Уоткинс США F-11F-1F, «Грумман» 23449 2.05.1958 Карпантье Франция S.0.9050, «Тридан» 24217 7.05.1958 Джонсон США F-104A, «Локхид» 27811 14.07.1959 Ильюшин СССР Т-431, КБ им. П. О. Сухого 28 852 6.12.1959 Флинт США F4H-1F, «Макдоннел» 30040 14.12.1959 Джордан США F-104C, «Локхид» 31515 28.04.1961 Мосолов СССР Е-66А, КБ им. А. И. Микояна 34714 25.07.1973 Федотов СССР Е-266, КБ им. А. И. Микояна 36240 31.08.1977 Федотов СССР Е-266М, КБ им. А. И. Микояна 37650 Женщины 12.10.1961 Кохрейн США Т-38, «Нортроп» 17091 22.05.1965 Проханова СССР Е-33, КБ им. А. И. Микояна 24336 1* Околозвуковой двухдвигательный самолет. 2* Околозвуковой двухдвигательный истребитель. 4. Высота в горизонтальном полете, м Мужчины 5.12.1961 Эллис США F4H-1F, «Макдоннел» 20252 4.09.1962 Ильюшин СССР Т-431, КБ им. П. О. Сухого 21170 11.09.1962 Остапенко СССР Е-166, КБ им. А. И. Микояна 22670 1.05.1965 Стефенс США YF-12A, «Локхид» 24462,596 28.07.1976 Хелт США SR-71A, «Локхид» 25929 Женщины 12.10.1961 Кохрейн США Т-38, «Нортроп» 16 841,148 23.06.1965 Зайцева СССР Е-33, КБ им. А. И. Микояна 19020 31.08.1977 Савицкая СССР Е-133, КБ им. А. И. Микояна 21 209,90 5. Абсолютная высота с грузом, м 1000 кг 13.12.1960 Хёс США A3J-1, «Норт Америкен» 27874 5.10.1967 Федотов СССР Е-266, КБ им. А. И. Микояна 29777 25.07.1973 Федотов СССР То же 35 200 22.07.1977 Федотов СССР Е-266М, КБ им. А. И. Микояна 37080 2000 кг 14.09.1962 Фултон США В-58А, «Конвэр» 26017,93 5.10.1967 Федотов СССР Е-266, КБ им. А. И. Микояна 29977 25.07.1973 Федотов СССР То же 35 200 22.07.1977 Федотов СССР Е-266М, КБ им. А. И. Микояна 37080 5000 кг 14.09.1962 Фултон США В-58А, «Конвэр» 26017,93 6. Скорость на базе 3 км, км/ч 3.10.1953 Вердин США XF4-D-1, «Дуглас» 1211,746 28.08.1961 Хардисти США F4H-1F, «Макдоннел» 1452,777 24.10.1977 Гринмейер США F-104RB, «Локхид» 1590,450 7. Скорость на базе 15-25 км, км/ч Мужчины 29.10.1953 Иверст США YF-100A, «Норт Америкен» 1215,298 20.08.1955 Хейнс США F-100C, «Норт Америкен» 1323,312 10.03.1956 Твисс Великобритания FD-2, «Фэри» 1821,7 12.12.1957 Дрью США F-101A, «Макдоннел» 1943,5 16.05.1958 Ирвин США F-104A, «Локхид» 2259,538 6.10.1958 Тюрка Франция «Гриффон» II, «Нор» 2330 31.10.1959 Мосолов СССР Е-66, КБ им. А. И. Микояна 2388 15.12.1959 Роджерс США F-106A, «Конвэр» 2455,736 22.11.1961 Робинсон США F4H-1F, «Макдоннел» 2585,425 7.07.1962 Мосолов СССР Е-166, КБ им. А. И. Микояна 2681 1.05.1965 Стефенс США YF-12A, «Локхид» 3331,507 27.07.1967 Джорс США SR-71A, «Локхид» 3529,56 Женщины 24.08.1961 Кохрейн США Т-38, «Нортроп» 1358,6 12.04.1963 Кохрейн США TF-104G, «Локхид» 2048,875 11.05.1964 Кохрейн США F-104G, «Локхид» 2300,234 2.06.1975 Савицкая СССР Е-133, КБ им. А.И.Микояна 2683,446 8. Скорость полета по замкнутому 100-км маршруту, км/ч Мужчины 16.10.1953 Ран США XF4D-1, «Дуглас» 1171,00 25.05.1959 Тюрка Франция «Гриффон» II, «Нор» 1638,00 18.06.1959 Мюзели Франция «Мираж» ????, «Дассо» 1771,00 11.12.1959 Мур США F-105B, «Рипаблик» 1878,67 28.05.1960 Адрианов СССР Т-405, КБ им П. О. Сухого 2092,00 16.09.1960 Коккинаки СССР Е-66, КБ им. А. И. Микояна 2148,66 25.09.1960 Дэвис США F4H-1F, «Макдоннел» 2237,37 7.10.1961 Федотов СССР Е-166, КБ им. А. И. Микояна 2401,00 8.04.1973 Федотов СССР То же 2605,1 Женщины 6.12.1961 Кохрейн США Т-38, «Нортроп» 1262,188 22.06.1962 Ориоль Франция «Мираж» IIIC, «Дассо» 1850,20 1.05.1963 Кохрейн США TF-104G, «Локхид» 1937,15 14.06.1963 Ориоль Франция «Мираж» IIIR, «Дассо» 2038,70 1.06.1964 Кохрейн США F-104G, «Локхид» 2097,266 18.07.1967 Мартова СССР Е-76, КБ им. А. И. Микояна 2128,70 9. Скорость при полете по замкнутому 500-км маршруту, км/ч Мужчины 15.04.1959 Эдварде США RF-101C, «Макдоннел» 1313,677 5.09.1960 Миллер США F4H-1F, «Макдоннел» 1958,20 25.09.1962 Кознов СССР ?-431, КБ им. П. О. Сухого 2337,00 1.05.1965 Даниэль США YF-12A, «Локхид» 2644,22 5.10.1967 Комаров СССР Е-266, КБ им. А. И. Микояна 2981,50 Женщины 7.09.1961 Кохрейн США Т-38, «Нортроп» 1095,56 3.06.1961 Кохрейн США F-104G, «Локхид» 1814,368 16.09.1966 Соловьева СССР Е-76, КБ им. А. И. Микояна 2062,00 21.10.1977 Савицкая СССР Е-133, КБ им. А.И. Микояна 2466,31 10. Скорость при полете по замкнутому 1000-км маршруту, км/ч Мужчины 8.04.1959 Тейлор США RF-101C, «Макдоннел» 1226,619 19.06.1960 Биган Франция «Мираж» IVA, «Дассо» 1822,00 12.01.1961 Конфер США В-58А, «Конвэр» 2067,58 16.03.1965 Федотов СССР Е-266, КБ им. А. И. Микояна 2319,120 1.05.1965 Даниэль США YF-12A, «Локхид» 2718,006 27.10.1967 Остапенко СССР Е-266, КБ им. А. И. Микояна 2920,670 27.07.1976 Бледсоу США SR-71A, «Локхид» 3367,221 Женщины 8.09.1961 Кохрейн США Т-38, «Нортроп» 1028,99 28.03.1967 Зайцева СССР Е-76, КБ им. А. И. Микояна 1298,16 12.04.1978 Савицкая СССР Е-133, КБ им. А.И.Микояна 2333,00 11. Скорость полета по замкнутому 1000-км маршруту с грузом 1000 кг, км/ч 14.01.1961 Конфер США В-58А, «Конвэр» 2067,58 16.03.1965 Федотов СССР Е-266, КБ им. А. И. Микояна 2319,120 1.05.1965 Даниэль США YF-12A, «Локхид» 2718,006 27.10.1967 Остапенко СССР Е-266, КБ им. А. И. Микояна 2920,67 12. Скорость полета по замкнутому 1000-км маршруту с грузом 2000 кг, км/ч 14.01.1961 Конфер США В-58А, «Конвэр» 2067,58 16.03.1965 Федотов СССР Е-266, КБ им. А. И. Микояна 2319,12 1.05.1965 Даниэль США YF-12A, «Локхид» 2718,006 27.10.1967 Остапенко СССР Е-266, КБ им. А. И. Микояна 2920,67 13. Скорость полета по замкнутому 2000-км маршруту, км/ч Мужчины 12.01.1961 Дойчендорф США В-58А, «Конвэр» 1708,82 Женщины 11.10.1966 Мартова СССР Е-76, КБ им. А. И. Микояна 900,267 14. Скорость полета по замкнутому 2000-км маршруту с грузом 1000 кг, км/ч 12.01.1961 Дойчендорф США В-58А, «Конвэр» 1708,82 15. Скорость полета по замкнутому 2000-км маршруту с грузом 2000 кг, км/ч 12.01.1961 Дойчендорф США В-58А, «Конвэр» 1708,82 16. Время подъема на высоту 3000 м, мин ('), с (") 28.02.1957 Кларлан Франция «Жерфо» II, «Нор» 0'51,20" 22.05.1958 Лефевр США F4D-1, «Дуглас» 0'44,39" 13.12.1958 Эневолдсон США F-104A, «Локхид» 0'41,85" 21.02.1962 Янг США F4H-1, «Макдоннел» 0'34,5" 16.01.1975 Смит США F-15, «Макдоннел» 0'27,57" 17. Время подъема на высоту 6000 м, мин, с 16.02.1957 Кларлан Франция «Жерфо» II, «Нор» 1' 17,00" 22.05.1958 Лефевр США F4D-1, «Дуглас» 1'06,09" 13.12.1958 Смит США F-104A, «Локхид» 0'58,41" 21.02.1962 Лонгрен США F4H-1, «Макдоннел» 0'48,78" 16.01.1975 Макфарлен США F-15, «Макдоннел» 0'39,33" 18. Время подъема на высоту 9000 м, мин, с 16.02.1957 Кларлан Франция «Жерфо» II, «Нор» 1'34,00" 22.05.1958 Лефевр США F4D-1, «Дуглас» 1'30,02" 14.12.1958 Смит США F104A, «Локхид» 1'21,14" 3.03.1962 Гроу США F4H-1, «Макдоннел» 1'01,68" 16.01.1975 Макфарлен США F-15, «Макдоннел» 0'48,86" 19. Время подъема на высоту 12000 м, мин, с 16.02.1957 Кларлан Франция «Жерфо» II, «Нор» 2'18,00" 22.05.1958 Лефевр США F4D-1, «Дуглас» 1'51,22" 14.12.1958 Смит США F-104A, «Локхид» 1'30,09" 1.03.1962 Гроу США F4H-1, «Макдоннел» 1'17,14" 16.01.1975 Макфарлен США F-15, «Макдоннел» 0'59,3 8" 20. Время подъема на высоту 15000 м, мин, с 16.02.1957 Кларлан Франция «Жерфо» II, «Нор» 3'56,00" 22.05.1958 Лефевр США F4D-1, «Дуглас» 2'36,23" 15.12.1958 Эневолдсон США F-104A, «Локхид» 2' 11,01" 3.03.1962 Нордберг США F4H-1, «Макдоннел» 1'54,54" 16.01.1975 Петерсон США F-15, «Макдоннел» 1'17,04" 21. Время подъема на высоту 20000 м, мин, с 14.12.1958 Смит США F-104A, «Локхид» 3'42,99" 31.03.1962 Браун США F4H-1, «Макдоннел» 2'58,05" 4.06.1973 Орлов СССР Е-266, КБ им. А. И. Микояна 2'49,90" 19.01.1975 Смит США F-15, «Макдоннел» 2'02,94" 22. Время подъема на высоту 25000 м, мин, с 13.12.1958 Эневолдсон США F-104A, «Локхид» 4'26,03" 3.04.1962 Янг США F4H-1, «Макдоннел» 3'50,44" 4.06.1973 Остапенко СССР Е-266, КБ им. А. И. Микояна 3'12,60" 26.01.1975 Петерсон США F-15, «Макдоннел» 2'41,02" 17.05.1975 Федотов СССР Е-266М, КБ им. А. И. Микояна 2'34,20" 23. Время подъема на высоту 30000 м, мин, с 14.12.1958 Джордан США F-104C, «Локхид» 15'04,92" 12.04.1962 Нордберг США F4H-1, «Макдоннел» 6'11,43" 4.06.1973 Остапенко СССР Е-266, КБ им. А. И. Микояна 4'03,86" 1.02.1975 Смит США F-15, «Макдоннел» 3'27,80" 17.05.1975 Остапенко СССР Е-266М, КБ им. А. И. Микояна 3'09,85" Время подъема на высоту 35 000м, мин, с 17.05.1975 Федотов СССР Е-266М, КБ им. А. И. Микояна 4? 1,70" Время подъема на высоту в категории женщин, мин, с 15.11.1974 Савицкая СССР Е-66В, КБ им. А. И. Микояна 41'2" (3000 м) 15.11.1974 Савицкая СССР То же 1'01" (6000 м) 15.11.1974 Савицкая СССР » » 1'21" (9000 м) 15.11.1974 Савицкая СССР » » 1' 59" (12000 м) |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|