12. Рекорды сверхзвуковых самолетов

Согласно классификации Международной авиационной федерации ФАИ, сверхзвуковые самолеты относятся к группе 3 класса С1, т.е. к классу самолетов, предназначенных для эксплуатации с твердой поверхности и оборудованных турбореактивными двигателями (допускается применение вспомогательной двигательной установки, например в виде ракетного ускорителя). Это означает, что рекордные скорости и высоты полета, полученные на опытных самолетах с ракетной двигательной установкой (Х-1, Х-2, Х-15 и D-558-II), не включаются в реестр С 1/3 ФАИ.

По этой причине представленные ниже показатели высоты и скорости, достигнутые на самолетах с ракетным двигателем, измерены не в соответствии с существующими требованиями ФАИ, а только на основании показаний приборов, имеющихся в кабине. Поэтому они не имеют официального характера и не охватывают всех последовательно полученных лучших результатов. Представленные ниже достижения лишь иллюстрируют неустанное стремление человека к достижению все больших скоростей и высот.

Достижения самолетов с турбореактивными двигателями регистрируются как мировые рекорды (т.е. в классе самолетов) или как международные рекорды (т. е. в группе самолетов с турбореактивными двигателями).

Мировые рекорды распространяются только на некоторые виды летных показателей, а именно: расстояние по прямой без прерывания полета, расстояние по замкнутому маршруту без прерывания полета, высоту полета, скорость полета по замкнутому маршруту, скорость при полете на базе. К международным рекордам относятся лучшие результаты, получаемые в следующих видах полетов:

– расстояние в полете по прямой без прерывания полета;

– расстояние в полете по замкнутому маршруту без прерывания полета;

– высота полета без полезной нагрузки; -высота полета с полезной нагрузкой 1000, 2000, 5000, 10000 кг (и далее через каждые 5000 кг);

– скорость полета на базе длиной 3 км при ограниченной высоте;

– скорость полета на базе 15-25 км при неограниченной (в принципе) высоте;

– скорость полета по замкнутому маршруту на расстояние 100, 500, 1000, 2000, 5000 и 10000 км без полезной нагрузки;

– скорость полета по замкнутому маршруту на расстояние 1000, 2000, 5000 и 10000 км с полезной нагрузкой 1000, 2000, 5000 кг и т. д.;

– скорость полета на известных трассах; -скорость в полете вокруг света; -время подъема на высоту 3000, 6000, 9000, 15000 и далее через каждые 5000 м.

Все без исключения самолеты, выдвигаемые на улучшение рекорда, должны соблюдать определенные условия, выполнение которых контролируется опломбированными бортовыми и наземными приборами. Самолеты, выдвигаемые на установление рекорда скорости, должны двукратно пролететь (в течение промежутка времени, не превышающего 0,5 ч, с целью исключения влияния изменения атмосферных условий) над базой, т.е. над определенным участком территории. В 20-х годах длина базы составляла 2 км. Позднее по мере роста скоростей появилась необходимость ее увеличения до 3 км (при высоте полета не более 75 м).

Прогресс авиации после второй мировой войны привел к тому, что измерение максимальной скорости полета самолетов на такой малой высоте и короткой базе стало весьма затруднительным как по причине повышения опасности полетов, так и вследствие сложности определения истинной скорости.

Кроме того, полеты на малых высотах не позволяют использовать всех скоростных преимуществ самолетов из-за высоких уровней аэродинамического сопротивления и нагрева на таких высотах. Поэтому в 1953 г. была введена дополнительная рекордная характеристика-скорость, достигаемая самолетом в полете на базе 15-25 км на определенной высоте. О важном значении длины базы для сверхзвуковых самолетов говорит тот факт, что рекорд скорости 1211 км/ч на базе 3 км, установленный в 1953 г. на сверхзвуковом самолете XF4D-1, был улучшен до 1452 км/ч только в 1961 г. самолетом F4H-1F, тогда как рекорд скорости на базе 15-25 км, принадлежавший самолету F-106A, составлял 2455 км/ч и всего несколькими месяцами позже был улучшен до 2585 км/ч самолетом F4H-1F.


Рис. 1.83. Трасса полета самолета «Гриффон» II во время установления рекорда скорости по замкнутому 100 км маршруту.


В программе полета на установление рекорда скорости задается максимальная высота, позволяющая осуществлять контрольные измерения с земли. На конечных участках базы должны летать самолеты контрольной службы, наблюдающие за выполнением условий проведения таких полетов, например, не летит ли самолет с пикированием. Средняя скорость, определяемая из двух полетов над базой в противоположных направлениях (ввиду уменьшения массы самолета в процессе полета, возможного изменения атмосферных условий и других причин скорости полета в противоположных направлениях могут существенно различаться), представляет собой официальный результат.

Согласно действующим предписаниям, самолет, выполняющий рекордный полет на базе, не может отклоняться от заданной траектории более чем на 2 км по горизонтали (т.е. от заданного направления) и не более чем на 100 м по вертикали (т.е. от принятой высоты полета). Именно из-за невыполнения этих требований в 1958 г. не был признан рекорд французского пилота Андрэ Тюрка, который достиг скорости 2330 км/ч.

Установлению рекорда предшествует тщательная подготовка пилота и самого самолета; кроме того, разрабатывается тактика полета, производится расчет оптимальных параметров и т. д. В качестве примера, иллюстрирующего результаты такой подготовки, можно привести описание рекордного полета, который в 1959 г. был выполнен на самолете «Мираж» III А-03

по замкнутой 100-километровой траектории. Подготовленный к полету самолет имел нормальную взлетную массу с полными топливными баками и снятым стартовым ракетным ускорителем. Взлет, разгон и достижение расчетной высоты, а также вираж с отходом на расстояние 75 км для выхода на трассу были произведены без включения форсажной камеры двигателя. Скорость самолета на вираже соответствовала 0,95 М. Затем был включен форсаж и в течение 3 мин на отрезке 80 км самолет был разогнан до скорости 2,06 М. Над измерительной базой самолет набрал высоту 11 280 м, пролетел по прямой, сделал вираж с постоянной перегрузкой в 2,7 и закончил повторный контрольный полет над измерительной базой на высоте 11700 м со скоростью 2,1 М. Траектория полета проходила через 4 контрольных пункта, расположенных в виде ромба. На пунктах измерялись высота, координаты и время прохождения самолета. Замкнутую траекторию полета длиной 115 км самолет пролетел за 3,55 мин со средней скоростью 2050 км/ч, что для основной 100-километровой трассы составило рекордную скорость 1771 км/ч.

Форма трассы обычно задается организатором полетов и может быть, например, треугольной, как это имело место при рекордном полете самолета «Гриффон» II (рис. 1.83).

Количество видов рекордных показателей, регистрируемых ФАИ, для всех летательных аппаратов превышает 100. Ниже (в таблице) представлены почти все виды показателей, по которым регистрируются рекордные результаты полетов сверхзвуковых самолетов. Представленный перечень не имеет официального характера, так как содержит также и те результаты, которые по техническим или формальным причинам не были признаны в качестве официальных рекордов ФАИ. Он является лишь иллюстрацией прогресса сверхзвуковой авиации и заинтересованности конструкторских бюро и авиационных предприятий в рекордных результатах как лучшей рекламе своих изделий.


Рис. 1.84. Рекордный самолет Х-15А-2 фирмы «Норт Америкен».

1-ЖРД XLR99-RM-2 с максимальной тягой 25 355 даН; 2-насосы аммиака и жидкого кислорода; 3-четыре резервуара с перекисью водорода; 4-патрубок аварийного слива аммиака; 5-патрубок аварийного слива перекиси водорода; 6-баллоны с гелием; 7-тормозные щитки; 8- сбрасываемый подфюзеляжный киль-лыжа; 9-убираемые стальные лыжи главных стоек шасси; 10-киль; 11 – плоскость горизонтального управляемого дифференциального стабилизатора; 72-основной бак жидкого аммиака; 13-основной бак жидкого кислорода; 14 -бак жидкого водорода; 15-отсек парашюта топливной системы; 16-тормозной двигатель топливной системы; 7 7-до- полнительный бак жидкого кислорода; IS-дополнительный бак жидкого аммиака; 19-отсек исследовательского оборудования; 20 -катапультируемое сиденье пилота; 21 -монолитный фонарь кабины; 22-четыре пары сопел реактивной системы управления по курсу и тангажу; 23-сопла реактивной системы управления креном; 24-закрылки.


Рис. 1.85. «Виджилент» А-5 (старое название A3J-1) фирмы «Норт Америкен».


Рис. 1.86. «Игл» TF-15A фирмы «Макдоннел- Дуглас».


Список содержит 132 рекордных достижения (не включены рекорды околозвуковых самолетов «Джетстар» и XF4D-1; результаты, достигнутые последним самолетом, отнесены к сверхзвуковому самолету F5D-1, представляющему собой модернизированный вариант XF4D-1), полученные пилотами четырех стран (74-США, 45 – СССР, 12 – Франция, 1 – Великобритания) на 23 типах самолетов 13 авиационных фирм.

Среди конструкторских бюро и авиационных фирм, выпускающих самолеты- рекордсмены, лидируют: КБ им. А. И. Микояна (37 рекордов), «Макдоннел» (25 рекордов), «Локхид» (27 рекордов). Среди типов самолетов настоящим рекордсменом следует считать самолет, представленный в перечне под обозначениями Е-266, Е-266М. На самолетах этого типа было установлено 25 рекордов, благодаря чему он превзошел по количеству рекордных достижений американские самолеты F-104 (17 рекордов) и F4H-1F (14 рекордов). Эти данные не только подтверждают ведущую роль СССР (12 женских и 10 мужских рекордов) и США (1 женский и 14 мужских) в развитии сверхзвуковой авиации, но и свидетельствует о характерной трактовке проблемы рекордных достижений за последние три десятилетия развития сверхзвуковой авиации. Из этого перечня следует, что рекорды были установлены на самолетах 23 типов (не считая модификаций), из которых 18 выпускались серийно, 3 остались на стадии прототипов и только 2 были построены как опытные. Такое положение дел указывает как на разумное распределение сил и средств, так и на принцип запуска в производство действительно лучших образцов самолетов. Следует, однако, помнить, что авиарекорды могут иметь (и обычно имеют), помимо спортивных и пропагандистских, также торговый и военный аспекты. Рекордные самолеты должны утверждать мнение о превосходстве авиации данной страны над авиацией других стран или вызывать интерес потенциальных покупателей к приобретению лучших на данный момент самолетов. Кроме того, рекордные достижения отражают состояние мировой авиации как определенной отрасли техники.

Представленный перечень не охватывает рекордных данных по скорости при полетах на признанных пассажирских трассах. Одним из такого рода рекордов, утвержденным ФАИ, был перелет самолета В-58А по трассе Токио-Лондон протяженностью 12919 км. Самолет преодолел это расстояние за 8 ч 35 мин со средней скоростью 1509 км/ч. Этот перелет представляет собой характерный пример условий, в которых совершаются длительные полеты со сверхзвуковыми скоростями, а также их влияния на летные характеристики самолета. Рекордный полет был начат со скоростью 2,0 М. При этом температура обшивки самолета на некоторых участках достигала 300°С, что создавало помехи в работе навигационного оборудования. В связи с этим оказалось необходимым снижение скорости до 0,9 ? и продолжение полета с этой скоростью в течение некоторого промежутка времени. После уменьшения скорости конструкция самолета остывала, и нормальная работа оборудования восстанавливалась, что позволяло снова увеличить скорость до 2,0 М. Полет проходил с таким периодическим изменением режимов на высотах 14326-18 288 м, причем на высокоскоростном режиме расход топлива составлял 22679-27 215 кг/ч, а на низкоскоростном-4989-5443 кг/ч. Во время полета пятикратно осуществлялась дозаправка самолета топливом.


Рекорды самолетов с ракетными двигателями

Дата

Пилот

Тип самолета, фирма

Результат


1. Абсолютная высота полета, м


1949

– /-

«Белл»

21383


31.08.1953

М. Карл

D-558-II, «Дуглас»

25 386


28.05.1954

К. Мюррей

Х-1 А, «Белл»

28 651


09.1956

И. Кинхлоэ

Х-2, «Белл»

38 430


12.08.1960

И. Кинхлоэ

Х-15А, «Норт Америкен»

41 605


31.03.1961

И. Кинхлоэ

То же

50300


31.04.1962

И. Кинхлоэ

» »

77 720


17.07.1962

Р. Уайт

» »

95935


22.08.1963

Д. Уолкер

» »

107960


2. Максимальная скорость в горизонтальном полете, км/ч (М)


14.10.1947

Ч. Егер

Х-1, «Белл»

(1,05)


1948

Ч. Егер

То же

1556


08.1951

В. Бриджмен

D-558-II, «Дуглас»

1980 (1,875)


10.1953

В. Бриджмен

То же

2040 (1,96)


21.11.1953

С. Кроссфилд

» »

2120 (2,01)


12.12.1953

Ч. Егер

Х-1 А, «Белл»

2655 (2,51)


23.07.1956

Ф. Иверст

Х-2, «Белл»

3050


27.09.1956

М. Апт

То же

3360


4.08.1960

М. Апт

Х-15А, «Норт Америкен»

3514


7.03.1961

М. Апт

То же

4264


21.04.1961

М. Апт

» »

5033


12.09.1961

М. Апт

«Норт Америкен»

5832


9.11.1961

Р. Уайт

Х-15А, «Норт Америкен»

6548


5.12.1963

Р. Рашворт

То же

(6,06)


18.11.1966

Р. Найт

Х-15А-2, «Норт Америкен»

6840 (6,33)


3.10.1967

Р. Найт

То же

(6,72)


Мировые рекорды сверхзвуковых самолетов с турбореактивными двигателями (класс CI/группа 3)


Дата

Пилот

Страна

Тип самолета, фирма

Результат


1. Расстояние по прямой без посадки, км


Женщины


18.09.1961

Кохрейн

США

Т-38, «Нортроп»

2401,780


22.04.1962

Кохрейн

США

«Джетстар», «Локхид»

3661,330 1*


2. Расстояние по замкнутому маршруту без посадки, км


Женщины


15.09.1961

Кохрейн

США

Т-38, «Нортроп»

2166,770


18.09.1967

Попович

СССР

РВ, КБ А. С. Яковлева

2497,009 2*


3. Абсолютная высота, м


Мужчины


18.04.1958

Уоткинс

США

F-11F-1F, «Грумман»

23449


2.05.1958

Карпантье

Франция

S.0.9050, «Тридан»

24217


7.05.1958

Джонсон

США

F-104A, «Локхид»

27811


14.07.1959

Ильюшин

СССР

Т-431, КБ им. П. О. Сухого

28 852


6.12.1959

Флинт

США

F4H-1F, «Макдоннел»

30040


14.12.1959

Джордан

США

F-104C, «Локхид»

31515


28.04.1961

Мосолов

СССР

Е-66А, КБ им. А. И. Микояна

34714


25.07.1973

Федотов

СССР

Е-266, КБ им. А. И. Микояна

36240


31.08.1977

Федотов

СССР

Е-266М, КБ им. А. И. Микояна

37650


Женщины


12.10.1961

Кохрейн

США

Т-38, «Нортроп»

17091


22.05.1965

Проханова

СССР

Е-33, КБ им. А. И. Микояна

24336


1* Околозвуковой двухдвигательный самолет.

2* Околозвуковой двухдвигательный истребитель.


4. Высота в горизонтальном полете, м


Мужчины


5.12.1961

Эллис

США

F4H-1F, «Макдоннел»

20252


4.09.1962

Ильюшин

СССР

Т-431, КБ им. П. О. Сухого

21170


11.09.1962

Остапенко

СССР

Е-166, КБ им. А. И. Микояна

22670


1.05.1965

Стефенс

США

YF-12A, «Локхид»

24462,596


28.07.1976

Хелт

США

SR-71A, «Локхид»

25929


Женщины


12.10.1961

Кохрейн

США

Т-38, «Нортроп»

16 841,148


23.06.1965

Зайцева

СССР

Е-33, КБ им. А. И. Микояна

19020


31.08.1977

Савицкая

СССР

Е-133, КБ им. А. И. Микояна

21 209,90


5. Абсолютная высота с грузом, м


1000 кг


13.12.1960

Хёс

США

A3J-1, «Норт Америкен»

27874


5.10.1967

Федотов

СССР

Е-266, КБ им. А. И. Микояна

29777


25.07.1973

Федотов

СССР

То же

35 200


22.07.1977

Федотов

СССР

Е-266М, КБ им. А. И. Микояна

37080


2000 кг


14.09.1962

Фултон

США

В-58А, «Конвэр»

26017,93


5.10.1967

Федотов

СССР

Е-266, КБ им. А. И. Микояна

29977


25.07.1973

Федотов

СССР

То же

35 200


22.07.1977

Федотов

СССР

Е-266М, КБ им. А. И. Микояна

37080


5000 кг


14.09.1962

Фултон

США

В-58А, «Конвэр»

26017,93


6. Скорость на базе 3 км, км/ч


3.10.1953

Вердин

США

XF4-D-1, «Дуглас»

1211,746


28.08.1961

Хардисти

США

F4H-1F, «Макдоннел»

1452,777


24.10.1977

Гринмейер

США

F-104RB, «Локхид»

1590,450


7. Скорость на базе 15-25 км, км/ч


Мужчины


29.10.1953

Иверст

США

YF-100A, «Норт Америкен»

1215,298


20.08.1955

Хейнс

США

F-100C, «Норт Америкен»

1323,312


10.03.1956

Твисс

Великобритания

FD-2, «Фэри»

1821,7


12.12.1957

Дрью

США

F-101A, «Макдоннел»

1943,5


16.05.1958

Ирвин

США

F-104A, «Локхид»

2259,538


6.10.1958

Тюрка

Франция

«Гриффон» II, «Нор»

2330


31.10.1959

Мосолов

СССР

Е-66, КБ им. А. И. Микояна

2388


15.12.1959

Роджерс

США

F-106A, «Конвэр»

2455,736


22.11.1961

Робинсон

США

F4H-1F, «Макдоннел»

2585,425


7.07.1962

Мосолов

СССР

Е-166, КБ им. А. И. Микояна

2681


1.05.1965

Стефенс

США

YF-12A, «Локхид»

3331,507


27.07.1967

Джорс

США

SR-71A, «Локхид»

3529,56


Женщины


24.08.1961

Кохрейн

США

Т-38, «Нортроп»

1358,6


12.04.1963

Кохрейн

США

TF-104G, «Локхид»

2048,875


11.05.1964

Кохрейн

США

F-104G, «Локхид»

2300,234


2.06.1975

Савицкая

СССР

Е-133, КБ им. А.И.Микояна

2683,446


8. Скорость полета по замкнутому 100-км маршруту, км/ч


Мужчины


16.10.1953

Ран

США

XF4D-1, «Дуглас»

1171,00


25.05.1959

Тюрка

Франция

«Гриффон» II, «Нор»

1638,00


18.06.1959

Мюзели

Франция

«Мираж» ????, «Дассо»

1771,00


11.12.1959

Мур

США

F-105B, «Рипаблик»

1878,67


28.05.1960

Адрианов

СССР

Т-405, КБ им П. О. Сухого

2092,00


16.09.1960

Коккинаки

СССР

Е-66, КБ им. А. И. Микояна

2148,66


25.09.1960

Дэвис

США

F4H-1F, «Макдоннел»

2237,37


7.10.1961

Федотов

СССР

Е-166, КБ им. А. И. Микояна

2401,00


8.04.1973

Федотов

СССР

То же

2605,1


Женщины


6.12.1961

Кохрейн

США

Т-38, «Нортроп»

1262,188


22.06.1962

Ориоль

Франция

«Мираж» IIIC, «Дассо»

1850,20


1.05.1963

Кохрейн

США

TF-104G, «Локхид»

1937,15


14.06.1963

Ориоль

Франция

«Мираж» IIIR, «Дассо»

2038,70


1.06.1964

Кохрейн

США

F-104G, «Локхид»

2097,266


18.07.1967

Мартова

СССР

Е-76, КБ им. А. И. Микояна

2128,70


9. Скорость при полете по замкнутому 500-км маршруту, км/ч


Мужчины


15.04.1959

Эдварде

США

RF-101C, «Макдоннел»

1313,677


5.09.1960

Миллер

США

F4H-1F, «Макдоннел»

1958,20


25.09.1962

Кознов

СССР

?-431, КБ им. П. О. Сухого

2337,00


1.05.1965

Даниэль

США

YF-12A, «Локхид»

2644,22


5.10.1967

Комаров

СССР

Е-266, КБ им. А. И. Микояна

2981,50


Женщины


7.09.1961

Кохрейн

США

Т-38, «Нортроп»

1095,56


3.06.1961

Кохрейн

США

F-104G, «Локхид»

1814,368


16.09.1966

Соловьева

СССР

Е-76, КБ им. А. И. Микояна

2062,00


21.10.1977

Савицкая

СССР

Е-133, КБ им. А.И. Микояна

2466,31


10. Скорость при полете по замкнутому 1000-км маршруту, км/ч


Мужчины


8.04.1959

Тейлор

США

RF-101C, «Макдоннел»

1226,619


19.06.1960

Биган

Франция

«Мираж» IVA, «Дассо»

1822,00


12.01.1961

Конфер

США

В-58А, «Конвэр»

2067,58


16.03.1965

Федотов

СССР

Е-266, КБ им. А. И. Микояна

2319,120


1.05.1965

Даниэль

США

YF-12A, «Локхид»

2718,006


27.10.1967

Остапенко

СССР

Е-266, КБ им. А. И. Микояна

2920,670


27.07.1976

Бледсоу

США

SR-71A, «Локхид»

3367,221


Женщины


8.09.1961

Кохрейн

США

Т-38, «Нортроп»

1028,99


28.03.1967

Зайцева

СССР

Е-76, КБ им. А. И. Микояна

1298,16


12.04.1978

Савицкая

СССР

Е-133, КБ им. А.И.Микояна

2333,00


11. Скорость полета по замкнутому 1000-км маршруту с грузом 1000 кг, км/ч


14.01.1961

Конфер

США

В-58А, «Конвэр»

2067,58


16.03.1965

Федотов

СССР

Е-266, КБ им. А. И. Микояна

2319,120


1.05.1965

Даниэль

США

YF-12A, «Локхид»

2718,006


27.10.1967

Остапенко

СССР

Е-266, КБ им. А. И. Микояна

2920,67


12. Скорость полета по замкнутому 1000-км маршруту с грузом 2000 кг, км/ч


14.01.1961

Конфер

США

В-58А, «Конвэр»

2067,58


16.03.1965

Федотов

СССР

Е-266, КБ им. А. И. Микояна

2319,12


1.05.1965

Даниэль

США

YF-12A, «Локхид»

2718,006


27.10.1967

Остапенко

СССР

Е-266, КБ им. А. И. Микояна

2920,67


13. Скорость полета по замкнутому 2000-км маршруту, км/ч


Мужчины


12.01.1961

Дойчендорф

США

В-58А, «Конвэр»

1708,82


Женщины


11.10.1966

Мартова

СССР

Е-76, КБ им. А. И. Микояна

900,267


14. Скорость полета по замкнутому 2000-км маршруту с грузом 1000 кг, км/ч


12.01.1961

Дойчендорф

США

В-58А, «Конвэр»

1708,82


15. Скорость полета по замкнутому 2000-км маршруту с грузом 2000 кг, км/ч


12.01.1961

Дойчендорф

США

В-58А, «Конвэр»

1708,82


16. Время подъема на высоту 3000 м, мин ('), с (")


28.02.1957

Кларлан

Франция

«Жерфо» II, «Нор»

0'51,20"


22.05.1958

Лефевр

США

F4D-1, «Дуглас»

0'44,39"


13.12.1958

Эневолдсон

США

F-104A, «Локхид»

0'41,85"


21.02.1962

Янг

США

F4H-1, «Макдоннел»

0'34,5"


16.01.1975

Смит

США

F-15, «Макдоннел»

0'27,57"


17. Время подъема на высоту 6000 м, мин, с


16.02.1957

Кларлан

Франция

«Жерфо» II, «Нор»

1' 17,00"


22.05.1958

Лефевр

США

F4D-1, «Дуглас»

1'06,09"


13.12.1958

Смит

США

F-104A, «Локхид»

0'58,41"


21.02.1962

Лонгрен

США

F4H-1, «Макдоннел»

0'48,78"


16.01.1975

Макфарлен

США

F-15, «Макдоннел»

0'39,33"


18. Время подъема на высоту 9000 м, мин, с


16.02.1957

Кларлан

Франция

«Жерфо» II, «Нор»

1'34,00"


22.05.1958

Лефевр

США

F4D-1, «Дуглас»

1'30,02"


14.12.1958

Смит

США

F104A, «Локхид»

1'21,14"


3.03.1962

Гроу

США

F4H-1, «Макдоннел»

1'01,68"


16.01.1975

Макфарлен

США

F-15, «Макдоннел»

0'48,86"


19. Время подъема на высоту 12000 м, мин, с


16.02.1957

Кларлан

Франция

«Жерфо» II, «Нор»

2'18,00"


22.05.1958

Лефевр

США

F4D-1, «Дуглас»

1'51,22"


14.12.1958

Смит

США

F-104A, «Локхид»

1'30,09"


1.03.1962

Гроу

США

F4H-1, «Макдоннел»

1'17,14"


16.01.1975

Макфарлен

США

F-15, «Макдоннел»

0'59,3 8"


20. Время подъема на высоту 15000 м, мин, с


16.02.1957

Кларлан

Франция

«Жерфо» II, «Нор»

3'56,00"


22.05.1958

Лефевр

США

F4D-1, «Дуглас»

2'36,23"


15.12.1958

Эневолдсон

США


F-104A, «Локхид»

2' 11,01"

3.03.1962

Нордберг

США


F4H-1, «Макдоннел»

1'54,54"


16.01.1975

Петерсон

США

F-15, «Макдоннел»

1'17,04"


21. Время подъема на высоту 20000 м, мин, с


14.12.1958

Смит

США

F-104A, «Локхид»

3'42,99"


31.03.1962

Браун

США

F4H-1, «Макдоннел»

2'58,05"


4.06.1973

Орлов

СССР

Е-266, КБ им. А. И. Микояна

2'49,90"


19.01.1975

Смит

США

F-15, «Макдоннел»

2'02,94"


22. Время подъема на высоту 25000 м, мин, с


13.12.1958

Эневолдсон

США

F-104A, «Локхид»

4'26,03"


3.04.1962

Янг

США

F4H-1, «Макдоннел»

3'50,44"


4.06.1973

Остапенко

СССР

Е-266, КБ им. А. И. Микояна

3'12,60"


26.01.1975

Петерсон

США

F-15, «Макдоннел»

2'41,02"


17.05.1975

Федотов

СССР

Е-266М, КБ им. А. И. Микояна

2'34,20"


23. Время подъема на высоту 30000 м, мин, с


14.12.1958

Джордан

США

F-104C, «Локхид»

15'04,92"


12.04.1962

Нордберг

США


F4H-1, «Макдоннел»

6'11,43"

4.06.1973

Остапенко

СССР


Е-266, КБ им. А. И. Микояна

4'03,86"


1.02.1975

Смит

США

F-15, «Макдоннел»

3'27,80"


17.05.1975

Остапенко

СССР

Е-266М, КБ им. А. И. Микояна

3'09,85"


Время подъема на высоту 35 000м, мин, с


17.05.1975

Федотов

СССР

Е-266М, КБ им. А. И. Микояна

4? 1,70"


Время подъема на высоту в категории женщин, мин, с


15.11.1974

Савицкая

СССР

Е-66В, КБ им. А. И. Микояна

41'2" (3000 м)


15.11.1974

Савицкая

СССР

То же

1'01" (6000 м)


15.11.1974

Савицкая

СССР

» »

1'21" (9000 м)


15.11.1974

Савицкая

СССР

» »

1' 59"

(12000 м)









Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх