• 1.1
  • 1.2
  • 1.3
  • 1.4
  • 1.5
  • 1.6
  • 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

    Сознательная дисциплина, – разве это не есть истинная свобода?

    Н. К. Рерих

    1.1

    Настоящие Правила дорожного движения (в дальнейшем – Правила) устанавливают единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации. Другие нормативные акты, касающиеся дорожного движения, должны основываться на требованиях Правил и не противоречить им

    Читатель Б: Насколько я понял, раз мы с читателем А решили стать водителями, то без знания Правил не обойтись Иначе можно стать виновником происшествия на дороге. К тому же в 2006 году введена в действие новая редакция Правил, а там я слышал, столько изменений и дополнений

    Автор: Вы, несомненно, правы. В 2006 году в правила дважды корректировались. А с 2007 года начинают действовать дополнительные изменения Именно поэтому эта книга пригодится не только новичкам, но и водителям со стажем Изучение нынешней редакции Правил не займет много времени, однако полученные знания помогут обрести уверенность за рулем.

    Также с 1 января 2007 года категории транспортных средств, на право управления которыми выдаются водительские удостоверения, разделены на подкатегории О них вы тоже узнаете из этой книги

    Читатель А: Нам с читателем Б еще предстоит сдавать экзамены в Государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД – ГАИ).

    Читатель Б: А, что нас ждет на экзамене?

    Автор: На теоретическом экзамене кандидатам в водители предлагается за двадцать минут ответить на двадцать вопросов Если при этом допущено не более двух ошибок, то испытание успешно преодолено

    Читатель А: То есть третья ошибка станет роковой

    Автор: Именно так.

    Читатель Б: Я до сегодняшнего дня не был знаком с Правилами дорожного движения Поэтому давайте начнем, что называется с азов.

    Автор: Так и поступим Сейчас мы с вами рассмотрим следующий пункт, в котором дается расширенное толкование основных понятий и терминов, содержащихся в Правилах

    В пункте 1.2 оригинала текста Правил основные понятия и термины размещены в алфавитном порядке Мы же с вами будем рассматривать их несколько иначе, объединив по смыслу.

    Верно определяйте слова, и вы освободите мир от половины недоразумений

    Р Декарт

    1.2

    В Правилах используются следующие основные понятия и термины:

    «Дорожное движение» – совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог.

    «Дорога» – обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

    Читатель А: Судя по определению, основное назначение дороги – обеспечить движения транспортных средств

    Автор: Да, хотя в большинстве случаев дорогой могут пользоваться и пешеходы К дорогам относятся улицы, проспекты, магистрали, а также грунтовые, лесные, полевые пути и даже те, которые могут быть использованы для движения транспорта только зимой.

    Жизнь страны менялась с каждым столетием …А дорога осталась такой же, какой была при Соловье-разбойнике.

    И. Ильф, Е Петров

    Давайте рассмотрим основные элементы дороги.

    «Проезжая часть» – элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств

    Автор: Как вы уже знаете, дорога может иметь одну или несколько проезжих частей. Читатель Б: А как определить, сколько именно на ней проезжих частей?

    Автор: Проезжие части отделяют друг от друга разделительными полосами (рис. 1)

    «Разделительная полоса» – элемент дороги, выделенный конструктивно и (или) с помощью разметки 1.2.1, разделяющий смежные проезжие части и не предназначенный для движения и остановки транспортных средств

    Читатель А: Получается, что разделительная полоса не должна использоваться безрельсовым транспортом А вот трамваи могут ехать по ней?

    Автор: Да, на разделительных полосах иногда устраивают трамвайные пути.

    Читатель Б: То есть, если посередине дороги проходят трамвайные пути, то на ней две проезжие части?

    Автор: Не всегда Если трамвайные пути размещены на разделительной полосе (конструктивно выделенном элементе дороги), то да А вот, если они расположены посередине дороги на одном уровне с проезжей частью, то нет.

    В последнем варианте Правила допускают и даже в некоторых случаях обязывают водителей безрельсового транспорта двигаться по трамвайным путям попутного направления (п п. 8.5 и 9.6 Правил)

    Посмотрите на рис. 1а. На нем изображена дорога, имеющая две проезжие части, отделенные друг от друга разделительной полосой. Дорога имеет две проезжие части и в том случае, если посередине ее проведены линии горизонтальной разметки 1.2.1 (рис. 1.б).

    Читатель Б: Сплошная двойная линия разметки 1.3, изображенная на рис. 2, разве не разделяет дорогу на проезжие части?

    Автор: Конечно, нет Отделяет проезжие части друг от друга не разметка 1.3, а разделительная полоса – конструктивно выделенный элемент дороги, как правило, окаймленный возвышающимся бордюрным камнем, либо горизонтальная разметка 1.2.1, обозначающая край каждой проезжей части

    Читатель А: Тогда на рис. 1 дорога имеет две проезжие части, а на рис. 2 – только одну.

    Автор: Читатель А – прав А вот прерывистые линии дорожной разметки 1.5 на этих рисунках разделяют проезжие части на полосы движения

    «Полоса движения» – любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд.

    Автор: Теперь вы, конечно, поняли, что на рис. 1 дорога с двумя проезжими частями имеет четыре полосы движения, а на рис. 2 дорога с одной проезжей частью также имеет четыре полосы движения.

    Читатель А: Скажите, пожалуйста, мотоциклисты на рис. 2, двигаясь по одной полосе в несколько рядов, не нарушают Правила?

    Автор: Нет, не нарушают, поскольку полоса предназначена для движения в один ряд именно автомобилей Мотоциклисты могут двигаться по одной полосе в несколько рядов, лишь бы они соблюдали между собой и другими транспортными средствами безопасный интервал.

    Читатель Б: Когда на дороге нанесена разметка – все понятно, видно полосу, по которой едешь. А если разметки нет или же она не видна?

    Автор: Тогда водитель будет считать полосой ширину проезжей части достаточную для движения автомобилей в один ряд.

    Читатель А: Как же в такой ситуации определить общее количество полос на проезжей части? Разметки-то нет?

    Автор: Об этом мы поговорим несколько позже. Однако вы можете забежать вперед и удовлетворить свое любопытство, прочитав пункт 9.1 Правил.

    «Тротуар» – элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или отделенный от нее газоном

    Читатель А: Тротуар, как правило, приподнят над проезжей частью и отделен от нее бордюрным камнем

    Автор: Это традиционное место для пешеходов Но в некоторых случаях там допускается движение, остановка и даже стоянка машин (п.п 9.9 и 12.2 Правил). При этом водители не должны мешать пешеходам

    «Обочина» – элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки 1.2.1 или 1.2.2, используемый для движения, остановки и стоянки в соответствии с Правилами

    Автор: При отсутствии тротуара пешеходы должны двигаться по обочинам дорог Обочины используются также и для остановки и стоянки транспорта А вот использовать обочины для движения водителям запрещено.

    «Пешеходный переход» – участок проезжей части, обозначенный знаками 5.19.1, 5.19.2 и (или) разметкой 1.14.1 и 1.14.2 и выделенный для движения пешеходов через дорогу. При отсутствии разметки ширина пешеходного перехода определяется расстоянием между знаками 5.19.1 и 5.19.2.

    Читатель А: Пешеходными переходами мы пользуемся почти каждый день Разъясните, пожалуйста, как при отсутствии дорожной разметки, пользуясь указанными выше знаками, определить ширину пешеходного перехода.

    Автор: Обратите внимание, что на этих знаках человечки изображены идущими в разные стороны. Знак 5.19.1 устанавливается справа по ходу движения Он первым встречает водителей попутного направления (ближняя граница пешеходного перехода). Знак 5.19.2 устанавливается на левой стороне дороги и обозначает дальнюю границу перехода (рис. 3).

    Все дорожные знаки и разметка приведены в нашей книге на цветной вклейке.

    «Прилегающая территория» – территория, непосредственно прилегающая к дороге и не предназначенная для сквозного движения транспортных средств (дворы, жилые массивы, автостоянки, АЗС, предприятия и тому подобное). Движение по прилегающей территории осуществляется в соответствии с настоящими Правилами.

    Читатель А: Я понимаю это так: прилегающая территория расположена рядом с дорогой, но к проезжей части, к тротуарам и обочинам отношения не имеет.

    Автор: Верно. К тому же, водители, покидая прилегающую территорию, всегда должны уступить транспорту и пешеходам, движущимся по дороге, на которую они выезжают (п. 8.3 Правил)

    «Перекресток» – место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей.

    Не считаются перекрестками выезды с прилегающих территорий.

    Читатель А: Запутанное определение Хотелось бы, как писал М Зощенко, изложить это «простым суконным языком».

    Автор: Постараемся разобраться Взгляните на рис. 4, на котором изображен перекресток и его границы.

    Читатель А: Вижу начала закруглений проезжих частей. Они обозначены на рисунке точками. Теперь понятно, что внутри границ – перекресток, снаружи – уже нет

    Читатель Б: Перекресток – не всегда пересечение дорог под прямым углом?

    Автор: Конечно, нет. Перекресток может быть, образован проезжими частями любой формы, пересекающимися под самыми различными углами. Важно только, чтобы эти пересечения находились на одном уровне, поскольку лишь в этом случае они составляют перекресток

    Читатель А: Поэтому проезды под мостами, эстакадами, въезды в тоннели перекрестками не считаются (рис. 5)

    Автор: Также не считаются перекрестками выезды на дорогу с прилегающих территорий

    Читатель Б: Я запомнил, что, покидая прилегающую территорию, всегда следует уступить тем, кто движется по дороге, на которую мы выезжаем

    Автор: Водителю важно уметь квалифицировать является ли пересечение перекрестком по нескольким причинам:

    во-первых, если пересечение является перекрестком, то на нем действуют требования 13 раздела Правил, устанавливающие порядок движения в этих местах;

    во-вторых, часть дорожных знаков (о них речь пойдет позже) в определенных ситуациях действует до ближайшего перекрестка

    Читатель А: Значит в тех местах, которые перекрестками не считаются (выезды с прилегающих территорий, пересечения на разных уровнях) эти знаки своего действия не прекращают

    Автор: Правильно.

    Читатель Б: А зачем знать расположение границ перекрестка?

    Автор: Эти знания пригодятся и водителям и пешеходам. Водителям – если за перекрестком в предполагаемом направлении движения образовался затор В этом случае выезжать на перекресток (то есть пересекать его границы) запрещено (п 13.2 Правил) Пешеходам же, в случаях предусмотренных п 4.3 Правил, следует переходить дорогу именно на перекрестке

    «Железнодорожный переезд» – пересечение дороги с железнодорожными путями на одном уровне.

    Читатель А: Здесь все просто, если, двигаясь по дороге в определенном месте, приходится колесами своего автомобиля переезжать рельсы железной дороги, то это – железнодорожный переезд

    Автор: Возражений не имею.

    «Автомагистраль» – дорога, обозначенная знаком 5.1 и имеющая для каждого направления движения проезжие части, отделенные друг от друга разделительной полосой (а при ее отсутствии – дорожным ограждением), без пересечений в одном уровне с другими дорогами, железнодорожными или трамвайными путями, пешеходными или велосипедными дорожками

    Читатель Б: Автомагистрали – это какие-то особенные дороги?

    Автор: Это высококачественные дороги, по которым возможно движение транспортных средств с высокими скоростями Вот их некоторые отличия от других дорог: автомагистрали имеют не меньше двух полос для движения в одном направлении, встречные потоки обязательно отделяются друг от друга разделительной полосой, все пересечения с другими дорогами выполнены в виде развязок на разных уровнях (эстакады, тоннели) Требования к движению по автомагистралям приведены в 16 разделе Правил.

    Читатель Б: Если на дороге – развязки на разных уровнях, есть разделительная полоса и для движения в каждом направлении не менее двух полос, то это автомагистраль?

    Автор: Вовсе не обязательно Водитель может судить о том, что дорога является автомагистралью только по наличию знака особых предписаний 5.1 «Автомагистраль» (рис. 6)

    Читатель А: Значит, в данной ситуации для водителя определяющим является дорожный знак

    Автор: Ваши рассуждения справедливы.

    «Главная дорога» – дорога, обозначенная знаками 2.1, 2.3.1–2.3.7 или 5.1, по отношению к пересекаемой (примыкающей),

    или дорога с твердым покрытием (асфальто– и цементобетон, каменные материалы и тому подобное) по отношению к грунтовой,

    либо любая дорога по отношению к выездам с прилегающих территорий

    Наличие на второстепенной дороге непосредственно перед перекрестком участка с покрытием не делает ее равной по значению с пересекаемой

    Читатель А: По-моему, это очень важное определение. Оно поможет установить порядок проезда перекрестков. Тот, кто на главной дороге – едет первым, тот, кто на второстепенной – уступает

    Читатель Б: Неужели все так просто. Тогда я уже готов хоть сейчас ехать через перекрестки. Хотя подождите На перекрестках движением часто управляют светофоры, а бывает и регулировщики

    Автор: Запомните, что в том месте, где порядок проезда перекрестка водители определяют по сигналам светофора или регулировщика не существует ни главной, ни второстепенной дороги.

    «Регулировщик» – лицо, наделенное в установленном порядке полномочиями по регулированию дорожного движения с помощью сигналов, установленных Правилами, и непосредственно осуществляющее указанное регулирование Регулировщик должен быть в форменной одежде и (или) иметь отличительный знак и экипировку. К регулировщикам относятся сотрудники милиции и военной автомобильной инспекции, а также работники дорожно-эксплуатационных служб, дежурные на железнодорожных переездах и паромных переправах при исполнении ими своих должностных обязанностей

    Коли к должности твоей мундира особого не полагается, разве ж ты государственный человек? Шляпа ты бесформенная, а не государственный человек?

    Из «Самодеятельных размышлений Алексия Красносельского на ниве отечества»

    Читатель А: Если на перекрестке движением управляет светофор либо регулировщик, то мы руководствуемся только их сигналами.

    Автор: Правильно. Причем сигналы регулировщика имеют приоритет над сигналами светофора (п. 6.15 Правил). А вот при отсутствии таких сигналов (на перекрестке нет регулировщика, светофор выключен или работает только в режиме желтого мигающего сигнала, либо вообще отсутствует), но при наличии дорожных знаков, указанных в определении главной дороги, водитель должен руководствоваться именно этими знаками.

    Читатель Б: Знак 2.1. «Главная дорога» я уже запомнил. Раз я вижу этот знак, то мой автомобиль на главной дороге (рис. 7).

    Автор: Не составит труда запомнить информацию знаков 2.3.1–2.3.7. (рис. 7) По этим знакам мы движемся как бы снизу вверх. Жирная линия символизирует главную дорогу, тонкая – второстепенную Водитель, встретивший такой знак, приближается по главной дороге к находящемуся впереди пересечению (примыканию) с второстепенной дорогой.

    Читатель А: Очень удобные знаки Сразу понятно, что находишься на главной дороге. Также легко запомнить, что автомагистраль, то есть дорога, на которой установлен знак 5.1, всегда является главной По ней транспортные средства имеют право двигаться с более высокими скоростями, чем в других местах.

    Читатель Б: Как известно, на автомагистрали не должно быть пересечений с другими дорогами на одном уровне А раз их нет, то какой смысл в том, что автомагистраль считается главной дорогой?

    Автор: Верно, таких пересечений там быть не должно, но с обеих сторон к автомагистрали на одном уровне могут примыкать другие дороги. И они всегда считаются второстепенными по отношению к автомагистрали

    Читатель Б: Теперь понятно.

    Автор: При отсутствии знаков, упомянутых в определении главной дороги, главной будет считаться дорога с любым покрытием по отношению к грунтовой (рис. 8).

    Читатель А: А если обе дороги имеют покрытие, только разное? Например, одна асфальтобетонная, а другая выложена из кирпича?

    Автор: Раз обе дороги имеют твердое покрытие, то они считаются равнозначными Также равнозначными будут две пересекающиеся грунтовые дороги.

    Эх, катались мы с тобой, мчались вдаль стрелой,

    Искры сыпались с булыжной мостовой,

    А теперь плетемся тихо по асфальтовой —

    Ты да я, поникли оба головой…

    Из известной песни

    Автор: И булыжная и асфальтовая дороги имеют твердое покрытие, а стало быть, они считаются равнозначными (рис. 9)

    Еще не забудьте, что любая дорога будет считаться главной по отношению к прилегающим территориям.

    Читатель А: В определении главной дороги говорится о возможном наличии покрытия на второстепенной грунтовой дороге непосредственно перед перекрестком Для чего оно нужно?

    Автор: Небольшие участки с покрытием (рис. 10) необходимы для удобного въезда с грунтовой дороги на дорогу с покрытием и наоборот. Они предотвращают попадание грязи с грунтовой дороги на дорогу с покрытием.

    Читатель Б: Как половичок для вытирания ног перед дверью

    Автор: Правильно. Этот кусочек твердого покрытия не делает грунтовую дорогу равной по значению с пересекаемой дорогой, имеющей твердое покрытие.

    Читатель А и Б: С главной дорогой мы разобрались.

    Читатель А: Но водителю, по-видимому, даже более важно знать, что он находится на второстепенной дороге

    Автор: Помня определение главной дороги, легко догадаться, что второстепенной всегда будет считаться грунтовая дорога по отношению к дороге с любым твердым покрытием, а также прилегающая территория по отношению к любой дороге.

    Читатель Б: Понятно

    Автор: Но это еще не все Водитель, увидевший перед собой знаки приоритета 2.4 или 2.5, должен всегда считать себя находящимся на второстепенной дороге (рис. 11 и 12).

    Читатель А: Стало быть, если на дороге установлены эти знаки, то наличие или отсутствие на ней твердого покрытия значения не имеет

    Автор: Конечно, как впрочем, не имеет значения наличие или отсутствие покрытия на пересечении дорог для водителя, увидевшего знаки, обозначающие главную дорогу.

    Читатель А: Над знаками, о которых мы сейчас говорили, в свою очередь, имеют приоритет разрешающие или запрещающие сигналы светофора или регулировщика, поскольку при наличии последних, водители подчиняются только им.

    Автор: Хорошо, что вы в этом разобрались. Нетрудно также догадаться, что транспортное средство, которое находится на главной дороге, имеет преимущество по отношению к транспортным средствам, находящимся на второстепенной дороге

    «Преимущество (приоритет)» – право на первоочередное движение в намеченном направлении по отношению к другим участникам движения.

    Автор: И конечно тесно связан с этим понятием следующий термин.

    «Уступить дорогу (не создавать помех)» – требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость.

    Автор: Необходимость использования этих терминов возникает не только на перекрестках, но и в любых местах, где имеет место пересечение или совмещение траекторий движения транспортных средств между собой или с траекториями движения пешеходов

    На рис. 13 на перекрестке пересекаются траектории движения мотоцикла и грузового автомобиля, а также пересекаются траектории движения пешеходов с траекториями автобуса и грузовика.

    На этом же рисунке совмещаются траектории движения грузового автомобиля и автобуса.

    Читатель Б: То есть это конфликтные ситуации

    Автор: Правильно. На рис. 14 показаны конфликтные ситуации вне перекрестка Здесь пересекаются и совмещаются траектории движения автомобилей А траектория движения пешехода пересекается с траекториями движения транспортных средств

    Читатель А: Насколько я понял, иметь преимущество можно только перед каким-либо конкретным участником дорожного движения и уступать дорогу нужно только тогда, когда есть кому

    Автор: Да, в этих ситуациях действия участников дорожного движения всегда регламентируется Правилами.

    Читатель Б: А если траектории движения и транспортных средств и пешеходов не пересекаются и не совмещаются, как это изображено на рис. 15?

    Автор: Тогда они смогут двигаться одновременно

    Читатель А: Все понятно, сначала нужно выяснить есть ли конфликтная ситуация (пересечение или совмещение траекторий) И если да, то, руководствуясь Правилами, водитель определит, имеет ли он преимущество перед другими участниками движения или же должен уступить им дорогу

    Автор: Вы рассудили правильно.

    «Участник дорожного движения» – лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода, пассажира транспортного средства

    «Водитель» – лицо, управляющее каким-либо транспортным средством, погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо К водителю приравнивается обучающий вождению.

    Эй, извозчик! Я – не извозчик

    А кто же ты?

    Я водитель кобылы…

    Начало популярной песни

    «Пешеход» – лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску

    Надо заметить, что автомобиль тоже был изобретен пешеходами Но автомобилисты как-то сразу об этом забыли Кротких и умных пешеходов стали давить. Улицы, созданные пешеходами перешли во власть автомобилистов. Мостовые стали вдвое шире, тротуары сузились до размера табачной бандероли. И пешеходы стали испуганно жаться к стенам домов.

    Вечно живой «Золотой теленок»

    Читатель А: Ремонтные рабочие, регулировщики, дружинники не являются участниками дорожного движения?

    Автор: Конечно, нет. Еще раз подчеркну, что ими считают только те тех, кто принимает непосредственное участие в процессе движения

    Читатель Б: Участники движения могут переходить из одной категории в другую. Водитель может стать пешеходом или пассажиром.

    «Пассажир» – лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нем), а также лицо, которое входит в транспортное средство (садится на него) или выходит из транспортного средства (сходит с него)

    Читатель А: Если человек не едет на велосипеде, мопеде или мотоцикле, а просто ведет его за руль по дороге – он тоже пешеход.

    Автор: Обратите внимание на то, что быть одновременно водителем и пешеходом нельзя При пешем передвижении определенной группы людей, например туристов или демонстрантов, необходимо сформировать организованную пешую колонну

    «Организованная пешая колонна» – обозначенная в соответствии с пунктом 4.2 Правил группа людей, совместно движущихся по дороге в одном направлении

    Автор: При передвижении такой колонны по проезжей части дороги, водители должны обеспечить безопасность пешеходов.

    «Транспортное средство» – устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем

    «Механическое транспортное средство» – транспортное средство, кроме мопеда, приводимое в движение двигателем Термин распространяется также на любые тракторы и самоходные машины

    Самый полный! – завопил Остап И тут жители Лучанска впервые поняли преимущество механического транспортного средства перед гужевым. Машина забренчала всеми своими частями и быстро унеслась…

    Все тот же «Золотой теленок»

    Читатель А: Механическое транспортное средство – более узкое понятие, чем транспортное средство. Оно входит в состав общей группы всех транспортных средств.

    Автор: Правила отнесли к механическим транспортным средствам легковые и грузовые автомобили, мотоциклы, тракторы, самоходные машины

    Читатель Б: А что такое самоходные машины?

    Автор: Это грейдеры, скреперы, асфальтоукладчики, снегоуборщики и т. п.

    Читатель А: У меня возник вопрос: трамваи и троллейбусы, тоже механические транспортные средства?

    Автор: Конечно, ведь они приводятся в движение двигателем А вот электрический это двигатель или двигатель внутреннего сгорания – значения не имеет. Мотоциклы тоже отнесены к механическим транспортным средствам.

    «Мотоцикл» – двухколесное механическое транспортное средство с боковым прицепом или без него К мотоциклам приравниваются трех – и четырехколесные механические транспортные средства, имеющие массу в снаряженном состоянии не более 400 кг.

    Автор: А вот мопед – исключение, к механическим транспортным средствам не относится

    «Мопед» – двух – или трехколесное транспортное средство, приводимое в движение двигателем с рабочим объемом не более 50 см3 и имеющее максимальную конструктивную скорость не более 50 км/ч К мопедам приравниваются велосипеды с подвесным двигателем, мокики и другие транспортные средства с аналогичными характеристиками

    Читатель Б: Почему же мопед к механическим транспортным средствам не относится, ведь он имеет двигатель?

    Автор: Вы наверно обратили внимание на то, что мопед отличается небольшой максимальной скоростью и малым объемом двигателя. Кстати, по требованиям к движению, расположению на проезжей части, выполнению поворотов, а также порядку допуска к управлению мопед приравнен не к мотоциклу, а к велосипеду (раздел 24 Правил)

    «Велосипед» – транспортное средство, кроме инвалидных колясок, имеющее два колеса или более приводимое в движение мускульной силой людей, находящихся на нем.

    Читатель А: У велосипеда нет двигателя, поэтому это немеханическое транспортное средство Автор: Вы правы

    «Опасный груз» – вещества, изделия из них, отходы производственной и иной хозяйственной деятельности, которые в силу присущих им свойств могут при перевозке создать угрозу для жизни и здоровья людей, нанести вред окружающей природной среде, повредить или уничтожить материальные ценности

    Автор: Перевозка опасных грузов осуществляется в соответствии со специальными правилами и Европейским соглашением о международной дорожной перевозке опасных грузов Транспортные средства, предназначенные для таких перевозок обычно дооборудуются и обозначаются специальным опознавательным знаком «Опасный груз» С этим знаком мы познакомимся в дальнейшем, а вы наверно не раз их видели на автомобилях-бензовозах

    «Прицеп» – транспортное средство, не оборудованное двигателем и предназначенное для движения в составе с механическим транспортным средством Термин распространяется также на полуприцепы и прицепы-роспуски.

    Читатель А: Прицепы – это тоже немеханические транспортные средства, хотя приводятся в движение механическими транспортными средствами

    Автор: Автомобили с прицепами часто называют автопоездами

    «Автопоезд» – механическое транспортное средство, сцепленное с прицепом (прицепами).

    Читатель Б: Сейчас на дорогах очень много автомобилей с прицепами, причем и грузовых и легковых

    Автор: Да, в последнее время значительно увеличилось количество легковых автомобилей с прицепами в виде бортовых платформ, а также с прицепами-дачами.

    Следует упомянуть и еще одну важную разновидность транспортных средств:

    «Маршрутное транспортное средство» – транспортное средство общего пользования (автобус, троллейбус, трамвай), предназначенное для перевозки по дорогам людей (пассажиров) и движущееся по установленному маршруту с обозначенными местами остановок

    Автор: Водителям маршрутных транспортных средств предоставлен ряд преимуществ, с которым мы познакомимся в дальнейшем.

    Читатель Б: Если автобус с пассажирами движется по маршруту, то его водитель может пользоваться этими преимуществами

    Автор: Правильно, поскольку в этом случае автобус считается маршрутным транспортным средством

    Читатель А: А если водитель на этом же автобусе поехал на заправку?

    Автор: Тогда это уже не маршрутное транспортное средство, это просто автобус и его водитель обязан полностью выполнять требования Правил.

    Читатели А и Б: С этим мы разобрались.

    Автор: Следующий термин касается любых транспортных средств

    «Разрешенная максимальная масса» – масса снаряженного транспортного средства с грузом, водителем и пассажирами, установленная предприятием-изготовителем в качестве максимально допустимой. За разрешенную максимальную массу состава транспортных средств, то есть сцепленных и движущихся как одно целое, принимается сумма разрешенных максимальных масс транспортных средств, входящих в состав

    Читатель Б: Что понимают под снаряженным транспортным средством?

    Автор: Давайте рассмотрим это понятие на примере автомобиля Под снаряженным автомобилем следует понимать полностью заправленный топливом автомобиль с максимальным уровнем масла и охлаждающей жидкости в агрегатах, с запасным колесом, инструментом, аптечкой, огнетушителем и знаком аварийной остановки.

    Завод-изготовитель определяет разрешенную максимальную массу путем сложения массы снаряженного транспортного средства с предельно возможной массой пассажиров и груза Полученная в результате величина устанавливается в качестве максимально допустимой.

    Читатель А: Чаще всего автомобиль вряд ли полностью загружен и имеет полный бак топлива.

    Автор: Справедливо замечание Реальная масса автомобиля в какой-либо конкретный момент получила название фактической И вот эта фактическая масса не должна превышать разрешенной максимальной массы транспортного средства

    Читатели А и Б: Теперь мы поняли, что такое разрешенная максимальная и, что такое фактическая масса транспортного средства.

    Автор: При проведении групповых перевозок из транспортных средств может быть составлена транспортная колонна.

    «Организованная транспортная колонна» – группа из трех и более механических транспортных средств, следующих непосредственно друг за другом по одной и той же полосе движения с постоянно включенными фарами в сопровождении головного транспортного средства с нанесенными на наружные поверхности специальными цветографическими схемами и включенными проблесковыми маячками синего и красного цветов.

    Автор: О действиях других водителей, при приближении такой колонны мы узнаем позднее

    «Организованная перевозка группы детей» – специальная перевозка двух и более детей дошкольного и школьного возраста, осуществляемая в механическом транспортном средстве, не относящемся к маршрутному транспортному средству

    Автор: На транспортных средствах, занимающихся указанными перевозками, спереди и сзади устанавливаются опознавательные знаки «Перевозка детей».

    Читатель А: Получается, что если я везу на своем собственном автомобиле двух своих детей, то я обязан устанавливать на автомобиле эти самые опознавательные знаки?

    Вовсе нет, в рассматриваемом определении речь идет о специальной перевозке двух и более детей В настоящее время на наших дорогах часто встречаются так называемые школьные автобусы. Вот они то и занимаются специальной перевозкой детей О требованиях к водителям и транспортным средствам, выполняющим такие перевозки, мы поговорим в 22 разделе.

    «Обгон» – опережение одного или нескольких движущихся транспортных средств, связанное с выездом из занимаемой полосы.

    Читатель Б: Что же любой выезд из занимаемой полосы – это обгон?

    Автор: Вовсе нет Обгоном будет считаться выезд из занимаемой полосы только тогда, когда он предпринят для опережения движущихся впереди одного или нескольких транспортного средств рис. 16 и 17

    Обгон всегда связан с перестроением

    «Перестроение» – выезд из занимаемой полосы или занимаемого ряда с сохранением первоначального направления движения.

    Обратите внимание на то, что движение транспортных средств по одной полосе со скоростью большей, чем по соседней полосе, не считается обгоном (пункт 9.4 Правил)

    «Остановка» – преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5 минут, а также на большее, если это необходимо для посадки или высадки пассажиров либо загрузки или разгрузки транспортного средства

    Автор: Важно запомнить, что остановка – это преднамеренное прекращение движения

    Читатель Б: Как это понимать?

    Автор: Преднамеренное – это прекращение движения, запланированное и выполняемое по желанию водителя

    Читатель А: Значит, прекращение движения из-за запрещающего сигнала регулировщика или светофора остановкой не считается.

    Автор: Верно Такое прекращение движения можно назвать технологическим или служебным.

    Читатель Б: Естественно Представьте себе, что в том месте, где Правила запрещают остановку, на светофоре включился красный сигнал Водитель, подчиняясь светофору, прекращает движение Однако Правила при этом не нарушены Указанное прекращение движения остановкой не является

    Автор: Теперь изучите следующее понятие

    «Вынужденная остановка» – прекращение движения транспортного средства из-за его технической неисправности или опасности, создаваемой перевозимым грузом, состоянием водителя, пассажира или появлением препятствия на дороге.

    Читатель А: Здесь речь тоже идет о непреднамеренном прекращении движения.

    Автор: Конечно, поскольку во всех, перечисленных в определении, случаях водитель также вынужден будет прекратить движение, даже в тех местах, где согласно Правилам остановка запрещена

    «Стоянка» – преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время более 5 минут по причинам, не связанным с посадкой или высадкой пассажиров либо загрузкой или разгрузкой транспортного средства

    Читатель А: А вот стоянка, как и остановка – преднамеренное прекращение движения.

    Автор: Верно. Остановка отличается от стоянки временем неподвижного состояния транспортного средства, водитель которого прекратил движение, конечно, по своему желанию Однако преднамеренное прекращение движения на время свыше 5 минут тоже будет считаться остановкой, а не стоянкой, если оно связано с непрерывной посадкой или высадкой пассажиров, погрузкой или разгрузкой транспортного средства.

    «Дорожно-транспортное происшествие» – событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб

    Раздался ужасный тошнотворный треск, и антилоповцы в секунду очутились прямо на дороге в самых разнообразных позах. Ноги Балаганова торчали из канавы. На животе великого комбинатора лежал бидон с бензином Паниковский стонал, легко придавленный рессорой…

    «Золотой теленок»

    Автор: По-моему, такое определение в комментариях не нуждается Ну, а водителям можно только пожелать выполнять требования Правил, чтобы избежать этого неприятного события и не допускать перерастания опасных ситуаций в дорожно-транспортные происшествия

    «Опасность для движения» – ситуация, возникшая в процессе дорожного движения, при которой продолжение движения в том же направлении и с той же скоростью создает угрозу возникновения дорожно-транспортного происшествия

    А теперь поговорим о некоторых условиях движения

    «Темное время суток» – промежуток времени от конца вечерних сумерек до начала утренних сумерек.

    Ввиду наступления темноты, объявляю вечер открытым

    О И Бендер, сын турецкоподданого

    «Недостаточная видимость» – видимость дороги менее 300 м в условиях тумана, дождя, снегопада и тому подобного, а также в сумерки

    Дождь, однако же, казалось, зарядил надолго…

    Что, мошенник, по какой дороге ты едешь? – сказал Чичиков

    Да что ж, барин делать… кнута не видишь, такая потьма!

    Н. В. Гоголь «Мертвые души»

    Читатель А: Почему видимость дороги менее 300 м определили как недостаточную?

    Автор: На основании исследований было установлено, что в описанных выше условиях, на указанном расстоянии, водитель с нормальной остротой зрения перестает видеть пешехода в темной одежде. К тому же именно это расстояние позволит остановиться без столкновения автомобилям, движущимся по мокрой дороге навстречу друг другу со скоростью 90 км/ч

    «Населенный пункт» – застроенная территория, въезды на которую и выезды с которой обозначены знаками 5.23.1–5.26.

    Читатель А: Если нам встретится застроенная территория, а знаки, указанные в определении населенного пункта, на дороге отсутствуют?

    Автор: Тогда, для водителя, эта территория населенным пунктом не считается

    Читатель Б: Значит признаком населенного пункта, для водителей являются только 5.23.1–5.26 знаки

    Автор: Вы абсолютно правы.

    Читатель А: Я обратил внимание на то, что знаки 5.23.1–5.24.2 представляют собой надписи с названием населенного пункта, выполненные на белом фоне (рис. 18), а знаки 5.25 и 5.26 – на синем (рис. 19).

    Автор: Вы подметили очень важный нюанс. Если на дороге установлен знак 5.23.1 или 5.23.2, имеющий белый фон, то водитель обязан соблюдать все требования Правил, касающиеся порядка движения в населенных пунктах. Об этих требованиях мы с вами узнаем в дальнейшем, хотя о некоторых из них вы наверняка слышали

    Читатель Б: Я знаю, что в населенных пунктах нельзя превышать скорость в 60 км/ч.

    Автор: Правильно, кстати, это записано в пункте 10.2 Правил.

    Читатель А: По-моему, в населенных пунктах еще запрещены звуковые сигналы.

    Автор: И Вы тоже правы, в населенных пунктах разрешается подавать звуковые сигналы только для предотвращения дорожно-транспортных происшествий (п. 9.10 Правил)

    Читатель А: А если на дороге установлен знак 5.25, имеющий синий фон (рис. 19)?

    Автор: Тогда на этой дороге, не действуют требования Правил, устанавливающие порядок движения в населенных пунктах

    Читатель Б: Значит по ней можно двигаться со скоростью большей 60 км/ч?

    Автор: Водитель, встретив знак 5.25 (белая надпись на синем фоне), может вести свой автомобиль, не превышая предельной скорости, установленной для его транспортного средства при движении вне населенного пункта А там разрешенные максимальные скорости движения действительно выше

    Читатель А: Это легко запоминается. Раз требования Правил, касающиеся порядка движения в населенных пунктах, не действуют, значит, скорости могут быть как при движении вне населенного пункта

    Автор: Однако если вы съезжаете с дороги, на которой установлен знак 5.25 (белая надпись на синем фоне), но продолжаете находиться на территории населенного пункта, необходимо соблюдать все требования Правил, касающиеся порядка движения в населенных пунктах.

    1.3

    Участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил, сигналов светофоров, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав и регулирующих дорожное движение установленными сигналами.

    Автор: Наши с вами занятия как раз направлены на то, чтобы вы смогли выполнить требования этого пункта Правил.

    1.4

    На дорогах установлено правостороннее движение транспортных средств.

    Автор: В России и в большинстве зарубежных стран по традиции принято правостороннее движение.

    Читатель А: Значит, на дорогах с двусторонним движением транспортные средства должны двигаться по правой стороне проезжей части.

    Автор: Да, при таком расположении на проезжей части встречные транспортные средства будут расходиться друг с другом со стороны левых бортов.

    Читатель Б: Мы видим это каждый день на наших дорогах

    Читатель А: Сложно двигаться по дорогам стран с непривычной для водителя организацией движения

    В Ираке, на одной из центральных трасс, произошло лобовое столкновение американского и британского бронетранспортеров Водители обоих БТРов утверждали, что ехали по своей полосе.

    Анекдот

    1.5

    Участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда Запрещается повреждать или загрязнять покрытия дорог, снимать, загораживать, повреждать, самовольно устанавливать дорожные знаки, светофоры и другие технические средства организации движения, оставлять на дороге предметы, создающие помехи для движения Лицо, создавшее помеху, обязано принять все возможные меры для ее устранения, а если это невозможно, то доступными средствами обеспечить информирование участников движения об опасности и сообщить в милицию

    Читатель А: Чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда достаточно, по-видимому, соблюдать Правила

    Автор: Несомненно, обоюдное выполнение требований Правил всеми участниками дорожного движения – залог безопасности на дорогах.

    1.6

    Лица, нарушившие Правила, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.

    Нарушителями Правил дорожного движения не рождаются – ими умирают.

    Дорожная мудрость

    Читатель Б: Правила, конечно, лучше не нарушать А о какой ответственности идет речь в п. 1.6?

    Автор: Лица, нарушившие Правила могут быть подвергнуты административной, уголовной и гражданской ответственности, в зависимости от того, насколько серьезно нарушение и каковы его последствия.

    Сотрудник ГИБДД, утром будит сына, тоже гибддешника: Вставай, сынок, а то они уже два часа бесплатно ездят!

    Анекдот

    Читатель А: Столько ответственности сразу Еще и уголовная есть

    Читатель Б: Значит, за нарушение Правил водителя могут даже посадить?

    Автор: Давайте по порядку.

    Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) предусматривает для водителей, нарушивших Правила дорожного движения, следующие меры воздействия:

    предупреждение, штраф, лишение права управления транспортными средствами, конфискация незаконно установленных устройств подачи световых и звуковых сигналов (проблесковых маячков и сирен), исправительные работы или административный арест. Административная ответственность наступает за нарушение Правил, если оно не повлекло за собой смерть человека или причинение здоровью людей тяжелого вреда. В противном случае имеются основания для наступления уголовной ответственности.

    Читатель Б: То есть водителя все-таки могут посадить?

    Автор: Не торопитесь Если уголовное дело заведено, то по окончанию расследования оно передается в суд Суд может признать водителя виновным и определить меру наказания, а может и оправдать его.

    Читатель А: Если суд признал водителя виновным, то, что ему грозит?

    Автор: Нарушение водителем Правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет или без такового.

    То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, наказывается лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет.

    Нарушение Правил, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, наказывается лишением свободы на срок до семи лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет (Статья 264 УК РФ)

    Читатель Б: Вы упомянули еще и Гражданский кодекс

    Автор: Статья 1079 Гражданского кодекса предусматривает ответственность за вред, причиненный деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих. Приведу извлечение из нее:

    1. Юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.

    Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения либо на другом законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством).

    2. Владелец источника повышенной опасности не отвечает за вред, причиненный этим источником, если докажет, что источник выбыл из его обладания в результате противоправных действий других лиц. Ответственность за вред, причиненный источником повышенной опасности, в таких случаях несут лица, противоправно завладевшие источником При наличии вины владельца источника повышенной опасности в противоправном изъятии этого источника из его обладания ответственность может быть, возложена как на владельца, так и на лицо, противоправно завладевшее источником повышенной опасности.

    3. Владельцы источников повышенной опасности солидарно несут ответственность за вред, причиненный в результате взаимодействия этих источников (столкновение транспортных средств и т. п.) третьим лицам по основаниям, предусмотренным пунктом 1 настоящей статьи.

    Читатель А: То есть даже если водитель не виноват в происшествии, возможно, что ему придется возмещать ущерб, причиненный его транспортом.

    Читатель Б: Получается, что нарушать Правила себе дороже. Столько ответственности.

    Автор: Кроме того, за нарушение Правил на водителей, работающих на предприятиях, в учреждениях и организациях может быть наложено дисциплинарное (служебное) взыскание









    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх