|
||||
|
12. ОСТАНОВКА И СТОЯНКА 12.1 Остановка и стоянка транспортных средств разрешаются на правой стороне дороги на обочине, а при ее отсутствии – на проезжей части у ее края и в случаях, установленных пунктом 12.2 Правил, – на тротуаре На левой стороне дороги остановка и стоянка разрешаются в населенных пунктах на дорогах с одной полосой движения для каждого направления без трамвайных путей посередине и на дорогах с односторонним движением (грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой более 3,5 т на левой стороне дорог с односторонним движением разрешается лишь остановка для загрузки или разгрузки). Читатель Б: Из первого предложения этого пункта следует, что останавливаться или ставить машину на стоянку нужно на обочине Читатель А: Ну а, если состояние обочина слабая и мы завязнем? Автор: С 2006 года в Правилах предусмотрен предупреждающий знак 1.19 «Опасная обочина». Он, как и все предупреждающие знаки устанавливается заблаговременно и сообщает водителям, об участке дороги, на котором съезд на обочину опасен. Кроме того, существует и одноименная табличка 8.12, используемая со знаком 1.25 «Дорожные работы», предупреждающая о том, что съезд на обочину опасен в связи с проведением на ней ремонтных работ Читатель Б: А если я все же в таком месте съеду на обочину, это будет считаться нарушением Правил? Меня накажут? Автор: Нет, не накажут. Вы сами себя можете наказать, если Ваш автомобиль завязнет или даже сползет в кювет Указанные знаки несут предупредительную функцию и не запрещают съезжать на обочину. Читатель А: А вот, если нет обочины, а есть тротуар, то мы останавливаемся справа у тротуара. Автор: Да. Эти требования введены с целью уменьшения помех, создаваемых остановившимися автомобилями Читатель Б: Со вторым абзацем этого пункта я что-то запутался Автор: Давайте начнем с того, что во втором абзаце речь идет о возможности в некоторых случаях отступать от требований первого абзаца п. 12.1 и поставить автомобиль не только справа, но и слева Такое отступление возможно только в населенных пунктах, обозначенных знаком 5.23.1 или 5.23.2 «Начало населенного пункта» (черная надпись или символ на белом фоне) Читатель А: Почему так нельзя поступать в населенных пунктах на дорогах, где установлен знак 5.25 «Населенный пункт» (белая надпись на синем фоне)? Автор: Я надеюсь, вы не забыли, что на таких дорогах Правила, устанавливающие порядок движения в населенных пунктах, не действуют (см. п. 1.2 Правил, термин «Населенный пункт») Разрешенные скорости движения на них выше, поэтому выезд на левую сторону для остановки или стоянки там опасен Читатель Б: То есть в населенных пунктах, обозначенных знаком 5.23.1 или 5.23.2 (на белом фоне), машины всегда можно парковать слева? Автор: Можно, но не всегда Ставить транспортное средство в таком населенном пункте слева разрешено только на двухполосной дороге с двусторонним движением При этом нужно пропустить встречные машины Читатель А: Это очень удобно Например, можно близко подъехать к магазину, а не идти через дорогу. Но можно ли так поступать, если посередине дороги проведена сплошная линия 1.1 горизонтальной разметки? Автор: Конечно, нет Мы ведь с вами знаем, что пересекать эту линию, когда она нанесена посередине проезжей части, запрещено. Кстати, на такой дороге не должно быть и трамвайных путей Читатель Б: А это почему? Читатель А: По-видимому, потому, чтов соответствии с п 9.6 Правил выезжать на трамвайные пути встречного направления запрещено Автор: Верно Итак, чтобы остановиться или поставить машину на стоянку на левой стороне двухполосной дороги с двусторонним движением, необходимо одновременное выполнение нескольких условий: а) такая дорога должна проходить в населенном пункте; б) на ее середине не должно быть сплошной линии разметки и трамвайных путей. Читатели А и Б: Теперь мы поняли, что водители автомобилей на рис. 146 правила не нарушили. Они в населенном пункте выехали на сторону встречного движения и остановились слева на обочине А вот вне населенных пунктов такие действия водителям запрещены. Автор: Ваши рассуждения справедливы, но мы еще не закончили заниматься п.12.1 Читатель Б: Да, там еще сказано, что слева можно ставить машины и на дороге с односторонним движением Автор: Опять же – только в населенных пунктах! Причем грузовикам с разрешенной максимальной массой свыше 3,5 т – лишь для погрузки и выгрузки (рис. 147). Читатель А: Значит, если дорога с односторонним движением проходит вне населенного пункта, тогда на ней можно преднамеренно прекратить движение только справа. 12.2 Ставить транспортное средство разрешается в один ряд параллельно краю проезжей части, за исключением тех мест, конфигурация (местное уширение проезжей части) которых допускает иное расположение транспортных средств Двухколесные транспортные средства без бокового прицепа допускается ставить в два ряда. Стоянка на краю тротуара, граничащего с проезжей частью, разрешается только легковым автомобилям, мотоциклам, мопедам и велосипедам в местах, обозначенных знаком 6.4, с одной из табличек 8.6.2, 8.6.3, 8.6.6–8.6.9. Читатель Б: Получается, что транспорт, имеющий более двух колес, надо ставить в один ряд параллельно краю проезжей части (рис. 148) Автор: Да, это необходимо для того, чтобы не мешать движению остальных машин. Другая постановка автомобилей возможна там, где это не будет мешать движению (местное уширение проезжей части) или там, где разметка и (или) знаки регламентируют иной способ размещения транспортных средств (рис. 149) А вот мотоциклы без бокового прицепа (коляски), двухколесные велосипеды, мокики, мопеды можно ставить и в два ряда. Читатель А: Это и понятно, так как даже при постановке в два ряда они займут места не больше, чем один легковой автомобиль Автор: Заметьте, на краю тротуара можно поставить на стоянку только легковые автомобили, мотоциклы и велосипеды, причем только в тех местах, где установлены знак 6.4, с одной из табличек 8.6.2, 8.6.3, 8.6.6–8.6.9 (рис. 150) Читатель А: Значит, грузовик, поставленный на стоянку на тротуаре, – это всегда нарушение Правил? Автор: Конечно. Читатель Б: А если грузовик поставлен на стоянку только с частичным выездом на тротуар? Автор: Все равно это будет нарушением 12.3 Стоянка с целью длительного отдыха, ночлега и тому подобное вне населенного пункта разрешается только на предусмотренных для этого площадках или за пределами дороги. Автор: Рассматриваемое требование направлено на обеспечение безопасности участников движения вне населенных пунктов, где предельно допустимые скорости движения выше, чем в населенных пунктах. Кстати, площадки для стоянки обозначают знаками 6.4 или 7.11. 12.4 Остановка запрещается: на трамвайных путях, а также в непосредственной близости от них, если это создаст помехи движению трамваев; на железнодорожных переездах, в тоннелях, а также на эстакадах, мостах, путепроводах (если для движения в данном направлении имеется менее трех полос) и под ними; в местах, где расстояние между сплошной линией разметки (кроме обозначающей край проезжей части), разделительной полосой или противоположным краем проезжей части и остановившимся транспортным средством менее 3 м; на пешеходных переходах и ближе 5 м перед ними; на проезжей части вблизи опасных поворотов и выпуклых переломов продольного профиля дороги при видимости дороги менее 100 м хотя бы в одном направлении; на пересечении проезжих частей и ближе 5 м от края пересекаемой проезжей части, за исключением стороны напротив бокового проезда трехсторонних пересечений (перекрестков), имеющих сплошную линию разметки или разделительную полосу; ближе 15 метров от мест остановки маршрутных транспортных средств, обозначенных разметкой 1.17, а при ее отсутствии – от указателя места остановки маршрутных транспортных средств (кроме остановки для посадки или высадки пассажиров, если это не создаст помех движению маршрутных транспортных средств); в местах, где транспортное средство закроет от других водителей сигналы светофора, дорожные знаки, или сделает невозможным движение (въезд или выезд) других транспортных средств, или создаст помехи для движения пешеходов. Автор: В этом пункте указаны те места, где запрещена остановка, то есть преднамеренное прекращение движения. Читатель Б: Следовательно, придется содержание этого пункта Правил хорошо запомнить, чтобы не стать нарушителем. Читатель А: Я считаю, что многое из п. 12.4 – очевидно Вряд ли кому в голову придет поставить свой автомобиль на трамвайных путях или рядом с ними, если это будет мешать движению трамвая (рис. 151). Читатель Б: Вполне понято и запрещение остановки на железнодорожных переездах и в тоннелях – ведь это опасно (рис. 152 и 153) Автор: Именно поэтому (из-за ограниченной видимости и относительно малого пространства) запрещается останавливаться под мостами, эстакадами и путепроводами (рис. 154) Читатель А: А вот на эстакадах, мостах и путепроводах в некоторых случаях остановиться можно. Автор: Да, на названных вами сооружениях можно остановиться, если они достаточно широки (имеют, не менее 3 полос одного направления) А если полос две или одна, – тогда нельзя (рис. 155). Читатель А: Я догадываюсь, почему запрещена остановка в тех местах, где расстояние между остановившейся машиной и сплошной линией разметки, кроме обозначающей край проезжей части, разделительной полосой либо противоположным краем проезжей части менее 3 метров (рис. 156). Ведь другой транспорт, чтобы объехать эту машину вынужден будет пересекать сплошную линию разметки, а это – нарушение Правил либо вообще проехать не сможет Читатель Б: То, что на пешеходных переходах остановка запрещена запомнить просто, – нельзя мешать пешеходам. Но почему еще запрещено останавливаться в 5 м перед ними (рис. 157)? Выходит, что сразу за ними остановка разрешена? Автор: Именно так. Вспомните, как мы переходим дорогу с двусторонним движением по нерегулируемому пешеходному переходу Читатель Б: Сначала смотрим налево (ведь в нашей стране правостороннее движение), доходим до середины и смотрим направо Автор: Теперь, я думаю, что вы согласитесь с этим положением Правил Сначала пешеход смотрит налево, именно оттуда ожидая появление опасности, поэтому в 5 м перед пешеходным переходом остановка запрещена, а сразу за ним можете остановиться Там ваша машина не будет закрывать обзор и не повлияет на безопасность пешехода Читатель А: Следующий абзац п.12.4 вопросов не вызывает. Там, где видимость менее 100 м хотя бы в одном направлении, опасные повороты, выпуклые переломы продольного профиля дороги – останавливаться нельзя (рис. 158) Читатель Б: Дальше речь идет о запрещении остановки на перекрестках, и в пятиметровой зоне перед ними Автор: Не будьте так категоричны. Правила запрещают остановку не на перекрестках, а на пересечении проезжих частей и ближе 5 метров от таких пересечений. Вы легко усвоите эти требования, внимательно рассмотрев перекрестки, изображенные на рис. 159. Пересечения проезжих частей выделены на них штриховкой. Обратите внимание, что границы пересечений проезжих частей вовсе не совпадают с границами перекрестков, которые изображены пунктиром. Читатель Б: Действительно, получается, что на некоторых перекрестках останавливаться можно. Например, с широкой разделительной полосой или на перекрестках с круговым движением. Автор: Заметьте, что на перекрестке разрешено останавливаться только в том случае, когда расстояние от края пересекающихся проезжих частей до автомобиля не менее 5 метров. А вот непосредственно на пересечении проезжих частей остановиться можно лишь на Т-образном перекрестке, при наличии сплошной линии разметки или разделительной полосы (рис. 160). Читатель А: Правило «трех метров» до сплошной линии разметки и здесь действует? Автор: Несомненно. Но если между транспортным средством и сплошной линией разметки не будет 3 метров, то останавливаться нельзя. Читатель Б: То есть если посередине дороги на таком перекрестке проходит прерывистая линия разметки или же разметка вовсе отсутствует, то останавливаться нельзя. А почему? Автор: Потому что водители, движущиеся в попутном направлении и приближающиеся к перекрестку слева, могут повернуть налево или развернуться, едущие вам навстречу, тоже имеют право на разворот (рис. 161) Вы, конечно, догадались, что ваша машина, поставленная в указанном месте на перекрестке, будет им помехой? Читатель Б: Следовательно, при наличии сплошной линии разметки или разделительной полосы на этом перекрестке, упомянутые вами маневры не допустимы и наша машина, остановленная напротив бокового проезда, никому не помешает. Читатель А: Теперь, следующий абзац Давайте разберемся с возможностью остановки около посадочных площадок. Автор: Остановочная площадка может быть обозначена ломаной линией разметки 1.17 желтого цвета, либо просто указателем остановки маршрутных транспортных средств (рис. 162) Читатель Б. Эти указатели крепят на павильонах, для ожидающих транспорт, или устанавливают на стойках и фонарных столбах. Автор: Правильно. Читатель Б: А как же вести себя водителю в этих местах? Автор: Разберем правильное поведение водителя на примере Предположим, что вы проезжаете мимо остановочного пункта и видите голосующего человека, которому срочно надо ехать, а маршрутного транспорта – нет. Вы смотрите в зеркало заднего вида и, убедившись в его отсутствии, подъезжаете к остановке Читатель А: А если в зеркале заднего вида я обнаружил приближающийся автобус или троллейбус? Автор: Тогда вам нельзя занимать 15 метров до и 15 метров после посадочной площадки или указателя остановки, чтобы не создавать помех маршрутному транспорту (рис. 162). Читатель Б: Значит, главное в таких местах не создавать помех маршрутным транспортным средствам. Автор: Это еще не все. В указанных местах, даже в тех случаях, когда не создается помех маршрутному транспорту, останавливаться можно только для посадки или высадки пассажиров Остановка с другой целью трактуется как нарушение Правил. Читатель А: Смысл следующего указания понятен Прежде чем остановиться, нужно позаботиться о других участниках движения, убедиться, что наша машина не закроет от них сигналы светофора, дорожные знаки, не перегородит им въезд или выезд (рис. 163), а также не создаст помех пешеходам. Читатель Б: Содержание п.12.4 мы запомнили. Вероятно, во всех остальных местах можно спокойно останавливаться? Автор: Ошибаетесь Напоминаю вам, что помимо мест, указанных в п.12.4 Правил, останавливаться нельзя еще и там, где установлены знаки 3.27 «Остановка запрещена» и (или) проходит сплошная желтая линия 1.4 горизонтальной разметки. 12.5 Стоянка запрещается: в местах, где запрещена остановка; вне населенных пунктов на проезжей части дорог, обозначенных знаком 2.1; ближе 50 м от железнодорожных переездов. Читатель А: В этом пункте речь идет о тех местах, где запрещена только стоянка. Автор: В п. 1.2 Правил давалось определение стоянки Вы его не забыли? Читатели А и Б: Нет, не забыли И раз в п 12.5 речь идет о запрещении стоянки, то остановка в этих местах разрешена Автор: Верно Напомню, что помимо мест, указанных в этом пункте, стоянка не допускается в местах, где установлены знаки 3.27–3.30, запрещающие стоянку и (или) там, где проходят сплошная (1.4) или прерывистая желтая линия 1.10 горизонтальной разметки. Читатель А: Вполне понятно, что стоянка запрещена во всех тех местах, где запрещена остановка (п. 12.4) Автор: К этому есть еще два дополнения Нельзя поставить машину на стоянку вне населенного пункта на проезжей части главной дороги, если она обозначена знаком 2.1 (рис. 164) Читатель Б: Стоянка запрещена на проезжей части таких дорог, а если съехать на обочину? Автор: На обочине стоянка разрешена Кроме того, стоянка запрещена ближе 50 метров в обе стороны от железнодорожных переездов (рис. 165) 12.6 При вынужденной остановке в местах, где остановка запрещена, водитель должен принять все возможные меры для отвода транспортного средства из этих мест Читатели А и Б: Требования этого пункта очевидны, поскольку остановка запрещается в тех местах, где остановившееся транспортное средство может создать опасность другим участникам движения. Как в общем случае вести себя при вынужденной остановке, мы узнали из 7 раздела Правил. Читатель Б: Ну, а если заглох двигатель, как отвести автомобиль? Автор: В таком случае можно попытаться двигаться при помощи стартера, включив передачу, либо прибегнуть к буксировке. Легковой автомобиль несложно перемещать и вручную. 12.7 Запрещается открывать двери транспортного средства, если это создаст помехи другим участникам дорожного движения Читатель А: Это требование направлено, видимо, на то, чтобы не создать помех движущемуся транспорту и пешеходам Автор: И относится оно не только к водителям, но и к пассажирам. Желательно, чтобы пассажиры открывали двери транспортного средства, предварительно поставив в известность водителя и получив его разрешение. 12.8 Водитель может покидать свое место или оставлять транспортное средство, если им приняты необходимые меры, исключающие самопроизвольное движение транспортного средства или использование его в отсутствие водителя. Читатель Б: Какие конкретно меры должен предпринять водитель? Автор: Чтобы исключить самопроизвольное движение транспортного средства, водители используют стояночный тормоз и на автомобилях с бензиновым двигателем включение первой передачи или передачи заднего хода. Кроме того, при наличии тротуара, в зависимости от уклона дороги, нужно повернуть руль, чтобы прижать передние колеса к бордюрному камню. При наличии обочины руль всегда поверните вправо. Читатель А: Можно подложить под колесо камень или другой предмет. Автор: Вот мы с вами и перечислили те меры, которые обычно применяют водители для исключения скатывания их машины Ну, а чтобы транспортное средство не было использовано в отсутствие водителя, не забудьте поднять стекла, запереть двери, установите противоугонное устройство и включите сигнализацию И еще – не выходите из автомобиля, не вынув ключа из замка зажигания. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|