|
||||
|
Глава III Проблема-2012 В настоящей главе рассматриваются основные этапы подготовки граждан России к участию в выборах с помощью мобильного телефона. Чтобы отразить проблему выбора Президента РФ в 2008 году, СМИ ввели понятие «Проблема-2008». Государственные мужи, лидеры политических партий, эксперты в области политического консультирования, а также избирательных технологий формируют в СМИ повестку государственного строя и его последствий после завершения конституционного срока президентства Владимира Путина. При этом почему-то считается, что следующий президент, как и его предшественники, обеспечит себе пребывание на посту в течение двух сроков. Однако участники дебатов забывают, что выборы в 2012 году будут проходить по схеме, принципиально отличающейся от всех избирательных кампаний. Главное отличие будет состоять в технологическом обеспечении голосования. По нашему мнению, избирательная кампания будет построена на использовании технологий мобильной связи, которая уже сегодня распространена в значительно большей мере, чем Интернет. В 2012 году мобильные технологии будут доминировать на рынке товаров и услуг не только на уровне технических решений, но и на психологическом уровне. В настоящей главе будут освещены основные этапы подготовки граждан России к участию в выборах с помощью мобильного телефона. Для того чтобы российский избиратель мог выбрать не только понравившегося участника реалити-шоу, но и своего представителя в органах исполнительной и законодательной власти, необходимо решить комплекс вопросов, которые можно структурировать по трем типам: – Правовое обеспечение (разработка, внесение изменений и дополнений в существующее законодательство, а также их утверждение соответствующими органами власти). – Технологическое обеспечение (взаимодействие государства с операторами сотовой связи и другими участниками рынка мобильных услуг). – Информационно-психологическое обеспечение (работа с населением). Решение вышеуказанных задач будет способствовать трансформации старых, а также появлению новых избирательных технологий, основанных на применении возможностей сотовой связи. Правовое обеспечение голосования с помощью мобильного телефона Ключевая проблема в обеспечении голосования с помощью мобильного телефона – идентификация избирателя. Чтобы ее решить, необходимо реализовать уже существующий закон «Об электронной цифровой подписи», а также принять закон «О персональных данных», вызвавший бурную дискуссию среди чиновников, депутатов и, естественно, обывателей, знакомых с произведением Джорджа Оруэлла «1984». Пока начнем с того, что имеем. Федеральный закон № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи» был принят 10 января 2002 года, что с точки зрения развития рынка телекоммуникаций было сравнительно давно. Длительность его разработки, сложность согласования положений и дискуссии между соответствующими ведомствами наглядно свидетельствуют о том, насколько важным для России было его принятие. Наибольшую активность в продвижении собственных законопроектов проявили специалисты в области зашиты данных. Им противостоял Минюст, уже выступавший ранее в качестве разработчика и эксперта законопроектов, регулирующих правоотношения в информационной сфере, среди которых «О государственном регистре населения Российской Федерации», «О государственной автоматизированной системе „Выборы“» и другие, где наиболее важным было определение метода, с помощью которого подтверждается подлинность электронного документа. ТЕРМИНЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ДАННОМ РАЗДЕЛЕ: Электронная цифровая подпись – реквизит электронного документа, предназначенный для его защиты от подделки и полученный в результате криптографического преобразования информации с использованием закрытого ключа электронной цифровой подписи, который позволяет идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации в электронном документе. Электронный документ – форма подготовки, отправления, получения или хранения информации с помощью электронных технических средств, зафиксированная на магнитном диске, магнитной ленте, лазерном диске и ином электронном материальном носителе. Электронный документооборот – система составления, использования, хранения и обмена электронными документами с использованием электронных средств массовых коммуникаций. Персональные данные – информация (зафиксированная на материальном носителе) о конкретном человеке, которая отождествлена или может быть отождествлена с ним. К персональным данным относятся биографические и опознавательные данные, личные характеристики, сведения о семейном, социальном положении, образовании, профессии, служебном и финансовом положении, состоянии здоровья и прочие. Федеральный закон «Об электронной цифровой подписи» устанавливает правовую основу для использования электронной цифровой подписи, определяет полномочия органов, удостоверяющих открытые ключи электронной цифровой подписи, а также права, обязанности и ответственность физических и юридических лип, участвующих в деятельности, связанной с применением электронной цифровой подписи. То есть государство признает за современными информационно-коммуникационными технологиями способность организовать электронный документооборот[2] и обеспечить взаимодействие участников информационных систем в режиме реального времени. 10 ноября 2005 года Министерство информационных технологий и связи РФ подготовило новую редакцию федерального закона «Об электронной подписи» (ЭЦП) и направило его на рассмотрение в заинтересованные министерства и ведомства. Согласно новой редакции федерального закона, электронная подпись не может быть признана недействительной только на том основании, что она не является собственноручной подписью либо не имеет сертификата электронной подписи. Как мы хорошо понимаем, это наиболее спорный вопрос, когда речь идет о результатах голосования. Аля обеспечения электронного голосования (в нашем случае в сетях сотовой связи с помощью мобильного телефона) правовое урегулирование применения электронной цифровой подписи является ключевым. Данный аспект был использован для разработки законопроектов «Об электронном документе» и «О персональных данных». Хотя обсуждение законопроекта «О персональных данных» пока вызывает бурные дискуссии в Думе как со стороны правозащитников, так и депутатов, видящих в чипе метку Сатаны, можно не сомневаться, что к 2008 году закон не только будет принят, но и начнет действовать. Это значит, что тестовые испытания технических решений для проведения голосования с помощью мобильного телефона будут проведены ЦИК в ближайшее время в некоторых субъектах Российской Федерации. А пока Россия остается единственным государством в Европе, у которого нет общего законодательства, касающегося вопросов использования персональных данных. В мегаполисах с лотков продаются всевозможные базы данных: зарегистрированных в паспортном столе жителей, автомобилистов, абонентов сотовой связи, налогоплательщиков и т. п. При этом некоторые базы размещены непосредственно в Интернете. Так что собрать формально недоступные сведения об интересующей персоне довольно просто. 20 октября 2005 года жители швейцарского города Бюлах (Bulach) приняли участие в городском референдуме по ограничению скорости на дорогах с помощью мобильного телефона. Власти кантона Цюрих решились на эксперимент после удачного интернет-голосования соседей из Женевы в январе 2003 года. Предполагается, что по результатам будет принято решение о введении экспериментальной технологии в национальных масштабах. По мнению руководителя проекта David Knuri, SMS-голосование и голосование через Интернет предусмотрены для разных возрастных аудиторий. В Швейцарии Интернет как среда для проявления гражданской активности привлекает молодежь, а население среднего возраста отдает предпочтение мобильной связи. Технологическое обеспечение голосования Голосование с помощью мобильного телефона может осуществляться следующим образом: 1. Абонент, желающий проголосовать, посылает запрос на сервисный номер, закрепленный за избирательной комиссией. 2. Оператор перенаправляет сообщение избирателя с запросом через специализированный интерфейс, определяющий подлинность запроса избирателя, в центр, обслуживаюший избирательную комиссию, именуемый далее Центр И К. 3. Центр ИК принимает запрос и обрабатывает его. 4. Центр И К отсылает ответное сообщение избирателю через интерфейс оператора. Это может быть простое текстовое SMS-сообщение в стиле «Спасибо, что проявили гражданский долг» или любое другое сообщение. 5. Оператор доставляет сообщение абоненту и рапортует о статусе доставки. ТЕРМИНЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ДАННОМ РАЗДЕЛЕ: SIM-карта – это идентификационный модуль абонента сети сотовой связи, содержащий микропроцессор и память, в которой может храниться различная информация. JAVA-карта – так называемая умная SIM-карта: смарт-карточный продукт предназначен для использования в областях мобильной связи, идентификационных и социальных карточных систем, а также финансовых услуг. Карта имеет широкий набор коммуникационных интерфейсов и способна обмениваться данными с мобильными устройствами, включая сотовые телефоны и PDA. При помощи беспроводных сетей передачи данных пользователи могут загружать в память карты дополнительные приложения или использовать карты для аутентификации в Интернете. Кроме того, используя специальное ПО, держатели могут управлять содержимым памяти чипа карты. Основным инструментом для проведения голосования становится SIM-карта абонента. Заметим, пользователи не всегда знают, что привычная карта в их мобильном телефоне – не что иное, как смарт-карта, которая предполагает расширенный по сравнению с обычной SIM-картой набор функций. Отличие «умной» карты от обычной состоит в том, что она выступает в роли самостоятельного участника коммуникации, а не просто следует указаниям телефона, в котором находится. Говоря проше, «умная» SIM-карта предоставляет владельцу каталогизированный доступ через специально загруженное внутреннее меню к внешним источникам или службам обмена информацией: от прогноза погоды до возможности оплатить коммунальные платежи. «Умная» SIM-карта, состоящая не только из традиционного микроконтроллера и памяти для размещения данных, но и способная при помощи специальных приложений взаимодействовать с пользователем и сотовой сетью, появилась не сразу. В 1995 году группа при Европейском институте телекоммуникационных стандартов (ETSI) впервые представила проектную документацию, описывающую технологию SIM Application Toolkit, которую также называют SIM Toolkit или STK. В России «умные» SIM-карты (STK) появились в 2001 году, когда оператор «Мегафон» рекламировал услугу «Ближайшие», а «Вымпелком» (торговая марка «Билайн») запускал проекты «Блиц-GSM». В апреле 2002 года компания «Мобильные ТелеСистемы» представила российским абонентам «МТС-Инфо» – новую услугу в области беспроводного доступа к информационным ресурсам, таким как e-mail, SMS-чат, мобильный банк и т. д. Использование данного решения позволило МТС удаленно управлять меню сотен тысяч мобильных телефонов и предоставлять целый ряд дополнительных информационных услуг абонентам компании в Москве. Среди услуг, запущенных в рамках «МТС-Инфо», был информационный канал WorldCup-2002, которым воспользовались более 35 000 абонентов. Сегодня с помощью своей SIM-карты абоненты получают до 30% неголосовой информации. В поисках наиболее эффективных решений для размещения информации, а также максимального использования ресурсов карты в России появились производители специальных браузеров (меню для просмотра информации абонентом), с помощью которых оператор может разместить на SIM-карте пользователя любую услугу. В нашем случае оператор сотовой связи может разместить ссылку на службу, обеспечивающую голосование, или на сайт избирательной комиссии, доступный владельцам мобильных телефонов. Среди наиболее интересных возможностей браузеров в рамках избирательной кампании следует отметить возможность информирования всех абонентов или группы абонентов о происходящих событиях в зависимости о географии, охвата, временных и территориальных показателей. «Умные» SIM-карты не редкое явление на российском рынке сотовой связи. Например, они «вшиты» по умолчанию для абонентов «Джине» и других операторов сотовой связи. В России в основном используются карты объемом 64Mb, однако, учитывая, что производители уже устраивали официальные презентации SIM-карт размером 1Gb, можно предлагать ЦИК, казалось бы, невероятные решения как в области агитационных мероприятий для привлечения избирателей на выборы, так и в области проведения самого голосования. Однако прежде всего необходимо, чтобы избиратель являлся абонентом одного из операторов сотовой связи. По данным исследовательской компании J'son&Partners, в сентябре количество абонентов сотовой связи в России выросло до 112 млн., обший уровень проникновения достиг 76,2 %. В Московской лицензионной зоне уровень проникновения составил 126,6 %, а это значит, что каждый зарегистрированный житель Москвы является абонентом сотовой связи. При этом некоторые абоненты подключены к нескольким сетям. Доля регионов в абонентской базе в целом по Российской Федерации на конец августа 2005 года составила 81 %. Наибольшее проникновение среди укрупненных регионов – в Северо-Западном и Северо-Кавказском регионах, после Москвы и Московской области по количеству абонентов лидируют Центральный и Поволжский регионы. Отметим, что традиционно операторы сотовой связи считают абонентом владельца SIM-карты, который в течение определенного учетного времени, например один раз в месяц, воспользовался любой из голосовых или неголосовых услуг оператора. Эта методика учета отражена в сентябрьском исследовании ROMIR Monitoring. По данным компании, на рынке мобильной связи сотовыми телефонами в России пользуется 53 % взрослого населения. Причем порядка 16 % пользователей являются абонентами двух, а иногда и трех операторов одновременно. Всего по национальной репрезентативной выборке было опрошено 1 600 человек в возрасте от 18 лет и старше в более чем 100 городах и населенных пунктах России во всех федеральных округах. Информационно-психологическое обеспечение голосования Положа руку на сердце читатель вынужден согласиться, что голосование с помощью мобильного телефона имеет ряд существенных преимуществ, делающих его введение неизбежным. Однако червь сомнения, в первую очередь в подсчете результатов, съедает рациональные доводы обывателя, превращая российских профессионалов в области ИКТ в поистине британских консерваторов из палаты лордов. Необходимо на время вспомнить гоголевский эпиграф про «зеркало и рожу», чтобы понять, что такое честные выборы в целом. Россияне полагают, что это выборы без приписок и подтасовок, где не используются «пустые бюллетени», где нет фальсификаций, подкупай распространения негативной информации о кандидатах. В общем, ответственность за честность выборов лежит не только на властях, но и на избирателях и кандидатах, а технологии лишь делают процесс волеизъявления удобнее. В Индонезии министр здравоохранения открыл горячую линию для жалоб граждан на качество оказываемых услуг с помощью мобильных телефонов, а затем его примеру последовал президент. Система сработала так оперативно, что через несколько дней была закрыта в связи с перегрузкой. Предоставление гражданам Российской Федерации общественно значимой информации о выборах и референдумах в Российской Федерации является важнейшим элементом обеспечения одного из основных прав – права на информацию, закрепленного в части 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации. В этой связи гражданам необходимо знать о том, что технологически у них есть возможность принимать политические решения в прямом смысле на диване. Кто из читателей ходил за открепительным талоном для голосования, уезжая в командировку? Единицы! Почему? Да неудобно это! А кто возьмет на себя право утверждать, что несколько миллионов голосов командированных ничего не стоят? Однако просто информировать избирателя о новых возможностях недостаточно. Требуется организовать позитивное психологическое сопровождение голосования с помощью мобильного телефона, особенно для лиц старше 40 лет и лиц, проживающих на территориях с низким уровнем урбанизации. Как было сказано выше, при отсутствии информации возникают слухи со всеми вытекающими последствиями. Например, в рамках тестирования одного из сенсорных комплексов для голосования в городе N девушке «случайно» сообщили, что, коснувшись экрана, она может потерять способность иметь детей. Естественно, такая информация надолго отбила у нее охоту к избирательным «новинкам». В то же время склонность части кандидатов к демонизации действий Центральной избирательной комиссии не вызывает сомнений в том, что в той или иной форме слухи об «опасности» мобильного голосования будут распространяться. Аля того чтобы оценить уровень психологической готовности избирателя использовать мобильный телефон для голосования, необходимо сначала понять, как он к нему относится в целом. Итак, по данным ROMIR Monitoring, почти треть россиян (29 %) признались, что сотовый телефон для них прежде всего рабочий инструмент. Значит, осталось только научить граждан России использовать сотовый телефон для голосования. Делать это можно как на официальном уровне, привлекая с помощью технологий мобильной связи к массовым публичным коммуникациям первых лиц государства, так и формируя национальную повестку для организации промо-акций. В России и за рубежом существуют многочисленные примеры подобных мероприятий, в ходе которых либо власть обращается к гражданам, либо у граждан появляется возможность задать интересующие их вопросы ее представителям. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|