• Бригадиры «мобильных полей»
  • «Мобильная тусовка»
  • WAPpoc для избирателей
  • Место и время встречи изменить можно
  • оSMыSли выбор
  • Информационный SMS-канал
  • SMS-exit-polls
  • Акции в мультимедийном формате
  • Мобильный контент
  • Коммуникационный центр
  • Мобильные СМИ
  • Мобильный журнал
  • Политическая реклама и антиреклама в сетях сотовой связи
  • Информирование за гранью фола
  • Глава I

    Мобилизация политических

    Политическая коммуникация – это своеобразный вид отношений, без которого невозможно движение современного политического процесса. Соответственно для реализации такого рода массовых коммуникаций требуется специальный инструмент. Один из самых распространенных инструментов персональных массовых коммуникаций – мобильный терминал, который большинство из нас называет сотовым или мобильным телефоном.

    Вряд ли инженер британской компании Vodafone Нейл Папуорт, отправивший в 1992 году своим коллегам с сотового телефона короткое послание, гласившее: «Счастливого Рождества!», мог предположить, что с помощью SMS будут «выбирать» депутатов, мэров и президентов.


    Пример SMS на экране телефона.


    Первопроходцами использования технологий мобильной связи в политике стали жители туманного Альбиона. В период очередной избирательной кампании Лейбористская партия Великобритании предложила зарегистрированным пользователям сайта возможность подписки на партийные новости, а также ряд других информационно-справочных SMS-услуг. Однако вскоре благопристойное SMS-информирование проявило революционный порыв во время политической агитации от Филиппин до Украины. Постепенно стала происходить трансформация технологий мобильной связи от инструментов политической агитации к механизмам избирательных процедур. В феврале 2004 года в России были проведены первые SMS-выборы президента, а с июля 2005 года в Финляндии начались работы по созданию на базе SIM-карты персонального государственного ID (идентификационный номер). Вышеизложенные примеры свидетельствуют, что технологии мобильной связи в настоящее время не просто заняли свое место среди инструментов политических коммуникаций, но в ближайшем будущем станут доминирующей силой, использовать которую смогут те, кто обладает специальными знаниями.

    Бригадиры «мобильных полей»

    В апреле 2005 года в Японии вышел в свет учебник истории, в котором умалчивалась информация о зверствах японцев по отношению к представителям Поднебесной во время войны 1930—1940 годов. Как только это стало известно, в провинции Шанхай возникло протестное движение, сообщения о котором распространялись с помощью SMS и вызвали массовые антияпонские митинги и демонстрации по всей стране. Антияпонская агитация с использованием современных технологий продолжалась, несмотря на противодействие пятидесятитысячного отдела по борьбе с преступлениями в сфере высоких технологий. С помощью SMS китайцы не только собирались на митинги, но и бойкотировали японские товары. Попытки государства блокировать рассылки с помощью фильтров по ключевым словам ни к чему не привели. Узнав с помощью SMS о запланированной массовой манифестации 1 мая, власти заставили китайского оператора сотовой связи China Mobile разослать своим клиентам предупреждение, чтобы они воздержались от участия в новых антияпонских демонстрациях. В сообщении говорилось: «Выражайте патриотические чувства рационально. Не принимайте участия в незаконных акциях протеста. Не создавайте проблем». В дополнение также рассылалось следующее указание: «Помогайте, не создавая проблем. Любите родину, не нарушая закон». Успокоить разбушевавшихся граждан удалось только через месяц.

    ТЕРМИНЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ДАННОМ РАЗДЕЛЕ:

    SMS (Short Message Service) – служба коротких сообщений. Технология, которая предоставляет возможность обмениваться информацией через специальный центр коротких сообщений оператора сотовой связи. Если адресат временно недоступен, центр запомнит сообщение и доставит его, когда связь возобновится. Пользуется наибольшей популярностью у молодежи.

    SMS – агитация – способ предвыборной агитации в сетях сотовой связи. Включает дискуссии, конференции и пресс-конференции, политическую рекламу о зарегистрированном кандидате, а также информирование в любых иных не запрещенных законом формах с помощью службы коротких сообщений (SMS).


    Антияпонские митинги в Китае.


    Принимая решение об использовании в рамках избирательной кампании технологий мобильной связи, следует заранее подумать о подготовке так называемой работы в поле и непосредственно о «мобильных полевиках», тех самых, кому предстоит реализовывать задуманные вами акции. В любом случае стоит обратиться к тем, кто имеет мало-мальский опыт. Набитые на предыдущих избирательных кампаниях шишки не только сэкономят время и средства, но и предотвратят использование, казалось бы, единственно правильных, но зачастую уголовно наказуемых форм политической агитации.

    Некоторые рекомендации по формированию «мобильной бригады»

    1. Количество: не менее 5 человек.

    2. Обеспечение: мобильные телефоны с максимально возможным количеством медиафункций, кроме FM-радио. В случае ограниченного бюджета необходимо иметь хотя бы один телефон с цифровой камерой не менее 1,3 мегапикселя, два телефона с Bluetooth и не менее 5 SIM-карт на каждого участника бригады.

    3. Организационный ресурс: необходимо заранее составить opt-in list – так называемый список добровольных участников для распространения информации. Способы формирования списка:

    – по месту работы, учебы;

    – в сообществах по интересам;

    – представители СМИ;

    – известные в избирательном округе эксперты и политические деятели;

    – участники кампании, включая представителей конкурентов.

    4. Внутренний организационно-информационный ресурс: участники мобильной бригады имеют доступ к Интернету или WAP-сайту, на котором представители штаба размешают задания. Задания не следует отправлять SMS-сообщением, так как исходящий номер отправителя легко фальсифицируется с помощью специальных программ.

    5. Образовательный ресурс: «полевикам» нужно объяснить специфику работу в пространстве сотовой связи.

    Чтобы объяснить российскому читателю, что представляет собой мобильная бригада в действии, возникает желание употребить цитату из популярного произведения советских писателей-сатириков – «Поезжайте в Киев и спросите». Хотя среди украинских сторонников кандидата Юшенко SMS в основном использовались для распространения негативной информации о конкуренте, о чем будет сказано позже, но с точки зрения организации такого вида агитационной деятельности, безусловно, во время избирательной кампании, и особенно в дни голосования, в Киеве работали десятки таких мобильных бригад.


    У мобильной бригады технический перерыв.

    Однако, как написано у классика бардовской песни, не прошло и полгода, как неизвестная молодежная организация в Крыму собрала с помощью SMS пикет у здания крымского парламента накануне заседания Верховного Совета Автономной Республики Крым. Сообщение, распространяемое в нескольких вариантах, гласило: «Хочешь, чтобы твой родной язык стал языком национальных меньшинств? Нет? Тогда приходи 19.05 в 9:00 к Верховному Совету (белое здание возле танка) и поддержи течение свободной молодежи в мирном митинге! Ты поможешь нам, а мы – тебе!»

    Еше одной дополнительной возможностью проведения SMS-акции, о которой следует упомянуть, является ее интерконтинентальность.

    Осень 2004-го. В окнах десятков тысяч итальянских домов зажглись свечи. Почему? Они горят в память о всех детях, погибших в Беслане.

    «Зажги свечу в своем окне в память о сотнях погибших детей в Осетии. Перешли это SMS дальше» – такое сообщение посылали жители Италии друг другу. Можно, конечно, вспомнить о том, какую значительную финансовую, а также иную помощь предоставили пострадавшим сочувствующие из других стран, но в то же время совершенно понятно, что таким образом заинтересованная сторона «обкатывала» на сердобольных итальянцах технологию распространения информации. Глобализация происходит не только в экономике, но и в политическом терроризме, который, как известно, своей основной задачей считает распространение информации о содеянном. Таким образом, неизвестно, кто больше был заинтересован в том, чтобы о трагедии в Беслане узнало максимальное количество людей: сердобольные итальянцы, российские экспаты, проживающие в Италии, или те, кто эту трагедию организовал.

    ПРИМЕР SMS-АКЦИИ «ПОХОРОНЫ»

    В качестве примера акции наглядного выражения отношения граждан к выборам либо к их результатам предложите потенциальным участникам привязать черную ленточку около избирательных участков. Во-первых, это просто. Во-вторых, наглядно. Хоронить можно все, что, по мнению организаторов акции, погибло во время избирательной кампании. Кстати, акция может служить прекрасной «картинкой» для телевизионного репортажа.

    Мобильная бригада может быть применена для управления явкой избирателей. Простейшая акция для мобильной бригады – организация «вирусной» SMS-рассылки для повышения или понижения мотивации избирателей принимать участие в голосовании.

    17 ноября 2004 года представители украинских землячеств в России провели SMS-акцию в поддержку проекта «Голосуй дома». Цель акции – информирование украинцев, проживающих на территории РФ, об их законных избирательных правах. Как сообщали организаторы акции, далеко не всем гражданам Украины было известно, что, несмотря на то что они живут в России, они числятся в списках избирателей и обладают всеми законными правами для участия в выборах. Участники группы использовали в целях реализации своей акции SMS-coобщения, которые они рассылали соотечественникам. В сообщении говорилось: «Поезжай домой и проголосуй 21 ноября. Судьба Украины решается сегодня».

    «Мобильная тусовка»

    В августе 2004 года в Нью-Йорке появилась бесплатная служба рассылки сообщений абонентам сотовой связи TXTmob. Работа сервиса была построена на предоставлении ее участнику возможности распространять свое сообщение определенной группе участников или всем сразу. TXTmob получила известность во время серии электоральных акций, которые традиционно раз в четыре года проводят политические партии в США. Основная цель этих мероприятий – утверждение предполагаемых кандидатур на посты президента и вице-президента страны, а также принятие очередной политической программы. Первой на зуб политическим активистам попала Демократическая партия.

    ТЕРМИНЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ДАННОМ РАЗДЕЛЕ:

    SMS-mob – пришел к нам из англоговорящих стран, а точнее из США, где был первоначально представлен Ховардом Рэйнголдом в формате философии социального взаимодействия нового типа: flash-mob. В отличие от классического флэш-моба, SMS-mob – это координация появления людей в определенном месте с помощью SMS, регулирование их действий по определенному сценарию, то есть управление толпой посредством SMS.

    Mobile Social Software (сокр. – mososo) – формирование и управление сообществом с помощью технологий мобильной связи. Примеры такого инструментария могут быть выражены в обычных LBS (local-based) проектах.

    LBS (Location – Based Service) – услуги, основанные на определении местоположения пользователя по сигналу, который передает его SIM-карта. Координаты абонента устанавливаются на основе анализа уровня сигнала с его мобильного телефона на ближайших базовых станциях. Если телефон абонента выключен, определение местоположения невозможно. Точность определения зависит от количества базовых станций оператора сотовой связи. Определение координат происходит с согласия абонента.


    С помощью TXTmob было сформировано несколько групп потенциальных противников демократов, которые включали: информаторов с места событий, юристов, а также врачей и журналистов. Во время проведения акций протеста митингующие были подключены к системе SMS-рассылки, с помощью которой они точно знали маршруты передвижения полиции и препятствовали реализации насильственныхдействий по отношению к своим «боевым» товарищам. Окрыленные успехом, мобильные активисты вновь воспользовались сервером, но уже во время аналогичной акции республиканцев. Получилось не у всех. Оператор сотовой связи T-mobile блокировал рассылку для своих абонентов.

    Не стоит полагать, что за SMS-moбом стоит лишь принцип свободы самовыражения. Что бы вам ни говорили модераторы таких акций, как и в случае с flash-мобом, подобные действия реализуются в чьих-то интересах. Конечно, с психологической точки зрения участники вряд ли согласятся сами себе в этом признаться. Соответственно в акции принимают участие либо идейные сторонники, либо те, кого увлекли организаторы. Свобода выбора для разного рода хеппенингов и перформансов является декларируемой. Кстати, идею SMS-моб в США реализует не просто группа энтузиастов. Официально организатором проекта выступает созданный в 1998 году Институт прикладной автономии (The Institute for Applied Autonomy (IAA). В общем, внешне ни к чему не обязывающая группа исследователей причин социального поведения, между делом разрабатывающая программное обеспечение для проведения акций с помощью технологий, в том числе технологий мобильной связи.


    Американский сайт SMS-моберов.

    На сайте российских флэш-моберов также была попытка организовать подписку на информационный SMS-канал для абонентов МТС и «Билайн». Предполагалось, что сообщения об акциях будут распространяться среди абонентов Центрального федерального округа: Москва, Московская область, Брянск, Владимир, Иваново, Калуга, Кострома, Рязань, Смоленск, Тверь, Тула, Ярославль, Белгород, Воронеж, Курск, Липецк, Орел. В качестве инструмента формирования лояльности сервису абонентам предлагалось скачать картинки, посвященные самой идее flash-mob. Однако, возможно из-за низкой популярности, оказание услуги давно приостановлено.

    Более успешным опытом применения принципа SMS-mob оказался сбор на панихиду в память о погибших в Беслане, которая прошла 12 октября в городе Борисоглебске Воронежской области у памятника жертвам репрессий. В акции приняли участие около тысячи человек, многие из которых пришли, получив SMS.


    Во время этнических конфликтов во Франции и Австралии молодежь провоцировали и координировали с помощью SMS. В Сиднее это были в основном сообщения, призывающие продолжить насилие по отношению к ливанцам. «Мы им покажем! В это воскресенье все продолжается».

    Иные информировали о «возмездии», грозящем со стороны арабов. «Австралийцы почувствуют на своей шкуре, что такое единый арабский кулак – братья, объединяйтесь», «Вперед к ВОЙНЕ», «Ливанцы не выдержат» и т. п. В Париже SMS использовали для координации деятельности мобильных групп протестующих. Отслеживая с помощью сторонников и сочувствующих перемещение по городам полиции и СМИ, большинству зачинщиков легко удавалось одной стороны, избежать задержания, а с другой – оказаться в кадре. Несмотря на усиленное противодействие со стороны правоохранительных органов Франции, «сводки с пригородных парижских полей» наглядно свидетельствовали о том, что действия молодых экстремистов зачастую оказывались намного эффективнее полиции.

    WAPpoc для избирателей

    Крупнейший британский провайдер мобильных услуг 02 при поддержке Избирательной комиссии Великобритании запустил накануне парламентских выборов на своем WAP-портале (wap.o2.co.uk/what'snew/elections) информационный сервис для избирателей.


    Заставка для мобильного телефона на WAP – сайте СПС.

    ТЕРМИН, ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ В ДАННОМ РАЗДЕЛЕ:

    WAP-протокол, позволяющий выходить в Интернет посредством мобильного телефона, без использования модема, компьютера и аналогичных устройств. Таким образом WAP объединяет две наиболее быстро растущие и развивающиеся отрасли – сотовую связь и Интернет.


    Сайт помогает найти избирательный участок, объясняет правила обычного и почтового голосования и предоставляет исчерпывающие ответы на наиболее часто встречающиеся вопросы. Количество пользователей услуг 02 составляет 3,8 миллиона. Большинство абонентов – молодежь, причем многие из них получают возможность принять участие в выборах впервые.

    Интересно, что создание WAP-сайта – составная часть информационной стратегии избирательной комиссии по вовлечению молодежи в демократические процессы. В 2001 году выборы в Британии запомнились самой низкой отметкой явки избирателей, которая составила 59%. Результаты социологических опросов свидетельствовали, что в 2005 году активность избирателей может оказаться еще ниже. По данным исследовательских центров, явка приближалась к отметке 55—56%. Причины – «голосование ногами» молодежи. Например, опрос, проведенный среди трех тысяч пользователей мобильных услуг 02, выявил, что лишь 38% опрошенных собираются принять участие в голосовании. Возраст опрошенных – 18—24 года.

    Руководитель отдела выборов Избирательной комиссии Великобритании Беки Лойд: «Чрезвычайно важно взаимодействовать с электоратом с помощью различных форм коммуникаций. Для общения с молодежью важно использовать привычное для них средство – мобильный телефон».


    Наиболее простая возможность донести информацию об участнике политического процесса с помощью технологий мобильной связи – создать персональный WAP-сайт.

    Такой сайт отличается от персонального интернет-сайта прежде всего объемом и форматом предоставляемой информации. Несмотря на достижения шагаюших семимильными шагами производителей мобильных телефонов, большинство российских пользователей сотовой связи пока имеют аппараты, экран которых значительно уступает экрану монитора. Однако для информации, которая распространяется с помощью технологий мобильной связи, большего и не требуется. WAP реализует главную функцию мобильной связи как таковой, оказываясь всегда под рукой абонента, в данном случае избирателя. Дело политических консультантов или представителей избирательного штаба – сформировать на основе этого протокола каталог и наполнить его актуальной новостной, развлекательной, агитационной составляющей, продвигать лидеров партии или собирать участников будущей акции. Главное – принять решение, каким образом будут использоваться возможности технологий мобильной связи: комплексно, с помощью коммуникационного центра, или каждый раз как отдельный проект на этапе избирательной кампании.

    ПРИМЕР WAP-САЙТА ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ, ДВИЖЕНИЯ

    Сайт состоит из разделов для внешнего и внутреннего пользования. Внешняя, или презентационная, составляющая сайта помогает решить следующие типовые задачи:

    – ознакомиться с новостями партии (по регионам) и подписаться на их получение;

    – узнать о работе фракции в ГД РФ и ФС РФ;

    – узнать о законотворческих инициативах и голосовании по ключевым вопросам;

    – получить информацию о своем депутате (по регионам);

    – перечислять средства для партии;

    – участвовать в SMS-конференции с первыми лицами партии;

    – получать контактную информацию (адреса, телефоны и контактные персоны отделений партии);

    – перечислять средства на партийный счет (см. далее).

    Структура сайта может выглядеть приблизительно следующим образом:

    СТРУКТУРА САЙТА

    1. Выборы

    – Новости

    2. Партия

    – О партии (общая информация)

    – Лица (о лидерах партии)

    – Законы (список наиболее значимых законопроектов, которые разработала и внесла или, наоборот, заблокировала прохождение партия в Думе)

    – В работе (список наиболее актуальных законопроектов)

    – Контакты

    3. Региональные отделения

    – Новости

    – Депутаты

    – Контакты

    4. Молодежное отделение

    – О движении

    – Новости

    – Контакты (включая региональные отделения)

    5. Общение

    – SMS-чат

    – SMS-конференция (можно проводить с лидером партии или с другими наиболее знаковыми представителями. Желательно не реже одного раза в месяц)

    6. Загрузка

    – Имиджевый и развлекательный контент для абонентов: картинки, мелодии, игры и т. п. Внутренний или, как мы привыкли говорить, раздел «для служебного пользования» может находиться по тому же публичному адресу, что и внешний, либо по другому адресу. В любом случае для доступа к его содержанию необходима авторизация, то есть ввод имени и пароля. Служебный раздел сайта позволяет:

    – планировать организацию и проведение политических акций;

    – распространять агитационный контент в текстовом и мультимедийном формате;

    – обсуждать партийные вопросы в SMS-чате.

    ПРИМЕРНАЯ СТРУКТУРА РАЗДЕЛА

    1. Сообщения руководства

    2. Акции

    – Описание

    – Контакты

    3. Агитатору

    – Бесплатный текстовый контент: частушки, «кричалки» для акции и т. п.

    – Бесплатный мультимедиаконтент: мелодии, картинки, игры

    Место и время встречи изменить можно

    В эфире «Авторадио» (90,3 FM) 3 и 4 сентября 2005 года мэр Москвы Юрий Лужков отвечал на вопросы, отправленные ему абонентами сотовой связи в формате SMS. Согласно главной идее акции «Народ хочет знать!», вопросы могли касаться любых тем – от организации безопасности в День города до вопросов о том, где купить мед, собранный с личной пасеки мэра. В течение нескольких недель «Авторадио» собирало вопросы москвичей и гостей столицы, чтобы затем получить ответы мэра Москвы.


    Пример SMS на экране телефона.

    ТЕРМИНЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ДАННОМ РАЗДЕЛЕ:

    SMS-конференция – инструмент дискуссии между абонентами в сетях сотовой связи. SMS-конференция рекомендуется лидеру политической партии, движения либо иному политическому актору, обладающему высоким статусом и поэтому не имеющему возможности мгновенно отвечать на вопросы.

    SMS-чат – это общение абонентов в сетях сотовой связи в реальном времени. Содержание чата существует только «здесь и сейчас». Чат выглядит как окно, в котором поток сообщений идет от всех участников чата. SMS-чат рекомендуется представителям молодежных движений.


    Отличие SMS-конференции от SMS-чата состоит в том, что SMS-конференция может длиться неограниченное количество времени и ответ на форуме может быть предоставлен не в тот день, когда появился вопрос.

    SMS-конференция отличается в прямом и переносном смысле от своего праотца средством передвижения. Если для обычной конференции участник должен ехать, плыть, лететь или идти пешком в единое место встречи, то с помощью SMS он может участвовать в данном мероприятии в зоне приема сигнала сотовой связи, соответственно практически везде. Организуя SMS-конференцию, необходимо помнить о традиционном продвижении акции в разных медианосителях, в том числе в Интернете, и не забыть разместить информацию об участнике, теме, времени проведения конференции, а также о номере для отправки сообщений. Так как организаторам не известно, когда именно потенциальный участник узнает об акции, следует предоставить ему возможность отправлять свои вопросы не только заранее, но и в течение конференции. Даже если у организаторов есть несколько медиаресурсов для анонсирования мероприятия, не пренебрегайте промо-страницей в Интернете. Не забывайте, что сети сотовой связи конвергентны Интернету, а значит, их аудитория в значительной степени пересекается.

    Варианты позиционирования SMS-конференции в рамках избирательной кампании:

    – направлена на привлечение внимания СМИ к особенностям кампании: нарушения, акции;

    – проведена по результатам мониторинга актуальной проблемы для большинства избирателей;

    – использована в качестве психологической «подготовки» избирателей к другим, более значимым планируемым акциям с помощью технологий мобильной связи. SMS-конференция также может быть совмещена с традиционной пресс-конференцией с целью увеличить охват аудитории.

    ОРГАНИЗАЦИЯ SMS-КОНФЕРЕНЦИИ

    Вы можете организовать конференцию самостоятельно либо с помощью контент-провайдера мобильных услуг. Если бюджет кампании позволяет, обратитесь к профессионалам. Вы получите короткий, легко запоминаемый четырехзначный номер, техническую поддержку и защиту от провокаций со стороны технически подкованных конкурентов. Не забудьте напомнить контент-провайдеру об обязательном обратном SMS абоненту. В нем следует поблагодарить его за участие в акции либо прислать на номер телефона картинку со слоганом кандидата и т. п. Если организаторы хотят сэкономить на финансировании данной акции, можно приобрести у оператора сотовой связи любой максимально запоминающийся номер, скачать в Интернете бесплатную программу для приема SMS-сообщений и воспользоваться телефонным кабелем или Bluetooth для соединения вашего телефонного аппарата с персональным компьютером. В любом случае абонент сотовой связи отправит на указанный номер SMS и будет ждать опубликования ответа в Интернете или на WAP-сайте. Традиционно конференция длится в течение одного-двух часов, однако можно устроить из нее многодневную PR-акцию.

    SMS-конференция – универсальный инструмент для любого политика, поэтому его можно использовать как во время избирательной гонки, так и в межсезонный период. Однако постарайтесь, чтобы ваш кандидат был подготовлен к мероприятию заранее, иначе может возникнуть ситуация, аналогичная той, что случилась с одним из наиболее закаленных в политических баталиях жителей Великобритании.


    Премьер-министр Великобритании общается с молодежью SMS-ками.

    Однажды премьер-министра Великобритании Тони Блэра уговорили принять участие в общении с молодежью при помощи SMS. Коллеги из Лейбористской партии организовали кампанию «TEXT the PM», то есть «отправь текстовое сообщение премьер-министру». В ходе акции ему поступило около шести тысяч вопросов. Первый раз в жизни Тони Блэр отправил текст с сотового телефона всего за несколько дней до проведения акции. Это стало известно свободолюбивой британской прессе, поддерживающей консерваторов. Со всеми вытекающими последствиями.

    Для нас же в этой акции наиболее интересным является сообщение оператора мобильной связи 02, обеспечивавшего техническую поддержку форума, о том, что средний возраст людей, отправлявших сообщения премьер-министру, был 25 лет.

    Премьер-министр Великобритании Тони Блэр: «Мои таланты в области текстовых сообщений бедны... скажем, неразвиты. Дети у меня текстуют направо и налево. Мне как-то вечером дочь объяснила, как это делается. Когда я пользуюсь Т9 (служба автоввода текста. – Прим. автора), у меня получается не так плохо, а вот по-другому... Я бы сказал, мне понадобится немало времени на то, чтобы отправить короткое сообщение».

    Своеобразный рекорд в получении вопросов с помощью SMS поставил 1 июня 2004 года премьер-министр Франции Жан Рафаран.

    Ему отправили один миллион триста тысяч сообщений.

    Синергетический эффект от применения технологий мобильной связи достигается тогда, когда их используют на базе других медианосителей. В период «революции роз» грузинские оппозиционеры запустили прототип SMS-чата в рамках информационной программы «Ночной курьер» на самом популярном национальном телеканале «Рустави-2». Каждый выпуск программы сопровождался «бегущей строкой» из SMS. Сообщения были политического характера: «фальсификация выборов за сходную цену», «цемент для правительственного блока», «не мелочиться и выбрать в парламент музыканта Эминема».

    С избирателя по SMS-ке – кандидату бюджет.

    Компания «Информ-мобил» 6 сентября 2004 года объявила о начале акции «НЕТ ТЕРРОРУ» в поддержку жертв террористического акта в Беслане. С целью оказания финансовой помощи пострадавшим контент-провайдер предлагал всем абонентам операторов сотовой связи отправить SMS-сообщение со словом «NET» на номер 4040 при стоимости 0,75 у. е. без НДС. Средства, полученные в рамках акции, были перечислены на расчетный счет Фонда помощи жертвам теракта в Беслане. Акция продлилась до 13 сентября 2004 года. Наиболее грамотным ходом контент-провайдера оказалось не столько создание промо-страницы акции http://www.jmi.ru/net/, сколько отображение на ней в режиме онлайн номеров всех тех, кто принял участие в акции. За неделю было собрано 105 292,97 рублей. Аналогичную акцию, но уже с 7 по 15 сентября 2004 года, проводила компания «Билайн GSM» (Москва).

    ТЕРМИН, ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ В ДАННОМ РАЗДЕЛЕ:

    Мобильный платеж – сервис, позволяющий клиенту управлять своими средствами на счете с мобильного телефона. В рамках избирательной кампании мобильные платежи могут поступать в избирательный фонд кандидата или объединения. Мобильный платеж – сервис, который может позволить партии организовать прием членских взносов.

    Деньги вообще, а деньги в политике в особенности – катализатор мысленной активности всех участников кампании. В современных коммуникациях существует самостоятельный вид деятельности: fund-raising, по-русски – сбор средств. За рубежом перечисление избирателями денег на счет кандидата при помощи электронных платежей – обычная практика. При этом используются банковские карты. Российский обыватель, напуганный термином «хакер», банковской картой пользуется нечасто. В то же время усилиями операторов сотовой связи в нашей стране прижилась культура мобильных платежей. Осталось только внести в нее некоторые правовые и технические коррективы, и пожалуйста – избиратель сможет выразить свое отношение к партии не голословно, а деньгами. Систему таких платежей можно реализовать следующим образом:

    ВАРИАНТ № 1.

    Избиратель набирает SMS-сообщение на клавиатуре мобильного телефона согласно заранее определенному формату и отсылает его на установленный уникальный адрес оператора услуг.

    Для этого партия должна договориться с контент-провайдером или напрямую с оператором сотовой связи о предоставлении специального номера. Следует отметить, что в этом случае значительная часть средств, поступивших от абонента, до 30%, будет оставаться у оператора за оказание транспортных услуг и приблизительно такая же часть – у контент-провайдера.


    Пример SMS на экране телефона.


    ВАРИАНТ № 2.

    В меню SIM-карты избирателя есть пункт для перечисления средств партии. Реализация подобного сервиса возможна только при наличии у избирателя STK (Sim Tool Kit) – SIM-карты с программным обеспечением разработчика.

    Считается, что к 2006 году в США почти половина абонентов сотовой связи, а точнее 50 млн., будут использовать устройства связи для осуществления платежей за информационные и физические услуги.

    Операторы мобильной связи SK Telecom и KTF (Южная Корея) заявили о создании сервиса, который позволит абонентам перечислять средства политикам при помощи мобильного телефона. По мнению операторов мобильной связи, новый сервис приблизит граждан к политическим процессам в стране.

    В России опыт сбора средств с помощью мобильного телефона тоже существует. Абоненты некоторых российских операторов с помощью услуги «Мобильный кошелек» могут оплачивать счет за мобильный телефон, доступ в Интернет, коммерческое телевидение, а также загружать музыкальные файлы. Чтобы создать мобильный кошелек, надо позвонить по сервисному номеру оператора и, следуя подсказкам автоответчика, подтвердить свое согласие с условиями предоставления услуги. Затем пополнить мобильный кошелек в пунктах приема платежей или с помощью универсальной карты оплаты. Соответственно кандидат, чтобы организовать перечисление средств партии, должен договориться с оператором сотовой связи о включении в список традиционных услуг возможности перечислять деньги в свой избирательный фонд. Создание мобильного кошелька и его использование бесплатны. Однако при оплате оператор будет получать небольшой комиссионный процент от суммы платежа.

    оSMыSли выбор

    Пробное голосование по каналам мобильной связи впервые в мировой практике состоялось 29 февраля 2004 года. Проводимая в масштабах страны акция «оSМыSли выборы» предоставила возможность гражданам России высказать свое предпочтение одному из кандидатов на пост Президента РФ или проголосовать против всех. В акции приняли участие 113 тыс. 970 человек.


    Пример SMS на экране телефона.

    ТЕРМИН, ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ В ДАННОМ РАЗДЕЛЕ:

    SMS-голосование – выбор и голосование абонента с помощью SMS в пользу одного из кандидатов, принимающих участие в соревновании того или иного типа. Иногда голосование именуют SMS-опросом, а его результаты – SMS-рейтингом.


    Цель акции – повышение активности молодежи и среднеобеспеченных слоев населения на выборах, традиционно отличающихся низкой явкой. Сама форма SMS-голосования была выбрана как современная, малозатратная и привычная для «продвинутых» граждан, особенно для политически демобилизованной молодежи. В то же время организаторы хорошо осознавали, что голосование будет отражать мнение этих слоев населения лишь в известной мере и в основном это будет мнение жителей крупных городов и мегаполисов. Аля участия в акции было необходимо в течение 29 февраля отправить со своего мобильного телефона на номер +7-921-333-0000 SMS-сообщение, в котором указать номер кандидата в президенты в избирательном бюллетене.

    Номера кандидатов в SMS-голосовании соответствовали номерам в реальном избирательном бюллетене:

    Сергей Глазьев – 1

    Олег Малышкин – 2

    Сергей Миронов – 3

    Владимир Путин – 4

    Иван Рыбкин – 5

    Ирина Хакамада – 6

    Николай Харитонов – 7

    Против всех – 0

    Таким образом акция выполняла еще и информативную функцию для избирателей.

    Акция была реализована совместно контент-провайдером INFON и Российским фондом свободных выборов.

    Первые «голоса» стали поступать контент-провайдеру за несколько дней до официальной даты. Но они не учитывались.

    Кроме того, некоторые сообщения содержали некорректные данные – например, вместо номера кандидата в сообщении указывалась фамилия или собственные комментарии. Организаторам пришлось выпустить пресс-релиз, чтобы напомнить дату и правила участия. Особое внимание было уделено технологии подсчета голосов. Сообщения, поступившие с одного номера более одного раза, и сообщения, отправленные через интернет-шлюзы операторов сотовой связи, автоматически не учитывались.

    Март 2004 года. Андрей Пржездомский, директор Российского фонда свободных выборов: «Смысл состоявшейся акции по SMS-выборам президента – привлечь внимание молодежи к предстоящим выборам. Ведь акция рассчитана на молодых, активных и динамичных людей с определенным уровнем достатка. Она должна была расшевелить тех, кто, как правило, не ходит на выборы. Вместе с тем степень погрешности результатов такого голосования может быть очень высокой, поскольку владельцы мобильных телефонов – это незначительный и специфический слой нашего общества. Дать гарантию, что все люди, которые приняли участие в SMS-голосовании, 14 марта придут на избирательные участки, никто не может. Но если человек задумался, попытался высказать свою позицию, значит, в его мозгу уже происходит какой-то процесс».


    Результаты голосования.


    Интересно, что ко времени подготовки сборника прошло чуть более полутора лет с момента проведения акции. Сомневаюсь, что сейчас кто-нибудь смог бы назвать владельцев мобильных телефонов, по крайней мере с количественной точки зрения, непредставительным слоем общества.

    За действующего президента проголосовали 61,9% абонентов. За Ирину Хакамаду отдали свои голоса 19,9%. Третье место занял кандидат «против всех» – 9,9%. Сергей Глазьев набрал 4,9% голосов, а Николай Харитонов – 1,3%. Каждый из остальных кандидатов в президенты России набрал менее 1 % SMS-сообщений.

    Во Всероссийской акции «oSMыSли выборы» участвовали абоненты 105 сотовых операторов из России, ОАЭ, Кипра, Чехословакии, Казахстана, Украины, Молдавии, Израиля, Финляндии, Эстонии, Люксембурга, Норвегии, Нидерландов, Германии, Беларуси, Великобритании, Югославии, Швеции, Польши, Латвии, Канады, Австралии. Большинство текстовых сообщений были адресованы Владимиру Путину и Ирине Хакамаде. Например, рабочий из железнодорожного депо Адлера попросил Президента РФ решить его жилищную проблему. Несколько сообщений пришли на неизвестном операторам языке. Самая большая активность голосующих зафиксирована в период с 18:00 до 21:30 мск.

    Февраль 2004 года. Николай Харитонов, кандидат в президенты России от КПРФ: «Я приму участие в голосовании, хотя не думаю, что это будут предельно объективные звонки состояния души и сердца избирателя. Потому что большинство населения не имеет сотовых телефонов, и не смогут дозвониться. Тем не менее акция станет прелюдией избирательной кампании, которая вышла на финишную прямую, и послужит привлечению внимания молодежи к участию в предстоящих выборах».


    Комментарии Ирины Хакамады следует предварить небольшой зарисовкой. Как ни странно, «продвинутый» кандидат не пришла на пресс-конференцию, посвященную проведению акции, зато во время прямого включения по мобильному телефону сообщила, что SMS-голосование технически осуществить невозможно. По мнению Ирины Хакамады, реальные выборы могут проводиться через Интернет, где в качестве защитных мер должны будут применяться сложные электронные пароли и электронные подписи. Демократический кандидат также сообщил, что для объективной картины выборов без фальсификаций подсчет голосов должен вестись не Центризбиркомом, а независимыми организациями с обязательным привлечением западных счетчиков. Ирина Хакамада не дала точного ответа, примет ли она участие в SMS-голосовании 29 февраля 2004 года. «Я вообще не люблю, когда кто-либо вмешивается в работу моего мобильного телефона без моего разрешения. Ведь любое голосование – это добровольная акция», – подытожила Хакамада, тем самым еще раз подтвердив, что она комментировала акцию, не понимая ее сути. Узнав из сообщений СМИ о результатах SMS-голосования, в котором демократическому пессимисту выпала честь занять второе место после явного фаворита избирательной кампании – кандидата в президенты Владимира Путина, прожженный политик, как и положено, стала давать диаметрально противоположные комментарии.

    29 февраля 2004 года. 22:00.

    Ирина Хакамада, кандидат в президенты РФ:

    «Результаты SMS-голосования подтверждают, что меня поддерживают свободолюбивые и современные люди. Я очень рада такому результату, потому что это подтверждает, что демократически настроенные современные люди способны на протест. Конечно, выборка, давшая такие результаты, не совсем корректна – владельцы сотовых телефонов, умеющие пользоваться SMS, далеко не отражают все население России – но тем более важен такой результат!»

    В целом представители различных экспертных групп относятся к SMS-голосованию положительно, хотя выделяют при этом разные свойства этой процедуры.

    Валерий Федоров, Генеральный директор ВЦИОМ: «Речь идет о возможной агитации с помощью новых технологий. В любом случае такое голосование может показать активность отдельных групп. В США уже практикуется голосование по почте и через Интернет, но проблема остается все та же – защита информации. В перспективе – почему бы и нет, сейчас находят все большее распространение телефоны, соединенные с компьютером. Первые такие эксперименты мы увидим в ближайшем будущем, скорее всего это произойдет не на территории Европы, а за океаном».

    Депутат Государственной думы, заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по делам общественных объединений и религиозных организаций Александр Чуев: «Акция интересна как определенный опрос – узнать позицию тех, кто обычно не ходит на выборы, но пользуется мобильными телефонами, то есть молодежи. С точки зрения легитимности – сложность заключается в том, как защитить эту информацию, все-таки SMS-сообщение проходит определенный путь. Развивать подобные голосования нужно, опросы проводить стоит. Это напоминает систему ГАС „Выборы“ – электронные урны, где информация обрабатывается сразу. На сегодняшний день наиболее развиты в этом плане США, мы тоже, несомненно, развиваемся, но по-своему. А в принципе я считаю это направление очень перспективным».

    Александр Вешняков, председатель ЦИК: «Мы планируем провести работы по разработке механизмов электронно-сенсорного голосования с тем, чтобы к 2007 году в ряде регионов проводить голосование без использования бумажных носителей. Разработки вести надо, чтобы не отстать от других стран. Нам необходимо двигаться в этом направлении совместно с Минсвязи. Центризбирком предлагает Минсвязи проанализировать опыт по учету избирателей и совместно разработать систему учета всех граждан РФ в интересах всех министерств и ведомств».


    Типовые варианты позиционирования голосования в рамках избирательной кампании:

    – альтернативные выборы;

    – праймериз между кандидатами: борьба за молодежный электорат;

    – глас народа по ключевой теме избирательной кампании либо актуальной для данной территории теме. Что бы ни говорили злопыхатели, любое голосование с помощью SMS – прототип реального голосования во время избирательной кампании, особенно для молодежи, которая если и голосует, то пока в основном «по приколу». Так что SMS-голосование должно быть обязательным атрибутом вашей кампании, тем более что оно легко встраивается в обшую стратегию и также может быть проведено практически на любом этапе выборов.

    ТЕХНОЛОГИЯ РRОВЕДЕНИЯ SMS-ГОЛОСОВАНИЯ

    Классическое голосование проводится в три этапа:

    1. Пресс-конференция, анонсирующая мероприятия.

    2. Собственно голосование.

    3. Брифинг либо круглый стол для обсуждения результатов акции экспертным сообществом.

    Договорившись о проведении акции с контент-провайдером, в Интернете создается промо-сайт голосования, на котором размешаются тема голосования, варианты ответов, а также специальный номер для отправки сообщений. В день X абоненты мобильной связи отправляют на специальный номер сообщения со своего телефона. Результаты опроса размещаются на сайте и распространяются в СМИ. Наиболее удачным вариантом проведения акции станет тот, который будет отображать ее результаты в режиме онлайн. Это будет способствовать повышению доверия к результатам акции со стороны СМИ, а также форсировать потенциальных участников. Однако, несмотря на кажущуюся простоту, реализация данной возможности целиком и полностью зависит не от организатора акции, а от службы технической поддержки, то есть от того самого контент-провайдера, который по объективным причинам не всегда может помочь организаторам, особенно если его попросить об этом за пару часов до начала мероприятия.

    Кстати, SMS-голосование – один из немногих типов мобильных коммуникаций, в которых Россия даст форы другим странам.

    Информационный SMS-канал

    ТЕРМИН, ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ В ДАННОМ РАЗДЕЛЕ:

    Информационный SMS-канал – служба распространения текстовых сообщений среди абонентов сетей сотовой связи в формате SMS.


    Первый SMS-канал в преддверии выборов в Государственную думу в декабре 2003 года организовала сотовая сеть «Билайн» в Калининграде. Подписка предусматривала возможность получения новостей от предвыборного штаба кандидатов. Наиболее активным избирателям предлагали отправлять наказы и жалобы кандидату с помощью SMS. С тех пор подвиг «Билайн» никто из операторов не повторял.

    СОЗДАНИЕ SMS-КАНАЛА

    В рамках работы канала существует не менее двух вариантов доставки информации избирателю:

    1. С помощью традиционной SMS-рассылки.

    2. С помощью размещения канала в меню SIM-карты услуг оператора сотовой связи. Мы уже описывали этот формат ранее в разделе, посвященном организации SMS-платежей.

    В любом случае SMS-канал не только мгновенно доставляет избирателям информацию о кандидате, но и подсознательно делает ее легитимной. В основном подписчики рассуждают следующим образом: то, что прислали мне, а тем более то, что доступно с помощью оператора сотовой связи, скорее всего правда. Кстати, канал может быть сделан не только для одного кандидата, но и для партии либо как сторонний независимый проект.

    Структура канала может варьироваться аналогично содержанию интернет-сайта – от одного раздела до нескольких. Можно присвоить собственный код каждому разделу в рамках канала – себестоимость канала от количества разделов практически не меняется. Например, партия «За любовь!», кандидаты которой одновременно участвуют в избирательной кампании по нескольким округам, может открыть вариант персональной подписки на новости каждого кандидата. В таком случае абонент, отправивший SMS со словом ZAL, получит еще одно сообщение, в котором ему будет предложено выбрать новости интересующего его кандидата.


    ПРИМЕР СТРУКТУРЫ SMS-КАНАЛА


    Пример SMS на экране телефона.

    Избиратель может оформить подписку на новости по следующим разделам:

    – Новости партии (код подписки part).

    – Новости лидера (код подписки lider).

    – Новости из Энска – в разделе размещаются новости о кандидате Иванове И.И., баллотирующемся от партии в данном городе (код подписки ensk).

    – Новости из Эмска – в разделе размещаются новости о кандидате Петрове И.И., баллотирующемся от партии в данном городе (код подписки emsk), и т. п.

    – Все новости (код подписки vse).

    Чтобы о канале узнали избиратели, кандидаты размещают сервисный номер для подписки на своих предвыборных информационно-агитационных материалах. Например, на агитационных материалах партии «За любовь!» можно разместить: «Отправь SMS ZAL или ЗАЛ на номер ****, чтобы получать новости партии». Если у кандидата устойчивое финансовое положение, можно организовать подписку таким образом, что все входящие SMS-сообщения для избирателя будут бесплатными. Такой аттракцион неслыханной щедрости обойдется кандидату в среднем не более чем в 300 у. е. за десять тысяч сообщений.

    Предполагаемые результаты.

    Практические:

    – распространение информации о кандидате формирует у избирателя соответствующий образ народного избранника;

    – распространение результатов exit-polls в день голосования.

    Аналитические:

    – оценка готовности избирателей к получению в дальнейшем политических новостей в рамках избирательной кампании.

    Примечание

    Техническое решение проекта остается за контент-провайдером. Канал может быть открыт в любой стране и в любом регионе, где есть доступ к сетям сотовой связи.

    SMS-exit-polls

    ТЕРМИН, ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ В ДАННОМ РАЗДЕЛЕ:

    SMS-exit-polls– распространение среди абонентов сотовой связи данных о результатах голосования. Данное мероприятие позволяет организовать на информационном поле легитимацию предварительных результатов выборов.

    С имитацией данной технологии российского обывателя познакомил известный своей симпатией к «оранжевым» кандидатам корреспондент газеты «Коммерсант» Валерий Панюшкин, находившийся вдень выборов в Киеве. Он сообщил читателям газеты, что в беседе с одним из членов избирательного штаба Виктора Януковича, имени которого он, разумеется, не называл, выяснилось, что по результатам exit-polls в выборах победил Юшенко. На вопрос корреспондента «Коммерсанта»: «Какие, на самом-то деле, exit-polls?», собеседник «молча достал из кармана мобильный телефон и показал SMS-сообщение: Юшенко – 55, Янукович – 43». Этот драматический пассаж ставил своей целью не только подлить масла в огонь замерзающих на улице сторонников одного из кандидатов, но и дать повод для соответствующей реакции иностранным журналистам. Конечно, никакой SMS-exit-polls ни во время второго, ни тем более третьего тура не проводился, а зря.

    ПРОВЕДЕНИЕ SMS-EXIT-POLLS.

    Проведение SMS-exit-polls имеет смысл в следующих случаях.

    Получить информацию с тем, чтобы первым заявить о результатах выборов, трезво оценить реальное положение кандидата и соответственно иметь возможность реализовать какие-нибудь акции. Только не вспоминайте про запрет до объявления официальных результатов голосования.

    Чтобы данные, представленные вашими мобилизованными социологами, обладали публичным весом, то есть были валидны, подобные мероприятия нужно начинать проводить заранее, в течение менее значимых для кандидата кампаний. При этом обязательно следует найти возможность информировать избирателей о результатах SMS-опросов в носителях, функционирующих в сетях сотовой связи. SMS-exit-polls должны приобрести флер народной молвы, которую абоненты будут пересылать друг другу уже без вашего участия.

    Вышеуказанные примеры касались в основном использования технологии SMS. В следующем разделе предлагаем ознакомиться с таким явлением, как мобилография, и его потенциалом в рамках политических акций.

    Акции в мультимедийном формате

    В дни празднования 60-летия Победы в Великой Отечественной войне Всемирное общество мобилографии и компания «Билайн» провели благотворительный проект «Портрет Победы». Любой обладатель камерофона (телефона со встроенной камерой. – Прим. автора) мог внести свой собственный вклад в чествование ветеранов Великой Отечественной войны. Аля этого требовалось сделать снимок с места торжеств так, чтобы в кадре оказались ветераны – участники ВОВ, а затем отправить MMS по специальному номеру на сайт оператора. Снимок публиковался в Интернете, а из лучших формировались 20-секундные слайд-шоу. Мобильные фотографии транслировались каждые полчаса на московских электронных билбордах, расположенных на Новом Арбате, Смоленской плошади и Красной Пресне. Таким образом, у каждого участника этого интерактивного проекта был шанс увидеть собственные творения на центральных видеоэкранах столицы. «Портрет Победы» – это еще и благотворительный проект. Все средства от ММС, отправленных на сайт beephoto.ru, были переданы ветеранам.

    ТЕРМИНЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ДАННОМ РАЗДЕЛЕ:

    Мобилография (от латинского mobilis – «подвижный» и греческого grapho – «писать») – вид фотографического искусства, в котором в качестве инструмента используются электронные приборы со встроенной цифровой фотокамерой, первоначально не предназначенные для профессиональной фотосъемки, такие как мобильные телефоны, карманные персональные компьютеры, компасы, бинокли, зажигалки и т. п.

    MMS – сервис мультимедийных сообщений (Multimedia Messaging Service). MMS позволяет мгновенно передавать не только текстовые сообщения, но и всевозможные медиафайлы: голосовые записи, музыку, картинки (фотографии, графика, анимация), видео. Абонент может отправить на другой телефон текстовое сообщение, сопроводив его фотографией или другим медиаконтентом. Если в телефоне предусмотрена фотокамера, то сделав снимок или записав видеофрагмент со звуковым сопровождением.


    Коллаж: MMS из акции «Портрет Победы»

    В своей основе мобилография основана на использовании формата MMS.

    Появление у мобильных телефонов новых возможностей вызвало появление новой индустрии на рынке услуг сотовой связи – производство мобильного контента.

    Мобильный контент

    ТЕРМИН, ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ В ДАННОМ РАЗДЕЛЕ:

    Мобильный контент – логотипы, картинки, мелодии, заставки, видеоклипы и любая другая персональная информация, размещаемая в мобильном телефоне абонента. Услуги по предоставлению мобильного контента абоненту оказывают специальные компании – контент-провайдеры.


    Рынок мобильного контента начал активно формироваться в России в 2002 году. В 2004 году он увеличился в два раза и достиг объема 300 млн. долларов. В этом году рост продолжается, но уже не по революционному, как в предыдущие годы, а скорее по эволюционному сценарию.


    Пример заставки для экрана телефона.


    В России сегодня, по разным оценкам, работают от 150 до 250 контент-провайдеров. Из всех видов контента наиболее популярными по результатам 2004 года стала так называемая кастомизация (логотипы, мелодии, картинки и т. п.). В 2005 году на первое место выходят интерактивные со СМИ сервисы, мобильный маркетинг, игры. Основным потребителем контента является молодежь в возрасте до 25 лет. Сегодня контент-провайдеры предлагают абонентам широкий спектр услуг с политическим уклоном. В день рождения друга абонент может отправить ему мобильную открытку с голосом Путина либо пугать окружающих мелодией входящего звонка с голосом скандалящего Жириновского. Выбор политического контента огромен.

    Тимофей Бокарев, генеральный директор холдинга Next Media Group: «Как и любые другие игроки, работающие на потребительском рынке, контент-провайдеры удовлетворяют спрос. Политические анекдоты, сатира, да и просто убежденные споры были всегда, а мобильный контент – лишь еще одно медиа, через которое можно транслировать эту тему. При этом контент-провайдеры видят в данных услугах экономический смысл в первую очередь, а также маркетинговый, ибо контент-провайдинг – это в первую очередь бизнес, а не Дворянское собрание. Плюс, пока мобильный политический контент внове, это еще и новинка, которую уже вполне обсуждают. Так что можно говорить и об удачном пиаре. Уверен, что мобильное медиа будет использоваться, это канал коммуникации с очень высокой эффективностью. Эксперименты с использованием этого медиа уже были – взять, к примеру, открытие WAP-сайта администрации Смоленской области или использование SMS во время Прямой линии с Президентом. Политический пиар постоянно ищет эффективные и современные пути общения с электоратом. Интернет уже давно освоен, а мобильные медиа пока еще являются непаханым полем. Мобильный маркетинг, например, уже давно используется крупными рекламодателями и как инструмент неоднократно подтвердил свою эффективность. Так что, думаю, и политический пиар до мобильников доберется. Важный вопрос – возможные злоупотребления, которых быть не должно. Например, перед выборами в Госдуму автоматический робот обзванивал телефоны в Москве и призывал голосовать за партию „Единая Россия“ (кстати, партия назвала это провокацией). Так вот очень бы не хотелось, чтобы мобильные телефоны, которые потребители считают очень личным и приватным каналом связи, оказались забиты политическим спамом или недоброкачественным контентом».


    Наибольшей популярностью среди абонентов пользуются следующие контент-услуги:

    – напоминающие или пародирующие участников или атрибуты российской политики во всех типах медианосителей;

    – содержащие элементы стилистики, характерной во времена существования СССР, и совпадающие с ней.


    Популярные картинки для мобильного.


    Популярные мелодии для мобильного.

    Не секрет, что реализация большинства вышеуказанных проектов предполагает активное участие в проекте, казалось бы, аполитичной молодежи. Однако, по нашему мнению, эта аудитория останется такой до тех пор, пока не появится тот, кто станет говорить с молодежью на одном языке. Сегодня это язык новых информационных технологий, и чтобы легко на нем общаться, необходимо создать мобильный коммуникационный центр.

    Коммуникационный центр

    ТЕРМИН, ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ В ДАННОМ РАЗДЕЛЕ:

    Коммуникационный центр – комплекс инструментов для создания и применения широкого спектра политических технологий с целью обмена и распространения данных об акторе – партии или кандидате – абонентам сотовой связи.


    Технологии увеличивают возможности по участию граждан в демократических процессах. Когда Ажо Триппи (Joe Trippi) стал руководителем избирательного штаба Ховарда Дина, лишь немногие предполагали, что это как-то изменит политическую картину выборов президента США в 2004 году. Сделав ставку на персональные коммуникации с помощью современных технологий: Интернет и мобильная связь, Триппи смог собрать большее количество пожертвований, чем любой кандидат от демократической партии за период ее существования. Триппи рассматривал владельцев мобильных телефонов не как пользователей технических средств коммуникации, а как приверженцев нового стиля жизни. В США для таких людей придумали новый термин – mociolog, то есть человек, рутинная часть жизни которого строится на использовании мобильного телефона: выбор подарка или спутника на ночь, сплетня с подругой или рассылка «перла» босса. Таким образом неизвестный кандидат из Вермонта с одной сотней тысяч долларов на счету и 432 сторонниками собрал не только более 50 млн. долларов, но и, что намного важнее, 700 000 агитаторов.

    Учитывая, что технологиями мобильной связи уже пользуются более 2 млрд. человек, влияние самого распространенного средства ПЕРСОНАЛЬНОЙ коммуникации на политические процессы нельзя недооценить.

    Неизвестно, что больше повлияло на принятие решения во время саммита в Глиниглсе (Gleneagles) о спонсировании «Большой восьмеркой» беднейших стран в сумме 50 млрд. долларов – альтруизм лидеров ведущих держав или серия концертов звезд мирового шоу-бизнеса, в поддержку которых абоненты отправили более 26 миллионов текстовых сообщений. В любом случае такой масштаб соучастия граждан в поддержку принятия решения был бы невозможен без такого эффективного средства персональной коммуникации, как мобильный телефон.

    Как уже было сказано ранее, распространение сотовой связи способствовало появлению широкого спектра дополнительных мобильных услуг, самые популярные из которых основаны на использовании коротких сообщений – SMS. Среди молодежи сформировался новый тип коммуникаций. Лучшим показателем распространения SMS-культуры среди молодежи является использование популярными исполнителями термина SMS в названиях своих песен и альбомов или обычных концертов.

    В то же время пока ни одна политическая партия или молодежное движение комплексно не используют в качестве коммуникационного инструмента для политической деятельности каналы мобильной связи.

    В настоящем разделе представлена программа использования технологий мобильной связи для организации внутренних и внешних коммуникаций молодежного движения партии либо молодежного движения. С небольшой корректировкой данная программа может также быть использована для любой из действующих политических партий.

    Программа реализуется путем создания МОБИЛЬНОГО КОММУНИКАЦИОННОГО ЦЕНТРА.

    ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЦЕНТРА

    Работа коммуникационного центра строится на использовании трех платформ:

    I. Сайт с доступом для абонентов мобильной связи (WAP-сайт). WAP-сайт движения – информационный сервис, доступный владельцам мобильных телефонов и транслирующийся в Интернете круглосуточно. Сайт имеет два уровня доступа: общий и для членов движения. Администрирование сайта возможно с помощью мобильного телефона. Таким образом члены движения могут принимать активное участие в его создании.

    II. Интернет-эмулятор сайта (версия сайта, доступная пользователям Интернета). Аналог традиционного web-сайта с возможностью просмотра и администрирования содержания сайта в Интернете.

    ПРИМЕР КАРТЫ МОБИЛЬНОГО САЙТА:

    ОБЩИЙ ДОСТУП

    1. О «Движении»

    2. Новости (список новостей)

    3. В регионах (список городов с контактами отделений)

    4. Для СМИ (анонсы с контактами для аккредитации)

    5. Опросы (список)

    6. Ссылки

    7. Контакты

    8. АВТОРИЗОВАННЫЙ ДОСТУП

    9. Чат

    10. Блог движения (с возможностью комментировать)

    11. Акция (список мероприятий в городах РФ)

    12. Агитация (агитационный контент).

    III. Программное обеспечение для передачи информации на мобильный телефон.

    ПО обеспечивает организацию подписки и распространения (SMS-рассылка) информации членам движения, прием и обработку информации для проведения SMS-конференций, опросов и распространение мобильного контента. ПО не является альтернативой возможностям контент-провайдера, но выступает в роли резервного инструмента, который может быть использован в отдельных случаях.

    Продвижение коммуникационного центра осуществляется как по стандартному вертикальному принципу: от руководства по нисходящей, так и по горизонтальному – передай знакомым. Учитывая формат таких коммуникаций, горизонтальные связи между интересующимися деятельностью движения или партии могут быть использованы и, если хотите, мобилизованы в кратчайшие сроки.

    Возможность мгновенного сбора аудитории в единой точке (центре) – лучшая возможность для проведения массовых PR-акций с использованием технологий мобильной связи.

    СПИСОК ТИПОВЫХ PR-АКЦИЙ

    – Проведение и трансляция SMS-конференции лидера движения на мобильном сайте. Конференция – идеальное стартовое мероприятие по продвижению коммуникационного центра. Проект может быть реализован как отдельный «долгоиграющий» информационный повод для статусных персон.

    – SMS-голосование по актуальным и традиционно популярным для молодежи вопросам:

    призыв, стипендия, трудоустройство и т. п.

    – Организация акций и распространение агитационного мобильного контента.

    Мобильные СМИ

    ТЕРМИН, ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ В ДАННОМ РАЗДЕЛЕ:

    Мобильный журнал – упрощенный вариант интернет-сайта с возможностями чтения информации и просмотра графики с помощью мобильного телефона. Мобильный журнал реализует для абонентов сотовой связи потенциал, предусмотренный для традиционного СМИ в рамках избирательной кампании.


    В настоящем разделе рассматриваются два типа СМИ: народные СМИ – информационные проекты, созданные стихийно участниками или очевидцами событий в сетях сотовой связи, а также мобильные журналы – СМИ в специальном мобильном формате, представляющие технологическое решение.

    ГРАЖДАНСКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА В СЕТЯХ СОТОВОЙ СВЯЗИ

    В июле 2005 года Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил данные опроса о доверии российским СМИ. Специалисты центра опросили 1 594 человека в 1 53 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Несмотря на то что наибольшим доверием традиционно пользуются центральные СМИ – около 41% опрошенных, результаты заставляют задуматься о доверии граждан журналистам в целом. Так, по данным исследования, каждый четвертый опрошенный (27%) не доверяет никаким источникам информации.

    В то же время в крупных городах России Интернет вытеснил традиционные СМИ как основной источник информации. В свою очередь, среди сетевых ресурсов наибольшим доверием у молодежи пользуются интернет-дневники, или блоги. Именно блоги, полные эмоций, впечатлений и наблюдений, делают представленную в них информацию «живой», не штампованной журналистской погоней за сенсацией, опытом манипулирования, комплексами главного редактора или боязнью потерять работу. Таким образом, блоги – пространство свободного выражения мнений очевидцами или участниками событий, именуемое в дальнейшем гражданской журналистикой, которая в отличие от традиционной основывается на гражданской активности авторов.

    В России пик гражданской активности пришелся на дело Александры Иванниковой, обвинявшейся в умышленном убийстве насильника. Дело было так. 8 декабря 2003 года Александра ударила ножом Сергея Багдасаряна, пытавшегося силой и угрозами принудить ее к сексуальному контакту. В результате насильник скончался. Следствие сначала квалифицировало действия Иванниковой как умышленное причинение тяжкого вреда, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего, а потом – как убийство, совершенное в состоянии аффекта. В результате Иванникова получила наказание в виде двух лет заключения условно. Эта история вызвала незначительный резонанс в СМИ. Однако, когда суд в полном объеме удовлетворил гражданские иски, поданные отцом погибшего, возместив материальный ушерб в размере 156 196 руб. и еще 50 тыс. – в качестве компенсации, в дело вступил его виртуальное величество Живой Журнал. Первой ласточкой стали дискуссии о справедливости судебного решения в сообществе блогеров-журналистов. Развитие и дублирование темы в персональных блогах сочувствующих привели к тому, что тема вышла за рамки отношений государство (суд) – личность (Иванникова) и трансформировалась в государство (суд) – народ (общественное мнение). Логическим продолжением такой интерпретации стала смена тональностей: убийца превратилась в жертву. Обратите внимание, дело шло два года, никаких новых обстоятельств с момента подключения внимания ЖЖ в нем не появилось, однако как по мановению волшебной палочки в театре правосудия появились новые декорации. Финал известен: девушка оправдана.

    В кризисных ситуациях персональные блоги всегда становятся объектом наибольшего внимания со стороны обывателей, но в первую очередь все тех же профессиональных СМИ, именно потому, что ИМ (БЛОГАМ) ДОВЕРЯЮТ.

    События в Беслане, переворот в Бишкеке, бои в Нальчике – в этих и аналогичных случаях блоги выступают в роли стопроцентного источника. Конечно, те, кто «играет в политику в ЖЖ», тоже пытаются найти в блогах свою пользу, размещая непроверенную информацию или провоцируя дискуссии, уводяшие от главной темы.

    Учитывая распространение сотовой связи, нужно понимать, что в ближайшее время интернет-блоги будут вытеснены моблогами, блогами, которые можно вести с помощью мобильного устройства в WAP или иных протоколах.

    Пример таких моблогов уже есть: «Мобильный репортер» – общественный информационный проект, созданный 14 мая 2005 года для получения и распространения информации в кризисных ситуациях. Причина его появления – информационный вакуум, связанный с событиями в Андижане и их освещением. Аля доступа к новостям агентства пользователю мобильной связи требовалось зайти по ссылке http://winksite.com/amn/mr со своего телефона. «Мобильный репортер» обладал всеми атрибутами традиционного сайта и работал круглосуточно. Учитывая размер экрана большинства абонентов, новости размешались в формате «МОЛНИЯ», то есть 160—320 символов. Информация публиковалась на двух языках: английском и русском в латинской транслитерации. Источниками проекта выступали жители города, передававшие через своих знакомых сведения о том, что происходит в Андижане. Сайт получил цитируемость в десятках других СМИ.


    Новости из Андижана на экране мобильного телефона.

    Даниил Кислов. главный редактор информационного агентства «Фергана. Ру», директор Центрально-азиатского информационного центра: «„Мобильный репортер“ – чрезвычайно полезное новшество, которое с успехом было апробировано нами в период андижанских событий в Узбекистане в мае 2005 года. Жители города, погруженного в информационную блокаду, имели возможность получать свежую и важную информацию по мобильному телефону в то время, когда интернет-сайты были заблокированы правительством, обычная телефонная связь парализована, каналы телевидения и радио купированы».

    Олег Панфилов, директор Центра экстремальной журналистики: «Такая форма распространения информации необходима, но проблема в том, что на постсоветском пространстве обладание мобильным телефоном – это скорее всего признак своеобразного достатка, но не возможность получения других услуг, кроме разговора. Еще одна проблема – неумение и нежелание людей искать информацию. Проще говоря, нет традиций информационной культуры. Видимо, поэтому люди по-прежнему больше доверяют пропаганде на ТВ, чем возможности искать альтернативную информацию в других источниках. Однако в любом случае, думаю, необходимо внедрять этот проект, даже если количество пользователей еще мало».

    Современный уровень развития технологий мобильной связи позволяет самостоятельно создать сайт, который будет доступен как абонентам сетей сотовой связи, так и пользователям Интернета. В то же время оснащение мобильного телефона функциями записи аудио– и видеоинформации, производства фотографий и т. п. неформально делает его владельца репортером. В экстренных случаях объединение двух вышеуказанных факторов приводит к появлению такого понятия, как civil reporting, или гражданская журналистика. Размещение сайта в сетях сотовой связи решает многочисленные проблемы блокирования информации.

    СОЗДАНИЕ МОБИЛЬНОГО САЙТА

    1. Выберите бесплатную службу, на которой будет размещен сайт.

    2. Создайте мобильный сайт, следуя инструкциям.

    3. Приобретите доменное имя. Если нет возможности, создайте аналогичное на бесплатном интернет-сервисе.

    4. Установите для адреса, полученного в бесплатном интернет-сервисе, простейший код для автоматического перехода посетителя на ваш уже созданный мобильный сайт.

    Мобильный журнал

    Мобильный журнал представляет собой новые возможности распространения информации. На рынках Западной Европы уже давно получили распространение мобильные электронные версии различных печатных изданий. В связи с распространением технологий Java2ME и GPRS пользователям стала доступна загрузка в телефон новых приложений и скоростная работа в Интернете. Новые технологии сейчас позволяют загружать цветные изображения, форматированный текст в почти неограниченном количестве и многое другое.

    ТЕРМИНЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ДАННОМ РАЗДЕЛЕ:

    GPRS (General Packet Radio Service) – технология постоянного подключения через телефон к сети Интернет. Абонент имеет возможность просматривать HTML и WAP-страницы, отправлять MMS, перекачивать файлы, работать с электронной почтой и любыми другими ресурсами Интернета. В GPRS максимальная скорость передачи данных составляет 171,2 кбит/сек. Это в 3 раза быстрее, чем режим работы проводных линий, и почти в 12 раз быстрее передачи данных в обычных сетях GSM.

    Java 2 ME – платформа Java 2 Micro Edition, позволяющая создавать приложения для мобильных телефонов.


    Мобильный журнал – некий упрощенный вариант интернет-сайта с возможностями чтения информации и просмотра графики. В перспективе будет возможен вариант выбора компоновки дизайна, персонализации информационных блоков. Информационные блоки журнала могут быть построены по принципу web-сайта и разделены на следующие разделы:

    – Политика

    – Экономика

    – Общество

    – Происшествия и т. п.

    Информационные статьи могут содержать фотографии, краткие ссылки на другие ресурсы по соответствующим темам. Возможно также разделение информационных блоков на региональные сектора.

    Выполнен мобильный журнал в виде загружаемого Java2ME-приложения. Аля того чтобы загрузить его в мобильный телефон, пользователям необходимо будет отправить текстовое SMS-сообщение на специальный сервисный номер. В ответ они будут получать WAP-ссылку, по которой и следует загрузить приложение в память телефона.

    Соответственно для полноценной работы приложения на мобильном телефоне необходимо иметь подключенное WAP-соединение. Вся информация, доступная для пользователей мобильного журнала, будет храниться в специальной базе данных.


    Схема работы приложения.


    ПРАВИЛА РАБОТЫ С КОНТЕНТОМ:

    – заголовок недоговаривает;

    – описание события нужно уложить в 160 символов;

    – приветствуется использование изображений с описаниями.

    ОСОБЕННОСТИ ОФОРМЛЕНИЯ НОВОСТЕЙ:

    – использование фотографий и описаний;

    – провокация к обсуждению.

    Политическая реклама и антиреклама в сетях сотовой связи

    Во время избирательной кампании по выборам президента Украины мобильные бригады рассылали сообщения в поддержку Ющенко и против Януковича: «Звільнемося від бандитів! Відішли це на 5 номерів – виконай свій обов'язок! Так Ющенко!», «Вставай Україно, вставай вже до бою, поки москаль не керує тобою. Бо прийде до влади „яйце“ дурнувате, тоді Україні ніколи не встати». Особой «популярностью» среди абонентов украинских сетей сотовой связи пользовались SMS, имитирующие сообщения от операторов. Например: «Остаток на Вашем счете зачислен в избирательный фонд Виктора Януковича». Желая избежать соответствующих обвинений, 23 декабря 2004 года Николай Томенко заявил о политическом спаме в сети одного из крупнейших операторов сотовой связи в Украине – UMC. Председатель комитета по вопросам свободы слова и информации Верховной рады Украины, а по совместительству один из лидеров «оранжевой революции» цинично обратил внимание руководства компании UMC на то, что компанию используют с политической целью – как источник распространения «черного пиара». При этом г-н Томенко умудрился утверждать, что UMC втягивают в нечестные игры, рассылая через сеть абонентов компании провокационные SMS-сообщения якобы от лица «народного агитатора Ющенко». Председатель парламентского комитета заявил, что готов предоставить UMC номера всех телефонов, которые используются в провокационных целях и наносят вред репутации одного из самых крупных операторов мобильной связи в Украине.


    Сообщение, распространяемое владельцам мобильных телефонов. Украина, 2004 год.

    Выборы депутатов Московской городской думы, а также довыборы депутатов Государственной думы по двум федеральным округам принесли неприятные неожиданности жителям столицы. Несмотря на то что жалобы москвичей на бесконечную политическую агитацию стали достоянием прессы, партия «Родина» не отказалась от сомнительного информирования: предложения принять участие во флеш-мобе, жалобы на правоохранительные органы и т. п.

    Информирование за гранью фола

    ТЕРМИН, ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ В ДАННОМ РАЗДЕЛЕ:

    СПАМ – сообщения, которые обладают следующими признаками:

    – рассылаются массово;

    – пользователь не может исключить получение сообщений, не ограничивая себя существенно, при этом такие сообщения рассылаются без согласия получателя;

    – содержат рекламу (в смысле, определенном законом «О рекламе»);

    – являются анонимными, то есть не содержат идентификации рекламораспространителя либо содержат неверные данные о рекламораспространителе.

    К сожалению, абоненты сетей сотовой связи не могут избежать такого явления, как спам. Обычно кандидаты используют спам, полагая, что такой вариант SMS-рассылки будет выполнять роль агитационного рупора. Вместо этого избиратель воспринимает непрошеное сообщение со всеми вытекающими для имиджа кандидата последствиями.

    В контексте настоящего сборника мы рассмотрим спам в формате SMS. Традиционно SMS-спам отправляют через Интернет. «Талантливые» левши с третьего курса технического вуза за 5 минут и 1000 рублей могут легко найти в сети программу, которая будет рассылать SMS электорату. Советуем отказаться от услуг таких «специалистов». Помимо того, что ваша деятельность причинит значительные неудобства как «своим», так и «чужим» избирателям, гипотетически программа может дать сбой, который нарушит работу оператора сотовой связи.

    Интересная правовая коллизия с использованием спама в политических процессах происходит в США.

    В 1991 году в США запретили использование некоторых автоматических программ рассылки. Через 10 лет апелляционный суд штата Аризона удовлетворил жалобу добропорядочного американца на телефонную компанию Acacia, которая в 2001 году прислала два рекламных текстовых сообщения на его мобильный телефон. Эти текстовые сообщения были признаны спамом. С другой стороны, согласно американскому законодательству действующие представители органов власти имеют право распространять сообщения своим избирателям, в том числе с помощью SMS[1] . Инициатор законопроекта о запрете спама Барбара Мэтьюс до сих пор не может утвердить в Сенате закон, который, по ее мнению, должен защитить владельцев мобильных телефонов и пейджеров, которые не хотят получать спам от политиков.

    Пальма первенства среди статусных спамеров принадлежит премьер-министру Италии Сильвио Берлускони. В день выборов членов Европарламента итальянцы получили на мобильные телефоны SMS-сообщения от его имени с призывом прийти на избирательные участки. Решение европейского медиамагната обошлось национальному бюджету в 7 млн. евро.

    В марте 2003 года вице-премьер правительства Свердловской области Юрий Осинцев открыл для себя SMS в новом формате. На мобильные телефоны абонентов сотовой сети «Уралтел» начали поступать SMS-сообщения, исходящие якобы от кандидата Осинцева, которые приглашали посетить его сайт в сети Интернет по адресу www.osincev.ru. Далее стали приходить сообщения «Всем голосовать за Осинцева! Осин плюс Россель плюс Хабаров равно Ебург». Фамилии политиков в сообщении были исковерканы: вместо Росселя фигурировал Хроссель, вместо Осинцева – Опсинцев.

    В заключение раздела следует напомнить кандидату, что выбор канала для политической рекламы: WAP, STK или суперсовременный I-MODE не гарантирует обратной реакции со стороны избирателя, если представленная информация не вызывает у него интереса.

    ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ ОТ МОБИЛЬНОГО ТЕЛЕФОНА

    1. На сегодняшний день сотовая связь еще не является заменой традиционных каналов коммуникаций между избирателями и кандидатом. Ее использование усиливает влияние традиционных избирательных технологий, сокращая с помощью широкого спектра телекоммуникационных возможностей себестоимость производства и передачи информации от кандидата к аудитории.

    2. Мобильный телефон – единственный медианоситель, который позволяет минимизировать расходы на политическую агитацию пропорционально ее масштабам, то есть чем больше избирателей получит сообщение кандидата, тем меньше он должен заплатить за обслуживание сервиса.

    3. В отличие от других медианосителей мобильный телефон гарантирует кандидату, что избиратели заметят его сообщение.

    4. Технологии мобильной связи должны применяться в политических процессах для решения текущих задач, направленных на определенную аудиторию. Например, не стоит информировать абонентов молодежных каналов о своих инициативах в части пенсионной реформы.

    5. Если вы используете текстовое сообщение, не забывайте, что телефоны, поддерживающие латиницу (в России около трети таких телефонов. – Прим. автора), позволяют принимать сообщение не более 160 символов, включая пробелы. При использовании кириллицы сообщение становится еще короче и составляет всего лишь 70 символов.

    6. Не отправляйте анонсы, кроме случаев предварительной подписки абонента на данный тип новостей. Мобильный телефон по своей сути – инструмент, который передает то, что происходит в настоящий момент.

    7. Если вы используете в рамках избирательной кампании медиафайлы: музыку, картинки, игры, старайтесь выбирать наиболее простой и легко воспринимаемый символичный формат. Например, для PR-кампании празднования Нового года в качестве рингтона подойдет мелодия «В лесу родилась елочка», в качестве картинки – елочные украшения, в качестве игры – пазл: собери снеговика.

    8. Предоставляйте избирателю возможность выбора технических приемов участия в вашей акции. Помните, парк моделей телефонных аппаратов и SIM-карт в масштабах любого города значительно отличается от средств связи, которые используете вы, ваши близкие родственники или даже члены штаба. Предлагайте универсальные либо несколько разных решений.

    9. Не рассылайте спам владельцам мобильных телефонов.

    10. Сотовый телефон – последний бастион частной жизни избирателя. Если вы хотите его штурмовать, соблюдайте правила хорошего тона, чтобы не прослыть грубияном:

    – не используйте телефон без разрешения обывателя, кроме экстренных случаев, когда распространение информации важнее последствий;

    – не обращайтесь к одному и тому же абоненту чаще, чем это реально требуется в рамках кампании, даже если избиратель является добровольным подписчиком.









    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх