|
||||
|
Какие могли бы быть перспективы Вспоминает Начальник ГБТУ (1980-1987) генерал-полковник Ю. Потапов: Нами был разработан единый танк Т-80УД с дизельным двигателем в 1250 л.с. (в заделе был на 1500 л.с.) и с более мощным вооружением. Я трижды докладывал на специальном совещании в ЦК КПСС в присутствии министра обороны Маршала Советского Союза С.Ф. Соколова и заместителя министра обороны по вооружению генерала армии В.М. Шабанова порядок переоснащения заводов на танк Т-80УД. Предусматривалась поочерёдная остановка заводов на два-три года для подготовки их к серийному производству единого танка Т-80УД. создателем которого был генеральный конструктор генерал-майор Н.А. Шомин на заводе имени Малышева. ЦК. КПСС поддержал мою инициативу, а Госплан, совместно с Министерством оборонной промышленности и ГБТУ подготовил план реконструкции заводов в 2000 году. Как шла в дальнейшем работа по планированию, не знаю, так как ушёл по болезни в отставку, но в 1991 году этот вопрос отпал: Украина стала самостоятельным государством, а танк Т-80УД создавался в г. Харькове. Разработка перспективного танка была поручена ХКБМ им. Морозова, головным исполнителем назначен завод им. Малышева, ТТЗ составлено отделом системных исследований ОБТ и машин на их базе НИИИ 38. Был создан ряд опытных танков (объект 477, 477А и др.), но, распад СССР стал основной причиной невозможности дальнейшей разработки перспективного танка в «ближнем» зарубежье, хотя совместные работы продолжались еще многие годы. Вооружение танка включала 152 мм гладкоствольную пушку с полностью механизированным боекомплектом и установку с 30 мм и 7,62 мм пулеметом. Разработка перспективного танка была поручена ХКБМ им. Морозова, головным исполнителем назначен завод им. Малышева, ТТЗ составлено отделом системных исследований ОБТ и машин на их базе НИИИ 38. Был создан ряд опытных танков (объект 477, 477А и др.), но, распад СССР стал основной причиной невозможности дальнейшей разработки перспективного танка в «ближнем» зарубежье, хотя совместные работы продолжались еще многие годы. Экипаж танка рассредоточен по машине и максимально изолирован друг от друга с точки зрения защищенности. Обеспечение дублирования при управлении вооружением с двух рабочих мест экипажа и дублирования работы механика водителя командиром. По бокам от рабочего места механика-водителя расположены «револьверные» барабаны основных боеукладок танка. Системы различают, когда и куда был вложен данный тип боеприпаса. От плеч «мех-вода» до вращающихся барабанов – не более 150 мм. В боевом отделении наводчик-оператор расположен слева, а командир танка справа. Между ними размещен расходный «барабан» механизма заряжания. Снаряды в него поступают из основной боеукладки. Выстрелы танка имеют длину до 1800 мм, среди них БПС с сердечником из уранового сплава, управляемые ракеты повышенной дальности, боеприпасы для поражения танкоопасных целей с готовыми поражающими элементами и т.п. Сделать танк который ничего не пробьет невозможно, поэтому важным считается дублирование членами экипажа своих основных функций и их изолированное размещение. Системы поиска, обнаружения и опознавания целей позволяют вести огонь из танкового вооружения, как наводчику-оператору, так и командиру танка. Панорамные многоканальные прицелы позволяют как НО, так и КТ использовать все возможности танкового вооружения. Могущество боеприпасов позволяет поражать как бронированные, так, и открыто расположенные цели. На ряду с принципиально новыми компоновочными решениями большое уделялось оснащению танка информационно-управляющей системой интегрированной в систему управления танковыми частями. Первые образцы танка были изготовлены во второй половине 80-х годов. Информационно-управляющие систем перспективного танка включали бортовой информационно-управляющего комплекс (Т6Л1), радиолокационную аппаратуру миллиметрового диапазона для решения задач прицеливания вооружения, баллистического обеспечения стрельбы и обеспечения движения танков в колонне (изделия Т6Л2, Т6ЛЗ, Т6Л4). После распада СССР разработки перспективного российского танка поручили Ленинградскому конструкторского бюро Кировского завода. Был создан проект перспективного танка с новой компоновкой, в связи с объективными и субъективными причинами проект не был реализован до стадии работоспособного образца. 1 – схема перспективного высокозащищенного танка с экипажем два человека. 2 – высокозащищенная капсула перспективной боевой машины По мнению руководства ОАО "Спецмаш" перспективный танк должен оставаться ракетно-пушечным, массой до 50 тонн, с пушкой большого калибра, вынесенной из боевого отделения, и артиллерийскими снарядами не только повышенного могущества, но и корректируемого по траектории по схеме "выстрелил-забыл-поразил". У него должны быть семиопорное шасси с передним расположением моторно-силовой установки и гидропневматическая (или регулируемая) подвеска. Мощность газотурбинного двигателя на уровне 1800 л. с. должна позволять танку развивать максимальную скорость не менее 95 км/час, при средней по грунтовым дорогам до 60 км/час. Размещение экипажа из 2-х человек в изолированной рубке управления в наиболее защищенной средней части корпуса; автоматизированная система управления огнем, комплекс систем жизнеобеспечения, эргономические кресла. Блочно-модульная конструкция перспективного танка позволит за счет замены функциональных модулей создать семейство унифицированных машин: боевой машины поддержки танков, самоходно-артиллерийской установки, машины поддержки с противотанковым ракетным комплексом, машины разведки и управления, роботизированной боевой машины и т. д.». Были проведены работы и изготовлены ходовые макеты шасси и других компонентов танка. На базе танка также производится отработка роботизированных боевых и вспомогательных комплексов. «Объект 187» Опытный танк «объект187» был создан в Нижнем Тагиле. Основной задачей при разработке было значительное усиление характеристик защиты и огневой мощи в рамках принятой для отечественных танков классической компоновки. Отличительными чертами танка по сравнению со всеми предыдущими отечественными машинами было применение новой сварной башни с многослойным комбинированным бронированием и новой конструкции лобового узла копуса. Наиболее заметным отличием «Объекта 187» от Т-90 является пушка 2А66 с дульным тормозом и применение РЭ на всю длину корпуса не защищенную силовыми экранами. Еще одной особенностью башни было увеличение ее внутреннего объема для обеспечения работы усовершенствованного автомата заряжения. Лобовой узел был полностью перекомпанован и представлял собой сварную конструкцию, верхняя деталь которой расположена под меньшим углом, что позволило обеспечить равномерную защиту, габарит которой составляет около метра. Также отрабатывалось повышение огневой мощи танка за счет применения пушки 2А66 (Д-91Т) с хромированным стволом и повышенными баллистическими качествами. В боекомплект пушки входили новые выстрелы с бронебойным подкалиберным снарядом и новым типом системы ведения в канале ствола. На танке отрабатывались варианты установки различных силовых установок, среди которых 4-тактный, 12-цилиндровый, V-образный дизельный двигатель размерностью КД-34, опытный 12-цилиндровый, Х-образный дизель 2В-12. Кроме того, проводились испытания варианта с газотурбинным двигателем. Другие перспективные разработки рассмотрены в материале – Развитие российского танкостроения К чему пришли Сейчас на вооружении российской армии находятся две модификации современных основных танков (Т-90 и Т-80У) с различными силовыми установками, боевая эффективность которых примерно равна. По стоимостному показателю некоторое преимущество имеет танк Т-90. Оставшиеся на вооружении России танки Т-64 сейчас находятся на базах хранения и используются в ограниченных масштабах. По истечении ресурса они подлежат утилизации. В то же время в Украине проходит модернизация Т-64, которая повышает их характеристики до уровня танков Т-80У. На данный момент разработкой танков в России занимается УКБТМ, Омское КБТМ и ОАО «Спецмаш». На Украине работы продолжают вестись в ХКБМ. Возможности крупномасштабного серийного производства в России сейчас сохранились только в Нижнем Тагиле. В 1995 году министр обороны П. Грачев озвучил принятое решение: больше не производить газотурбинные танки. Как сообщает издание «Военные знания», 9/1994 в 1993 году проводился ряд испытаний дизельного Т-90 и газотурбинного Т-80У для отбора единого танка для Российской армии. Победителем был признан Т-90. В личном разговоре с Н. С. Поповым Грачев признал, что выбрали далеко не лучший, а более приемлемый в сложившейся ситуации. Немалую роль здесь сыграл и бывший секретарь свердловского обкома КПСС, а тогда президент России Б.Н. Ельцин. Военно-технический уровень танков РФ и НАТО Модернизация могла бы позволить поднять военно-технический уровень Т-72Б, Т-80У и Т-90 на 40-50%. Но за 10 лет никакой модернизации так и не начали проводить, а в последнее время вопрос видимо захотели решить просто списанием большей части танкового парка. Если в 70-е и 80-е годы советские Т-64Б и Т-80 значительно превосходили по военно-техническому уровню зарубежные «Чифтейны» и «Леопарды-1» то сейчас ситуация изменилась в худшую сторону. В начале 2000-х планы были такие: К 2005г. иметь достаточное количество модернизированных танков на основных стратегических направлениях и в частях постоянной готовности, подготовить серийное производство перспективного танка. К 2025 г. иметь не менее 50 % новых танков, остальная часть парка – модернизированные танки типа Т-72, Т-80, Т-90. Совершенно очевидно, что на данный момент эти планы полностью провалены, основу танкового парка как составляли, так и составляют Т-72Б и Т-80БВ, которые не проходили никакой модернизации. Коротко об основных направлениях предлагавшейся модернизации находящихся в производстве и ранее выпущенных образцов БТВТ. · установки пушки повышенной точности (до 20%) 2А46М4(М5); · повышения эффективности борьбы с живой силой (в 2 раза), достигаемого введением в состав боекомплектов осколочно-шрапнельного снаряда, оснащенного взрывателем с дистанционным подрывом на траектории; · установки блока поправок баллистических характеристик в СУО, повышающего точность стрельбы на 5 %; · БПС повышенного могущества с сердечником из сверхплотных однокомпонентных и композиционных материалов, увеличивающих бронепробиваемость на 30%; · тепловизионного прицела с дальностью видения в ночных и сложных условиях до 2800- 3000 м (на 12%) и др. · Дальнейшее повышение огневой мощи может быть обеспечено при установке 125-мм пушки повышенной баллистики и комплекта выстрелов. · Поиск технических решений, направленных на повышение уровня защищенности при модернизации, реализуются в конструкции за счет установки: усовершенствованной (встроенной) динамической защиты, системы электромагнитной защиты, противопожарного оборудования "Иней" и комплекса оптико-электронного подавления, а также внедрения мероприятий по снижению заметности. Производство капитального ремонта с проведением модернизации по улучшению огневой мощи танков Т-72Б и Т-80Б могло быть начато в 2002-2003 году. Весь комплекс работ по глубокой модернизации машин, при условии финансирования мог бы быть закончен к 2004 году. Практически ничего из вышеперечисленных предложений реализовано не было. А. Тарасенко © BTVT.narod.ru
Николай Кучеренко. 50 лет битвы за танки СССР Л. Васильева (Кучеренко), И. Желтов. Моторы и судьбы. О времени и о себе» Н.К. Рязанцев. ХПЗ – завод имени Малышева 1895-1995, краткая история развития.- Харьков; Прапор, 1995. Карпенко А.В. Обозрение отечественной бронетанковой техники (1905-1995 гг.). -С.- Петербург: Невский бастион, 1996. Сергей Устьянцев, Дмитрий Колмаков. "Боевые машины Уралвагонзавода танк T-72". – Нижний; Медиа-Принт, 2004 "Без тайн и секретов", под редакцией Н.С.Попова, СПб.,1995. Петр Кириченко, Геннадий Пастернак. ПАРАДОКСЫ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ТАНКОСТРОЕНИЯ. Техника и вооружение. №2,3,4/2005 г. Россия – Индия: перспективы регионального сотрудничества. М.: Институт востоковедения РАН, 2000. Ю. П. Костенко. Танки (тактика, техника, экономика).- М.: НТЦ «Информтехника», 1992, 68 с. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|