|
||||
|
Методика многоборья в преподавании рукопашного боя Современные системы рукопашного боя структурно состоят из нескольких разделов (в зависимости от тактического назначения). Так, например, армейский рукопашный бой (РБ): · Атакующие действия с холодным оружием армейского образца; · Ударная техника; · Защита от холодного оружия; · Броски, самостраховка; · Болевые приемы; · Типичные тактические задачи (снятие часового, связывание, обыск и т. д.). На примере армейского РБ видно, что обучение носит разноплановый характер. Учитывая эту разноплановость, напрашивается вывод: · Преподаватель этой системы либо очень одарённый человек; · Либо освоение этой системы отняло у специалиста долгие годы жизни; · А скорее всего, он умеет делать на «отлично» что-то одно, а всё остальное может прилично продемонстрировать. Как правило, преподаватель РБ либо боксёр, либо борец, что сразу проясняет, какие тема и техника будут доминировать при обучении личного состава. Подобное положение существует не только и не столько в армии и флоте, любая разноплановая система требует: • Разносторонне развитого (в рамках системы) преподавателя высочайшей квалификации; • Либо продуманного разделения тем преподавания среди тренерского коллектива. Подобная методика разделения была опробована автором в 1988 г. при подготовке к первенству УРВО по офицерскому многоборью. К тому времени стаж занятий этим видом спорта у него составлял уже 3,5 года, а лучший результат всего лишь чуть-чуть превышал сумму первого разряда. Преподавание вел В. Н. Зарубин, компетентный, уважаемый в этой области тренер, МС СССР, с огромным стажем работы. Беда была лишь в том, что Василий Николаевич: • Отлично и стабильно стрелял; • Прилично бежал и неплохо разбирался в беге; • Очень средне плыл, и как, следствие, плавание преподавалось методически слабо. Это не могло не отразиться на планах тренировок, а значит, и на результатах спортсменов. Те из участников команды, кто имел плавательный опыт или когда-то занимался бегом, значительно поднимали личные результаты именно за счёт предыдущей базы и стрельбы. За четыре месяца перед соревнованиями, о которых пойдёт речь, автор разделил тренировочный процесс на четыре составляющие и определил процентное соотношение нагрузок: 1. ОФП — 10 %. 2. СТРЕЛЬБА — 30 %. 3. БЕГ — 20 %. 4. ПЛАВАНИЕ — 40 %. Исходя из индивидуальных особенностей, приоритетными видами были определены плавание и стрельба, потому что стрельба на тот момент была самым результативным для него видом, а плавание — самым проблематичным. Для стабилизации результатов по стрельбе было решено поменять тренировочную базу, а главное — найти тренера по стрельбе именно из крупнокалиберного пистолета. Учитывая собственный низкий уровень плавания, спортсмен обратился за помощью к тренеру юношеской группы по плаванию. Эти шаги позволили составить грамотные программы обучения для индивидуальной отработки. В итоге норматив МС СССР был превышен более чем на 200 очков. В этом примере элемент индивидуальной подготовки сыграл роль связующего фактора, потому что тренировочные программы писались специалистами без учёта суммарных нагрузок, это могло привести к перетренированности, но, основываясь на анализе самочувствия и длительном спортивном опыте, спортсмен самостоятельно выбирал оптимальный режим тренировок. На этом, не совсем «прикладном», примере видно, как распределение приоритетов в индивидуальных программах обучения и комплексных учебных задачах позволяет достичь ощутимого прогресса именно за счёт разделения разноплановых видов на тематические составляющие, причём обучением каждой субтемы должен, по возможности, заниматься узкий специалист, а вот синтезом и общим руководством — руководитель учебной программы. Для спортивного РБ, боевых видов каратэ и прикладных систем можно посоветовать следующий недельный план тренировок на татами: • ПОНЕДЕЛЬНИК — после воскресного отдыха, БОРЬБА с учётом правил и традиций, принятых в избранном виде спорта, но под руководством специалиста в борьбе, причём выбор вида борьбы (и тренера) должен происходить с учётом предполагаемых правил соревнований. • ВТОРНИК — кросс. • СРЕДА — БОКС, КАРАТЭ ДО, ТХЭКВОНДО и т. д., в зависимости от принятых приоритетов в избранном виде РБ. • ЧЕТВЕРГ — футбол, баня. • ПЯТНИЦА — ИТОГОВАЯ ТРЕНИРОВКА с элементами борьбы, ударной техникой и обязательно условными и свободными спаррингами под руководством главного наставника (старшего тренера). • СУББОТА — общая физическая подготовка либо специальная физическая подготовка в зависимости от общего плана. Подобный график тренировок не означает, что главный наставник появляется в зале по пятницам, контроль руководителя должен быть на протяжении всего учебного процесса, но в отличие от пятницы в другие дни он занимает вторичную позицию по отношению к «узкому специалисту». Данная методика хороша для подготовительного периода обучения, Предсоревновательный и соревновательный требуют интенсификации уже реальных задач, без разделения по техническому признаку. Чем интереснее и компетентнее будет подаваться каждая тема, тем более вероятен позитивный результат в целом. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|