|
||||
|
Методика «сатори». Преподавании систем рукопашного боя Сатори — внезапное пробуждение (озарение). Любая методика нуждается в философской базе. Философия — мать всех наук, и наука рукопашного боя не исключение. Для того чтобы понять способы формирования избранной техники, чтобы понять направление её развития, безусловно, следует знать, под воздействием каких факторов она формировалась, какие методические и психологические приемы свойственны в процессе традиционного тренинга. Осмысление традиционных методик позволяет выявить систематику формирования бойца, а уяснив систему, поняв её отправные точки, мастер получает возможность конструировать новые, оригинальные формы обучения, опирающиеся тем не менее на традиционные методики. Крайне интересны в процессе тренинга приемы, применяемые в обучении дзенских монахов. Приведу несколько мыслей из практики Дзен, имеющих, на мой взгляд, отношение к преподаванию рукопашного боя: · Наш мир — совокупность, скорее, процессов, чем сущностей… Я — это не просто то, что я делаю сейчас. Я — это то, что я уже сделал. Ведь то, что я есть, — так мимолетно, неосязаемо, а то, чем я уже был, является фиксированным и окончательным. · Центральное зрение вызывает осмысление, искажая эмоциями и мыслями бессознательное — объективное — отражение реальности, периферийное зрение охватывает слишком много и не имеет возможности цепляться за образы, оно не будоражит мысли и чувства. Зеркалу безразлично, что отражать, поэтому оно не лжёт. · Пространные объяснения вызывают ответные эмоции, эмоции искажают «зеркало» сознания. «Один раз показать — лучше, чем сто раз объяснить», попробуйте объяснить словами, как завязывать галстук! · Спонтанность ребёнка — это его способ познания, загоняя его в рамки этики поведения, мы лишаем его инструмента объемного осмысления, подсовывая взамен конвенции устоявшиеся стереотипы, то есть вместо изучения комплекса «вещь в движении» мы подсовываем ему словесный символ этой вещи. Куда исчезает кулак, когда я раскрываю ладонь?! · Умение пользоваться периферийным умом напоминает использование периферийного зрения. Ум следует отпустить, позволив ему, уподобясь ментальному зеркалу, отражать без искажений окружающие его процессы, не концентрируясь на чём-то конкретном. · Гораздо чаще важные решения зависят от «наития» — иначе говоря, от «периферийного зрения» ума. Ситуацию следует «ощущать». · Как ни усиливай работу мускулов рта и языка, вкус пищи не станет от этого острее! Не надо стараться и не надо желать что-то сделать, надо просто делать. Стараться быть естественным уже означает быть искусственным, не надо стараться — надо просто быть. · Умение принять спонтанное решение предоставляет уму возможность действовать самому по себе, это и есть «у-вей» (ненапряженность, нестремление). · Умом следует пользоваться, как глазами. · Истина не выразима словами. · Сатори. Если его трудно достичь, то лишь потому, что всё слишком просто. · В движении не должно быть насилия ума (у-вей) · Как можно, полируя камень, сделать его зеркалом? Как можно, сидя в медитации, стать Буддой? · Естественное, спонтанное поведение человека и есть ум Будды. · Популярность (школы боевых искусств в том числе) почти всегда неминуемо ведёт к снижению качества и превращается из неофициального духовного движения в стабильный общественный институт. · Систему коан разработала дзен-буддийская школа Линь-чжи (Ринзай). Коан— это диалог типа внезапный (поразительный) вопрос — спонтанный ответ. · В 1191 году японский монах школы Тен-тай Эйсай (1141–1215) положил начало школе Ринзай в Японии. · Бусидо — представляет собой Дзен, применённый к искусству войны. · В японском Дзэн применяется практика медитации в действии, этот принцип позволяет превратить в разновидность практики Дзэн обычные занятия искусством, чайную церемонию, игру на флейте, живопись тушью, стрельбу из лука, фехтование и Будо. · Достигнуть чего-то — всегда означает что-то потерять, ведь чем большего ты достиг, тем настоятельней необходимость достичь ещё большего. Есть — значит жить для того, чтобы снова проголодаться. · В Дзэн выбирать — абсурдно, ибо выбора нет. Выбор означает решение, решение означает размышление, размышление — это мысли и чувства, а они — это всего лишь пыль на зеркале разума. Решение должно быть спонтанным. «Трудные дела надо делать легко. Лёгкие дела следует делать серьёзно…». «Принятие решения не должно занимать более 7 вдохов…», за это время разум успевает почувствовать ситуацию, но не успевает подумать о ней в «полной мере». · Человеческое переживание уподобляется феномену «луна-в-воде», в котором вода есть субъект, а луна объект. Если нет луны или нет воды, то в равной степени нет «луны-в-воде». Но когда восходит луна, вода не ждёт, чтобы принять её образ. · Не надо думать о будущем, его нет, хотя бы потому, что там никто не был. Прошлое важно своим опытом, настоящие слишком призрачно на дороге в прошлое, вот и выходит, что для нас гораздо важнее то, что было, чем то, что есть, и уж тем более то, что будет. Но ничего, кроме настоящего, не существует, и если человек не может жить в настоящем, он вообще не сможет жить нигде. Мечты — это всего лишь разновидность искушений, эгоизм, пытающийся проникнуть в «Завтра», для того чтобы его изменить. «Завтра» (будущее) никогда не наступает, «Сегодня» переходит в «Сегодня», как можно изменить то, чего никогда не было и не будет? · Нет ничего ошибочнее, чем представлять себе Дзэн, как некую систему самоусовершенствования. · Сидишь — и сиди себе; идёшь — и иди себе. Главное — не суетись попусту. · Представление человека о самом себе часто неверно, так как оно неподвижно, хотя человек изменяется безостановочно. · Реакция на ситуацию должна быть мгновенной, как звук, следующий за хлопком ладоней. · Мастер должен задавать вопросы, на которые ученик не может знать ответы, а ученик не имеет права медлить с ответом, лишь в этом случае возможно спонтанное мышление (сатори). · То, что тебе рассказывает другой, — это не твоё собственное знание. Любой самостоятельно пережитый опыт навсегда твой. · Один из методов овладения релаксацией мышц заключается в том, чтобы начинать с увеличения мышечного напряжения и таким образом ясно почувствовать, чего не надо делать. · Если между двумя действиями остаётся щель толщиной хоть в волосок — это уже задержка. · Если бы тигр думал, как ему прыгнуть и убить свою жертву, он бы запутался в своих лапах. Всё дело в том, что, когда тигр должен прыгнуть и убить, он просто прыгает и убивает. Уяснив систему взглядов основоположников Дзэн, мастер получает возможность почувствовать алгоритм создания той или иной техники, затем этот проверенный веками алгоритм возможен к переносу и тактико-технической адаптации в современные условия. Крайне интересны древние формы преподавания, представьте себе занятие по «продвинутой технике», на котором мастер не проронил ни слова. Смею вас заверить, дисциплина и внимание будут полными. Эта методика называется «прямое указание» (чжи-чжи) и означает открытое выражение с помощью несимволических действий или слов (в нашем случае с помощью обычной демонстрации тех. действий). Дзэн отвергает насильственные меры, он достигает своих целей невмешательством (у-вей), следовательно, естественность движения и есть критерий оценки его так называемой техничности. Отработка и постановка ударов и связок крайне важна в начальном, базовом, периоде обучения, и важна прежде всего для понимания внутренних ненасильственных связей между действиями. Именно уяснение этих алгоритмов позволяет в дальнейшем перейти к спонтанному ведению поединка. Чем более продвинут боец, тем более естественны его действия, тем менее предсказуемо его поведение, а это и есть подлинное мастерство, лишённое внешнего блеска, но наполненное внутренним покоем и чистотой — озарением, просветлением — сатори. Следуй своей природе, Двигайся вперёд и перестань беспокоиться, Если твои мысли связаны, ты портишь то, что подлинно… Сэн-цань (умер в 607 г.) |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|