|
||||
|
Часть II. Практика. Дыхательно-энергетические упражнения Наставники во-дао придают большое значение правильному дыха нию. Если ученик (во-сэн) не умеет правильно дышать, то он быстро устает во время упражнений, и еще быстрее — в бою; долго восстанавливает свои силы; не может сохранять спокойствие в опасных ситуациях; недостаточно сильно наносит удары и плохо держит удары противника. Дыхательные упражнения решают две основные задачи. Во-первых, они вырабатывают навык дышать не грудью, а животом («дыхание диафрагмой»). Во-вторых, формируют привычку сочетать дыхание с движением. О дыхании можно говорить очень долго, поэтому я ограничусь здесь всего несколькими замечаниями (более подробно этот вопрос я рассмотрел в книге «Зыонгшинь», где проблеме дыхания посвящена целая глава). Прежде всего, следует освоить базовое дыхательное упражнение. Для этого надо сесть так, как показано на рисунке, то есть согнув ноги в коленях и опустив корпус на пятки. Поначалу вам будет мешать боль в закрепощенных голеностопных суставах, а также в спине, но постепенно вы привыкнете. Упражнение выполняется следующим образом: 1. Вытянуть руки ладонями вперед. 2. Сделать длинный упругий вдох через нас/одновременно сжимая пальцы в кулаки и подтягивая их к груди. 3. Прижать кулаки к поясу и задержать дыхание на время от 2-х до 10-ти секунд. 4. Наполнить воздухом верхнюю часть легких, приподняв для этого плечи вверх и подтянув руки. 5. Сделать шумный выдох через рот, одновременно вытягивая руки вперед и разжимая кулаки. 6. Задержать дыхание на выдохе на время от 2-х до 10-ти секунд. Это так называемое «полное дыхание». Наиболее важные требования к его выполнению заключаются в следующем: 1) Все 4 элемента дыхательного цикла — вдох, задержка на вдохе — выдох — задержка на выдохе — должны иметь одинаковую продолжительность времени (2, 3, 4 или больше секунд, максимум до 10-ти). По мере роста тренированности время на выполнение каждого из 4-х элементов должно удлиняться; 2) вдох осуществляется только через нос(кхи-зыонг), а выдох — через рот (кхи-ам); 3) выдох производится за счет втягивания брюшной стенки внутрь живота и подъема диафрагмы вверх; 4) для вдоха достаточно отпустить живот. Полное дыхание восстанавливает силы и очищает организм от продуктов распада, образующихся в результате обмена веществ. Овладев полным дыханием, следует сочетать его с возбуждающим (син-кхи) и успокаивающим (тху-кхи) дыханием. Возбуждающий (тонизирующий) эффект дыхательных упражнений обеспечивается за счет большей задержки дыхания на вдохе, чем на выдохе (например, на вдохе до 8 секунд против 2-х секунд на выдохе). При успокаивающем дыхании поступают наоборот: задержка на выдохе в 2–4 раза превышает задержку на вдохе. Обычно возбуждающее дыхание рекомендуют делать в начале тренировок, успокаивающее — в конце занятий. Полное дыхание целесообразно практиковать на свежем воздухе утром и вечером. Отрабатывая фапы и кюйены, следует заботиться о том, чтобы дышать правильно. Это значит, что при отходе, уклонах, смене позиции, в промежутках между приемами надо делать вдохи, а все удары, блоки, прыжки и атаки производить на выдохах. Собственно дыхательные упражнения сводятся, таким образом, к глубокой прокачке воздуха через легкие и к его задержке там для полного усвоения кислорода. Что касается энергетических упражнений, то они требуют иного типа дыхания — очень легкого, неглубокого («как будто дыхания нет, хотя оно есть»). Дело в том, что главное в энергетических упражнениях не дыхание как таковое, а мысленное представление движения энергии по меридианам от одного энергетического центра к другому. Опять-таки, не вдаваясь в детали этой очень сложной проблемы, коротко поясню схему прокачки энергии в базовом упражнении кхи-конг «малый круг» (более подробные указания вы найдете в книге И. А. Красулина «Жесткий цигун»).(См. рис. Путь энергии «кхи» по малому кругу). Исходное положение прежнее. Дыхание поверхностное, вдохи и выдохи только через нос, без каких-либо задержек, медленно, плавно. Итак, на вдохе мысленно ведите «кхи» из носа (точка «цзу-цзяо», на рисунке она обозначена буквой «и», через грудину (точка «шань-чжун», буква «к») в область «дан-дьен» (точка «ци-хай», буква «а»). Затем начинайте плавный медленный выдох и на выдохе ведите «кхи» дальше вниз, через точку «хуэй-инь» (буква «б»), расположенную в промежности, к точке «чан-цян» в копчике (буква «в»). Потом снова сделайте медленный вдох и на вдохе проведите энергию «кхи» вверх по позвоночнику через точки «мин-мэнь» (буква «г») в пояснице и «дин-тай» (буква «д») между 6-м и 7-м грудными позвонками (на уровне сердца) в точку «да-джуй» (буква «е») между 1-м грудным и 7-м шейным позвонками. Потом снова начните выдох и на выдохе проведите «кхи» от точки «да-джуй» через точку «нао-ху» (буква «ж») в основании черепа и «бай-хуэй» (буква «з») на темени в точку «цзу-цзяо» (нос). На этом малый круг вокруг торса и головы по центральному «чудесному» меридиану замыкается. Весь цикл совершается за два дыхательных цикла — два вдоха и два выдоха. При трехразовых ежедневных занятиях (утром, днем и вечером) по 15–20 минут для овладения данным упражнением требуется около трех месяцев. После того, как вы научитесь плавно и без всяких сбоев проводить «кхи» по малому кругу за два дыхательных цикла, следует переходить к проведению энергии, по этому пути за один дыхательный цикл. На вдохе «кхи» должна пройти от точки «цзу-цзяо» до точки «чан-цян», а на выдохе — от «чан-цян» до «цзу-цзяо». Именно такой цикл является основой для использования потока энергии «кхи» в искусстве во-дао. Однако сначала надо научиться проходить круг за два дыхательных цикла. Мысленный образ, который может вам помочь, примерно таков: живот (дай-дьен) действует как насос, который через нос закачивает внутрь тепло (энергию «кхи» из воздуха, или — если смотреть шире — из Космоса). Переизбыток «кхи» в «дай-дьене» вызывает ощущение огня в нем, что означает готовность энергии устремиться в другие точки. Хорошо освоив проведение потока «кхи» по малому кругу, начинают осваивать приемы направления энергии в ударные поверхности тела, сначала в центры ладоней, а потом и в другие точки. О необходимости практиковать упражнения «кхи-конг» три раза в день в одном из старинных трактатов сказано так: «Когда занимаешься утром, удаляешь из организма отработанную «кхи» и обновляешься; занимаясь днем, способствуешь накоплению «кхи», а занимаясь поздно вечером, тренируешь свое умение вести «кхи», делаешь его таким, что можешь одним пальцем проткнуть деревянную доску…» Запомните 5 задач кхи-конг: поглощение «кхи» из окружающего пространства, проведение ее по каналам от одной точки к другой, направление энергии в конкретные точки; сосредоточение ее в этих точках (сначала — в «ци-хай» или «дай-дьен», что одно и то же). И, наконец, выброс энергии из организма в конкретную цель. Интересным и полезным упражнением, позволяющим объединять дыхательные и энергетические приемы, является отработка боевого крика. Обычно кричат горлом, тогда как надо «кричать животом», извлекая оттуда энергию «кхи» и направляя ее в противника. Искусство боевого крика остается неизвестным на Западе. Не углубляясь в эту загадочную область, назову несколько разновидностей боевых криков во-дао: крик орла (используется для ускорения атаки), крик льва (увеличивает мышечную силу), крик совы (пугает противника), крик дракона (подавляет его волю)… Однако освоение этих и других разновидностей боевого крика без опытного учителя невозможно. Более простым и доступным для всех методом соединения прокачки воздуха с прокачкой энергии является практика приведенных здесь комплексов: «жесткого» (Круговорот энергии) и «мягкого» (Игра в мяч). Общая схема их освоения такова: сначала надо выучить все движения, составляющие тот и другой кюйены, чтобы практиковать их автоматически, не думая. Движения следует сочетать с длинными, глубокими выдохами через рот и такими же вдохами через нос. Дыхание должно быть ритмичным, без каких-либо задержек, но медленным. Затем, когда все движения вы научитесь делать в сочетании с дыханием, следует сосредоточиться на прокачке энергии по малому кругу. Таким образом, в этих комплексах объединяются три элемента: движения (позы), дыхание (вдохи и выдохи животом), самовнушение (образное представление циркуляции энергии по срединному меридиану). Начинать следует с «жесткого» комплекса, как более легкого для изучения (жестким он называется потому, что требует большего напряжения мышц для удержания поз, чем «мягкий», где статика отсутствует). Дам краткое описание этого кюйена: «Круговорот энергии» (Вонг Син Кхи кюйен) 1. Исходное положение — ступни вместе, руки по швам (лап-тан). 2. Поднять плавно руки через стороны-вверх, сделать при этом вдох. 3. Продолжая движение рук по кругу, плавно опустить их вниз (левая ладонь сверху) и одновременно отставить левую ногу вправо (стойка чуан-би). При этом произвести выдох. 4. Махом правой ноги по дуге вправо сесть в стойку чун-бин-тан. Пальцы сжать в кулаки и подтянуть к поясу. Вдох. 5. Правая рука идет ладонью вперед. Выдох. 6. Правая рука возвращается назад, пальцы снова сжимаются в кулак, вдох. 7. Левая рука идет ладонью вперед. Выдох. 8. Левая рука возвращается назад, пальцы вновь сжимаются в кулак, вдох. 9. На выдохе, переход в левостороннюю стойку чао-ма-тан. Пальцы обеих рук сжаты в кулаки. 10. Возврат в стойку чун-бин-тан, руки вытягиваются перед грудью вперед, ладонями наружу. Вдох. 11. Поворотом вправо переход в стойку дин-тан. Левая рука идет ладонью вперед, правая сжата в кулак и находится возе пояса. Выдох. 12. На вдохе поворотом ступней влево возвращение в стойку чун-бин-тан. Руки поднимаются вверх, параллельно одна другой, ладонями внутрь. 13. На выдохе переход в низкую стойку са-тан-хай. 14. Встать на левой ноге, поднять вверх правое колено, а также левую руку, сделать вдох. Стойка хак-тан. 15. Опустив ногу на землю, перейти в стойку чуан-би. Руки идут вниз, левая ладонь сверху. Выдох. 16. Левую ногу отвести назад, за правую, в стойку са-тан-мот. Вдох. 17. Опуститься на одно колено, в стойку тай-ам-тан. Выдох. 18. Разворачиваясь влево, перейти в стойку хо-тан. Сделать вдох. Позиции 19–36 аналогичны описанным выше. Так, позиция 19 соответствует позиции 9, позиция 23 — позиции 13 и т. д. «Игра в мяч» (Ки Сы Сат кюйен)
РАЗМИНОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ Примерное распределение времени 2-х часовой тренировки в школе Вовинам выглядит следующим образом: 1. Дыхательные упражнения — 5 минут 2. Разминочные упражнения — 20 минут 3. Базовая техника (фап) — 30 минут 4. Практика форм (кюйен) — 30 минут 5. Фан Дон и Ват — 20 минут 6. Растяжки —10 минут 7. Дыхательные упражнения — 5 минут Обращаю внимание читателей на то, что это примерная схема тренинга. В зависимости от условий она может изменяться. Например, при занятиях с новичками увеличивается время на разминку и на освоение базовой техники. Начиная с программы 3-го капа вводится вольный бой (шонг дау) и т. д. Вообще говоря, 3 тренировки в неделю по 2 часа каждая — это слишком мало. Надо либо тренироваться чаще (например, 5 раз в неделю); либо проводить более длительные тренировки (например, по 3 часа), либо переносить часть тренинга на утреннее время (например, растяжки, практику формальных упражнений). Начинать и заканчивать тренировку следует дыхательными упражнениями. Они улучшают кровообращение и циркуляцию внутренней энергии, повышают мышечный тонус (если выполняются с задержкой на вдохе) или понижают его (при задержке на выдохе). А главное то, что они в начале занятий дают возможность переключить мысли с повседневной суеты на процесс тренинга, и в конце — способствуют расслаблению мышц. (Ритуальные поклоны в начале и в конце занятий в общее время не входят). Разминка абсолютно необходима. Иначе не избежать травм. Разминочные упражнения (тхе дык) разогревают мышцы и связки, готовят их к интенсивной работе. Чем лучше разогрета мышца, тем меньше она подвержена травмирующим воздействиям при выполнении махов, ударов, прыжков и других резких движений. Известно множество комплексов разминочных упражнений. Здесь я даю стандартный комплекс школы Вовинам, состоящий из 20 упражнений (от 30 секунд до полутора минут на каждое). Есть более длинные (до 40 упражнений) и более короткие (всего 5-10 упражнений). 1. Вращение головой влево и вправо 2. Вращение корпусом в тазобедренных суставах 3. Махи руками вперед-назад (в вертикальной плоскости) 4. Вращение кистями рук 5. Махи руками вперед-назад (в горизонтальной плоскости) 6. Вращение плечами вперед и назад 7. Скручивание корпуса вправо и влево 8. Боковые наклоны вправо и влево 9. Отжимания на кулаках 10. Отжимания на пальцах 11. В низком приседе, перекаты вправо и влево 12. Вращение ступней в голеностопном суставе 13. Вращение согнутой ногой в тазобедренном суставе 14. Махи прямой ногой вперед-вверх 15. Махи прямой ногой в сторону-вверх 16. Поперечный шпагат 17. Продольный шпагат 18. Подъем корпуса из положения лежа в сед 19. Подъем прямых сомкнутых ног 20. Сидя ноги врозь, достать пол грудью Разумеется, каждое из этих упражнений выполняется с той амплитудой, на которую способен ученик. Однако в случае плохой гибкости правильное выполнение упражнений 11, 14–17, 20 вряд ли возможно. Соответственно, становится невозможным освоение техники ударов ногами в верхнем уровне, играющих заметную роль в школе Вовинам. В таком случае необходимо найти время для дополнительных занятий упражнениями на растяжку (прокачка мышц ног под разными углами, настойчивые попытки сесть на шпагат, махи ногами во всех направлениях, самомассаж, вибромассаж). Лучше всего эти дополнительные занятия проводить утром, после интенсивной разминки и ощутимого разогрева мышц. Методы растяжки аналогичны тем, что используются в каратэ, таэквондо, акробатике, спортивной гимнастике, поэтому здесь я их не рассматриваю. Разминочные упражнения тоже можно делать в утреннее время, тогда они будут утренней зарядкой. При наличии времени и желания целесообразны утренние занятия по следующей схеме: — дыхательный комплекс (5 Минут), — разминка (20–30 минут), — практика форм (кюйен) 20–30 минут, — растяжки (10–15 минут). Всего до 1 часа времени. Затем теплый душ и самомассаж всех групп мышц не менее 15 минут. БАЗОВАЯ ТЕХНИКА — ФАП Что такое «фап»? Как говорил отец-основатель Нгуэн Лок, «это зерно, из которого произрастает весь колос боевого искусства и одновременно — его почва». Иными словами, фап — это базовая техника школы, объединенная в комплексы, где каждое последующее движение является естественным продолжением и развитием предыдущего. По-русски лучше говорить во множественном числе — «фапы», так как подобных комплексов известно несколько. Назову основные из них: — «тан фап» — техника стоек и переходов из одних стоек в другие; — «ханг фап» — техника блокировки руками и ногами; — «тху фап» — техника ударов кулаком; — «кык фап» — техника ударов стопой; — «чыонг фап» — техника ударов и толчков открытой рукой (основанием и ребром ладони); — «зык фап» — техника ударов локтем. А еще существуют комплексы ударов головой, среди которых такие как «тхиет дау лахан» (поклон архата) и «нгыу-дау» (бычьи рога). Известны связки ударов коленом, пальцами, корпусом (плечами, бедрами, тазом, животом), ударов и захватов ногами в прыжке… Полноценно овладеть базовой техникой можно только при условии передачи ее «из рук в руки», от опытного учителя, приобщенного к подлинной традиции школы Вовинам, прилежному и способному ученику. Ведь базовая техника проста лишь на первый взгляд. В любом приеме, в любом движении есть множество нюансов, для полного описания которых требуется многотомная библиотека. Невозможно всякий раз заново «изобретать велосипед». Поэтому так важна роль сведущего наставника. С его помощью можно отшлифовать технику движений до блеска, в полном соответствии с классическими образцами. Но что еще важнее, такой учитель умеет связать технику (внешнюю сторону предмета) с управлением внутренней энергией «кхи». Если ничего подобного не происходит, значит, ученик овладевает «пустой формой», не боевым искусством в точном смысле этих двух слов, а его имитацией. Зеркало, глядя в которое корректируют свою технику самоучки, настоящего учителя не заменит. В процессе выполнения фапов постепенно происходит превращение технических знаний в умения, а затем в навыки, то есть в автоматические двигательные действия. Благодаря такому превращению, сознание освобождается от проблем выбора в поединке тех или иных конкретных приемов, и сосредотачивается на конечной цели — победе. Подсознание само «вытаскивает» из своих кладовых наиболе подходящие движения. Для того, чтобы какой-либо прием там оказался, его надо повторить в процессе целенаправленного тренинга не менее десяти тысяч раз. Разумеется, совершенно не обязательно выполнять каждый из приведенных в книге фапов от начала и до конца без перерыва. Методически верным будет иной подход разбивка фапа на ряд связок и отработка составляющих их приемов в передвижении. Такие связки называются «дон тьян лык». Например, связка ударов ногами может выглядеть следующим образом: маховый удар правой ногой вверх (да-хат); затем удар ею прямо вперед (да-тханг), потом удар по дуге в верхнем уровне (да-тат) и в завершение — боковой удар (да-дап), после чего следует повторение этой связки левой ногой. Затем опять правой, снова левой, и так несколько десятков (или сотен) раз подряд. Аналогичным образам можно дробить любой фап и комбинировать связки базовой техники по своему усмотрению. Темп исполнения сначала медленный, но постепенно его требуется ускорять до максимального. Практика фапов — уникальный метод гармонического развития тела и духа, объединяющий в одно целое движение, дыхание и мышление. С одной стороны, отработка техники происходит в идеальных условиях, так как отсутствуют помехи, сопровождающие реальные поединки: встречные удары, боль, ощущение опасности, вынужденные перемещения. Техника отрабатывается на месте и в движении по простым и усложненным схемам: по прямой линии в квадрате, треугольнике, по кругу, по ломаной траектории. Все приемы в обязательном порядке выполняются в обе стороны. Различные психофизические методы, раскрываемые опытным учителем, позволяют ученикам именно в фапах ощутить в своем теле циркуляцию энергии «кхи». Постепенно они приобретают умение выбрасывать энергетическую волну в момент ударов и всасывать ее из пространства (или из противника) после них, осуществляя «перезарядку» энергетического центра «дай-дьен». Как известно, идеальное психическое состояние бойца во время схватки — это «пустое сознание», так что фапы входят в число» путей, ведущих к его достижению в любой желаемый момент. Отрабатывают фапы «в воздух» и на снарядах. К числу последних в школе Вовинам относятся подвесные набивные мешки (внутри мешков может быть тряпье, песок, поролон) и деревянные манекены. Приспособления типа японской «макивары» здесь не используются. Работа на снарядах в практике фапов очень важна. Только с ее помощью можно «поставить» удары, обладающие реальным поражающим действием. Во время занятий в составе группы все упражнения обычно выполняются в ритме, заданном счетом вслух. Считают до десяти, потом начинают сначала, поэтому вам необходимо выучить вьетнамские названия чисел: Один — Moм Два — Хай Три — Ба Четыре — Бон Пять — Нам Шесть — Шау Семь — Бай Восемь — Там Девять — Шин Десять — Мыой ФОРМАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ — КЮЙЕН Вьетнамское слово «кюйен» имеет такое же значение, что и китайское «таолу», корейское «пхумсэ», японское «ката»—«шаблон», «матрица», «форма». Из всех русских значений данного термина слово «форма» подходит больше всего. Итак, кюйен — это та форма движений, та «хореография», которая характерна для каждой традиционной школы, и которая позволяет специалисту с первого взгляда различать их между собой. Любой кюйен представляет собой совокупность стоек и передвижений, ударов и блоков, поворотов и прыжков, выполняемых строго определенным образом, в строго определенной последовательности, по образцу, установленному раз и навсегда его создателем. Чисто внешне каждый из кюйенов напоминает одновременно и воинственный танец и замысловатый гимнастический комплекс, и какой-то ритуал. В определенном смысле так оно и есть. Это танец, вдохновляющий бойца на поединок с врагами, боевая гимнастика, развивающая двигательные качества, а также ритуальное постижение духовно-практической сущности школы. В отличие от «фан дон», где только один условный противник, кюйены представляют композиции боя с несколькими воображаемыми врагами. Их еще можно назвать «фапами фапов», то есть связками связок базовой техники. Чем они отличаются друг от друга? «Удельным весом» тех или иных приемов, манерой исполнений, тактикой условного осп, продолжительностью. Изучая кюйены, вы учитесь вести бой в разных условиях по-разному. При этом качество исполнения кюйенов наглядно показывает степень технического мастерства бойца и его духовной зрелости. Значение кюйенов многообразно. Во-первых, это уникальное средство изучения классической техники школы. В этом смысле кюйены различной степени сложности подобны ступеням, поднимаясь по которым, ученик осваивает обязательную программу. Если техника постигается правильно, то постороннему наблюдателю становится понятно то, что вы делаете. Тогда он видит бой с незримым противником, а не «ловлю бабочек» в воздухе. Во-вторых, это средство передачи закодированной информации («секретов школы») от одного поколения другому и от учителей — ученикам. Овладение такой информацией требует совместных усилий и взаимного доверия. Благодаря этому устанавливается единство между старшими и младшими и возрождается вновь и вновь дух давно ушедших мастеров. Именно такая связь есть Школа. В-третьих, кюйены суть способ активной медитации. Каждый из них имеет свой образ, характер, энергетический потенциал. Чтобы вдохнуть жизнь в мертвую схему кюйена, необходимо растворить свое «я» в составляющих его движениях. В противном случае приходится наблюдать «пустую форму», в которой нет ничего, кроме внешней пластики тела и голого атлетизма. В школе Вовинам главным критерием истины является реальный бой. Практикуя кюйены, адепт сотворяет эту реальность в своей психике и в движениях. Так он научается достигать измененного состояния сознания, крайне необходимого для победы над несколькими грозными противниками. В дальнейшем «ключом зажигания», обеспечивающим переход в подобное состояние за считанные секунды, становится начальная фаза любого из освоенных кюйенов. В школе Вовинам для получения степени «дай дэн туан» (черный пояс) требуется в совершенстве изучить 12 кюйенов. Шесть из них являются обязательными: «Врата созерцания», «Горный хребет», «Старая крепость Лоа», «Десять тайных посланий», «Дракон и тигр», «Белый тигр». Тхиен Мон — "Врата созерцания" "Старая крепость Лоа" "Десять тайных посланий" "Дракон и тигр" "Белый тигр" Еще шесть подбираются вместе с наставником. Это две произвольные формы без оружия, два кюйена с оружием и два дыхательно-энергетических комплекса. Для лучшего понимания смысла рисунков, на которых изображены кюйены, дам краткое описание элементов одного из них. Это формальное упражнение «Горный хребет» (Льен-шон): Позиции-1-3. Церемониальный поклон дай-ле. Позиции 4–5. Переход в стойку чуан-би, блок левой рукой изнутри-наружу в среднем уровне (гат-мот). Позиция 6. Прямой удар вперед горизонтальным кулаком правой руки. Позиция 7. Прямой удар вперед стопой правой ноги (да-тханг). Позиция 8. С постановкой стопы на землю переход в правостороннюю стойку дин-тан и замах для удара правой рукой. Позиция 9. Рубящий удар ребром ладони правой руки сверху-вниз справа-налево (тьем-хай). Позиция 10. С разворотом ступней обеих ног влево переход в стойку чунг-бин-тан и отведение обеих рук влево. Позиция 11. Из этой стойки рубящий удар ребром ладони правой руки вправо в горизонтальной плокости (тьем-мот). Позиция 12. С разворотом ступней обеих ног вправо возвращение в правостороннюю стойку дин-тан и постановка двойного блока руками (кулак левой руки блокирует пах, а правая рука производит отводящее движение открытой ладонью справа-налево). Позиции 13–14. Прямой удар вперед стопой левой ноги (да-тханг) и замах для удара левой рукой. Позиция 15. Рубящий удар ребром ладони левой руки сверху-вниз слева-направо (тьем-хай). Позиция 16. Толчковый удар вперед основанием ладони правой руки (тьем-ба). Левая рука производит блокировку открытой ладонью вправо. Позиции 17–19. Разворот через правое плечо на 180°, с уходом вниз на левое колено и постановкой блока правой рукой в стойке кюй-тан изнутри-наружу-вправо (гат-мот). Позиция 20. Из этой же стойки прямой удар вперед-вверх горизонтальным кулаком левой руки (дам-тханг). Позиция 21. Из этой же стойки прямой удар вперед в среднем уровне горизонтальным кулаком правой руки (дам-тханг). Позиции 22–23. Переход в стойку чуан-би, блок правой рукой вправо. Позиции 24–40. Повторение элементов 6-21 в противоположную сторону. Позиция 41. Переход в стойку чуан-би с одновременным рубящим ударом ребром ладони правой руки справа-налево по горизонтали. Позиции 42–44. С отставлением правой ноги назад и поворотом в левостороннюю стойку дин-тан сметающий блок ребром ладони левой руки влево-вниз. Позиция 45. Из этой же стойки прямой удар вперед горизонтальным кулаком правой руки (дам-тханг). Позиция 46. Прямой удар вперед стопой правой ноги (да-тханг) с двойным блоком руками. Позиции 47–48. Постановка правой ноги на землю в правостороннюю стойку дан-тан и начальная фаза кругового удара левой ногой. Позиция 49. Круговой удар стопой левой ноги (да-тат). Позиции 50–51. С постановкой стопы на землю переход в левостороннюю стойку дин-тан, удар ребром ладони правой руки справа-налево по горизонтали, немедленно вслед за этим удар локтем левой руки слева-направо-вперед (чо-мот). Позиция 52. Поворот головы вправо, начало разворота корпуса и блокирующего движения правой рукой вправо. Позиции 53–59. Повторение элементов 44–52 в противоположную сторону. Позиция 60. Из правосторонней стойки дин-тан рубящий удар ребром ладони левой руки справа-налево в верхнем уровне (тьем-мот). Позиция 61. С разворотом ступней обеих ног влево переход в левостороннюю стойку дин-тан и длинный боковой удар вертикальным кулаком правой руки влево в верхнем уровне (дам-мок). Позиция 62. Боковой удар пяткой правой ноги вправо в верхнем уровне (да-дап). Позиции 63–65. С постановкой стопы на землю переход в правостороннюю стойку дин-тан, встречный удар снаружи-внутрь основаниями ладоней обеих рук в верхнем уровне. Позиции 66–68. С подтягиванием правой ноги назад и приставлением к ней левой переход в стойку лап-тан и церемониальный поклон дай-ле. "Весенний цветок" "Мальчик сражается с драконом" ОБУСЛОВЛЕННЫЙ СПАРРИНГ — ФАН ДОН «Фан дон» — это отработка вместе с партнером контратакующих действий, напоминающая учебное кумитэ в каратэ (на три, два или одно движение). Они строятся по принципу «блок плюс удар». Правда, при более внимательном рассмотрении оказывается, что речь идет не только о жесткой блокировке, но и о любых других движениях, позволяющих отклонять траекторию атак противника (сбивание в сторону, уклонение захваты рук и ног). Помимо ударов, в число ответных действий входят также приемы Ват (болевые рычаги, подножки, подсечки, броски, удушения). По сравнению с канонизированной техникой фапов, фан дон предоставляет полную свободу в подборе составляющих их приемов. Все же на начальных стадиях обучения приходится опираться на эталонные образцы защит и контратак. Это вызвано тем, что ученики еще не в состоянии правильно комбинировать свои технические действия. Практикуя фан дон, необходимо переходить от комбинаций, использующих технику только рук или только ног к сочетанию того и другого. В большинстве иных стилей боевых искусств заметно преобладает либо техника рук (например, в школе Вин-Чунг), либо техника ног (например, во всех школах таэквондо). Одна из характерных особенностей школы Вовинам в том, что в ней удары руками и ногами сбалансированы примерно в равной пропорции. И еще в том, что помимо ударов широко используются болевые приемы, броски, удушения. Другое важное требование заключается в том, что от действий по схеме блок одной рукой плюс контратака другой (или ногой), необходимо переходить к опережающим встречным ударам, а также к выполнению блоков и последующих ударов одной и той же рукой. Начиная с уровня подготовки четвертого капа, спарринг фан дон следует проводить не только с одним партнером, но и с двумя-тремя. ТЕХНИКА БОРЬБЫ — ВАТ Техника борьбы — в отличие от ударной — это приемы захватов противника за верхние или нижние конечности, за корпус и шею. После захвата проводятся болевые приемы на суставы (рычаги), либо броски, подножки, либо удушения. Разумеется, все эти действия можно комбинировать между собой, а также дополнять ударами. Однако борцовская техника школы Вовинам не оригинальна. Нгуэн Лок заимствовал ее из дзюдо и джиу-джитсу. К руководствам по этим видам единоборств (а также по самбо) следует обратиться для изучения техники, подготовительных и дополняющих упражнений. Исключение составляют действия ногами во всех уровнях (от голеностопных суставов до шеи), которые называются «ножницы». Их считают своего рода «визитной карточкой» школы Вовинам. Всего в классическое наследие входит 21 вариант ножниц. Здесь я показал 12. Что касается падений и кувырков, то на рис. 1–5 показаны несколько вариантов из числа упоминаемых в программе школы. Сделано это исключительно для того, чтобы стало понятным, о чем, собственно говоря, идет речь. Достаточно подробное описание техники ват можно найти в моей книге «Искусство рукопашного боя» (Техника вьетводао). |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|