|
||||
|
17. Недосягаемый кубок Гонки на Кубок Америки издавна рассматривались как борьба за лидерство в мировом яхтинге. После победы у острова Уайт американцы с успехом защищали свой почетный трофей. Постоянными их соперниками в течение многих лет до второй мировой войны были англичане. Однако после войны английские яхтсмены никак не могли решиться на новый вызов. Дело в том, что последние встречи грандов мирового яхтинга оставили неприятное впечатление и, кроме того, были столь дорогостоящи, что подрывали смысл соревнований. Уже в 1938 году задумывались о том, нельзя ли выбрать для состязаний менее крупные и более дешевые яхты. Однако это требовало изменения акта дарения, на что, согласно положениям американской юрисдикции, должен был дать согласие Верховный суд штата Нью-Йорк. В 1948 году англичанин Джон Иллингворт (после того как на яхте «Миф оф Малхем» он выиграл бермудские гонки) предложил, чтобы состязания на Кубок Америки проводились между национальными командами, стартующими на килевых яхтах. Однако подобные идеи не принимались Нью-Йоркским яхт-клубом, желавшим, чтобы большой поединок яхт был восстановлен во всем его великолепии. Американцы понимали, что поиски конкурентов для борьбы за кубок невозможны без уступок главным соперникам — англичанам. И речь шла не только об этих состязаниях. Американский союз гоночного парусного спорта был основан очень поздно, лишь в 1925 году, и американцы не признавали правил международного яхтинга. Правда, в 1927 году они согласились признать некоторые международные классы формулы ИЯРУ, однако применяли свои, значительно отличавшиеся от европейских правила гонок, другую выравнивающую формулу и иной по сравнению с широко принятым стиль яхтинга. Неудивительно, что бойкот гонок на Кубок Америки длился почти 20 лет. Это чувствительно задевало гордость американцев. За их возобновление яхтсмены США готовы были заплатить высокую цену, высказывая запоздалые сожаления по поводу того, что, сторонясь всемирной организации, они потеряли влияние на развитие яхтинга. В 1956 году Генри Сиарс, командор Нью-йоркского яхт-клуба, посетил командора Королевской яхтенной эскадры сэра Рольфа Гоура. Они согласовали изменения в дарственном акте и другие принципиальные вопросы. Вскоре Американский союз парусного спорта вступил в ИЯРУ, который в свою очередь согласился пересмотреть уже несколько устаревшие правила гонок. В июне 1957 года Королевская яхтенная эскадра послала вызов на гонки Нью-йоркскому яхт-клубу. Для поединка яхт был избран международный класс R12 — самый крупный из гоночных классов ИЯРУ. Измененный дарственный акт предусматривал, что яхта может прибыть к месту старта любым способом. Следовательно, отпадала необходимость постройки яхты, способной самостоятельно пересечь Атлантический океан. Было установлено, что победу решат четыре из семи разыгрываемых гонок на соответственно намеченных трассах. Для постройки новой яхты англичане создали синдикат. Он поручил проектирование судна четырем лучшим британским конструкторам. Каждый конструктор представил по два проекта яхты, были изготовлены модели для испытаний. Конструкцию Дэвида Бойда, яхту «Скептр», признали лучшей. Англичане могли себе позволить постройку и оснащение только одной яхты. Поэтому ее ходовые испытания и тренировки экипажа проводились со слабым спарринг-партнером. А в США денег не жалели. Было создано три синдиката, каждый из которых после испытания моделей не только выбрал лучшую конструкцию, но и построил яхту. Таким образом, в предварительных отборочных соревнованиях приняли участие три вновь построенные яхты: «Колумбия» Олина Стефенса, «Истернер» К. Р. Ханта и «Весерли» Филиппа Роудза, а также созданная в 1939 году по проекту Стефенса яхта «Вим». В отборочных соревнованиях победила яхта «Колумбия». Первые (после перерыва в 21 год) состязания на Кубок Америки прошли в сентябре 1958 года. «Скептр» вел капитан Грэхем Манн, «Колумбию» — Бриггс Каннингхэм. На сей раз зрители наблюдали за состязанием не только с моря, но и с воздуха. Над многочисленными судами повисло множество вертолетов. Однако на трассе гонок царил порядок, который обеспечивали корабли военного флота и сторожевой службы. Состязания длились с 20 по 26 сентября. Все четыре гонки выиграла «Колумбия» с перевесом от 6 минут и 52 секунд до 11 минут и 42 секунд. Сенсацией прозвучал вызов, поступивший в 1959 году из, Австралии. Никто не ожидал, что с этого континента может прибыть серьезный конкурент. Парусный спорт здесь, правда, процветал, но австралийские яхтостроители не имели достаточного конструкторского опыта в создании гоночного оборудования. Подготовку к соревнованиям австралийцы проводили с присущей им фантазией. Журнальный магнат сэр Фрэнк Пэккер снабдил их средствами и обеспечил организационные основы. Ален Пэйн, единственный в то время видный австралийский яхтостроитель, после консультации с американскими конструкторами создал яхту, которую назвал «Гретель», по имени жены Пэккера. Национальные отборочные гонки в США выиграла яхта «Весерли» конструкции Фила Роудза, под командой Баса Мосбачера (позже шефа протокольного отдела в правительстве президента Никсона). Капитаном «Гретель» Пэккер выбрал Джона Старрокка и сам подобрал ему экипаж. В Ньюпорте австралийцы вели себя как ватага расшалившихся парней. После каждой гонки они требовали дня перерыва, чтобы отдохнуть и повеселиться. Но американцы относились к ним снисходительно и даже с симпатией, так как никто не видел в них серьезных соперников. Первая гонка 15 сентября 1962 года собрала огромное число зрителей. До полудня ожидали ветра. Потом при слабом бризе гонку с незначительным перевесом над «Гретель» выиграли американцы. Вторую гонку выиграли австралийцы. Три последующие гонки с трудом выиграл Мосбачер, причем одну из них — с наименьшим в истории кубка преимуществом в 26 секунд. Появление австралийских конкурентов стало серьезным предупреждением защитникам кубка и породило надежды на победу не только у традиционных соперников — англичан, но и в других странах, где бурно развивался парусный спорт. Следующий вызов сделали англичане. На предварительных переговорах было установлено, что состязания на Кубок Америки будут отныне проходить по олимпийской треугольной трассе длиной 24,3 мили. Поскольку страна, пославшая вызов, впервые заявила две яхты, «Соверен» и «Каррева», было решено провести в Ньюпорте отборочные соревнования и лишь затем — состязания на Кубок Америки. У англичан отборочные соревнования легко выиграл «Соверен» под командой президента ИЯРУ Петера Скотта. В постройке и испытаниях этой яхты участвовал известный польский теоретик яхтинга Чеслав Мархай. У американцев в отборочных соревнованиях выступили четыре яхты. «Констелейшн» Олина Стефенса, которую вел Боб Бэвьер, и «Америкэн игл» конструкции В. Людерса были новыми яхтами. Старую «Колумбию» вел В. Подоляк, американец польского происхождения, а «Нефертити» — Т.Худ. Преимущество яхты «Констелейшн» над старыми яхтами было явным, над новой — незначительным. В гонках на кубок Бэвьер имел решительный перевес над Скоттом и без труда выиграл все четыре гонки. За ходом событий с большим интересом наблюдали австралийцы, жаждавшие скорее помериться силами с американцами. Однако Нью-Йоркский яхт-клуб решил принимать вызовы не чаще, чем раз в три года, и поставил условие, чтобы страна, приславшая вызов, полностью строила яхту на основе отечественного яхтостроения. Предприимчивые австралийцы быстро развернули собственное производство синтетической парусной ткани и создали мастерские. Они соорудили также испытательный бассейн в Сиднее и оборудование для проверки парусного оснащения. Конкуренция Сиднея и Мельбурна, двух главных центров яхтинга Австралии, способствовала тому, что в каждом из этих городов возник отдельный синдикат, готовящий яхту для встречи с американцами. По желанию Пэккера Пэйн дважды перестраивал «Гретель». От прежней яхты осталось лишь название. Творением синдиката из Мельбурна была новая, весьма удачная яхта «Дэйм Патти» конструкции В. Худа, которая без труда побеждала «Гретель». Пэккер отказался от отборочных соревнований в Ньюпорте: достоинства «Дэйм Патти» были столь значительны, что будущая победа австралийцев казалась несомненной. В США также готовились к защите кубка со всей серьезностью. Знаменитый Олин Стефенс сконструировал весьма современную и быстроходную яхту «Интрепид». Она не только выиграла отборочные соревнования, но и легко победила в четырех гонках «Дэйм Патти». В мировом масштабе 1970 год был отмечен одним из интереснейших состязаний на Кубок Америки. Нужно сказать, что в последние годы все чаще возникала мысль о том, как изменить характер этих состязаний, чтобы превратить их в официальный мировой чемпионат крупнейшего международного класса балластных гоночных яхт R12. В 1970 году в мире уже имелось 106 подобных яхт. Из них 24 яхты, созданные согласно измененной в 1920 году формуле, принадлежали США. Но прежде чем разговоры о мировом чемпионате класса RJ2 приняли конкретную форму, в Нью-йоркский яхт-клуб поступили новые заявки на гонки. Раньше всех с заявкой выступил Королевский яхт-клуб Греции. Потом пришла заявка от французского синдиката барона Марселя Бича. Поставили вопрос о реванше и австралийцы. Однако изгнание из страны короля Константина, намеревавшегося лично вести яхту в соревновании с американцами, исключило греческую яхту из списка претендентов. Во Франции решение о состязании с американцами было встречено с энтузиазмом и одобрено президентом де Голлем. Синдикат приобрел, нанял и построил необходимые для тренировок яхты и разработал всесторонне проверенную конструкцию яхты «Франс». «Франс» прекрасно подготовилась к борьбе. Ее экипаж много месяцев тренировался на яхте и на ее спарринг-партнерах. Английские специалисты не без зависти отмечали, что французский синдикат сделал все возможное для победы. Мир втайне надеялся, что Франции удастся прервать полосу непрерывных побед Америки. Американцы согласились на поединок только с одним из конкурентов, а именно с тем, кто победит в отборочных соревнованиях. Чтобы бороться с американским «Интрепидом», «Франс» должна была прежде победить австралийскую «Гретель II». Постройку «Гретель II» финансировал Фрэнк Пэккер. Сконструированная Аденом Пэйном яхта встретилась с «Франс» в Ньюпорте. По мнению французов, гоночные достоинства «Франс» превышали возможности «Гретель II» во всем, кроме одного — плавания при слабых ветрах. А они-то и преобладали в период отборочных соревнований. Гонки при слабом ветре требовали особого самообладания и железных нервов. Темпераментный экипаж «Франс» очень часто, хотя и безуспешно, менял рулевых. В первой и третьей гонках «Франс» вел олимпиец Луи Новерраз, во второй — Поль Дельфур, а в четвертой — сам барон Бич с помощью Эрика Табарли. Но все четыре гонки выиграли австралийцы. В отборочных соревнованиях и в состязаниях на Кубок Америки модернизированную яхту «Интрепид» вел Уильям Фиккер, великолепный калифорнийский яхтсмен, бывший чемпион мира по классу «Звездный». Задача его была весьма трудной, так как «Гретель II», управляемая Джимом Харди, была не только современнее, но и быстроходнее «Интрепида». В первой гонке «Гретель» уже уверенно шла к победе, когда за борт упал один из членов ее экипажа. Спасение заняло столько времени, что на финише «Интрепид» опередил «Гретель» на 6 минут. Во второй гонке на финиш первым прибыл Харди, но гоночная комиссия ИЯРУ дисквалифицировала его. Нависла угроза скандала. Расстроенный Пэккер после того, как было оглашено решение о дисквалификации, заявил публично, что спор с Нью-йоркским яхт-клубом подобен сцене, когда муж жалуется на жену теще. Инцидент привел к тому, что с 1974 года было решено проводить гонки на Кубок Америки под руководством международного жюри, подчиненного ИЯРУ. Так спустя 100 лет было наконец перечеркнуто положение, которому вынуждены были подчиняться все страны, состязавшиеся за Кубок Америки. Третью гонку выиграл благодаря блестящей тактике Фиккера «Интрепид», опередив соперника на 1,5 минуты. Затем, в четвертой гонке, бесспорно победила «Гретель», в пятой и шестой с незначительным преимуществом первым финишировал Фиккер. Австралийцы во второй раз выиграли у американцев только одну гонку. В следующих состязаниях на Кубок Америки намеревались участвовать англичане, австралийцы, французы и канадцы. Но в конечном итоге только австралийцы и французы подготовились к борьбе, притом настолько поздно, что гонки смогли состояться лишь в 1974 году. Опоздание, в частности, было вызвано опубликованием новых правил для яхт класса R12. Французы собирались выставить новую яхту, которую должен был конструировать и вести Пауль Эльвстрем. Однако, подавленный неудачей в Киле, П.Эльвстрем не смог после Олимпийских игр справиться с заданием Бича. Пришлось модернизировать «Франс». В отборочных соревнованиях с австралийским «Южным Крестом» она проиграла. Австралийскую яхту сконструировал талантливый самоучка Боб Миллер. Он ввел немало новинок в конструкцию корпуса и оснащение судна. Строительство яхты «Южный Крест» велось в тайне. Австралийцы были уверены, что новая яхта сумеет вырвать Кубок Америки из рук американских яхтсменов. На победу очень рассчитывал и мультимиллионер Ален Бонд, покровитель австралийской команды. Считая, что кубок у него в кармане, он построил недалеко от Фримантла, на берегу Индийского океана, своего рода «город солнца», где предполагал провести очередные состязания на Кубок Америки, разумеется, после того, как «Южный Крест» завоюет его. Американцы, однако, не теряли времени даром. Олин Стефенс спроектировал новую яхту для защиты кубка. Это был «Корейджес», построенный из алюминия и оснащенный по последнему слову техники. В состязаниях с «Южным Крестом» яхту вел Тэд Худ. Хотя в австралийском экипаже был золотой медалист класса «Дракон» Джон Канео, американцы победили в четырех гонках с довольно большим преимуществом во времени, составившим в последней гонке 7 минут 19 секунд. Кубок снова остался в Америке. Несмотря на бесконечные дискуссии о целесообразности состязаний на Кубок Америки, уже в конце 1974 года Нью-йоркский яхт-клуб зарегистрировал новые вызовы на гонки из Австралии, Англии, Франции и впервые из Швеции. Австралийский мультимиллионер Бонд оплатил постройку новой яхты «Австралия», а синдикат из Сиднея выкупил «Гретель», модернизировал ее и подготовил к состязаниям. Барон Бич заказал новую яхту по чертежам Андрэ Мориса и назвал ее «Франс II». Действующий под покровительством короля Швеции синдикат подготовил яхту «Швеция», которую сконструировал, построил и вел Пелле Петерсон, серебряный медалист Киля по классу «Звездный». Англичане из-за финансовых затруднений вынуждены были забрать свой вызов обратно. Обеспокоенные столь сильной конкуренцией, американцы построили две новые яхты: «Индепенденс» по проекту Т. Худа и «Энтерпрайз» конструкции Олина Стефенса. Это потребовало немалых усилий, так как одна лишь постройка «Энтерпрайза» обошлась в 1,5 миллиона долларов. На национальные отборочные соревнования вышли, кроме того, старый «Интрепид» и последний защитник кубка «Корейджес», который вел Тэд Турнер. Он и выиграл соревнования. Согласно практике предыдущих гонок, поединок с защитником кубка должен был проводить победитель отборочных соревнований. В предварительных гонках «Австралия» победила «Франс», а" Гретель II» — «Швецию». Двойная победа австралийцев привела к тому, что лишь выигрыш четырех из семи гонок американцами исключил из игры «Гретель II». Во второй половине сентября 1977 года «Корейджес» выиграл четыре очередные гонки с «Австралией». В 23-й раз кубок остался у американских яхтсменов. Состязания на Кубок Америки 1851–1977 гг.…Вот уже 126 лет идет традиционная борьба за кубок, впервые завоеванный шхуной «Америка». Будет ли она продолжаться и дальше? |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|