|
||||
|
Послесловие Карим Абдул Джабар, известный баскетболист, бравший уроки у Брюса Ли, в одном интервью назвал его даосским священником, отлученным от церкви. В этих словах много правды. Брюс Ли жил философией Дао, его юмор, прямота и бесстрашие были живым воплощением Дзен. Но вряд ли существует какая-либо религия или концепция, в рамках которой мог бы находится его дух. Так же обстоит дело и с боевыми методами Брюса Ли. После его смерти в США открылось множество клубов Джит Кюн До, десятки инструкторов стали продолжателями его поисков. Наиболее авторитетными среди них являются личные ученики Брюса — Дэн Иносанто, Таки Кимура и ныне покойный Джеймс Ли. Можно спорить, является ли Джит Кюн До в трактовке последователей Брюса Ли тем Путем опережающего кулака, который имел в виду сам Брюс Ли, но не следует забывать, что речь идет не о стиле, а о высшем развитии — простоте. Это «просто название», и меньше всего стоит тревожиться о «чистоте». Книга о JKD у вас в руках, но это не столько прочитанная книга, сколько вы сами. Не забывайте этого! Брюс Ли сравнивал Джит Кюн До с лодкой, способом переплыть реку. Не стоит тащить лодку, когда вы оказались на берегу. Меньше всего он хотел слепого поклонения или подражания, так как на этом пути не бывает ни настоящего прогресса, ни понимания. «Хороший учитель защищает ученика от своего влияния», — говорил он. Конечно, пример Брюса Ли — это стимул, толчок, но не более того. Если вы избежите ловушки, то Джит Кюн До откроется вам во всей своей силе. Чтобы еще раз заострить ваше внимание на этом положении, я предлагаю некоторые выдержки из бесед Джидду Кришнамурти, чьи идеи так или иначе лежат в основе Джит Кюн До. Джидду Кришнамурти (1896–1986) считается одним из выдающихся мыслителей и учителей современности. Еще ребенком он был подготовлен теософами на роль Мессии, от чего отказался, когда стал вести независимый духовный поиск. Разъезжая по миру со своим учением, он приобрел множество сторонников, включая видных мыслителей и государственных деятелей. Учение Кришнамурти так же парадоксально, как и Джит КюнДо Брюса Ли, но ключ к разрешению всех противоречий находится в нас самих. (В. К.) Джидду Кришнамурти
Трудно познать себя, и большинство выбирает легкий, иллюзорный путь, выбирает авторитет, который дает форму и модель нашей жизни. Это может быть коллективный авторитет, как, например, государство, может быть личный — Учитель, спаситель, гуру. Но всякий авторитет ослепляет нас, делает беспечными, безответственными, а так как большинство не хочет утруждать себя мышлением, то мы доверяемся авторитету. Авторитет, в свою очередь, рождает власть. Власть всегда стремится к централизации, что приводит к разложению. Она развращает не только носителя власти, но и того, кто следует за ней. Авторитет знания и опыта разлагает, независимо от того, будет ли он в одежде Учителя, священника или кого-то еще. Только ваша собственная жизнь, с ее бесконечными конфликтами, имеет значение, а не избранный идеал или лидер. Авторитет Учителя или священника уводит нас от главной проблемы — от конфликта в самих нас. Проблему страдания нельзя понять и разрешить поиском какого-то пути. Такой поиск — всего лишь попытка избежать страдания, прибегая к спасительному образу, а то, от чего мы спаслись, от чего убежали, как гноящаяся рана, будет множить наши беды. Понимание себя, независимо от того, будет ли оно мучительным или радостным, — это начало мудрости. Нет пути к мудрости. Если есть путь, то мудрость уже сформулирована, она воображена и познаваема. Может ли мудрость стать познаваемой, можно ли ее культивировать? Можно ли ее изучать и накапливать? Если бы это было возможным, то мудрость была бы просто знанием, предметом опыта и содержанием книг. Опыт и знание — это непрерывная цепь ответов, а поэтому они не воспринимают новое и непроявленное. Опыт и знание, будучи непрерывными, движутся в направлении, заданном ими самими, поэтому они все время сковывают. Мудрость — это понимание того, что есть в каждый данный момент, без накопления опыта и знания. Все, что накоплено, не дает свободы понимания, а без свободы не существует раскрытия, и только раскрытие дает мудрость. Мудрость обладает свежестью и новизной. Нет путей, на которых можно было бы ее получить. Пути и средства уничтожают свежесть и спонтанность раскрытия. Множество путей к единой реальности — это выдумка нетерпимого ума, это плод ума, который проповедует терпимость. «Я иду своим путем, а ты — своим, но будем друзьями, и мы, может быть, встретимся.» Встретимся ли мы, если вы идете на север, а я на юг? Будем ли мы друзьями, если у вас одна вера, а у меня другая? Если я — участник коллективного убийства, а вы — борец за мир? Чтобы быть друзьями, нужна взаимная связь в делах, в мыслях. Но может ли быть взаимность между человеком, полным ненависти, и человеком, полным любви? Какая связь может быть между человеком, находящимся в плену иллюзий, и человеком, который свободен? Свободный может попробовать найти дорогу к тому, кто в оковах, но тот, кто пребывает в плену иллюзий, не может установить никакой связи с тем, кто свободен… Пути к истине не существует. Истина должна быть открыта, но формулы для ее обнаружения нет и не может быть; то что сформулировано — не истинно. Вам надо отплыть в море, которого нет на карте, и это неведомое море — вы сами. Вы должны отправиться в путь, чтобы открыть себя, но у вас не может быть никакого плана или модели, потому что это уже не будет открытием. Открытие приносит радость, не радость воспоминания или сравнения, но радость всегда новую… Если вы ощущаете себя учеником Учителя, то это конечно ведет ко многим отвратительным формам эксплуатации. К сожалению, и эксплуатирующий, и эксплуатируемый чувствуют себя на высоком уровне. Самоудовлетворение, появляющееся при этом, воспринимается как некое духовное достижение. Оно становится особенно уродливым и отталкивающим, когда появляются посредники между Учителем и учеником или когда учитель находится в другой стране или как-то иначе недоступен, и вы не можете напрямую соприкасаться с ним. Недоступность и отсутствие непосредственного контакта раскрывает двери для самообмана и для величественных, но детских иллюзий. Такие иллюзии используются ловкими дельцами, стремящимися к славе и власти. Существует Учитель или нет — не столь важно. Это важно для того, кто использует Учителя в своих целях, для тайных школ и обществ. Но для человека, ищущего истину, которая дарит высшее счастье, это совсем не важно. Богач или нищий имеют такое же значение как Учитель и ученик. Существуют ли Учителя или нет, есть ли различия у посвященных учеников и т. п. — все это не важно, а что действительно важно, так это понять самого себя. Без понимания себя то, что вы думаете, не имеет основы. Без простого понимания себя неизбежна иллюзия, самообман. Получается совсем по-детски: когда вам говорят, а вы соглашаетесь, что вы есть то или это. Остерегайтесь человека, который обещает вам награду в этой жизни или в следующей. У меня нет учеников. Каждый из вас является учеником истины, если вы понимаете истину, а не следуете за личностями. Истина не дает надежды, она дает нам понимание. В поклонении личности понимание отсутствует. Я отстаиваю точку зрения, что все церемонии ничего не дают для духовного роста. Если вы ищете истину, то должны уйти за рамки ограниченного человеческого разума и сердца и открыть ее для себя — ту Истину, которая в вас самих. Я уверен, что Освобождение можно обрести на любой ступени эволюции, если человек имеет понимание, а поклоняться этим этапам нет необходимости. И не ссылайтесь на меня в качестве авторитета. Я отказываюсь быть вашей опорой. Я не могу быть заключенным в клетку вашего понимания. Я никогда не говорил, что Бога нет. Я утверждал, что есть только Бог, проявляющийся в вас. Вместо слова «Бог» я предпочитаю пользоваться словом «Жизнь». Конечно, нет ни добра, ни зла. Добро это то, чего не боишься. Зло это то, чего боишься. Поэтому, как только вы уничтожите страх, вы духовно освободитесь… |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|