|
||||
|
74. Факторы трудовой адаптации Трудовая адаптация – двусторонний процесс между личностью и новой для нее социальной средой. На трудовую адаптацию нового работника оказывает влияние множество факторов, определяющих сроки, темпы и результаты этого процесса. Среди факторов трудовой адаптации выделяются две группы: субъективные и объективные факторы. Объективные факторы, это факторы, связанные с трудовым процессом, они в наименьшей степени зависят от нового работника. Сюда включаются: уровень организации труда, автоматизация и механизация производственных процессов, санитарно-гигиенические условия труда, размер коллектива, местоположение предприятия, отраслевая специфика и др. Субъективные факторы являются личностными факторами, и определяются особенностями конкретного человека. К субъективным факторам относятся: 1) социально-демографические характеристики работника (пол, возраст, образование, квалификация, стаж работы, социальное положение и др.); 2) социально-психологические характеристики работника (уровень притязаний, готовность трудиться самоконтроль, коммуникабельность, чувство ответственности и др.); 3) социологические характеристики (степень профессионального интереса, степень материальной и моральной заинтересованности в эффективности и качестве труда, наличие установки на накопление собственного человеческого капитала и др.). Успешность трудовой адаптации на российских предприятиях зависит от целого ряда конкретных условий: 1) качественного уровня работы по профессиональной ориентации потенциальных сотрудников; 2) объективности деловой оценки персонала (как при отборе, так и в процессе трудовой адаптации работников); 3) отработанности организационного механизма управления процессом адаптации; 4) престижа и привлекательности профессии, работы по определенной специальности именно в данной организации; 5) особенностей организации труда, реализующие мотивационные установки работника; 6) наличия отработанной системы внедрения новшеств и инициатив работников; 7) гибкости и непрерывности системы обучения персонала, его переквалификации действующей внутри организации; 8) особенностей социально-психологического климата, сложившегося в коллективе; 9) личностных свойств адаптируемого работника, связанных с его психологическими чертами, возрастом, семейным положением и т. п. Поэтому принципиальные цели трудовой адаптации можно свести к следующему: 1) уменьшение стартовых издержек, так как пока новый работник плохо знает свое рабочее место, он работает менее эффективно и требует дополнительных затрат; 2) снижение озабоченности и неопределенности у новых работников; 3) сокращение текучести рабочей силы, так как если новички чувствуют себя неуютно на новой работе и ощущают себя ненужными, то они могут отреагировать на это увольнением; 4) экономия времени руководителя и сотрудников, так как проводимая по программе работа помогает экономить время каждого из них; 5) развитие позитивного отношения к труду, удовлетворенности трудом новичка. На отечественных предприятиях часто наблюдается неотработанность механизма управления процессом трудовой адаптации. Этот механизм предусматривает решение трех важнейших проблем: 1) структурного закрепления функций управления адаптацией в системе управления организацией; 2) организации технологии процесса трудовой адаптации; 3) организации информационного обеспечения процесса трудовой адаптации. Адаптированность человека в конкретной трудовой среде проявляется в его поведении, в показателях трудовой деятельности: эффективности труда, усвоении социальной информации и ее практической реализации, росте всех видов активности, удовлетворенности трудом. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|