|
||||
|
25. КОНЦЕНТРАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА Концентрация производства – это процесс, нацеленный на увеличение на предприятии выпуска продукции или объема оказания услуг. Концентрация выражается в создании и развитии крупных предприятий, в сосредоточении выпуска большей части продукции, характерной для определенной отрасли, на отдельных специализированных предприятиях. Концентрация производства создает возможности для более эффективного использования высокопроизводительного оборудования и неуклонного роста производительности труда. Концентрация на каждом предприятии оптимизируется с целью достижения минимальных затрат на выпуск продукции независимо от того, в каких формах развивается этот процесс. Концентрация на предприятии может развиваться в следующих формах: – увеличение производства однородной продукции (на специализированных предприятиях); – увеличение производства разнородной продукции (на универсальных предприятиях); – развитие концентрации на основе комбинирования производства (на предприятиях типа комбинатов); – развитие концентрации на основе диверсификации производства. Эта форма концентрации может осуществляться как на основе перечисленных выше форм, так и за счет расширения профиля деятельности предприятия. Концентрация производства может быть достигнута: – при увеличении количества машин, оборудования, технологических линий на прежнем техническом уровне; – применении машин, оборудования и агрегатов с большей единичной мощностью; – одновременном увеличении количества машин и оборудования как прежнего технического уровня, так и более прогрессивного; – развитии комбинирования взаимосвязанныхпроизводств. Экономические преимущества концентрации производства следующие: – концентрация производства является обязательной предпосылкой развития научно-технического прогресса; – в условиях концентрации производства, как правило, растет производительность труда; – в условиях концентрации производства наиболее эффективно используются высокопроизводительные машины и оборудование; – в крупном производстве существует большая возможность для внедрения прогрессивных технологий, а также имеют место большие возможности для организации ресурсосберегающего производства; – при увеличении объемов производства за счет сокращения удельного веса условно-постоянных расходов происходит непропорционально меньший рост издержек, вследствие чего увеличивается рентабельность высококонцентрированного производства. Недостатками высококонцентрированных предприятий являются следующие: возможность увеличения транспортных расходов на доставку сырья, материалов и комплектующих изделий к предприятию и отправку готовой продукции вследствие возрастания радиуса транспортировки; необходимость привлечения значительных инвестиций для сооружения крупных предприятий; продолжительный срок их строительства и освоения проектных мощностей; неизбежное усложнение процесса управления при возрастании масштабов предприятия; повышение нагрузки на окружающую природную среду вследствие значительного увеличения выбросов и сбросов; возможность монополизации производства определенных видов продукции. Концентрация производства не может быть единственным путем развития предприятий. Для каждой отрасли необходимо искать свое, экономически целесообразное сочетание крупных, средних и малых предприятий. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|