59. СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ

Организационные формы управления качеством разнообразны, так как компании существенно различаются между собой по размерам, объему и номенклатуре выпускаемой продукции, типу организационной структуры и т. д.

Однако можно сформулировать следующие общие принципы построения организационных структур управления качеством: ^ отделение работ по планированию и программированию всей деятельности по управлению качеством от текущих работ по регулированию и контролю качества;

• централизация в решении вопросов общей политики при децентрализации в решении оперативных вопросов, связанных с обеспечением качества;

• создание организационных механизмов, позволяющих осуществлять координацию работ по обеспечению качества;

• осуществление мероприятий профилактического характера, направленных на предотвращение причин возникновения дефектов и повышение качества;

• обеспечение возможности комплексного управления качеством при разработке конкретных программ, проектов, отдельных продуктов;

• создание организационных условий, обеспечивающих внутреннее развитие оргструктуры.

Формирование структурных подразделений органов управления качеством может производиться по следующим критериям:

• по выполняемым функциям;

• по видам продукции;

• по крупным проектам;

• по этапам производственного цикла создания продукции;

• по технологическим процессам и оборудованию. Первые три типа критериев определяют построение общей структуры управления качеством, в то время как два последних определяют формирование структурных единиц, занятых регулированием и контролем качества в процессе производства.

Структуризация по выполняемым функциям.

Структурные подразделения формируются путем группировки однородных видов деятельности в рамках одной структурной единицы. Количество таких единиц определяется количеством видов функций. При этом группировка производится таким образом, чтобы избежать их дублирования.

Структуризация по видам выпускаемой продукции. В основе такой «продуктовой» структуры лежит группировка видов деятельности по признаку однотипной продукции в отличие от группировки однородных функций.

Структуризация по проектам. При выполнении особо ответственных проектов создается структура так называемого проектного управления. Все виды деятельности по обеспечению качества продукции, изготовляемой по данному проекту, выполняются в рамках существующих или вновь сформированных структурных единиц, под руководством специально назначенных лиц.

Структуризация по видам производственных процессов, применяемого оборудования. Организационные подразделения формируются по принципу обслуживания определенного типа производственного оборудования или технологического процесса. Согласно этому принципу структуризации выделяются отдельные подразделения, например сварочные, литейные и т. д.

Структуризация по этапам производственного цикла. Такой подход часто используется при структуризации органов, осуществляющих технический контроль и регулирование качества продукции в процессе ее изготовления. Согласно этому принципу выделяются органы, занятые проведением входного, текущего контроля, испытаний готовой продукции, контроля в процессе упаковки, хранения, эксплуатационного обслуживания потребителя.









Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх