49. ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР В УПРАВЛЕНИИ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ

Руководство высшего звена японских фирм возглавляет и способствует развитию деятельности по управлению качеством. Оно отвечает за разработку стратегии качества и контролирует сроки выполнения программ и планов, определяет необходимость в корректирующих мерах.

Фирмы тратят большие средства на подготовку и повышение квалификации кадров.

В Японии дисциплины по управлению качеством преподаются в 23 вузах страны; имеются аспиран туры для подготовки специалистов высшей квалификации в этой области. Более 60 % рабочих на фир мах, производящих станки с ЧПУ, имеют высшее техническое и университетское образование. В Японии ежегодно проводятся симпозиумы по проблемам обеспечения качества, в том числе по подготовке кадров. Для управленческого персонала предусмотрено изучение методов организации и проведения деловых встреч, самоконтроля, тактики завоевания рынка. Менеджеры повышают свои знания по таким вопросам, как методы убеждения партнеров, техническое обеспечение деловых встреч, распределение времени в рамках ежедневных планов. Изучают процедуры заключения контрактов, обычаи и правила торговли, делопроизводство, методы выявления ошибок в работе персонала. Немаловажное значение придается умению работать с компьютерами и техническими средствами.

Японские фирмы практикуют также обучение персонала по методу дискуссионных групп, которые анализируют какие-либо конкретные случаи, например поступление жалобы от потребителя. Дискуссионная группа, сформированная, как правило, из работников одного подразделения, изучает жалобу, проводит всестороннюю оценку товара, на который она поступила, и разрабатывает меры для устранения причин недовольства покупателя. Отчет, подготовленный одной группой, обсуждается в других дискуссионных группах; после такого всестороннего анализа вырабатывается конкретное решение, в котором могут быть предусмотрены как пути улучшения качества изделия, так и доказательства необходимости снятия его с производства.

Каждая японская фирма создает свою программу обучения, но для всех программ характерно сочетание теоретических и практических занятий («тренировка на рабочем месте»). Так, на фирме «Ниссан» учеба с отрывом от производства занимает около 500 дней в течение первых 10 лет работы. Дальнейшее обучение осуществляется на рабочих местах, в вечернее время или выходные дни. По окончании учебы проводится аттестация, которая осуществляется руководителями подразделений (могут привлекаться и другие специалисты).

Некоторые работники фирмы сдают своего рода государственный экзамен – они подвергаются аттестации, которую проводит министерство труда. Такая аттестация обеспечивает увеличение зарплаты, а в случае провала на этом экзамене три раза работнику вручается «красная карточка» – свидетельство его профессиональной непригодности.

Развитие требует гораздо больше затрат и большего времени. Но оно необходимо, поскольку эффективное использование капитала и средств производства возможно только при наличии высококвалифицированных сотрудников.

И только способностями сотрудников фирма может обеспечить себе длительный успех в конкурентной борьбе.









Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх