|
||||
|
9. ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕЙТИНГА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СТРАНЫ Рейтинг конкурентоспособности определяется на основе многофакторных моделей, в которых около 400 показателей сгруппированы в восемь факторов: 1) открытость (политическая, экономическая, технологическая, информационная); 2) правительство (уровень государственного вмешательства в экономику, компетентность, налоговая и фискальная политика); 3) финансы (кредитно-финансовая система, стабильность национальной валюты, зависимость от иностранного капитала, доля валовых сбережений в ВВП, темпы роста инвестиций, доля валовых инвестиций); 4) технология (условия развития НИОКР, уровень НИИ, численность ученых и инженеров, защита интеллектуальной собственности, заимствование иностранных технологий); 5) инфраструктура (транспорт, связь, образование, жилищные условия); 6) менеджмент; 7) труд (размеры трудовых ресурсов, их образовательный уровень, уровень оплаты труда, квалификация и производительность, эффективность социальных программ, пособие по безработице, степень воздействия на трудовое законодательство); 8) институциональная среда (степень надежности правовых и общественных институтов, гарантии исполнения законов и защиты прав собственности). Каждому показателю присуждается определенное количество баллов, сумма этих баллов показывает уровень развития и способность страны гибко реагировать на изменения мировой экономики. Показатели сопоставляют и ранжируют страны по уровню конкурентоспособности. Современная конкуренция как неотъемлемый атрибут мирового рынка и как форма рыночных процессов характеризуется невиданной ранее масштабностью, динамизмом и остротой. Широкое распространение конкуренции ускоряет протекание присущих ей процессов: быстрое обновление ее форм и методов, усиленный поиск новых конкурентоспособных товаров, новых рынков сбыта. Масштабность конкуренции обусловлена повсеместным ростом числа участников внешнеторговых операций, вовлекаемых в международный обмен под воздействием МРТ, международной специализации и кооперации в самых различных областях. Интернационализация хозяйственной жизни расширяет базу конкуренции. Наряду с монополиями-гигантами в рыночную борьбу вступают средние, мелкие и даже мельчайшие фирмы. К соперничеству стран с традиционно развитым экспортом присоединяются новые (в основном из числа «новых индустриальных стран»), предпринимающие решительные попытки изменить ситуацию на мировом рынке в свою пользу. Нормой стало активное участие правительств в поддержке национальных экспортеров и формировании внешнеторговых операций. Традиционно высокой конкурентоспособностью обладают США, Япония, Германия и Швейцария. При этом эксперты отмечают не только мощный общеэкономический базис конкурентоспособности этих стран, но и такой важный структурный аспект их конкурентоспособности, как степень адаптации экономики к эволюции мирового спроса, точный выбор национальной специализации, соответствующей внутренним возможностям, умение избежать острой и бессмысленной конкуренции, переключившись на выпуск новых товаров или освоение новых рынков. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|