58. ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА МЕЖДУНАРОДНОГО РЫНКА УСЛУГ, ОСОБЕННОСТИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ УСЛУГАМИ

В настоящее время на мировом рынке от сделок купли-продажи товаров в значительной мере обособилась реализация услуг.

Под услугой принято понимать деятельность, которая не воплощается в материальном продукте, а всегда проявляется в некотором полезном эффекте, который получает ее потребитель. К сфере услуг относят:

1) традиционные отрасли:

– транспорт и связь;

– торговлю;

2) такие отрасли хозяйственной деятельности, как финансы, кредит и страхование, консультационные, информационные и другие деловые услуги;

3) социально-культурные отрасли: науку и научное обслуживание, образование, медицину и физическую культуру, социальное обслуживание, бытовое обслуживание, жилищное и коммунальное хозяйство, искусство, культуру, туризм и другие рекреационные услуги.

В зависимости от уровня развития сферы услуг, страны мира можно подразделить на три группы:

1) страны с высоким уровнем развития – развитые страны с экономикой постиндустриального типа;

2) страны со средним уровнем развития сферы услуг – новые индустриальные страны Юго-Восточной Азии и Латинской Америки, а также страны с переходной экономикой, для которых характерен относительно высокий уровень развития одной или двух отраслей сферы услуг при недостаточности развития этого сектора в целом;

3) страны с низким уровнем развития сферы услуг – большинство развивающихся стран.

Инженерно-технические услуги (инжиниринг) – это комплекс услуг коммерческого характера по подготовке и обеспечению процесса производства и реализации продукции, обслуживанию строительства и эксплуатации промышленных, сельскохозяйственных и других объектов. Объектами инжиниринга в первую очередь являются вновь разрабатываемые проекты. Среди сделок типа купли-продажи услуг видное место занимают арендные отношения. Международная аренда – это сдача внаем машин и оборудования иностранному контрагенту. Этот процесс представляет собой одну из форм кредитования экспорта без передачи права собственности на товар арендатору.

К сделкам по купле-продаже услуг относятся и туристические услуги. В настоящее время международный туризм получил широкое распространение и стал высокодоходной отраслью экономик многих стран мира.

Среди консультационных услуг в области информации и совершенствования управления широкое распространение получили аудиторские услуги, предусматривающие проверку коммерческой и финансово-хозяйственной деятельности, разработку предложений по ее совершенствованию, консультации по вопросам налогообложения и т. п.

В этой внешнеторговой группе сделок различают торговлю результатами научно-технических исследований и торговлю объектами авторского права. Соглашения по обмену научно-техническими знаниями связаны с куплей-продажей итогов исследовательских работ, представляющих не только научную, но и коммерческую ценность.









Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх