|
||||
|
38. ВНЕШНЯЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ РОССИИ И ПУТИ ЕЕ РАЗРЕШЕНИЯ Внешняя задолженность России во второй половине 1990-х гг. резко увеличилась из-за роста активности на мировом рынке ссудного капитала. К сентябрю 1998 г. внешние долги России составляли в 151,5 млрд долл. Значительная часть внешнего долга (более 100 млрд долл.) досталась от бывшего СССР, так как российское правительство взяло на себя соответствующие обязательства. Внешние заимствования в 1996–1998 гг. увеличились в два раза: за счет заимствований у международных организаций (МВФ, Всемирного банка) и выпуска еврооблигаций. На 2002 г. внешний долг РФ составил 105 млрд долл. (2-е место после Бразилии). Значительные масштабы внешней задолженности отрицательно влияют на платежеспособность России и, соответственно – на ее имидж среди международных финансовых организаций и рейтинг страны по степени кредитного риска. Внешний долг России условно можно разделить на следующие составляющие: 1) займы международных организаций и реструктурированный долг СССР; 2 кредиты и займы российских банков; 3 кредиты и займы российских компаний; 4 валютные облигации внутреннего займа; 5 еврооблигации и субфедеральные внешние займы и кредиты. В зависимости от природы его происхождения большую часть внешнего долга России можно разделить на три группы: 1) кредиты Парижского клуба; 2 кредиты Лондонского клуба; 3 кредиты Токийского клуба. Совокупный долг им без процентов составляет около 80 млрд долл. Сейчас Россия имеет дело с двумя группами кредиторов: 1) официальными кредиторами, в основном входящими в Парижский клуб. К обязательствам России перед Парижским клубом относится задолженность по кредитам, предоставленным иностранными банками в рамках межправительственных соглашений под гарантии обоих правительств или застрахованными правительственными страховыми организациями. 2) Коммерческими банками, или их представителем – Лондонским клубом. Лондонский клуб занимается вопросами задолженности перед частными коммерческими банками. Обязательства России перед Лондонским клубом составляют межбанковские кредиты, предоставленные Внешэкономбанку в советское время, а также векселя, использующиеся во внешнеторговых расчетах. Система мер по управлению внешним государственным долгом: 1 списание части долга; 2 выпуск новых обязательств; 3) реструктуризация задолженности; 4 взаимный учет требований; 5) ужесточение фискальной политики; 6) формирование специального стабилизационного фонда; 7) переговорный процесс; 8) продажа дебиторской задолженности; 9) продажа части собственности за рубежом; 10) продажа экологических квот. Концепция Минфина по долговой стратегии России на 2003–2005 гг. : 1) частично рефинансировать внешнюю задолженность за счет увеличения заимствований на внутреннем рынке; 2) правительству предлагается меньше средств изымать из экономики для обслуживания внешних долгов, ориентируясь преимущественно на операции с различного рода долговыми инструментами, а также на поступления от приватизации. Объем задолженности перед иностранными кредиторами удалось радикально сократить – со 100 % ВВП в 2000 г. до 40 % к началу 2003 г. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|