|
||||
|
41. Ценовая и неценовая конкуренция. Добросовестная и недобросовестная конкуренция Ценовая конкуренция – это вид конкурентной борьбы посредством изменения цен на товары. Фирмы-продавцы двигаются по кривой спроса, снижая или увеличивая цену. Основное условие ведения успешной конкурентной борьбы с помощью цен – постоянное совершенствование производства и снижение себестоимости. Выигрывает только тот предприниматель, который располагает шансами снижения издержек производства. Механизм ценовой конкуренции действует следующим образом. Фирма-производитель устанавливает на свою продукцию цены ниже рыночных. Конкуренты, не имеющие возможности последовать этой инициативе, не могут удержаться на рынке и уходят с него или разоряются. Однако всегда находится конкурент, который выведет фирму из трудного положения, переживет «войну цен» и дождется нового повышения цен на продукцию. Так что на выигрыш может рассчитывать только та фирма, которая имеет действительно сильное положение на рынке по сравнению с конкурентами. Если же конкурирующие фирмы находятся в примерно равных условиях, то «ценовая война» не просто расточительна, но и бессмысленна. Факторы, влияющие на интенсивность ценовой конкуренции: 1) Процентная ставка. Чем выше ставка и меньше вероятность повторных продаж на рынке, тем выше стимулы к ценовой войне. 2) Уровень хозяйственного риска. Ориентация на стратегические цели, т. е. на будущую прибыль, может препятствовать ценовой войне между продавцами. 3) Дифференциация продукта. Товары разных предприятий служат совершенными заменителями друг другу, а значит коэффициент Лернера обнуляется, что смягчает ценовую конкуренцию и ее последствия. 4) Ограничение мощности продавцов на рынке. Чем ниже мощности конкурирующих продавцов по сравнению с емкостью рынка, тем более высокие цены они назначают, тем более высокой монопольной властью они обладают, тем более высокую прибыль они получают. При неценовой конкуренции роль цены нисколько не уменьшается, однако на первый план выступают уникальные свойства продукта, его техническая надежность, высокое качество. Именно это, а не снижение цены, позволяет привлечь новых покупателей и повысить конкурентоспособность товара. Для неценовой конкуренции характерно создание стратегических барьеров, препятствующих проникновению новых предприятий в данную отрасль. К ним относятся: 1) сберегающие инновации; 2) долгосрочные контракты с поставщиками ресурсов; 3) получение лицензий и патентов на данный вид деятельности; 4) сохранение незагруженных мощностей; 5) все способы повышения минимально эффективного объема выпуска в отрасли. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|