3. Конкуренция по степени интенсивности

Интенсивность конкуренции – характер и степень противостояния конкурентов

одной отрасли или на одном рынке. На конкурентную ситуацию влияют меры государственного регулирования отрасли – ограничения импорта, запреты на экспорт и т. п., что способно как увеличить, так и уменьшить привлекательность отрасли. Для степени интенсивности конкуренции используют обычно модель Майкла Портера. Она описывает функционирование конкурентной среды в рамках пяти основных конкурентных сил:

1. Угроза выхода на рынок новых компаний – добавляют в отрасль новые производственные мощности и тем самым уменьшают рыночные доли существующих конкурентов;

2. Рыночная власть поставщиков влияет на цены и качество поставляемых продукции, услуг, что отражается на рентабельности отрасли. Условия, при которых рыночная власть поставщиков высокая:

а) доминирование нескольких поставщиков;

б) большая концентрация в отрасли поставщиков, нежели чем в отрасли производителей;

в) недоступность товаров-заменителей;

г) незначимость производителя для поставщиков;

д) важность продуктов поставщиков для производителя;

е) высокая дифференциация поставщиков;

ж) высокие издержки производителя по смене поставщика;

з) возможности поставщика по прямой интеграции с производителем.

3. Рыночная власть покупателей выражается в их способностях понижать цены в отрасли, путем уменьшения количества покупаемых ими товара, или требовать лучшего качества продукта за ту же цену. Факторы, ведущие к большей рыночной власти покупателей:

а) большая концентрация, чем в отрасли производителя;

б) большие объемы покупок;

в) недифференцированные или стандартные товары, услуги производителя;

г) угроза обратной интеграции покупателя с производителем;

д) открытость информации о составе затрат производителя;

е) высокая ценовая эластичность спроса в отрасли;

4. Угроза появления товаров-заменителей. Наличие заменителей устанавливает верхнюю границу цены на продукт в отрасли. Когда цены существующих товаров поднимаются выше данной границы, покупатели могут переключиться на товары-заменители.

5. Конкуренция между существующими компаниями в отрасли – ядро модели Портера. Интенсивность конкуренции между фирмами будет высокой, если в отрасли присутствуют: большое количество фирм, небольшая степень их дифференциации, низкий темп роста отрасли, высокие фиксированные затраты, стратегическим или эмоциональным причинам.

Интенсивность конкуренции также зависит от типа взаимодействия между конкурентами и скорости происходящих в отрасли процессов.









Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх