|
||||
|
18. Проблемы создания конкурентной среды и противодействия монополизму в переходной экономике Особенности структуры рынков переходной экономики: 1) Структура рынков характеризуется завышенным уровнем концентрации во многих отраслях. 2) Значительно меньший уровень продуктовой дифференциации. 3) Отсутствие полноценных информационных, финансовых и правовых инфраструктур рынка, которое усиливает монопольные эффекты в экономике. Особый фактор, искажающий формирование нормальной рыночной среды в переходной экономике – поведение властных структур, практикующих активное вмешательство в экономику (поддержка отдельных предприятий, путем предоставления налоговых льгот и субсидий; слишком сложные бюрократические процедуры регистрации и пр.). Разрастание не денежной экономики и теневого сектора (характерных для условий переходного периода), свидетельствуют о неэффективности используемых форм государственного регулирования как на микро-, так и на макроуровне. Виды конкурентного поведения фирм: 1) традиционные, присущие развитой рыночной экономике; 2) специфические формы поиска ренты, унаследованные от командной экономики (ожидание поддержки от властей, борьба за получение льгот, невыполнение обязательств перед государством); 3) связанные с неразвитостью рыночных институтов и кризисной экономической средой переходного периода (невыполнение обязательств перед кредиторами, невыплата зарплаты, бартер и прочие виды не денежных расчетов, производство незарегистрированной продукции, использование незарегистрированной рабочей силы и других ресурсов). Специфические виды барьеров, присущие рынкам переходной экономики: 1) действия органов государственной власти на всех уровнях в процессе государственного регулирования экономики; 2) барьеры криминального характера, представляющие угрозу не только добросовестной конкуренции, но и экономическому развитию в целом; 3) стратегическое поведение предприятий, использующих описанные специфические формы. При оценке степени преодолимости барьеров входа на рынок рекомендуется использовать критерии своевременности, вероятности и достаточности входа на рынок новых субъектов. Своевременные – осуществленные в пределах двух лет с начала предварительного планирования до реализации значительного воздействия на рынок. Вероятный – выгодный при ценах, которые предположительно будут действовать на рынке в соответствующий период времени, а их уровень – гарантирован объемами поставок товара участниками рынка. Достаточный – осуществленный в масштабах, обеспечивающих сохранение и развитие конкурентных отношений между участниками. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|