|
||||
|
1. Понятие, основные виды конкуренции Рыночная система создает свободу экономического выбора, каждый в праве производить и продавать свой товар. В результате возникает экономическое соревнование, состязание, именуемое конкуренцией. Конкуренция – борьба между товаропроизводителями, между поставщиками товаров (продавцами) за лидерство, за первенство на рынке. Конкуренция служит одним из важнейших способов повышения эффективности как целой экономической системы, так и всех ее звеньев. Конкуренция есть цивилизованная форма борьбы за выживание, это сильнейший способ непрерывного стимулирования работников и трудовых коллективов. Благодаря экономической свободе, сопутствующей конкуренции, рыночная экономика превосходит командно-административную, в которой конкуренции нет места. Положительные стороны конкуренции: 1) конкуренция заставляет постоянно искать и использовать в производстве новые возможности; 2) конкуренция требует совершенствовать технику и технологии; 3) конкуренция стимулирует повышение качества товара; 4) конкуренция заставляет снижать затраты (и цены); 5) конкуренция требует от поставщиков товаров (продавцов) снижать цены на предлагаемый товар; 6) конкуренция ориентирует на ассортимент товаров повышенного спроса; 7) конкуренция повышает качество продукции (клиент всегда прав); 8) конкуренция вводит новые формы управления. Отрицательные стороны конкуренции: при конкуренции наблюдается беспощадность и жестокость по отношению к неудачнику, многочисленность “жертв” в виде банкротств и безработицы. На конкурентоспособность товара влияют следующие факторы: 1) при его производстве: а) производительность труда; б) уровень налогообложения; в) внедрение научно-технических разработок; г) размеры прибыли предприятия; д) величина оплаты труда. 2) при его потреблении: а) продажная цена товара; б) качество; в) новизна; г) послепродажное обслуживание; д) уровень предпродажной подготовки. Существует шесть видов конкуренции: 1) функциональная конкуренция – базируется на том, что одну и ту же потребность потребителя можно удовлетворить по-разному; 2) видовая конкуренция – это конкуренция между аналогичными товарами, но разными по оформлению; 3) предметная конкуренция – это конкуренция между аналогичными товарами, но разными по качеству изделия и по притягательности марки; 4) ценовая конкуренция – снижение цены увеличивает продажи, приводит к расширению рынка; 5) скрытая ценовая конкуренция бывает двух видов: а) продажа личного товара по цене конкурента; б) снижение цены потребления товара; 6) незаконные методы: а) антиреклама товаров конкурентов; б) производство товаров имитаторов (подделка). |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|