|
||||
|
89. Период становления государственности Российской Федерации (1986–1993 гг.) Современная демократическая государственность РФ начала складываться в период «перестройки» (1989–1993 гг.). Сущность реформы общества в СССР (1985 г.) – распространение гласности в общественной жизни, перестройка аппарата во всех государственных органах. Причины проведения реформ государственного аппарата: 1) существующая социалистическая система государственной власти перестала отвечать новым демократическим принципам, признанным в мировом сообществе; 2) сложилась неблагоприятная экономическая обстановка в середине 70-х гг. XX в. – теневая экономика широко распространилась во всех сферах; 3) в 1980 г. была распространена коррупция в государственном аппарате. Реформы были направлены и на изменение политической обстановки в стране, появление плюрализма и многопартийности. Результатом реформирования социалистической системы в СССР стало возрастание в его республиках национального напряжения, которое в свою очередь привело к межнациональным вооруженным столкновениям в 1988 г. Реформы 1980-х гг. затронули и экономику, что привело к проблемам в данной сфере (спаду производства, инфляции), хотя по задумке реформаторов должны были быть расширены права предприятий и трудовых коллективов, частная предпринимательская деятельность, а позднее предполагалось проведение приватизации национального имущества. Последствия объявления курса на формирование рыночных отношений: 1) Законом «О государственном предприятии» от 1987 г. введены хозрасчет и самофинансирование предприятий при сохранении государственных монополий; 2) была легализована частная предпринимательская деятельность; 3) сформировались четыре уровня цен: государственные, договорные, кооперативные, «черного рынка». Реформы 1980-х гг. затронули и аграрный сектор экономики. В 1988 г. получили распространение арендные договоры на землю (на срок не более 50 лет), устанавливался максимальный размер приусадебного участка и поголовья скота в личном хозяйстве (Положение «О колхозах» от 1988 г.). В результате реформирования государственного аппарата в октябре 1988 г. была установлена система представительных органов 2 уровней: 1) Съезд народных депутатов; 2) Верховный Совет. Был учрежден пост Президента СССР. Первым и единственным Президентом СССР в марте 1990 г. был избран Генеральный секретарь ЦК КПСС М. С. Горбачев. Особенно важны внешнеполитические результаты реформирования социалистического общества: 1) окончательный распад СССР (21 декабря 1991 г., когда на встрече в Алма-Ате члены СНГ признали его лишь координирующим органом; 26 декабря 1991 г. приняли Декларацию о прекращении существования СССР); 2) признание РФ правопреемником СССР; 3) расширение внешнеполитических отношений России. Недостатки реформ 1980-х гг.: 1) реформирование государственного аппарата привело скорее к разрушению, чем преобразованиям; 2) реформы, которые первоначально шли в рамках запланированных программ, позднее вышли из-под контроля инициаторов этих программ; 3) гласность во многом понималась неправильно, открывая доступ не только к необходимой информации, но подчас государственным тайнам, это привело к подрыву государственного авторитета. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|