|
||||
|
Чтение четырнадцатое ПУТИ ДОСТИЖЕНИЯ ЙОГОВ Читатель, внимательно познакомившийся с основными началами философии йогов, изложенными в предыдущих чтениях, легко увидит, что всякий человек, принявший эти учения и сделавший их частью своей жизни, естественно будет вести совсем другую жизнь, чем обыкновенный человек, для которого вся земная жизнь есть все, который считает, что смерть уничтожит его индивидуальность, и который не признает будущей жизни или жизней. Принятие основных начал миросозерцания йогов заставляет человека жить совершенно иначе, чем люди, которые верят, что мы являемся созданием не связанного с нами Провидения и что наше спасение зависит от нашей веры в те или другие учения, от нашего принятия тех или других форм религиозного поклонения. Заметьте, что философия йогов совсем не старается открывать ошибки или недостатки в какой-либо из религиозных форм. Эта философия учит, что все формы религии одинаково хороши, каждая имеет свое место и каждая может отвечать человеку на известной стадии его развития. Поэтому в понимании йогов совсем не важно, какой форме религии человек следует, не важно, каково его понятие о Божестве. Под разными названиями человек в действительности поклоняется одному Великому Разумному Началу. Совсем не важны слова или формы этого поклонения, но важны мотивы и цели, которые включает человек в свои отношения к Божеству. Философия йогов и все учения оккультистов, к какой бы расе они ни принадлежали и какую бы веру они сами ни исповедовали, говорит, что человек — это ответственное существо, что он сам создает условия своей жизни, сам навлекает на себя награды и наказания как естественные последствия своих поступков. Все эти учения также утверждают, что человек не может уклоняться от того, что является для него благом, и, что, хотя бы он сотню раз падал, он все-таки всегда непрерывно идет вперед и в конце концов победит свою материальную природу. Эти учения говорят, что все люди — братья, к какой бы вере они ни принадлежали, и что никто из людей не может быть осужден навеки и погибнуть. Оккультизм учит нас, что мы получаем наказания от наших собственных грехов, а не за наши грехи, и что закон причин и следствий действует неизбежно и неизменно. Оккультная теория подчеркивает ту идею, что человек жнет то, что сеет, и объясняет, каким образом и почему мы жнем то, что посеяли. В оккультных учениях мы можем найти объяснение того, как наши низшие желания и страсти давят нас и окружают нас обстановкой, которая заставляет нас вновь и вновь переживать именно те желания, которые создали эту обстановку, пока, наконец, мы не утомимся от этого вечного повторения одного и того же и наша душа не придет в ужас от материальной грубости своих прежних желаний и не устремится вверх к своей истинной цели. Эти учения показывают нам, что дух всегда с нами, всегда заботится о нас, старается оказать нам помощь и поддержку и что через дух мы приходим в тесное соприкосновение с источником всей жизни и силы. Люди очень различны между собой, и, конечно, то, что подходит для одного, совсем не будет годиться для другого. Одному условия известного рода дадут возможность развиваться и идти вперед в нужном направлении, другим нужны совсем другие условия, третьим — третьи и т. д. Философия йогов учит, что тот путь наиболее говорит человеку, который наиболее отвечает его темпераменту и внутреннему состоянию. Этот путь и есть для него наилучший. Этим философия йогов отличается от других систем, которые стараются заставить всех людей идти по одному пути. Йоги разделяют пути достижения на три главных пути, ведущие все к одной цели. Они называют эти пути следующим образом: 1) раджа-йога, 2) карма-йога, 3) жнани-йога. Каждый человек идет по тому пути, который ему больше нравится, который он предпочитает. По какому бы пути он ни шел, если он идет бескорыстно и искренне, он придет туда, куда приводит и другой путь. В настоящем чтении мы дадим только самый краткий очерк указанных трех путей, которые вместе составляют то, что йоги называют троичным путем. Некоторые из авторов, писавших по вопросам о восточном оккультизме, указывают еще на существование четвертого пути — бхакти-йога, но мы считаем, что бхакти-йога, т. е. религиозный путь, совпадает с каждым из трех указанных выше путей и, правильнее говоря, необходим на всех путях. Термин "бхакти-йога" значит "путь благоговения". Мы думаем, что наши читатели, какой бы путь они ни избрали, будут всегда иметь в себе это чувство по отношению к высшим целям, к которым они стремятся. Первый путь, раджа-йога, стремится раскрыть скрытые силы человека; подчинить его воле чувственные процессы, развить и укрепить самую волю; дать ему власть над низшим "Я" — развить ум в таком направлении, которое соответствовало бы раскрытию всех сил души. Раджа-йога учит прежде всего управлять телом. Эта часть тоже иногда выделяется в особый путь под названием "хатха-йога". В этой части йоги говорится о том, что тело должно быть здоровым, послушным инструментом, всегда находящимся под властью духа. Без этого не могут быть достигнуты никакие результаты, никакое психическое развитие. Западный мир в последние годы сильно увлекался учением раджа-йоги, которое приходило к нему под названием ментализма, или ментальной науки. Эта форма йоги признает удивительную силу тренированного ума и воли и дает чудесные результаты, которые могут быть получены тренировкой ума и усилением его путем концентрации и направлением его по желаемым линиям. Раджа-йога учит, что ум человека может быть не только направлен во внешний мир, где он будет влиять на умы других людей и на явления, но что он может быть обращен внутрь, сконцентрирован на каком-нибудь внутреннем свойстве, раскрывая которое, человек получает совершенно неожиданные знания, каких мы даже не можем себе представить. Многие из великих изобретений сделаны при помощи именно такого, только бессознательного, применения раджа-йоги. Многие из вождей человечества пользуются той же "раджа-йогой", создавая при ее помощи влияние на других людей. Но последователь раджа-йоги, никогда не может удовлетвориться одним только достижением власти для той или иной своей цели. Он ищет совсем другого и, направляя свет своего ума внутрь собственной природы, находит и открывает таким образом тайные силы души. Большая часть философии йогов создавалась именно таким образом. Цель раджа-йоги в высшей степени практична. Это своего рода духовная химия. Она доказывает сама себя на каждом шагу. Она совсем не остается в области смутных теорий, но учить делать опыты и находить факты. Вся раджа-йога, от начала до конца, — сплошной эксперимент, в том смысле, что человек, заинтересовавшийся ею, совсем не должен верить в какие бы то ни было теории, но все время может находить в самом себе доказательства того, что он узнал отвлеченно. Хатха-йога, по мнению многих восточных авторов и учителей, служит необходимым введением в науку раджа-йоги. Другие, наоборот, находят, что хатха-йога мешает и препятствует подхождению человека к раджа-йоге. Истина, вероятно, лежит посредине. Все зависит от того, с какой целью и с какими намерениями человек подходит к изучению йоги. Тому, кто стремится к изучению йоги с высшими целями, не могут помешать никакие физические упражнения хатха-йоги, человек же, подходящий к изучению тайных знаний с эгоистическими целями, не извлечет ничего, кроме вреда, и из отвлеченной, внутренней работы раджа-йоги. Карма-йога есть йога действия, путь труда, деятельность. По этому пути идут люди, извлекающие наслаждение из своей работы, те, которые всегда стремятся что-нибудь делать, которые верят в работу ради работы. "Карма" есть санскритское слово и значит "действие". Оно применяется к закону духовных причин и следствий, о котором мы говорили. Карма-йога учит, каким образом человек может пройти через жизнь, непрерывно действуя, но не создавая своей деятельностью для себя новой цепи причин и следствий. Для этого нужно перестать действовать эгоистически. Карма-йога учит, что человек должен трудиться ради труда, а совсем не ради результатов. Как это ни странно может показаться западным читателям, в действительности многие из людей западного мира, достигшие высокого развития, обладали этой идеей, не вполне сознавая ее. В действительности всякий бескорыстный труд есть труд, согласный с законами карма-йоги. Всякий человек творческого труда, интересующийся своей работой, а не вознаграждением, которое он за нее получит, следует законам карма-йоги. Некоторые из последователей этой формы йоги говорят, что они работают просто потому, что не могут удержаться от этого и что для них никакой роли не играет материальное вознаграждение. Последователю карма-йоги иногда кажется, что в действительности совсем не он является работником, что его Ум, его тело работают, а что он как будто стоит рядом и смотрит на их работу. Есть высшие и низшие формы карма-йоги. Объяснить их здесь нет никакой возможности, так как каждая ветвь йоги представляет собой чрезвычайно глубокую и разнообразную тему. Жнани-йога, от санскритского корня "жна", соответствующая славянскому корню "зна", есть йога знания, или йога мудрости. Ей следуют люди научного, интеллектуального труда, которые стремятся к рассуждениям, доказательствам, опытам и к классификациям фактов и явлений. Это путь ученого. Последователь этой формы йоги обыкновенно очень склонен к метафизике. Примеры практики жнани-йоги, по внешности сильно различающиеся между собой, можно видеть в трудах многих великих философов и нашего времени и, вообще, в размышлениях людей, склонных к отвлеченным вопросам. Все лица, изучающие философию йогов, более или менее касаются "йоги знания", даже хотя, по их собственному мнению, они идут по одному из других двух путей. Например, эти чтения представляют собой часть жнани-йоги, хотя в то же время в них изложены другие формы йоги. И многие последователи йогов идут как бы одновременно по нескольким путям, хотя их внутренняя природа всегда заставляет их любить один путь более другого. Вторая форма йоги, "карма-йога", быть может, самая легкая из всех для понимания. Чтобы схватить идею этой йоги, не требуется той тренировки, которая нужна для раджа-йоги. Последователь карма-йоги просто стремится вести хорошую жизнь, делать свою работу возможно лучшим образом, не увлекаясь идеей вознаграждения. Это дает ему возможность проникнуться сознанием истины, касающейся его собственной природы. Внутреннее сознание развивается в нем постепенно, по мере того, как он переходит из одной жизни в другую До тех пор, пока он наконец не достигает высокой стадии внутреннего развития. Он совсем не стремится к сверхнормальным силам и, следовательно, не пытается развить их в себе, он не жаждет разрешения великих проблем природы и жизни, но довольствуется жизнью обыкновенного человека, зная и веря, что в конце концов все будет хорошо. Многие из последователей секты "Новая мысль" в Америке в действительности последователи карма-йоги. Раджа-йог, наоборот, чувствует желание развивать свои скрытые силы и делать исследования в глубине своего собственного ума. Он стремится проявить скрытые силы и способности и чувствует непреодолимое желание производить опыты в этом направлении. Раджа-йога необыкновенно влекут к себе психические и физические феномены, т. е. все сверхнормальные оккультные явления и постижения, вытекающие из наблюдения этих явлений. Раджа-йоги очень многого могут достигнуть при известных условиях и часто получают удивительные результаты, благодаря действию концентрированной воли и ума. Главное наслаждение жнани-йога состоит в метафизических исследованиях. Они — философы, ученые, проповедники, учителя или ученики, и часто бывает, что они уходят необыкновенно далеко в какую-нибудь одну часть своих исследований, как бы совершенно забывая о других и теряя их из вида. Но человек, который может достигнуть наибольших результатов в оккультизме, это тот, который будет избегать крайности в каком-нибудь одном направлении. Настоящий оккультист, следуя одной из форм йоги, ни на одну секунду не теряет из виду других. Он одновременно развивает все стороны своей природы, стремится пробудить и развить в себе все те интересы, к которым чувствует влечение. Он понимает, что всякая односторонность непременно приведет к фанатизму, узости, близорукости и к суеверию. Люди, изучающие йогу, могут быть разделены на три главные категории. К первой категории относятся те, которые сделали уже значительный прогресс в этом направлении в прежних воплощениях и в настоящей жизни пробудились к сознанию уже с готовыми силами, со стремлением к оккультизму и к подобным предметам. Эти люди изучают свой предмет необыкновенно быстро и сами сознают тот факт, что они учат как будто второй раз, как будто только повторяют когда-то выученный и забытый урок. Они схватывают оккультные истины интуитивно и в этом изучении находят пищу, удовлетворяющую голод их душ. Эти души, конечно, находятся на различных стадиях развития. Некоторые имеют только элементарное знакомство с предметом, так как их знания в прежних воплощениях были очень поверхностными. Другие, наоборот, пошли в прежних жизнях гораздо дальше и в настоящей жизни, конечно, могут идти дальше тех, которые только теперь начинают или раньше знали немного. Наконец, третьи достигли раньше уже очень высокого развития и им не хватает только немногого для того, чтобы перейти к сознательной стадии воплощения, т. е. к тому состоянию, когда у человека ясно пробуждается сознание прежних жизней. Люди последней категории часто кажутся "странными" своим близким, особенно в детстве, их часто считают мечтателями, фантазерами, даже ненормальными, и они чувствуют себя как чужеземцы в незнакомой стране. Но рано или поздно жизнь приведет их в соприкосновение с другими людьми, в которых они найдут родственников и друзей по духу или, не встречая людей, они познакомятся с какой-нибудь теорией и учением, в котором вдруг найдут мысли и идеи, знакомые им с детства и отличавшие их от других людей. Ко второй категории относятся люди, достигшие во время своих прежних воплощений сознательного знания. Такие люди бывают очень редко, но все-таки их больше, чем предполагают, только, обыкновенно, они совсем не склонны раскрывать все, что они знают, и к своим воспоминаниям о предыдущих жизнях относятся как к священным вещам, которые нельзя профанировать рассказами первому встречному. Эти люди проходят через жизнь, бросая по пути много семян знания, плоды которых они сами увидят в одном из своих будущих воплощений. К третьей категории принадлежат люди, только слышавшие о некоторых оккультных истинах в прежних воплощениях, воспринявшие некоторые слова мудрости и знания, брошенные кем-нибудь из шедших дальше их по тому же пути. Эти зерна, попавшие в их душу, дали ростки, которые мы видим в настоящей жизни. Такие люди проявляют в жизни видимое беспокойство, что-то заставляет. их быть неудовлетворенными всеми обычными объяснениями вещей, что-то заставляет их искать новых объяснений, новых истин, и они интуитивно знают, что где-то есть эта истина, что где-то ее можно найти. Они часто подпадают под влияние ложных учителей и пророков, переходят от одного учения к другому, схватывают немножко правды здесь, немножко там, иногда совершенно подпадают под власть заблуждения, но рано или поздно, если не в этой жизни, то в следующей, продумав в астральном мире опыты последних жизней, они приходят к настоящей истине. Легко понять, что фактически невозможно дать подобные указания для изучения йоги для лиц, принадлежащих ко всем этим категориям с их переходными формами. Почти каждый человек требует своей собственной, совершенно отдельной системы. Можно указать только общие положения, которые каждый уже сам должен уметь применять к себе. Поэтому так важны при изучении йоги личные указания какого-нибудь знающего учителя. Но отсутствие учителя не должно отталкивать от изучения оккультизма. Если даже у вас нет учителя, будьте уверены, что он появится тогда, когда это будет нужно. Есть одна великая оккультная истина, которая говорит, что пускай ученик будет готов, учитель всегда готов. Но очень часто бывает, что стремящийся к оккультизму жаждет встретить учителя, который ему, в сущности, еще не нужен, потому что он еще не узнал того, что должен узнать просто путем обыкновенного изучения. Таким людям нужно научиться терпению, когда это нужно, путь раскрывается перед ними шаг за шагом. Поэтому, если вы окружены неблагоприятными обстоятельствами и условиями, не позволяйте себе терять бодрость духа и желания знать больше. Если внутри вас начинают являться новые идеи и образы, не допускайте в себе уныния от того, что вам некому рассказать о них и около вас нет человека, который мог бы вас понять. Очень может быть, что одиночество есть именно то, что вам нужно для того, чтобы выработать уверенность в себе и излечиться от желания опираться во всем на кого-нибудь другого. Очень может быть, что вы должны в данный момент учиться именно верить своим собственным ощущениям и переживаниям, уметь различать истинное от ложного. Мы часто не -сознаем, какой именно урок проходим в данный момент, но в этой жизни нам нужно изучить очень много уроков, и, чем труднее кажется для нас наш путь, тем больше, значит, мы изучим, тем более будем знать в конце пути. Из этого следует, что человек, который воспринял основные идеи философии йогов, начнет чувствовать, что страх совершенно оставляет его. Потому что, когда человек ясно сознает, что он есть, он не может больше чувствовать никакого страха. Он понимает, что нет ничего в природе, что могло бы принести ему действительно серьезный вред. Чего же тогда ему бояться? Всякие внутренние мучения идут обыкновенно за страхом, и, когда исчезает страх, вместе с ним исчезает множество страданий, казавшихся неизбежными. Зависть, ревность, злоба не могут существовать в душе человека, который понимает реальную истину. Вера и надежда на тот Центр, откуда исходит дух, пробудившийся в душе, делает ее совершенно недоступной низшим чувствам, мучающим обыкновенных людей. Человек, признавший руководящую силу духа и следующий за ней без колебаний, без страха, без сомнения, становится как бы другим, новым человеком. Он не может не быть добрым. Люди, погруженные в свою личную жизнь, кажутся ему маленькими детьми, и он обращается с ними, как с детьми, не осуждая их в своем сердце и зная, что они вырастут и станут большими. Всякую работу, которую ставит перед ним жизнь, он исполняет, как бы она ни была на вид мелка и ничтожна: он знает, что эта работа пришла к нему, потому что он сам создал ее своими прежними действиями и своими желаниями. Настоящий оккультист, который стремится достигнуть высших возможных результатов, должен сделать философию йогов частью своей ежедневной жизни, он должен как бы носить ее в себе, проводить ее во всем, что он делает. Это совсем не значит, что он должен навязывать другим свои взгляды и мнения. Напротив, это совершенно противоречило бы оккультным учениям, потому что, согласно этим учениям, никто не имеет права требовать от других подчинения своим мыслям, так как это противно естественному росту и свободе индивидуальной души. Оккультист должен быть настолько сильным, чтобы всегда и во всем чувствовать реальность и истинность своей философии. Поэтому совсем не нужно бояться применять ее ко всему; нужно помнить, что она отвечает всем формам и всем случаям жизни. Мы не должны бежать от наших задач, но должны избавиться от них и освободиться, только исполнив их. Самые неприятные вещи сильнее всего укрепляют характер, если мы правильно учим наш урок. Читатель должен помнить все это и, главное, не должен забывать великой истины, что "даже это пройдет". Одно из главных препятствий к достижению высших сил на физической плоскости, это — недостаток самоконтроля. Оккультист, который стремится к достижению высших сил, должен прежде всего очистить себя от эгоистических мыслей, от желания приобрести силы для удовлетворения своих личных интересов. Всякая оккультная работа, начатая и совершаемая с эгоистическими целями, приводит только к страданиям и разочарованиям, а человек, который стремится воспользоваться сверхнормальным психическим влиянием для низких целей, навлечет этим на себя целые вихри нежелательных результатов. Такие силы, если их употреблять неправильно, возвращаются к пославшему их, обращаются против него со всей, вложенной в них энергией. Эгоизм несовместим с оккультизмом. Истинный оккультист полон любви и братских чувств ко всем людям, и он стремится помогать им вместо того, чтобы мешать им в их внутреннем достижении и росте. Из всех многочисленных книг, написанных с целью бросить свет на путь оккультного достижения, мы не знаем ничего лучше удивительной маленькой книги, называемой "Свет на пути". Автор, писавший эту книгу, действовал под влиянием высших сил. Содержание этой книги окутано в поэтическую дымку восточных сказаний и с первого взгляда может казаться парадоксальным, но эта книга полна оккультной мудрости для тех, кто в состоянии читать ее. Ее нужно читать между строк, и она обладает многими особенностями, которые делаются ясными человеку, внимательно изучающему ее. Во-первых, при каждом чтении она дает вам столько истин, сколько вы можете в данный момент воспринять, завтра она может сказать вам о том же самом гораздо больше, возьмите ее через год после того, как вы ее читали, и с ее страниц польются на вас новые истины. Эта книга замечательна тем, что дает огромное утешение людям, охваченным горем или тревогой; ее слова, даже если их понимать только наполовину, остаются в уме читателя и звучат как мелодия, которая успокаивает и утешает слушающих ее. Мы рекомендуем нашим читателям иметь всегда при себе эту книгу и читать ее со вниманием и любовью. Они увидят, что там описаны различные духовные опыты, через которые должны проходить люди, такие опыты, которые подготовят их к следующим стадиям пути. Многие из наших читателей обращались к нам с просьбой дать комментарии и разъяснения к "Свету на пути", но эти комментарии и разъяснения войдут в нашу следующую книгу "Пути достижения индийских йогов". В настоящем чтении нашей целью было передать читателям великие истины оккультизма в возможно более простой форме, так, чтобы идеи оккультизма могли заинтересовать читателей и помочь им приступить к более глубокому изучению затронутых вопросов. Но мы чувствуем, что сказали очень мало. В следующих книгах, посвященных той же теме, тем же вопросам, мы надеемся изложить каши идеи в более полном виде, дать читателям более ясное понятие о философии йогов. Но для того, чтобы идти дальше, необходимо понять элементарные идеи, заключенные в этих чтениях. Читайте эту книгу до тех пор, пока ваш ум вполне схватит излагаемые здесь начала оккультизма. Просматривая эту книгу второй раз, вы найдете в ней новые черты, каких в первый раз не заметили. По мере того, как ваш ум будет развиваться, новые истины будут встречать вас на тех же страницах, которые вы уже читали несколько раз. И это совсем не зависит от какого-нибудь особенного достоинства нашей работы, потому что наша книга по необходимости очень проста и элементарна. Это зависит исключительно от истинности самой философии йогов. Глубины затронутых нами истин делают глубоким все, что мы пытались о них сказать. Запомните следующие слова из книги "Свет на пути": "Когда ученик готов изучать, тогда его понимают и признают. Это должно быть так, потому что он зажег свой светильник и светильник не может быть скрыт". |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|