|
||||
|
ГЛАВА 4 В первые дни семинара вы обычно сдержанны, робки и пытаетесь запрограммировать себя. Процесс раскрепощения происходит не совсем так, как мог бы. Сегодня утром Арлене сказала, что во время первого упражнения по дыханию было так холодно, что она постоянно была вынуждена двигаться. У нее не было времени ломать голову над тем, правильно или нет то, что она делала, и ей все удавалось сделать легче. Тай-цзи должно быть точно таким же. Я часто встречаю людей, ранее уже занимавшихся немного Тай-цзи и тащивших это с собой как бремя. Если посмотреть, как они двигаются, то явно заметна какая-то печальная робость и неуклюжесть. Если ты чувствуешь себя в затруднительном положении при занятиях Тай-цзи, то что-то ты делаешь неправильно. Тогда, когда ты ощущаешь затруднение, не упорствуй в желании постичь форму, вернись к естественности, прежде чем будешь делать дальше. Тай-цзи - чистейшая естественнейшая органическая форма. Человеческое тело должно уметь приспосабливаться к ней очень быстро и просто, если мы не вмешиваемся в его естественное течение. Но общество, в котором мы живем, ограничивает нас во многих отношениях. Мы теряем спонтанность и естественную свободу движения. Мы все натянуты, зажаты; тело и ум подвергаются насилию. Поэтому мы все заинтересованы в том, чтобы выпутаться. Одна женщина сказала: «Этот процесс выпутывания очень утомителен». И я спросил: «Ты пытаешься выпутываться?» И она ответила: «Может быть». Не напрягайся, тогда это не будет утомительно. Вот почему я каждый день показываю вам только немного нового. Мы наблюдаем за детьми и говорим: «Ах, как они чудесно двигаются». Но затем родители из лучших побуждений посылают своего ребенка в балетную школу. Он одевает балетные туфельки, и вскоре ни одно движение ребенка не спонтанно, так как ребенок чувствует себя стесненным, все время глядя в зеркало. В течение всей нашей жизни нам говорится, что нам не разрешено открыто выражать себя, и мы ставим здесь скобку, там тиски и еще застежку, вскоре наши тела полны ментальных и физических заторов. К тому времени, когда мы становимся взрослыми, мы ощущаем себя настолько зажатыми, что наши тела не могут больше уступать. Мы спотыкаемся, ушибаемся, становимся оболочками, которые постоянно обороняются от внешнего. Мы манипулируем собой, чтобы подогнать себя под какие-то шаблоны, и, как результат, наши тела обороняются от неестественных наслоений. Ты должен воспринимать себя таким, какой ты есть. Ты подобен семени. Ты не знаешь, чем ты будешь, когда наступит весна - может быть, хризантемой, орхидеей или простым одуванчиком. Действительно ли ты хочешь знать, что получится при цветении? Почему ты не позволяешь себе просто быть при цветении? Пребывай в процессе цветения и радуйся ему. Обычно цветок полностью раскрывается в последний момент жизни, и затем готов вновь стать семенем. Всю свою жизнь ты смотрел, работал, ломал голову, боролся за последний момент цветения, которое должно быть великолепным зрелищем. Из-за наших интеллектуальных представлений, которые каждый имеет в своей голове, мы всегда стремимся к какому-то ярко раскрашенному цветку. Чаще всего мы не становимся в точности этим цветком и очень несчастливы. Жизнь - это процесс, подготовка к цветению. Если бы семена имели цель, цветов было бы немного. Два года назад я встретил тибетца, Сонам Кази. Когда-то он был переводчиком Далай-ламы, но сейчас носит американские костюмы и выглядит как деловой человек. У него светлые, блестящие глаза, и он очень спокоен. Я пригласил его и его семью в зоопарк Сан Диего. Было запланировано много дел, а мы вынуждены были ждать в каком-то маленьком лабиринте сорок минут автобус, который курсировал там один. Все были раздраженными и нетерпеливыми. Он улыбнулся мне и сказал: «Это все, как в Бардо». Он говорил о «Тибетской книге мертвых», о промежуточных состояниях, о сорока девяти днях между смертью и новым рождением. Тибетцы собственно считают, что ничто не кончается и все протекает циклически. Он говорил о знании. «Не пытайся учиться так, как будто бы ты едешь сквозь снег с выключенным обогревателем. Потому что это знание будет прилипать к твоему лобовому стеклу. Тогда ты вскоре ничего уже не видишь, слепнешь и сбит с толку. Этот род знаний никогда не станет частью тебя: оно стоит между тобой и миром». К сожалению, мы обычно ищем знание вовне, а не в самих себе. Он провел еще одну параллель, когда увидел, как я округло держу руки перед телом. «Это выглядит сейчас как открывание кастрюли с кипящей водой, из которой поднимается пар и энергия. Истинное знание подобно падающим в кастрюлю снежинкам. Когда они касаются поверхности воды, они тают и исчезают». То, что ты по-настоящему учишь, ты не видишь. Оно растворяется в тебе, становится тобой и преобразует тебя. Тебе не нужно говорить: «Я прочитал ту или иную книгу». Они стоят на книжной полке. Это все накоплено где-то в компьютере. Этот род знания не имеет ничего общего с тобой. Это - бремя. Когда ты учишься впитывать знание и оно становится твоим собственным, только тогда оно проявляется, когда это тебе нужно. Мы говорим о том, что перед лицом проблем лучше опираться на опыт. В известном смысле все то, что ты пережил ранее, должно быть частью тебя. Тебе нет нужды постоянно поддерживать память о прошедшем и говорить о нем. Истинное знание незримо. Если ты впитываешь переживание и позволяешь ему растворяться в себе, то в тебе нет сумятицы, в тебе пустота, которая восприимчива к текущей ситуации. Когда ты приходишь с полной чашкой, я не могу больше налить чая. У большинства из нас имеется эта проблема. Я, может быть, один раз попробовал жасминовый чай. Он мне понравился, и так я бегаю вокруг с полной чашкой жасминового чая. Когда я пью жасмин, я усваиваю его, вместо того чтобы нести его повсюду и говорить: «Да, я понимаю жасмин», тогда у меня есть пространство для чего-то нового и свежего. Если же у меня пустая чашка, то у других есть возможность предложить мне продегустировать другие сорта чая. Именно это я надеюсь воплотить в моем Тай-цзи и танцах. Каждый день я встаю и начинаю танец с нуля. Это было бы иллюзией считать, что если я вчера занимался и был способен повернуться три раза вокруг себя в воздухе, то я сегодня встану и смогу это сделать снова. Я только сижу здесь. Откуда ты знаешь, что я могу сделать три поворота в воздухе? Ты можешь знать это, только когда это произойдет. То, что ты можешь делать со своим телом, не видно. Я вынужден каждый раз возвращаться на абсолютно пустую почву и начинать заново. И тогда проявляется движение, происходящее сейчас. И я в состоянии кружиться, поворачиваться и радоваться ощущениям танца. Энергия и движение должны быть подобными этому. У тебя не должно быть ничего заученного или стиля, предназначенных продемонстрировать, что ты разбираешься в Тай-цзи, и ты не должен цитировать многих учителей Тай-цзи и определенные точки зрения на Тай-цзи. Это мы все можем делать. Если мы работаем, мы должны проникнуть в движение и действительно сделать его. А затем позволить войти ему в нас, чтобы иметь наше собственное «сатори»: «Ах, да, это я понимаю!» Тебе нет нужды комментировать этот опыт или утверждать: «Да, это именно так». Мы же делаем это постоянно. Мы сравниваем наброски. Все нормально до тех пор, пока опыт не теряется в словах. Но все же лучше, если мы будем сравнивать комментарии, пользуясь движениями без употребления слов. В Туй-шоу, к примеру, мы обмениваемся тем, что мы ощущаем и воспринимаем в теле. Жизнь - непрерывный процесс возрождения. Если ты сегодня что-то выучил, завтра утром ты должен начинать все снова. Если ты приемлешь это, то тебе не нужна сковывающая тебя структура. Хорошая структура должна быть настолько податливой, чтобы быть в состоянии изменяться и приспосабливаться. Если ты занимаешься, то она проявляется, но все же каждый день она выглядит и ощущается по-другому. Вчера я спросил, почему мы не можем делать форму Тай-цзи цюань противоположным традиции способом, то есть в обратном порядке. Или почему первое движение всегда имеет поворот направо? Барри рассказал нам историю о женщине, постоянно обрезавшей край ветчины, и кто-то спросил ее, почему она это делает. Она сказала: «Я не знаю, моя мать всегда так делала». И спросили ее мать, и та сказала: «Я не знаю, моя мать всегда так делала». И спросили бабушку, и та сказала: «Я делала так, чтобы она вошла в мою самую большую кастрюлю». Я родился во время войны в Шанхае. Японцы бомбили город, и все люди ушли. Моя мать была в больнице, но все врачи и сестры тоже ушли, и поэтому моя бабушка помогла мне появиться на свет. Затем мы сразу же отправились на судно, которое должно было доставить нас в Гонконг. Судно затонуло. Мы все пробыли в воде целых четыре дня. Наконец, мы были спасены и доставлены в лагерь беженцев. Через несколько дней мы отправились на юг Китая от одной деревни к другой. Мои братья и сестры и я, мы были счастливы, так как действительно могли жить, как китайские крестьяне, на природе. Подрастая, я впитывал в себя довольно много от земли и образа жизни простых людей. Одна из вещей, связывающих нас как людей, - это простота и близость к природе, потому что мы все можем воспринимать и ощущать это единство. Если бы я жил в Шанхае, то я, вероятно, был бы очень западным. Когда я учился в средней школе на Тайване, я стал очень западным. Я слушал все американские шлягеры, носил голубые джинсы и пестрые рубашки и ездил на мотоцикле. Все с запада доставляло удовольствие и было окружено таинственностью. Я смотрел все американские фильмы и, естественно, должен был уехать в Америку. Когда я приехал в эту страну, мне было 16 лет и я не знал хорошо английский. Я ринулся в один из американских колледжей и хотел непременно быть американцем, полный желания прижиться в этой стране. Я забыл все, что узнал на Востоке, и хотел только достигать, достигать и достигать. Я закончил школу. Я сдавал экзамены в одном из лучших концертных залов и был одобрительно встречен критикой. Я стал выступать, много работал, подстегивал себя в ущерб телу, пытаясь вписаться в стандарт, на котором по моему тогдашнему мнению должен быть танцор. Я занимался по десять часов в день, и только работал, работал, пока мое тело не сдало. Мое тело болело, и, как большинство танцоров в этой стране, я мучился с коленями, бедрами и щиколотками. Я снова постоянно твердил себе, что должен стать лучше, если буду так много работать. Я стискивал зубы и говорил: «Ты же знаешь, это часть игры. Мы должны страдать. Мы артисты... никто не понимает, как мы страдаем». Очень печальная манера говорить, что ты должен чего-то достичь. Я полагаю, большинство из нас думают, что мы должны так тяжело работать, чтобы достичь чего-то такого - стать тем, кем, как ты думаешь, ты хочешь стать, или кто-то когда-то давно сказал, кем ты должен стать. Затем ты достигаешь этого и обнаруживаешь, что это совсем не то, что ты хотел, почва уходит из-под ног и ты не знаешь, что ты делаешь. Однажды мне стало ясно, что я не получу никакой отдачи от всех этих устремлений, жажды достижений и стяжательства. Я не чувствовал никакого возврата энергии. В то время я продолжал идти вперед, благодаря только лишь творческому началу в моей профессии танцовщика. Я начал создавать танцы и заметил, что по-настоящему содержательными были только те вещи, которые я действительно хотел танцевать и делал искренне - они были связаны с моим детством в Китае. Мое восточное прошлое выходило на свет и проявилось в танце, который я на свой западный манер открыл и изобразил. В известном смысле я снова начал делать Тай-цзи, даже не замечая этой связи. В те годы, что я пробыл здесь, я совершенно не занимался Тай-цзи. Я был приглашен на танцевальный фестиваль Якоба Пиллоу в Массачусетсе, где состоялся мой дебют сольного танцора. Фестиваль очень известен и важен:, если танцуешь на нем, то ты добился внимания публики. Тед Шон, тамошний директор, автоматически объявил меня: «Ал Хуан, китайский танцовщик». Я был глубоко оскорблен. Я сказал: « Что вы имеете в виду - китайский танцовщик? Я не исполняю народные танцы. Я не исполняю легкомысленные танцы. Только потому, что я китаец, я не танцую китайские танцы. Я не хочу, чтобы люди принимали меня из-за того, что я буду танцевать с фонарями, с лентами и тому подобное. Я показываю себя, себя и только себя!» Меня волновала жажда признания. А через некоторое время я понял: « Что же это? В чем различие? Я защищаюсь от китайской части во мне, может быть, потому, что все еще не могу отождествить себя с этой страной, не осел здесь? Может быть, это и есть причина». В кульминационной точке моей западной ориентации мой путь начал делать дугу назад на Восток. Я попытался вновь овладеть тем, чему научился ребенком в деревнях Китая. Итак, я сказал себе: «Почему я сопротивляюсь? Я действительно должен вернуться к моему наследию». Один из моих танцев назывался «Песня сверчка» и был связан с семнадцатилетним периодом жизни определенного вида цикад, которая является типичной метафорой китайской поэзии. Я танцевал « Сон бабочки», который восходит к парадоксальной народной легенде о даосе Чжуан-цзы. Ему все время грезилось, что он летит и порхает как мотылек. Это беспокоило его, и он пошел к Лао-цзы. Лао-цзы сказал: «Почему ты тревожишься? Откуда ты знаешь, что ты не человек, которым видит себя бабочка во сне? Как тебе пришло на ум, что бабочка тебе снится? Может быть, именно сейчас твоя человеческая жизнь есть нечто иное, как миг сновидения бабочки?» Я начал замечать, что нахожу свой собственный синтез Востока и Запада. Мы все должны найти свой путь назад к центру. Одним это дается труднее, чем другим. Мне очень повезло, потому что именно в этот момент я получил стипендию из фонда Форда для проведения сравнительных занятий в области искусства. Я на год вернулся на Тайвань, чтобы преподавать там. в Колледже китайской культуры и в Оперной школе Фу Син. При этом я имел возможность вновь восстановить мое Тай-цзи, так как я брал уроки у тамошних учителей. Я изучал упражнения с мечом, которые являлись продуктом Тай-цзи. Это было началом моего возврата к Востоку. Так случилось, что он был географическим, конечно, но совершенно не обязательно он должен был включать в себя географию. Когда я снова вернулся в США, события стали разворачиваться. Тогда я и начал давать семинары в возникающих центрах. Я встретил Алана Уотса, и мы обнаружили, что то, что я выражал движением, соответствовало тому, что он говорил словами. Он человек языка. Он использует его блистательно. В наших совместных семинарах, когда слова становились слишком блеклыми, мы оживляли их движениями. Мы вместе танцевали. Каждый раз в конце концов мы заходили в разговорный тупик, и тогда мы играли, чтобы поддерживать совместные движения и тела и ума. По мере поисков синтеза Востока и Запада во мне что-то стало происходить, а также и в моих танцах. Тайцзи становилось для меня все более и более важным. Оно продолжает помогать мне обрести свой баланс и центр. Чем больше я практикую Тай-цзи, чем больше я впитываю Тай-цзи, тем больше легкости и тем больше танцев, приносящих радость и мне и всем танцующим. Мои представления начинаются теперь с танца Тай-цзи. Иногда я танцую в тишине, иногда под шум прибоя, щебетанье птиц, шум водопада, под то, что я ощущаю подходящим. Я говорю с публикой о Тай-цзи, а затем приглашаю их танцевать со мной, и мы начинаем разучивать новые па. После тоги, как они их усваивают, я ввожу более сложные сценические элементы. Тай-цзи, таким образом, играет существенную роль в моей жизни танцора, демонстратора и учителя. Тай-цзи - это процесс новых открытий. Оно доступно всем нам и в любое время. Если ты гончар, применяй его при центрировании глины. Если ты художник, используй его при работе с кистью. В науке и технике для Тай-цзи также есть множество мест применения. Книга Р.Г.Х.Сю, профессора Массачусетского технологического института, «Дао науки» приводит примеры того, что эти идеи применимы в науке с тем же успехом, что и в искусстве и в движениях. Наука стремится понять природу, ее возможности и выйти за пределы этих возможностей. Все наши действительно талантливые ученые приходят к такому пункту, где они снова сталкиваются с чем-то неизвестным. Неожиданно они становятся все более открытыми, все более в духе Тайцзи, все более мистическими. Они не говорят: «У меня есть мозги, так что есть чем покорять. Я все понимаю и поэтому могу распоряжаться Вселенной по-своему». Во всем этом каким-то образом что-то прибывает, а что-то убывает, и все безостановочно. На первых порах, встречаясь с людьми, старше меня вдвое и имеющими гораздо больший опыт в различных профессиях, я колебался и думал: «Чем я должен поделиться?» А теперь я знаю, что не должен считать, что у меня есть больше или меньше сказать, чем у вас, и поэтому моя нерешительность проходит. У всех у нас один базис. Я учусь от вас столько же, сколько вы от меня. Сегодня после обеда у вас будет свободное время. Мне хотелось бы, чтобы вы немного занялись самостоятельными исследованиями того, как ваши мысли и движения взаимосвязаны. Плывешь ли ты или идешь, или едешь по улице, сосредоточься на том, как твои мыслительные процессы воплощаются в то, что ты делаешь. Если ты, например, едешь на машине, то в твоем уме могут закрепиться многие мысли. Если ты делаешь поворот, то позволь части этих мыслей тоже изменить направление. Если ты делаешь новый поворот, то позволь другим мыслям уйти подобным образом. Это может помочь тебе стать проще, и в то же время это расслабит тебя, поэтому у тебя не будет накапливаться напряжение даже в длительных поездках. Так как моя жена не водит машину, то я обычно сижу за рулем восемь и более часов, когда мы путешествуем по стране. Если я поступаю таким образом, я не устаю. В последнюю пятницу я ехал из Сан-Франциско не по скоростному шоссе, а по длинному, извилистому прибрежному шоссе. Вместо того чтобы спешить и прилипнуть к рулю, я пытался действительно ощущать шоссе. Я веду рулевое колесо, а рулевое колесо ведет меня, так я продолжаю практиковать свое Тай-цзи. Пробуй идти с Тай-цзи, отправляясь из своей комнаты к воротам или к душевым. Практикуй Тай-цзи, спускаясь по склону или на пересеченной местности. Не полагайся на учителя или мастера, который зачастую является твоим поводырем. Чем быстрее тебе удастся привнести в твои действия движение Тай-цзи в твоем собственном понимании, тем лучше. Испробуй этот процесс на всем, что ты делаешь сегодня после обеда, и исследуй, что помогут раскрыть и, может быть, распутать для тебя твои движения. Не сдерживай поток. Не прерывай его, чтобы поразмыслить, и не пытайся удержаться за что-то свое. Двигаясь, не останавливайся и не говори: «Что следует дальше?» Делай. Отслеживай соответствие между твоими движениями, твоим мышлением и твоими представлениями. Я очень редко работаю с каким-либо участником над его личными проблемами, потому что обычно не считаю это необходимым. В Тай-цзи мы не обращаем особого внимания на проблемы. Проблем не существует. В тот момент, когда ты обратил внимание на проблему, она выходит на поверхность, а затем ты, вероятно, запутаешься в ней. Я обнаружил, что если я не сосредотачиваюсь на проблеме, то она разрешается сама собой, без моего вмешательства в нее или борьбы с ней, утверждениями: «Почему ты так делаешь? Почему ты сопротивляешься?» Потому что в таком случае Тай-цзи не работает ни для кого из нас. Мне хотелось бы, чтобы каждый сфокусировал себя на своих собственных действиях и движениях. Если ты ставишь перед собой какие-либо цели в будущем, они отвлекают тебя от того, что происходит в данный момент, и твои старания достичь своих целей оборачиваются тем, что ты становишься напряженным, застывшим и закрытым. Твоя фокусировка на целях отдаляет тебя от подлинного познания, которое представляет собой всего-навсего только твое осознавание всех твоих повседневных действий. Предположим, ты поставил своей целью выучить Тай-цзи за пять лет. И из-за этого ты приучаешь себя к дисциплине и занимаешься как сумасшедший. Ты заставляешь себя вставать каждое утро, чтобы упражняться, а перед сном ты делаешь это еще раз. Может быть, ты дополнительно занимаешься днем. Ты боишься уехать на выходные, потому что у тебя не будет ни времени, ни места для этого, и тебе придется наверстывать потерянное. Но если ты можешь потерять его за три дня, значит ты никогда не владел им по-настоящему, разве что поверхностно. Если ты всегда думаешь о результате, ты не можешь быть полностью вовлеченным в то, что ты делаешь сейчас. Ты тянешься, стараясь ухватить будущее, которое вне твоей досягаемости, и упускаешь то, что в настоящее время доступно тебе. И поскольку ты ничего не добиваешься, ты тянешься еще ожесточеннее и упускаешь еще больше. Ты придешь к тому, что тебя ничего не удовлетворяет, и будешь хвататься за нового гуру, новый метод, новый ответ. Если тебе повезет, возможно, ты сам откроешь для себя, что эти поиски ответов и напряженные попытки как раз и есть то, что создает проблемы и отделяет тебя от твоего собственного опыта. Тай-цзи - дисциплина, которая может помочь тебе погрузиться в опыт твоего тела и того, что тебя окружает и восстановить контакт с происходящим сейчас. И затем от твоего непрерывного обоснования в восприятии происходящего внутри ты можешь расширять его вовне. Когда я учил Тай-цзи ребенком, я не имел целей. Когда мне было пять лет, я не знал, что приеду сюда, в Эсален, и буду вести занятия. Я не имел понятия об этом, и мае было все равно. Я просто учил Тай-цзи. А затем в университете я совсем отошел от Тай-цзи, стал совершенно прозападным, полностью отдалившимся, изолированным. Я стал ориентированным на достижение целей. Я должен был играть игру школы. Я должен был поступить в колледж. Я должен был сдавать вступительные экзамены, чтобы иметь возможность учиться за границей. Потом я изучал архитектуру, технику, театр и танец и всегда стремился получить степень бакалавра, учителя, все пытаясь обладать чем-то. А потом моя жизнь изменилась, и все другие дисциплины стали бессмысленными. Дисциплина танца, дисциплина движения - единствен) ше, что действительно осталось со мной. Теперь Тай-цзи снова то, чем оно было для меня в детстве. Если я могу поделиться чем-то из этого с вами, это чудесно. Но уроки второстепенны. Самая главная ценность Тай-цзи - это та роль, которую оно играет лично для меня. Не нужно отводить Тай-цзи роль как средству стать учителем Тай-цзи, чтобы я потом мог летать по стране и вести семинары прекрасных местах, как например Эсален. Тай-цзи должно быть твоим и для тебя, конечно же. Речь идет не о том, чтобы выучить Тай-цзи для того, чтобы можно было мнить себе, что в поисках просветления ты продвинулся чуть дальше, чем остальные. Дисциплина Тай-цзи находится в твоем распоряжении именно сейчас, как сегодня утром и вчера вечером, когда тебе доставляет удовольствие танцевать и чувствовать себя живым, обладая человеческим телом. Ты обнаруживаешь, что процесс отучивания является забавным и увлекательным. (Перев: Если процесс обучения представить себе как наработку нового слоя растущей луковицы, то отучивание является процессом, направленным в противоположную сторону, - очищением того слоя луковицы, который сейчас на поверхности.) Это не означает потерю чего-то. Это прекрасно ощущать себя вновь пустым. Вчера вечером во время танцев я между прочим зашел в банное помещение, сел и погрузился в воду. В соседнем отделении в темноте бушевала жаркая дискуссия. Слышались очень громкие, категоричные голоса. Молодой человек говорил: «Я знаю то, чего ты не знаешь. Эта страна принадлежит двадцати семьям, например, Дю Понам» и т.д. и т.п. У него на все были ответы. В это же время другой молодой человек вошел в мое отделение, посмотрел на меня и медленно и вкрадчиво спросил: «О... Не буддист ли ты?» Я ответил: «Иногда». Он спросил: «Ты занимаешься йогой?» Я ответил: «Иногда». И он сказал «Мне хотелось бы всю свою жизнь заниматься йогой. Как ты ее практикуешь? » Я сказал: «Просто занимайся ею». Он сказал: «Ух ты!... Просто занимайся ею. О, вот потрясающе!» Он незнающий, у него нет ответов. Так мы и плавали там все: и те, у кого на все есть ответы, и те, у кого нет ответов. Я полагаю, что то, что в действительности происходит, есть то, что мы иногда знаем некоторые ответы, но большей частью времени не знаем их. Это есть течение, причем не Инь или Ян. Иногда нами владеет чувство Ян, которое идет наружу. В другой раз мы доходим до места, где мы по-настоящему хотим ощутить себя, и тогда мы обращаемся к роду Инь, вовнутрь. Когда внутренняя направленность приводит к пустоте, мы вновь обращаемся наружу. Так ты остаешься в движении, и как раз эта изменяющаяся энергия поддерживает в нас и аллертность, и жизнь, и осознавание. Сегодня утром, за завтраком, мы говорили о Шангри-ла, фантастическом месте, месте, в котором все именно так, как бы хотелось тебе, по твоим представлениям, как могло бы выглядеть место предела мечтаний. Но я полагаю, иногда мы придаем Шангри-ла слишком большое значение. Мы же в действительности чересчур сильно хотим достичь в точности его. Таков же наш подход к поискам наилучшего метода просветления, будь то Йога, Дзэн, Тай-цзи, Суфизм или еще что-нибудь. Как только ты начинаешь верить, что, наконец, нашел тот самый метод, то в действительности ты начинаешь ограничивать себя, потому что нет такой вещи, как тот самый метод. Вчера вечером мне многое стало ясным. Мы танцевали народные танцы, и я слышал знакомую мне музыку. Я начал танцевать и думал: «Ах да, это я знаю, это я знаю». Когда все еще двигались в одном направлении, я поменял его, потому что я думал о последующих движениях - и угодил женщине рядом со мной прямо по зубам. После этого я прекратил думать и начал расслабляться и следовать музыке, и остаток танца я двигался в правильной последовательности. После танца я подошел к женщине и извинился: «Сожалею, что я потерял мое чувство Тай-цзи». Она сказала: «Все в порядке, даже профессионалы делают ошибки. Это успокаивает меня». Я сказал: « Профессионалы делают больше ошибок ». Единственный путь стать настоящим специалистом заключается в том, чтобы делать массу фантастических, великолепных, больших ошибок. Как можно чему-нибудь научиться, не делая ошибок? Ты совершаешь ошибки, проясняя таким образом, как можно научиться это нечто делать. Тай-цзи - это путь вообще. А путь вообще не является конкретным путем. Оно не является совершенным путем. Я никогда не стал бы носиться и провозглашать, что Тай-цзи является тем самым путем, провозглашать следующее: «Я выяснил, что Тай-цзи цюань есть самое лучшее, самое совершенное из всего того, что ты мог бы применить для твоего тела». Нет самого лучшего метода. Оно не сделало из меня образцового идеала. Заниматься только Тай-цзи еще не означает, что я все могу выполнять хорошо. Все, что я бы ни делал, продолжает оставаться вызовом для меня. Единственный путь, чтобы твое тело стало совершенно текучим, заключается в занятиях Тай-цзи в естественной манере. Если ты предоставляешь своему телу свободу действий соответственно его конституции, его собственной силе, то не возникает дополнительного напряжения. Однако мы совершенно точно знаем, что никто из нас не способен полностью быть в потоке, абсолютно не подвергаясь влияниям телесной, ментальной и прочим природным энергиям. Ты также реагируешь, неожиданно останавливаешься и совершаешь вещи, которые прерывают движение. Через это возникает новая нагрузка, новое напряжение. Тайцзи помогает тебе распознать их и каждый раз освобождаться от них. Поэтому ты утром оставляешь себе время, чтобы началось движение. Ранним утром ты никуда не торопишься и времени достаточно, чтобы все гало своим чередом. Освободи свое тело и мышление настолько, насколько ты можешь, и тогда ты быстрее будешь готов к восприятию событий. Этого вполне достаточно. Большинство из нас легко поддаются влияниям и уговорам. Я часто слышу, как люди говорят: «Он - мой гуру. Пойдем со мной к гуру». Или: «Это именно та книга, которую ты должен прочитать». Если ты зациклился на каком-то одном методе, то у тебя действительно будут проблемы. Если ты не зациклен, ты можешь выйти из него, пройти через него и перерасти его. Он впитается в тебя и исчезнет. Кто-то спросил: «Ал, какая разница между твоим и моим Тай-цзи?» Я сказал: «Разница та, что я - это я, а ты - это ты, а мы в чем-то разные». Сегодняшний Ал Хуан не знает вчерашнего или завтрашнего. Ал Хуан знает Ал Хуана, который есть только сейчас. И я только сейчас способен воспринять всех вас, слушать вас, жить и быть со всеми вами. Я думаю, мы достигнем общей основы, если придем к месту, в котором признаем, что мы ничего не знаем. Тогда мы сможем начать вместе с самого начала. Именно этому способствует Тай-цзи. Вдруг мы больше ничего не знаем. Начиная свои занятия Тай-цзи, начинай в точности именно с этого - с опустошения себя. Ты опустеешь. Каждый день, каждый раз ты начинаешь свое новое Тай-цзи. Не нужно напоминать тебе, что ты обязан связать эту мышцу с той, с количеством энергии, только потому, что электромиограмма показала, что это было бы правильно. Вчера мы говорили об этом аппарате, измеряющем движение мышц. Я сказал: «Великолепно, теперь я знаю, как я проведу вечер танцев в Нью-Йорке. Мне не нужны месяцы и годы, чтобы отрепетировать мои танцы. Мне нужна только лента для вычислительной машины, на которой запрограммированы движения мышц в теле. На следующий день мы проведем в Нью-Йорке отличное представление. Ни один из критиков не осмелится сказать что-либо отрицательное, так как у меня на вооружении имеются все статистические данные». Приятное в творческой работе, среди прочего, есть то, что она не имеет дела с измеряемыми, поддающимися подсчету компонентами человеческого бытия. Как людей нас по-настоящему связывают только те вещи, которые мы не можем измерить очевидным способом. Может быть, мы найдем новый способ выражения чувств, новую манеру говорить, новый способ делать что-либо, но большую часть времени мы повторяем все те же старые истории. Такова жизнь. Каждое утро начинается одинаково, но развивается по-другому. И Тай-цзи начинается одинаково и всегда другое. А теперь я хотел бы, чтобы мы вернулись к нашей общей основе еще раз, а потом поработали над вариациями. Сначала мне хотелось бы поработать с образцом кругообразного движения. Итак, мы встаем и образуем нашими кистями круг. Я люблю круги. И даже когда ты работаешь один, ты должен ощущать связи этого нашего круга. Давайте помогать друг другу, чтобы тело могло чувствовать текучесть. Освобождайся от своих напряженностей, покачиваясь со всеми другими потоками. Выдели себе пару минут только на ощущения: уровня своей энергии, своей осанки, своих напряженностей и всего, что ты чувствуешь сейчас. Если ты слишком напряженно слушал и напряжение изнурило тебя, то подумай тогда об освобождении. Если твое тело начнет освобождаться само, действуй из своего центра и позволь энергии из твоего центра слегка двигать твое туловище. Позволь своему позвоночнику волнообразное движение и позволь своим бедрам подключиться к этим движениям. Позволь своему туловищу сгибаться и поворачиваться. Двигай свое тело больше, чем это требуется, чтобы ты мог почувствовать, зачем тебе необходим тот центр, к которому ты возвращаешься. Мы склонны к чрезмерному самостоятельному использованию наших конечностей. У нас постоянно выпученные на лоб глаза. Мы двигаем руками куда угодно, не чувствуя связи движения с нашим центром. Продолжая держаться за руки, пусть все ваше тело станет вовлеченным в движение. Посмотри последовательно на всех в кругу и позволь тому, что ты видишь, соединиться в твоем теле. Ощущай, как движения передаются через твои руки. Теперь ты можешь закрыть глаза и тем не менее чувствовать связь и движение. Теперь двигаются стопы, и мы можем немного двигаться по кругу. Ощути, как ноги перекрещиваются, как изменяется твоя поза, пока ты сохраняешь центрированность. Должен ли ты думать о том, какая нога идет сначала, или можешь ли ты позволить позвоночнику поворачиваться и позволить ноге естественно следовать? Если мышцы рук устали держать их, позволь им немного опуститься. А теперь, замедляясь, разомкните руки. Поменяйтесь местами с теми, кто стоит в кругу как раз напротив вас. Не делай это прямолинейно, а делай играючи. По пути могут быть всевозможные приятные отвлечения. Может быть, ты потанцуешь с несколькими людьми. Если ты будешь слишком оперативным или быстрым, то тогда ты встанешь и должен будешь ждать. Оперативность экономит массу времени, и если ты не знаешь, что ты должен делать с этим временем, это приведет к скуке и унынию. Это замечательно - достичь чего-то, но не игнорируй того, что происходит на пути. Иногда это намного интереснее твоей цели. Наикратчайшее расстояние между двумя точками - это прямая линия. Это самый эффективный способ решения проблемы. А что же потом? Может быть, я буду скучать все время, которое я сэкономил. Может лучше было бы иметь какие-то развлечения по дороге? Поэтому я двигаюсь, петляя, и наслаждаюсь процессом. Конечный результат этого сильно отличается от прямого перехода. Это иллюстрация того, что такое процесс. Упражнение, которое мы сейчас делаем, - это наглядный пример идеи, что такое форма в Тай-цзи. Поменять место - это форма или структура. Ну, а то, что происходит внутри формы, есть результат твоего творения в процессе ее выполнения. Если ты действительно углубишься в Тай-цзи, ты поймешь, что оно не только набор позиций, которые все сразу узнают. Истинно творческий процесс - это то, что происходит при переходе из одной позиции в другую. Когда следующий раз ты начнешь двигаться навстречу партнеру, находящемуся напротив тебя, будь открыт для всей группы и будь готов найти другое место, в то время как круг меняется. Может случиться так, что те, с кем ты хотел поменяться местами, уже поменяли его с кем-то другим. Мы много работали над вашим осознаванием того, что происходит вокруг вас, пока вы движетесь. Люди обычно наталкиваются на нас. Сегодня утром во время завтрака это произошло со мной дважды. Первый раз я успешно смог избежать о этого. Второй раз сила пришла так внезапно, что мусс забрызгал мне всю куртку. Если мы поспешим навстречу людям, находящимся напротив нас, и не будем ни за кем наблюдать, то это приведет к подобному же столкновению. Если же вы двигаетесь, осознавая свое окружение, тогда столкновения не произойдет. Можно было бы полагать, что в таком маленьком помещении, как это, нельзя танцевать. Но в последние вечера даже при самых размашистых движениях столкнулись лишь немногие люди. Когда я был маленьким, мы бегали и толкали друг друга под коленкой, чтобы ноги подгибались. Для большинства детей это игра, и они смеются и радуются. Когда мы становились чуть старше, мы очень сердились, когда кто-то проделывал это с нами, что их тогда еще больше забавляло. Довольно скоро мы уже ходим с твердыми, застывшими ногами, чтобы обезопасить себя. Давайте попытаемся посмотреть на это опять как маленькие дети. Идите, толкая всех сзади под коленом, и сами поддавайтесь их толчкам. Не сопротивляйтесь и позволяйте вашим коленям быть гибкими. Пружиньте, опускаясь и мягко вновь поднимаясь. Представьте, что у ваших ног есть большие пружины и амортизаторы, чтобы вы могли без малейшего напряжения уступить, вместо того чтобы потерять равновесие или стоять, застыв на месте и оказывать толчку сопротивление. Если какая-либо энергия извне идет к тебе, если сила буквально наталкивается на тебя и толкает против тебя, не отклоняй ее, не оказывай сопротивления, а поглоти эту силу и погрузи в свой центр. Если затем она станет непереносимой, нужно только изменить направление тела и, вращаясь, унестись от нее. Будь как прыгающий мяч для игры в водное поло. Если он получает удар, то высоко подпрыгивает и переходит в движение по кругу. Не бойтесь, что ударят глубоко или в бок или что не выдержите сотрясения. Сотрясение -следствие твоего собственного сопротивления внешней силе. Если ты разрешишь силе прийти к тебе и унестись с тобой вихрем, она может доставить тебе удовольствие. Это показывает, как ценно быть легко уязвимым, не бояться уступчивости, быть открытым и восприимчивым. Будьте такими прямо сейчас, гуляя по залу, слегка подталкивайте друг друга и пытайтесь ощущать удовольствие в то время, как вас толкают. Позвольте себе быть уязвимыми и поглощайте энергию, когда вы сталкиваетесь с кем-нибудь. Позвольте каждому толчку подхватывать вас в то время как вы, вращаясь, уноситесь от того, кто наткнулся на вас. Нет необходимости бороться с энергией. Она приходит к тебе, увлекает тебя с собой, здесь нет работы, доставь себе удовольствие от этого. Иногда тебя, вероятно, встретит несколько низкокачественная сила, которая неприятно удивит тебя. Но даже в этом случае она лишь унесет тебя вихрем без удара или сотрясения, если ты только позволишь произойти новому вращению. Нечто, что катится прочь, как мяч для игры в водное поло, не может быть атаковано. Если ты высматриваешь безопасное место и не хочешь из него высовываться и избегаешь столкновений, а потом кто-то толкает тебя, ты кажешься себе потерянным и никчемным, как будто тебя выкурили из твоей безопасности. Но если ты не пытаешься привязываться к чему-то, ты можешь двигаться с ощущением, что несешь свою безопасность с собой. Где бы ты ни был, у тебя есть своя почва под ногами. Куда бы ты ни шел, ты чувствуешь самого себя. Тебе нет нужды ломать голову над тем «Как я иду, куда я иду? Будет ли лучше пойти по этой дороге или по другой? » Ты просто идешь с энергией и позволяешь себе вихреобразный круговорот. Ты течешь с энергией и играешь с ней. Иногда мы боимся потерять достигнутое. Мы полагаем, что находимся в стабильном состоянии, в надежном месте. Мы считаем, что у нас уже все хорошо и сопротивляемся всему новому. Но в случае, когда у нас нет чего-то, к чему мы привязаны и что мы защищаем, тогда наша готовность воспринимать гораздо выше. Мы тогда не так напряженно стараемся не подпустить к себе то, что происходит вокруг нас. Поделаем теперь немного Туй-шоу, что является одним из лучших методов, чтобы сильнее развить в вашем теле это чувство податливости. С его помощью вы открываете, где текучесть блокируется вашим напряжением. Оно помогает вам работать с этими областями напряжений. Найдите себе партнера примерно своего роста, но пока не соединяйте руки. Встаньте друг против друга на небольшом расстоянии и образуйте руками полукруг перед собой. Идите навстречу друг к другу, пока ваши полукруги не дополнят друг друга. Такое движение навстречу больше в духе Тай-цзи, потому что вы должны двигаться через пустое пространство, пока касание кончиков пальцев не сольет две половины в единое целое. Теперь ощущайте ваше общее основание. Увеличьте площадь своей опоры и обоснуйтесь на ней. Расслабьте локти и плечи и представьте, что пространство под вашими руками является движущейся и несущей их поверхностью. Переносите вес вперед-назад, слегка вращаясь, и позвольте рукам двигаться вместе. Позвольте энергии течь через ваши руки, через тело вашего партнера. Позвольте ей вернуться и примите ее снова. В буквальном смысле представляйте себе, что ваша энергия буквально переносится через вашу правую руку в левую руку партнера и по его спине течет в его правую руку. 142 Эта энергия возвращается к вашей левой кисти, циркулирует по вашему телу и снова переносится. Туй-шоу должно быть продолжающимся, нескончаемым процессом отдачи и приятия. Теперь освободите своего партнера и отступите назад. Если вы снова выступаете вперед, протяните правые руки и образуйте вместе форму латинской буквы S. Теперь поднимите левую руку и коснитесь партнера у правого локтя. Вы образуете своими руками символ Инь-Ян, круг Тай-цзи, разделенный S-образной линией. Это показывает, что энергия одной стороны всегда течет к другой. Одна сторона - белая рыбка, другая - черная, что зависит от того, кто именно толкает и кто принимает в данный момент. Поверните теперь ваши запястья и позвольте возникнуть точно в середине круга, где встречаются ваши кисти, маленькому вращающемуся движению. Расслабьте правые локти и позвольте им опуститься вниз. Используй левую руку своего партнера, которая поддерживает твой локоть, помогая поддерживать твою руку без напряжений и подрагиваний. Позволь своему телу двигаться вперед и назад в таком же движении по кругу, как и кистям, вращаясь при этом вокруг своего позвоночника, как центра. Мягко толкающий жест ладони -Ян, плавно изгибающийся назад - Инь. Ты толкаешь энергию к своему партнеру и собираешь ее назад к себе. Держи запястье ненапряженно и упруго, так чтобы оно могло без малейшего напряжения вращаться при движении по кругу. Когда твоя кисть толкает, то это движение нападения, когда она изгибается назад, то это движение защиты. Чувствуй текущие ощущения в той части своего тела, которая испускает энергию или принимает. Ощущай свою ладонь при толчке вперед и внешнюю сторону твоей руки, которая воспринимает энергию толчка твоего партнера. Почувствуй также внутреннюю сторону твоей руки, отгороженное, кругообразное пространство между обороняющейся рукой и телом. Если вы вместе шагаете вокруг круга, который вы создали между вашими руками, это поможет вам снять напряжение. Вы движетесь в этом кругу против часовой стрелки, причем правая стопа должна находиться вблизи от середины круга. Эта середина - место, к которому вы постоянно возвращаетесь. Если ты представишь, что пространство под тобой несет тебя и несет это место вращения, тогда ты можешь больше не думать о состоянии рук и расслабляться дальше. Если твои стопы как бы прибиты гвоздями, ты не сможешь приспособиться к принятию вновь возвращающейся энергии. Опустись в свое основание, чтобы ты мог почувствовать, как твой позвоночник соединяется с почвой, причем энергия без малейшего напряжения восходит через спину в верхнюю часть туловища. Позволь всему телу быть открытым, чтобы даже задняя сторона твоей пятки могла почувствовать связь с кистью. На время закрой глаза, чтобы помочь сосредоточиться на ощущении движения. Теперь увеличивайте круг, вкладывая при этом больше энергии в движения. В то время как круг становится больше, расширяйте дугу энергии. Ты должен также дальше подаваться назад, чтобы принять энергию своего партнера. Так как ты не можешь идти прямо назад, ты должен двигаться в сторону. Даже если вы описываете своими кистями совсем маленький круг, и то вы увидите, что у вас есть достаточно места, чтобы перемещаться вперед и назад на своем основании. Но когда круг увеличивается, ты, может быть, попытаешься согнуть спину и отклониться назад. Это очень глупо, потому что тогда ты становишься неустойчивым. Если ты поворачиваешься к своей открытой стороне, ты можешь пропустить энергию мимо себя, поворачивая позвоночник, но сохраняя его вертикальным. Помните о том, что когда я говорю, что надо держать позвоночник прямо и вертикально, я не имею в виду застывший, напряженный позвоночник. Твой позвоночник становится вертикальным как результат позволения ему быть вертикальным, а не за счет напряжения или жесткого удержания. Позвоночник Тай-цзи - это водорослеобразная простирающаяся линия, растущая вверх и укореняющаяся внизу. Если ты ощущаешь в позвоночнике напряжения, освободи его от них, позволь ему двигаться, а затем позволь ему вернуться в эту основополагающую середину, к прямой вертикальной линии. Позволяй своему позвоночнику чувствовать себя подобно бамбуку, который придавлен снегом или сгибаем ветром, и который пружинит назад, когда давление исчезает. Каждый раз, когда ты освобождаешь свой позвоночник, он пружинит в эту свободную, гибкую прямую. Если ты будешь застывшим и ломким, ты не сможешь устоять под напором, будешь сломлен и раздавлен. Тела должны быть упругими, гибкими и податливыми. Ощутите, как ваш партнер отвечает на ваше движение, как вы отвечаете на его движения. Почувствуйте это без попыток манипулировать друг другом. Если вы чувствуете, что ваш партнер слишком силен, уступите, следуйте его Ян. Если вы следуете Ян, то сила Ян станет Инь. Если вы попытаетесь отразить Ян, то возникнут две силы Ян. и это приведет к взаимным толчкам. Так начинается конфликт. Если вы начнете тягаться друг с другом, то вы не испытаете больше радости от круга. Он станет угловатым, и вы будете застревать в углах. Если вы потеряли равновесие, делайте медленнее, пока вы не встанете друг против друга с минимальной несущей, поддерживающей энергией. Теперь подойдите ближе, пока ваши поддерживаемые локти не будут практически касаться, ощущайте при этом, как сильно связаны они с вашим позвоночником. Ваши предплечья стоят почти вертикально, подобно сердцевине цветка, растущего между вами. Подвиньтесь еще ближе к вашему партнеру, пока ваши колени не соприкоснутся и вы не почувствуете их совместное круговое движение, которое аналогично круговому движению запястий. Если ваши коленные чашечки сталкиваются, то это показывает, что движение ваших запястий изолировано и не имеет продолжения во всем вашем теле. Я вижу, что некоторые из вас дергаются вперед и назад по прямой вместо дугообразных кривых. Если я нанесу белое пятнышко на твою коленную чашечку или на твои плечи или нанесу ее еще где-нибудь на твоем теле, то при виде сверху она должна описывать круг. Каждая часть твоего тела должна быть вовлечена в это движение по кругу. А пока что большинство из вас по привычке склонны к движениям рывками. Если ваши бедра движутся по кругу, а колени движутся туда-сюда, то такое несоответствие приводит к столкновению между ними и ваши движения будут дергаными. Все твое тело должно откликаться, а также быть связанным с движущейся точкой контакта между тобой и твоим партнером. Медленно удаляйтесь от своего партнера и немного увеличивайте круг, не удерживая судорожно локти. Сохраняйте легкость ощущений в поддерживаемых локтях и естественное вращение ваших запястий, пока ваша кисть в соприкосновении с партнером движется по кругу. Когда ты ощущаешь напряжение, поддавайся напряжению, вместо того чтобы бороться с ним, скажи ему «да» вместо «нет». То, что тебя напрягает, - это энергия Ян, энергия чрезмерного хотенья и стараний. Позволь больше доступа энергии Инь, энергии податливости. Туй-шоу помогает тебе познать свое тело через то, как тебя отражает твой партнер. Положительный эффект наступает только после длительного времени занятий. Просто занимайся дальше, не беспокоясь: «Продвигаюсь ли я?» Если ты чувствуешь уста лось в мышцах, знай, что твое тело все еще напряжено, и именно потому, что ты все еще усиленно хочешь делать, вместо того чтобы позволять всему происходить. Чем больше ты беспокоишься об этом, тем труднее тебе избавиться от напряжений. Когда ты начнешь ощущать комфорт в верхней части тела, тогда будь внимательным к ощущениям движений нижней части, т.е. к основанию и к деталям хода движений в стопах и ногах. Посмотрите на дождь на террасе. Наблюдайте, как каждая дождевая капля падает в какой-то крошечной точке лужицы и вызывает круги, которые мягко наслаиваются на другие круги, постепенно затухая и исчезая. Такая картина хорошо отображает ощущения вТай-цзи. Каждое отдельное движение, каждая составная часть формы как четкий круг на воде. Все круги временны. Каждое движение как изменяющийся, наслаивающийся и исчезающий образец кругов. Посмотри, как каждый новый круг вновь возвращается к чистой, спокойной, открытой поверхности. Сожми кулак, а затем позволь ему открыться. Позволь напряженной энергии раскрыться и раствориться в твоей кисти, как расходящемуся кругу, который дождевая капля вызывает в луже. Ты не можешь слишком долго держать его сжатым. Если большую часть энергии ты расходуешь на сжимание кулака, то вскоре у тебя ее почти не останется. А теперь освободи кулак, который ты сжал, и ощущай покалывания в кисти, когда возвращается естественное кровообращение. Ощущай анергию внутри. Позволь большому пальцу легко касаться пальцев, как будто бы ты нежно держишь в кисти что-то маленькое. В Тай-цзи мы называем это «пустой кулак». Для большинства людей сжатый кулак является символом силы. «Я силен, потому что у меня очень сильный кулак. Я могу тебя отколотить. Я могу разбить доску пополам. Я могу разбить кирпич». Но между энергией и физической силой большая разница. Так внешнее выражение тяжелого, сжатого, напряженного кулака не является энергией. Но и вялый и немощный кулак также не является проявлением энергии. Кулак Тай-цзи как раз посредине, - ни крепко сжатый, ни рыхлый или вялый. Он - кулак, который пуст, подвижен и готов. Теперь возьми этот пустой кулак и медленно ударь в твою другую ладонь. Во время удара позволь ладони облегать кулак, как будто ладонь кусок ткани. Позволь левой ладони полностью обхватывать пустой кулак до завершения. Если ткань и кулак станут едины, то энергия удара стала единой. Образуй сейчас двумя кистями чашу и оттяни энергию обратно в Дань-тянь. Затем вновь направь Ци наружу, вокруг себя и над собой. Позволь твоим рукам раскрыться, как будто ты хочешь обнять весь мир перед собой. Таково начало мотива, который называется «Объять тигра». Затем позволь рукам пойти вниз и к себе, вычерпывая все это пространство. Когда ты поднимаешь эту энергию вверх, твои руки скрещиваются перед тобой. Держи позвоночник прямо и с согнутыми коленями опустись в свое основание. Продолжай поднимать эту энергию до уровня груди. Пусть твои локти теперь опускаются и твои запястья вращаются внутрь, пока ты не позволишь всей этой энергии мягко течь в Дань-тянь. Это возвращение к простой первоначальной позиции мы называем «Возвращение к горе». «Объять тигра» и « Возвращение к горе» соединяются в приятный, круговой мотив, который можно выполнять как разминочное упражнение. Хорошо также использовать его для повышения уровня твоего осознавания согласованности дыхания и движений. Когда ты вдыхаешь, позволь рукам подниматься вверх и в стороны из этой начальной позиции. Когда руки поднимутся примерно на высоту плеч, опускайся в свое основание, в то время как твои руки опускаются вниз и внутрь. Когда ты втягиваешь пространство, ты выдыхаешь, а затем, когда ты зачерпываешь его и начинаешь поднимать, вдыхаешь. Когда твои руки поворачиваются и давят вниз к Дань-тянь, ты снова выдыхаешь. Если в теле что-то поднимается, ты обычно каждый раз вдыхаешь, а если тело опускается вниз, ты каждый раз выдыхаешь. Если ты расширяешь тело и вытягиваешься, ты вдыхаешь, а когда возвращаешься обратно к центру, воздух вытекает наружу. Это как в воздушном шаре: когда твое тело опускается вниз и втягивается, воздух удаляется, а когда оно выпрямляется и расширяется, воздух течет вовнутрь. Не придавай особого значения, начинаешь ли ты с выдоха или вдоха. Не существует определенных мест для выдоха или вдоха, точных мест, в которых ты их меняешь. Также и занятия Тай-цзи способствуют развенчанию идеи двойственности вдоха-выдоха. При занятиях Тай-цзи ты - единство обоих. Ты дышишь всем и везде. Если ты занимаешься Тай-цзи, речь не идет только о вверх или вниз. Это - вверх...вниз, внизввеееерх вниз вверх вверх вверх вниз вниз вверх - волна, и за ней волна, и за ней волна. Ты замечаешь, что воздух начинает поступать внутрь в какой-то момент, но ты не можешь планировать это заранее. Как только ты пытаешься планировать, ты разбиваешь непрерывность на сегменты. Если твое дыхание удовлетворяет тебя, если оно без усилий и намерения, тогда все в порядке. Утром, когда мы начинаем Тай-цзи, мы часто тренируем дыхание естественным способом с подъемами и опусканиями, как в этом движении «Тигр-гора». Это лучшее время, когда ты действительно сознательно можешь работать с дыханием. Наступает момент, когда движение больше, чем просто только то или это, оно - все включает, и твое дыхание должно течь с движением. Если ты действительно вошел в Тай-цзн, ты паришь в середине, и все просто происходит и развертывается вокруг тебя. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|