ЛЕКЦИЯ ДЕВЯТАЯ

ИСКУССТВО БЫТЬ ЗДОРОВОЙ

Чем удерживать и наполнять, лучше пропускать через себя.

День обещал быть жарким, солнце уже показало свою силу. И я поняла, что летняя беседка уже не спасет от жары, и, может быть, нам придется перебираться в класс, который находится внутри дома. Каменные плиты еще долго в течение дня будут сохранять прохладу, и можно не бояться перегрева. Да, так оно и получилось. После утренней разминки и медитации мы решили перебраться все-таки в прохладный класс в доме.

В классе было много картин, изображавших различные сакральные секреты устройства человеческого тела и его функций.

Неужели когда-нибудь кто-нибудь в состоянии постичь все эти секреты? Неужели есть на земле такие люди, которые могут объяснить все эти картины? Эти вопросы я прочитала в глазах девочек.

Эти же вопросы увидела в них и Сестра Фу. Она подождала, когда в классе воцарится тишина. Обвела всех взглядом и начала сразу же отвечать на этот вопрос.

— Вы задаете себе вопрос, можно ли одному человеку за его короткую жизнь постичь все эти секреты? — с улыбкой спросила она. И ответом ей было удивление: как могла она понять или разгадать их мысли. Сестра Фу продолжила:

— На этот вопрос я отвечаю положительно.

Причем дважды положительно. Во-первых: это все очень просто, если владеть теми техниками, о которых я вам уже рассказывала, потому что все эти картины написаны символическим языком, который может понять только тот, кто практикует.

Во-вторых, жизнь тех, кто рисовал эти картины, действительно была достаточно долгой, а может быть, продолжается и сейчас. Но о долголетии мы поговорим немного позже. А сейчас я хочу поговорить о магической технике, которая очень проста, но которую используют просвещенные монахи. Она основана на глубоком знании анатомии и физиологии.

Древние люди владели этими знаниями в совершенстве, ведь они жили более тысячи лет, а за это время они успевали в своей жизни сделать очень многое и многое узнать. Главное, они поняли, что искусство быть здоровым — это искусство следовать своей природе.

Но следовать своей природе — это значит знать ее, знать, как работает ваш организм.

Сегодня мне бы хотелось рассказать вам о возможностях нашего мозга управлять работой всех внутренних органов.

Представьте, что вы увидели плоды личи, вы услышали их запах, вы вспомнили их вкус — и ваш гипофиз выработал соответствующие вещества, которые дадут команду выработать соответствующие ферменты и вещества в органах пищеварения, чтобы плоды могли быть усвоены.

Но если вы представили рыбу, то по тому же механизму будут выработаны уже другие вещества, которые, в соответствии с видом, вкусом и способом приготовления рыбы, будут готовы выработать нужные для ее переваривания ферменты. Но как только эта рыба попадает в рот, то организм включает фильтр — и, наконец, после более точного определения, что же такое сейчас предстоит переваривать, органы пищеварения корректируют количество и качество пищеварительных секретов.

Именно это свойство нашего мозга используется для практики, которая называется «шесть целительных звуков».

Представьте, что вам стало известно, что будто бы есть лекарство «от всех болезней почек». И вот вам дали задание найти это лекарство. И вы пытаетесь найти его формулу. Вы уже нашли сто вероятных формул, но вам нужно выбрать только пять самых важных.

К счастью, природа придумала все за нас. Надо только научиться ее слушать. Древние даосы смогли это сделать. Они не ходят в аптеку, чтобы купить нужное лекарство. Они сами синтезируют эти лекарства в своем мозгу.

За многие тысячелетия они нашли ключи доступа к этим кладовым, где хранятся нужные компоненты.

Например, лекарство для почек они получают следующим способом. И способ этот называется просто — «целительный звук почек». Итак, сейчас я расскажу вам о практике «шесть целительных звуков» на примере «целительного звука почек» и «целительного звука легких».

Сначала мы представляем синюю чистую воду. Это универсальный образ для синтеза в гипофизе определенных веществ, исцеляющих почки и связанные с ними системы. Пока мы вдыхаем и удерживаем в сознании образ улыбающихся сапфировых здоровых почек, все это время в гипоталамусе и гипофизе происходит синтез необходимого «лекарства». Очень важно дать время гипоталамусу и гипофизу для работы, то есть быть сфокусированным на этом образе, улыбаться почкам, чтобы расслабить мышцы вокруг гипофиза[46] и позволить крови поставлять питательные вещества для синтеза этого лекарства.

А теперь, когда лекарство синтезировано, его надо доставить по назначению. Тогда мы произносим звук почек «чшу-у-у». Когда надо что-то выбить из бутылки, мы начинаем стучать по дну и трясти бутылку. Примерно то же самое мы делаем и в этом случае.

Вибрация этого звука, я имею в виду вполне физическую реальную вибрацию, которая образуется за счет колебания речеобразующего аппарата, заставляет резонировать с определенной частотой полости костей черепа и находящиеся в них железы, в том числе и гипофиз.

За счет этой вибрации происходит опорожнение желез с выделением необходимых веществ, которые моментально попадают в кровь и доставляются в нужное место всего за какие-то доли секунды. Кроме того, эта вибрация влияет и на скорость обменных процессов.

Мощная разветвленная система кровоснабжения носовой полости играет в этом процессе важную роль, находясь в непосредственной близости к гипофизу.

Причем очевидно, что концентрация, или количество целебного вещества в крови, находится в непосредственной зависимости от количества выполненных упражнений или времени, затраченного на выполнение данного упражнения, а также от качества выполнения данного упражнения и определенного опыта выполнения данной практики.

Образно говоря, представьте, что вам необходимо лекарство от почек. Вы идете в аптеку, подходите к полочке, где написано «все для почек», берете пакетик и начинаете сьшать в него травы: чем больше вы сыпете, тем больше у вас лекарства. Что касается позы, в которой вы произносите этот звук вместе с выдохом, то она должна быть такой, чтобы наибольшее количество лекарства попало именно в нужное место, а токсины и яды могли быть наилучшим образом удалены из данного органа. Но и сами почки являются ключевым органом для работы других систем, а именно костной системы и связочного аппарата, нервной системы и системы подержания электролитного баланса, а кроме того, и репродуктивной системы. Поэтому это же лекарство будет воздействовать и на работу этих систем.

В состоянии медитации кровь, задействованная обычно на что угодно, только не на оздоровление, попадает, наконец, в те органы и ткани, которые в данный момент мы хотим исцелить. Это происходит и за счет фокусировки сознания на этих органах. Таким образом, питательные вещества, нейромедиаторы, и те самые освобожденные гипофизом вещества, называемые релизинг-факторами, с током крови попадают по назначению.

Следовательно, важными неотъемлемыми частями этой практики являются:

— медитация (чтобы освободить кровь и энергию);

— фокусировка на данном образе (здоровый улыбающийся орган определенного цвета);

— положительная настроенность (состояние внутренней улыбки);

— контакт со своим органом (улыбаться органу, чувствовать его энергию, или тепло, приложив руки к органу);

— правильное выполнение позы (для лучшей доставки веществ к органу);

— правильная вибрация при произношении целительного звука (для лучшего освобождения медиаторов из гипофиза и токсинов из органа и его фасций);

— правильный порядок выполнения практики;

— соотношение времени иньской и янской фаз 3:1.


С точки зрения современной медицины, можно сказать, что энергия ци — это некий компот из крови, лимфы, специфических нейромедиаторов, вырабатываемых гипофизом при вышеперечисленных условиях. (Хотя, строго говоря, в понятие ци еще входит и импульсная передача возбуждения как по нервным волокнам, так и по временным энергетическим силовым линиям, сформированным во время медитации и не совпадающим с какими-то определенными анатомическими структурами.)

Даосские цвета, образы в медитации «шесть целительных звуков», не являются безусловными рефлексами, вырабатываемыми практикующими. Это универсальные ключи доступа к этим энергиям. Так же как желтый и красный цвета усиливают аппетит, такое же безусловное действие на мозг имеют и другие спектрально чистые цвета.

Независимо от нашего желания зрительные образы и их цвета оказывают влияние на наши органы. Даосы путем многих экспериментов просто нашли: «какие и как». Они нашли, какие звуки и как влияют на здоровье наших органов. Они научились управлять ими, смешивать их, достигая здоровья и просветления. Они назвали это алхимической работой.

Сестра Фу начала демонстрировать практику. А я бы хотела прокомментировать некоторые моменты.


Итак, рассмотрим воздействие медитации «шесть целительных звуков» на организм человека.


Древние достаточно хорошо освоили практику медитации, причем настолько, что сделали ее довольно точным и сильным инструментом воздействия на психику человека, его физиологические функции, применяя ее как для целительских целей, так и для достижения сверхвозможностей человеческого организма.

Сейчас я хочу подробно рассказать о методах и механизмах, с помощью которых человек получает возможность контролировать состояния и функции организма, которые зависят от работы гладкой мускулатуры.

Приспособление организма человека к посто янно меняющимся условиям внешней среды осуществляется за счет сложнейших рефлекторных реакций, важное место среди которых занимают двигательные процессы. Перемещение в пространстве, нахождение пищи невозможно без мышечной работы. Даже в осуществлении вегетативных функций, включая пищеварение, дыхание, кровообращение, всегда принимают участие мышцы.

Все бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой деятельности сводится окончательно к одному лишь явлению — мышечному движению. У человека существует три вида мышц: поперечнополосатые мышцы скелета, поперечнополосатая мышца сердца и гладкие мышцы внутренних органов, сосудов, кожи. Деятельность поперечнополосатой мускулатуры регулируется нервной системой и ее ведущим отделом — корой большого мозга.

Скорость распространения потенциала действия в поперечнополосатых мышцах человека составляет около 5 м/с, а в двигательных нервных волокнах — 80—120 м/с.


Лабильность мышечной ткани значительно ниже, чем лабильность нервной. Икроножная мышца может воспроизводить около 200–250 волн возбуждения в 1 с, а седалищный нерв — 500-1000.

В естественных условиях к мышечным волокнам поступают не одиночные, а ряд нервных импульсов, на которые мышца отвечает длительным тетаническим сокращением. К тетаническо-му сокращению способны только скелетные мышцы. Гладкие мышцы и поперечнополосатая мышца сердца не способны к тетаническому сокрашению.


Гладкие мышцы образуют стенки (мышечный слой) внутренних органов и кровеносных сосудов. Физиологические свойства гладких мышц в связи с особенностями их строения и уровня обменных процессов значительно отличаются от физиологических свойств поперечнополосатых мышц.

Гладкие мышцы менее возбудимы, чем поперечнополосатые. Возбуждение по ним распространяется с небольшой скоростью — 2—15 см/с. Возбуждение в гладких мышцах может передаваться с одного волокна на другое, в отличие от нервных волокон и волокон поперечнополосатых мышц. Сокращение гладкой мускулатуры происходит медленнее и длительнее.

Вследствие продолжительности сократительного акта гладкая мышца даже под влиянием редких раздражителей может переходить в состояние длительного тонического сокращения.

Важным свойством гладкой мышцы является ее большая пластичность, то есть способность сохранять приданную растяжением длину без изменения напряжения. Данное свойство имеет существенное значение, так как некоторые органы брюшной полости (матка, мочевой пузырь, желчный пузырь) иногда значительно растягиваются.

Характерной особенностью гладких мышц является их способность к автоматической деятельности, которая обеспечивается нервными элементами, заложенными в стенках гладкомышечных органов. Адекватным раздражителем для гладких мышц является их быстрое и сильное растяжение, что имеет большое значение для функционирова-

ния многих гладкомышечных органов (мочеточник, кишечник и другие полые органы).

Особенностью гладких мышц является также их высокая чувствительность к некоторым биологически активным веществам (ацетилхолин, адреналин, норадреналин, серотонин и другие). Гладкие мышцы иннервируются симпатическими и парасимпатическими вегетативными нервами, которые, как правило, оказывают противоположное влияние на их функциональное состояние.

Как было сказано выше, деятельность поперечнополосатой мускулатуры регулируется центральной нервной системой и ее ведущим отделом — корой большого мозга, а гладкие мышцы иннервируются симпатическими и парасимпатическими вегетативными нервами.

Мы можем согнуть свои руки по своей воле, но управлять работой кишечника не можем. Это и является основополагающим фактором для определения тактики лечения многих болезней. Однако возможности человеческой психики гораздо выше, чем это кажется на первый взгляд.

Теперь я покажу на примере одной из даосских медитаций, в частности медитации «шесть целительных звуков», что человек, используя медитацию как метод, может управлять работой гладкой мускулатуры.


Если первым шагом в медитативных практиках является остановка внутреннего монолога и навык концентрации, то вторым важным шагом для направленного воздействия на организм человека является создание в воображении соответствующего образа. Но создание не просто заданного образа, а наиболее соответствующего задаче — кодового или ключевого для синтеза данного химически активного вещества или релизинг-фактора, удержание этого образа в мозгу достаточно большое количество времени с достаточной концентрацией внимания. Это необходимо с той целью, чтобы соответствующие вещества, или релизинг-факторы, начали синтезироваться и были выделены в достаточных для их действия количествах и чтобы почувствовать ощущение воздействия этого синтезированного химического агента — нейромедиатора — на гладкую мускулатуру.

Таким образом, можно упрощенно сказать: если вы будете долго и сосредоточенно представлять образ жареной утки — вы в конечном счете «услышите» перистальтику своего кишечника; если вы долго и упорно будете представлять свой объект сексуального вожделения, то совершенно определенные группы гладкомышечных волокон также испытают некоторые изменения в своем состоянии.

Другими словами, спустя некоторое время после начала тренировок и медитаций вы сможете управлять действием своей гладкой мускулатуры. Более того, работая над собой, вы сможете достичь высокой селективности в управлении своей гладкой мускулатурой. Ведь именно так Бодхидхарма (он же Да Мо — индийский буддийский монах, который, согласно легенде, разработал системы ицзинь-цзин и си-суй-цзин, находясь в Шаолиньском монастыре; до принятия монашества был принцем небольшого племени в Южной Индии) помог «оздоровиться» шаолиньским монахам и достичь невероятных, сверхчеловеческих возможностей.

Однако основным, базовым фоном для выполнения всех медитаций являлось осознанное дыхание.

Важно также соблюдать временные закономерности при выполнении этих медитаций. Активная фаза должна длиться около одной условной единицы времени, а пассивная — около трех условных единиц времени. Как правило в активную фазу медитации работает скелетная мускулатура (например звук легких — фаза активного вдоха), а в пассивную фазу работает больше гладкая мускулатура, помогая выходу в кровь нейромедиаторов (фаза пассивного выдоха и «отдыха»).

Именно в момент этого «отдыха» наиболее интенсивно работают симпатическая и парасимпатическая системы. Кроме того, в зависимости от вида медитации мы можем приводить в возбуждение как симпатическую, так и парасимпатическую системы.

На самом деле, это все и так происходит в повседневной жизни, только мы делаем это неосознанно и позволяем внешним вредным факторам влиять на нас, помимо нашей воли. Единственное, что мы можем чувствовать по поводу этих факторов, это то, что они могут быть приятны или неприятны нам, но управлять ими мы не можем. Однако мы можем давать нашему организму определенное время, чтобы разобраться с последствиями этих воздействий, убрать негативные моменты на физиологическом уровне, чтобы предохранить себя от их болезнетворного воздействия. Одним из высших достижений в практиках медитаций является практика «запечатывания своих чувств», которая связана физиологически с контролем за деятельностью своей вегетативной системы и позволяет избегать вредного воздействия внешних факторов.

Таким образом, последовательность использования медитации для контроля за деятельностью вегетативной нервной системы и контролируемой ею работой гладкой мускулатуры будет выглядеть следующим образом.

Первый шаг — это остановка внутреннего монолога (освобождение пространства для свершения чуда, говоря языком Дао, — сотворение пустоты).

Второй шаг — удерживание концентрации внимания на необходимом образе достаточное количество времени, то есть умение концентрироваться. Тотальное внимание к этому образу и поглощение сознанием этого образа, полное приятие этого образа без комментариев, оценок — в конце концов, это же ведь вами же самими сконструированный образ, даже если он и был инициирован некой картинкой, показанной вам, все равно ваше сознание само сконструировало этот образ.

То есть третьим шагом является достижение единства между вами и вашим воображаемым объектом. Это должен быть некий продуцируемый и полностью контролируемый вами «образ».

Четвертый шаг — это закрепление данного навыка работы вашего сознания. Именно в фазу многократного повторения и закрепления происходит скачок во временных параметрах управления работой гладкой мускулатуры, когда время от «подачи команды» до ее выполнения равно его физиологически необходимой величине и больше не зависит от внешних факторов, влияющих на ваше сознание.

Теперь рассмотрим на конкретном примере даосской медитации «шесть целительных звуков», все фазы и шаги этой методики. Возьмем, к примеру, «целительный звук легких».

Видеообраз — горы, покрытые чистым, белым, искрящимся в лучах солнца снегом. Ясное голубое небо, возможно, с легкими, белоснежными, почти незаметными облачками. Ощущение пластики и энергии металла: видеоряд, связанный с металлом. Время года — осень, состояние психики, соответствующее сезону — осени (закончен сбор урожая, покой, наполненность, свобода и т. д.). Цвет — белый: чистые белые облака над головой.

Звук — также важная часть образа, несущая в себе не только цветовые, но и реальные механические вибрации, итак, звук — «с-с-с» (в индийской йоге этот звук соответствует звуку щитовидной железы).

Ну вот, пожалуй, и все ключевые моменты, или даже, я сказала бы, ключевые коды, для создания в сознании некоего образа, который поможет нам контролировать работу легких на тонком уровне.

Исходная позиция: сидим на краешке стула, руки на коленях, спина ровная.

Во время фазы вдоха мы концентрируем наше внимание на созданном образе, при этом руки наши движутся вверх через стороны, направляя потоки белого, чистого, прозрачного света в легкие. Ладони постоянно направлены к легким, как бы посылая в легкие этот белый чистый свет, собранный со всей вселенной. Как именно практикующий будет создавать этот образ в своем воображении — не имеет значения. Коды являются достаточно универсальными и настолько древними, что действие медитации не зависит от того, к какой школе вы относитесь, на каком языке говори те, в какой стране живете и кто ваш учитель. Эта фаза — фаза вдоха — является активной фазой.

Вторая фаза является пассивной фазой и сама делится на три основных части.

Первая часть — это выдох. Выдох производится со звуком «с-с-с», руки при этом выдохе как бы выталкивают вверх из легких загрязненный воздух, в образе серых грязных облаков, словно очищая организм от отработанных продуктов распада с представлением, как будто вы выдыхаете эти серые облака. В реальности это так и происходит. Однако образ серых облаков в вашем воображении усиливает этот эффект.

Вторая часть — после выдоха руки самопроизвольно опускаются в исходное положение на колени. Дыхание в этот момент произвольное, естественное, не регулируемое сознательно.

Третья часть — фаза внутреннего созерцания. Никаких внешних движений не производится. Мы удерживаем в воображении образ гор и ключевые, кодовые, моменты нашей воображаемой картинки. При этом мы отслеживаем отстранение все те изменения, которые происходят с нами в это время. Мы представляем наши легкие здоровыми, чистыми, улыбающимися. Все это время наш мозг очень занят — он должен выполнять много действий в этот момент. И главное: мы осознаем наши легкие.

Итак, первая фаза, фаза вдоха, соответствует янской фазе упражнения, а вторая фаза, состоя-щая из трех частей, — иньской фазе, причем продолжительность первой и второй фаз примерно равна один к трем.

Таким образом, медитация позволяет человеку сознательно управлять всеми видами мышц, а регулярные медитативные практики помогают достичь предельных скоростей перестройки процессов во внутренних органах и волшебного упорядочивания их структуры, которое делает их прочнее алмаза. Медитация издревле используется как метод контроля функций организма, не подконтрольных нашему сознанию, а связанных с функционированием вегетативной нервной системы.

Именно эти свойства определили существование направления в цигун, которое известно как цигун «железная рубашка»: «Тело воина делается практически неуязвимым для любых ударов, здоровье и молодость его сохраняются в течение многих и многих десятилетий».

Однако в ходе медитаций упорядочиваются не jjjp только мышечные, но и нервные ткани. Так, практика цигун «железная рубашка», в основе которой лежат регулярные медитативные практики, тесно связана с психическим и интеллектуальным совершенствованием человека.

Человек, в течение достаточно длительного периода времени углубленно практикующий различные медитативные практики, обретает некоторые выдающиеся способности, овладевая искусством управления внутренней энергией. Эти способности многие считают магическими, поэтому монахи не любят демонстрировать их и часто маскируют их за весьма обыденными вещами. Открывая практикующему доступ к непосредственному восприятию основополагающих моментов энергетического устройства мироздания, медитативные практики являются путем интегрального психического и физического совершенствования человека. И, как и во всякой технике интегральной тренировки (то есть такой тренировки, в которой задействованы и физические, и умственные, и духовные сферы одновременно), главным результатом является духовное совершенствование и расширение самоосознания человека.


Итак, попытаемся обобщить все вышесказанное.


В нервных окончаниях вырабатываются и накапливаются особые химические вещества, участвующие в передаче возбуждения. (Эти вещества в современной анатомии получили название медиаторов.)

Нервную систему организма человека подразделяют на соматическую и вегетативную.

На основании функциональных отличий вегетативная нервная система делится на два отдела, или две части: парасимпатическую и симпатическую. Влияние этих двух частей на деятельность различных органов обычно носит противоположный характер: если одна система оказывает усиливающее действие, то другая — тормозящее.

То есть, в общем, можно сказать, что симпатическая система соответствует янскому состоянию организма, она возбуждена, когда человек бодрствует, активно двигается, а парасимпатическая возбуждена, наоборот, когда человек спит, то есть она является иньской, темной, ночной. Она позволяет накопить энергию, чтобы человек мог ее тратить в момент возбуждения симпатической системы.

Эти две системы являются как бы замкнутыми друг на друге и имеют один постоянный суммарный потенциал. Если за ночь или во время отдыха потенциал не восстановился до своего полного значения, то днем человек испытывает недостаток сил и энергии. Если же днем человек не истратил свой потенциал и чаша его полна, то ночной сон не принесет ему облегчения, будет беспокойным, и человек утром будет выглядеть разбитым и раздраженным. И если так будет продолжаться, то могут наступить такие заболевания, как аллергический насморк, астма и другие, связанные с увеличением слизи в организме.

За день человек должен один раз хорошо вспотеть, один раз физически устать и один раз проголодаться, чтобы очистить эту чашу. (Это почти в буквальном смысле слова. За ночь синтезируются все необходимые вещества, чтобы днем организм мог работать, но если они не израсходованы, то они начинают портиться, совсем как молоко, превращаясь из необходимых веществ в зловонные вредные токсины, которые как-то должны быть выведены из организма. И организм, не имея возможности вывести их нормальным путем, начинает заполняться слизью, провоцируя выделение слизи из носа, или заполнение слизью бронхов, или же образуя кисты путем накопления и растяжения долек или микрополостей железистых органов, превращая их в достаточно крупные и порой очень опасные новообразования.)

Кроме функциональных, существует ряд морфологических отличий симпатической и парасимпатической частей вегетативной нервной системы.

Отличаются эти системы также и медиаторами. Именно поэтому мы можем влиять на работу этих систем с помощью трав, приводя эти системы в равновесие.

Волокна нервов вегетативной нервной системы в 2–5 раз тоньше волокон соматических нервов. Отсюда различная скорость проведения нервных импульсов. В соматических нервах нервные импульсы распространяются со скоростью в десятки раз выше, чем в парасимпатических, а в парасимпатических — в сотни раз выше, чем в симпатических, поэтому для возбуждения вегетативных нервов необходимо более сильное раздражение.[47]

При виде определенного продукта в нашем мозгу начинает готовиться специальная смесь ферментов, обеспечивающих переваривание этого продукта. Таких продуктов в древности было достаточно много, поэтому наш мозг хранит множество вариантов и комбинаций, которые мы ис пользуем крайне редко или вообще не используем. Однако использование ограниченного числа комбинаций приводит к истощению систем, которые должны производить одно и то же компонентное соотношение ферментов.

Мы также часто сталкиваемся с другой ситуацией, когда продукт не соответствует нашему «представлению» о нем, и наши ферментные системы не готовы к его принятию.

Вот другой пример: во многих даосских медитациях используется образ божественных существ, занимающихся сексом. Еще древние даосы заметили, что у женщины притупляются болевые ощущения, полностью отключаются участки

мозга, ответственные за чувства тревоги и страха, более того, если эти участки остаются активными, оргазм не наступает.

Зато на пике удовольствия возбуждаются двигательный центр и, естественно, центр удовольствия. Так как инстинкт размножения был поставлен природой на первое место, то занятия сексом и медитативные практики с использованием сексуальных образов прогоняют чувство тревоги, неуверенности, различные страхи. Во время занятия любовью в кровь выбрасывается большое количество веществ (эти вещества можно назвать эндогенными опиатами, или гормонами счастья), которые резко улучшают настроение и снимают боль.

Древние установили, что такое обезболивающее действие эффективно даже при различных заболеваниях, которые сопровождаются постоянными болями (например мигрень, подагра, боли в суставах). Сексуальные фантазии увеличивают у женщин выработку женских гормонов (здесь имеется в виду эстроген), который, кроме своих обычных функций, может также подавлять боли, возникающие в предменструальный период. Эстрогены отвечают и за женскую красоту, делают волосы пышными, блестящими, а кожу — гладкой и упругой.

На основании многолетнего практического опыта даосы установили многие кодовые образы для оздоровления организма и его психического и эмоционального совершенствования.

Приведем некоторые из них.

Для сердца (и связанных с ним по системе древней китайской медицины органов): цвет — красный, элемент — огонь, сезон — лето, положительные эмоции — радость. Разрушающим действием на сердце обладает злость.

Для селезенки (и связанных с ней по системе древней китайской медицины органов): цвет — желтый, элемент — земля, сезон — бабье лето, положительные эмоции — уравновешенность. Разрушающее действие на селезенку оказывает беспокойство.

Для легких (и связанных с ними по системе древней китайской медицины органов): цвет — белый, элемент — металл, сезон — осень, положительные эмоции — решительность, смелость. Разрушают легкие печаль и грусть.

Для почек (и связанных с ними по системе древней китайской медицины органов): цвет — синий, элемент — вода, сезон — зима, положительные эмоции — нежность. Отрицательное влияние на почки оказывают страх, испуг и стресс.

Для печени (и связанных с ней по системе древней китайской медицины органов): цвет — зеленый, элемент — дерево, сезон — весна, положительные эмоции — доброта. Отрицательные эмоции, качества, связанные с печенью, — это агрессия, желчность.

Общий механизм воздействия сложной медитации на человека следующий. Образ, создаваемый в воображении, вызывает производство в структурах мозга определенных релизинг-факторов, которые затем через сложные процессы с участием гипоталамуса и гипофиза приводят к образованию определенного количества специфических нейромедиаторов, непосредственно уже воздействующих на нервную систему и связанные с ней мышечные ткани. Следовательно, создание специальных кодовых образов позволяет тренировать физические и психические способности практикующего.

Независимо от конкретного содержания проблем медитативные практики предлагают человеку путь общих решений, лежащих в иной сфере, на территории которой человек находится в более высоком ресурсном состоянии и способен спокойно подходить к решению возникающих проблем.

Таким образом, сложные медитативные практики обращаются в своем образном контексте к наиболее древним структурам мозга, к наиболее древнему языку эмоций и ощущений. В этом их универсальность и действенность.

Сестра Фу закончила показ «шести целительных звуков», и я почувствовала на себе ее взгляд.


— А теперь мне бы хотелось вам рассказать о воззрениях бессмертных на долгожительство. Я зачитаю вам отрывки из древней рукописи, составленной даосом Ши Цзюньу во времена династии Л Тан (618–907 гг.). Ши Цзюньу был отшельником, практиковавшим искусство алхимии в Западных горах Сишань. Я думаю, что после тех практик, которые мы уже освоили, вы сможете понять этот древний текст.

Сестра Фу с предельной тщательностью и уважением разложила перед собой древний манускрипт и начала чтение.

«В "Достоверных записях о трех уровнях чистоты" бессмертных с гор Сишань говорится о том, что истинный Инь и истинный Ян — это два дыхания твоих отца и матери. Из них посредством семени и крови создается зародыш. Развитие зародыша завершается, дыхания становится достаточно, и тогда создается телесная форма. Накапливается божественная душа, происходящая из Пути, дух и дыхание соединяются друг с другом, в результате чего достигается состояние устойчивого долгожительства.

Существует три вида долгожительства.

Великое долгожительство составляет период в двенадцать тысяч лет и заключается в сохранении первородной целостности во всем. В этом случае, хотя сам ты и исчезаешь, тем не менее Путь не исчезает. Средний период долгожительства составляет 1200 лет. В этом случае сохраняется телесная форма и контролируется мирская жизнь. Тогда сохраняются и Путь, и тело. Низший период долгожительства составляет 120 лет.

Если знаешь, как совершенствоваться и упражняться, тогда способен спокойно и радостно длить свои годы. Если же не знаешь, как совершенствоваться и упражняться, тогда мечешься, теряешь, растрачиваешь и рассеиваешь. Ведь ты не обладаешь даже тем, что есть в тебе, а уж во внешних связях следует быть тем более осторожным. Из-за неведения растрачиваешь отпущенные небом года и числа…

В "Записях Западных гор" говорится о том, что иногда, зная принципы питания жизни, не знают методов совершенствования действий и из-за этого не могут достичь долгой жизни. Иногда, зная секреты совершенствования и упражнения, не знают пути питания долгожительства, и потому их практики совершенствования не приносят результата. Поэтому в процессе питания долгожительства основная суть заключается в том, чтобы выполнять заповеди и запреты, предотвращая беды.

Действуя, не следует слишком много говорить, чтобы дух не рассеялся, а дыхание не повредилось. Когда спишь, нельзя широко открывать рот, чтобы дыхание не терялось, так как духу может быть причинен ущерб. Если забираешься на вершины, стоишь над бездной, душа-хунь может улететь. Если радуешься убийству, наблюдая битву, то дыхание связывается. Если печалишься о смерти и расспрашиваешь о болезнях, тогда дух радости сам собой рассеивается. Если спишь во влажных местах и подвергаешься воздействию ветра, тогда истинное дыхание день ото дня становится слабее. Нельзя входить в заброшенные храмы и в молельни с дурной славой, так как в результате будет напуган дух. Не следует забавляться с дикими птицами и диковинными зверями, так как дух будет встревожен. Нельзя мочиться, глядя на одно из трех светил, так как это может повредить твоему долгожительству.

Если слишком много благодеяний выпадет на твою долю, это может сократить срок твоей жизни. Если пьешь и пируешь рядом с изображениями святых, твоя душа-хунь не будет спокойна. Если ложишься спать рядом с могилами, то твои семя и дух могут рассеяться. Не следует отдыхать под слишком большими и сухими деревьями, с тем чтобы девять иньских дыханий не вступили в контакт с янским духом. Не следует переправляться через глубокую воду и большие водоемы, чтобы холод не попал в организм и не подавил истинное дыхание.

Если гуляешь на природе, не следует ломать никаких растений, с тем чтобы не навлечь злых духов, которые могут проникнуть в ваше жилище. Не следует есть плоды не по сезону, чтобы патогенное дыхание не попадало в ваш организм. Не следует без особой нужды произносить как необдуманные слова, так и напыщенные речи, чтобы не уменьшить срок вашей жизни. Нельзя без повода слишком часто предаваться винопитию и чревоугодию, так как вы растрачиваете блага, отпущенные вам на всю жизнь. Если не оправдываешь милости и забываешь долг, накличешь беду.

Если, презирая богатство, разрушаешь что-то, то и у самого никогда не будет благосостояния. Нельзя слишком далеко уходить в горы, так как иначе будет несчастье. Нельзя слишком сильно любить красивые вещи, так как подобная любовь не принесет тебе счастья. Если вредишь людям, разрушаешь что-то, на обиду отвечаешь обидой, завидуешь талантливым и способным, на зло отвечаешь злом, распространяешь пустые сплетни, не слушаешь наставлений, пренебрегаешь друзьями, не уважаешь наставников, то во всех этих случаях ты обязательно нанесешь себе урон. Даже если обретаешь истинные секретные методы, но при этом встречаешься с неправильными людьми, не сможешь приблизиться к великому Пути.

Если сначала ты совершаешь эти поступки, разрушая свое долгожительство, то даже если потом ты делаешь благую работу, все равно не сможешь достичь быстрого успеха. Совершенствующиеся в питании долгожительства посредством методов исправляют свое внутреннее, а посредством разумных принципов — свое внешнее. Когда исправляют свое внутреннее, тогда запечатывают внутри семя, питают дыхание, успокаивают душу-хунь, очищают дух. Соединение духа и телесной формы — это великая тайна, и когда она разгадывается, то количество отпущенных лет сравняется со сроками Неба и Земли.

Упражняй дух, соединяясь с Путем. Выходи за рамки обыденности, входи в сферу совершенной мудрости. Достигая результатов в своем внешнем мире, следует помогать бедным, облегчать положение страждущих. В семье нужно проявлять родственную любовь, в государстве нужно быть верноподданным. Нужно слушать старших и любить тех, кто ниже тебя. Страдания не могут принести пользы.

Сердце твое всегда должно быть готово к помощи… Если торопишься, то не будет тебе отдыха. Не разделяй мир на других и себя. Если только станешь следовать Пути, руководствуясь вышесказанным, тут же встретишь многих достигших людей и к тебе придут истинные методики. После того, как ты выполнишь эти упражнения низшего уровня, тебе останется преодолеть немного трудностей, и ты очень быстро достигнешь высшего просветления…»

Сестра Фу замолчала, и в классе воцарилась тишина. Казалось, будто сам почтенный Ши Цзюньу говорил со своими учениками простым и ясным языком. Иногда кажется, зачем так много книг, когда все сказано даже и в этом маленьком отрывке. Вот уж и правда, что все мироздание содержится в каждой капельке росы. Стоит лишь остановиться, отвлечься от мирских забот и рассмотреть эту маленькую капельку. Да разве можно сказать проще и понятнее?! «Соединение духа и телесной формы — это великая тайна, и когда она разгадывается, то количество отпущенных лет сравняется со сроками Неба и Земли». Ну так что же, продолжим наш Путь — наш путь к постижению этой великой тайны.


Примечания:



4

Фань Цзэн (275–204 гг. до н. э.) — один из мудрых советников, прославившийся своим умением составлять хитроумные планы



46

Здесь и дальше я старалась точно указывать анатомические системы, избегая общих художественных переводов, которые, как правило, делаются переводчиками, не владеющими медицинскими терминами и не знающими физиологии и анатомии. Это потребовало гораздо больше времени на изучение соответствий в терминологии. Я надеюсь, что эта гигантская работа проведена не зря и эти тексты смогут найти практическое применение и объяснить механизмы воздействия практики на организм человека. — Прим. перев



47

По своей функции вегетативная нервная система неподконтрольна нашему сознанию, но находится в подчинении ЦНС (спинного мозга, мозжечка, гипоталамуса, базальных ядер конечного мозга, коры головного мозга).

Сегодня известно, что в нашем мозгу происходит образование более тысячи релизинг-факторов, из которых идентифицировано всего около ста, а изучено не более десятка. Эти релизинг-факторы в конечном счете определяют вид и количество нейромедиаторов, а также скорость и порядок их выделения. А это будет определять реакцию всех видов мышц на раздражение.

Выделение этих релизинг-факторов зависит от цвета раздражителя, его характера, времени действия, а также от того участка коры головного мозга, которая была возбуждена









Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх