|
||||
|
Глоссарий Большинство терминов в этом глоссарии являются санскритскими словами, именами людей, божеств, легендарных личностей или названиями священных книг и других древних текстов. В дефинициях жирным шрифтом выделены слова, для которых есть толкование в этом же глоссарии и к которым тоже полезно обратиться. Слова, выделенные курсивом, являются либо заимствованными, либо словами на языке хинди. Для облегчения чтения сложные слова, такие как бхакти-марга и индрниясамьяма, записаны с дефисом: бхакти-марга, индрия-самьяма и так далее. По этой же причине сложные слова, которые являются названиями литературных произведений или священных текстов, такие как «Бхагавадгита», "Атхарваведа" записаны раздельно "Бхагавад Гита", "Атхарва Веда". абхинивеша — привязанность к жизни и страх потерять все с наступлением смерти абхьянтара — внутреннее; вдох абхьяса — постоянное и решительное изучение или практика авастха — авастха состояние. см. также арамбхавастха, гхатавастха, нишапаттьявастха, паричаявастха авидья — неведение Адишеша — первобытная тысячеглавая змея, изображаемая в виде ложа Вишну или основания, на котором покоится весь мир адхибхаутика-рога — болезнь, которая возникает из-за нарушения равновесия пяти элементов (земли, воздуха, воды, огня и эфира) в человеческом организме; раны, наносимые живыми существами, например змеями, тиграми и т. п. адхидайвика-рога — болезнь, которая передается по наследству от родителей детям или является следствием поступков в прошлом (судьбы); болезнь, причиной которой является влияние планет адхьятмика-рога — физическая или психическая болезнь, причиной которой является сам человек; болезнь, которая появилась вследствие неверного использования собственного организма адхьяя — изучение амрита — нектар амритамантхана — взбивание нектара, сюжет истории в Пуранах ананда — блаженство, радость анандамая-коша — духовная оболочка радости, внутренняя суть — самая внутренняя из пяти оболочек, в которые заключена душа. см. также коша, шарира анджали — руки, сложенные в молитве аннамая — созданное из пищи (анна); материальное аннамая-коша — анатомическая оболочка, созданная из пищи; грубое материальное тело: самая внешняя из пяти оболочек, в которые заключена душа. см. также коша, шарира антара — внутренняя часть, внутри, внутреннее антара-кумбхака — задержка дыхания после полного вдоха. см. также кумбхака апаварга — освобождение от зависимости апариграха — нестяжательство и отсутствие алчности, жадности, стремления к обладанию помимо самого необходимого. см. также яма апаурушея — проявившееся, не сотворенное человеком арамбхавастха — состояние начала какой-либо деятельности; первая стадия практики йоги. см. также гхатавастха, паричаявастха, нишпаттьявастха ардха — половина ардха-чандрасана — поза полумесяца: выполняется стоя на одной ноге, при этом туловище и другая нога вытягиваются горизонтально, одна рука касается пола, а все тело расположено в одной вертикальной плоскости артха — средство, польза, прок, причина, преимущество, побуждение; благополучие, как одна из целей жизни человека. см. также дхарма, кама, мокша асана — поза; третья ступень йоги асмита — "Я"-принцип; чувство индивидуальности, осознание реальности существования астея — нетсяжательство. см. также яма атма, атман — душа, внутренняя Суть, принцип жизни атма-дхьяна — медитация на высшей Сути атма-самьяма — интеграция души. см. также самьяма "Атхарва Веда" — одна из четырех Вед, священных индусских текстов, состоящая из магических песнопений Ауробиндо, Шри — индийский борец за независимость и религиозный лидер (1872–1950) ахамкара — эго; буквально «Я-Делатель»; та часть нашего существа, которая является активной и самоосознающей. см. также читта ахимса — ненасилие не только в узком смысле удержания от убийства или насилия, но в позитивном и исчерпывающем смысле чувства любви, распространяющегося на все сущее. см. также яма ачарья — мастер, учитель; проповедник какой-либо доктрины ашрама — стадия жизни; существует четыре ашрамы, каждой из которых соответствует определенный вид деятельности. см. также брахмачарья, гархастхья, ванапрастха, санньяса аюрведа — знание жизни; здесь: наука здоровья, медицина аюх — жизнь аяма — движение, связанное с длиной, растяжением, расширением; ограничение, контроль, остановка бандха — замок, оковы, зависимость; связывание, сжатие; поза, при которой определенные органы или части тела сжимаются и контролируются бахья — внешнее; выдох бахья-кумбхака — задержка дыхания после полного выдоха. см. также кумбхака брамин — член касты жрецов, высшей касты в индуистской системе. см. также кшатрий, вайшья, шудра Брахма — верховное божество индуистской троицы, Создатель. см. также Вишну, Шива Брахман — Высший Дух, Абсолют брахмачари — давший обет безбрачия, воздержания и религиозного ученичества брахмачарья — безбрачие, религиозное ученичество и самоограничение; первая из четырех ашрам, или ступеней обучения жизни. см. также яма Будда — буквально: просветленный, пробудившийся буддхи — интеллект, рассудок, различение, распознавание, суждение. см. также чигта буддхи-самьяма — интеграция рассудка. см. также самьяма "Бхагавад Гита" — Божественная Песнь, священные диалоги Кришны и царя-воина Арджуны — один из первоисточников индийской философии, в котором содержится суть Упанишад Бхагван — благословляющий, благословенный бхакти — почитание, поклонение бхакти-марга — путь преданности и самоотдачи Высшему Богу. см. также марга бхакти-йога — путь к реализации и единению личности с Абсолютной Душой путем поклонения и преданное божественному. см. также йога бхаума — земное; принадлежащее земле. см. также сарвабхаума бхога — наслаждение, опыт бхога-кала — искусство наслаждения. см. также кала бхрашта — падший вайрагья — отрешенность, отказ от мирских желаний вайшья — принадлежащий к касте торговцев; третья каста индуистской системы. см. также брамин, кшатрий, шудра ванапрастха — третья ашрама, или ступень жизни, когда человек оставляет семейную жизнь ради аскетической жизни в лесу Васиштха — знаменитый мудрец, автор нескольких ведических гимнов вата — одно из трех качеств тела, соответствующее элементу воздуха. см. также доша Веды — священные книги индуизма, рассматриваются как сакральные тексты, состоящие из четырех сборников: "Риг Веда" (гимны богам), "Сама Веда" (песнопения жрецов), "Яджур Веда" (жертвенные формулы в прозе) и "Атхарва Веда" (магические песнопения). Они содержат первые философские откровения и считаются высшим авторитетом; каждая Веда состоит из двух частей, а именно: мантр (гимнов) и брахман (наставлений); последние включают араньяки (церковные ритуалы) и упанишады (философию) Вибхишана — младший брат Раваны, заявивший ему, что его поведение при похищении Ситы, жены Рамы, было неправедным и что ее необходимо вернуть мужу вибхути — мощь, власть, величие, достижение "Вибхути Пада" — третья глава "Йога Сутр" Патанджали: в ней говорится о способностях, которые появляются у йога в результате его духовной практики вид — знать; понимать виджняна — знание, мудрость, рассудок, понимание, проницательность; мирское знание, идущее от опыта как противоположное знанию Брахмана виджнянамая-коша — интеллектуальная оболочка, в которую входят процессы размышления и суждения, идущие от субъективного опыта — одна из пяти оболочек, в которые заключена душа. см. также коша, шарира випарита — переставленное, противоположное, повернутое вспять, обратное, наоборот випарита-карани — поза, в которой верхняя часть тела вплоть до паха располагается в сету-бандха-сарвангасане, а ноги как в сарвангасане; это не полная асана, а, скорее, подготовка к ней Вишну — второе божество индуистской троицы; Хранитель. см. также Брахма, Шива врикша — дерево вритти — способ, изменение, колебание. см. также читтавритти гархастхья — семейная жизнь: вторая ашрама, или стадия жизни гхи — очищенное сливочное масло Гоника — кормилица Патанджали гуна — качество: три гуны, или качества, являются фундаментальными компонентами или составляющими природы и вселенской субстанции. см. также саттва, раджас, тамас гуру — духовный наставник; учитель; тот, кто озаряет светом темноту духовных сомнений гхата — тело; сосуд гхатавастха — понимание тела через практику йоги; состояние приближения, достижения, объединения, столкновения, старания, намеренной занятости чем-либо; вторая стадия практики йоги. см. также арамбхавастха, паричаявастха, нишпаттъявастха дал — чечевица двеша — ненависть, вражда, отвращение деша — место джала — вода джала-нети — одна из шести крий в хатха-йоге, которая заключается во втягивании воды через одну ноздрю и выпускании воды через другую ноздрю джива — живое существо; создание; индивидуальная душа в отличие от вселенской души дживамрита — нектар жизни джняна — знание, включающее священное знание, полученное путем медитации на высших истинах религии и философии джняна-йога — путь к реализации и единению личности с Высшей Душой через знание и понимание. см. также йога джняна-марга — путь знания и понимания. см. также марга джняна-самьяма — интеграция знания. см. также самьяма джнянендрия — орган восприятия; один из пяти органов слуха, осязания, зрения, вкуса и обоняния. см. также индрия диргха — длинное доша — качества тела; дефект, нарушение, недостаток, болезнь. см. также капха, питта, вата дхарана — концентрация или полное внимание: шестая ступень йоги дхарма — религия, закон, свойство, праведность, благие дела; сущность природы вещей; кодекс поведения, идущий на благо душе и развитие добродетелей, моральных или религиозных качеств — одна из четырех целей человеческого существования; то, что идет во благо и поддерживает. см. также артха, кама, мокша дхармендрия — орган добродетели; совесть. см. также индрия дхаути — одна из шести крий в хатха-йоге, заключающаяся в заглатывании длинного куска влажной ткани для очистки желудка дхьяна — медитация: седьмая ступень йоги ида — один из основных нади, или энергетических каналов в теле, проходящий от левой ноздри к основанию позвоночника, а затем к темени (также называемый чандра-нади, каналом лунной энергии). см. также чакра, пингала, сушумна индрия — орган, включающий пять органов действия и пять органов восприятия. см. также дхармендрия, джнянендрия, кармендрия индрия-самьяма — объединение органов действия и восприятия. см. также самьяма иша — хозяин, владелец Ишвара — Верховная Сущность; Бог Ишвара-пранидхана — посвящение действий и воли Богу. см. также нияма йог — тот, кто идет по пути йоги йога — единство, объединение; единение нашей воли и воли Бога, которое позволяет одинаково относится ко всем проявлениям жизни; метод достижения этого. Слово «йога» происходит от корня «юдж», означающего соединяться, объединяться; основная цель йоги заключается в том, чтобы обучить тем средствам, благодаря которым человеческая душа может полностью соединиться с Абсолютным Духом, пронизывающим Вселенную, и, таким образом, достичь освобождения. см. также яма, нияма, асана, пранаяма, пратьяхара, дхарана, дхьяна, самадхи. см. также крийя-йога, раджа-йога, хатха-йога; карма-йога, джняна-йога, бхакти-йога; кундалини-йога, сиддха-йога йога-бхрашта — утративший благодать йоги йога-кала — искусство в его высшей форме. см. также кала "Йога Сутры" — классическая работа по йоге, написанная Патанджали около двух с половиной тысяч лет назад и состоящая из 196 афоризмов по йоге, разделенная на четыре части, последовательно посвященных самадхи, средствам, с помощью которых постигают йогу, способностям, которые обретает практикующий по мере своих поисков и состоянию абсолютного освобождения. см. также "Самадхи Пада", "Садхана Пада", "Вибхути Пода", "Кайвалья Пада" йогини — женщина, которая следует по пути йоги кайвалья — абсолютная свобода; совершенное освобождение, отделение души от материи и слияние с Высшим Духом "Кайвалья Пада" — четвертая, заключительная глава "Йога Сутр" Патанджали, посвященная абсолютной свободе Кайласа — горная вершина в Гималаях, считающаяся обителью Шивы кала — время кала — искусство. см. также бхога-кала, кама-кала, йога-кала кама — чувственное удовольствие, желание см. также дхарма, артха, мокша кама-кала — искусство возбуждать чувственное желание. см. также кала капха — слизь; одно из трех качеств тела, соответствующее элементу воды. см. также доша карана — причина карана-шарира — каузальное тело; самое внутреннее из трех тел, состоящее из духов ной оболочки радости. см. также шарира карма — действие карма-марга — путь действия. см. также марга карма-йога — путь к реализации и единению личности с Высшей Душой через действия. см. также йога кармендрия — орган действия; пять кармендрий: руки, ноги, органы выделения, половые органы и органы речи. см. также индрия кевала — целое, полное, абсолютное, совершенное, чистое кевала-кумбхака — состояние, когда практика кумбхаки (задержки дыхания между вдохом и выдохом) настолько совершенна, что становится инстинктивной, называется кевала-кумбхакой клеша — боль, мука, страдание, горе коша — оболочка, футляр; одна из пяти оболочек, которые окружают душу: 1) аннамая-коша, анатомическая оболочка питания, соответствующая грубому-физическому телу; 2) пранамая-коша, физиологическая оболочка, включающая дыхательную, кровеносную, пищеварительную, эндокринную, выделительную и половую системы; 3) маномая-коша, психологическая оболочка, включающая осознаие, чувства и суждения, не связанные с субъективным опытом; 4) виджнянамая-коша, интеллектуальная оболочка, включающая процессы размышления и суждения, исходящие из субъективного опыта; 5) анандамая-коша, духовная оболочка блаженства. см. также шарира крийя — действие; процесс очищения крийя-йога — йога практики; йога действия. см. также йога Кришна — самый знаменитый герой индийской мифологии; восьмое воплощение Вишну кумбхака — задержка дыхания после полного вдоха или полного выдоха. см. также антара-кумбхака, бахья-кумбхака, кевала-кумбхака Кумбхакарна — гигантский демон; брат Раваны, убитый Рамой, героем "Рамаяны" кундалини — свернувшаяся кольцом змея; божественная космическая энергия: ее символом является свернувшаяся змея, которая спит в муладхара-чакре, самом нижнем нервном центре в основании позвоночника; эту латентную энергию нужно пробудить и заставить подняться по сушумне, главному каналу энергии в позвоночнике, с тем чтобы она прошла через все чакры вплоть до сахасрара-чакры, тысячелепесткового лотоса, расположенного в голове; после этого йог становится единым с Абсолютной Душой Вселенной кундалини-йога — путь реализации и единения личности с Абсолютной Душой через пробуждение кундалини. см. также йога курма — черепаха кшатрий — принадлежащий к касте воинов; вторая каста индуистской системы. см. также брамин, вайшья, шудра манас — индивидуальный ум, владеющий силой и средствами внимания, выбора и отказа; повелитель чувств. см. также читта манах-самьяма — интеграция ума. см. также самьяма маномая-коша — психологическая оболочка, в которую входят осознаие, чувства и суждения, не связанные с субъективным опытом; одна из пяти оболочек, окружающих душу. см. также коша, шарира мантра — священный слог, слово, фраза или молитва, которая повторяется для помощи в медитации; формула, посвященная отдельному божеству, выражающая обожание божества или божеств марга — путь, дорога, тропа. см. также бхакти-марга, джняна-марга, карма-марга; нивритти-марга, правритти-марга "Махабхашья" — буквально, великий комментарий; трактат Патанджали по грамматике санскрита, который имеет форму комментария сутр Панини Махатма — великая душа; высокодуховный, выдающийся, замечательный, могущественный Меру — сказочная гора, считается центральной точкой Восточного полушария мокша — освобождение; освобождение души от цикла перерождений см. также дхарма, артха, кама мокша-шастра — наука об освобождении Мохини — пленительная женщина; женское воплощение, предпринятое Вишну для обмана демонов мудра — печать; запечатывающая поза нади — трубчатый орган тонкого тела, через который протекает жизненная, оплодотворяющая и космическая энергия, а также воздух, вода, кровь, пища и другие субстанции, включая ощущения и сознание Натараджа — имя Шивы как бога танца (ната — танец, раджа — царь) натараджасана — поза Натараджи: в этой поразительной позе практикующий балансирует на одной ноге, в то время как вторая нога выгибается назад, а рука вытягивается через плечо, удерживая эту ногу за стопу; другая рука вытянута вперед нивритти-марга — внутренний путь возвращения; путь внутрь; путь реализации посредством воздержания от мирских действий и незатронутости мирскими желаниями. см. также правритти-марга нидра — сон нирбиджа — не имеющий семени, не зависящий ни от чего нирбиджа-самадхи — не имеющее семени состояние абсолютного сознания, не зависящее ни от какого объекта, мантры или чего-либо внешнего. см. также самадхи ниритья — танец ниродха — ограничение, подавление, успокоение ниродха-паринама — преобразование ограничения: первая стадия медитации, описанная Патанджали, заключающаяся в ограничении движений и колебанией ума и создании промежутка или пространства между состояниемя ограничения и колебания ума. см. также паринама нишпаттьявастха — состояние завершения, заключения, прекращения и завершенности; четвертый уровень практики йоги. см. также арамбхавастха, гхатавастха, паричаявастха нияма — самоочищение через дисциплину; вторая ступень йоги. см. также шауча, сантоша, тапас, свадхьяя, Ишвара-пранидхана оджас — свет, блеск, лучистость, энергия пада — стопа или нога; часть книги падмасана — поза лотоса: в этой позе практикующий сидит скрестив ноги таким образом, что стопы располагаются на противоположных бедрах Парвати — супруга Шивы, которую он первой обучил йоге паридришта — упорядоченный, измеренный паринама — переход, преобразование. см. также экаграта-паринама, ниродха-паринама, самадхи-паринама паричаявастха — состояние знакомства, близости между телом, умом и разумом; третий уровень практики йоги. см. также арамбхавастха, гхатавастха, нишпаттьявастха пата — падший Патанджали — основатель философии йоги, автор "Йога Сутр", считается воплощением Адишеши пашчимоттанасана — интенсивное вытяжение задней поверхности тела: в этой позе ноги вытянуты вдоль пола, а верхняя часть тела вытгивается вперед и располагается на ногах ("пашчима" буквально означает запад — подразумевается задняя поверхность тела от головы до пяток; «уттана» означает интенсивное вытяжение) пингала — один из основных нади, или энергетических каналов тела, проходящий от правой ноздри к основанию позвоночника, а затем к темени (который также называется сурья-нади — канал солнечной энергии); оранжвый, красноватый. см. также чакра, ида, сушумна питта — желчь; одно из трех качеств тела, соответствующее элементу огня. см. также доша правритти-марга — внешний путь; путь действия или созидания. см. также нивритти-марга прана — дыхание, вдох и выдох, ветер, жизненная сила, жизнь, жизненность, энергия, сила; энергия, скрытая в воздухе прана-самьяма — интеграция дыхания. см. также самьяма пранамая-коша — физиологическая оболочка, включающая дыхательную, кровеносную, пищеварительную, эндокринную, выделительную и половую системы — одна из оболочек, покрывающих душу. см. также коша, шарира пранаяма — регулирование энергии и жизненной силы посредством контроля ритма дыхания; четвертая ступень йоги пранидхана — посвящение, самопожертвование. см. также Ишвара-пранидхана пратьяхара — освобождение ума от господства чувств и чувственных объектов; пятая ступень йоги освобождение ума от господства чувств и чувственных объектов; пятая ступень йоги "Прашна Унанишада" — одна из десяти основных Упанишад, составленная из вопросов (прашна — вопрос) пура — крепость, замок, город, дом, обитель, тело пурака — вдох Пурана — легенда прошлого; древняя история о легендарном или историческом прошлом пуруша — человеческая душа или психическая основа; провидец; хозяин телесной болочки; человек пурушартха — цель жизни человека: существуют четыре пурушартхи — дхарма (долг), артха (приобретение), кама (удовольствие) и мокша (освобождение) Равана — царь демонов Ланки (Шри-Ланки), похитивший жену Рамы, Ситу в эпосе "Рамаяна". (Равана был развит интеллектуально и обладал удивительной силой; он был горячо предан Шиве и прекрасно знал Веды; считается, что он расставил ударения в ведических текстах, вследствие чего они остались неизменными) рага — страсть, привязанность к удовольствию; гнев раджа — царь, властелин раджа-йога — путь к реализации и единению личности с Абсолютной Душой через господство над собственным умом и победу над его врагами, главными из которых являются страстное желание, гнев, алчность, заблуждение, гордость и зависть. см. также йога раджас — подвижность, активность, дина мичность: одна из трех гун или составляющих всего сущего Рама — седьмая инкарнация Вишну: герой эпоса "Рамаяна" Рамакришна, Шри — индийский религиозный учитель (1836–1886) Рамануджа, Шри — один из трех великих ачарья или наставников Южной Индии "Рамаяна" — известный эпос о подвигах Рамы, приписываемый Валмики раса — вкус расатмака — опыт различных ощущений и ароматов, связанных с добродетельной жизнью расатмака-джняна — знание, наполненное прелестью добродетельной жизни расатмака-карма — действие, наполненное прелестями добродетелей речака — выдох; опустошение легких "Риг Веда" — первая из четырех Вед, священных книг индуизма, в котрую входят более тысячи гимнов в честь разных божеств рога — болезнь, недомогание. см. также адхибхаутика-рога, адхидайвика-рога, адхьятмика-рога садхана — практика; совершенное деяние; выполнение; завершение "Садхана Пада" — вторая часть "Йога Сутр" Патанджали, посвященная средствам духовной реализации сама — такое же, равное, одинаковое, прямое "Сама Веда" — одна из четырех Вед, священных книг индуизма, включающая песнопения и гимны в честь божеств самадхи — состояние, когда практикующий сливается с объектом своей медитации, Абсолютным Духом, наполняющим Вселенную, и испытывает невыразимую радость и покой. см. также йога "Самадхи Пада" — первая часть "Йога Сутр" Патанджали, посвященная состоянию самадхи самадхи-паринама — вторая стадия медитации, описываемая Патанджали: состояние спокойствия, достигнутое через ограничение колебаний ума и ведущее к полному растворению в высшей Сути. см. также паринама самьяма — ограничение, проверка, контроль; интеграция, состоящая из трех процессов дхараны, дхьяны и самадхи. см. также атма-самьяма, буддхи-самьяма, джняна-самьяма, индрия-самьяма, манах-самьяма, прана-самьяма, шарира-самьяма самкхья — количество, перечисление, подсчет санньяса — отдаление от мирского и посвящение себя служению Богу — это относится к четвертой ашраме, или ступени жизни санньясин — тот, кто отрекся от мирской жизни н семейных обязанностей для того, чтобы следовать духовному пути или учению сантоша — наслаждение, довольство. см. также нияма сарва — все, целое сарвабхаума — универсальный, свойственный всему миру сарвангасана — поза для всего тела: стойка на плечах (равновесие на плечах или равновесие на шее) в которой все тело вытягивается вертикально вверх к стопам и поддерживается на плечах саттва — просветляющее, чистое, доброе качество любого явления природы; одна из трех гун, или составляющих всего сущего сатья — правдивость. см. также яма сатьям — истинный сва — "Я" свадхьяя — самопостижение; самообразование путем изучения священной литературы. см также нияма свами — признанный мастер; титул, с которым обращаются к религиозным учителям Сватмарама — автор "Хатха Йога Прадипики" сету-бангха-сарвангасана — поза моста (сету — мост, сету-бандха — конструкция в виде моста): в этой позе тело прогибается в форме арки и опирается с одной стороны на плечи, а с другой — на пятки; арка поддерживается в области талии руками. см. также сарвангасана сиддха — мудрец, провидец или прорицатель; полубожественное существо огромной чистоты и святости сиддха-иога — йога, преподаваемая сиддхами. см. также йога Сита — жена Рамы, героя "Рамаяны" стамбха — контроль стхула-шарира — грубое тело; материальное, смертное тело, соответствующее анатомической оболочке, разрушающейся после смерти; одн из трех тел, вместе с тонким и каузальным телами. см. также шарира сукшма-шарира — тонкое тело; одн из трех тел, вместе с грубым и каузальным телами. см. также шарира сундарам — прекрасный Сурья — Бог Солнца сурья-нади — канал солнечной энергии. см. также пингала сутра — афоризм, притча; священный текст; нить. см. также "Йога Сутры" сутра-нети — одна из шести крий в хатха-йоге: нить пропускается в одну ноздрю, выходит через другую или через рот и передвигается, удерживаемая пальцами за два конца сушумна — основной нади, или энергетический канал, кторый расположен внутри позвоночника. см. также чакра, ида, пинт ала, кундалини тадасана — поза горы: начальное положение для всех поз стоя, когда практикующий стоит прямо, возвышаясь, как гора тамас — инерция, состояние покоя, тьма, неведение: одна из трех гун, или составляющих всего сущего тандаванритья — энергичный танец Шивы, сим во л и зирующнй разрушение Вселенной перед новым циклом создания тапас — религиозный пыл, жгучее желание достигнуть цели, добросовестность в практике, очищении, самодисциплине, аскетизме. cм. также нияма тапасвини — женщина, давшая религиозный обет; женщина-аскет теджас — лучистость, блеск, яркость, свет, величие, достоинство, слава триконасана — поза треугольника: в этой позе ноги расставлены, тело наклонено вбок, одна рука вытяшвается вниз и касается пола; таким образом, туловище, рука и нога образуют треугольник Упанишады — философская часть Вед, самой древней священной литературы Индии, описывающая природу человека и Вселенной, и единение индивидуальной души, или сути, с Абсолютной Душой; название происходит от приставок «упа» (рядом) и «ни» (внизу), добавленных к корню «шад» (сидеть), что означает сидеть рядом с гуру для получения духовных наставлений. см. также Веды халасана — поза плута: эта асана, в которой тело опирается на плечи, ноги переносятся за голову, а стопы касаются пола, напоминает плуг xaлaxaла — яд, который поднялся со дна моря, когда ангелы и демоны взбалтывали океан, чтобы извлечь эликсир жизни, и который был поглощен Шивой во имя того, чтобы человечество не было уничтожено хатха — сила, сила волн; с силой, против чьей-то воли хатха-йога — путь к реализации и единению личности с Абсолютной Душой путем строгой дисциплины и уравновешивания солнечной и лунной энергий в человеческом организме. см. также йога "Хатха Йога Прадипика" — знаменитое руководство по хатха-йоге, написанное Сватмарамой чакра — колесо, круг: чакры являются энергетическими центрами тела, отвечают за регулирование праны в человеческом организме; они расположены в точках пересечения основных нади, или энергетических каналов: ида, нингала и сушумна чандра — луна чандра-нади — канал лунной энергии. см. также ида "Чарака Самхита" — трактат по аюрведической медицине, приписываемый иногда Патанджали читта — психо-ментальная субстанция, которая включает в себя манас (ум), буддхи (интеллект) и ахамкару (эго) читтавритти — колебание ума; модель поведения, образ существования, условие или ментальное состояние; волна мысли шавасана — поза трупа: в этой асане человек, как труп, лежит на спине; тело неподвижно, ум спокоен, хотя вы полностью осознаете происходящее; в это время человек учится расслабляться и это сознательное расслабление взбадривает и освежает и тело и ум; удерживать ум в спокойном состоянии сложнее, чем удерживать тело, поэтому эта кажущаяся простой поза является на самом деле одной из самых сложных шакти — власть, энергия, способность, сила; представляет способность сознания действовать; женское начало или супруга Божественного Шанкарачарья, Шри Ади — один из трех великих ачарья или наставников Южной Индии шанмукхи-мудра — запечатывающая поза, в которой отверстия лица (рот, глаза, уши и ноздри) закрыты, а ум направляется внутрь /щя того, чтобы подготовиться к медитации шарира — тело; рамка: согласно индуистской философии, существуют три телесные формы, окружающие душу, которыедалее следующим образом разделяются на пять оболочек: грубое, или анатомическое тело (стхула-шарира) состоит из анатомической оболочки питания (аннамая-коша) и разрушается после смерш; тонкое тело (сукшма-шарира) включает физио. юшческую (пранамая-коша), психологическую (маномая-коша) и интеллектуальную (виджнянамая-коша) оболочки; каузальное тело (карана-шарира) состоит из духовной оболочки радости (ананламая-коша). см. также коша шарира-самьяма — интеграция структурного, или анатомического тела см. также самьяма шастра — любое руководство или свод правил; любая книга или трактат, особенно религиозный или научный; любая священная книга или тексты божественного происхождения — слово шастра обычно стоит после слова, определяющего тематику сочинения или общее название соответствующего раздела знания, например, йога-шастра может представлять собой работу по философии йоги или основе учения йоги; см. также мокша-шастра шауча — чистота, чистоплотность. см. также нияма Шива — третье божество индуистской троицы; Разрушитель, его имя означает «Благословенный». см. также Брахма, Вишну шивам — благоприятный "Шива Самхита" — важный текст по хатха-йоге шудра — принадлежащий к касте работников; низшая каста в индийской системе. см. также брамин, кшатрий, вайшья эка — одно экаграта — фиксация на единственной точке или объекте; пристальное внимание; фокусирование ума на одной точке экаграта-паринама — преобразование концентрации на одной точке; третья стадия медитации, описанная Патанджали. см. также паримама "Яджур Веда" — одна из четырех Вед, священных текстов индуизма, посвященная жертвоприношению яма — универсальный моральный закон или этические принципы, стоящие выше вероисповедания, государства, эпохи и времени; пятью принципами, упоминаемыми Патанджали, являются ахимса (ненасилие), сатья (правдивость), астея (нестяжательсгво), брахмачарья (сдержанность) и апариграха (отсутствие жадности); первая ступень йоги |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|