|
||||
|
Четвертая книга Моисеева. ЧИСЛА. Четвертая книга Моисея — Числа. По-древнееврейски эта книга называется «Бемидбар», что означает «В пустыне». Еще одно название по первым словам «Вай-Едаввер», что означает «И сказал». Латинское название этой книги «Numeri», что и означает «Числа». Прежде всего это указывает на встречающиеся в этой книге числа при переписи населения. Однако это не имеет хронологического значения — все перечисления связываются с определенными историческими событиями. Книга Числ является продолжением второй книги Моисея — Исход. Период, который охватывает книга, начинается с того времени, когда закончилось повествование книги Исход, т. е. у подножия горы Синай (охватывает время около года или чуть больше). Чтобы нам лучше обозреть странствование Израиля по пустыне Синайской, сорок условных лет мы разделим следующим образом: от Египта до Синая 2 месяца (Исх 2), у горы Синая чуть больше года, от Синая до степей Моавитских — 38 лет, в степях Моавитских в преддверии Земли обетованной — около 10 месяцев. Эти годы представляются самым тяжелым временем в истории Израиля. Составитель книги безусловно знал точные исторические записи, положенные в основу труда. Кроме того, все, что записано в этой книге, говорит о том, что это писал человек, сам перенесший эти лишения, переживший это. Кто, кроме Моисея, мог это написать? В основе этой книги лежат записи Моисея. Кроме того, в книге явно говорится (33:2):
. Эта книга имеет три основных темы. Первая тема — это служение Господу. Господь ожидает от Своего народа готовности к служению, которая последовательно входит в план спасения. Вторая тема — определенный порядок, который должен быть в народе Божием, связанный с поведением в стане, в семье, на поле брани, в храме. Третья тема — серьезное предостережение народа Божия от заблуждений и от неверия. Господь как бы предостерегающе поднимает Свою руку и говорит Израильскому народу:
(Чис. 14:11). Книга разделяется на три части. Первая часть: у горы Синай (главы 1 — 9). В нее входят народная перепись, закон о содержании стана в чистоте, приношение от начальников колен Израильских (глава 7); глава 8 — посвящение левитов во служение, Пасха и послепасхальный период (глава 9). Вторая часть: от Синая до Кадеса, или шествие ополчений Израилевых (главы с 10 по 21). Он включает в себя следующие события: поднятие знамен, ропот, наказание за ропот, сестра Моисея Мариам и возмущение Аарона, послание разведчиков в Землю обетованную и их ответ, а также восстание Корея и его единомышленников. Кадес: грех Моисея, смерть Аарона и Мариам. Последнее событие этой части — медный змей. Третья часть книги — странствование по пустыне, или в степях Моавитских. Здесь говорится о Валааме и его предсказаниях, второй народной переписи, праве наследия и призвании Иисуса Навина, повторение различных законов, сражение с мадианитянами и добыче Израиля, разделе восточно-иорданской земли. Дается перечисление всех станов Израиля и предписание о земле. Глава 6. Назорейство и слова священнического благословения над народом израильским. Слово «назорей» в переводе с еврейского означает «отделенный, обособленный». Ветхозаветные назореи в действительности были такими. Они добровольно принимали на себя различные благочестивые подвиги, отказывались от удовольствий и удобств житейских. Обеты назорейства давались и на некоторое время, и на всю жизнь. Определенные моменты жизни назорея. Первое: назореи должны были строго воздерживаться от всего хмельного, возбуждающего, могущею повлечь нечистые страстные желания. Второе: назореи не должны были стричь волосы, брить бороды и усы, и это должно было служить символом нравственной их силы. Если назорей нарушал свой обет, то он должен был наголо побрить голову, сбрить все волосы с тела и совершить обряд очищения. После жертвы о грехе он должен был снова начать исполнение обета назорейства. Если дни, связанные с обетом назорейства, заканчивались, то в конце этих дней приносились все виды кровавых жертв с присоединением к ним жертв хлебных, а волосы остригались и сжигались пред Господом. В главе 6 (ст. 22–27) говорит о благословении священника, которым он благо{92}словлял народ. Во время благословения народа троекратно произносилось имя Божие с прошением от Него благоволения, милующей любви и мира небесного. Все отцы церкви в этом троекратном благословении видят указание на таинство Святой Троицы. Глава 17 книги говорит о событии, которое всем известно: расцветший, или прозябший, жезл Аарона. Глава эта написана по поводу возмущения Корея, Дафана и Авирона, которые восстали и хотели присвоить себе первенство служения при скинии. Цель этого события — утвердить богоизбранность Аарона и его потомства для священнического служения. В стихе 7 сказано, что перед Господом было положено определенное количество жезлов, скорее всего 13, потому что у Иосифа было 2 сына и от каждого приносилось по жезлу. Жезл Аарона, положенный в скинию, никогда не нужно смешивать с чудесным жезлом Моисея. Если бы в скинию был положен последний, то первенцы других колен имели бы случай упрекнуть Моисея и Аарона в обмане, приписывая чудо этому жезлу. Жезл не только расцвел, он дал цвет и плоды, чего никак не могло произойти, если бы это не было чудом Божиим. В этом чудесном образе святая Церковь видит преобразовательное указание на бессеменное происхождение Иисуса Христа от Девы Марии, отрасли Давида, сына Иессея. Древнее предание говорит о том, что жезл Аарона не засыхал и был всегда расцветшим. Глава 19: жертва рыжей юницы и обряда очищения. Глава делится на три части. В первой части предписываются обряды, связанные с жертвоприношением. Во второй исчисляются случаи осквернения, когда следует употреблять пепел сожженной жертвы для очищения. В третьей указывается сам способ употребления очистительного пепла. Рыжий, или багряный, цвет был символом греховной нечистоты. Поэтому для того, чтобы очистить людей от нечистоты, надлежало убить именно рыжую юницу, или телку, которая никогда не носила ярма. Символично она так же, как и козел отпущения, воспринимала на себя грехи всего народа, закалывалась и сжигалась вне стана, а собранный пепел хранился в особом чистом месте тоже вне стана. После того как телица закалывалась, ее кровью священник семь раз кропил по направлению к стану. Вместе с телкой сжигалась часть червленой шерсти, кедрового дерева и иссопа. Апостол Павел прямо говорит нам о том, что жертва эта указывала на великую жертву на Голгофе, принесенную за грех всего мира. Этот пепел употреблялся в случае осквернения нечистотой, прикосновения к чему-то нечистому, например, к мертвым телам и ко всему тому, что находилось в доме умершего. Закон перечисляет все эти случаи. Почему закон так строго предписывал не прикасаться к умершим? Видимо, чтобы избежать заразы. По древне-иудейскому обычаю погребение совершалось в тот же день, когда человек умер. Все случаи рассматривал священник: он осматривал умерших, а также людей, которые приходили к нему с теми или иными заболеваниями, т. е. одновременно он был и священником, и врачом. Для очищения брался пепел этой телицы и высыпался в чистую проточную воду, налитую в сосуд. Затем кто-нибудь, кто имел закон нечистоты, кропил ею на оскверненных людей и вещи в третий и седьмой день от начала нечистоты. Считается нечистота от первого дня — семь дней. Вечером в седьмой день омывалось все тело и все одежды осквернившегося, а также и того, кто совершал окропление, т. е. священника или левита. После того, как одежды омывались, все тело кропилось чистой водой. Это окропление тела водой, как считают святые отцы, прообразовательно указывает на будущее новозаветное крещение. Медный змей (гл. 21). История медного змея относится к странствованию по пустыне. Израильтяне были наказаны нападением массы мелких ядовитых змей. Это особая порода змей — маленькие крылатые змейки, которые жалили израильтян, и те умирали в страшных муках. Моисей приказал изготовить медного змея, водрузил его на шесте. Тот, кто смотрел на этого змея, исцелялся. Этот медный змей, как говорит нам Сам Христос Спаситель, символизирует Его Самого. Укусы змеев представляют те раны, которые наносит нам грех. Медный змей — это Сам наш Господь Иисус Христос, Который принял на Себя наши грехи. Кто смотрел с верой на медного змея, тот получал исцеление. Также и мы взираем на Крест Христов, и через него получаем благодатное очищение и исцеление. Для нас важно то, что медный змей был одним из символов израильских блужданий по пустыне и тех спасительных действий, которые Господь оказывал народу. Он хранился долгое время сначала в скинии, затем в храме. Затем израильтяне стали ему кланяться, как Богу, поэтому при царе Езекии медный змей был уничтожен, чтобы его не превращали в идола. ЛЕКЦИЯ 16 Продолжаем изучение книги Числа с главы 22. История пророчества Валаама. Сыны Израилевы остановились на равнинах Моава при Иордане против Иерихона.
{93}
(Чис. 22:2–6). Валаам был человек, который дерзновенно обращался с молитвой к Богу, и Бог слышал его. Об этом было известно всем племенам, которые населяли Моавскую равнину. В том числе об этом знал и царь Моавитян — Валак. Для них Израиль представлял нечто страшное, как саранча, после нашествия которой ничего не остается. Желая заручиться поддержкой, в первую очередь, духовной, царь Моавский отправляет послов к Валааму, чтобы тот пришел и проклял Израиль, ибо он знает, что Бог слышит его. Этот отрывок нам говорит о том, что на земле кроме народа Израильского еще оставались люди, которые поклонялись истинному Богу, хотя они не были причастны народу израильскому и занимались, может быть, тем, что запрещалось народу израильскому: волхованиями, прорицаниями. Однако основной момент — это то, что они представали перед Богом Единым и обращались не к идолу, созданному руками человека, а к Богу Всевышнему. И вот Валаам встречает послов Валака, его старейшин, те пересказывают ему слова царские, а он говорит им:
[и живет подле меня];
(Чис. 22:8–14). Валаам обращается к Богу, и Бог запрещает ему проклинать народ Израилев, т. е., он слышит голос Божий. Послушный голосу Божию, он отсылает послов обратно и не идет с ними. Валак опять посылает блестящее посольство, обещая наполнить дом Валаама золотом и серебром. Валаам снова вопрошает Господа, и Он ему ничего не отвечает, и тогда Валаам решается идти. Если однажды уже Бог ответил и сказал: «Не делай этого!», Он не может изменить своего решения. Господь нелицеприятен, и если слово Им сказано, оно навсегда остается словом Божиим. Валааму жалко того богатства, которое принесли ему, поэтому человеческая греховная воля побеждает его и ради этого металла он идет, чтобы исполнить то, что Господь не разрешил ему исполнить. Валаам решается идти, и здесь мы видим великое явление правды и милости Божией. Господь вразумляет нечестивых своих служителей через бессловесных животных.
. Сколько было действий: свернула, прижала ногу, легла. Можно было как-то вразумиться, но нет, золото манит к себе. Он опять стал ее бить.
(Числ 22:21–28). Валаам не удивился, что ослица его говорит. Он воспринял это как должное и отвечает ей, как равной:
(Чис. 22:28–30). Ослица — это наше тело, которое нам говорит, что мы не должны делать, а мы не разумеваем этого и опять делаем плохое. Господь вразумляет нас: мы заболеваем, но поправившись опять начинаем вести себя безобразно.
{94}
(Чис. 22:31–34). Валаам слукавил, он прекрасно знал, что Господь не пускает его.
(Чис. 22:35). Это пример того, как часто наши действия, которые направлены против воли Божией, Господь обращает во благо. Валаам, имея поручение Бога, идет дальше. На другой день Валак взял Валаама и возвел на «высоты Вааловы», чтобы он оттуда увидел часть народа.
(Чис. 23:1–3). Относительно того, был ли Валаам пророком Божиим или это был языческий волхв, который признавал Единого Бога, мнения разделяются. По смыслу Моисеева сказания это был пророк Божий, об этом же говорит апостол Петр (2 Пет. 2:15). Все действия и слова Валаама представляют его пророком Божиим, воздвигнутым из среды языческой для славы Божией, но, к сожалению, не сохранившим чистоты своего служения. После того как они вознесли жертву и Дух Божий был на Валааме, он
. (Чис. 23:7–9). Это говорит о том, что не было еще народа такого.
(Чис. 23:8–12). Второй раз Валак просит проклясть этот народ и второй раз он возводит Ваалама на гору, и строит опять жертвенники всесожжения и опять произносит Валаам притчу и говорит то, что сказал ему Господь.
(Чис. 23:18–23). И в третий раз просит Валак Валаама:
(Чис. 23:25–28). И опять построили они семь жертвенников, принесли жертву — семь тельцов и семь овнов и увидел Валаам,
(Чис. 24:1–2). Он как бы внутренне прозрел и увидел весь народ и произнес притчу свои и сказал. Третья притча Валаама очень важная и считается мессианской.
(Чис. 24:5–9). И после этих слов
{94}
(Чис. 24:10–15). В четвертый раз он говорит уже без просьбы царя, т. е. говорит то, что Господь влагает ему непосредственно, желая возвестить будущее моавского народа и всего мира.
(Чис. 24:17).
(Чис. 24:15–17). Здесь имеются в виду не только люди Моава, но все, кто стоит вне Царства Божия, вне Христа. Здесь пророчество о явлении Мессии, о моавитянах, о хананеянах. Символы жезла и скипетра употребляются как символы по отношению к Мессии. После этого Валаам вернулся к себе, а Валак пошел своей дорогой. 25 глава говорит о впадении израильтян в идолопоклонство. В данном случае мы видим, что Израиль
(Чис. 25:3) и начинает приносить различные жертвы и совершать обряды, которые полагались этим идолам. Жертвы были связаны прежде всего с блудодеянием, а поклонением богам — с вкушением идоложертвенного.
(Чис. 25:3–4).
. (Чис. 25:6). т. е. когда скорбели. А это был человек, которому все было без разницы: когда весь народ скорбит, он приводит к себе женщину-мадианитянку. И один из израильтян, Финеес, сын Елеазара, сына Аарона, увидел это, взял в руку свою копье, вошел вслед за израильтянином в спальню и поразил их обоих,
(Чис. 25:8–9). Т. е. Господь посылал наказание и до тех пор, пока не совершилось искупления. Имя убитого израильтянина было Зимри, сын Салу, начальник поколения Симеонова, а имя убитой Мадианитянки Хазва; она была дочь Цура, начальника Оммофа, племени Мадиамского. Так как случай особый, то упоминаются того, кто согрешил, и имя согрешившей с ним женщины. 26 глава включает в себя перепись сынов Израилевых. Там же говорится о разделении земли и исчислении левитов. Обратим внимание на 35 главу. Колено левиино в земле Ханаанской отдельного участка во владение не получило. Левиты должны были жить во всех коленах израильских в качестве судей и учителей народа. Поэтому для помещения левитского племени Господь повелевает отделить 48 городов, рассеянных по всем коленам, с полями вокруг них. Были города левитские, которые назывались городами-убежищами и предназначались для того, чтобы там могли спрятаться те, кто нечаянно кого-то убил. Эти шесть городов были расположены в разных местах Земли Обетованной: два на севере, два в середине и два на юге. Это было сделано для того, чтобы облегчить прибытие в город-убежище каждому невольно убившему, где бы он ни находился. В таком городе убийца был в безопасности от мести родственников. После того как человек скрывался, проходило следствие, и если он был виновен, то его постигала смертная казнь. Если бедствие или смерть были нечаянными, то он мог оставаться в городе-убежище и таким образом быть в безопасности до смерти первосвященника. В год смерти первосвященника все прощалось, т. е. когда на престол вставал новый первосвященник, то преступник мог покинуть город-убежище. Если же он выходил раньше, то никто не гарантировал ему безопасности. Дела и суд вершили левиты и священники. Глава 36. Закон о девах, имеющих право наследства, или закон ужичества.
[женами]
[женами]
(Чис. 36:1–4). Если земля закладывалась, то в юбилейный {96} год ее обязаны были возвратить. Если же человек женился на женщине, то земля входила в его колено навсегда и не возвращалась.
(Чис. 36:5–9). После этого решения Моисея удел оставался в колене, которому он изначально принадлежал. Это закон ужичества практиковался на протяжении всей истории колен Израиля. На этом основании мы видим разницу родословий Христа Спасителя у евангелистов Матфея и Луки. Разница продиктована именно этим законом ужичества, т. к. если умирал муж женщины, то право наследования имел тот, кто был ближайшим его родственником. Если же он отказывался, то следующий за ним должен был стать ее мужем, но никак не из другого колена или из другого племени. Если же и тот отказывался, тогда предлагалось третьему. В знак отказа снимался сапог и т. д., был создан целый ритуал. В книге Руфь этот закон описан очень красочно.
(Чис. 36:13). Такими словами заканчивается четвертая книга Моисея — книга Числа. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|