Пророк Иеремия

Жизнь Иеремии и содержание его пророчеств невозможно осмыслить без понимания всей сложности того исторического процесса, ключевой фигурой которого он являлся. Это было в царствование последних царей Иудеи Иосии (640–609 гг.), Иоакима (609–589 гг.) и Седекии (597–587 гг.), а также определенный период чуть ближе к нам после падения Иерусалима. Иерусалим пал около 586, где-то примерно до 582 года. Иеремия буквально переводится как «Господь полагает» или «Тот, кого поставил Господь». Детство Иеремии приходится на правление царей Манассии и Амона. Современниками пророка Иеремии были пророки Софония и Аввакум, а также пророк Наум. Чтобы более ревностно служить Богу, пророк сознательно остается неженатым (Иер 16:2). Вряд ли на плечах смертного человека лежала когда-нибудь более тяжелая ноша, чем та, которая легла на плечи пророка.

Три раза его бросали в тюрьму, там же он находился, когда был взят Иерусалим (может быть поэтому спасена была его жизнь) — (Иер 20; 32:2; 37:15). Многократно его избивали, глумились над ним; однажды, фанатиками-патриотами он был брошен в пустую цистерну (Иер 38:6); он там провел много дней и ночей. Но что означают физические страдания по сравнению с той душевной болью, которую доставлял ему его народ, отвергавший его! Из-за того, что он увещевал Израиль и его царей подчиниться суду Божию, его обвиняли, как изменника Родины. Его собратья дважды требовали его смерти (Иер 26:11; 38:4). После взятия Иерусалима, царь вавилонский предоставляет Иеремии выбор: либо отправляться в плен, либо оставаться в стране. И Иеремия выбрал последнее.


Очень вероятно, что вслед за этим было создано его прекрасное траурное песнопение — «Плач Иеремии». (Советую посмотреть полотно «Иеремия на развалинах Иерусалима» — оно показывает всю трагедию иудейского народа, весь ужас разбитого прекрасного Храма).

Под конец жизни Иеремия последовал с остатком своего народа в Египет. По некоторым сведениям, его переселили туда насильно. По еврейской традиции примерно в 580 году, в возрасте 80 лет, Иеремия был побит камнями в том же Египте, став жертвой ненависти своих же соплеменников. Он, видимо, не остановился в своих обличениях и за это пострадал. Я не буду говорить подробно все даты его жизни, которые связаны с правлением царей {90} иудейских, с его отношением к Навуходоносору, с различными походами Навуходоносора, в которых Иеремия также принимал участие и обвинялся в пособничестве Навуходоносору. Важно, что Иеремия был в центре всех этих событий и на все это реагировал своими пророчествами.

Очень сложно в нескольких словах обобщить основные положения мировоззрения этого пророка. Это связано не только с обилием самого материала, но и с чисто практическими сложностями, которые возникают при разграничении Посланий самого пророка и поздними дальнейшими добавлениями.


Краткое содержание книги. Это, прежде всего, возвещение о Суде; затем — осуждение религиозно-нравственных заблуждений (ни один пророк не обошел эту тему), он говорит: «Только искренние возрадующиеся Богу, в политической и общественной жизни могут всегда вести к спасению народа, нации». В творениях всех пророков есть момент осуждения, момент призвания к покаянию. В некоторых пророки сравнивают нечестивый народ со своей женой, блудницей (Осия), в другой — сравнивает израильский народ с другими народами (Амос), третий говорит о некоторых моментах, характерных только для какого-то определенного времени, но мысль одна и та же.

После падения Иерусалима, возвещение суда переходит в весть об утешении, которая заключается в том, что Иудея вернется из плена и снова восстановит Иерусалимский Храм, потом от Давида Мессия воздвигнет новое Царство и заключит Новый Божественный союз, в котором будет милость и справедливость. Мессианские места — (Иер 31:4; 33:14–16). И что еще более важно — языческие народы станут детьми этого нового союза и возымеют свою часть спасения; это уже о нас с вами.


Книга делится на два крупных раздела. С гл. 1 — 39 — речи и события до падения Иерусалима. Второй раздел — речи и события после падения Иерусалима (гл. 40–52).

Общее слово, характерное для его пророчеств — слово предостережение.


Иеремия — это символ веры, которая утверждает себя на развалинах. Он сознает, что находится в безнадежном положении, но однако, поступает, как человек, который надеется и верит. И второе: Иеремия — это символ скорбящего человека. Он не возвышается над своим временем, подобно Исаие, но он подчиняется тому гнету, который на него наваливается и несет его, как тяжкую ношу. Он совершенно не считается с собой и только идет своим путем. Ради любви к Богу, он все берет на себя и готов вынести и грехи своих соотечественников.

Мотив и возвещение Нового Завета — (гл. 31–34). Эти главы принято называть «Книгами утешения». Здесь довольно сложные проблемы, которые связаны с экзегезой. Основная тема этих глав — «дарование надежды». Они говорят о том, что будет обращение Богоизбранного народа, который находится пока в рассеянии, он будет вновь приведен в Палестину, и вновь объединится в Сион, но в совершенно новых условиях. Самое древнее пророчество относится к Ефрему, т. е. к Израилю, первому сыну потомства Рахили, стремящемуся вернуться в Самарию. Вопрос — вернулся ли Израиль в Самарию? Отчасти. Поэтому так и говорилось: «Галилея языческая», что там не было чистоты крови.

И «Книги утешения» включают в себя знаменитое возвещение Нового Завета. В этом тексте содержится также позднейшее добавление. Иеремия не просто констатирует греховность и неверность Израиля, а говорит так:

«За все прелюбодейные действия отступницы дочери Израиля я отпустил ее и дал ей разводное письмо»

(Иер 37:3–7). Он, в первую очередь, показывает спасительный характер позиции Бога, его волю к прощению. Перед лицом Израиля, нарушившего Древний Завет, который предусматривал взаимные обязательства между Богом и народом, пророк возвещает по инициативе Бога Новый Завет. Именно этот Завет будет обращен к сердцу человека:

«Вложу Закон мой на внутренности и на сердцах их напишу его»

(Иер 31:33). И будет отличаться познанием и единением с Богом и скреплен прощением грехов» — пророчество о Новом Завете (Иер 31:34; 31:24). Этот внутренний характер Нового Завета не только будет способствовать правильности жизни, тема очень дорогая для Иеремии, но позволяет освободиться в новом союзе от идеи этнической исключительности и сделать его Вселенским. То есть этот Новый Союз отнюдь не для еврейского народа, а для всей вселенной. Это очень важно, что такая мысль здесь проходит. В этой перспективе грех по-прежнему, к сожалению, будет возможен, но Бог, рассматривая его как преступление, будет прощать его, если человек будет каяться. В заключение можно сказать, что, согласно Иеремии, Новый Завет является проявлением любви Бога к человеку, к тому союзу, который заключен между Богом и человеком, который становится нерушимым благодаря приходу Мессии.



Вторая тема — исповедь Иеремии. Речь идет о целом ряде отрывков и текстов, которые характеризуют различные эпизоды жизни пророка, позволяющие нам вникнуть в глубины его духа и веры и раскрыть драму его существа. Обычно исповедальными отрывками называются следующие: (Иер 11:18–19; 15:10–21; 17; 18:18–23). При синхронном чтении этих отрывков, можно увидеть облик пророка, по крайней мере, внутренний смысл его стремлений. Попытаемся понять его настроения, которые были характерны для опреде{91}ленных людей Ветхого Завета и служили жизненной поддержкой. Иеремия — не иначе, как муж скорбей, именно в силу своей пророческой миссии. И действительно, он принимает эту роль и считает себя недостойным.

«А я сказал: «О Господи Боже! Я не умею говорить, ибо я еще молод»

(Иер 1:6). И став пророком, он с чувством ужаса постигает глубину и развращенность народа Божия.

«Оставил бы я народ мой и ушел бы от них: ибо все они прелюбодеи, скопище вероломных»

(Иер 9:2).

«Поэтому я преисполнен яростью Господней, не могу держать ее в себе. Под тяготеющей надо мной рукою Твоею я сидел одиноко, ибо Ты исполнил меня негодованием. Утроба моя, утроба моя, скорблю во глубине сердца моего, волнуется сердце мое, не могу молчать, ибо ты слышишь, душа моя, звук трубы, тревогу брани. Кому мне говорить и кого увещевать, чтобы слушали; вот ухо у них не обрезанное, и они не могут слушать; вот Слово Господне у них в посмеянии, оно неприятно им»

.


Сам пророк становится объектом насмешек, поскольку обещанные наказания не осуществляются немедленно.

«Они солгали на Господа и сказали: «Нет Его, Его беда не придет на нас, и мы не увидим ни меча, ни голода. И пророки Его станут ветром и Слова Господня нет у них»

(Иер 5:12).

«О Господи! Ты знаешь все, вспомни обо мне, посети меня и отомсти за меня гонителям моим. Не погуби меня по долготерпению твоему, Ты знаешь, что ради Тебя несу я поругания»

(Иер 15:19).

«Вот они говорят мне: «Где слово Господне? Пусть оно придет». Я каждый день в посмеянии и всякий издевается надо мной»

(Иер 20:7). Здесь он исповедуется и плачет.



«О Господи Боже

(Яхве)

! Я не умею говорить, ибо я еще молод»

. И Яхве отвечает:

«…все, что повелю тебе, скажешь»

(Иер 1:5–7). Иеремия в данном случае — уста Яхве. Момент его призвания совпадает с дарованием Божественного слова (Иер 1:9), обращенного к народам и царствам. Таким образом, он говорит так:

«Сердце мое во мне раздирается, все кости мои сотрясаются; я — как пьяный, как человек, которого одолело вино, ради Господа, ради святых слов Его»

(Иер 23:9). И именно слово «Яхве» делает Иеремию объектом насмешек и издевательств, но оно его поддерживает в служении пророка. Именно из него Иеремия черпает свое вдохновение. Пророк не использует слово, но служит этому слову.



Чувства греха у Иеремии наиболее обострено, пророк чувствует грех, который проявляется в измене Богу, в невнимании к Слову Божию, в незнании Бога и Его промысла. Он говорит:

«Даже учители закона не знают Меня, и ходите вслед иных Богов, которых вы не знаете»

. И в этом Иеремия кается за весь народ.

«Возвратись отступница, дочь Израилева, говорит Господь, Я не изолью на вас гнева моего, ибо Я милостив, не вечно буду негодовать; признай только вину твою»

(Иер 3:12).



Последняя тема — речь Иеремии в Храме, куда входит ряд тем, которые нужно знать, вернее их символы, которые встречаются и в других его пророчествах. Это «жезл миндального дерева» — он переводится, как бдительность; «кипящий котел» означает суд; «льняной пояс» — изничтожение, это повязка, которая символизирует его рабство (что на Христе осталось во время Его казни); «запрещение брака» — воздержание; «горшечник» — всемогущество Божие; «разбитый кувшин» — уничтожение; «две корзины смокв» — возможность выбора; «покупка поля» — дело веры; «зарытые камни» — покорение; «погруженная книга» — бедствие.


Важнейшие предсказания:

1. Исполнившиеся предсказания: разрушение Иерусалима; 70-летний плен (Иер 25:11); возвращение из пленения (Иер 29:10): восстановление Иерусалима (Иер 30:18); суд над Вавилоном; Новый Завет благодати, Христос (Иер 31:31–34); объединение Иудеи и Израиля (Иер 3:18).

2. Несбывшиеся до нашего времени предсказания: полное возвращение всех рассеянных евреев в мире в Палестину, предсказание началось сбываться 14 мая 1948 года — начало государства Израиль; никто не предполагал, что оно вновь возродится (Иер 16:14–21; 23:33–34; 31:1–25 и др.); установление царства мира Мессии (Иер 30:21) и обращение к Богу всех евреев (Иер 33).









Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх