|
||||
|
2. Пневматологическая антропология Фомы Аквинского 2.1. Учение Фомы Аквинского об обитании Бога в человеке Фома Аквинский говорит о том, что Бог присутствует во всякой вещи своим творческим действием, своей сущностью и своей силой. Никакая вещь не сокрыта от Божественного присутствия. Но это присутствие в разумной твари, под которой Фома понимает человека и ангелов, может принимать новый характер — присутствия обитания. Оно совершается для того, чтобы наш разум и наша воля могли воспринять Бога через знание и любовь. Он присутствует как познаваемый в познающем и как любимый в любящем. Он обитает в нас как в своём храме. «Выше обычного и общего образа, согласно которому Бог присутствует во всех вещах своей сущностью, своей силой и своим присутствием, как причина в действиях, есть другое, особое присутствии, присущее только разумным существам, в которых Бог, находясь как познаваемый и любимый объект, есть существо, которое познаёт и любит…Никакое иное действие, как только освящающая благодать, не может быть причиной этого образа присутствия Божественного Лица. …вместе с благодатью мы получаем Святого Духа, который даётся и обитает в человеке»[17]. Согласно Фоме, дарование Божественной Личности подразумевает особое присутствие Божества в разумной твари (человеке, ангелах), которая получает Божественную Личность. Это присутствие отличается от того присутствия, посредством которого Бог присутствует во всех тварях. Бог обитает в человеке особым образом. Он присутствует в нём не просто посредством Своего действия как посредник или как действующая причина, но это присутствие может быть охарактеризовано как присутствие друга, Гостя. Это новый образ присутствия, который не исключает присутствия других Божественных Лиц, не вносит никаких изменений в Самого Бога. Это присутствие должно изменить самого человека, который через это присутствие познаёт Бога и становится «богом по благодати», усыновлённым чадом Божиим. Этот образ присутствия Бога предполагает изменение в творении, установление нового принципа отношения, в виду которого творение вступает в отношения с Богом, не просто как действие и причина, где Бог является причиной существования тварных вещей, которая сохраняет и поддерживает бытие тварей, но как владетель и объект, который становится собственностью человека и предметом его наслаждения. Бог делает человека способным войти в общение с Ним. Плод этого единения человека с Богом есть владение тем, в ком человек имеет свою цель и подлинное счастье. Именно в Боге человек должен найти конечную цель своего христианского пути и подлинное счастье, которое в конечном итоге будет заключаться в том, что человек, обладая Богом, будет находиться в теснейшем общении, единении с Богом-Троицей, который даст ему подлинное блаженство. Фома утверждает, что «обладать» означает «иметь что-либо в своём распоряжении», чтобы использовать и наслаждаться предметом так, как мы желаем. Божественным Лицом может обладать, согласно Фоме, только разумное творение, соединённое с Богом. Именно через действие знания и любви любимая и познаваемая реальность присутствует в человеке, который знает и любит. Именно в действии знания и любви человеческие существа познают Святую Троицу, с которой каждый из них соединяется. Бог-Троица обитает в человеке как в своём храме. Триединый Бог присутствует в личности, которая связана с ним посредством знания, через живую веру, и посредством видения. Он обитает в человеке, как знаемый в познающем и любимый в любящем. Через обитание Бога в своей душе человек имеет возможность любить Бога, который любит его безмерно, а также познавать Его, будучи причастным Ему. В свою очередь Сам Бог познаёт человека, постепенно совершенствуя его. Сам Бог даётся душе, и душа делается воистину Божественной. Она, однако, не делается Богом и не превращается в Бога, она не сливается с Божественной Личностью. Но Три Божественные Лица присутствует в Ней как в своём храме. Бог входит с душой в отношения принадлежности и владения. Он становится другом человека, объектом знания и любви. Это новое отношение, которое устанавливается между душой и Богом есть ничто иное, как освящающая благодать. Только освящающая благодать может быть причиной нового образа присутствия Божественного Лица. Именно через любовь Бог обитает в душе человека и через неё Он объединяет нас с Собою. Святой Дух производит в нас благодать, делая из наших душ место Своего обитания. Его пребывание в нас измеряется даром Христа, и оно пропорционально той цели, которую Бог определил для человека. Эта цель заключается в том, чтобы человек общался с Богом, познавал Его и любил Его. Стремясь объяснить смысл единения человека с Богом, Фома вводит юридические отношения между человеком и Богом. Он говорит о том, что человек обладает Богом с тем, чтобы наслаждаться Им. Это обозначается Фомой как отношения принадлежности и владения. Такое обозначение отношений, на наш взгляд, не является правильным, поскольку переносит на Бога те отношения, которые существуют между людьми. А говоря об отношениях человека и Бога, нужно помнить, что между нами и Богом существуют скорее отношения любящего Отца и детей, нежели отношения владения, наслаждения. Мы никогда не сможем сказать, что мы обладаем Богом, ибо это в некотором смысле принижает Бога, низводит Его до уровня некоей вещи, по поводу которой можно иметь некоторые юридические отношения. Неправильно также говорить о Боге как о некоем Госте, который посещает нашу душу. Бог является Господом и Владыкой нашей жизни, ибо наша жизнь всецело зависит от Него. Именно Он содержит нашу жизнь Своим Промыслом. 2.2. Учение Фомы Аквинского о «хабитуальной» благодати Фома Аквинский говорит о «хабитульной» благодати (от латинского глагола habeo — иметь, обладать), когда касается вопроса об обитании Бога в душе праведных. «Освящающая (или хабитуальная) благодать есть то, что приготовляет нашу душу к получению Божественного Лица. Освящающая благодать располагает душу к тому, чтобы душа владела Божественным Лицом»[18]. Благодать делает человека способным к получению Божественного Лица. Она для человека есть условие для возможности получения Божественных Лиц. По причине освящающей благодати происходит невидимое Домостроительство, в результате которого мы получаем Само Божественно Лицо. Фома обозначает Святого Духа как Лицо, которым в даре освящающей благодати владеет человек. Благодать усвояется Святому Духу вследствие родства, которое она имеет с личным свойством Святого Духа, таким как Любовь и Дар Отца и Сына. Согласно Фоме Аквинскому, Святой Дух есть Нетварная Благодать, которая даётся человеку в даре освящающей благодати. Дар освящающей благодати является тварным. Он происходит от Святого Духа. Тварная благодать, по учению Фомы Аквинского, не есть нечто, стоящее между Нетварной Личностью Святого Духа и тварной личностью человека, в которой обитает Святой Дух. Она является тем связующим звеном, которое объединяет человека с Богом. Через неё человек живёт в Боге, и Бог обитает в нём. Она необходима для того, чтобы установить отношения между человеком и Божественными Лицами, чтобы возвысить человеческую душу так, чтобы она стала способной к постижению Самого Бога и была обожена. Дар освящающей благодати совершенствует человека для того, чтобы привести его в такое состояние, когда он может наслаждаться присутствием самой Божественной Личности. Именно Божественное Лицо даёт эту благодать, поскольку Божественное Лицо есть конечная цель этой благодати. Которая заключается в том, чтобы человек стал обителью Святой Троицы, которая бы обитала в нём как в своём храме. Через тварную освящающую благодать человек должен получить Божественные Лица, которые снисходят в душу и обитают в ней. Фома считает учение о том, что Святой Дух не даётся, а даётся только Его дар благодати, ошибкой. Кардинал Шарль Журне, объясняя богословие Фомы Аквинского, пишет: «Именно Святой Дух, а не только Его благодать даётся нам. Святой Дух обитает в нас, мы являемся храмами Божиими, храмами Святого Духа, который обитает в нас так, что когда мы любим Иисуса, Святой Дух приходит к нам с Отцом и Сыном. В Самом даре освящающей благодати, именно Святым Духом, именно Нетварным даром, именно Тремя Божественными Лицами обладает душа»[19]. Фома думает, что данное учение в некоторой мере принижает достоинство Самого Святого Духа, который, будучи Божественной Личностью, также даруется человеческой личности. По мнению Фомы, с личностью можно иметь отношения только посредством личности. В некотором смысле данный подход Фомы Аквинским можно назвать персоналистическим, ибо в данном случае мы ясно можем видеть взаимодействие личностей, которые вступают в отношения. Однако этот персонализм является в богословии Фомы Аквинского следствием отсутствия различия между Непостижимой Сущностью и Нетварной Божественной Энергией. Сущность и Энергия (действие) у него отождествляется. А поэтому о Святом Духе Фома вынужден говорить как о Нетварной Благодати, которую человек получает вместе с тварной Благодатью, которая является неким приготовлением к получению Личности Святого Духа. С точки зрения православного богословия неправомерно говорить о том, что Святой Дух есть Нетварная Благодать. Нетварная Благодать, согласно православному богословию, есть Нетварная Божественная Энергия, которая обща Трём Божественным Лицам. Энергия — «это не только способ именовать природу, но возможность эмпирического познания, которая происходит из личного участия в сущности, или природе, из причастности к ним, что не означает тождества с природой. Божественные энергии зовут к опыту причастности непричастному Божеству. Знание есть опыт причастности, а причастность возможна благодаря Божественным энергиям. Человек обретает возможность Богопознания лишь постольку, поскольку принимает обращенный к нему Божественный призыв»[20]. Она не может отождествляться ни с одним из Лиц, так же как мы не можем отождествлять ни одно из Лиц Святой Троицы с Божественной сущностью, ибо это бы означало обезличивание, принижение Божественного Лица. Мы можем лишь сказать, что Божественные Лица обладают полнотой Божественной сущности и полнотой Божественных Энергий. Но ни в коем случае мы не можем отождествлять Божественные Лица с ними. Как мы видели уже выше, согласно учению свт. Григория Паламы, нам даются Божественные Энергии, а не сам Святой Дух. Он отличает Святого Духа от Его даров. Но вместе с тем он настаивает на том, что дары, энергии Святого Духа неотделимы от Самого Святого Духа. Святой Дух не может даровать нам энергии, при этом не даруя самого Себя. Фома Аквинский говорит о том, что не только Благодать, но и Сама Личность Святого Духа обитает в нас. Для Фомы это является логическим выводом из его учения о том, что Святой Дух, будучи даром, любовью, которой любят друг друга Отец и Сын и которого Они друг другу даруют, посылается Ими в душу человека и обитает в ней лично. Однако данное учение является чуждым православному учению, которое говорит о том, что Бог соединяется с человеком посредством Своих Нетварных Божественных Энергий. «Каждый человек, являясь личностью, образом Личности Божественной, призван воспринять, усвоить или воипостазировать Нетварные Божественные Энергии. Именно в этом смысле став причастным Божественной природе, обожившись»[21]. Согласно данному учению, человек не может соединиться с Божественной Ипостасью непосредственно по следующей причине. Божественная Ипостась содержит в себе Божественную природу во всей полноте. Природа обретает своё реальное существование в ипостаси. Если допустить, что Божественное Лицо может непосредственно соединиться с человеческой личностью, то нужно допустить, что через эту личность соединяется с Божественной природой, которая непознаваема и несообщима, а это невозможно, поскольку, если бы человек мог соединиться с Божественной природой, тогда бы он стал самим Богом. Учение Фомы Аквинского об освящающей Благодати как о тварной является чуждым для православного богословия. Фома рассматривает дары Святого Духа как тварные, тогда как святой Григорий Палама настаивает на том, что эти дары нетварны. Однако Фома говорит, что главные дары Святого Духа нетварны: Его собственная личность, к которой Он присоединяет нас, обитая в нас, и Нетварная природа Святой Троицы, к которой мы причастны, посредством обитания Святого Духа. Для Фомы Аквинского Личность Святого Духа есть Нетварный Дар, Нетварная Благодать. Тварная благодать, согласно Фоме Аквинскому, есть необходимое следствие Нетварной благодати. Святитель Григорий Палама допускает, что дары Святого Духа включают тварные следствия дарований Святого Духа Нетварных Энергий, а не самих Энергий. Однако не Божественная энергия является тварной, но действие и произведение энергии. Для свт. Григория Паламы нет различия между тварной и Нетварной благодатью, как у Фомы Аквинского. Для святителя Григория существует только одна Благодать, и она нетварна. 2.3. Учение Фомы Аквинского о Домостроительствах Божественных Лиц Бог обитает в разумных творениях через домостроительства Сына и Святого Духа. Под Домостроительствами Святого Духа Фома Аквинский понимает пришествие в этот мир Сына и Святого Духа для совершения спасения человека, сотворённого по образу и по подобию Божию, а также Их присутствие в этом мире, и Их участие в судьбах этого мира. В «Сумме теологии» Фома Аквинский говорит о двух видах Домостроительств: о видимом и невидимом. Видимое Домостроительство — это видимое и ощутимое пришествие Сына и Святого Духа в этот мир, то, что могли ощутить люди во время пришествия в мир Сына и Святого Духа. Невидимое Домостроительство, по определению Фомы Аквинского, заключается в том, что Божественные Лица приходят этот мир невидимым и неощутимым образом, присутствуя в каждой твари. Фома говорит о том, что мы можем говорить только лишь о Домостроительствах Сына и Святого Духа в силу того, что Сын и Святой Дух имеют своё происхождение внутри Троицы: Сын превечно рождается от Отца; Святой Дух, будучи взаимным даром любви, которой любят друг друга Отец и Сын, превечно исходит от Них обоих. Именно потому, что Сын рождается от Отца, Он посылается Отцом в этот мир. И в силу того, что Святой Дух исходит, согласно учению Фомы Аквинского, от Отца и Сына, Он посылается Отцом и Сыном в этот мир. Что касается Отца, то по причине своей несообщимости Он не посылается в этот мир. Бог Отец не имеет Домостроительства в силу того, что Он не имеет причины для своего происхождения: Он ни от кого не рождается, и ни от кого не исходит, а, следовательно, по логике Фомы Аквинского, Он не может быть никем послан в этот мир, в отличие от Сына и Святого Духа. Для Фомы Аквинского домостроительства Лиц Святой Троицы являются продолжением Их превечного происхождения в лоне Святой Троицы. По этой причине в богословии Фомы Аквинского существует жёсткая зависимость между ипостасными свойствами Божественных Лиц, которые существуют в лоне Святой Троицы, и Их Домостроительствами, как проявлением Божественных Лиц, Их действием в этом мире. Фома, в отличие от свт. Григория Паламы и Восточных Отцов, не делает различия между областью «богословия», под которой понимается учение о Боге в Самом Себе, о Его существенных свойствах и о Ипостасных свойствах, и областью «икономии», домостроительства, которая рассматривает вопрос о том, как проявляет Бог Себя в этом мире. Божественное Домостроительство подразумевает две вещи: во-первых, приход в этот мир, согласно тому образу, которым Божественное Лицо происходит в лоне Святой Троицы (Сын рождается от Отца, Святой Дух исходит от Отца и Сына); во-вторых, для того, чтобы было Домостроительство, нужно также, чтобы Божественная Личность начала присутствовать новым образом там, где Она послана. Так, когда Сын Божий был послан в мир для совершения дела искупления, Он не оставил недра Отчего, чтобы прийти в нашу среду. Он уже был в мире в качестве причины творения этого мира, для того, чтобы сохранить то, что Он изначально сотворил. Но Бог Сын приходит в этот мир, будучи облечённым в нашу плоть. Святой Дух, который также участвовал в творении мира, вдохновлял пророков в Ветхом Завете, приходит после Вознесения Христа в виде огненных языков и таким образом становится видимым. Однако важно отметить, что, согласно учению Фомы Аквинского, Домостроительство Лиц Святой Троицы по-другому происходит в деле обитания: в нём участвует вся Святая Троица, поскольку обитание предполагает новый образ присутствия. Этот новый образ присутствия состоит в том, что Лица Святой Троицы присутствуют в человеке как объект познаваемый и познающий, любящий и любимый. И поэтому человек способен познавать и любить Бога. Знание и любовь позволяют нам постичь Самого Бога. В знании, любви, а в конечном итоге и блаженном видении Бог не просто постигается как причина, проявляющаяся в своих действиях, но это касается Его собственного бытия, как конца чистого и простого. Обитание Бога в человеке происходит через действие освящающей благодати. В плане действия благодати вся Святая Троица посылает Божественное Лицо для невидимого Домостроительства обитания. Что касается Бога Отца, то Он присутствует вследствие взаимопроникновения (перихорезиса) Лиц Святой Троицы, вследствие Их взаимообщения. Отец, Сын и Святой Дух имеют одну и ту же сущность, Они совершают одно действие совместно. Поскольку Отец находится повсюду, где находится Сын и Святой Дух, Они все вместе входят в душу человека вследствие нового образа присутствия. Там, где присутствует одно Лицо, там всегда будут присутствовать непременно и два других, и то, что совершает одно Лицо, то совершают вместе с Ним и два других Лица. «Божественное Домостроительство не состоит ни в перемещении, ни в отделении. Бог, будучи везде, не может вернуться туда, где Его уже нет, и посланная личность не отделяется от того, кто Её послал, поскольку Три Лица блаженной Троицы, будучи единосущными, нераздельны, вследствие взаимопроникновения»[22]. В деле обитания участвуют все Три Божественные Лица, однако по усвоению это действие, согласно Фоме Аквинскому, относится особенно ко Святому Духу. Усвоение — это богословский метод, когда черта, принадлежащая Божественной природе, общая Трём Лицам Святой Троицы, приписывается одному из Божественных Лиц. Фома определяет следующим образом термин усвоения: «Усвоить в тринитарном богословии означает отнести к Божественному Лицу качество, действие, или отношение к творению, которое обще Трём Лицам Святой Троицы»[23]. Данный метод является следствием учения о перехорезисе: поскольку сущность у Лиц Святой Троицы общая, то любое существенное свойство, а также любое действие, которые являются общими для Трёх Лиц Святой Троицы, мы можем отнести к любому из Лиц, при этом имея в виду, что два других Лица также участвуют в этом действии, и два других Лица имеют те же существенные свойства, что и данное Лицо. По поводу обитания Фома говорит, что «вся Троица обитает в нас посредством благодати, но обитание может быть усвоено одному Лицу по причине особого дара, который имеет особое подобие с этой личностью, по причине чего Она посылается»[24]. Этим Лицом является Святой Дух, который даруется человеческой душе и который обитает в ней, делая человека сыном Божиим по благодати. Святой Дух происходит внутри Святой Троицы особым образом, образом любви: Святой Дух есть дар любви, которым любят друг друга Отец и Сын, и именно этот дар любви Они даруют человеку. Он таким образом, по учению Фомы Аквинского, есть то Лицо, которое в освящающей благодати даруется человеку и обитает в человеке, но вместе с Ним обитают Отец и Сын, так как обитание есть единое действие Трёх Божественных Лиц. «Есть особая роль Святого Духа, которая Ему усвояется в деле освящения. Две вещи несомненны: Святой Дух не приходит в душу праведников без того, чтобы другие Божественные Лица не обитали вместе с Ним. Сам Спаситель говорит, что если кто-то Его любит, тот будет возлюблен Отцом, и что придут Три Лица и сотворят в нём обитель»[25]. Святой Дух не есть только Дух Отца, и не только Бога Сына, но обоих. Поэтому Он нам даёт общую любовь, которой любят себя взаимно Отец и Сын. Также Святой Дух есть Дар, дар по преимуществу. Нет дара более превосходящего, чем дар любви, поэтому без него другие дары есть ничто, Святой Дух есть любовь. Отец любит Сына, которого он рождает, бесконечной любовью. Сын любит Отца равной любовью, цель этой взаимной любви есть Лицо самого Святого Духа, ипостасная любовь. Без Святого Духа, ипостасной Любви, ни Отец, ни Сын не могут нас любить, Их любовь не существовала бы, так как была бы лишена существенной цели. По этой причине только во Святом Духе мы постигаем Отца и Сына. Именно это и имеется в виду, когда говорится, что Отец и Сын обитают в нас посредством Святого Духа. Святой Дух есть для нас великий Дар Бога. Святой Дух есть связь, которая во Христе и через Христа соединяет нас с Отцом. Обитание Святого Духа в разумной твари есть невидимое Домостроительство Святого Духа. Оно предназначено для освящения разумной твари. Оно имеет место в каждом возрастании освящающей благодати. Оно делает нас способными постигать Высшее благо посредством знания и любви и владеть им. Невидимое Домостроительство происходит тогда, когда принимающий его может наслаждаться не только тварным даром освящающей благодати, но и Самой Божественной Личностью, которая даруется вместе с даром освящающей благодати. Дар, подаваемый нам в Домостроительствах, не ограничивается тварной освящающей благодатью, но простирается до Нетварной Божественной Личности. Само Божественное Лицо даруется в даре освящающей благодати. Этим Божественным Лицом и является Святой Дух, вместе с которым в человеке, как в храме, обитают Отец и Сын. Когда даруется освящающая благодать, Сам Святой Дух является обладаемым и обитает в личности, так что Он Сам даруется и посылается. Когда Святой Дух посылается в даре освящающей благодати, Он реально даруется личности, которая владеет Им. Лицо, которое получает Святого Духа, наслаждается Его личностью. Вполне можно согласиться с Фомой Аквинским, который говорит о том, что наше единение с Богом происходит через Домостроительства Сына и Святого Духа. Сын является совершителем нашего спасения, который приносит жертву Искупления ради спасения человеческого рода, а Святой Дух приходит в этот мир по ходатайству Сына для того, чтобы усвоить нам плоды того Искупительного подвига, который совершил ради нашего спасения Сын Божий. Православное богословие не разделяет Домостроительств Лиц Святой Троицы на видимое и невидимое, для него видимое и невидимое Домостроительство — это один и тот же акт, посредством которого Лица Святой Троицы приходят к нам, дабы соединиться с нами и таким образом совершить наше спасение. Что касается того положения, что Домостроительства Лиц Святой Троицы есть продолжения тех отношений, которые существуют между Лицами Святой Троицы, то здесь можно сказать следующее. Православные богословы всегда говорили о коренном различии между Превечным происхождением Лиц Святой Троицы, которое есть, согласно учению святого Иоанна Дамаскина, дело природы, есть само бытие Самой Святой Троицы, и Домостроительством Сына и Святого Духа, которое есть дело воли, общей всем Трём Ипостасям. Внутри Святой Троицы Сын и Святой Дух имеют единый источник происхождения — Отца. Тогда как в области Домостроительства Сын посылается на землю во времени Отцом, а Святой Дух посылается Сыном. Для Фомы существует жёсткая связь между Домостроительствами Божественных Лиц и ипостасными свойствами Лиц Святой Троицы. На наш взгляд, это является опять же следствием того, что Фома не делает различия между Непознаваемой и несообщимой Божественной Сущностью и познаваемыми и постижимыми Божественными Энергиями. Для Фомы это тождественные понятия, и отсюда делается вывод, что также как внутри Святой Троицы Сын рождается от Отца, а Святой Дух исходит от Отца и Сына, так и в области Домостроительства происходит то же самое, так как Домостроительства есть продолжение того, что происходит внутри Святой Троицы. Кроме того, в данном учении ясно прослеживается учение о Filioque. Фома Аквинский говорит о Святом Духе как о Даре, как о взаимной любви Сына и Отца, которой Они друг друга любят и которой Они любят человека. Домостроительство Святого Духа объясняется тем, что поскольку Святой Дух внутри Святой Троицы исходит от Отца и Сына, то Он Ими обоими посылается на землю. На наш взгляд, неправомерно называть Святого Духа Любовью, или Даром, поскольку это принижает и даже в некоторой мере обезличивает Святого Духа. Любовь есть общее существенное свойство, которое присуще всей Святой Троице по природе. Невозможно отождествлять ни одно из Лиц Святой Троицы с Сущностью или Энергией, поскольку это обезличивало бы Бога, а, следовательно, невозможно было бы иметь неких личных отношений с Богом и обращаться к Нему как к личности в наших молитвах. 2.4. Обожение согласно Фоме Аквинскому Цель человеческой жизни, согласно учению Фомы, — блаженство, которое происходит тогда, когда мы соединяемся с Богом, становимся «богами по благодати», усыновлёнными чадами Божиими. Обожение, согласно Фоме Аквинскому, состоит в получении нами Самих Божественных Лиц: в присутствии Сына и Святого Духа, которые посылаются нам, и в присутствии Отца, Который обитает в сердцах Его детей, наряду с Сыном и Святым Духом, которых Он посылает. Святой Дух производит в нас жизнь благодати. Это совершается в порядке Мистического Тела. Поскольку дыхание Святого Духа касается только тех членов, которые соединены с Главой, точно так же и Святой Дух касается только тех, кто соединён со Христом. Через благодать и любовь творение становится подобным Сыну Божию в том единстве, которое имеет Отец вместе с Сыном. Этот союз, сравниваемый в Священном Писании, с союзом жениха и невесты, означается мистиками как духовный союз. Союз непосредственный, глубокий, превосходящий тот союз, который существует между мужчиной и женщиной, поскольку природа есть только тень благодати. С одной стороны, есть только сближение тел, а с другой стороны, есть взаимное проникновение души Богом. Связанная Богом любовью, праведная душа становится тем же духом с Ним. Начавшись на земле, этот союз завершается на небе. Святая душа обручается со Христом. Будучи невестой Святого Духа, который дарует ей веру как обручальный символ их союза, облачает её благодатью и любовью, как позолоченной одеждой, украшает её дарами и добродетелями как драгоценными камнями, и Он сам себя дарует, хотя и непостижимым образом, как залог вечного блаженства. Божественный жених совершает своё дело и дарует ей дар видения, понимания и плодотворности: видение, которое должно стать преемником веры. Присутствие Святого Духа указывает на нашу принадлежность ко Христу. Без Него мы не являемся членами Тела Христова. Он делает нас живыми членами, поскольку Святой Дух есть жизненный принцип Тела Христова. Комментируя Рим. 8,3, Фома настаивает на образе тела Христова во главе со Христом, который использует апостол Павел. Благодаря этому образу становится понятным то, что каждый член связан с Главой Тела в жизненности, полученной от Святого Духа. Уже в этой жизни мы начинаем постигать свою конечную цель, когда Отец и Сын посылают Святого Духа, который обитает в нас как Их взаимный дар. Через это присутствие Святого Духа мы познаём Бога-Троицу, лицезрение которого нам будет доступно после нашего перехода в вечность. Святой Дух даёт Себя и эту благодать нам ради причастности Божественной природе. Получая эту природу, мы возрождаемся, становясь чадами Божиими. Изливая дар Святого Духа в душу христианина, который очищает его, оправдывает его, делает новым творением, Бог только приготовляют Его к некому более высокому дару, к некому более совершенному обожению. Обожение совершается через крещение и составляет истинное возрождение, имея целью истинное рождение. Это рождение несравненно выше первого рождения, поскольку вместо жизни естественной и человеческой, оно нам даёт жизнь сверхъестественную и Божественную. Это рождение делает из нас нового человека, созданного Богом в правде и святости. Фома воспринимает понятие усыновление, которое использует в своих посланиях апостол Павел, как помогающее понять то, что Святой Дух делает нас причастными Божественной природе. Благодать реализует все условия истинного усыновления, поскольку через неё чуждые некогда Богу вводятся в семью Божию и становятся Его наследниками. Наше усыновление происходит посредством любви и имеет целью распространение этого усыновления на всех других существ. В момент, когда мы получаем благодать, в нас происходит глубинное изменение. Из рабов, каковыми мы были в силу творения, мы становимся детьми Божиими. Из сыновей первого Адама, наследников его природы и его греха, мы становимся братьями второго Адама, Иисуса Христа, нашего благословенного Спасителя. Бог сообщает нам новое бытие, новую жизнь, новую природу. Речь не идёт об усыновлении природным, подобно тому, как Второе Лицо является Сыном по природе. Мы не становимся «Богом», но мы становимся обоженными через благодать, потому что реально и мистически мы причастны природе Самого Бога. Наше усыновление есть усыновление благодати. Фома утверждает, что начиная с этой жизни во святых есть некое несовершенное начало будущего блаженства. Благодать Божия, в состоянии которой мы пребываем в настоящей жизни, есть жизнь вечная в зачатке здесь. В будущем веке она будет в свершенном состоянии. Благодать есть ни что иное, как обитание в нас будущей славы. Следовательно, в зачатке мы владеем уже тем, что однажды в будущем будет составлять наше блаженство. Поскольку формальное блаженство состоит в действии, посредством которого разумное творение принимает во владение Высшее Бытие и наслаждается Им, нужно, чтобы начиная с этой жизни праведный также Сам постигал через свои действия Божественную сущность, так что Он входит в контакт с ней через знание и любовь и начинает наслаждаться Богом. Блаженство состоит в причастности жизни тем, Кто владеет в Себе этой блаженной жизнью. Этой блаженной жизнью владеют Три Божественные Лица. Следовательно, нужно быть причастными этим Божественным Лицам. Причастными Божественным Лицам мы можем быть лишь тогда, когда в нас будет обитать Святой Дух, вместе с которым будут обитать и Два других Лица. Нужно, чтобы Святой Дух соединился с ними в качестве друга, жениха; так, чтобы Он обитал в сердце как в живом храме, где Он получает почитание и где Он становится объектом их наслаждения. Начиная с настоящего времени мы владеем Им посредством благодати, но не совершенным образом. Обитание Святого Духа в нас есть только зачаток того блаженного видения, которое мы будем иметь в будущем веке. В благодати, как и в славе, мы обладаем Святым Духом, но в благодати обладание несовершенное, а в славе это обладание — совершенное. Божественная Слава, которую мы чаем увидеть в будущем веке, в действительности не будет состоянием существенно отличным от состояния благодати. Она будет только апогеем того, к чему была устремлена вся наша жизнь. Но уже начиная с этой жизни начинается наше обожение, и мы владеем Святым Духом как залогом нашего блаженства. Именно в момент, когда Бог явится во всей своей славе, так что мы полностью будем Ему подобны, потому что мы Его увидим таким, каков Он есть, мы будем жить Его жизнью. Мы будем участвовать в Его блаженстве, ибо жизнь Бога состоит в том, чтобы знать себя и любить себя, а блаженство состоит в том, чтобы наслаждаться присутствием в нас Бога. Став посредством освящающей благодати причастниками Божественной природы, мы возвышаемся до несравненного достоинства сынов Божиих, с правом отеческого наследия. Таким образом, обожение, согласно Фоме, состоит в причастности Божественным Лицам. Эти Лица нам даются через освящающую благодать. Как отметили выше, учение о причастности Божественным Лицам ставит некоторую проблему. Поэтому, на наш взгляд, лучшим будет говорить о причастности Нетварным Божественным Энергиям. Понятия наслаждения, владения в богословии Фомы Аквинского, на наш взгляд, вносят некий чувственный, плотской характер. Они являются некими антропоморфизмами, которые переносятся в область Божественного. 2.5. Учение Фомы Аквинского о блаженном видении Согласно учению Фомы Аквинского, блаженное видение есть видение Бога лицом к лицу, когда душа знает Бога не прикровенно, но таковым, каков Он есть, таким, как Он Сам Себя знает по природе. Божественная сущность непосредственно соединяется с тварным разумом блаженных на небе, чтобы быть вместе с ним совместным принципом блаженного видения. Наш разум соединяется с Божественной сущностью, просвещается Ей, и таким образом душа получает полное знание о Боге. Избранные на небе видят Бога лицом к лицу, открыто, ясно, непосредственно таковым, что Он есть в единстве своей сущности и троичности Лиц. Именно в этом ясном видении и в наслаждении, которое его сопровождает, состоит увенчание обетованной правды, как награда за наши заслуженные дела. Божественная Сущность есть цель и объект блаженного видения, поскольку это та самая сущность, которую должны увидеть праведные. Видение Божественной сущности принадлежит будущему веку, когда душа, отделившись от тела, предстанет пред Богом. В настоящий момент знание о Боге есть предмет веры. Жизнь вечная состоит в познании единого истинного Бога. Не в этом посредственном, абстрактном, тёмном знании, которое нам даётся в этой жизни и которое мы черпаем из дел Божиих, но в видении прямом и непосредственном, в ясном видении Божественной сущности, во владении и наслаждении Высшим Благом; она состоит в реальном и существенном присутствии Бога в духе и сердце блаженных, как непосредственного объекта знания и любви. Этот дар Божий в славе начинается в этом мире через благодать. Любовь следует за знанием, а единение с Богом есть конечная цель любви. Конечный союз будет нашим вечным блаженством. Союз плодотворный есть союз посредством действия, и потому человеческая душа неспособна к совершенному союзу без дара хабитуальной благодати, которая является принципом этого блаженного союза. Учение о блаженном видении является логическим завершением учения о том, что Святой Дух как Личность обитает в душе человека. Святой Дух является залогом этого блаженного видения. Когда Святой Дух лично обитает в человеке, человек уже знает сущность Бога при его единстве со Святым Духом, так как Личность Святого Духа содержит эту сущность в полноте. Но пока человек пребывает в теле, эта сущность для него постижима лишь отчасти. Он видит её лишь через тусклое стекло, гадательно. Когда же он перейдёт за пределы этой жизни. Его разум будет созерцать сущность Божию. Учение о блаженном видении Фомы Аквинского совершенно противоречит православному учению о Богопознании. Совершенно необоснованно Фома Аквинский утверждает, что в будущем веке мы сможем увидеть Сущность Бога. Сущность Бога совершенно непознаваема для человека и для ангелов. Мы её не можем познать ни в настоящем, ни в будущем веке. Познание сущности означало бы для человека равенство с Богом. Но человек никогда не сможет постичь сущность Бога, хотя он и сотворён по образу и подобию Божию. Образ и подобие дают некое познание Бога, однако Божественная сущность остаётся непостижимой. Священное Писание говорит нам то, что мы увидим Бога Лицом к Лицу, но это вовсе не означает то, что мы постигнем Божественную Сущность. Мы увидим Бога, пребывающего в славе. Для нас более ясно откроется слава Божия, в которой пребывает Бог. Однако сущность Бога останется всё же для нас сокрытой. Кроме того, совершенно противоречащим православному учению является та мысль, что душа, отделённая от тела, будет видеть Бога. Из данной мысли следует, что тело совершенно не будет участвовать в будущем блаженстве. Православное учение подчёркивает ту мысль, что изначально человек был создан как единое целое, но через грехопадение вошла в мир смерть, которая и стала причиной того, что душа отделяется от тела. Христос восстанавливает эту целостность в человеке через Свою смерть, Воскресение. Как залог того, что мы получим эту целостность, нам даётся благодать Святого Духа, обоживающая нас. Это обожение касается не только души, но и тела. Во второе и страшное пришествие Христово мы обретём эту целостность, когда мёртвые воскреснут в новом теле, а живые изменятся, также получив новое тело. В данном учении можно усмотреть влияние платонизма, который рассматривает тело и душу в отдельности. Между тем отделение тела и души может иметь опасные последствия: вследствие такого видения можно прийти к выводу, что тело для нас не имеет совершенно никакого значения, и нам незачем о нём заботиться. Но тело наравне с душой имеет важное значение: оно ведёт нас в Царство Божие. И каждый человек даст ответ Богу в соответствии с тем, что он делал, живя в плоти. Данное учение является ещё одним следствием неразличения Фомой Нетварной Божественной Энергии и Божественной Сущности. Такой вывод мог быть сделан вследствие рационализирования тайны соединения человека с Богом. Данное учение делает акцент не столько на мистическом единстве человека и Бога, но скорее на разумном постижении Бога. Именно разум играет важную роль в учении Фомы, тогда как совершенно игнорируется сама тайна нашего обожения. Примечания:1 Journet Ch. Tomisme et Palamisme// Revue Tomiste, 1961, № 4, P. 67. 2 Св. Григорий Палама Триады М., 1996. С. 67. 17 Saint Thomas d’Aquin Somme de la th?ologie.1,43,3 Paris 1999. P. 447. 18 Saint Thomas d’Aquin Somme de la th?ologie.1,43,3 Paris 1999. P. 447. 19 Киприан (Керн), архим. Антропология свт. Григория Паламы. М. 1997. С. 82. 20 Journet C. La grace divine. Freibourg, 1998. P. 45. 21 HussyE.M, The structure of the Person-Energy in the theology of Gregory Palama // Saint Vladimir’s quarterly. NewYork. 1997, № 7, P. 78. 22 Яннарас Х. Избранное: Личность и Эрос. М., 2005. С. 156. 23 Saint Thomas d’Aquin Somme de la th?ologie.1,43,3 Paris 1999. P. 447. 24 Saint Thomas d’Aquin Somme de la th?ologie.1,43,3 Paris 1999. P. 485. 25 Saint Thomas d’Aquin Somme de la th?ologie.1,43,3 Paris 1999. P. 490. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|