|
||||
|
Книга Песни Песней Соломона Введение Кто был автором книги? Об авторе говорит само заглавие книги, и нет оснований сомневаться в том, что она действительно написана Соломоном. Соломон упоминается в книге неоднократно (3:7,9,11; 8:11–12). Интересно также упоминание «кобылицы» в 1:8, так как именно Соломон вывез лошадей из Египта. Вместе с тем, некоторые богословы ставят под сомнение авторство Соломона, ссылаясь на лингвистические данные и соображения личностного характера. Они задают вопрос, мог ли Соломон, имевший 1000 женщин, написать о любви к одной единственной женщине. Однако Бог использует для Своего дела самых неподходящих, с нашей точки зрения, людей. Если автором книги все–таки был Соломон, то ее написание, вероятно, можно отнести примерно к 965 г. до н. э. Сколько героев в этой книге? Авторский коллектив, работающий над данными комментариями, считает, что в книге два главных героя: Соломон и Суламита. Это кажется нам гораздо убедительней, чем мнение, что в книге три героя: Соломон, Суламита и ее муж, верность которому она хранит, несмотря на неотступность ухаживаний царя. Какова композиция книги? Существует точка зрения, что книга представляет собой собрание разрозненных, первоначально не связанных между собой любовных песен. Однако эта версия малоубедительна, поскольку в книге четко просматривается ее внутреннее единство. Она начинается с описания первых дней пребывания девушки в царском дворце (1:1 — 13), которое сменяется восхитительными сценами из сельской жизни (1:15 — 2:17). Далее представлены мечты девушки о своем женихе (3:1—5), празднование бракосочетания (3:6—11) и первая брачная ночь (4:1–5:1). Затем следует краткая разлука (5:2 — 6:3), а после нее — радостное воссоединение (6:4—12). Великолепная сцена в царских покоях изображена в 7:1—10, любовные сцены на лоне природы — в 7:11 — 8:14. Поэтому представляется более логичным рассматривать эту книгу как историю двух влюбленных, а не как собрание отдельных любовных песен. Необходимо подчеркнуть весьма примечательный факт, что между влюбленными не было близких отношений до бракосочетания. Это очень важный и серьезный урок для современной молодежи. Чему учит книга? 1. Само название — «Песнь Песней» — говорит о том, что это самая лучшая из когда–либо написанных песней, прославляющих супружескую любовь. Эта книга — вершина любовной поэзии, и она заслуживает самого пристального внимания. 2. В ней вдохновенно и ярко воспевается любовь, в отличие от современной прозы, где столько внимания уделяется физической стороне и технике сексуальных отношений и где любовь так легко низводится на более низкий уровень. 3. Бог благословил любовь мужчины и женщины. Он сотворил нас, Он создал нас такими, чтобы мы могли любить друг друга и душой и телом. Придавая большое значение любви между мужчиной и женщиной, Бог предусмотрел, чтобы этой теме была посвящена целая книга. Но показательно также, что только одна из шестидесяти шести книг Библии. 4. Описание человеческого тела не считается зазорным (см.: 4:1–5; 5:10–16; 6:5–7; 7:2–6). Язык книги принадлежит культуре определенной эпохи. Некоторые сравнения могут показаться нам странными, но они связывают воедино чувственность и восхищение физической красотой тела. 5. Мы должны понимать, что час любовной близости определяется Богом. Чувство должно созреть, его нельзя будоражить раньше времени (2:7; 3:5; 8:4). В современном мире популярен лозунг: любовь — в любое время, в любом месте. Бог же говорит: в назначенное Мною время, в назначенном Мною месте. 6. Очень важно семейное воспитание (8:8—10). Братья девушки должны внушать ей мысль о необходимости быть неприступной («как стена») перед возможным соблазнителем, потому что ее «доступность» («дверь») может разрушить всю ее жизнь. Такое воспитание дало свои положительные результаты. 7. Существует опасность привыкания, восприятия друг друга как привычной данности (5:2—8). Эти тексты служат предостережением тем, кто не умеет надлежащим образом реагировать на любовный призыв супруга или супруги, и описывают последствия этого небрежения. 8. Идеальная любовь существует только в браке (4:12). Влюбленные должны хранить друг для друга сокровище своей любви, как «запертый сад» или «запечатанный источник». Жизнь каждого из них уподобляется частному винограднику (8:12), плоды которого не поступают в свободную продажу. 9. Надо дорожить своими отношениями, помня, что любой пустяк может их разрушить (2:15). Супруги должны бдительно смотреть за «лисенятами», чтобы не было испорчено благоухание первых брачных дней. Истинная любовь неугасима и бесценна (8:6—7). Никто не застрахован от превратностей, способных погасить пламя любви, но истинная любовь никогда не исчезнет, потому что источник ее — Бог. Любовь нельзя купить ни за какие сокровища. 10. Песнь Песней иносказательно, в прекрасных поэтических образах описывает отношения Христа со Своей невестой — Церковью. В ней наряду с другими звучат и следующие темы: сила любви Христовой (8:7), услаждающая Его слух молитва Церкви (8:13), напряженное ожидание Его (8:14), призывание Христа для общения с Ним (2:13), опасность не откликнуться на Его зов (5:2–8; ср.: Отк. 3:20). Мы не можем обойтись без этой книги, особенно в наш век «свободной любви». Не будем забывать, что Бог проявляет глубокую заботу о нашей любви не только по отношению к Нему, но и по отношению друг к другу. Дополнительная литература Gledhill T. The Message of the Song of Songs, BST (IVP, 1994). Davidson R. Ecclesiastes and the Song of Solomon, DSB (St. Andrew Press/ Westminster/John Knox Press, 1986). Lloyd Carr G. The Song of Solomon, TOTC (IVP, 1984). Kinlaw D. F. The Song of Songs, EBC (Zondervan, 1991). Содержание 1:1 — 2:7 Царь встречает Суламиту в своем дворце 1:1—7 Дочери Иерусалима и Суламита 1:8 — 2:7 Царь говорит с Суламитой 2:8 — 3:5 Любовное свидание и ночные грезы Суламиты 2:8—17 Свидание с женихом 3:1—5 Ночные грезы Суламиты 3:6–5:1 Бракосочетание царя и песнопения 3:6—11 Величественная свадебная церемония 4:1 — 5:1 Хвалебная песнь царя, воспевающего невесту в брачную ночь 5:2 — 6:3 Неиспользованная возможность 5:2–8 Опасность привыкания 5:9 — 6:3 Суламита описывает своего любимого женщинам Иерусалима 6:4 — 8:14 Возрастание любви 6:4 — 8:4 Взаимное восхищение влюбленных 8:5—14 Природа истинной любви Комментарии 1:1–2:7 Царь встречает Суламиту в своем дворце 1:1 Название Само название Книги Песни Песней Соломона говорит о том, что ее автор — Соломон, а кроме того — что нет в мире лирической поэзии ничего, что сравнилось бы с этой Песней, воспевающей любовь, которую мы должны воспринимать как сокровище и как саму жизнь. 1:1— 7 Дочери Иерусалима и Суламита 1—3 Книга открывается описанием страстной любви: невеста пламенно жаждет ласк царя. Поцелуй — дарованное Богом выражение любви. Лобзание уст опаляет, оно «лучше вина», оно неизмеримо выше удовольствия от вкушения вина, это полная отдача влюбленных друг другу. Благоухание драгоценных ароматов приятно, но не идет ни в какое сравнение с благоуханием имени любимого, которое воспринимается как «разлитое миро» — символ высшей радости. Все девушки при дворе обожали царя, что не удивительно при его неотразимой красоте. (Это сам по себе показательный факт, когда ваш избранник нравится другим.) Фраза влеки меня подчеркивает искреннюю преданность невесты. Она стремится остаться наедине с возлюбленным и полностью наслаждаться близостью с ним. Она хочет, чтобы он увлек ее в самые потаенные места в царских чертогах. Там они могут безоглядно предаться своему чувству в полном уединении, отдавая друг другу весь пыл своей души. Будем восхищаться и радоваться тобою — это слова придворных женщин, обращенные к царю. Эта сцена напоминает о толпах поклонниц какой–нибудь современной поп–звезды. Они сходят по нему с ума, но их чувства совсем иные, чем у Суламиты. У нее со своим возлюбленным ни с чем не сравнимые отношения: они созданы друг для друга. Никто не может одновременно целовать двоих; есть то сокровенное, что должно существовать только между мужем и женой. Все другие могут лишь восхищаться их любовью. Так и истинные верующие стремятся к соединению с Господом, их влечет к себе красота личности Христа и Его жертвенная любовь. 4—7 Суламита признает, что она смугла в отличие от иерусалимских женщин. Красота ее смуглой кожи уподобляется сотканным из шерсти черных коз шатрам Кидарским и завесам царя. Ее необычный цвет кожи вызывает неумеренное любопытство девушек, и Суламита даже просит их не смотреть на нее. Ее сильный загар может свидетельствовать о ее добром нраве: она изо дня в день прилежно трудилась под палящими лучами солнца. Под суровым надзором своих братьев (родных или сводных), она была в семье как рабыня и должна была стеречь виноградники, а потому «собственного виноградника», то есть белизны лица своего, ей уберечь не удалось. Она просит не судить строго ее внешность, потому что красота не определяется цветом кожи. 6 Мысли невесты вновь обращаются к возлюбленному. Ее неудержимо влечет к нему. Она говорит о своей любви просто и прекрасно: Ты, которого любит душа моя. Позже она будет описывать его очень подробно, но сейчас достаточно этого простого признания, которым сказано все. Это декларация их взаимоотношений. Так же и христиане могут сказать о Христе: «Ты Тот, Кого я люблю». Фраза К чему мне быть скиталицею может быть переведена также: «К чему мне быть как бы покрытою» (покрывалом). То и другое на Востоке ассоциировалась с женщиной легкого поведения. Она не хочет выглядеть похожей на блудницу, выискивающей очередного клиента, поэтому и предлагает встретиться в определенном месте и в определенное время (в полдень). 7 Женщины при дворе в ответ на ее вопрос, по–видимому, советуют ей просто идти и поискать его: следуя за овцами, можно найти пастуха. В целом в этом отрывке раскрывается и характер невесты и ее устремления. Она любит всем своим существом, самозабвенно; она не страшится никакой работы, даже той, которая может отразиться на ее красоте. Всей своей страстной душой она устремлена к своему царственному возлюбленному. 1:8 — 2:7 Царь говорит с Суламитой 1:8—10 Соломон восхваляет красоту невесты. 8 Соломон был прекрасным знатоком и любителем лошадей (3 Цар. 4:26; 10:26). Сравнение женщины с кобылицей, которое не во всех культурах рассматривается как комплимент, для Суламиты звучало высшей похвалой ее стройности и красоте. Следует иметь в виду, что в древневосточной поэзии в сравнениях подобного рода часто подчеркивалось не физическое сходство, но темперамент, эмоциональный настрой. В данном контексте сравнение с кобылицей отражает статность, красоту и благородство невесты. В царской колеснице кобылица впрягалась отдельно от жеребцов. Царь называет девушку своей возлюбленной, и это звучит в его устах как возлюбленный друг. «Возлюбленная моя, возлюбленный мой» — эти обращения часто повторяются в книге (1:14; 2:2,10,13; 4:1,7; 5:2; 6:4). 9–10 Царь превозносит красоту своей возлюбленной, он хочет одарить ее лучшими драгоценностями в знак своей любви. Бедная девушка из сельской местности, она хорошо сознавала, что резко выделяется среди других своей опаленной солнцем кожей, а также отсутствием украшений. Но царственный жених исправит это. Из своих сокровищниц он одарит ее драгоценностями, достойными ее красоты. Так Христос, наш Небесный Жених, украсит Свою невесту — Церковь драгоценностями милосердия и истины. Он сейчас готовит ее к великому свадебному пиру — церемонии бракосочетания с Агнцем. 1:11—13 Невеста восхваляет жениха. Суламита отвечает своему возлюбленному; она сравнивает свою любовь к нему с ароматом благоуханного нарда. Благовония могут играть важную роль в любви, они возбуждают, но здесь речь идет еще и о другом. Мирровый пучок с его неповторимым запахом символизирует сильное, неудержимое притяжение влюбленных друг к другу. Для Суламиты тонкие ароматы, вдыхать которые — наслаждение, были дыханием его любви и его силы. Устоять против этого невозможно. Христиане — это «Христово благоухание Богу», — пишет Апостол Павел (2 Кор. 2:14—16). 1:14 Восторженный ответ жениха. Соломон не устает превозносить красоту своей невесты. Теперь влюбленные глядят в глаза друг другу: важный момент любовной игры, который позволяет проникнуть взором во внутренний мир любимого. «Глаза твои голубиные»: голубь — символ нежности, чистоты и бесхитростности. 1:15 — 2:2 Нарцисс Саронский. 15–16 Невеста отвечает царственному жениху нежными словами. Она впервые называет его «прекрасным», «любезным» своему сердцу. Зеленое травяное ложе — предвкушение брачной ночи, венец любви. Их дом — на лоне природы, где зеленая трава служит им постелью. 2:1 Любовь царя заставила девушку заново взглянуть на себя. Она сравнивает себя с прекрасным цветком. Это действительно прекрасно, как настоящая любовь может преобразить человека, высветить в нем все самое лучшее. Христос тоже любит нас любовью неувядающей, и мы прекрасны в Его глазах. 2:2 Жених подхватывает ее мысль и развивает ее. Он сравнивает невесту с лилией «между тернами»: не слишком лестное сравнение для придворных девиц, однако подчеркивающее уникальность его невесты. Он любит только ее. 2:3–7 Суламита о своем несравненном возлюбленном. 3 Если она лилия долин, то он яблоневое дерево, под сенью которого она может найти кров и пищу, потому что нуждается в его покровительстве и защите. В свои юные годы она тяжко трудилась под открытым солнцем (1:5) и теперь радуется покою, наслаждаясь его ласками. Как сладок хруст сочного яблока в жаркий день, так сладостно ее упоение его охраняющей любовью. 4 Дом пира (букв, «дом вина»), возможно, означает «дом любви»(ср.: 1:3). Тон становится более интимным. Она предвкушает радость близости с любимым. Пламенная любовь, как воинское «знамя», защищает невесту, приковывает взор всех и являет миру свою силу. 5—6 Я изнемогаю от любви — образ счастливого изнеможения. Она жаждет любви и изнемогает от нее, нуждаясь в подкреплении. Далее она воображает себя в объятиях своего возлюбленного, она вся в томлении. Она видит, как он подложил свою руку под ее голову, поддерживая ее, и, вероятно, глядя в ее глаза. Откровенное описание естественной физической близости — характерная особенность книги. 7 В этом стихе раскрывается важнейшая истина любовных отношений: не торопить, не возбуждать любовь, пока она не пробудится сама. Здесь звучит настоятельный совет предоставить пробуждение и развитие любви природе и Богу. Только грех заставляет человека вступать в интимные отношения не в то время, не в том месте и не с тем человеком. У Бога для всего есть определенное, Им назначенное время. В нашем грешном мире люди растрачивают свои чувства, используя ложные и грубые методы для их пробуждения. Здесь можно провести параллель с методами в сфере религии, когда использование евангелистом или проповедником разного рода уловок приводит к преждевременному, а значит и непрочному «обращению» в веру (см.: 2 Кор. 4:2). 2:8 — 3:5 Любовное свидание и ночные грезы Суламиты 2:8—17 Свидание с женихом 8–9 Хоть и верно сказано, что любовь никогда нельзя искусственно воспламенять, в истинной любви есть особый момент нетерпения. Когда час любви пробьет, влюбленный скачет и прыгает, он сгорает от нетерпения вновь увидеть свою возлюбленную. Она отвечает ему теми же чувствами, возвещая всем, что он мчится к ней, как молодой олень. И вот он уже за стеною, заглядывает в окно, сгорая от желания видеть ее, говорить с нею. 10–13 Нет лучшего времени года для выражения полноты любовных чувств, чем весна! Весна в полном смысле этого слова. В нем уже возобладало это чувство, когда он мчался во всю прыть по горам и холмам на свидание со своей возлюбленной. Весна пришла и в ее сердце; она ждала его и устремила свой взор на него, когда он заглядывал через решетку, и глаза его излучали страстное любовное томление. Это время любви. Внезапное бурное цветение, любовные трели птиц, распускающиеся почки и первые цветы фруктовых деревьев, благоухание цветов — все это заставляет учащенно биться сердце. Неудивительно, что любовь часто ассоциируется с весной. Весна символизирует пробуждение природы, новую жизнь. Разве христиане не стремятся всем сердцем к вечной весне в своих взаимоотношениях с Христом? Потоки живой воды должны струиться из сердца верующего. Новые плоды, благоуханный аромат цветения должны свидетельствовать о нашей жизни с Господом. Жених нежно и настойчиво зовет возлюбленную выйти к нему, чтобы им вдвоем насладиться весной и любовью. Слова приглашения для усиления эффекта повторяются дважды (10, 13). 14—15 В речах жениха необходимо отметить два момента. Во–первых, он призывает Суламиту, свою голубицу, к полной открытости. Известно, что голуби прятались в расщелинах скал, чтобы никто не мог слышать и видеть их. Он жаждет ее доверия, ждет, чтобы она раскрыла перед ним всю свою душу. Так и мы должны быть абсолютно открыты перед Христом. Кроме того, жених просит ее отбросить все, что хоть в малейшей степени мешает их отношениям (лисенят). Их любовь должна быть чистой и непорочной. Невыносимо жаль, когда нечто чужеродное портит прекрасное цветение. 16–17 Действие достигает своего кульминационного момента. Как естественно и прекрасно звучит ответное признание любви. Они безраздельно принадлежат друг другу по праву супружества. Брак учрежден и освящен Богом и тем самым служит гарантией защиты супружеских прав. Фраза он пасет между лилиями перекликается со словами невесты, когда она сравнивает себя «с лилией долин». Он пасет (защищает) и свою возлюбленную. И в завершение она обращается к нему с просьбой, доколе день дышит… и убегают тени, вернуться к ней и провести всю ночь в объятиях любви. Неразрывное духовное единство двух людей находит свое выражение в физической близости. 3:1—5 Ночные грезы Суламиты 1—3 Это ночные грезы (или сон?) невесты, где открываются ее страхи. Она настолько тесно связана с любимым, что ей невыносима сама мысль о его отсутствии, и этот страх живет даже во сне. Но все кончается хорошо. Некоторые святые в прошлом использовали этот отрывок для описания состояния, которое получило название «темная ночь души», то есть крик души, отчаяние человека, охваченного чувством незащищенности и одиночества, или богооставленности (см.: Пс. 41). Четыре раза в этом отрывке невеста говорит о своем возлюбленном: тот, которого любит душа моя. Она чувствует, что потеряла частицу своей души, и ищет любимого всем жаром своего сердца. Она вкладывает все свои силы в попытки найти его, заглядывая во все городские закоулки, бродя по улицам и площадям, расспрашивая о нем всех встречных. На такое способна лишь сильная любовь, сравнимая с любовью матери, потерявшей малое дитя. 4 О, радость обретения! Бросившись к жениху, невеста «ухватилась за него» крепко, как бы показывая, что не отпустит его вовек. Она как будто говорит: «Ах, не оставляй меня больше никогда». Но почему она ведет его в дом своей матери! Потому что это ее родной дом, надежное убежище, где ее мать изливала на нее свою любовь. После ночных размышлений и страхов ей хотелось укрыться в месте, хорошо знакомом ей с детства. 3:6 — 5:1 Бракосочетание царя и песнопения 3:6—11 Величественная свадебная церемония Фраза в день бракосочетания его в ст. 11 указывает на то, что состоялась свадебная церемония царя Соломона. Она была необыкновенно торжественна! Сначала рисуется картина приближения брачной процессии издалека: облако пыли под копытами лошадей создает впечатление как бы столбов дыма. Затем становится ясно, что это не кто иной, как Соломон, и тогда песнь восторга и восхваления взмывает ввысь. Пусть видят все! В современных свадебных церемониях все взоры обычно обращаются на невесту, когда та появляется в проходе, здесь же все внимание приковано к Соломону, который приближается в своем царственном величии и великолепии, чтобы обручиться со своей невестой. Пышность и масштабы церемонии соответствуют случаю. Соломон не жалеет ничего для такого дня. Одних телохранителей у него шестьдесят, и все они великолепно экипированы, это знатные военачальники — сильные Израиля. Все они имеют по мечу, то есть находятся в полной боевой готовности, и всем своим видом показывают, что невеста находится под постоянной и надежной защитой. В ст. 9—10 представлен свадебный выход царя. И снова самые лучшие материалы использованы для оборудования «носильного одра». По прибытии Соломона (11) всех женщин Иерусалима приглашают полюбоваться царем во всем его великолепии, украшенного брачным венцом. Этот венец обычно возлагался на голову царя его матерью (см.:3 Цар. 1:9–31; 2:13–25). День его свадьбы описывается как день радостный для сердца его. Вряд ли кто–либо может позволить себе такое великолепное празднество по поводу своего бракосочетания, но каждый жених и каждая невеста должны стремиться отдать в этот день все лучшее, что имеют, своему супругу или супруге. Истинная любовь отдает себя другим людям. Она изменяет характер человека в лучшую сторону. 4:1 — 5:1 Хвалебная песнь царя, воспевающего невесту в брачную ночь 4:1–7 Воспевание красоты невесты. В основе этого гимна любви, в котором Соломон восхваляет невесту, лежат характерные для сирийского фольклора песни (они носят название васф), которые и поныне используются в сирийских свадебных церемониях. Они служат напоминанием о том, что мы сотворены прекрасными. Наше тело вылеплено великим Ваятелем. Для влюбленных это взаимное восхищение друг другом — чарующая прелюдия любовного акта. Двое теперь отрезаны от всего мира, они наедине в своей спальне, абсолютно обнаженные друг перед другом по праву супружества. Царь не в силах сдержать своего восторга перед красотой Суламиты. В любви духовное и физическое начала неразделимы: говорить о ее теле — значит выражать свою любовь. Христианину не следует до такой степени быть «не от мира сего», чтобы не восхищаться или даже не говорить о человеческом теле. Нужно помнить, что в Священном Писании осуждается не физическая любовь, а похоть. 1 Выразив свое восхищение красотой невесты, Соломон с восторгом останавливает свое внимание на отдельных ее чертах. Сравнивая ее глаза с голубиными, он подчеркивает не их форму, но прозрачность и ясность взгляда и умиротворенное состояние ее души. Ее черные кудри, каскадом спадающие на плечи, он уподобляет стадам черных коз, спускающихся с горы. 2 Уста ее обнажают прекрасный ряд ровных зубов. Белизна зубов ее сравнивается с белой шерстью только что вымытых овец. Пара ягнят — образное описание двух совершенной формы рядов зубов, абсолютно безукоризненных. 3 Ее губы ярко алого цвета. Слово лента, которое может указывать на тонкие губы, в данном случае подчеркивает их четко очерченный рисунок. (Обратите внимание, как некоторые женщины наносят помаду, чтобы сделать губы более рельефными и выразительными.) Ее щеки («ланиты») покрыты прекрасным загаром цвета фаната, они, вероятно, особенно горят от возбуждения. 4 Столп Давидов (точнее, башня) подразумевает силу. Здесь вряд ли говорится о крепкой, мощной шее, скорее о царственной осанке. Обычай декорировать стены щитами символизирует здесь также силу и крепость. 5 Сравнение грудей с молодыми сернами снова носит не физический, а эмоциональный, чувственный характер: их приятно ласкать. 6 Соломон объявляет о своем намерении не отпускать от себя, ласкать и миловать свою невесту доколе день дышет прохладою. Это ответ на ее призыв, звучавший в 2:17. Наконец настал желанный миг. Долгое любовное томление пробудило любовь (ср.: 2:7). Все прекрасно в назначенное Богом время. 7 Соломон называет свою невесту совершенной, это обобщение всех высказанных ранее похвал. Весь этот отрывок не предназначен служить образцом для подражания. Многих, мягко говоря, могут смутить эти строки и возможность использования таких слов в любовном общении. Но эта прекрасная поэма показывает, что нежные слова — часть любовного ритуала, что Бог предусмотрел не только любовную игру, но и словесную прелюдию. Люди не должны уподобляться животным, в любви неуместна спешка, но крайне необходима чуткость. Бог все соделал прекрасным. 4:8—15 Зов любви и ответ невесты. Соломон переходит от восхищения совершенной красотой своей невесты к воспеванию их интимных отношений. Это прекрасный образец любовной поэзии, где воспевается предвкушение и радость любви и венец наслаждения, которое дарует супружество (5:1). Невеста сравнивается с прекрасным садом, полным чудесных цветов, благоухание которых неудержимо манит его. Слово невеста встречается здесь первый раз. 8 Гимн любви начинается с призыва к возлюбленной оставить все мысли и воспоминания о других местах и ситуациях, обо всем, что может помешать ей безраздельно посвятить себя своему возлюбленному и жить единой с ним жизнью. У нее могли быть свои страхи и опасения накануне ее первой брачной ночи, эти чувства естественны для невесты. Но от «львов» или «барсов» она спасалась в его крепких объятиях. Нет места дикой пустыне, только надежно огороженный сад. 9 Он называет ее «сестра моя, невеста», потому что бесповоротно покорен ею. Он не только не принадлежит больше самому себе, но и не желает иной доли. Он радуется тому, что она пленила его сердце. (Эта мысль эхом отзывается в 1 Кор.7:4.) Он сражен одним только взглядом очей ее; это восхитительная беспомощность. 10—11 Здесь говорится о нежных явлениях любви: ласках и поцелуях. Он радостно откликается на ее ласки; подобного наслаждения он никогда не испытывал. Их поцелуи (11) восхитительны и сугубо интимны (под языком). Возможно, здесь ссылка на землю, где течет молоко и мед (Исх. 3:17 и др.) и одновременно — это ее тело. Как Бог даровал землю обетованную Своему народу, так теперь он дарует царю любимую. 12—15 В этих прекрасных строках невеста сравнивается с садом. 12а Запертый сад — символ чистоты, непорочности и целомудрия невесты. Жених один имеет доступ в этот сад, а для всех других он закрыт. Она сама закрыла его, повесив вывеску для всего окружающего мира: «Посторонним вход запрещен». Она также и запечатанный источник, предназначенный исключительно для утоления жажды царя. Для него она «колодезь живых вод», питающих жизненную силу его любви. 13–14 Перечисление прекрасных растений подчеркивает ее яркую и неповторимую индивидуальность. В саду ее жизни плодоносят фруктовые деревья, цветут цветы и благоухают своими ароматами лучшие из трав. Соломон бродит по саду, заглядывая во все его уголки и наслаждаясь каждой чертой, каждой гранью ее дивной личности. 15 Поэтическая метафора колодезь живых вод и потоки с Ливана характеризует предназначенную исключительно для него ее любовь, которая все набирает силу и расширяется. У него просто не хватает слов, чтобы описать ее. 16 Раньше он звал (8), теперь она приглашает его войти в сад ее жизни и насладиться всей полнотой их близости. Этот сад закрыт для всех других, но только не для него. «Вкушать сладкие плоды» — не столь уж новое выражение. Она предлагает ему сорвать и съесть любой приглянувшийся ему плод, сколь угодно много плодов. Она призывает его обладать ею безраздельно. 5:1 Миновала их первая брачная ночь. Он внял ее страстному призыву. Это его выбор. И после ночи любви они не могут разомкнуть объятия. Стих завершается словами ободрения и одобрения со стороны придворных женщин. 5:2 — 6:3 Неиспользованная возможность 5:2—8 Чувство новизны проходит: опасность привыкания Все здесь больше походит на реальность, чем на сон, в отличие от ситуации в 3:1—5. В любом случае в этих стихах отражен драматический момент: они преподают очень важный урок, который касается взаимоотношений между мужем и женой. Муж возвращается поздно вечером после напряженного труда, волосы его влажны от росы. Конечно, все его мысли устремлены к уюту домашнего очага, к встрече с любимой женой, в мечтах он уже видит, как сжимает ее в своих объятиях. Однако жена уже совершила вечернее омовение и обнаженная лежит на своем ложе. В томной неге, в полудреме слышит она, как супруг постучал в дверь. Он произносит нежные слова (возможно, он повторял их по дороге домой), называя ее разными ласковыми именами: сестра моя, возлюбленная моя, голубица моя. Все имена сугубо интимные, они обещают ночь любви. Эта сцена разыгрывается скорее в ее воображении, чем в действительности. Граница между сновидением и реальностью размыта. Для нее важнее ублажить свое тело, нежели встретить супруга. Она так тщательно вымыла ноги, как можно запачкать их снова? И так не хочется опять одеваться, когда так приятно без одежды. После короткого раздумья она меняет свое решение, но слишком поздно: он уже ушел. Она не может поверить в это. Отчаяние охватило ее, она звала его в безнадежной тоске, но ответом ей была тишина. Вот она бежит по городским улицам в поисках любимого, но попадает в руки стражей, которые избивают ее. В конце концов она обращается с мольбой к иерусалимским женщинам и просит помочь ей отыскать ее возлюбленного, рассказать ему о ее любви и страдании. Возможно, все это происходит через некоторое время после их бракосочетания, и это признак того, что она восприняла мужа как нечто само собой разумеющееся. Первые восторги любви несколько утихли, хотя бы и на миг. Здесь и кроются опасности, подстерегающие любовь, «лисенята» (2:15), которые позволяют увянуть цветам новизны. Это предостережение ей, и к ее чести она отреагировала на него незамедлительно. Конечно, она по–прежнему любит его (4: «внутренность моя взволновалась от него»). Это урок для всех нас, как в наших взаимоотношениях друг с другом, так и со Христом, нашим Небесным Женихом. Как должно печалиться Его сердце, когда Он приходит предложить нам Свою любовь, а нам уже все наскучило. Домашний комфорт или другие предпочтения становятся нашими приоритетами, мы ставим их выше любви к Нему. Один трогательный штрих раскрывает чистоту сердца ее возлюбленного. В нем нет ни гнева, ни обиды, только боль. Но в знак своей нежной любви к ней он смазывает ее дверную ручку благоуханным мирром. Она ощущает его любовь через капли мирры, стекающие с ее пальцев. 5:9 — 6:3 Суламита описывает своего любимого женщинам Иерусалима 9 В этом стихе передаются слова друзей Суламиты. Их вопрос заставляет ее осознать свою привязанность к мужу. Только теперь она начинает по–настоящему понимать, как много он значит для нее. И как она отвечает! Это целая поэма, в которой описывается человек, которого она любит и которым так восхищается. 10–16 Нужно помнить о том, что яркие сравнения используются здесь не столько для описания чисто внешнего облика, сколько для создания высокого светозарного образа совершенного человека, каким представлял его себе сам поэт. Суламита дает обобщенный портрет своего возлюбленного — единственного и неповторимого. Эпитет бел не совсем точный перевод соответствующего еврейского слова, которое лучше перевести как «сияющий, светящийся», то есть светозарность натуры жениха отражается на его лице. 11 Выражение чистое золото может указывать либо на благородство его облика: формы головы и осанки, либо на оттененное загаром лицо, обрамленное длинными, черными как смоль, волнистыми волосами. 12 Сила сочетается с мягкостью в его характере. Сравнение с самой спокойной и мирной птицей — голубем — подчеркиает притягательную силу доброты и умиротворения в его взоре. 13 Щеки его (т. е. борода) источают тонкий аромат. Вкус поцелуев его напоминает текучую мирру. 14 Руки его украшены прекрасными драгоценностями. Живот его — средоточие силы и красоты; он подтянут и мускулист. 15 Сила жениха подчеркивается и при описании ног: голени как мраморные столбы. Они не согнутся под тяжестью нагрузки, он всегда будет для невесты надежной опорой. Его ступни уподобляются золотым подножиям. Весь вид его подобен величественной горной вершине или мощному ливанскому кедру — царю среди деревьев. 16 Весь он — любезность. Этими словами она пытается выразить все его совершенство; они составляют параллель с вводным текстом стиха 10. 6:1—3 «Куда пошел возлюбленный твой?» — второй вопрос, который задают Суламите, и он так же важен, как и первый. Он заставляет ее задуматься о возможном ответе жениха на ее минутное отвержение его. Хорошо зная его характер, она должна понять, как он поступит в создавшихся обстоятельствах. 2 И она мгновенно все поняла. Он не будет сердиться и гневаться; он продолжит свою работу, потому что это лучший выход в такой ситуации. Более того, он соберет для нее букет цветов. Ведь он называл ее «лилией», поэтому он будет собирать лилии ей в подарок. Он не затаит обиду на нее и победит горечь разочарования. Его поведение — прообраз реакции христианина в ответ на негативное отношение людей, оно являет собой образец того, как побеждать «зло добром» (см.: Рим. 12:17—21). 3 Самое главное — она уверена в том, что они по–прежнему безраздельно принадлежат друг другу. Временные неурядицы и разлад никогда не должны вести к полному разрыву отношений. Они дали обет верности друг другу на всю жизнь. 6:4 — 8:14 Возрастание любви 6:14 — 8:4 Взаимное восхищение влюбленных 6:4–10 Ответная хвала в адрес Суламиты. В этих стихах снова восхваляется красота Суламиты. Вместо ожидаемых упреков Соломон осыпает ее похвалами. Они похожи на те, что звучали ранее, и начинаются подобным же образом — с обобщающего утверждения. Она и прекрасна и любезна — великолепное сочетание достоинств. 4 Фирца (букв, «приятность, красота») — город, бывший столицей Северного царства во времена правления царей от Иеровоама до Амврия (3 Цар. 16:23). Славился своей красотой. Полки со знаменами — метафора, говорящая о внутренней силе личности Суламиты. 5 Когда она поднимает свой взор на него, его переполняет чувство глубокого волнения. Возможно, она плачет, глубоко сожалея о своем поступке. 6—7 Эти стихи — почти точное повторение стихов 4:16—3. Женщины готовы подолгу слушать одни и те же комплименты. Она не говорит ему: «Ах, я уже слышала это от тебя не раз», и он снова подчеркивает красоту ее ниспадающих каскадом черных волос, белизну ее прекрасных зубов и нежную прелесть розовых щек. Разве это все не напоминает ей об их первой брачной ночи, когда он говорил ей те же слова? 8—9 Однако он не ограничивается сказанным ранее и добавляет новые краски к ее портрету. Он уверяет ее, что она для него единственная и нет ей равных. Можно ли сказать больше? Здесь полное прощение; его любовь к ней не изменилась ни на йоту. 10 Хор придворных женщин вторит царю, восхваляя ее несравненную, лучезарную и сияющую красоту: Блистающая, как заря, прекрасная, как луна, светлая, как солнце. Вероятно, она просияла, ощутив прощающую нежность его любви (здесь глубокий контраст с темнотой ночи, описанной в гл. 5). 6:11–7:1 Ореховый сад. Толкование ст. 11–12 представляет серьезные трудности, тем более, что смысл ст. 12 в еврейском тексте не совсем ясен. Скорее всего, эти слова принадлежат Суламите. Она бродит по ореховому саду, думая о своем любимом и радостно убеждаясь, что в их отношениях снова наступила весна. Совершенно неожиданно для себя она оказалась сидящей в царской колеснице, несомненно самой парадной, на виду у всего народа. Это публичное свидетельство их полного примирения. Они снова вместе, празднуют новую весну своих отношений. Снова расцвет любви, и нет больше «лисенят», которые могут испортить весеннее цветение (2:15). 7:1 Все женщины при дворе просят ее обернуться, чтобы снова увидеть ее лицо, на котором отразилась вся гамма ее чувств, счастье любви и радость примирения. Вторая половина стиха передает восхищение царя, наблюдающего реакцию восторженных женщин. Он очарован, происходящее кажется ему красочным хороводом. 7:2–10а Восхваление красоты Суламиты. В этих стихах царь еще раз восхваляет красоту своей возлюбленной. Это кульминация их примирения; описание совершенств Суламиты напоминает отчасти приводимое ранее в гл. 4, где речь шла о первой брачной ночи. Необходимо отметить несколько моментов. Прежде всего, близость влюбленных могла быть дарована Господом как знак полного примирения. Во–вторых, это описание отличается гораздо большей чувственностью (даже по сравнению с описанием их брачной ночи): оно начинается снизу: ноги, бедра, живот. В–третьих, он, вероятно, хочет вызвать в ней воспоминания о той первой ночи, когда они слились в объятиях, тем самым подчеркивая, что ничего не изменилось. Он любуется ее красотой, для него она несравненна и прекрасна во всем — с ног до головы. 2 Ноги тоже могут вызывать восхищение, и не только «ноги благовестника» (Ис. 52:7). Совершенство ее форм подобно произведению рук искусного мастера. 3 Живот ее сравнивается с округлой чашей, полной прекрасного вина, которое не истощается. Похоже, что на востоке того времени мужчины предпочитали женщин с достаточно пышными формами! 4 Сравнение грудей с козлятами и серной вызывают чувственные ассоциации, напоминая нежные прикосновения. 5 Ее шея как столп из слоновой кости; подчеркивается благородство осанки: она высоко держала голову на стройной и нежной шее. Глаза, как озерки Есевонские, ясные и спокойные, поэтому глядеть в ее глаза — значит насыщаться восхитительной свежестью и покоем. Фраза башня Ливанская, обращенная к Дамаску указывает на крепкую защиту. Сирия со своей столицей Дамаском была извечным врагом Израиля. Идеалы красоты меняются, и вполне возможно, что в прошлые эпохи крупный нос был в моде. 6 Гора Кармил славилась своей красотой и величественностью. Лицо Суламиты — венец ее красоты. Пленительное очарование женских волос часто воспевается поэтами; вот и здесь: царь увлечен… кудрями. 7 Вся она восхитительна и прекрасна своей «миловидностью», все в ней глубоко трогает и притягивает царя. 8—10 Ее стройный стан сравнивается с пальмой, высокой, стройной и грациозной. Ее груди уподобляются виноградной кисти; ему хочется их ласкать, наслаждаться ими. Лаская ее груди, он постепенно приближается к ее устам, пьянящим его, как вино. Поцелуи пьянят и услаждают его. Суламита, отвечая, подхватывает этот образ вина, «которое течет прямо к другу». После ласк они в изнеможении («утомленные») засыпают в объятиях друг друга. 7:11 — 8:4 Суламита полностью отдается своему чувству. Суламита порывисто заявляет, что она всецело принадлежит своему супругу. 11 Это заверение в безраздельной взаимной любви (см. также: 2:16 и 6:3). Здесь она добавляет еще одну фразу: ко мне обращено желание его. Именно в его страстной любви находит она свое укрытие и защиту. Так и мы находим свою безопасность в вечной любви Христа к нам. Бог Сам дает нам обетование: «…приму вас Себе в народ и буду вам Богом» (Исх. 6:7). 12 Суламита берет инициативу в свои руки и зовет любимого на лоно природы, чтобы насладиться ее красотами и друг другом. Она понимает, что ее инициатива не покажется мужу дерзкой или неуместной. 13 Здесь говорится о весеннем пробуждении природы, но ведь о весне уже шла речь ранее. Скорее всего это образ их отношений, которые столь восхитительны, что уподобляются вечной весне. Разве это не идеальные отношения Христа со Своей Церковью? Вечное цветение, вечное предвкушение новых плодов (см.: Ин.7:38; 15:1–11). 14 Мандрагоры не только благоуханные растения с привораживающим ароматом, но (как утверждается) обладают свойствами, возбуждающими половое влечение. Она как будто говорит: «Давай создадим обстановку, достойную нашей любви». Речь идет не только о том, что она заранее готовилась, обдумывала все, собирая «плоды, новые и старые»; здесь еще и иносказание — две замечательные идеи о наших отношениях со Христом и друг с другом. Во–первых, изъявления любви могут идти и хорошо известными, проторенными путями, и находить новые, еще неизведанные. Во–вторых, настоящая любовь должна быть прозорливой. В ней должна отражаться любовь Господа, Который приготовил нетленные сокровища для любящих Его (Ин. 14:3; 1 Пет. 1:4). 8:1—4 Суламита жаждет теснейшего общения со своим возлюбленным. Открытое проявление нежных чувств женщины было неприемлемо для древнего Израиля — даже по отношения к мужу. Именно поэтому она хочет быть и его сестрой, чтобы она могла поцеловать его, когда и где она захочет, даже на рыночной площади, не опасаясь осуждения людей. Но она понимает необходимость самоконтроля, она знает правила приличия и не забыла мудрых наставлений своей матери, в дом которой она и хочет привести своего мужа. Родители должны учить своих детей искусству общения, учтивости и обходительности. 3 Снова она в радостном ожидании того момента, когда они утонут в объятиях друг друга, и его рука будет покоиться под ее головой. Любовные грезы составляют неотъемлемую часть любви. Но это нечто совсем другое, нежели мечтания о незаконной связи. Ст. 4 повторяет, как своего рода рефрен, сказанное в 2:7 и 3:5. 8:5—14 Природа истинной любви Описание истинной любви предваряется риторическим вопросом. Влюбленная пара совершает дивную прогулку на лоне природы; Суламита прильнула к своему мужу, опираясь на его сильную руку. «Кто это?» — вопрошает автор. Ответить предоставляется жене. Она возвращает нас прежде всего к воспоминаниям о времени их любовных свиданий на его родине. Там, где возникла эта любовь, — на его родине, она зародилась из любви его матери и его отца, а теперь здесь второе рождение его настоящей любви к Суламите. Время и обстоятельства одни и те же. Здесь нет ничего противоестественного. Принцип преемственности должен главенствовать в каждом сексуальном союзе. 6–7 В этих стихах выражена основная мысль книги: о высоком достоинстве и необоримой силе настоящей любви. Печать — видимый всем знак права на собственность. Суламита хочет объявить всем, что она всецело принадлежит мужу (ср.: 2 Тим. 2:19). Печать должна быть поставлена в двух местах: на его сердце и на руке (символ физической силы). Он владеет ею безраздельно, любит ее и служит ей опорой. Более того, истинная любовь крепка, как смерть, то есть непреодолима. Мы знаем о всепобеждающей любви Христа. Апостол Павел говорит также о том, что непобедимая любовь Христова спасает нас (2 Кор. 5:14). Истинной любви свойственна и ревность, как свойственна она и Богу (Исх. 20:5; 2 Кор. 11:2). Жена имеет полное право ревновать, если муж ее начинает изменять ей. Ревность приносит много страданий: она люта, как преисподняя. Огонь же истинной любви — как сильное, неугасимое пламя (ср.: Исх. 3:2). Источник истинной любви у Бога, потому что «Бог есть любовь» (1 Ин. 4:8). Такая любовь обладает сверхъестественной силой, ее не могут одолеть никакие человеческие усилия. Человечество пыталось погасить Источник такой любви на Голгофе, но безуспешно. Грех, смерть, преисподняя, сатана и все мятежное человечество не смогли одолеть любви Христовой к миру. И наконец, истинную любовь нельзя купить ни за какие деньги, хотя цена иногда предлагается весьма высокая. Благодать Божья дается даром, «без платы» (Ис. 55:1). 8–10 Здесь затрагивается проблема целомудрия, воздержания от физической близости до брака. Тема эта появляется в книге не в первый раз, но теперь под несколько иным углом зрения. Речь идет о добродетельной семье, заботливых братьях, которые оберегают младшую сестру от возможных соблазнов. С ранних лет (сосцов нет у нее) старшие братья учили ее беречь свою девичью чистоту для будущего мужа. До наступления времени, когда будут свататься за нее, у нее две возможности: либо быть твердой и неприступной, как стена, преграждающая путь всем любовным поползновениям, либо легко доступной, как дверь, что может привести к потере невинности до времени, назначенного Богом. Все это перекликается с рефреном, смысл которого: «не будите любовь, доколе не пришло ее время». Если она будет блюсти себя в чистоте, то братья достойно вознаградят ее дорогими украшениями. Если же она способна опозорить себя и свою семью, то они предпримут еще большие усилия для ее защиты, обложив ее кедровыми досками. Ст. 10 показывает, как серьезно она восприняла их наставления. Теперь она достигла возраста невесты (сосцы у меня, как башни), оставаясь неприступной стеной. Выражение достигшая полноты означает, что она всецело выразила себя в отношениях со своим супругом. Слово полнота в данном контексте может означать «мир, спокойствие» или «цельность, целостность». Господь знает, что только в случае нашего полного послушания Его установлениям в этой и всех других областях мы найдем истинное физическое и нравственное здоровье. 11—12 Автор продолжает развивать мысль о том, что любовь нельзя купить. Эти тексты похожи на притчу. В Ваал–Гамоне Соломон владел виноградником, который он сдал в аренду сторожам за тысячу сребренников с каждого, при этом арендаторы имели с прибыли по двести сребренников. В отличие от этого виноградника, виноградник жизни и любви Суламиты не подлежит продаже на рынке. Никто не имеет доступа к ее собственности, ни за какую цену: Мой виноградник у меня при себе. 13—14 Песня Песней заканчивается на высокой ноте. Мы слышим последние взаимные приветствия влюбленных. Первое: он хочет постоянно слышать голос своей возлюбленной. Возможно, ее голос тонет в хоре голосов ее друзей, когда она беседует с ними. Царь хочет слышать ее голос отдельно, не смешанный с другими (ср.: 2:14). Мы можем вспомнить слова Бога–Отца, прогремевшие среди какофонии голосов этого мира: «Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте» (Мк. 9:7). Второе: Суламита тоже призывает своего возлюбленного любить ее по–прежнему (ср.: 2:17). В этих взаимных просьбах мы угадываем желание Христа, нашего Небесного Жениха, слушать молитвы Своей невесты и желание Церкви находиться в тесном и неразрывном контакте со своим Господом. «Аминь. Ей, гряди, Господи Иисусе!» (Отк. 22:20).
|
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|