Иди за ребенком

Представьте, что вместо кашки и молока вы предлагаете новорожденному ребенку... морковку. Безусловно, эта морковка приятна на вкус и цвет, содержит массу витаминов и очень полезна для здоровья. Но нежные десны ребенка столкнутся с еще одним качеством этой морковки – ее твердостью, и вместо благодарного лепета вы услышите громкий плач.

Ни один здравомыслящий родитель не станет торопить природу. Он прекрасно знает, что пройдет немало времени, прежде чем морковка будет по зубам малышу. Однако в реальной жизни мы часто наблюдаем совсем другую картину. Речь о родителях, взявших на вооружение методы интенсивного обучения.

Не учитывая уровень развития своих малышей, они упорно заставляют их грызть «морковку», и очень удивляются, встречая упорный протест. Бедный ребенок не то, что жевать, он откусить ее не в силах – у него просто нет зубов. Картина нелепая, глупая, но именно так ведут себя многие «прогрессивные» родители.

Почему?

Да потому что знания, которыми пытаются пичкать своих детей эти вовсе не прогрессивные, а просто очень честолюбивые, тщеславные родители, еще более сложный для потребления продукт, чем хрустящая морковь. Такие программы как «Читать раньше, чем ходить», на мой взгляд, не принесут детям ничего, кроме вреда.

Действительно, прививать ребенку навыки чтения необходимо, поскольку чтение – основа культуры. Но откуда берется желание родителей научить детей читать как можно раньше? Прежде всего, это уродливые стереотипы и нездоровые амбиции, сформированные в самих родителях. Как правило, они кроются в общей неудовлетворенности своей жизнью, своей судьбой. Да, это нужно только нам с вами – родителям: чтобы преподнести, похвастаться перед своими друзьями, знакомыми, соседями: «А мой ребенок читает уже в два года». И после паузы наслаждаться удивлением окружающих, каких высот (хотя бы) в домашней педагогике вы добились, какую гениальную (хотя бы внутри семьи) систему вы взяли на вооружение, расскажите, пожалуйста, как вам это удалось.

За эти честолюбивые заблуждения придется расплачиваться прежде всего нашим детям, и расплата будет долгой и печальной – всю жизнь. Расплата – нежеланием, нелюбовью не только к чтению, но и к самому главному, к тому, для чего чтение существует – к познанию.

На протяжении всей жизни мы читаем, слушаем по радио, смотрим по телевизору о гениальных детях. Ребенку десять лет, а он уже окончил университет! Ребенку двенадцать, а он уже написал научный труд! Конечно, это всегда восхищает, это удивительно, необычно, потрясающе! Но кем становятся эти вундеркинды позже? Какова их судьба? Где Нобелевские лауреаты, академики, где выдающиеся предприниматели, политики?

Память, словно маяк в ночи, выхватывает историю великого Моцарта. Его знают все. Он для многих родителей какая-то путеводная звезда. Да, в три года он начал сочинять музыку, «находя ноты, которые любят друг друга», в девять написал симфонию, в двенадцать оперу. Но почему-то эти родители забывают, что Моцарт и такие, как Моцарт, – это исключение. Божественное исключение. Исключение, подтверждающее, подчеркивающее, утверждающее правило. Во все времена такими становились единицы из миллиардов. Вдумайтесь: один человек и миллиарды живущих в это же время других – обычных, нормальных людей! Среди них немало талантливых, ярких, разносторонне развитых личностей, но для появления гения, не просто гения, а великого гения требуется нечто большее, чем просто талант. Это в первую очередь запрос истории на определенном этапе, переломе. Запрос в одной единственной личности, необходимой, чтобы совершить этот назревший перелом в той или иной области. И чтобы такой личностью стал именно ваш ребенок, совершенно недостаточно ни вашего страстного желания, ни вашего педагогического таланта, ни вашего упорства, ни тем более вашего знания технологий интенсивного обучения.

Появление таких людей нормальные люди называют одним кратким словом – чудо.

Но вернемся к обычным людям, в том числе и к обычным гениям. Творчеству гениев, в какой бы области они ни работали, присуще одно качество, поражающее воображение даже по прошествии нескольких сотен лет. Это – огромная степень внутренней свободы. Качество, несовместимое с понятием насилия над личностью. И оно, к сожалению для амбициозных родителей, не имеет ничего общего с умением в раннем возрасте читать. Проанализируйте жизнеописания Нобелевских лауреатов, и вы убедитесь, что большинство из них не прошли испытания скоростного суперразвития, а как правило, даже наоборот.

Альберт Эйнштейн в детстве был ничем не выделяющимся ребенком с замедленным развитием. В уже достаточно зрелом возрасте он был скромным, незаметным служащим небольшого патентного бюро в Швейцарии. Если бы вы встретились с ним в этот период его жизни, вы не обратили бы на него внимания, не поняли бы, что этот человек – будущая легенда ХХ века, что пройдет совсем немного времени – и его открытия произведут революцию в науке. Обычный, малопримечательный клерк из маленькой конторы.

Леонардо да Винчи в так называемом «дошкольном возрасте» никто не обучал ни чтению, ни письму. В современной начальной и средней школе он, скорее всего, считался бы безнадежным двоечником.

Дорогие родители, я не выступаю за искусственное торможение развития наших детей, но я хочу обратить ваше внимание, что идти нужно от ребенка.

Главным сигналом для нас с вами, родителей, должно стать не наше представление о том, как и в каком возрасте он должен уметь читать и считать, а его личное желание и стремление к чтению, математике или другим наукам.

Утверждение обратного – полная чушь.

Природа человека сегодня изучена всего лишь на одну тысячную. Вдумайтесь: несмотря на каждодневный поток разнообразных открытий, вся современная наука знает о человеке лишь ничтожную его частичку. Как же мы с вами можем делать какие-то выводы, брать, следуя моде, на вооружение сомнительные методики вместо того, чтобы прислушаться к матери-природе, к живым, естественным желаниям нашего малыша?

В основе развития всего живого на Земле лежит один фундаментальный принцип – от простого к сложному. Процесс чтения в этом контексте – набор весьма разнообразных знаний и умений, в котором знание букв и умение их комбинировать играет далеко не главную роль. Гораздо большее значение имеют знание и умение оперировать широким кругом понятий, необходимых для понимания и осмысления прочитанного. Непонимание всегда было источником тревожности и страхов для человека, а для ребенка в данной ситуации оно трансформируется в боязнь осрамиться перед родителями, не оправдать их ожиданий. Ведь папа с мамой так ждут от меня этого! (Только чего?!) Отсюда нежелание попадать в унизительную ситуацию, в которой маленький человек, личность вынужден ощущать себя животным, трудно поддающимся дрессировке. Поэтому, заставляя ребенка читать раньше времени, мы чаще всего вырабатываем в нем отвращение к чтению.

И дело здесь не в чтении, а в формировании всего аппарата познания будущего взрослого человека. Если мы пичкаем ребенка знаниями сверх его потребностей, то в будущем, как мы уже говорили, он будет испытывать к ним устойчивое отвращение.

Чем же мы рискуем? С одной стороны, наш ребенок начинает читать на год раньше, с другой, мы лишаем его радости общения с книгами, способности к получению знаний на всю жизнь. И повинны в этом только мы, родители.

Все дети настолько разные, настолько необычные, у каждого из них скорость восприятия, аналитические, логические способности настолько индивидуальны, что применить ко всем одну и ту же мерку просто невозможно. Когда вы заходите в магазин, чтобы купить себе костюм, вы выбираете его под себя, потому что вы – особенный, исключительный человек. Помимо размеров вы обращаете внимание и на покрой, и на цвет, на качество ткани и на множество других параметров. Представьте магазин, в котором тысячи людей приобретают одежду только одного размера, цвета, покроя и т. д. Так не бывает! Но развитие малыша – это в тысячу раз более сложная задача, чем покупка какого-то костюма.

Психологическая, физиологическая готовность воспринимать знания выражается в желании ребенка, в его явном интересе. Это и только это является сигналом к действию для родителей.

Как я уже говорил, первую серьезную книгу я прочитал добровольно только в девятнадцать лет. Нет сомнения, что мое нежелание читать труды таких выдающихся писателей, как Толстой, Достоевский, Тургенев базировалось на неосознанном протесте против диктата, против раз и навсегда отлитых в бронзе формулировок, вдалбливаемых учителями в наши несчастные школьные головы.

Я полюбил читать только когда смог выбирать книги самостоятельно, без указующего перста. Совершенно случайно в моих руках оказались «Диалоги» Платона – беседы с Сократом. Лежа на железной кровати в палате с зарешеченными окнами (дело было в военном госпитале) я с наслаждением, слово за словом впитывал знания мудрых о мире, о жизни, о человеческой сущности, о путях постижения. Это была сложная для меня книга, но факт самостоятельного выбора плюс моя природная склонность к аналитике сделали то, чего не удалось за много лет сделать школе. Я открыл для себя мир книг.

Чтение хорошей книги для меня сродни беседе с интересным человеком. Ведь, выбирая книгу, мы ищем то, чего лишены в текучке жизни – общения с лучшими умами – поэтами, писателями, историками, специалистами, знающими о своем предмете куда больше, чем мы или наши знакомые. Процесс чтения для меня – это элемент непрерывного познания и развития. Я не бросаю развивать себя ни на минуту. Можно сказать, что обучение и развитие являются для меня главным смыслом жизни.


Не так давно мне довелось встретиться со своими одноклассниками. Многие из них были примерными учениками, некоторые – круглыми отличниками, окончившими школу с золотыми медалями. Из-за постоянных спортивных сборов и соревнований я месяцами не посещал занятий и не мог угнаться за ними в учебе. Я искренне гордился дружбой с отличниками, восхищался ими – они были лучшими в школе, а потом и в институте. Когда кто-нибудь из них блестяще выступал перед классом с докладом, я с робкой завистью смотрел на него, как на недосягаемую звезду.

И что же, спустя годы, я увидел?

Я был потрясен. Люди, которыми я восхищался, с которых брал пример, превратились в серые, унылые личности. Их ничего не интересует. Пьянка, гулянка, баня, в лучшем случае рыбалка или охота – и все. И когда я стал рассказывать им о последних достижениях в мире в области науки, философии, бизнеса, они слушали меня, как завороженные, и... ничего не могли сказать в ответ. Я ощущал себя инопланетянином, прилетевшим из другого мира.

В чем же была причина этой пугающей метаморфозы?

Мои друзья перестали читать книги, перестали развиваться.

И дело не только в чтении, книгах. Человек так устроен, что если он развивает себя, он живет. Если мы перестаем развиваться, мы деградируем, стареем, умираем. Но верно это только наполовину. Потому что дух человека не может стареть. Стареть, увядать, как стареет, увядает животное или растение, может только наше тело. Но наш интеллект, дух, память не связаны с нашим возрастом, наоборот, стремление к новым знаниям напрямую связано с молодостью. Это проявляется даже внешне: чем больше человек учится, чем больше стремится к познанию, тем моложе он становится, тем лучше он выглядит.

Есть заблуждения, которые распространили и укоренили в нашем сознании бездельники и лентяи. Например, такое: чем человек старше, тем хуже у него память, способность размышлять, что почти всех с возрастом поражает так называемый старческий склероз.

Глупость несусветная! Приведу примеры.

Мой близкий друг и учитель, четырежды доктор наук – физики, химии, истории и экономики Владимир Борисович Толстогузов является одним из ведущих биохимиков планеты. Сегодня ему восьмой десяток, но он настолько молод духом, обладает настолько ярким, гибким юношеским интеллектом и мощной памятью, что все, кто знаком с ним, независимо от возраста, дружно ему завидуют. Несмотря на свой возраст, он сегодня закончил глобальные научные исследования на такие важные для человечества темы, как зарождение жизни на Земле, иммунная система, проблема рака, проблема питания на планете.

Я смотрю на него и вижу – передо мной сидит юноша, его глаза излучают энергию, молодость, необыкновенный свет. Я перед ним преклоняюсь.

Другой пример.

В 1996 году мне срочно потребовалось выучить английский язык. Я нашел одного из лучших преподавателей в Москве и стал у него учиться. Мне было тридцать три года. Вторым учеником у этого преподавателя был директор Института российской истории РАН Андрей Николаевич Сахаров. Ему было за семьдесят. Ему предстояло сделать важный международный доклад на конференции с Папой Римским. Это было незабываемо – видеть, как человек, пронизывающий своими мыслями, знаниями и опытом многотысячелетнюю историю человечества и пишущий каждый месяц по книге, учится старательно и усердно, словно школьник. И более того, получает от этого неподдельное удовольствие!

Еще один пример.

Мой любимый и самый почитаемый русский святой Сергий Радонежский. Человек, отказавшийся от неограниченной власти. Дмитрий Донской уговаривал его возглавить Русскую православную церковь, стать Патриархом, но он отказался. Он занимался внутренним развитием, служил Богу, молясь далеко в глухом лесу. Когда вокруг него объединились другие монахи и обитель разрослась, в какой-то момент возник спор: кто главнее? Сергий Радонежский не стал тратить ни минуты на этот вопрос, он молча встал и ушел дальше в лес, чтобы совершенствоваться.

Будучи в преклонном возрасте, Сергий Радонежский достиг такого уровня духовности, что мог на расстоянии видеть происходящее. Во время Куликовской битвы, находясь в нескольких десятках километров от нее, он поименно поминал богатырей, погибших в эту минуту. Он видел сражение, словно сам был его участником. Перед битвой к нему пришел Дмитрий Донской с витязями. Своим благословением Сергий Радонежский вдохновил на победу все русское войско.

О чем говорят эти примеры?

Один человек в преклонном возрасте становится полуживотным, способным только на удовлетворение примитивных потребностей. Порой, когда едешь в автобусе или в метро, страшно и больно смотреть на лица таких людей, отмеченных печатью глупости и деградации. Другой достигает логической вершины человеческого развития. Сергий Радонежский в преклонном возрасте был духовным наставником, учителем всей России, и не имел представления ни о склерозе, ни о других старческих заболеваниях.

Почему так происходит?

Потому что одни люди умеют и любят познавать мир, и всю жизнь совершенствуют себя в этом познании, а другие были лишены этой возможности в раннем детстве.

Тут я не говорю о тех, кто, как мои одноклассники, отказался от этого блага по тем или иным причинам в сознательном возрасте.

Привить ребенку желание учиться, познавать мир на всю жизнь – в этом и есть великое искусство родителей. Конечно, случай или судьба играют в жизни огромную роль, но мы с вами – люди, и имеем право выбора. Выбора судьбы для своих детей, выбора методики их воспитания. И никто другой, а только мы – родители отвечаем за то, станут ли в будущем наши дети интересоваться книгами, другими людьми, странами, знаниями в любой доступной форме, или предпочтут тихое рутинное существование.

Только мы и никто другой!

Я призываю смотреть на образование несколько шире, чем обучение в детском саду, школе или университете. Образование – это не узкие рамки физики, химии или ботаники. В природе таких рамок нет, природа целостная, гармоничная, красивая.

Образование – это огонь познания всего мира, наполненного любовью и болью, морями и звездами, ошеломительными открытиями, победами и тихой радостью в кругу семьи.

Это безграничная энергия, не имеющая ни конца, ни начала. Счастливыми будут родители, которые не загасят маленький огонек, дарованный их ребенку Богом или природой, и помогут превратить его в бушующую страсть к познанию. Сделать это несложно, потому что один из основных инстинктов всего живого наравне с инстинктом самосохранения и продолжения рода – это инстинкт развития. Он – неотъемлемая составляющая эволюции. Задача родителей – не загасить этот инстинкт, не потушить пламя жажды познания, которое есть абсолютно во всех детях.

Я на всю жизнь запомню сцену, свидетелем которой я стал, когда моей дочке Елизавете было полтора года.

Мы с супругой мыли ее в ванне, но не в детской, а уже в большой взрослой ванне. Для Лизоньки она была настоящим миром. А что дальше за этим миром? И вот стоило нам оставить ее на один миг одну, как она, ухватившись ручонками за край ванны, стала перелезать через него. Я с восторгом наблюдал инстинкт познания мира в действии! Моя маленькая крошка могла разбиться, она не знала, что там, за краем этой большой для нее ванны, но там был новый мир, и она должна была его познать.

Неведомая сила влечет наших детей к познанию мира.

И наша родительская задача сохранить эту силу, приумножить желание ребенка учиться.

Разделяя мир на предметы, расчленяя и раздергивая единую целостность по разным учебникам, курсам, экзаменам, мы делаем обучение неинтересным, скучным и несоответствующим глобальному, бесконечно меняющемуся миру.

Посмотрите, в мире семь цветов радуги. Всего семь основных цветов, но какое при этом многообразие оттенков и полутонов! Модельеры и продавцы одежды внушают нам: для мальчиков – только синий цвет, для девочек – только розовый. Рамки, рамки, бесконечные рамки. Тот цвет для стариков, этот для молодых, тот для женщин, этот для зимы... Кто-то постоянно навязывает нам ограничения, сужает наш взгляд, программирует нас на плоское, статичное восприятие мира.

В мире существует огромное количество теорий, хотя бы по поводу происхождения мира. Но нам упорно преподносят одну версию, выдавая ее за нечто конечное. Где она – радуга? Горько, что учебники, по которым учатся наши дети, – скучные, неинтересные, написаны не выдающимися учителями, а обыкновенными дядями и тетями. А если по этим учебникам учит уставший за долгие годы учитель, незаслуженно обиженный государством в зарплате и социальном статусе, то представьте, какой яд пьют наши дети в школе. Яд, убивающий любое желание учиться дальше.

Личный пример родителей также играет не последнюю роль. Вы приходите с работы, еле волоча ноги, тут же наваливается бесконечная череда мелких дел, присели на минутку – закрываются глаза. Мы «сбегаем» от этой тяжести в телевизоры, и ни о каких книгах, никаких семинарах у большинства людей не может быть и речи: не хватает духа, не хватает сил, не хватает жизненной энергии. Почему?

Потому что мы не учимся.

Вот где замыкается круг: чтобы быть энергичным, жизнерадостным, позитивным, надо развиваться, учиться. Мы не учимся, поэтому нет энергии, нет сил, нет приподнятого эмоционального состояния, и мы попадаем в бесконечную черную воронку. Нет энергии – не развиваемся, не развиваемся – энергии еще меньше и так до бесконечности вниз, до животного, растительного состояния.

Мы говорим ребенку: «Читай книги, учись», а сами всей своей жизнью демонстрируем деградацию. Получается ложь – страшный, демотивирующий наших детей яд. Единственное противоядие – действия, наше собственное развитие.

Я прекрасно понимаю, что этой главой мне сложно изменить вашу жизнь.


Главное – хотя бы обратить ваше внимание на то, чтобы вы не увлекались ранним развитием, не заставляли наших прекрасных беззубых детишек есть морковку, а просто наблюдали бы за их развитием, шли за их желанием учиться, организовывали развивающее пространство, стимулировали желание ребенка к развитию.


И развивались сами. Ведь наш мир – это живая энергия: горе и радость, музыка и идеи, потери и обретения, стихи и подвиги, зима и лето, расставания и встречи, смерть и рождение... Чтобы описать наш мир, не хватит и тысячи книг, но познавать его – великое счастье. В процессе обучения и познания мира мы становимся сильнее духом, моложе возрастом, повышаем эмоциональное состояние, приобретаем позитивную энергию, передаем ее своим детям...

И в этом великий смысл жизненного пути.









Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх