|
||||
|
40. Целостное движение Н. Кудряшова и Н. Андреевой Н. Кудряшова, Н. Андреева и Г. Бревде – ведущие эксперты системы целостного движения [7, 28, 147]. Нина Андреева – старший преподаватель Санкт-Петербургского института психологии и социальной работы. Член Балтийской педагогической академии. Соискатель Академии физической культуры им. П.Ф. Лесгафта на кафедре психологии. Около десяти лет занимается усовершенствованием системы целостного движения как метода психосоматической саморегуляции. Разрабатывает авторские тренинги для психологов и психотерапевтов. Николай Кудряшов родился в 1957 году в городе Кировске Мурманской области. В 1980 году окончил Санкт-Петербургский политехнический университет. В 1996 году на основе системы «Хора» мастера А.В. Атаяна разработал систему целостного движения (СЦД), предусматривающую использование резервных возможностей человека в прикладных и лечебных целях. В книге «Магия движения. Славянская оздоровительная система целостного движения» разработал и изложил основные постулаты соотношения многоуровневой модели движений и вибраций с волновой структурой материального мира. Эти исследования заложили фундамент его будущих разработок в области трансперсональной психологии и телесно-ориентированной психокоррекции. Осенью 1997 года преподавал СЦД на факультете трансперсональной психологии Высшего психологического колледжа Российской академии наук. В 2002 году в Санкт-Петербурге вышли его книги «Целительное движение. Пружинная сила» и «Магия боя. Тайны боевых искусств гипербореев». Автор десяти научных статей и публикаций. Терапевтические усилия системы целостного движения (СЦД) направлены на восстановление психической целостности пациента, интенсификацию процесса индивидуации и устранение оснований внутреннего конфликта. Целостность в парадигме СЦД (так же как обособленное, нечленимое единство «индивида» в аналитической психологии) предполагает не только и не столько интеграцию содержаний и тенденций сознания, сколько слитность сознательных и бессознательных компонент психической деятельности. Утрата целостности, дисгармония взаимоотношений духа, души и тела, расщепление человеческого существа, отрыв «Я» от глубинных корней психики (тотального архетипа самости) – основной конфликт, первопричина всех прочих (локальных) внутренних конфликтов. Успешность процесса индивидуации (самопознания, восстановления психической целостности) определяет психическое здоровье и полноценность личности, потенциал ее общественной значимости и возможность самореализации. Концептуально-методологическое ядро СЦД может быть соотнесено с основополагающими принципами восточных традиций, телесно-ориентированной терапии, арттерапии, трансперсональных психотехнологий и опирается на юнгианские представления о структуре психики и процессе индивидуации. Более того, при разработке и усовершенствовании методики тщательно изучались и учитывались как достоинства, так и недочеты упомянутых терапевтических парадигм. Тем не менее СЦД ни в коем случае не компилирует какие бы то ни было аспекты или приемы телесно-ориентированных и арттерапевтических технологий. Определение СЦД (телесно-ориентрованная арттерапевтическая методика) подразумевает не генетическую, а архетипическую связь, обращение к одним и тем же априорным структурам и механизмам психики. Философские, метапсихологические и методологические представления парадигмы ЦД восходят к духовно-телесным традициям древних гипербореев – легендарного народа, населявшего, согласно Авесте, ведическим и библейским источникам, обширные территории Скандинавии и Северо-Запада России. Гиперборейские индивидуационные практики, в отличие от восточных, контекстуальны культуре и ментальной организации человека России или Запада; это благоприятствует их адаптации и эффективному применению. Виток спирали, дыхание волны, плавник рыбы, извив змеи – символ самости в гностических и алхимических учениях – графическое воплощение ключевого, путеводного к психоидной вершине, архетипа гиперборейского мифопоэзиса. Это воплощение – пространственно-временная доминанта («телесная волна»), организующая статику и динамику тела адепта гиперборейской системы. Статика телесной волны несовместна с фрустрационными зажимами, лордозами, кифозами, сколиозами, невротическим гипертонусом или гипотонусом мышечных групп и отдельных мышц, «мышечным панцирем» – и предусматривает правильное расположение тела в пространстве, гармоничное распределение усилий, нагрузок, обменных и энергетических процессов в мышечно-суставно-костных структурах, равновесие нервной системы (как центральной, так и вегетативной). Динамика телесной волны – раскрепощенное, пластичное, «открытое» тело; равномерная загрузка мышц и суставов; выверенный режим активизации рефлекторных зон и сенсорных систем; оптимизация метаболических процессов в мышечных, суставных и нейронных формациях; соотнесенность изменений суставных углов, перемещения центров тяжести тела и его частей с моделью движения; соответствие модели движения состоянию душевной гармонии, ритмике и метрике природы, законам существования двигательной системы человека. Основополагающие элементы траекторий движения «открытого» тела и его частей – графические воплощения архетипа самости (спиралевидные и волновые фигуры) – не только символ психической и психофизической интеграции в западной ментальной парадигме, но и quinta essentia как строения организма, так и большинства физиологических процессов. Один из главных терапевтических принципов СЦД – корреляция состояния систем и фрагментов систем организма человека (мышечных групп, отделов позвоночника и т.п.) и факторов психической деятельности. Начальный этап терапевтического курса – настройка (частичная реставрация) тела, осанка которого должна по завершении этапа соответствовать статике, а модели движения – динамике телесной волны и реальным возможностям организма. На следующем этапе тело становится главным участником – и средством коммуникации – трансцендентального диалога, инструментом раскрытия интегративных тенденций психики. Исполнение этим инструментом пластических мелодий (психомоторное созерцание), подобно воспеванию мантр или прослушиванию духовных опусов (слуховому созерцанию), пробуждает ощущения гармонии человека и природы, человека и человека; способствуют расширению сознания, трансцендированию каузально-логического, дискретно-дискурсивного мышления, пространственных, временных и соматических границ. Программа терапевтических мероприятий предусматривает глубокую релаксацию, изменение состояний сознания, перефокусировку его в глубинные регионы психоидной реальности, опыт трансперсональных переживаний. Психологический ракурс индивидуационного процесса СЦД – активное взаимодействие, диалог терапевта-инструктора с бессознательным пациента на континуальном языке бессознательного. Беспрепятственно интернированный в психику участника пластического действа, «произносимый телом», перестраивающий состояние сознания символ самости инициирует вторжение символизируемого архетипа в психическую деятельность. СЦД активизирует автономный интрапсихический ресурс, названный С. Грофом «внутренним целителем». Яркие позитивные переживания архетипической реальности, онтических структур бытия ассимилируются сознанием и трансформируют его, становятся отправным и корректирующим элементом трансцендентальной функции, соединяющей сознание и бессознательное в процессе психической интеграции личности. Опыт практического применения и усовершенствования методики показал ее высокую эффективность в восстановлении психической целостности пациентов и ликвидации не только психологических проблем (внутриличностные и межличностные конфликты), но и соматических заболеваний (артроз, артрит, остеохондроз, вегетоз, гипер- и гипотонии) [7, 28, 147]. Один из результатов программы и ее закономерное продолжение – разработка учебного курса «Процессы и методы восстановления психической целостности» на основе программы профессиональной подготовки специалистов трансперсональной психотерапии, принятой Европейским комитетом трансперсональной психотерапии, и унифицированной программы переподготовки и тематических усовершенствований по специальности «Клиническая психология», утвержденной Министерством здравоохранения и Министерством образования РФ. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|