|
||||
|
50. Роль организации в управлении Современная система образования во многом опирается на потребности общества в этой области, оставаясь при этом государственно управляемой. В связи с этим, в задачи управления образовательными системами входит организация различных обществ и мероприятий для того, чтобы в процессе решения проблем образования учитывались общественные потребности, мнения и выбор. Таким образом, наряду с органами государственной власти, создаются общественные органы, имеющие полномочия влияния на организацию учебно-воспитательной деятельности, что открывает возможность выбора способов, форм и методов обучения, адаптации их к реальным условиям учебного процесса и ученикам. Педагоги и родители, более глубоко знающие особенности классного коллектива, имеют возможность повлиять на выбор программы обучения, методов учебно-воспитательной работы, составление расписания классной и внеклассной деятельности. Такой подход к управлению системой образования делает ее объектов активными участниками этого процесса, что повышает их заинтересованность в своей деятельности, а так же повышает эффективность обучения и воспитания. Наиболее ярким и широко распространенным примером общественного органа управления является школьный совет. В законодательстве Российской Федерации существует специальный документ: «Временное положение о государственных общеобразовательных учебных заведениях в Российской Федерации», положения которого регламентируют действия этого органа. Членами школьного совета могут быть ученики, их родители, педагоги и другие работники учебного заведения. Совет школы может создавать временные или постоянные органы управления более низкого уровня по разным ситуациям, вопросам и направлениям и определять их правовые основы и границы. Состав совета школы, его председатель и срок его действия определяются на общешкольной конференции, которая является высшим руководящим органом школы и проводится, как минимум, один раз в год. Кроме того, на конференции принимается устав учебного заведения, основа которого разработана органами государственного управления и прописана во «Временном положении о государственных общеобразовательных учебных заведениях в Российской Федерации». Несмотря на общую основу уставов разных школ, конференция может вносить в него поправки, модификации, изменять некоторые нюансы, максимально приспосабливая его к условиям конкретного учебного заведения. Устав формируется в соответствии с результатами анализа всех сторон деятельности, имеющей место в учебном заведении, учитывая планы и цели государственных органов управления и внутришкольных, определенных ранее. В отсутствие конференции, совет школы выступает в роли высшего органа управления школы. Основная деятельность совета школы сводится к следующему: защита интересов учащихся, определение особенностей правил поведения в школе и формы приема учеников в школу, контроль и управление исполнения положений, установленных высшими органами управления школы, регулирование финансовых и учебно-воспитательных организационных вопросов, активная педагогическая помощь родителям в воспитании детей. Работа школьного совета организуется по демократическим принципам, и каждый член совета имеет строго определенные его местом в совете права и обязанности. Наряду с советом школы в соответствии с «Временным положением о государственных общеобразовательных учебных заведениях в Российской Федерации» создается педагогический совет. Его состав и полномочия определены в уставе школы. Составляют педагогический совет педагоги школы, что вытекает из самого названия. Члены совета выбирают председателя. Педагогический совет и совет школы работают в тесном сотрудничестве. Однако деятельность педагогического совета направлена на управление учебно-воспитательным процессом на высшем профессиональном уровне и призвана решать следующие задачи: 1) определение средств и методов учебно-воспитательной работы, выбор планов и программ обучения; 2) регулирование вопросов, связанных с работой коллективов школы; 3) организация работы по повышению уровня профессионализма и квалификации сотрудников школы, введение инноваций педагогической науки, стимулирование творческого подхода к педагогической практике, организация деятельности по обмену опытом с педагогами других школ, городов, регионов и т. д.; 4) проведение аттестации педагогов и способствование присвоению им определенного статуса; 5) организация активного взаимодействия школы с учебными заведениями следующих этапов образовательной структуры, налаживание контактов с научно-производственными организациями, общественными органами разного рода. Большую роль в усилении роли общества в управлении образованием играют органы школьного самоуправления и общественных организаций в школе. Такую деятельность нужно стимулировать и поощрять со стороны высших органов управления как общественных, так и государственных. Директор школы, его заместители, а так же педагоги школы должны принимать активное участие в организации подобных органов школьной системы управления, давать советы и рекомендации по вопросам организации самих органов и мероприятий, планируемых ими, учить основам управления. При этом важно тактичное отношение к членам подобных организаций, то есть, не нужно вмешиваться в деятельность организации без особых причин, брать выполнение их функций на себя, наоборот, нужно учить ребят самостоятельно делать правильный выбор, принимать решения, осуществлять анализ, прогнозирование, планирование и контроль и нести ответственность за результаты своей деятельности. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|