|
||||
|
48. Функции и культура руководителя Руководитель – человек, уполномоченный осуществлять управленческую деятельность. Руководителями образовательных учреждений являются директор и его заместители, их основными функциями являются следующие: 1) информационно-аналитическая; 2) мотивационно-целевая; 3) планово-прогностическая; 4) организационно-исполнительская; 5) контрольно-диагностическая; 6) регулятивно-коррекционная. Кроме функций, у директора общеобразовательного учреждения существует ряд функциональных обязанностей. Директор должен осуществлять строгий контроль соблюдения прав человека. Он несет ответственность на составление и организацию плана учебно-воспитательной работы учреждения, а так же контролирует процесс его протекания и результаты. Директор представляет интересы учебного заведения в различных государственных и общественных органах. В его обязанности входит подбор и организация деятельности управленческого состава учреждения, однако, учитывая демократический характер системы образования в России, он должен осуществлять подобную деятельность с учетом мнений и высказываний остальных педагогов, родителей и самих учащихся. Директор принимает решение в остальных кадровых вопросах, контролирует финансовые поступления и распределяет их в соответствии с потребностями учебного заведения. В его полномочия входит реализация материальных поощрений педагогов и установления им надбавок к заработной плате в соответствии с особенностями их трудовой деятельности. Директор должен создавать условия для прогрессивного развития педагогической деятельности в учреждении с учетом современных достижений науки и техники, культуры и искусства, способствовать профессиональному росту педагогов и стимулировать стремления к повышению уровня квалификации. Кроме перечисленного, директор несет ответственность перед высшими органами власти за свою деятельность. Управленческая культура руководителя – это творческая самореализация его личности через все сферы его деятельности, направленной на создание, укрепление, передачу ценностей и технологий в управлении учебным заведением. Управленческая культура состоит из нескольких компонентов. Аксеологический компонент состоит в системе ценностей, имеющих большое значение при организации управленческой деятельности. Выделяется четыре основных видов ценностей, имеющих место при управлении общеобразовательным учреждением: цели, знания, отношения, качества. Ценности-цели – это глобальные и локальные цели управленческой деятельности учебного учреждения разного характера, они могут быть связаны с педагогическим коллективом, ученическими коллективами, родителями, всеми людьми, имеющими непосредственное отношение к школе, либо это могут быть цели, касающиеся финансовых вопросов и статуса учебного заведения и т. д. Ценности-знания подразумевают уровень знаний субъекта управления в этой области, его квалификация, опыт работы, деятельность, направленная на постоянное пополнение собственных знаний в этой области, а так же, способствованию повышения уровня знаний в области управления своих заместителей и всех людей, имеющих отношение к этому виду деятельности. Ценности-отношения. Здесь подразумеваются все виды отношений, имеющие значение в работе по управлению учебным заведением. Важно не только отношение руководителя к своим обязанностям, но и его отношения с коллегами, учениками и их родителями, отношение к себе. Все это играет роль при формировании авторитета руководителя, необходимого для осуществления полноценной управленческой деятельности, особенно в условиях столь разнообразного состава объекта управления. Руководитель учебного заведения, то есть директор школы, является примером подражания для педагогов и детей, поэтому его отношение к себе, своей личности, вопросам совершенствования личностных качеств и самовоспитания играют большую роль в его профессиональной деятельности. Ценности-качества вытекают из результатов ценностей отношений в первую очередь к себе, как личности, призванной нести большую ответственность. От качеств директора школы зависит многое, в том числе его успешное сотрудничество с внутришкольными коллективами и органами власти, его умение учитывать интересы педагогов и общества в процессе организации школьной деятельности, способность ставить реальные и значимые цели и разрабатывать программу по их достижению, а так же уметь прогнозировать результаты деятельности своей и своих коллег. Технологический компонент включает методы, средства и приемы управленческой деятельности. Культура руководителя во многом определяется уровнем знаний и владений им технологией управления в целом и применительно к учебным заведениям. Руководитель должен уметь организовывать, регулировать, контролировать, планировать и анализировать все процессы, протекающие в школе. Личностно-творческий компонент необходим при управлении коллективами людей, так как общие методы не могут быть применены в чистом теоретическом виде. В задачи руководителя входит адаптация их к конкретным условиям, особенностям коллектива, направлениям школьной деятельности. Директор школы, сам являясь личностью со своими особенностями делает собственные поправки и вносит модификации, на его взгляд наиболее подходящие для конкретной ситуации и наиболее естественные для применения им самим. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|