|
||||
|
27. Методы организации деятельности Одной из главнейших задач воспитания является формирование определенного типа поведения. Именно действия и поступки человека являются критериями для оценки степени его воспитанности. Педагог, включая воспитанников в практическую работу, должен руководить их деятельностью, корректируя и направляя их действия в нужное русло. Весь процесс деятельности воспитанников очень сложен и разнообразен, поэтому целесообразно разбить его на более мелкие части, чтобы легче было учитывать все возможные нюансы воспитательного процесса на данном этапе. Благодаря специально организованной и управляемой практической деятельности в процессе воспитания, человек учится взаимодействию с другими людьми, адекватному поведению в той или иной ситуации, вырабатывает собственную линию поведения, соответствующую обстановке. Наиболее эффективным и часто используемым методом организации деятельности является упражнение. Упражнение – практический метод воспитания, направленный на выработку у воспитанника навыков, привычек и заданного типа поведения. Если метод применяется системно, в совокупности с методом убеждения, то он почти наверняка будет иметь успех. Упражняясь, человек на практике ощущает потребность к формированию определенных качеств. Это выступает стимулом к активной деятельности в виде постоянных упражнений. Педагог, в свою очередь должен поддержать это стремление и, по возможности, усилить его, закрепить полученные результаты. Привычки могут формироваться осознанно, когда человек понимает конечную цель упражнений, важность и полезность их содержания, и не осознанно, когда стимул к выполнению упражнений не превращается во внутреннюю мотивацию, а лишь вызывает реакцию воспитанника. В случае механического выполнения упражнений, необходимые результаты все равно достигаются, хотя не так быстро и не являются столь устойчивыми и незыблемыми. Для сознательного способа выполнения упражнений педагог прибегает к помощи метода убеждений, наполняя, таким образом, сознание человека информацией, способной побудить его к добровольной, желаемой практической деятельности требуемого типа. Упражнения должны составлять систему, содержащую разные уровни сложности, совокупность последовательных этапов, соответствующее содержание конкретных упражнений. Учитывая цель воспитания – формирование нравственных качеств человека, упражнения воспитательного характера должны применяться в течение длительного времени, чтобы достигнуть требуемого результата. Основой для разработки упражнений должны являться конкретные жизненные ситуации, чтобы выработанные навыки были полезны в реальной жизни, помогали выбирать соответствующую линию поведения, справляться с желаниями и соблазнами в случае противоречия их выполнению обязанностей или требованиям культуры поведения общества, проявлять волевые усилия, оценивать ситуацию и достойно выходить из нее. Цель метода упражнений считается достигнутой, когда человек во многих противоречивых жизненных ситуациях сохраняет свою позицию и неуклонно проявляет нравственные качества. Требование – метод воспитания, который прямо или косвенно воздействует на поведение человека, побуждает либо тормозит его действия. Прямое требование должно быть категоричным, настойчивым, произноситься уверенным тоном, не подвергается обсуждению и предполагает неукоснительное исполнение. Косвенное требование носит более мягкий характер и основано на побуждении желания человека исполнить его, опираясь на чувства, эмоции и переживания. К косвенным требованиям относятся: 1) совет, являющийся эффективным при условии высокого авторитета советчика в совокупности с его способностью убеждать; 2) игровое требование используется главным образом при воспитании детей, способных, увлекшись игрой выполнить многие, даже кажущиеся сложными для них требования; 3) доверие, используемое как средство достижения выполнения требования. Доверяя своему наставнику, воспитанник охотно и без сомнений выполнит его требование; 4) просьба – мягкая форма требования, используемая при наличии между педагогом и воспитанником взаимного уважения, сотруднических отношений, положительного эмоционального контакта; 5) намек – неявная форма требования, которая при умелом использовании имеет успех, так как содержит элементы проявления собственных побуждающих мотивов воспитанника, а не однозначное подчинение воле педагога; 6) требование-одобрение, примененное своевременно, является сильнейшим стимулом к выполнению требуемых действий. Использование косвенных требований обычно имеет больший успех, не вызывая при этом негативного отношения к педагогу и содержанию требования. Прямые требования часто приводят к отрицательному эффекту, порождая противодействие, желание сделать наоборот, сокрытие истинных намерений и отношений к сути требования. Требование может быть непосредственным – от педагога к воспитаннику, и опосредованным – от воспитанника к воспитаннику. Забота о возникновении опосредованных требований является задачей педагога. Приучение является наиболее прямолинейным и жестким методом воспитания. Использование этого метода часто сочетается с применением наказаний, что противоречит гуманистической педагогике. Педагоги-гуманисты оправдывают неизбежность применения этого метода тем, что он направлен на улучшение качеств личности и действует ей во благо, при этом сводят его использование к необходимому минимуму. Для смягчения протекания приучения в группах воспитанников младшего возраста его преподносят в форме игры. В современной педагогической науке существует ряд требований, обеспечивающих правильное применение метода приучения: 1) четкое понимание воспитателем и воспитанником целей воспитания тех или иных качеств посредством приучения; 2) обоснованность приучения, понятная воспитаннику; 3) соответствие содержания метода временному интервалу, отведенному на его осуществление, возрасту и возможностям воспитанника; 4) демонстрация и сравнение результатов, получаемых в результате выработки качеств, являющихся целью приучения, наглядные доказательства их необходимости и полезности; 5) сочетаемость вырабатываемых качеств с уже выработанными или планируемыми для формирования; 6) наличие контроля и самоконтроля. К методам организации деятельности относится так же метод поручения. Он дает хороший эффект, в силу того, что повышает у человека веру в себя, рождает внутренние мотивы к выполнению полезных, с точки зрения воспитателя, действий, создает почву для проявления творчества, вынуждает искать пути решения посильных проблем. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|