• План рассказа по сюжетной картинке
  • План описательного рассказа
  • 7. Формирование монологической речи

    Обеспечение речевой практики и расширение средств общения ребенка достигаются не только путем создания в межличностном общении ситуаций для диалогов, но и побуждением к монологической речи. Используется пробуждение интереса ребенка к окружающему, вырабатывается активное речевое поведение в ситуативном общении (сообщить важную новость, беседа о виденном и т. д.). При этом учитывается уровень общей ориентировки ребенка в окружающем и степень развития речевых возможностей, развитие контактности и потребности в общении.

    Инициатива речевого общения должна постепенно переходить от логопеда к ребенку. Для аутичных детей, речь которых насыщена штампами и эхолалиями, характерно нарушение самой начальной стадии речевого общения: речевая инициатива, ее пусковой момент и постоянная инициативная канва речи, состоящая из плана или программы высказывания. Ребенок может успешно повторять слова и короткие предложения, односложно отвечать, заимствуя слова из вопроса, но не может пересказать услышанное, составить элементарный описательный рассказ, так как восприятие ребенка не аналитическое, а целостное, без улавливания плана текста и его смысла.

    Практика составления плана высказывания начинает формироваться в процессе оречевления действий ребенка при выполнении им обычной работы по дому (выкинуть мусор в ведро, полить цветок) или по самообслуживанию. Сначала ребенок слышит инструкцию, например отнести на кухню ложки, а затем отвечает на вопрос, что им было сделано, как он это сделал, какие у него возникли трудности при выполнении задания (уронил ложку, поднял ее и т. д.). Затем на смену этим занятиям приходят инсценировки на различные бытовые темы, составление вариантов предложений, заканчивание предложений.

    В качестве плана более сложного высказывания используются серии сюжетных картинок, подстановочные картинки с изображением отдельных эпизодов или отдельных предметов. Ребенок раскладывает картинки в нужной последовательности, отвечает на вопросы по эпизодам, составляет рассказ по опорным словам. При формировании связной монологической речи закрепляется умение ребенка строить и отдельное предложение, и целостный текст. При составлении рассказа по сюжетной картинке очень помогает общий для подобных текстов алгоритм связного высказывания.

    План рассказа по сюжетной картинке

    1. Описание общего действия, обозначение, когда и где оно происходит.

    Например: Летом дети гуляли в лесу.

    Зимой ребята лепили во дворе снеговика.

    Девочки в садике накрывают на стол.

    2. Дать детям имена (если их не больше пяти) и описать действие каждого из них.

    Взрослых называть по профессии или родственным связям.

    Например: Оля собирает кленовые листья.

    Дима катает большой снежный ком.

    Даша подает хлеб.

    3. Завершается рассказ эмоциональной оценкой происходящего. Можно похвалить участников действия:

    Как весело детям играть в парке!

    Как дружно ребята играют!

    Какие самостоятельные дети в этом садике!

    А можно оценить результат действия:

    Какие красивые букеты получились у девочек!

    Какой большой снеговик получился у мальчиков!

    Какой вкусный будет обед!

    Таким образом, выстраивается минимально необходимый рассказ. Его легко расширить за счет уточнения деталей на картинке.

    Имеет свой алгоритм и описательный рассказ о животном.

    План описательного рассказа

    1. Сообщение о том, где живет животное.

    Например:

    Лев живет в Африке.

    Лиса живет в лесу.

    2. Описание внешности:

    а) общая характеристика (размер или особенности поведения).

    Например:

    Слон огромный, тяжелый.

    Тигр большой, полосатый.

    Зайчик маленький, пугливый.

    б) описание частей тела:

    голова (уши, нос, глаза, усы);

    шерсть;

    лапы, ноги;

    хвост.

    3. Чем питается.

    Например:

    Слон ест траву и ветки.

    Лев ест мясо.

    Расширять рассказ можно за счет дополнительных сведений о животном. Слушая ребенка, напоминаем ему о необходимости заменять название животного местоимениями (он, она, у него, у нее и т. д.). Объясняем, что так рассказ лучше звучит.

    Чтобы визуализировать план рассказа, существительные печатаются на карточках одного цвета, а прилагательные – другого. Ниже приводится примерный зрительный план рассказа «Слон».


    Составление подобных рассказов способствует актуализации словарного запаса ребенка, побуждает его к использованию синонимичных и антонимичных рядов, обогащает знания о мире, что облегчает решение основной задачи для аутичного ребенка – расширение форм коммуникации и взаимодействия с окружающими людьми.









    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх