|
||||
|
ГЛАВА IX ПОТРЕБНОСТЬ СМЫСЛА ЖИЗНИ 1. ВВЕДЕНИЕ В главе, посвященной ориентировочным потребностям, была сделана попытка описать три специфически человеческие ориентировочные потребности. Первые две, познавательную потребность и потребность эмоционального контакта, я последовательно рассмотрел. Теперь я приступаю к рассмотрению третьей, которую определяю как потребность смысла жизни. Мне хотелось бы начать с утверждения, что у нормального взрослого человека единственным направлением действия, могущим закрепить высшие, зрелые формы поведения, является направление, обозначаемое как потребность смысла жизни. Это можно обосновать следующим образом. Поведение, общественно обусловленное исключительно стремлением удовлетворить потребность эмоционального контакта, как это имеет место у детей, при всех его позитивных качествах ведет на практике к попыткам поместить себя в центре интересов других людей и вызвать у них определенный эмоциональный настрой. Совместное действие с другими людьми зависит, следовательно, от их эмоционального настроя и направлено на реализацию ближайшей цели, лишенной общественной ценности. Такой тип совместного действия можно было бы определить как незрелый, исключающий далеко идущую, гибкую общественную активность — независимую, свободную от сиюминутных желаний и настроений. Сущностью же поведения, направленного на удовлетворение потребности смысла жизни, является стремление к пониманию, по крайней мере, к возможности понимания и одобрения смысла наших действий независимо от занимаемых нами позиций. Это дает им возможность вступать в связи с людьми для совместных действий независимо от взаимных эмоциональных оценок, на основе взаимного одобрения 1) своего поведения в данный момент, 2) некоторых существенных для нас достоинств личности и 3) общей цели. На языке клинических исследований мы говорим, имея в виду описанные ранее случаи, о незрелой, инфантильной мотивации, а в случаях 1, 2 и 3 — о мотивации зрелой, осознанной. В связи с обсуждением этой проблемы следует напомнить о характерном для развития человеческой личности явлении. Удовлетворение потребности эмоционального контакта, которое лежит в основе общественных форм поведения, нормально и необходимо в период формирования личности, но может стать препятствием для проявлений общественной активности у взрослого, сформировавшегося человека. Взрослый человек, действия которого направляются стремлением к удовлетворению потребности в эмоциональном контакте, осужден на конфликты и неудачи. Много внимания уделяла этой проблеме (пользуясь несколько иной терминологией) адлеровская психология, да и сегодня проблема так называемой «незрелой личности» занимает все большее место среди проблем клинической психологии. Расстройства на этой почве вызываются, как я полагаю, тем, что взрослый человек находится под давлением многочисленных требований, идущих из разных сфер его действия (Новицкая, 1960), и эти требования в большинстве случаев противоречивы (Обуховский, 1961). Семья, работодатель, коллеги, общественная организация ставят требования, к которым не всегда можно просто примениться так, чтобы получить со всех сторон одобрение. Нужно, следовательно, уметь сделать выбор, нужно иметь сложившиеся критерии выбора. Без собственных принципов, собственного «идейного костяка» человек будет сломлен и затеряется, как соломинка в водопаде. Потребность смысла жизни является, следовательно, потребностью, характерной для взрослого человека, — без ее удовлетворения он не может нормально функционировать, не может мобилизовать всех своих способностей в максимальной степени. Удовлетворение это связано с обоснованием для себя каким-либо образом смысла своего бытия, с ясным, практически приемлемым и заслуживающим одобрения самого человека направлением его действий. Значит ли это, что человек всегда осознает общий смысл своих действий? Очевидно, нет, но каждый, однако, должен в случае необходимости найти его в своей деятельности. Это является его потребностью. Возьмем, например, наиболее распространенную форму удовлетворения потребности смысла жизни — заботу о ребенке. Мать или бабушка могут считать, что смыслом их существования является кормление, одевание и воспитание ребенка. Они могут этого не вербализовать, но анализ их высказываний и деятельности показывает, что все подчиняется одному принципу, имеет общую основу (направление действий) — заботу о ребенке. Женщины эти чувствуют себя счастливыми тогда, когда они нужны. Когда ребенок от них уходит, они часто говорят, что «жизнь их потеряла смысл». Как я уже говорил, понимание смысла своей жизни является необходимым условием нормального функционирования, то есть концентрации всех способностей, максимального их использования. Это давно поняли и применили на практике психологи, занимающиеся вопросами труда. Стал уже трюизмом установленный ими принцип, что работник, выполняющий на специализированном предприятии мелкую операцию, например ввинчивание винта в какую-либо деталь машины, будет чувствовать себя значительно лучше и гораздо добросовестнее трудиться, когда поймет, какую роль играет эта операция в общем процессе производства, когда будет отдавать себе отчет в том, что без его деятельности не могла бы работать вся сложная машина. Плохо ввинченный винт сделал бы всю машину неполноценной. То же может случиться и в жизни. Когда кто-то не видит смысла в своих действиях и чувствует себя подобно рабочему в большом цехе, который трудится только затем, чтобы заработать на жизнь, не понимая, зачем нужна его деятельность, какой смысл она имеет в «общем процессе производства», он быстро утомляется от своей работы, в нем рождается равнодушие, он часто совершает ошибки и вскоре начинает испытывать неудовлетворенность судьбой. 2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОТРЕБНОСТИ СМЫСЛА ЖИЗНИ Краткое введение уже дало определенную ориентацию в проблематике, которой мы займемся в этой главе, но оно не заменяет, однако, более точного определения потребности смысла жизни. Прежде чем мы приступим к этому, я в нескольких словах напомню принятую в данной работе концепцию ориентировочной потребности. Это не процесс, направляющий действия человека к достижению цели, но присущее ему свойство, в соответствии с которым без получения информации определенного типа он не может правильно функционировать. Как свойством птицы является потребность летать (то есть она устроена таким образом, что, только летая, может полностью использовать свои способности саморегуляции), так свойством взрослого человека является потребность найти смысл жизни. Будучи вполне зрелым умственно, живя в обществе и удовлетворяя с его помощью свои материальные потребности, он должен в интересах своих и этого общества найти такой смысл жизни, который служил бы направлением его действий и способствовал использованию его возможностей. Должен «найти» отнюдь не значит, что смысл этот всегда является осознанным, «видимым». В поисках практических критериев для оценки того, в какой степени действия данного человека имеют ценность «объекта», удовлетворяющего потребность смысла жизни, я остановился на анализе случаев двоякого рода: невротических личностей и людей хорошо приспособленных. Можно бы предположить, что наиболее правильным показателем при такой оценке является убеждение в существовании смысла или в бессмысленности собственной жизни. Этот критерий, однако, я вынужден был отбросить, потому что ответы, которые дают исследуемые на этот вопрос, часто свидетельствуют не столько о размышлениях над ним, сколько об убеждении, что «каждый интеллигентный человек обязан видеть, что жизнь является нонсенсом». Иначе они думать не могут. Такой чрезвычайно распространенный (не только среди людей с интеллигентскими комплексами) вид экзистенциализма является врагом номер один каждого психотерапевта, стремящегося к тому, чтобы невротический пациент создал себе позитивный взгляд на жизнь. Дело, впрочем, не обязательно доходит до развития невроза. Такой взгляд может попросту демобилизовать человека, давая ему мотив к отказу от усилий в ситуациях, требующих лишений или риска. Это, однако, не значит, что человек, высказывающий такое мнение, не удовлетворяет потребности смысла жизни. Подобное убеждение, поскольку оно им, очевидно, является, может играть роль обычной декларации, которой человек в практической жизни не придает никакого значения, по привычке пользуясь ею при столкновении со слишком абстрактными для его умственных возможностей вопросами. При этом он может заниматься деятельностью, полностью удовлетворяющей потребность смысла жизни. Среди множества критериев я выбрал, как наиболее объективные, следующие два: 1. Когда индивид последовательно, ценою больших усилий стремится к реализации целей, выходящих за рамки непосредственного удовлетворения физиологических потребностей, или стремится вызвать интерес других людей, не разбрасываясь и не переключая внимания на иные, не связанные друг с другом виды активности, тогда можно говорить об удовлетворении потребности смысла жизни. 2. Когда после изменения какого-либо определенного элемента жизненной ситуации человек начинает ощущать безнадежность, бессмысленность, пустоту своего существования, тогда можно думать, что условия, предшествовавшие этому изменению, собственно говоря, позволяли удовлетворять его потребность смысла жизни. В ходе формирования личности данного человека этот определенный элемент ситуации стал чем-то принципиально направляющим его действия, чем-то, без чего его активность потеряла бы для него смысл. Потребность смысла жизни есть, следовательно, свойство индивида, обусловливающее тот факт, что без возникновения в его жизнедеятельности таких ценностей, которые он признает или может признавать сообщающими смысл его жизни, он не может правильно функционировать. Практически это означает, что в таком случае его жизнедеятельность не соответствует его возможностям, ненаправленна и негативно им оценивается. В соответствии с изложенным в главе, посвященной понятию потребности, можно считать,. что неудовлетворение потребности смысла жизни проявляется в состояниях напряжения и может, как и ё случае фрустрации других потребностей, вести к более или менее выраженным нервным расстройствам. Доказательством того, что этот тезис не лишен оснований, могут быть многочисленные примеры неврозов, в основе которых лежит фрустрация потребности смысла жизни (Обуховский, 1959), определяемая в других случаях как «экзистенциальная фрустрация» (см. Кратохвил, 1961). Экзистенциальные неврозы, развивающиеся идентично тем, в основе которых лежит фрустрация других человеческих потребностей, составляют, по статистике, данной Кратохвилом, от 14 до 21% всех неврозов и в подавляющем большинстве случаев встречаются у женщин. Этот факт, подтверждая существование такой потребности у человека, вместе с тем указывает на необходимость более глубокого владения теоретическими основами понимания этой потребности. 3. ХАРАКТЕРИСТИКА СПОСОБОВ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ПОТРЕБНОСТИ СМЫСЛА ЖИЗНИ Для наиболее полного представления о потребности смысла жизни следует рассмотреть разные виды техники ее удовлетворения. Множество фактов свидетельствует о том, что еще в ранние периоды истории стремление к удовлетворению этой потребности было движущей силой многих достижений представителей рода человеческого. Великие мыслители, революционеры, изобретатели всю свою жизнь посвятили-реализации важных, по их мнению, объективных задач, которые они считали своей «жизненной миссией». Если бы их деятельность не являлась для них смыслом жизни, они не достигли бы тех результатов, за которые мы сотни лет спустя испытываем к ним благодарность и уважение. Другой вопрос, согласовались ли цели, которые они реализовали, с интересами общества или нет. Это уже проблема общественной оценки. В данном случае речь идет только о том, что от удовлетворения потребности смысла жизни зависит, включается ли человек активно и творчески в исторический процесс, или пассивно подчиняется ему, или, сломленный его напором, поддается усталости и в результате губит себя. Можно полагать, что именно это свойство человека имели в виду классики марксизма, когда писали о самосознании пролетарских масс, о необходимости осознания ими своей роли. Без этого они не представляли себе революционной активности. Осознание означало для них понимание своей исторической роли, умение находить в ней смысл жизни. «Коммунистический Манифест» каждой своей фразой служит такому осознанию. Правильное осознание своей жизненной роли и ее осмысленность, то есть позитивность с точки зрения ценностей, признанных жизненно необходимыми, как правило, умножает силы, ведет к более целесообразной и эффективной деятельности. Вообще с удовлетворением потребности смысла жизни соединяется труд, какое-то усилие, так как мы всегда должны при этом отказываться от многих преходящих желаний и противиться требованиям, не согласующимся с нашими целями. Невозможно себе представить, чтобы кто-то нашел удовлетворение потребности смысла жизни, избегнув усилий, а именно организованных усилий. Это должны быть, очевидно, спонтанные усилия, не вынужденные, доставляющие личности чувство удовлетворения. Интересное высказывание Маркса на эту тему приводит Фрицханд в своей работе о марксистской концепции сущности человека. Говоря о взглядах Маркса на человеческий труд, автор указывает, что Маркс трактовал труд не только как добывание средств к жизни, но и как способ самоутверждения, истинное утверждение человека как родового существа (Фрицханд, I960). При этом труд следует понимать достаточно широко — как любое преодоление сопротивления, ведущее к достижению запрограммированного фактического состояния. Труд, понимаемый как средство удовлетворения потребности смысла жизни, может приобретать самые разные формы в зависимости от культурного наследия, привычек, принадлежности к данной социальной группе. Иногда это усилие, предпринятое под влиянием внутренних побуждений, иногда под влиянием воздействия извне. Среди этих последних влияний большую роль играет воздействие разных институтов и учреждений общества, воспитывающих у членов обшества гордость по той, например, причине, что они работают гв этих учреждениях, или избрали ту, а не иную специальность, или живут в той, а не иной местности. Таким образом возникают такие понятия, как честь шахтера или миссия врача. Человек старается тогда поддержать престиж своей профессии, внести в свой труд что-то свое, индивидуальное, заботится о выполнении разных традиционных ритуалов и тем самым в определенном смысле идентифицирует себя с другими людьми. Однако подобная идентификация значительно отличается от юношеского поиска образца для подражания. Эта техника частично замещает выработанную человеком собственную концепцию смысла жизни, а иногда является основой для создания собственной концепции. Иногда такая концепция появляется внезапно. В кинофильме «Конская морда» (по роману Кэри «Из первых рук») герой, художник, будучи уже пожилым, потрепанным жизнью человеком, рассказывает, что много лет назад, когда он еще был заурядным чиновником, друзья показали ему репродукцию с картины Матисса. С тех пор он всю свою жизнь посвятил живописи. Он понимал, что найдет в искусстве смысл жизни, и пытался реализовать свои стремления, невзирая на неблагоприятные условия и, казалось бы, непреодолимые трудности. Некоторые религиозные организации с помощью специальных воспитательных методов стараются доводить своих адептов до появления у них такого психического состояния, при котором человек убежден, что его судьбой, тем, что делает его жизнь осмысленной, является только одно: служение богу. Постоянная убежденность в своем призвании к чему-то служит гарантией подлинно активного труда. Как я упоминал, достаточно распространенным способом удовлетворения потребности смысла жизни является «посвящение себя» детям. Я беру это понятие в кавычки, так как консультационная практика показывает, что не всегда это самопожертвование служит интересам ребенка. Ярким примером этого является мать, которая, не желая «терять» положение опекунши, собственноручно моет пятнадцатилетнего парня, завязывает ему шнурки на ботинках, так как «он это всегда плохо делает», и пишет за него школьные задания, «чтобы он не переутомлялся». Благодаря этому она получает требуемое чувство своей необходимости, а каждое проявление самостоятельности сына преследует с поразительным упорством. В большинстве встреченных мною случаев такого рода это были состоятельные женщины, нигде не работающие и занимающиеся «исключительно» воспитанием ребенка. Эти случаи относятся скорее к расстройствам поведения, однако я привожу их, чтобы показать силу, с которой некоторые женщины, не видящие другой возможности найти смысл жизни, борются за сохранение того, что до сих пор давало их жизни этот смысл. Но и в случаях, не имеющих отношения к патологии, мы также часто встречаемся с такими высказываниями взрослых людей: «Я живу только для моих детей», «Мой сын сделает то, чего мне не удалось достигнуть, я его для этого воспитываю». Они показывают, в чем заключается для этих людей смысл жизни. Разного рода хобби: филателия, разведение канареек, альпинизм, спорт — благодаря тому, что онц в какой-то мере удовлетворяют эту потребность, — могут приобрести серьезное значение в приспособлении тех людей, профессия или социальные функции которых сами по себе не дают им возможности найти смысл жизни. Эти увлечения можно считать замещающими формами, создающими возможность частичной разрядки напряжения, связанного с неудовлетворением потребности. Может даже случиться, что хобби станет смыслом жизни. В таких случаях говорят: «Спорт для него все, если бы он бросил его, то не знал бы, чем заполнить свою жизнь». Однако это особая проблема, заслуживающая изучения: может ли и в каких условиях активность развлекательного типа заменить для взрослого человека реальную активность — производительную, исследовательскую или какую-нибудь иную? Бывает и так, что человек не может выработать такой формы поведения, которая отвечала бы какому-либо апробированному им способу удовлетворения потребности смысла жизни, или он настолько критичен, чтобы понимать, что его жизнь лишена смысла. Тогда, пытаясь забыть об этой проблеме, он нередко одурманивает себя наркотиками или алкоголем или старается заглушить чувство бессмысленности усиленной работой, причем иногда не замечает, что именно работа становится смыслом его жизни. Он осознает это только тогда, когда теряет ее. Более утонченной, высшей формой удовлетворения потребности смысла жизни является принятие какой-либо общей этико-философской позиции. Ею может быть, например, гедонизм. Постоянный контроль за реализацией его принципов может у некоторых людей прекрасно удовлетворить потребность смысла жизни. Эта цель — приятное и безмятежное утверждение жизни — позволяет такому человеку, по крайней мере так ему кажется, занять исключительное положение в обществе, раздираемом желаниями и страхом. Концепцию жизни и собственной роли в мире, которую человек создает себе под влиянием этой потребности, иногда называют философией жизни. Часто она бывает простой и ясной, и мы встречаем ее у людей, полных наивной веры в неизведанный, но очевидный смысл и обоснованную необходимость их жизни, такой, какая она есть; столь же часто она опирается на сложные рассуждения и даже на философскую или теологическую «эквилибристику». Следует, однако, заметить, что, к сожалению, так называемое сократовское течение в философии, которое должно было помочь человеку определить его место на земле, не смогло выйти за рамки общих рассуждений или безжизненных софизмов. Проблемы, выдвигаемые философами-экзистенциалистами, носят явную печать истерии индивидуалиста, напуганного мифами, которые он сам себе создал. Кроме того, слишком часто проблема смысла существования возникает только из страха перед смертью, уничтожением, и слишком редко люди пытаются найти такие решения, которые могут стать орудием в борьбе человека за полноту его существования, в борьбе, ведущейся с позиции завоеваний общества, преобразующего мир. Как я уже говорил, потребность смысла жизни не обязательно должна быть отчетливо осознанной, в этом она не отличается от познавательной потребности или потребности эмоционального контакта. Часто люди, психически прекрасно приспособленные, на вопрос о смысле жизни отвечают, что это их не интересует, у них много работы. Все их внимание поглощает, например, проблема нахождения специфического средства, снимающего боль, или проблема повышения уровня своего крестьянского хозяйства. Они вкладывают в эту работу много сил, и она приносит им удовлетворение. В этом случае следует рассмотреть проблему, может ли удовлетворение от реализации направления действий свидетельствовать о том, что человек нашел смысл жизни? Вопрос этот кажется очень трудным. Множество людей, деятельность которых, казалось бы, в состоянии дать смысл их жизни, выражают неудовлетворение своей судьбой, часто в очень резкой форме. По-видимому, проявление неудовлетворения такого рода нельзя считать правильным критерием. Следует наблюдать поведение этих людей в ситуации, в которой они оказываются вынужденными прекратить свою деятельность. Иногда достаточно апеллировать к воображению таких «неудовлетворенных», задавая, например, жалующемуся на свою работу учителю вопрос: «Представьте себе, что вы будете вынуждены сменить место и образ действий: вы уходите из школы и направляетесь на работу по вашему выбору, например на административную работу, полностью освобождаясь от контакта с молодежью». По тому, насколько серьезно будет воспринята эта возможность и насколько искренней будет реакция, можно судить, подлинная ли это неудовлетворенность или только поза, привычка или тактический прием. Встречаются также люди, находящиеся в таком счастливом положении, когда переходящая из поколения в поколение семейная традиция создает условия, которые почти автоматически обеспечивают им удовлетворение потребности смысла жизни. Уже в период созревания у них развиваются соответствующие интересы или перед ними встает актуальная важная задача, которая должна быть выполнена. Я затрону здесь еще одну проблему, которую, как правило, стыдливо обходят, — война и смысл жизни. Часто можно услышать от участников последней войны, в конечном счете ее горячих противников, следующее мнение: «Это было ужасно, но человек жил полной жизнью». Этой проблеме часто посвящаются произведения на темы военного времени. Конец войны для многих означал не только личную свободу, свободу от угрозы, но исчезновение того, что составляло для них смысл жизни, причем не было возможности заполнить возникшую в результате этого пустоту чем-то дающим столь же интенсивное чувство осмысленности действий, как то, которое давала борьба с врагом. 4 ДЕФЕКТНЫЕ МЕТОДЫ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ПОТРЕБНОСТИ СМЫСЛА ЖИЗНИ То, что ранее было сказано, позволяет сделать вырод, что возможности человека находить средства для удовлетворения потребности смысла жизни теоретически не ограничены. Однако трудность заключается в том, что не каждый способ ее удовлетворения приемлем. Было бы, несомненно, ошибкой и упрощением думать, что достаточно иметь какую-нибудь «идеологию» или «философию жизни». Выбор способов удовлетворения потребности смысла жизни определяется, как я уже говорил, личным опытом человека, формирующим его позиции и установки. Возможна такая ситуация, когда избранный способ удовлетворения потребности смысла жизни, по своему значению, безусловно, доминирующий над другими, не согласуется с установками человека, или с его позициями, или также с условиями, в которых ему приходится действовать. Ниже я хотел бы привести несколько примеров, иллюстрирующих определенные трудности, связанные с неправильным, точнее говоря, с неправильно установленным для себя смыслом жизни. [37] В консультационной практике я часто встречал людей, которые, будучи не удовлетворены собой, в состоянии депрессии или апатии объясняли свои жизненные неудачи десятками причин. Когда в ходе длительной беседы выдвигаемые ими причины поочередно отпадали как неубедительные, оставалась одна: то, что человек делает теперь, не имеет ничего общего с тем, что он когда-то считал смыслом своей жизни. Например, экономист, который в молодости был восхищен идеями Генри Форда об организации промышленного производства и решил стать «доктором заводов», долгое время видел себя только в этой роли. Он начал учиться в экономическом институте, сосредоточил свои интересы на экономике, но у него отсутствовала одна существенная черта, необходимая для удовлетворения этой потребности: он был психастеничной, пассивной натурой, большинство проблем решал и реализовал в воображении, в то время как избранная им работа требовала энергии, деловитости, гибкости. За десять лет, прошедших после окончания вуза, он работал референтом поочередно на девяти предприятиях, каждый раз с трудом справляясь со своими обязанностями. Теперь он говорит, что чувствует отвращение к жизни, жалуется на своих начальников, считает, что он неудачник, что его эксплуатируют. Он заранее огорчен будущими неприятностями и думает о перемене работы, о другой «более соответствующей ему» работе, несмотря на то, что та, которую он теперь выполняет, наиболее близка к деятельности, о которой он прежде мечтал, и нет никаких шансов, чтобы он получил лучшую. Приведенный пример касается человека, который избрал себе ложный смысл жизни, не отвечающий его возможностям. Нередко встречаются разочаровавшиеся люди. Жизнь принудила их к деятельности, в которой они не могут найти смысла, отвечающего ранее созданной ими концепции: литературный критик, который хотел, но не смог стать писателем; преподаватель, который хотел строить города, но «условия не позволили» ему учиться, и т. п. Судьба вела их путями, не согласующимися с созданной ими концепцией смысла жизни, а они были слишком инертными и не сумели, примирившись с фактами, пересмотреть ее и найти новый смысл жизни в том, чего достигли (а достижения их порой бывали очень высоки). Тем самым они осудили себя на постоянную неудовлетворенность, ненасытность, об источнике которой они часто даже не помнили или не хотели помнить. Можно также в качестве примера привести историю женщины, у которой под влиянием жизненного опыта возник сильный страх перед неудачей. Этот страх вынуждал ее занимать негативную позицию по отношению к реализации всех целей, достижение которых могло бы удовлетворить ее потребность смысла жизни, но с которыми был связан какой-либо элемент риска. Навязанным ей окружающей средой способом удовлетворения потребности смысла жизни была общественная активность. Каждый раз, строя большие планы, принимая решения о начале ряда мероприятий, она в последнюю минуту отказывалась от их реализации, объясняя себе этот шаг именно отсутствием смысла. Необходимо обратить внимание на то, что этот страх выражался также в решительно негативной позиции по отношению ко всяким проявлениям соревнования. На этой основе после немногих лет «коррозии» у нее появился невроз страха. Следовательно, оказывается, что неспособность к реализации определенной концепции смысла жизни, действуя как фактор, активно нарушающий приспособление, часто влечет за собой более серьезное расстройство приспособления, чем то, которое вызывается отсутствием такой концепции. Отсутствие концепции смысла жизни обычно ведет к апатии, полному нежеланию действовать, а если в результате этого разовьется экзистенциальный невроз, наблюдаются неврастенические явления. Заслуживает внимания то, что страдающие экзистенциальным неврозом на почве неспособности реализовать определенную концепцию смысла жизни являются пациентами, требующими специфической психотерапии. Они испытывают облегчение, уверовав, что не могли и не должны были делать того, что некогда считали смыслом своей жизни. Завершением такого рода терапии всегда является предложение им нового способа реализации смысла жизни (илидк-же новой концепции смысла жизни), и именно такого, который можно будет как принять, так и провести в жизнь. Приведенные примеры показывают, что концепции смысла жизни часто бывают сформулированы таким образом, что не отвечают личности человека, его способностям, позициям и жизненным возможностям. Анализ ряда подобных случаев позволяет сделать вывод, что концепция смысла жизни должна быть не только приспособленной к возможностям человека, но иметь также соответствующую форму, а именно должна быть достаточно общей, не слишком конкретной, так чтобы ее можно было реализовать разными способами. Смыслом жизни многих людей является, например, стремление достичь определенного положения именно в данном учреждении, или остаться только драматическим актером, или же, как у упомянутых экономиста и критика, остаться только «доктором заводов» или писателем. Учреждение может быть ликвидировано, отсутствие драматического или писательского таланта может сделать невозможной реализацию этих планов, и жизнь оказывается лишенной смысла (при столь узком понимании этого смысла). Также, впрочем, опасна слишком общая формулировка смысла жизни, например «стать кем-то» или «стать хорошим человеком», без конкретизации, без уточнения того, что под этим понимается. Такая формулировка затрудняет необходимую концентрацию сил при выборе мотива для определенного действия. Подобный способ понимания потребности смысла жизни, как я имел возможность наблюдать, легко ведет к слишком частым изменениям направления деятельности, о таких людях часто говорят, что они «бесхребетны». Примером может служить поведение молодого инженера, который хотел «стать кем-то». От природы добродушный, вежливый, но эгоцентричный и недальновидный, упоенный первыми достижениями, первыми признаками успеха (которыми он обязан был поддержке семьи), он не умел преодолеть свои отрицательные черты и, идя по линии наименьшего сопротивления, начал бурную деятельность в общественной, литературной и административной сферах — только чтобы добиться успеха. Очевидно, что это мог быть только временный успех, ибо ничего нельзя планировать без конкретных оснований, которых молодой инженер не считал нужным уточнять. Результат этой деятельности оказался противоположным ожидаемому. Он отстал от своих специализировавшихся коллег. Люди относившиеся к нему раньше благожелательно, начали отворачиваться от него, он интерпретировал это как проявление зависти. Если бы цель этого человека была более конкретной, например стать выдающимся специалистом в авоей профессии, то средства для ее достижения могли бы быть подвергнуты более критическому анализу и было бы возможно своевременное планирование этапов собственного развития, отказ от недальновидных действий. В реализации своей цели, сформулированной в столь общих чертах, этот инженер не продвигался вперед, поскольку каждый раз выбирал не тот способ действий, который был бы более целесообразен с общей точки зрения, но тот, который давал ему сиюминутное чувство, пожалуй обманчивое, что он уже чего-то достиг. Другой вид ошибки встречается, когда выбор смысла жизни оказывается таким, что мы не можем его с полным убеждением одобрить. Так бывает преимущественно тогда, когда концепция смысла жизни является реликтом, чем-то оставшимся от более раннего периода развития личности, не приспособленным к данному этапу развития, или когда эта концепция навязана извне. Как уже упоминалось» человек, выбирая определенное направление деятельности, принимает решения об актуальных действиях и должен, следовательно, сформулировать соответствующие мотивы. Выбор их, однако, не легок, если принять во внимание принцип элиминации мотивов. Таким образом, когда концепция удовлетворения потребности смысла жизни не согласуется с общей конфигурацией актуальных установок индивида, являющихся как бы фундаментом его взглядов, ни один мотив, прямо ведущий к удовлетворению потребности смысла, жизни, не может быть сформулирован. Тем самым и действие оказывается не столь эффективным, как это имеет место при сознательном, открытом, непосредственном программировании, когда моти.в формулируется в соответствии с направлением действий и может регулировать эти действия. В качестве примера приведу следующий случай. У очень самолюбивой, способной женщины, научного работника, под влиянием воспитания образовалась негативная установка в отношении всяких проявлений собственного самолюбия. Направлением ее действия, однако, всегда был инфантильный поиск восхищения в глазах окружающих. Она была беспокойна, напряжена и сама не своя до тех пор, пока кто-то не начинал хвалить ее и высоко оценивать. При любом формулировании мотива она встречалась с очень большими затруднениями. Мотивировка ее отличалась поразительной непоследовательностью, изменчивостью, которая удивляла окружающих и мучила ее саму, затрудняя ей как реальное удовлетворение потребности смысла жизни, так и ревизию концепции этого смысла. Опасаясь капризов этой женщины, ее не критиковали, но также и хвалили меньше, чем она того заслуживала. Нарушения приспособления легко наступают при определении направления дейстзий, цель которых находится на «слишком близкой дистанции». Это случается иногда с людьми, которые по разным причинам видят смысл жизни в достижении определенного общественного положения и т. п. Любой вид их деятельности подчинен этой цели. Всегда существует какой-то шанс, что она будет достигнута, и тогда человек быстро привыкает к новому состоянию и часто утверждает, что оно не оправдало его ожиданий. Он забывает, что не всегда достижение намеченной цели является наибольшим успехом, особенно тогда, когда сама борьба доставляет высшее удовлетворение. В ходе борьбы можно отказаться от решения многих трудных проблем собственного существования, откладывая их на будущее. Достижение же такой близкой цели делает дальнейшую борьбу излишней, а отложенные проблемы вновь встают перед человеком со всей остротой. Многие люди чувствуют себя тогда обманутыми жизнью. Они начинают в таких случаях развивать технику замещающего приспособления. Некогда энергичный человек начинает небрежно относиться к работе, ропщет, что ничто на свете не стоит усилий, что если бы он мог начать жизнь сначала, то ничего подобного не предпринимал бы, и т. д. Такого рода ошибку в установлении смысла жизни я имел возможность наблюдать у людей, еще в юности вследствие очень сильно развитого комплекса различия ридевших смысл своей жизни в том, чтобы стать «кем-то» точно по образцу, который им тогда импонировал. В этих случаях, следовательно, ошибка заключается не только в выдвижении «цели слишком близкой дистанции», но и в перенесении ценности, которая имела значение на третьей фазе развития потребности эмоционального контакта, на стадию вполне сформировавшейся потребности смысла жизни. Достижение в зрелом возрасте поставленной ранее цели послужило удовлетворению потребности, роль которой в настоящее время значительно уменьшилась или которая полностью потеряла свое значение, уступив место потребности смысла жизни. На первой стадии разработки этой проблемы я называл этот способ реализации направления действий «инфантильным», чтобы подчеркнуть его генезис и форму. Чрезвычайно поучительно проследить судьбу такой инфантильной концепции потребности смысла жизни на разных фазах ее развития. Когда определенная, конкретная цель бывает сформулирована рано, уже в возрасте 11—13 лет, это чрезвычайно облегчает мотивацию и концентрацию всех способностей, но одновременно ведет к ограничению круга интересов и слишком ранней специализации, что может значительно обеднить личность, создавая в конечном счете трудности при попытках выйти из состояния психического нарушения приспособления. Эта слишком ранняя специализация оказывается очень существенным моментом при рассмотрении причин позднейшей неспособности самостоятельно сформулировать в случае необходимости новую концепцию смысла жизни. Чтобы конкретизировать эти выводы, приведу следующий пример.
Подобные случаи особенно часто встречаются среди людей типа self-made man, [38] которые обычно видят смысл своей жизни не в целенаправленной деятельности, а в деятельности как таковой. Там, где доминирует лозунг «Любовь к жизни есть любовь к борьбе», ход событий полностью идентичен приведенному случаю. Меняется только обстановка. Так, например, в одном из случаев такого рода расстройства проявились после достижения материального благополучия. Человеку, который (как можно было определить на основе наблюдений за его усилиями) был чрезвычайно заинтересован в таком благополучии, после его достижения грозил надлом. Возможность общественной деятельности, которая ему всегда очень импонировала, но которой он не имел случая или смелости заняться раньше, в скором времени привела к возвращению прежних способностей и хорошего самочувствия. С этой точки зрения можно также рассматривать депрессию у пенсионеров, поскольку ее не всегда удается объяснить изменением жизненных стереотипов или старческой астенизацией. Приведенные виды ошибок при формулировании концепции смысла жизни не являются, разумеется, исчерпывающим перечнем всех возможных типов ситуаций, что, впрочем, и не было моей целью. Описанные факты показывают достаточно выразительно, что потребность смысла жизни существует и играет серьезную роль в жизни человека. Она, несомненно, требует еще основательного изучения, так как у нас отсутствуют конкретные и достоверные позитивные концепции нормативного характера, но уже сегодня клинический психолог может найти в ней ключ к многим расстройствам в поведении невротиков и определить с их помощью правильную, действенную психотерапию. 5. НЕКОТОРЫЕ СУЩЕСТВОВАВШИЕ ДО НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ ВЗГЛЯДЫ Убеждение в существовании у человека по-разному называемой потребности, определенной здесь как потребность смысла жизни и являющейся одним из условий правильного поведения человека, можно обнаружить в работах многих психологов и философов. [39] Это убеждение в его наиболее общем виде относится также к традициям польской психологии — оно выявляется в разных формулировках или в подтексте работ различных психологов. Для примера я вкратце рассмотрю взгляды Юзефа Петера и Стефана Шумана. Петер в своей работе «Природа человека» (1938), касаясь проблемы динамики личности, выдвинул очень оригинальный критерий определения наиболее существенных для человека потребностей. Согласно его теории, чем больше люди в чем-то нуждаются, тем больше за это борются, спорят между собой, соревнуются, воюют. Наиболее ожесточенная борьба, по его мнению, ведется за материальные средства для жизни, за свободу, за сексуального партнера и за веру (убеждения, идеалы). Автор полагает, что ни одна из этих потребностей несводима к другой: «Не раз уже пытались вывести веру из борьбы за хлеб, но эти попытки были наивными». В ходе дальнейших рассуждений он прямо определяет «веру» как «веру в смысл жизни, смысл мира вообще» и видит ее роль в общественной функции, как «фактора высшей организации жизни, которая подчинена категории цели». Знание смысла жизни, по Петеру, является ведущей потребностью человека. Подобно Петеру, хотя и менее однозначно, высказался Шуман в своей работе, посвященной концепции характера как ряда свойств личности, определяющих приспособление (1934). Анализируя характер с разных точек зрения, Шуман определяет его как «степень достигнутой самостоятельности в руководстве собой и в приспособлении с помощью интеллекта и воли». Характер «независим от собственной субъективности и в любом случае свидетельствует об овладении чисто субъективной мотивацией своего поведения... Люди без характера... существа неприспособленные... это люди не только морально плохие, но и слабые, неустойчивые, неспособные к позитивному, счастливому, истинно человеческому существованию». Упоминая об адаптационной функции характера в отношении к разным сферам жизни человека, Шуман говорит также о ее отношении к идейной сфере. Его слова я избрал эпиграфом к настоящей работе: «Само существование не является для человека достаточной целью существования и достаточно сильным мотивом преодоления действительности». Одобрение определенной концепции действительности, называемой мировоззрением, Шуман считает необходимым условием приспособления. Вот как он пишет об этом: «Мировоззрения не являются, в общем, только системами понятий и убеждений, определяющих познавательное отношение к действительности, но служат вместе с тем формами приспособления к ней» (Шуман, 1935). Именно это замечание Шумана кажется мне особенно ценным для лучшего понимания связи между смыслом жизни и мировоззрением. Суждение ««Само существование» не является достаточно сильным «мотивом» для соответствующих действий, таким «мотивом» может быть мировоззрение» легко преобразовать в суждение «Без соответствующего смысла жизни действия человека неполноценны с точки зрения возможностей данной личности». 6. ГЕНЕЗИС ПОТРЕБНОСТИ СМЫСЛА ЖИЗНИ Теперь перейдем к рассмотрению факторов, которые участвуют в возникновении потребности смысла жизни. Я попытаюсь представить, как возникает ситуация, в которой необходимым условием правильного приспособления становится нахождение смысла жизни. Рассмотрим комплекс внешних и внутренних факторов, появление которых в ходе развития личности обусловливает возникновение этой новой потребности. Это не будет анализом «того, что врожденно и что приобретено», бесплодным и бесцельным, когда речь идет о состояниях, являющихся плодом многолетнего взаимодействия биологических и социальных признаков. Предметом рассмотрения будут факты, а также их роль в процессе возникновения потребности смысла жизни. а) ФАКТОРЫ, СОЗДАЮЩИЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПОТРЕБНОСТИ СМЫСЛА ЖИЗНИ В качестве первого фактора рассмотрим описанное Мазуркевичем свойство личности, в ходе своего развитиясоздающее возможность возникновения потребности смысла жизни как наиболее характерной особенности человека. Этим свойством является интропсихизация, развитие которой, по Мазуркевичу, представляется следующим образом. Ребенок от рождения не обладает собственной психической активностью. «Собственной активности маленького ребенка в состоянии бодрствования, то есть его собственной жизни, независимой от органических или чувственных раздражителей, действующих в данную минуту, в общем, еще не существует. Эти стимулы могут лишь способствовать ее пробуждению» (1955, стр. 63). [40] Однако со временем (приводится пример девочки Оси в возрасте 25 месяцев) начинают появляться черты, которые не находятся в непосредственной связи с обычными ощущениями и являются отражением собственной активности ребенка, имеющей характер «...самостоятельной акции, а не реакции на наблюдаемые предметы... можно было бы сказать, что в определенные минуты Ося играет со своими запасами памяти, как в других случаях играет с куклой» (там же, стр. 86). Таким путем начинает проявляться новое психическое свойство ребенка, которое постепенно проходит через все более высокие фазы развития, давая ему возможность сохранить необходимую дистанцию по отношению к окружающей среде. Я не буду здесь приводить подробные выводы Мазуркевича, касающиеся эволюции «интропсихических дина-мизмов». Для наших целей достаточно утверждения, что человек в ходе развития личности достигает состояния, когда внешние раздражители почти перестают непосредственно вызывать его реакции, и в то же время чрезвычайно усложняется механизм опосредованных процессов: мышления, воображения, планирования, самоконтроля и т. д., что схематически можно представить следующим образом: Маленький ребенок: S—p—R; Старший ребенок: S—р1,р2,р3...рn-R, где S — раздражитель; р — опосредованный процесс и R — реакция. В этом отношении у старшего ребенка R зависит больше от р, чем у младшего ребенка, и даже возможна ситуация, когда R будет зависеть больше от p, чем от S. Благодаря этому отрыву от непосредственного сенсорного контроля (Хебб, 1958, стр. 48) становится возможным обобщение в воображении событий в их исторической связи, планирование и создание своей будущей среды. Разум таким образом получает условия для оперирования столь абстрактными понятиями, как «бытие», «смысл», «бесконечность», «идея». Можно, следовательно, считать, что появление интропсихизации создало также наиболее общие, формальные условия, дающие возможность поставить вопрос о смысле жизни. Рассмотрим другой элемент, играющий существенную роль в формировании потребности смысла жизни, а именно интроспективностъ. В ходе наблюдения за ребенком легко установить, что, несмотря на прогрессирующее развитие интропсихизации, его настрой и далее имеет характер главным образом экстроспективный (см. Блаховский, 1917). Ребенок настраивается только на наблюдение внешних предметов, и именно Блаховский впервые высказал предположение, что это есть первичная «наивная» настройка в отличие от интроспективной настройки, которая, по его мнению, является чем-то вторичным. В связи с этим содержание сознания ребенка также имеет характер исключительно экстроспективный. [41] Ребенок интересуется только своим окружением. О себе он знает только то, что ему скажут, и только спонтанно, при случае интересуется этим; не побуждаемый искусственно, он ограничивается простейшими объяснениями. Правда, уже в возрасте около четырех лет следует открытие, что он является чем-то отличным от окружающего мира, но умственный уровень, степень развития интропсихизации и способности к иптроспекции не дают еще возможности заняться проблемами собственного я. Благодаря этому ребенок может обладать, как отметил Шуман (1934), «простой и невозмутимой верой в существование как факт, объясняющийся сам по себе». Однако, когда ребенок приближается к уровню умственного развития, [42] необходимому для проведения интроспекции, появляется новый объект наблюдения — он сам, его собственный субъективный мир. Экетрослективное сознание начинает дополнять интроспективное, что представляет собой новую черту личности, которую можно было бы назвать интроспективностью. Я хотел бы отметить, что интроспективность в этом понимании отлична от интраверсии, [43] которая может проявляться уже у очень молодых шизоидов. Под интроспективностью я понимаю способность к самоанализу и реф-лекции и, следовательно, способность принимать во внимание себя и свои переживания как равноправные элементы при формулировании определенного мотива. б) ФАКТОРЫ, ВЫЗЫВАЮЩИЕ ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПОТРЕБНОСТИ СМЫСЛА ЖИЗНИ Интропсихизация и интроспективность создают условия для возникновения потребности смысла жизни. Что, однако, непосредственно создает эту потребность? Почему перед человеком встает вопрос о смысле собственной жизни? Это трудная проблема, и пока нет данных для окончательного ее решения. Существующие данные кажутся, однако, достаточно достоверными, чтобы на их основе попытаться сформулировать определенную гипотезу. Она представляется следующим образом. Фактором, вызывающим возникновение потребности смысла жизни, является экспансивность, связанная с познавательной потребностью, в которой следует различать два момента. Первый касается того, что можно было бы назвать экспансией вширь. Ребенок с момента пробуждения познавательной активности стремится к овладению всей без исключения сферой, доступной для его познания на данном уровне. Это стремление, которое у нас, взрослых, в тех случаях, когда наше внимание привлекает то, чего мы не понимаем, приводит к чувству напряжения, нередко с примесью страха. У взрослого это явление намного менее интенсивно, чем у ребенка, у которого оно выражено очень сильно. Нормальный, восприимчивый ребенок боится темной комнаты не потому, что она темная, но потому, что она в это время трудна для познания. Он боится чужого, необычного человека не потому, что тот страшен, а потому, что не знает, кто это и какую имеет для него ценность: позитивную или негативную. Это подтверждается тем, что опасения исчезают после знакомства с человеком. В связи с удовлетворением познавательной потребности существует, следовательно, как бы естественная тенденция к исключению из поля нашей перцепции по возможности всех непонятных явлений или посредством их исследования, или посредством бегства от них. Это первый момент (см. стр. 144 и сл.). Другим моментом является связанная с познанием оценка. Понимание, познание непонятной вещи основывается на том, что ребенок начинает отдавать себе отчет в том, какую роль эта вещь играет в его окружении. Ребенок допытывается, для чего определенный предмет предназначен, каков его смысл. Вначале он даже старается все, с чем встречается, классифицировать с этой точки зрения, наиболее понятной для него. «Конь — чтобы возить», «мама — чтобы кормить», «кот — чтобы ловить мышей». Новое явление ребенок в состоянии оценить (классифицировать) только тогда, когда узнает о его функции, его практическом или художественном смысле. Со временем мир ребенка расширяется. Он должен познавать все более сложные явления, запомнить их названия, критерием ценности в дальнейшем будет служить для него их функция, понимаемая все более сложным способом — как смысл. «Мама принуждает меня к бессмысленному учению», — жалуется юноша, мать которого желает, чтобы сын стал музыкантом, хотя он лишен музыкального слуха. «Какой смысл в том, что я приду первым к финишу?» — задумывается молодой спортсмен. Эта настройка на оценивание всего, что познается по его смыслу, является, пожалуй, наиболее характерной чертой молодого, познающего мир человека, чертой, которую, как можно не без оснований утверждать, в будущем он частично утратит, примирившись с рядом «бессмысленностей» в окружающем его мире. С такой оценивающей настройкой ребенок вступает в тот период жизни, в котором благодаря развивающейся интропсихизации и интроспективности объектом познания становится он сам. До сих пор проблемы, подлежащие разрешению, выдвигал только внешний мир, причем это были проблемы, относящиеся к конкретным явлениям. Теперь же к ним присоединилась совершенно новая проблематика «внутреннего мира», притом чрезвычайно неясная и запутанная. «Кто я? Зачем живу? В чем смысл моего существования? Все, что имеет ценность, выполняет какую-то определенную функцию, а какова моя задача? Какую роль я выполняю? Каков смысл моей жизни?» Такие вопросы можно встретить в дневниках подрастающей молодежи. Ответить на них, разумеется, нелегко, ибо познавательная потребность молодого человека в этот период, как правило, подвергается неизбежной фрустрации, потому что проходит много лет, пока развивающаяся личность найдет средства удовлетворения познавательной потребности, направленной на себя. Эта фрустрация имеет несколько причин. Для удовлетворения в этот период познавательной потребности (посредством определения смысла собственной жизни) недостаточно критериев, с помощью которых оценивались ранее другие познаваемые предметы. Необходимы: 1) сравнительно большой опыт в оперировании абстрактными понятиями (см. Шуман, 1947); 2) определенный запас знаний, понятийный аппарат, с помощью которого можно дать определение такого смысла; 3) относительно устойчивые пункты внимания, если речь идет о понимании таких вопросов, как, например, смысл общества, основы сотрудничества между людьми, оценка других людей и т. д. Эти вопросы по мере расширения умственных горизонтов становятся все более запутанными и сложными для понимания. «Разум созревающей молодежи открывает области, слишком обширные для него», —пишет об этом периоде Шуман (1934); 4) определенный уровень эмоциональной уравновешенности; в этом возрасте такой уравновешенности больше всего не хватает, причем вследствие упомянутых причин неуравновешенность еще более углубляется. Следует напомнить также о роли формирующихся в это время механизмов, динамизирующих удовлетворение сексуальной потребности, которые, несомненно, оказывают определенное влияние на развитие потребности смысла жизни, хотя в данном случае еще трудно более точно установить, на чем они базируются; о некоторых фактах такого влияния говорилось в гл. V данной работы. Известно, однако, несомненное влияние этих механизмов на ход нейрофизиологических процессов в мозге, основывающееся на дополнительной тонизации коры мозга и на возникновении изменений в процессе образования условных рефлексов (Зурабашвили, 1961, стр. 117—130), что, в общем, согласуется с ролью нервной доминанты, описанной в главе о понимании потребности. Включение половых гормонов в общую систему внутренней регуляции не может не влиять на ее изменение. Некоторые эмоциональные особенности молодежи, созревающей в сексуальном отношении, имеют немалое сходство с эмоциональными чертами женщин в период климактерия. Таковы эмоциональная лабильность, периоды беспокойства. [44] Возможно, имеются еще какие-то другие существенные факторы, но и тех, которые были указаны, достаточно, чтобы всякие попытки установления смысла жизни в этот период признать, как правило, осужденными на наудачу. Нет ничего странного в том, что подобные трудности отбивают охоту у молодых людей с менее развитым познавательным аппаратом и бедным воображением к каким-либо действиям в этом направлении. Однако те, которые в этот период интеллектуально формируются, во многих случаях совершают такие попытки. [45] В этом вопросе среди психологов существует редкое единодушие. Назову только Уолла (1960), [46] Шумана, о взглядах которого я уже писал, Петера, Бейли и т. д., для которых неприемлемо сведение всех сложностей периода созревания к вопросам полового созревания. Так обстоит дело с механизмами возникновения потребности смысла жизни. Мы, следовательно, считаем, что в специфических условиях нашей культуры, на фоне, созданном развитием интропсихизации и интроспективности, экспансивность познавательной потребности может вести к возникновению потребности установления смысла жизни. При этом можно допустить, что форма, которую эта потребность получает, в большой степени зависит от условий, в которых воспитывается молодой человек, и. от уровня его интеллектуального развитая. 7. ФАЗЫ РАЗВИТИЯ СПОСОБОВ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ПОТРЕБНОСТИ СМЫСЛА ЖИЗНИ Теперь следует рассмотреть проблему способов удовлетворения потребности смысла жизни и их развития. От стадии возникновения самой потребности в период созревания до ее стабилизации у взрослого человека она подвергается большим изменениям. Остановимся на периоде, когда молодежь еще не способна к созданию интеллектуальных концепций смысла собственной жизни, хотя сама проблема смысла жизни уже возникла. Если принять во внимание экспансивность познавательной потребности и связанный с ней настрой на поиски смысла всех вещей, можно считать, что разрешение этой проблемы становится потребностью в том ее понимании, какое принято в данной работе. Поведение молодежи в этот период еще полностью подчинено потребности эмоционального контакта, которая отходит на второй план только после возникновения новой потребности. Действия и навыки, однако, сохраняются, и в связи с этим, как и следует ожидать, потребность смысла жизни удовлетворяется в этом первом периоде, также как и потребность эмоционального контакта, то есть путем идентификации, поисков в своем окружении готовых образцов и подражания этим образцам. Следовательно, с точки зрения интеллектуальных возможностей и навыков поведения этого периода это естественная, первая фаза удовлетворения потребности смысла жизни. О том, как интенсивно в этот период стремление молодежи к подражанию таким образцам поведения, которые послужили бы основой для ее собственной деятельности и придали бы смысл этой деятельности, свидетельствует страсть, с какой ищутся эти образцы, выписываются «золотые мысли», проглатываются книги о людях, которые знали, чего они хотят. Именно поэтому Павка Корчагин стал героем даже для молодежи, не признававшей той идеологии, за которую он готов был отдать жизнь. В этот период постепенно сам факт борьбы уже перестает ей импонировать. Начинается выяснение, имелась ли цель борьбы и какая. Уважают тех и тем завидуют, кто борется за какое-либо дело. Я беседовал с юношами 14—15 лет, которые, зная из литературы об ужасах войны и связанных с ней страданиях, признавались, что, несмотря на это, жалеют, что родились так поздно. Они тайно мечтают о том, чтобы снова вспыхнула война, чтобы они могли вступить в партизанский отряд и драться с врагом. Дело тут не только в романтике приключений, на первый план выдвигалось желание обладать ясной, благородной, конкретной целью действий, долженствующей дать смысл их жизни. «Героев» чаще всего создают историки, а такие образцы, которые молодой человек хотел бы видеть в своем ближайшем окружении, в общем, найти нелегко. Отсюда нетерпимость молодых в отношении этого окружения, тем большая, чем дальше от действительности их идеалы. Иногда за героев принимаются такие люди, которые героями отнюдь не являются. Типичным примером служат разные формы юношеской любви, а особенно так называемое преклонение, где, по-видимому, играет также роль развивающаяся в это время сексуальная потребность (Бейли, 1932, стр. 96; Уолл, 1960, стр. 230). Объектом такого преклонения может стать учитель, киноактер, политический деятель, всякий, чье общественное положение позволяет сделать его олицетворением всего того, что молодой человек хотел бы в нем видеть. Огромное желание найти идеал приводит к тому, что он сам создает себе героев из того материала, который дает ему окружение. Объект преклонения становится наивысшим авторитетом, образцом для подражания в мельчайших деталях. Это состояние доходит до эмоционального напряжения, зачастую патологического, когда «опьянение» приводит к попыткам самоубийства или к преступлению, если оказывается, что объект преклонения явно не имеет ничого общего с приписываемыми ему свойствами. Это состояние неуравновешенности, чувство потерянности и вытекающие отсюда расстройства в поведении не являются для молодых людей столь приятными, как думают, видимо, некоторые воспитатели. Об этом свидетельствует факт, что молодой скандалящий человек почти инстинктивно стремится к порядку и дисциплине, более строгому режиму и лишь в таких условиях хорошо себя чувствует. Он ненавидит только принуждение, несправедливость и вмешательство в его дела извне (это не ознп чает, что он не будет благодарен за тактичную помощь). о чем лучше всего знают те, кто близко соприкасался с группами, организованными молодежью, или сам принадлежал к таким группам. Дисциплина в подобных группах часто бывает жесткой, но зато она придает им индивидуальность и способствует сплоченности, а это ведет к тому, что группа и принятые ею нормы поведения могут быть взяты за образец, подобно конкретному человеку. Традиции, ритуалы группы, стабилизация которой возможна лишь благодаря дисциплине ее членов, определяют способ поведения и его оценку, так же как это делает поведение принятого за образец лица. По мере развития личности идентификация перестает быть достаточной. Делаются попытки анализа проблемы, первых синтезов, создания первых концепций смысла жизни вообще, а тем самым и собственной жизни. В это время разум оперирует еще лишь немногочисленными реальными фактами, в школе он был начинен огромным количеством часто не имеющих ничего общего с жизнью сведений, жизнь еще не ставит перед человеком конкретных требований. [47] В таких условиях, под давлением напряжения не удовлетворенной, все более доминирующей потребности возникает иногда лихорадочная, некоординированная активность. К тому же упомянутые перед этим трудности уточнения собственной концепции жизни, появляющиеся, по-видимому, в разных формах и с разной интенсивностью в зависимости от среды, имеют ту общую особенность, что ведут к конфликтам со взрослым окружением, которое уже «приземлило» свои идеалы и не позволяет вывести себя из равновесия. В результате этих столкновений молодые люди вместо того, чтобы приблизиться к действительности, бегут от нее в область дел, более важных и принципиальных для них, более им близких. Это бегство не должно иметь антиобщественного характера и вести к изоляции. Как и каждый конфликт, оно может быть «канализировано» с общественной точки зрения позитивно или негативно. Но в наших условиях конфликт, безусловно, возникает. Авторы большой работы «Психология мировоззрения молодежи» (Шуман, Петер, Верыньский, 1933) говорят об этом так: «Болезненное чувство контраста между идеализированным сверх-Я и убогим Я направляет усилия на формирование собственной души. Это приводит к познанию собственной души, что в свою очередь способствует познанию самого себя, работе над собой». Эта ситуация до настоящего времени не претерпела больших изменений. В приведенной выше цитате был упомянут еще один источник конфликта: в сопоставлении с собственными идеалами все чаще навязываемая оценка собственных возможностей, к сожалению небольших, вызывает дальнейшее эмоциональное осложнение и часто толкает к рискованным формам компенсаторного поведения. Это состояние, когда, по определению Петера (1938), мысль молодежи «лихорадочно работает в пустоте», имеет свои преимущества. Подобно детским манипуляционным играм, оно является прекрасной тренировкой абстрактного мышления, которое, развиваясь, позволяет совершить скачок к познанию все более общих и трудных проблем. Скачок, однако, как утверждает Шуман (1934), слишком большой, чтобы это не отразилось отрицательно на существующем в данное время состоянии приспособления. На этом я заканчиваю рассмотрение периода созревания, поскольку он не является основной темой работы. Я затронул некоторые аспекты периода созревания исключительно с целью оттенить фон для возникновения второй фазы развития потребности смысла жизни. На этой фазе начинают появляться общие, скроенные по «космическим» масштабам, часто подвергающиеся изменению, туманные концепции, касающиеся смысла жизни вообще. У человека в этот период отсутствуют не только знания, но и конкретные практические общественные обязанности. Можно, следовательно, позволить себе очень общие философские рассуждения, оторванные от реальности повседневной жизни. Вторая фаза продолжается иногда очень долго, а иногда очень недолго. Как я мог установить на основе изучения студенческой молодежи, студенты первого и второго курсов, в общем, находятся в фазе «космических» решений, в то время как работающая молодежь быстро проходит через этот период или, как мне случалось наблюдать, задерживается на первой фазе. В таких случаях молодые люди идентифицируют себя с каким-либо коллективом или более «опытным коллегой» или же бездумно принимают ту или иную, обычно простую формулировку, навязанную извне, и с нею непосредственно переходят из первой в третью фазу. Третья фаза обычно начинается тогда, когда общий вопрос о смысле жизни уступает место конкретному вопросу, который ставит перед собой взрослый человек: «В чем смысл моей деятельности?» Период «мировой скорби» кончается, и начинается практика обычной жизни. Зрелость и условия жизни взрослого человека дают возможность более спокойно делать выводы из собственного и чужого опыта и вместе с тем принуждают к этому. Зрелый ум позволяет, по крайней мере частично, освободиться от влияния эмоциональных предпосылок и основывать свои суждения на более реальном анализе действительности. На этой фазе подвергаются конкретизации и закреплению способы удовлетворения потребности смысла жизни у данного индивида, которые часто, если в его жизни не произойдут какие-нибудь драматические изменения, определяют направление его деятельности на будущее. Когда способы эти определены правильно, человеку обеспечена радость постижения смысла жизни; когда же они определены неверно или не определены вообще, поведение человека, который задержался на первой или второй фазе развития этой потребности, будет характеризоваться неустойчивостью или незрелостью. Правда, некоторые психологи, например Шуман, полагают, что «каждый крестьянин и каждый рабочий так или иначе философствуют, создают свою личную философию жизни и философию общественного устройства» (Шуман, 1947, стр. 12), однако, к сожалению, это нечасто встречается в действительности. Практика показывает, что многие люди по разным причинам не установили для себя осмысленного пути с помощью реальной и действенной «философии счастья» и «философии жизни» или задержались в своем развитии на первой фазе, осудив себя на постоянную эмоциональную зависимость от противоречивых и непоследовательных требований, которые ставят перед современным человеком многочисленные виды общественной деятельности. Заканчивая рассмотрение потребности смысла жизни, я хотел бы еще обратить внимание на важность выделения проблемы смысла жизни из исключительной компетенции философов и формулировки ее в терминах психологии приспособления, что позволит осуществить научную верификацию. Последнее особенно заманчиво. Поэтому я и решил включить проблему потребности смысла жизни в свою работу, уделив ей столько внимания, несмотря на то, что подробные исследования этой проблемы находятся только на начальном этапе. Как и все проблемы психологии личности, она связана с проблемами развития человека и с анализом патологических нарушений психики. Примечания:3 Понятие деятельности является составным элементом всей комплексной теории, контуры которой даны в труде Тома-шевского «Введение в психологию». Я не был знаком с этой работой, когда писал свою книгу. Найдя в деятельности удобный и отвечающий моим предпосылкам термин, я ввел его в свою работу уже после ее окончания, в силу обстоятельств отказавшись от выявления других его аспектов, а также от обсуждения проблем, которые образуют связь между темой моей работы и теорией деятельности. В числе прочего речь идет о таких вопросах, как возможность конструирования гипотез, объясняющих динамику структуры деятельности с помощью понятий, представленных в разделе о направляющей и контролирующей функции мотива, а также связи процессов саморегулирования, происходящих в субъекте с приведением в движение, удержанием постоянного направления и управлением деятельностью (см. гл. II данной работы). 4 A. Lеwiсki, Psychologia woli, UAM, rok. akad. 1(954/55. «Психический процесс» в понимании Левицкого не равен «процессу сознания». 37 Я не хотел бы в работе, методологической в своей основе, вступать в полемику о приспособительной ценности разных содержаний понятия смысла жизни, хотя не считаю, что эта тема является компетенцией только философа. 38 Человек, обязанный всем себе самому (англ). - Прим. перев. 39 Я не провожу здесь параллели с концепцией венского психиатра Франкля, ряд мыслей которого о связи проблемы смысла жизни с неврозом перекликается с точкой зрения, которую я изложил в данной работе. Эта глава написана тогда, когда я еще не имел под рукой его работы. Полемика с ним кажется мне в данное время и в данной работе излишней, так как подход к этой проблеме значительно отличает его концепцию от моей и приближается скорее к философскому, чем к естественно-научному способу решения. 40 Существует множество исследований, посвященных стадийности развития психической активности ребенка. По мнению известного исследователя детского мышления Пиаже, ранний этап развития психики ребенка характеризуется преобладанием субъективных связей (так называемый «эгоцентризм»), лишь впоследствии (примерно с 6 лет) уступающих место процессам социализации. (Что касается «интериоризации», то, по данным школы Пиаже — Инельдер, она наступает намного раньше; так, например, интериоризация сенсо-моторных схем наступает к 18 месяцам.) Согласно утверждению школы Валлона, напротив, не может быть и речи ни о каком отрыве от внешнего мира («аутизме») у маленького ребенка. Уже в 6-месячном возрасте ребенок, по Валлону, обладает выраженной «синкретической общительностью» (см. «Психическое развитие ребенка», М., 1967). Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев и другие советские психолога показали, что решающую роль в психическом развитии ребенка играет усвоение общественного опыта, а не врожденные инстинктивные механизмы (см., например: Л. С. Выготский, Умственное развитие детей в процессе обучения, М., 1935; А. Н. Леонтьев, Очерки психологии детей, М., 1950). — Прим. ред. 41 Это один из двух видов сознания, различаемых советскими психологами (Рубинштейн). Экстроспективное сознание является основным и составляет сознание объективной очевидности в отличие от интроспективного сознания, которое присоединяется к нему как вторичное (см. Левицкий, 1960, стр. 49). 42 Я имею в виду факт, что способность к интроспекции соединяется со способностью мыслить абстрактными категориями: «бытие», «личность», «смысл». 43 Под интраверсией я понимаю комплекс черт личности, способствующий тому, что интраверт в отличие от экстраверта более сосредоточен на образах собственного воображения, часто очень слабо контролируемого, избегает слишком многочисленных впечатлений, при этом его характеризует продолжительное сохранение эмоциональных состояний. Этот синдром не обязательно сопровождается интеллектуальной рефлексией и способностью к самоанализу. 44 Из наблюдений, проведенных в ходе исследований проблематики инволюционных депрессий (Обуховский, 1963). 45 Вышеописанное явление носит название «трудности периода созревания». Его нельзя считать чем-то обычным, проявляющимся при всех условиях. Пример противоположной ситуации дают исследования Маргарет Мид (1935), которая установила, что у некоторых первобытных народов нет периода, соответствующего нашему периоду созревания. Молодой человек после короткого периода инициации, посвященный в основные принципы смысла жизни, принятые в данном племени, сразу входит в общество взрослых. Тут следует, однако, обратить внимание на тот факт, что молодежь у первобытных народов живет в совершенно иных культурных условиях. Смысл жизни примитивных племен очень прост. Кроме того, он навязывается молодому человеку в очень необычных, часто ужасающих условиях инициации (см. Альт, 1960). Указанные на стр. 208 первые три условия определения смысла жизни становятся ненужными тогда, когда смысл жизни заключается в нескольких таинственных формулировках, как бы охватывающих все, что касается функции человека в этом мире, а четвертое — эмоциональная лабильность, является даже полезным в такой ситуации, ибо облегчает суггестивное влияние инициации. Такое положение было бы, по-видимому, возможно и в наших условиях, а именно в замкнутой среде, руководствующейся очень простыми, строго соблюдаемыми всеми и не подвергаемыми критике принципами. 46 «Другой характерной чертой молодого возраста... являются поиски смысла существования... Молодые люди и девушки хотят знать, кто они, как должны относиться к своему прошлому и будущему, которое они все более отчетливо себе представляют» (Уолл, 1960, стр. 162). 47 Я не имею здесь в виду работающей молодежи, с самых ранних лет чувствующей тяжесть проблем реальной жизни. Соответствующие исследования отсутствуют, тем не менее можно допустить, что весь процесс развития потребности смысла жизни проходит у них иначе. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|