|
||||
|
ГЛАВА VIII ПОТРЕБНОСТЬ В ЭМОЦИОНАЛЬНОМ КОНТАКТЕ 1. КОНЦЕ...ГЛАВА VIII ПОТРЕБНОСТЬ В ЭМОЦИОНАЛЬНОМ КОНТАКТЕ 1. КОНЦЕПЦИЯ «СТАДНОГО СТРЕМЛЕНИЯ» ЯНА МАЗУРКЕВИЧА Прежде чем мы приступим к подробному рассмотрению потребности в эмоциональном контакте, удовлетворение которой способствует развитию общественных форм поведения, необходимо уделить внимание концепции «стадного стремления», которая являлась для меня исходным пунктом в решении этой проблемы. Мазуркевич в упомянутой уже работе «Введение в нормальную психофизиологию» признал стадное стремление основным элементом всех психических явлений, связанных с характером человека, как психически здорового, так и обнаруживающего патологические отклонения от нормы. Название «стадное» он принял для описываемого человеческого стремления, как я думаю, не только по традиции (множество исследователей рассматривали стремления или инстинкты с этим названием), но и для того, чтобы подчеркнуть его непрерывность в ходе эволюции от низших млекопитающих, живущих обществами, до современного человека. Не ссылаясь, однако, на эти биологические зависимости, сам автор отмечает близкую связь или даже аналогию между этим стремлением и синтонией Блейлера (Мазуркевич, 1924), которая определяется как «инстинктивное созвучие с окружающей средой» (см. стр. 125 данной работы). [28] Мазуркевич полагает, что первые проявления стадного стремления у ребенка мы можем установить только тогда, когда его интересы, внимание, способность сосредоточиваться уже настолько развиты, что делают возможным пробуждение у него своего рода «массового чувства», то есть эмоционального «созвучия» с данным лицом. Он обращает при этом внимание на необходимость отличать аутентичное проявление синтонии от поведения, являющегося условной реакцией, связанной с другими потребностями, как, например, радость грудного ребенка при виде матери. Эта радость является выражением не какого-либо «общественного по своей природе» чувства, но закрепленного в памяти ребенка приятного ощущения, связанного с матерью, удовлетворяющей его голод или другие физиологические потребности (Мазуркевич, 1958, стр. 48). Мазуркевич утверждает также, что в то время, как простая синтонность ребенка является конечным этапом развития у него стадного стремления, а следовательно, свидетельствует о правильности его развития, то же самое явление у взрослого человека свидетельствует уже о неправильности развития. Происходит это потому, что при последующем правильном психическом развитии, по мере активизации эволюционно более высоких психофизиологических механизмов появляются чувства, соответствующие более высокому уровню развития (скоординированные с действием механизмов, управляющих логическим, причинно-следственным мышлением), которые подавляют «живость и непосредственность низших чувств, подвергая их критике рассудка». Поскольку же в ходе нормального развития всегда развивается склонность к рефлексии, понятно, что по мере психического созревания наступает «шизоидизация [29] детской синтонии», ведущая к так называемой вторичной шизоидии. Это можно считать определенной закономерностью развития в противоположность задержке на уровне первичной шизоидии, которая при полном отсутствии синтонности служит выражением патологического развития и создает основу для формирования психопатического характера, подобно тому как недоразвитие познавательного стремления является часто основой умственного недоразвития. Формулируя эту мысль проще, можно сказать, что отсутствие синтонности у психически зрелого индивида может быть вызвано или путем активного торможения этой реакции, как следствия воспитания, или в результате неспособности к такой реакции; это уже явление, относящееся к области патологии развития. Итак, стадное стремление возникает главным образом как эндогенный, детерминируемый изнутри продукт развития, как свидетельство обусловленности деятельности человека переживаниями и психическим состоянием других людей. Основы этой зависимости наиболее отчетливо видны при клиническом анализе случаев так называемых «бесчувственных», «холодных» психопатов. Что касается правильного развития, то Мазуркевич, подобно Блейлеру и его предшественнику, создателю понятия «инстинкт симпатии» Дюпре, описывает эту зависимость в общих чертах как созвучие и вытекающее из него совместное действие. [30] 2. АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО КОНТАКТА В главе, посвященной структуре ориентировочных потребностей (стр. 125), подчеркивалось, что у человека, как существа общественного, существует своеобразная ориентировка в психике других людей. Начало такой ориентировки можно, собственно, увидеть в синтонии и во внеинтеллектуальном созвучии, представляющем собой своеобразный эмоциональный контакт с другим человеком. В соответствии с этим потребность ориентировки в эмоциональном настрое других людей следует назвать потребностью в «эмоциональном контакте». Приступая к более подробному рассмотрению связанных с этой потребностью вопросов, следует, однако, точнее определить само понятие «эмоциональный контакт», поскольку свести его исключительно к синтонии невозможно. Эмоциональный контакт, несомненно, связан с синтонностью, поскольку он становится возможным только тогда, когда индивид способен к эмоциональному «созвучию» с состоянием других людей. Однако речь здесь идет не только о синтонности данного индивида, способного к эмоциональному контакту. Говоря об эмоциональном контакте, мы предполагаем существование двустороннего контакта, в котором индивид чувствует, что является предметом заинтересованности, что другие «созвучны» с его собственными чувствами. Без соответствующего настроя людей, окружающих ребенка, не может возникнуть эмоционального контакта. Может случиться, что дети, потенциально способные к установлению эмоционального контакта, но лишенные в ранний период развития возможности такого контакта (вследствие нейтральности или даже эмоциональной неприязни окружающих), теряют способность к этому контакту в будущем. Можно допустить, что их синтонность подверглась по какой-либо причине торможению. Выдвигая фактор эмоционального контакта на первый план, мы в то же время предполагаем, что само присутствие разных людей около ребенка еще не закрепляет этого контакта, скорее наоборот, учитывая небольшую «познавательную емкость» ребенка, который не способен к запоминанию, а следовательно, и к распознаванию слишком большого числа людей, факт присутствия вокруг него множества разных людей влечет за собой явление прямо противоположное: чувство потерянности и одиночества, с которым связан страх. Страх этот ведет к негативной реакции на людей или в лучшем случае гасит позитивную реакцию, если даже она начала развиваться. О правильности этого предположения говорит обширный фактический материал, собранный разными исследователями за последние 20 лет. Для иллюстрации можно привести наблюдения за 6—7-летними детьми, воспитанными в больших, имеющих многочисленный персонал Домах ребенка. [31] Такие дети постоянно находились в коллективе, постоянно встречались и со взрослыми и с ровесниками, и, несмотря на это, у них обнаружилось отсутствие синтонности по отношению к окружающей среде. Характерно, что эти дети, приглашенные на праздничный вечер в разные семьи, желающие сделать им праздники более приятными, с одной стороны, чувствовали себя потерянными в ситуациях, в которых их окружало эмоциональное тепло, а с другой стороны, все мероприятие произвело на них значительно меньшее впечатление, чем на детей, воспитанных в условиях семьи. Так, например, дети из Дома ребенка после возвращения спрятали полученные подарки и спокойно перешли к обычному образу жизни, в то время как дети из семей еще долго переживали праздничные впечатления. Об этом свидетельствуют и другие факты. Например, данные катамнеза взрослых, которые в раннем детстве провели долгое время в санаториях, говорят о трудностях в осуществлении контакта с другими детьми, неуверенности, мучительном чувстве одиночества и т. д. (Пруг, 1956). Так же обстоит дело с детьми родителей эмоционально холодных и равнодушных. Этим, собственно, я объяснил бы кажущийся парадокс, что у детей, воспитанных в детских учреждениях, то есть имеющих значительно больше возможностей для контактов, чем те, которые живут в семьях, явно отсутствует способность к эмоциональному контакту с другими. Причина заключается в том, что персонал часто относится к своим воспитанникам равнодушно и не проявляет большого интереса к ним как к личностям (см. исследования таких авторов, как Олехнович, 1959; Райбл, 1944 и Боулби, 1961). Такой подход обезличивает детей, они не могут надлежащим образом развивать свои способности к синтонии, которая только вместе с чувством «созвучия» с нами других людей составляет двусторонний естественный эмоциональный контакт. Некоторые наблюдения, сделанные мною среди пациентов Консультации психического здоровья, позволяют развить эту гипотезу далее. Можно отметить, что в случае, когда родители окружают ребенка любовью, которая проявляется преувеличенным образом, когда они постоянно к-его услугам, не спускают с него глаз, так что он не представляет себе возможности отсутствия эмоционального контакта, также не формируются механизмы, позволяющие осуществить этот контакт, его поиски. Потребность эмоционального контакта не подвергается конкретизации (ср. стр. 83), в связи с чем ребенок, вырастая, не ищет такого контакта. Тогда появляются такие черты личности, как холодность чувств, асинтонность, эгоцентризм. В качестве иллюстрации можно привести пример девочки, которая родилась два года спустя после смерти брата-первенца и которую родители окружили преувеличенной, пугливой заботой, отражающей их переживания, вызванные навязчивым страхом. Девочка быстро развивалась и физически и умственно. Она была вежлива, трудолюбива, любознательна, малоэмоциональна, избегала нежностей и сердечности. Типичным примером может служить следующая сцена. Когда ей было пять лет, мать, целуя, одевала ее в постели, девочка же стояла неподвижно, с опущенными руками, ожидая, когда все это кончится. Благодаря последующему обдуманному поведению родителей и другим обстоятельствам антиобщественного извращения характера не произошло. В данном случае не существовало достаточно часто встречающегося страха перед эмоциональным контактом, вызванного агрессивной любовью эгоистичных родителей. Можно предполагать, что здесь просто не сформировались механизмы, ведущие к поиску эмоционального контакта. Аналогичные явления можно наблюдать в развитии познавательной потребности у глухонемых, и это касается также других потребностей, даже физиологических. Иногда встречаются люди, у которых не наступила конкретизация пищевой потребности. Они никогда не ощущают голода, могут чувствовать себя ослабевшими, раздраженными, но голода совершенно не осознают. Только умозрительно, путем анализа ситуации они приходят к выводу, что, вероятно, голодны. Ведя с этими людьми подробную беседу, можно установить, что в раннем детстве их кормили не тогда, когда наступало время приема пищи, но как только для этого представлялась возможность. Не допускалось, чтобы ребенок мог почувствовать себя голодным. Это еще один пример упоминавшегося уже явления отделения у человека напряжения, связанного с неудовлетворением какой-либо потребности, от механизмов, направляющих действие. Говоря об эмоциональном контакте, я буду, следовательно, иметь в виду двустороннее отношение, основывающееся на том, что индивид: 1) чувствует себя предметом заинтересованности и симпатии, а также 2) «созвучен» с окружающими, переживая их горести и радости. Главным тут является то, что человек имеет потребность понимаемого таким образом эмоционального контакта. В случае когда эта потребность не удовлетворяется по внешним или внутренним причинам (отсутствие случая для надлежащего контакта или негативное отношение), он не может правильно развиваться. О таких людях в психопатологии часто говорится, что у них имеются социопатические черты или признаки расстройства личности. После этих предварительных замечаний приступим к рассмотрению отдельных проблем, связанных с этой темой, и фактов, которые успела в этой области накопить психология. 3. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ КОНТАКТ И ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ПОТРЕБНОСТЬ Потребность эмоционального контакта является, по всей вероятности, как я уже упоминал (стр. 127), одной из специфических форм, в которую в условиях человеческого бытия преобразовалась общебиологическая потребность ориентировки. В конце концов тенденция обращать особое внимание на другого человека в отличие от прочих предметов окружающей среды является условием удовлетворения ориентировочной потребности. Это становится, пожалуй, даже врожденным качеством. Например, Бейли в своем учебнике социальной психологии (1959) пишет: «Экспериментальные исследования показывают, что очень рано, уже на втором месяце жизни, голос людей больше привлекает внимание грудного ребенка, чем другие звуки» (стр. 68). Ширли (см. Харлок, 1960, стр. 166) идет еще дальше, указывая на основе собственных исследований, что даже недоношенные младенцы особенно сильно реагируют на крик других грудных детей. Кроме того, с момента, когда ребенок начинает входить в общественные отношения с окружающей средой, что наступает, по-видимому, тогда, когда он начинает специфическим образом реагировать на окружающих людей, непосредственно не удовлетворяющих его материальных потребностей, мы можем по мере его развития наблюдать стремление к эмоциональному контакту со все большим числом людей. Обычно это происходит следующим образом: ребенок, встречаясь с новым лицом или группой новых лиц, не осуществляет этого контакта сразу. Первой реакцией является робость, заторможенность. Ребенок не хочет громко отвечать на вопросы, иногда прячется за мать и даже начинает плакать. «Отважное» поведение ребенка в новой для него ситуации, не предваряемое периодом хотя бы некоторого временного резерва, позволяющего присмотреться к ситуации, оценивается в клинической практике как подозрительное проявление, свидетельствующее об определенном нарушении в развитии личности, зачастую об умственном недоразвитии. С другой стороны, так же ненормально ведет себя ребенок, всегда старающийся не обращать на себя внимание, жмущийся к стенам и относящийся к каждому чужому человеку с долго не проходящим страхом (пассивная фаза ориентировочного рефлекса?). Когда ребенок, ведущий себя сдержанно с новым человеком, начинает держаться свободно, естественно, мы говорим, что он «познакомился», или — менее удачно — «освоился». Только после достижения ребенком такого состояния, после удовлетворения познавательной потребности, может начаться осуществление эмоциональных отношений, то есть попытки установления эмоционального контакта. Я думаю, что этот пример, а также множество других, которые можно было бы почерпнуть из жизни более старших детей и взрослых, позволяет утверждать, что без предварительного удовлетворения познавательной потребности по отношению к данному лицу нельзя удовлетворить потребность в эмоциональном контакте. Иначе говоря, пока человек для нас непонятен, мы не можем добиваться эмоционального «созвучия» с ним. Следовательно, эмоциональный контакт представляет собой состояние, когда индивид не только спокоен, будучи уверен, что ему не угрожает ничто неожиданное (это не обязательно соответствует действительности), но также чувствует, что является объектом эмоционально окрашенного интереса. На этом следует остановиться подробнее, чтобы выяснить одно обстоятельство. В психологии существует мнение, что «неизвестное», «новое» само по себе вызывает, по крайней мере у маленьких детей, чувство страха. Так, например, думала Шарлотта Бюлер, формулируя закон, гласящий, что «выраженно неизвестный вид какого-либо предмета или явления пробуждает чувство страха, охватывающее организм и вызывающее негативную эмоциональную реакцию, которая только после овладения раздражителем посредством знакомства с ним преобразуется в позитивную» (1933, стр. 79). В то же время Франус (1955) в своих исследованиях первых реакций страха у детей показал, что первым всегда возникает исследовательский рефлекс. Только позже, например в случае, когда новый раздражитель оказывается непонятным или связанным с чем-то, чего ребенок ранее боялся, появляется реакция страха или испуга. Сусуловская в упоминавшихся в предыдущей главе исследованиях (1960) также не установила, что первой реакцией на что-то новое был страх. Сказанное можно отнести и к концепции Хебба (1958), который считает, что безусловную реакцию страха вызывают предметы очень странные, ведущие к «конфликту наблюдения», не дающие возможности соотнести их с чем-то известным, или предметы, увиденные в каком-то новом аспекте. Об отклонении от закона, сформулированного Бюлер, говорят многие исследования. В противном случае мы должны были бы согласиться с тем, что ребенок никогда не научится никакой позитивной реакции, потому что каждый новый раздражитель будет вызывать вместо реакции ориентировочной, а позже исследовательской, реакцию бегства, а это противоречит фактам. Каким образом ребенок, охваченный эмоцией страха, сможет «овладеть раздражителем посредством знакомства с ним»? Вернее всего предположить, что страх возбуждает не новое неизвестное, но то, что не может быть понято, или, очевидно, то, что становится понятным, как небезопасное. Это также и биологически обосновано. Всегда полезнее удалиться из зоны действия раздражителя, ценности которого, несмотря на усилия, нельзя понять, чем натолкнуться на неожиданные последствия. Страх или испуг влечет за собой невозможность удовлетворения потребности эмоционального контакта потому, что эти чувства в принципе вызывают репульсивную реакцию, в то время как удовлетворение потребности в эмоциональном контакте требует пропульсивных реакций, то есть реакций, направленных к предмету, а не отталкивающихся от предмета, к которому относится эта реакция. Понимание или познание при эмоциональном контакте имеет, очевидно, разнородный характер. Иногда это просто ориентация на достоинства лица, с которым возникает контакт, и их ценность для. познающего, иногда понимание позиции, которую он занимает по отношению к этому лицу. На этих вопросах мы еще остановимся при рассмотрении фаз развития способов удовлетворения потребности в эмоциональном контакте. 4 ДИНАМИКА ПОТРЕБНОСТИ В ЭМОЦИОНАЛЬНОМ КОНТАКТЕ Ребенок определенно стремится к эмоциональному контакту. Наблюдение за проявлениями этой потребности свидетельствует о том, что можно предполагать существование специфического механизма, который так же как и при других потребностях, толкает ребенка к активности, направленной на удовлетворение этой потребности доступным для него способом. Существование и сила связанного с этой потребностью напряжения проявляется наиболее отчетливо тогда, когда возникают неблагоприятные для его разрядки условия. Наблюдения клинических психологов, работающих с детьми, показывают, что ребенок стремится к эмоциональному контакту особенно настойчиво тогда, когда первоначальный постоянный интерес окружающих к нему начинает угасать, когда взрослые, привыкшие к его присутствию или отвлеченные другим ребенком, начинают более явно заниматься своими делами. Тогда в поведении ребенка появляется негативизм, капризы за едой, благодаря чему ребенку обычно удается обратить на себя внимание окружающих. У ребенка более старшего, школьного возраста неудовлетворение этой потребности может выразиться в стремлении занять привилегированное положение в группе сверстников, вызвать их уважение паясничаньем или образцовой учебой. Ребенок тогда более действенно концентрирует на себе внимание, возбуждая зависть или удивление товарищей, или вызывая интерес учителей. Проявлением потребности контакта может быть также соперничество. Известно, как легко побудить детей к взаимному соревнованию. В подобных случаях часто говорится, что таким образом проявляется «стремление к власти». Это, видимо, не лишено оснований, ибо для разного рода проявлений стремления к власти характерно также то, что чем большего успеха удается кому-либо достигнуть, тем большее число людей интересуется героем, проявляя к нему эмоциональное отношение. На это обратил внимание в упомянутой работе Бейли, прямо говоря об универсальной тенденции к вызыванию реакций у других (Бейли, 1959, стр. 66). Примеры из консультационной практики также свидетельствуют о том, насколько сильно это стремление вызывать интерес у окружающих: телесное наказание, примененное тогда, когда это стремление приобретает антиобщественные формы, не затормаживает, а даже как бы усиливает его. Это особенно часто наблюдается у детей, родители которых эмоциональный контакт с ребенком ограничивают наказаниями. Эти наказания каким-то образом удовлетворяют потребность эмоционального контакта, если только они не применяются хладнокровно, равнодушно. В таких условиях это является единственным, хотя и противоестественным способом удовлетворения потребности эмоционального контакта и лучше объясняет проблему, чем попытки представить ребенка мазохистом (с чем часто можно встретиться). Утверждение Фрейда, что ребенок действует по принципу уклонения от неприятного и поиска приятного, лежит в основе воспитательных методов и является в целом правильным, но только при достаточно широком понимании приятного и неприятного. Обращает на себя внимание тот факт, что некоторые дети охотно заменяют пребывание в семье, создающей им очень хорошие материальные условия, но равнодушно относящейся к их потребностям, на пребывание в семье очень бедной, но окружающей ребенка заботливым, сердечным вниманием. В литературе, посвященной неврозам, часто встречаются работы, авторы которых (см. Камерон, 1947; Завадский, 1950) утверждают, что в основе распространенного в настоящее время невроза с явлениями, например, ипохондрии лежит сложившееся в детском возрасте отношение к болезни, как к чему-то приятному. Болезнь бывает надежным, а иногда единственным средством обратить на себя внимание окружающих, приобрести их сочувствие. Аналогичным образом часто объясняются упорно повторяющиеся случаи недержания мочи у старших детей, несмотря на то, что их прямое следствие, например наказания или тягостное лечение, безусловно, не является приятным. Эти и ряд других наблюдений позволяют допустить, что эмоциональный контакт отнюдь не должен быть контактом, окрашенным положительным чувством, приятностью. Контакт, который ощущается как положительный, то есть не причиняющий неприятности, не вызывающий неприятных переживаний, таких, например, как при наказаниях, наиболее полезен с точки зрения развития личности, но, когда он невозможен, тогда ребенок пытается обратить на себя внимание любым доступным ему способом. Это явление имеет особое значение при современной культуре, когда интерес к детям пробуждают скорее их выходки, а не их примерное поведение («Награда послушанию была бы слишком деморализующей; послушание — это обязанность ребенка», — говорил мне один педагог). Ребенок, как я упоминал, сам стремится к эмоциональному контакту. Часто можно наблюдать, как правильно развивающийся здоровый ребенок не соглашается с ролью подчиненного, которую навязывает ему структура семьи. Он борется за свое право на участие в делах родителей, проявляя иногда большую изобретательность в выборе методов, способствующих наибольшей эффективности этой борьбы, и относясь очень агрессивно к тем, кто ему препятствует, например к младшим братьям и сестрам. Собственно, одним из открытий Адлера было указание на роль, которую в формировании стиля жизни ребенка играет его положение в семье. Это соответствует истине, а в более общем виде можно было бы сказать, что на стиль жизни влияет способ, которым ребенок может, умеет и должен бороться за необходимые для него условия развития личности. 5. ПРЕПЯТСТВИЯ В УДОВЛЕТВОРЕНИИ ПОТРЕБНОСТИ В ЭМОЦИОНАЛЬНОМ КОНТАКТЕ Когда невозможно удовлетворить потребность в эмоциональном контакте, дети, которые до того времени не испытывали в этом затруднений, ощущают чувство отверженности; в некоторых случаях это может привести к деформации личности, проявляющейся в разного рода комплексах. Бывает, например, что на почве чувства отверженности возникает комплекс, который можно было бы назвать «комплексом Золушки». Я пользуюсь здесь этим названием, как более точным вместо названия «комплекс неполноценности», поскольку дети, даже когда они открыто выражают убеждение в собственной неполноценности и делают это довольно часто, в общем, в глубине души его не разделяют. Ребенок, имеющий комплекс Золушки, уже согласился с виду с тем, что он хуже других, глупее или менее красив, но можно легко доказать, что он все время верит в какое-то чудо, в какую-то добрую фею, которая в один прекрасный день все изменит. Впрочем, комплекс Золушки является только одним из обличий комплекса, который можно определить как комплекс различия и который при каждом такого рода расстройстве приспособления играет принципиальную роль. Комплекс различия я рассмотрю подробнее в конце главы. Он может относиться ко всем чертам ребенка, затрудняющим установление эмоционального контакта, и я полагаю, что реальная помощь в завязывании такого контакта уничтожает его действие. Внутренняя заторможенность, искаженные позиции — результат затруднений, встречаемых при нормальном удовлетворении потребности эмоционального контакта. С ними, по-видимому, связаны и трудности у детей старшего возраста. Другой очень интересной проблемой является временное затруднение контакта, например, у детей, которые с рождения воспитываются вне семьи в детских учреждениях. В Польше проведен ряд исследований по этому вопросу, причем оказалось, что даже у детей, привыкших- к пребыванию в яслях, в дальнейшем могут появиться «состояния психической депрессии», не связанные непосредственно с эмоциональным шоком, вызванным расставанием с матерью. Эти дети в грудном возрасте хорошо акклиматизировались в яслях (были веселыми, активными). Состояние психической депрессии появилось у них только позднее, в возрасте около шести месяцев (Олехнович, 1959). Таким образом, нормальная потребность эмоционального контакта появляется у детей именно в этом возрасте (см. также Шпиц, 1956; Олехнович, 1957), и, если не принимать ее во внимание, возникают эмоциональные расстройства, даже если ребенок и не пережил эмоционального шока после отрыва от матери. Олехнович в указанной работе сделала также попытку систематизации эмоциональных нарушений, которые возникают у детей, оторванных от родителей. Это упомянутые депрессии и шоки, вызванные непосредственным расставанием с матерью, проявляющиеся в двух формах: 1) реакция отчаяния, когда «ребенок, оставшись в яслях, плачет почти без перерыва несколько дней; на попытку установить эмоциональный контакт чаще всего реагирует усилением плача; нередко отказывается от пищи, не играет, не интересуется окружающим»; 2) реакция остолбенения, когда «ребенок не двигается, не играет, не радуется, но и не плачет; на приближение взрослого совершенно не реагирует или проявляет неудовольствие, ноне протестует, равнодушно подчиняется требованиям обслуживающего персонала; мимика одеревенелая, глаза без выражения». Эти дети часто считаются недоразвитыми. Райбл (1944) на основе наблюдения над 600 детьми приходит к выводу, что отсутствие так называемого mothering, то есть материнской заботы (причем не обязательно связанной с матерью), может вести к очень тяжелым соматическим расстройствам уже в двухмесячном возрасте, ибо организм грудного ребенка для правильного функционирования должен получать из внешней среды комплексы раздражителей, которые предоставляет ему естественная забота матери. Прикосновение, похлопывание, поднимание, прижимание к груди, голос матери, возможность сосания столь же важны для грудного ребенка, реагирующего комплексно, как и соответствующая пища и температура. Райбл утверждает, что характерных для этого расстройства клинических явлений не наблюдается у грудных детей, даже живущих в негигиенических условиях, но имеющих постоянный физический контакт с матерью. Между тем эти явления встречаются даже в лучших детских учреждениях, прекрасно оборудованных, обеспечивающих наиболее рациональный с научной точки зрения уход, но неспособных воссоздать тонкие личные влияния, которые необходимы ребенку для полноценного развития (стр. 635). Возвратимся к более старшим детям. Следует заметить, основываясь на многочисленных уже упоминавшихся исследованиях, что приспособление ребенка к ситуации, в которой потребность эмоционального контакта не находит удовлетворения, происходит, в общем, одинаково. Ребенок, отделенный от матери, как правило, пытается по мере возможности осуществить эмоциональный контакт с кем-либо из окружающих. Однако это редко бывает возможно. Олехнович пишет в уже упоминавшейся статье: «В яслях... отношение воспитательниц к детям часто бывает совершенно безличным. Когда же между воспитательницей и ребенком возникают эмоциональные связи, они порой неосторожно и грубо прерываются». То же случается в больницах, где ребенком занимается всякий раз другой человек. Исследования в одной из американских больниц показали, что в течение 14 дней ребенок встречался с 32 новыми для него лицами. Установлено также, что восстановление прерванных эмоциональных контактов возможно не более четырех раз, после чего ребенок перестает стремиться к такого рода контактам и, в общем, становится к ним равнодушным (Пруг, 1956). В таких случаях принято говорить, что ребенок («наконец адаптировался к больничным условиям». Ход такой адаптации описал Шпиц в работе, посвященной проблеме отношений мать — ребенок (Шпиц, 1956, стр. 105 и сл.). В первый месяц сепарации ребенок (в возрасте шести месяцев) плачет, требует мать и как бы ищет кого-либо, кто может ее заменить. На второй месяц у ребенка появляется реакция бегства, он кричит, когда кто-то к нему подходит. Одновременно наблюдается падение веса и снижение уровня развития. На третий месяц сепарации ребенок занимает характерную позицию, лежа на животе, «избегает всяких контактов с миром». Если ему препятствуют, он очень долго кричит, иногда часа три без перерыва, страдает бессонницей, теряет вес, легко подвергается инфекциям. У него часто появляются кожные заболевания. На четвертый месяц сепарации исчезает мимическая экспрессия, мимика становится застывшей, ребенок уже не кричит, а лишь жалобно плачет. Показатель развития после трех месяцев сепарации снижается на 12,5 баллов, после трех-четырех месяцев — на 14 баллов, свыше пяти месяцев — на 25 баллов. Ребенок, отделенный от матери, теряет ранее приобретенные навыки. Если перед этим он мог ходить, то теперь не умеет даже сидеть. Боулби (1956) отметил, что госпитализированные дети, приспосабливаясь, часто забывают мать и даже начинают относиться к ней негативно, уничтожают полученные от нее игрушки, не хотят ее узнавать и т. д. В своей практике я также наблюдал ребенка, который после возвращения из больницы узнавал всех домашних, за исключением матери, что, как я думаю, служит несомненным доказательством невротического вытеснения (Обуховский, Обуховская, Гонцежевич, Кши-виньская, 1961). Мнения о продолжительности последствий сепарации сходятся. Как американские, так и польские исследования показывают, что обратимость изменений, вызванных сепарацией, зависит от ее продолжительности: в случае сепарации ребенка, продолжающейся свыше 5—6 месяцев, изменения в принципе необратимы (Шпиц, 1956; Олехнович, 1957). В 1961 году, однако, было опубликовано сообщение о процессе действительной психической ревалидации мальчика, измученного пребыванием в больнице (Белицкая, Олехнович, Ренчайский, 1961). Авторы, правда, не располагают данными о последующем развитии его личности, но, наблюдая процесс выздоровления, дают хороший прогноз. В этом случае «главную причину психосоматического надлома ребенка» они видят в «разрыве естественной связи: мать — ребенок». Удачные результаты лечения они приписывают «методу комплексного продвижения вперед. Он основывается на возможно более глубоком внимании к потребностям маленького ребенка в эмоциональном и воспитательном воздействии при одновременном использовании всех находящихся в нашем распоряжении средств соматической терапии... На первое место мы ставим возвращение ребенку чувства безопасности путем создания ему возможности эмоциональной связи с одним человеком (курсив мой.— К. О.)...» (стр. 135). Пока, однако, эти оптимистические результаты не вышли за рамки клинических экспериментов. Я уже упоминал, что катамнезы взрослых людей, характеризующихся затрудненным эмоциональным контактом, недоверчивых, не умеющих сотрудничать с другими, часто свидетельствуют о долгих периодах сепарации от матери в детстве. Так выглядят нарушения, вызванные, главным образом, как fiojiaratotf исследователи этой проблемы, отделением ребенка от матери и тем самым, как можно судить на основе сказанного, также неудовлетворением потребности эмоционального контакта. Более подробно я остановился на этих фактах по двум причинам. Во-первых, они убедительно иллюстрируют тезис, что потребность эмоционального контакта действительно является потребностью и что ее неудовлетворение влияет на приспособление человека; во-вторых, они показывают, какое большое значение имеет эта потребность в раннем периоде развития личности. Почему именно в раннем, я постараюсь объяснить в следующем разделе. [32] 6. ФАЗЫ РАЗВИТИЯ ПОТРЕБНОСТИ В ЭМОЦИОНАЛЬНОМ КОНТАКТЕ Наблюдая способы удовлетворения потребности в эмоциональном контакте в разные периоды развития, можно заметить, что каждому из этих периодов соответствует определенная фаза развития этой потребности или, иначе говоря, что по мере развития человека его возможности удовлетворения потребности эмоционального контакта подвергаются существенным изменениям. Вернемся к затронутой ранее проблеме. Почему, собственно, сепарация маленьких детей от матери так сильно нарушает их приспособление? Я уже упоминал, что такому ребенку удается снова завязать эмоциональный контакт не более четырех раз. Этот факт позволяет сделать вывод, обоснованный с точки зрения возможностей, предоставляемых уровнем развития познавательных механизмов, а именно, что до трех лет потребность эмоционального контакта у ребенка удовлетворяется прежде всего, а вначале исключительно в отношениях с одним и тем же известным ему человеком. Принятие такой рабочей гипотезы позволяет понять, почему маленький ребенок в окружении даже самых доброжелательных людей, если это каждый раз новые для него лица, не может удовлетворить потребности эмоционального контакта. Не может, как я думаю, по двум причинам. Во-первых, «познавательная емкость» ребенка очень ограничена. Во-вторых, если даже такой контакт будет временно создан, то его неоднократный разрыв, сопровождаемый эмоциональным шоком, вызывает невроз, являющийся защитной реакцией, которая возникла в ходе научения и проявляется в форме уклонения от эмоционального контакта. Возможность удовлетворения потребности эмоционального контакта с одним и тем же известным ему человеком, а также затруднения, вызванные его заменой, являются, следовательно, признаком первой фазы. Интересны с этой точки зрения (речь идет о подтверждении характеристики первой фазы) исследования (Гебер, 1958) негритянских детей, которые от рождения весь день проводят с матерью, и даже во время работы находятся за ее спиной. [33] У этих детей не только быстрее развивается речь и межличностные отношения, но и ускоряется ход умственного и физического развития. В негритянских семьях, где дети воспитываются по-европейски, их развитие не является столь быстрым. Установлено также, что после отнятия от груди традиционно воспитываемого ребенка темп его роста замедляется. Гебер не связывает этот факт с особенностями питания. Говоря об этой избирательности на первой фазе, я не утверждаю, что ребенок, скажем двухлетний, будет играть только с матерью, не замечая других людей. Это, конечно, не так. Нормально развивающийся, здоровый ребенок живо реагирует на слова и жесты также и других людей. [34] Говоря об избирательности, я хотел подчеркнуть, что в случае отсутствия одного постоянного человека, дарящего ребенка теплом и окружающего заботой, эмоциональные контакты с другими людьми оказываются не только недостаточными, но могут быть даже заторможены. На третьем году жизни можно наблюдать начало второй фазы, характеризующейся тем, что возможность удовлетворения потребности эмоционального контакта становится более многосторонней, охватывая все более широкий круг людей, вначале самых близких, а потом более далеких, поскольку условия окружающей среды не препятствуют этому развитию. Иногда эти фазы совмещаются. Наблюдая детей, живущих в условиях семьи, я заметил, что обе упомянутые фазы могут сосуществовать. На первый план выдвигается тогда потребность контакта именно с матерью, но постепенно появляется потребность эмоционального контакта с другими людьми, безразлично, с детьми или взрослыми. Затем можно заметить, что ребенок начинает удовлетворять свою потребность эмоционального контакта с более широким кругом детей или взрослых, уже не всегда ставя на первое место мать. Это период, когда можно говорить о выраженном влиянии на ребенка социальной структуры окружающей среды. Только после этого наступает период социального разграничения — третья фаза, когда ребенок лучше всего удовлетворяет свою потребность эмоционального контакта в группе ровесников, потому что контакт со взрослыми становится все более трудным. В материалах, собранных при изучении детей, являющихся пациентами Консультации психического здоровья, можно найти немало примеров расстройств, возникших по той причине, что на второй фазе ребенок не имел возможности контактирования ни с кем, кроме матери или бабушки (в основном речь идет о «бабушкиных внуках»), или же на третьей фазе не имел возможности контактирования с ровесниками (например, единственные дети из «хороших семей», дети, имеющие слишком взрослых товарищей, и т. д.). Некоторые дети на третьей фазе постоянно создают себе воображаемых товарищей, которым дают имена, с которыми разговаривают, играют, хвастаются перед ними игрушками и т. д. Третья фаза связана, по-видимому, с тем, что ребенок уже начинает создавать свою собственную, отвечающую его уровню «концепцию мира», имеет свою оценку, свой способ постижения явлений окружающей среды, способ, которого взрослые не понимают или чаще всего не хотят ни понимать, ни терпеть (за что к ним испытывал жалость Януш Корчак), поскольку это требует от них слишком больших усилий. На первой и второй фазах удовлетворение потребности в эмоциональном контакте было обусловлено приспособлением к достаточно простым и, в общем, постоянным требованиям семьи, требованиям определенной среды. На третьей фазе, высшая точка которой относится к школьному периоду, ребенок, входя в новую и совершенно отличную среду, которой является школа, должен изменить многие из ранее сложившихся у него привычек и отношений, чтобы найти свое место в группе ровесников. Тут особенно сильно дают себя знать такие последствия всевозможных аномалий развития на первой и второй фазах, как неумение жить в коллективе, эгоизм, нежелание понять, что не ты находишься в центре внимания, неспособность мириться с этим, чувство обиды. Новые требования в таких случаях падают на совершенно не подготовленную почву, часто вызывая нервные расстройства и деформируя личность. Эти новые требования становятся наиболее жесткими в период созревания, который в социальном плане характеризуется постепенным выходом из-под влияния семейной среды, поисками собственного пути, влиянием обучения в школе, а также воспитания в молодежных организациях, что поглощает время ребенка, все более уменьшая влияние семьи. Существует ряд исследований, указывающих на большое значение для развития личности соответствующей установки, обусловливающей правильное удовлетворение потребности эмоционального контакта в группе коллег (Гроус, 1930). Интересно, что при воспитании в семье не всегда принимается во внимание то, что ребенок обязательно должен найти свое место среди ровесников. Часто случается, что это противоречит интересам семьи. Семья старается уничтожить позицию ребенка среди товарищей, чтобы перетянуть его к себе. Так бывает, когда ребенок является единственным в семье, особенно единственным ребенком одинокой женщины. Часто мы обнаруживаем этот момент в катамнезах взрослых, которые не только не пытаются найти себе спутника жизни, но даже боятся эмоциональных контактов (см. Завадский, 1959, гл. «Шизоидная личность»). Принимая во внимание широкую распространенность таких случаев, особенно среди единственных детей (см. Макаренко, 1954), нужно признать, что воспитание в интернате имеет определенное преимущество перед воспитанием в семье. Оно, конечно, не может заменить семейное воспитание, но дополняет его и корригирует намечающуюся деформацию личности. Поэтому психологи в консультациях часто рекомендуют отдавать ребенка в интернат, признавая это средством терапии. Харцерские лагеря, [35] экскурсии, совместная общественная работа также облегчают ребенку приспособление в этот период. Тот факт, что на третьей фазе удовлетворения потребности эмоционального контакта в коллективе ровесников имеет доминирующее значение для развития личности (наряду с контактом с родителями и воспитателями), находит подтверждение в спонтанном поведении молодежи, которая охотнее, чем в какой-либо другой период, объединяется в группы, создает собственные организации, меньше внимания уделяя контактам со взрослыми, нежели это имело место в «объектном периоде», в первые школьные годы. Это отмечает также Бейли (1959), говоря, что в возрасте старше девяти лет «стремление объединяться в группы, потребность принадлежать к какой-либо компании достигает своего максимума» (стр. 197). 7. КОМПЛЕКС НЕПОЛНОЦЕННОСТИ КАК РАЗНОВИДНОСТЬ КОМПЛЕКСА РАЗЛИЧИЯ Здесь я хотел бы вернуться к уже упомянутому тезису, что полное удовлетворение ориентировочной потребности, а следовательно, и потребности эмоционального контакта имеет принципиальное значение для развития чувства уверенности в себе, чувства безопасности. Так называемое чувство неполноценности (Адлер) может при таком понимании трактоваться как нечто вторичное. Первичным является чувство обособленности, одиночества. Я полагаю, что чувство неполноценности, столь часто встречающееся, возникает тогда, когда ребенок настолько отличается от своих сверстников, что не может в их среде удовлетворить своей потребности контакта, а поведение окружающих внушает ему прямо или косвенно мысль, что это происходит по причине его неполноценности. Это согласуется с мыслями Адлера, который считал, что чувство неполноценности возникает у ребенка, находящегося среди «больших» и «всемогущих» взрослых. Трудно, однако, было бы доказать, что этот факт должен действовать и на третьей фазе, когда эмоциональный контакт со взрослыми становится менее существенным. Во всяком случае, и в том и в другом примере, как я полагаю, принципиальным является не чувство неполноценности, но чувство различия. Различие это имеет не только вербальное, но и практическое значение. Считая, что комплекс неполноценности — вторичное явление, психолог не будет стремиться к тому, чтобы выработать у пациента, страдающего таким комплексом, более высокое мнение о себе (что часто приводит к другой крайности) или научить его определенной форме компенсации, но будет стараться помочь ему в установлении эмоционального контакта с его средой, в устранении или нивелировании разницы, которая не позволяла ему установить удовлетворительный эмоциональный контакт. Иллюстрацией этого тезиса могут быть исследования Джона Леви (1937), проведенные с детьми, переживающими конфликты на почве изменений культурной среды, например при переезде в другой город или страну. В каждом изученном случае трудности, связанные с приспособлением ребенка, возникали тогда, когда ребенок чувствовал себя в изоляции, когда он не был принят новой группой из-за культурных различий, проявляющихся в языке, обычаях или религии. Если даже у этих детей развивался комплекс неполноценности по отношению к своим сверстникам, то это была, пожалуй, какая-то форма рационализации, навязанная им отношением общества или семейными образцами. Существенным фактором в каждом случае была невозможность установить контакт с новой группой из-за различия, которое разделяло группу и личность. Я полагаю, что в результате такой изоляции может возникнуть комплекс различия. [36] Очевидно, что комплекс различия может иметь разное содержание в зависимости от стиля жизни и от конкретного опыта. Иногда он может проявляться как чувство вины, иногда как чувство неполноценности или превосходства — в этом последнем случае человек невротически реагирует на каждую ситуацию, в которой его хотят свести к роли среднего члена группы. Я имел возможность наблюдать специфические комплексы различия, касающиеся формы носа, болезни кожи, общественного происхождения, профессии. Насколько интересные формы приобретает комплекс различия в зависимости от окружающей среды, я покажу на примере, приведенном в работе, посвященной психотерапии и конфликтам на почве культуры (Сьюард, 1956). Ребенок эмигрантов, евреев по национальности (дело происходило в США), для преодоления чувства различия, возникшего вследствие частых неприятных столкновений с антисемитски настроенной средой, начал отказываться от своего еврейского происхождения, вместе с тем презрительно отзываясь об обычаях христиан. Дело требовало терапевтического вмешательства, поскольку такие позиции у еврея, живущего в еврейской среде, не могли не привести к конфликтам в будущем. Психолог применил следующие терапевтические методы. По его просьбе ребенок был приглашен в одну из христианских семей на рождественский праздник. Там его приветливо приняли, втянули в общие развлечения, игры и пение. Мальчик чувствовал себя очень хорошо, а результатом проведенного таким образом вечера было то, что он начал признаваться в своем еврейском происхождении, положительно высказываясь при этом и об обычаях неевреев. Результат явно парадоксальный. Можно было ожидать, что только теперь, после столь приятных переживаний, опасение перед признанием й своём происхождении углубится. Так было бы, если бы ребенок в своем поведении руководствовался стремлением к превосходству (выход из полной недоброжелательности среды). Мальчик, однако, реагировал в соответствии с потребностью эмоционального контакта, отбрасывая формы замещающего приспособления, как только было ликвидировано чувство различия. Психолог правильно понял ситуацию. Когда мальчик убедился, что еврея могут так же хорошо принимать среди неевреев, исчезло основание для установок, которые в будущем могли бы привести к серьезным затруднениям в приспособлении. Исчезли основы для начинавшего создаваться комплекса различия. На этом мы закончим рассмотрение проблематики потребности в эмоциональном контакте. Мы еще вернемся к ней в следующей главе, когда пойдет речь о той фазе жизни, в которой уже недостаточно одобрения окружающих. Нормальный, правильно развивающийся человек должен когда-нибудь стать перед проблемой собственной оценки своего существования. Пока, однако, не установились новые приспособительные отношения, соответствующие новой потребности, ему будет достаточно тех, которые сложились при удовлетворении потребности эмоционального контакта. Таким образом, конечная фаза развития этой потребности совпадает с первой фазой развития потребности смысла жизни, потребности, характеризующей зрелого человека. Примечания:2 Под алгоритмом мы понимаем, согласно Трахтенброту, «...точное предписание о выполнении в определенном порядке некоторой системы операций для решения всех задач некоторого данного типа» (Б. А. Трахтенброт, Алгоритмы и машинное решение задач, М., 1957, стр. 7). Программой мы называем каждый, даже наиболее общий план достижения какого-нибудь предназначенного состояния — цели. Различие это является настолько удобным, что позволяет отграничивать точно и всесторонне разработанные программы от типичных в л овсе дневной жизни планов, намеченных только в общем, оставляющих возможность импровизации. 3 Понятие деятельности является составным элементом всей комплексной теории, контуры которой даны в труде Тома-шевского «Введение в психологию». Я не был знаком с этой работой, когда писал свою книгу. Найдя в деятельности удобный и отвечающий моим предпосылкам термин, я ввел его в свою работу уже после ее окончания, в силу обстоятельств отказавшись от выявления других его аспектов, а также от обсуждения проблем, которые образуют связь между темой моей работы и теорией деятельности. В числе прочего речь идет о таких вопросах, как возможность конструирования гипотез, объясняющих динамику структуры деятельности с помощью понятий, представленных в разделе о направляющей и контролирующей функции мотива, а также связи процессов саморегулирования, происходящих в субъекте с приведением в движение, удержанием постоянного направления и управлением деятельностью (см. гл. II данной работы). 28 «Синтоник... сливается с окружающей средой, с мыслью, которая его занимает, вся его психика настраивается в этом направлении» (Блейлер. Цит. по: Мазуркевич, 1958, стр. 85). 29 «Шизоид, напротив (сравнительно с синтоником.— К. О.) сохраняет свою самостоятельность по отношению к внешнему миру, старается противостоять аффективным влияниям и окружающей среде» (Блейлер. Цит. по: Мазуркевич, 1958, стр. 85). Следует отметить, что Мазуркевич явно проводит параллель между синтонией, шизоидней и соответствующими типами Кречмора (см. Мазуркевич, 1968, стр. 94). 30 Согласно Луневскому (1932): «Силой этого инстинкта индивид соединяется с существами себе подобными, а его основные эгоистические и альтруистические стремления, вытекающие из генеративного инстинкта и инстинкта самосохранения, объединяются в гармоническое целое, необходимое для закрепления непрерывности жизни во времени и пространстве» (стр. 17). 31 Данные получены из бесед с воспитательным персоналом. 32 Не нужно, пожалуй, добавлять, что эти нарушения в раннем периоде развития связаны также с неудовлетворением познавательной потребности. 33 Конечно, упоминаются также и такие факторы, как отношение матери к беременности, общая теплая семейная атмосфера, что оказывает влияние не только на ребенка, но и на мать, а также на ее отношение к окружающим. 34 Правда, опубликованные в 1963 году результаты сравнительных исследований детей, воспитываемых в яслях и в семье, не обнаружили столь резких расстройств (Пшетачникова с сотр., 1963), тем не менее следует обратить внимание на то, что они касались исключительно дневных яслей, а не детских учреждений, где дети находятся неделями и месяцами, лишенные матери. Кроме того, авторы ориентировались на изучение умственного и моторного развития ребенка. Однако и в этих случаях установлено, что у детей, находящихся в яслях, хуже успехи в психомоторном развитии (улучшающемся на третьем году жизни) и в развитии речи. 35 Соответствуют приблизительно нашим пионерским лагерям. — Прим. перев. 36 Говоря о «чувстве», я имею в виду убеждение, мнение о какой-либо черте своего характера или о своем социальном положении. Когда я говорю о «комплексе», то имею в виду уже сложившуюся установку, выражающуюся в невротических реакциях на все ситуации, которых эта установка касается. Например, можно иметь убеждение, что ты более безобразен, некрасив, чем другие, и это реально принимается во внимание. Можно также иметь комплекс на основе собственного безобразия и всегда невротически реагировать, когда речь заходит о красоте, например, считать себя красивым, когда являешься безобразным, считать красивых аморальными, считать книгу ничего не стоящей, вздорной, поскольку в ней говорится только о красоте, и т. д. "> |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|