|
||||
|
ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение I. Сводный список тестовых показателей В списке приведены признаки, наиболее часто встречающиеся в рисуночных тестах. Разные варианты интерпретации отделены друг от друга точкой с запятой. В одних случаях справедливы несколько интерпретаций одновременно, в других — только одна из них. Менее вероятные интерпретации указаны после слова иногда. При необходимости даны возрастные границы, за пределами которых данный показатель не подлежит интерпретации. В списке отсутствуют нейтральные, не оцениваемые варианты изображения. Например, не назван такой признак, как средняя сила нажима на карандаш, а есть лишь варианты слабый нажим (то есть заметно слабее среднего) и сильный нажим (то есть заметно сильнее среднего). Отсутствует вариант «изображение анфас»; приведены только варианты изображение со спины, изображение в профиль и изображение в три четверти. Чтобы более полно познакомиться с диагностическим значением признака, рекомендуется обращаться к соответствующим иллюстрациям (их номера указаны в скобках). Однако некоторые признаки (например, использование цвета), не проиллюстрированы в тексте и поэтому не сопровождаются подобными ссылками. ФОРМАЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИНАЖИМ НА КАРАНДАШ —показатель психомоторного тонуса: • Слабый нажим, местами линия едва видна (25, 26, 33, 60, 76, 79, 110) — астения; пассивность; иногда депрессивное или субдепрессивное состояние (с четырехлетнего возраста). • Сильный нажим, карандаш глубоко продавливает бумагу (24, 39, 44, 59) — эмоциональная напряженность; ригидность; импульсивность (с четырехлетнего возраста). • Сверхсильный нажим, карандаш рвет бумагу (67) — конфликтность; гиперактивность; иногда агрессивность; острое возбуждение, пограничное или психотическое состояние. • Нажим сильно варьирует (29, 61, 74) — эмоциональная лабильность (с четырехлетнего возраста). • Колебания нажима особо сильны (116, 120) — эмоциональная неустойчивость; иногда острое состояние. ОСОБЕННОСТИ ЛИНИЙШтриховые линии (26, 29, 34–36, 40, 76) — тревожность как черта личности. • Множественные линии (22, 27, 29, 35, 36, 40, 59, 60, 71, 102, 103) — тревога как состояние на момент обследования; стрессовое состояние; иногда импульсивность. • Эскизные линии: сначала проводятся слабые линии, затем наиболее удачная наводится более жирной (27) — стремление контролировать свою тревогу, держать себя в руках. • Промахивающиеся линии, не попадающие в нужную точку (22, 143, 144, 154) — импульсивность; органическое поражение мозга; иногда гиперактивность (с пятилетнего возраста). • Линии, не доведенные до конца (25, 74, 110) — астения; иногда импульсивность (с пятилетнего возраста). • Искажение формы линий (22) — органическое поражение мозга; импульсивность; иногда психическое заболевание (с пятилетнего возраста). РАЗМЕР РИСУНКОВУвеличенный размер: рисунок человека занимает более 2/3 листа по высоте, несуществующее животное — весь лист (22, 29, 51, 71, 72, 85, 96, 100, 101, 111, 144, 154) — тревога как состояние на момент обследования; стрессовое состояние; иногда импульсивность; гиперактивность. • Уменьшенный размер: рисунок занимает менее 1/3 листа по высоте (30, 47, 48, 70, 79, 107, 125, 129) — депрессия; низкая самооценка. • Размер рисунков сильно варьирует — эмоциональная лабильность. РАСПОЛОЖЕНИЕ РИСУНКА НА ЛИСТЕСмещен вверх, расположен в верхней половине листа, но не в углу (39, 44) — иногда повышение самооценки, возможно, компенсаторное; стремление к высоким достижениям. • Смещен вниз, расположен в нижней половине листа (26, 31) — иногда снижение самооценки. • Смещен вбок (21) — иногда органическое поражение. мозга. • Выходит за край листа (22, 51, 67, 120, 131) — импульсивность; острая тревога; иногда пограничное, невротическое или психотическое состояние. • Помещен в углу листа (30, 70) — иногда депрессия или субдепрессия. ТЩАТЕЛЬНОСТЬ И ДЕТАЛИЗИРОВАННОСТЬ РИСУНКОВБольшое количество разнообразных деталей (39, 43, 48, 53, 61, 84) — демонстративность; живое воображение, творческая направленность. • Повышенная тщательность, большое количество однотипных деталей (24, 39, 44, 75, 76) — ригидность; тревожность; иногда перфекционизм; эпилепто-идная акцентуация; органическое поражение мозга. • Малое количество деталей, схематичность, в отношении к возрастной норме (14–19, 25, 26, 33, 51, 76, 80, 102–104, 116, 127–129, 131) — астения; импульсивность; низкая эмоциональность; негативизм; отрицательное отношение к обследованию; интровертность, замкнутость; иногда депрессия или субдепрессия; шизоидная акцентуация; сниженный уровень умственного развития. Небрежность, в отношении к возрастной норме (22, 144) — импульсивность; низкая мотивация; иногда органическое поражение мозга; негативизм; отрицательное отношение к обследованию. Тщательность и детализированность рисунков сильно варьируют (74, 137, 148) — эмоциональная лабильность; разное эмоциональное отношение к разным изображаемым персонажам: * увеличение числа и разнообразия деталей — положительное отношение; * увеличение числа однообразных деталей — напряженное отношение; * бедность деталей, схематичность, небрежность — отрицательное отношение. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РИСУНКОВ• Стирание и исправление линий (29, 34, 39, 41, 47, 57, 59, 60, 71, 112, 116, 151) — тревога как состояние на момент обследования; стрессовое состояние; эмоциональная напряженность; тревожность, неуверенность в себе; иногда перфекционизм. Штриховка рисунка простым карандашом (36, 47, 51, 68, 102, 104, 105, 151) — тревожность как личностная черта; тревога как состояние на момент обследования; иногда художественный прием у людей, обучающихся или обучавшихся рисованию (в этих случаях не интерпретируется); * размашистая штриховка, местами выходящая за контур рисунка (31, 42), — острая тревога; импульсивность (с шестилетнего возраста); * особо тщательная штриховка (27, 98) — тревожность, неуверенность в себе; ригидность; иногда перфекционизм; * штриховка с сильным нажимом: зачернение всего рисунка или его части (31, 42, 72, 98, 119, 153, 155, 160) — эмоциональная напряженность; острая тревога; иногда пограничное или психотическое состояние. Отклонение от вертикали (21, 23, 144, 154) — органическое поражение мозга; иногда ощущение своей психологической неустойчивости, плохой приспособленности к жизни или неустойчивого невротического состояния; нарушения умственного развития (с пятилетнего возраста). • Нарушения симметрии (20, 22, 23, 51, 52, 121, 122, 131, 144, 154) — органическое поражение мозга; импульсивность; иногда негативизм; острое состояние (с пятилетнего возраста). • Двигательные персеверации (22) — органическое поражение мозга; иногда психическое заболевание; интеллектуальное нарушение (с четырехлетнего возраста). • Распад формы, неопределенный, часто незамкнутый контур (66, 103, 106, 116, 120) — интеллектуальное нарушение; органическое поражение мозга; пограничное невротическое состояние; психическое заболевание (с пятилетнего возраста). • Не относящиеся к основному сюжету линии и штрихи, заполняющие весь лист (42, 63, 107) — импульсивность, острая тревога; пограничное невротическое состояние; иногда психотическое возбуждение (с четырехлетнего возраста). • Грубое искажение формы и/или пропорций (21, 52, 60, 63–65, 101, 114, 116, 121, 144) — интеллектуальное нарушение; органическое поражение мозга; негативизм; сниженная конформность, нарушения социализации; пограничное невротическое состояние; психическое заболевание (с пятилетнего возраста). РИСУНОК ЧЕЛОВЕКА СПОСОБ ИЗОБРАЖЕНИЯГоловоног (1) — до четырехлетнего возраста соответствует норме; позднее — задержка в развитии изобразительной функции и, возможно, в общем умственном развитии; иногда умственная отсталость. • Схематический; руки и ноги изображены одинарной линией (2, 14, 15, 23, 141) — до пяти с половиной лет соответствует норме; позднее — формальное отношение к заданию; негативизм; задержка в развитии изобразительной функции и, возможно, в общем умственном развитии; иногда нарушение обучаемости, органическое поражение мозга; умственная отсталость. • Схематический; одни конечности изображены одинарной линией, другие — двойной (17, 22, 505, 131) — до шести с половиной лет соответствует норме; позднее — импульсивность; задержка в развитии изобразительной функции и, возможно, в общем умственном развитии; иногда нарушение обучаемости, органическое поражение мозга; умственная отсталость. • Схематический; руки и ноги изображены двойной линией (3–6, 16, 18, 19, 42, 51 а, 63) — до восьмилетнего возраста соответствует норме; позднее — формальное отношение к заданию; задержка в развитии изобразительной функции и, возможно, в общем умственном развитии; иногда нарушение обучаемости, органическое поражение мозга; умственная отсталость. • Промежуточный между схематическим и пластическим (7-10, 20, 31, 38, 64, 144, 149, 153, 154, 163, 165) — до подросткового возраста соответствует норме; позднее — импульсивность; задержка в развитии изобразительной функции и, возможно, в общем умственном развитии; иногда нарушение обучаемости, органическое поражение мозга. • Карикатурный (53, 160–162) — демон-стративность, обычно в сочетании с негативизмом, асоциальностью или антисоциальностью; желание «закрыться» от проверяющего. ОБЩЕЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ, ВЫРАЖЕНИЕ ЛИЦАГрустное (32, 33, 56, 58) — сниженное настроение, субдепрессия; астения; чувство одиночества; иногда депрессия. • Растерянное (31, 39, 40, 60а, 63) — неуверенность; тревога; ощущение бессилия; иногда невротическое состояние. • Отстраненное (43, 49) — интровертность; погруженность в свой внутренний мир, склонность к защитному фантазированию; иногда шизоидный склад личности. • Мрачное (44, 52, 606) — депрессия или дисфория; ригидность; эпилептоидная акцентуация; негативизм; асоциальность; отрицательное отношение к обследованию; иногда психопатия. • Агрессивное (44, 606, 159, 161, 162, 165) — агрессивность; остро протекающий подростковый кризис; импульсивность; негативизм; отрицательное отношение к обследованию; иногда психопатия. • Странное (45, 50–52, 62, 64–67) — шизоидность; сниженная конформность, недостаточная социализирован-ность; иногда психическое заболевание. • Неприятное, отталкивающее (52, 606, 64, 65, 159) — негативизму отрицательное отношение к обследованию; остро протекающий подростковый кризис; асоциальность или антисоциальность; негативное отношение к изображаемому персонажу; иногда психическое заболевание. ПОЗА, РАКУРС• Со спины (47) — негативизм; конфликтность; подростковый кризис. • В профиль (49, 576) — иногда негативизм; подростковый кризис. • В три четверти (566, 57а) — творческая (художественная) направленность. • Идет (бежит) или занят какой-либо работой (56а, 67) — творческая направленность; высокая активность. • Сидит (5, 48, 566) — творческая направленность; иногда пассивность. • Лежит — пассивность; творческая направленность; иногда астения. ИЗОБРАЖЕН КАКОЙ-ЛИБО ПЕРСОНАЖ — демонстративность • Шут, клоун (38) — сниженная самооценка; иногда негативное самопредъявление. • Король, принц, граф, вельможа… (37) — высокий уровень притязаний. • Военный — иногда агрессивность. • Антисоциальный персонаж (вор, грабитель, наркоман, пьяница…), отрицательный сказочный герой (53) — негативизм; асоциальность или антисоциальность; иногда негативное самопредъявление. • Старик (старуха), нищий — сниженное настроение, депрессия или субдепрессия. • Богатый, бедный человек — неудовлетворенность своим материальным положением. • Робот, инопланетянин — интровертность; чувство одиночества; сниженная конформность; иногда шизоидная акцентуация. ГОЛОВА, ЧЕРТЫ ЛИЦАГолова * отсутствует (67) — особо высокая импульсивность, гиперактивность; иногда психическое заболевание; * размер сильно увеличен (43) — высокая значимость интеллекта в системе ценностей; склонность к мечтам, фантазиям, защитное фантазирование (с семилетнего возраста); * размер сильно уменьшен (44) — иногда низкая значимость интеллекта по сравнению с физической силой в системе ценностей (с семилетнего возраста); Глаза (на рисунке анфас — два, в профиль — один) * отсутствуют или почти не видны (25, 33а, 42, 45) — высокая импульсивность, гиперактивность; негативизм; аутизация; астения; субдепрессия; иногда депрессия; психическое заболевание; * пустые (без радужки и зрачков) (21, 40, 50, 60а) — астения; аутизация; импульсивность; иногда асоциальность; страхи; * зачерненные (или с зачерненной радужкой), в темных очках (37, 39, 44, 55, 59) — страхи; * особо тщательно вырисована форма и/или тщательно вырисованы ресницы (39, 40, 50а, 516, 54, 566, 58, 61) — демонстративность. Рот * отсутствует или резко уменьшен (25, 33) — негативизм; аутизация; астения; импульсивность; * перекошен (606) — негативизм; отрицательное отношение к обследованию; иногда органическое поражение мозга (с шестилетнего возраста); * подчеркнуты губы: очень большие или с повышенным нажимом, или особо тщательно вырисована форма (58, 160) — высокая значимость сексуальной сферы; типично для подросткового возраста, особенно для девочек; * изображены зубы (46, 50а, 605, 161, 162) — вербальная агрессия. Подчеркнуты уши (64) — подозрительность, настороженность; иногда неудовлетворенность своей внешностью (с семилетнего возраста). Особенно большой нос — иногда неудовлетворенность своей внешностью (с семилетнего возраста). • Тщательно нарисована прическа (126, 37, 39, 40, 47, 59, 149) — демонстративность. Форма головы или черты лица грубо искажены (50а, 52, 64, 65) — шизоидная акцентуация; асоциальное; иногда психическое заболевание. ФИГУРАДлинная, вытянутая (32, 33, 40, 626) — астеничность; психастеническая акцентуация; интровертность; иногда ано-рексия (с семилетнего возраста). Особо полная — иногда недовольство своей внешностью (с семилетнего возраста). Угловатая (32, 33, 52) — проблемы общения; шизоидность (с восьмилетнего возраста). Изображена штрихами, без контура (66) — острая тревога; иногда психическое заболевание (с пятилетнего возраста). Нарочито уродливая; форма грубо искажена (64, 66) — органическое поражение мозга; негативизм; асоциальность или антисоциальность; импульсивность; острый стресс; иногда психическое заболевание (с шестилетнего возраста). РУКИОтсутствуют или почти не видны (66, 150а) — нарушения общения; импульсивность (с пятилетнего возраста). • Расставлены в стороны (34–37, 42, 45, 149, 160, 161, 165) — экстраверт-ность, общительность (с восьмилетнего возраста). • Прижаты к телу (24, 32, 33, 40, 43, 62, 145, 153, 154, 159) — интровертность. • За спиной, в карманах, скрещены на груди, уперты в бока (38, 41, 47–49, 53, 59, 149, 158) — уход от общения, негативизм; иногда аутизация. Прикрывают генитальную область (54, 56а) — тенденция контролировать свои сексуальные импульсы. Кисть, пальцы * отсутствуют или сильно укорочены (26, 27, 29, 40, 55, 59, 60, 61) — недостаток общения; неумение общаться; иногда аутизация (с шестилетнего возраста). * то же, в сочетании с экстравертной позой (35, 36, 160) склонность к широким, но формальным контактам (с шестилетнего возраста); * преувеличен размер (32, 42, 626, 63) — высокая неудовлетворенная потребность в общении (с шестилетнего возраста). * зачернены (626, 149) — конфликтность, напряженность в контактах; * большая ладонь, кулак, острые ногти (44, 159, 165) — агрессивность. НОГИШироко расставлены (34, 35, 38, 45, 47, 48, 161) — экстравертность; иногда потребность в опоре (с семилетнего возраста). • Плотно сдвинуты (24, 25, 33, 40, 159) — интровертность. • Преувеличена длина (27, 45) — астеничность; сензитивный тип (с семилетнего возраста). • Отсутствуют или резко преуменьшены ступни (24, 31, 33, 35, 59, 66, 149, 150) — иногда слабая бытовая ориентация, пассивность или неумелость в социальных отношениях (с семилетнего возраста). • Подчеркнуты или преувеличены ступни (29, 38, 44, 45, 62, 67, 165) — потребность в опоре, ощущение недостаточной умелости в социальных отношениях (с шестилетнего возраста). ПРИЗНАКИ ПОЛА• Подчеркнуты: бедра, грудь, талия, узкие плечи в женской фигуре; мускулатуpa, широкие плечи, волосатость тела и/ или конечностей, соски на груди в мужской фигуре (12, 13, 346, 40, 44, 47, 54–56, 59, 145, 162) — интерес к сексуальной сфере; типично для подросткового возраста. • Отсутствуют (32, 33, 41) — отставание в психосексуальном развитии (с подросткового возраста). • Имеются признаки противоположного пола (11, 55, 61, 62а, 65) — несформи-рованная половая идентификация; иногда нарушения половой идентификации; нормально для раннего подросткового возраста. • Сверхмужественность в рисунке, сделанном мужчиной или мальчиком (12а, 44, 47, 52) — значимость мужественности; иногда сомнения в своем соответствии мужской роли; сексуальность; агрессивность, культ силы; типично для подросткового возраста. • Подчеркнуты женская грудь и/или бедра в рисунке, сделанном женщиной или девочкой (13а, 59) — интерес к сексуальной сфере; иногда сомнения в своей привлекательности; типично для подросткового возраста. • Выделена область тела, близкая к гениталиям (13а, 40, 44, 53, 59, 61) — проблемы в сексуальной сфере; типично для подросткового возраста. 0 Изображен половой член (65) — негативизм; асоциальность или антисоциальность (с пятилетнего возраста). • Фигура обнажена, полуобнажена или просвечивает через одежду (25, 54–56, 62) — интерес к сексуальной сфере. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ДЕТАЛИУкрашения, карманы, отделка, детально вырисованная одежда, шляпа и др. (5, 37–39, 43, 44, 48, 51, 53, 54, 59, 61) — демонстративность. • Игрушка, шарик, флажок и др. в рисунке подростка или взрослого человека (161) — инфантильность. • Многочисленные пуговицы (12а, 24, 53, 63) — ригидность; иногда закрытость; стремление к самоконтролю; инфантильность (с подросткового возраста). • Оружие, режущее или рубящее орудие, палка (45, 51, 161) — агрессивность. • Сигарета, рюмка и т. п. (52, 166) — негативизм; асоциальность; иногда антисоциальность. • Раны, шрамы на лице или на теле (53) — невротическое состояние; иногда асоциальность или антисоциальность. • Татуировка на лице или на теле — негативизм; асоциальность; иногда антисоциальность. • Внутренние органы — ипохондрия; невроз; иногда психическое заболевание. • Пейзаж, мебель и прочие предметы, создающие обстановку (5, 43, 48, 566, 576), — творческая направленность; демонстративность. НЕСУЩЕСТВУЮЩЕЕ ЖИВОТНОЕТИП ЖИВОТНОГО• Реально существующее (68) — интеллектуальное или эмоциональное нарушение; острая тревога; иногда психическое заболевание (с семилетнего возраста). • Существовавшее раньше (например, динозавр) или существующее в культуре (например, дракон) (69, 121) — бедность воображения; низкий общекультурный уровень; иногда педагогическая запущенность (с семилетнего возраста). Сконструированное из частей разных животных, соответствующее стандартной схеме животного (71, 74, 76, 79, 98, 123) — рационалистический, нетворческий подход к задаче. • Целостное, построенное по стандартной схеме с головой, туловищем, конечностями (70, 72, 77, 83, 89, 91, 96, 96, 97, 99-101, 105, 110, 124) — художественный, но в целом стандартный подход к задаче. • Построенное по оригинальной схеме, не напоминающее обычных животных (80, 84, 85, 90, 102–104, 106, 108, 109, 118, 122, 126–128) — творческий подход к задаче; низкая конформность. • Сверхоригинальное, вычурное (73) — демонстративность; шизоидность. • Человекообразное (75, 78, 816, 82, 88, 92–95, 113–116, 130) — высокая неудовлетворенная потребность в общении; типично для подросткового возраста. • Механическое, угловатое, машинообраз-ное или включающее отдельные механические детали (75, 86–88) — интроверт-ность; аутизация; иногда шизоидность. • С конечностями, направленными вовне (72, 77, 78, 82, 84, 85, 90, 91, 95, 96, 115, 126, 130) — экстравертность. • Замкнутое, без конечностей или с конечностями, направленными к телу (73, 79, 816, 98, 102, 104, 108, 109, 114, 120, 125, 129) — интровертность. ДЕТАЛИ• Избыток органов чувств (73, 86, 100) — тревожность. Глаза * отсутствуют (80, 102–104, 114, 118, 119, 128, 129) — аутизация; астения; субдепрессия; иногда шизоидность; * пустые, без радужки и зрачков (74, 76, 96, 116) астения; аутизация; иногда асоциальность; страхи (с шестилетнего возраста); * большие зачернененные или с зачерненной радужкой (94, 95, 108, 109) — страхи; * форма грубо искажена (88, 91, 101, 121, 122) — невротическое состояние; асоциальность; иногда психическое заболевание. Уши, подчеркнутые нажимом или особо большие (74, 86, 94, 95, 121, 122) — тревожность; иногда подозрительность, настороженность. Зубы (68, 72, 95, 106, 109, 111, 120) — вербальная агрессия. Голова на рисунке, в целом соответствующем схеме животного, * отсутствует (118, 119) — импульсивность; иногда психическое заболевание; * форма грубо искажена (114) — органическое поражение мозга; иногда психическое заболевание; * две или более головы (69, 71) — иногда внутренний конфликт, противоречивые желания. • Толстый хвост (71, 89, 100, 101, 110, 112) — высокая значимость сексуальной сферы. • Чешуя, панцирь (68, 70, 76, 79, 98) — потребность в защите, боязнь агрессии. • Иглы, шипы и т. п. (96, 97, 101, 117, 124) — защитная агрессия. • Острые рога, когти, клыки (вылезающие изо рта), острые наросты (72, 91, 93, 99, 101, 113, 115, 117) — агрессивность. • Отсутствие ног, их недостаточное количество или явная слабость на рисунке, в целом соответствующем схеме животного или человека (79, 84, 88, 98, 116, 120, 124), — низкая бытовая ориентация, пассивность или неумелость в социальных отношениях. • Особо большие (толстые) ноги или их избыточное количество (85, 86, 96, 97) — потребность в опоре, ощущение своей недостаточной умелости в социальных отношениях. • Крылья (76, 123, 130) — мечтательность, романтичность, склонность к компенсаторному фантазированию. • Тело, покрытое густыми волосами (78, 94), — значимость сексуальной сферы. • Оружие, режущее, колющее или рубящее орудие (75, 86, 93) — агрессивность, • Украшения: узор на шкуре, павлиний хвост, ресницы (83, 123) — демонстра-тивность. • Раны, шрамы (96, 119, 120, 122) — невротическое состояние; иногда психическое заболевание. • Внутренние органы, анатомические детали, кровеносные сосуды, в частности, сосуды глаза (75, 109, 114, 122) — ипохондрия, невротическое состояние; иногда психическое заболевание. • Половые органы, женская грудь, вымя или детали, напоминающие их по форме, независимо от того, как они названы — высокая значимость сексуальной сферы. ОПИСАНИЕ ОБРАЗА В ЖИЗНИ• Соответствие рисунку — показатель логичности мышления. • Несоответствие рисунку — иногда нарушения логического мышления • Особо подробное, с идеализацией, указанием на красоту или исключительность животного — демонстративность; склонность к компенсаторному фантазированию. Место жизни * изолированное (пещера, скалы, другая планета, космос) — недостаток общения, чувство одиночества; * упоминание о трудной достижимости (непроходимая чаща, горы, в которых нет дороги) — боязнь агрессии, потребность в защите; * экзотическое (остров Мадагаскар, заколдованный лес) — демонстративность; * эмоционально неприятное (болото, грязь) — невротическое состояние; низкая социализированность; иногда психическое заболевание. Питание * явно несъедобные вещи (камни, стекло, металл) — низкая социализированность, нарушения общения; * особо крупные объекты (горы, деревья, дома) или утверждение о том, что животное ест все, — импульсивность; низкая социализированность; * люди — негативизм; асоциальность или антисоциальность; агрессивность; * подробное описание поедания жертв — агрессивность; * эмоционально неприятная пища (червяки, грязь, слизь) — невротическое состояние; иногда психическое заболевание; * кровь, отдельные части и органы живых существ (сердце, мозг) — невротическая агрессия; * не питается ничем или питается воздухом, энергией — интровертность; иногда шизоидность. Любимое или наиболее обычное занятие * играет, гуляет, развлекается — прямая проекция своих желаний; * постоянно занято поисками пищи — ощущение трудности и однообразия жизни; * ломает деревья, топчет дома — негативизм; асоциальность или антисоциальность; агрессивность; иногда психическое заболевание; * много спит — усталость; астеническое состояние. Друзья * отсутствуют — чувство одиночества; * все окружающие, без конкретизации — высокая неудовлетворенная потребность в общении; * злые, агрессивные персонажи (акулы, крокодилы, драконы) — негативизм; асоциальность или антисоциальность; агрессивность. Враги * большое число или полное отсутствие — боязнь агрессии; * все окружающие — негативизм; асоциальность или антисоциальность. • Описание способов защиты от опасности; указание на гигантский ее размер — тревожность, боязнь агрессии. • Особо длинный перечень страхов; страхи, нетипичные для животных (темнота, смерть, насекомые) — страхи, невротическое состояние. • Тема размножения — значимость сексуальной сферы. • Бесполые формы размножения — напряженное, внутренне конфликтное отношение к сексуальной сфере. • Желания * иметь друзей — недостаток общения; * не иметь врагов — боязнь агрессии; иногда настороженность, подозрительность; * чтобы его не боялись — боязнь агрессии; * стать обычным животным, стать человеком — эмоциональный дискомфорт, связанный с ощущением своего отличия от окружающих; * стать больше по размеру — ощущение своей малой значимости; боязнь агрессии, потребность в защите. ЗЛОЕ ЖИВОТНОЕв сравнениии с обычным • Лишено признаков агрессивности (103) — стремление скрыть свои агрессивные тенденции, иногда полное отсутствие агрессивности. • Из признаков агрессивности присутствуют только зубы (90, 95, 106, 109, 111, 122) — склонность к вербальной агрессии: грубости, крику, угрозам. • Особо выраженная агрессивная символика: острые рога, оружие (93) — высокая агрессивность; • то же, в сочетании с признаками высокой тревожности: штриховкой рисунка, многочисленными исправлениями, штриховой линией (99, 101) — невротическая агрессия как реакция на ощущение эмоционального дискомфорта. • Иглы, шипы и другие оборонительные средства (124) — боязнь нападения и склонность к защитной агрессии. • Большие глаза с зачерненной радужкой (95, 109, 122) — боязнь агрессии. • Распад формы, появление невротических признаков: изображение внутренних органов, кровеносных сосудов (103, 106, 109, 122) — низкая устойчивость к стрессу, невротическая реакция на стресс; иногда психическое заболевание. • Асоциальная символика: сигарета, рюмка, животное в виде черта или бабы-яги (113) — негативистические, иногда психопатические или психопатоподобные реакции на конфликтную ситуацию, угрозу агрессии, стрессовую ситуацию. • Четкая уверенная линия (111) — высокая сопротивляемость стрессу, способность эффективно действовать в стрессовых ситуациях. СЧАСТЛИВОЕ ЖИВОТНОЕ• Всегда обеспечено едой — высокая значимость материальных ценностей; ощущение бытового неблагополучия; представление о ненадежности своего материального положения. • Защищено от любых врагов или не имеет врагов — боязнь агрессии; иногда настороженное отношение к окружающим. • Способно жить всюду (на земле, в воде, в воздухе) — высокая ценность свободы; стремление к независимости, самостоятельности. • Живет вечно или очень долго — ипохондрические тенденции; иногда страх болезни, смерти. • Имеет много друзей — высокая ценность общения; неудовлетворенная потребность в общении. • Его все любят — высокая ценность эмоциональных связей. • Доставляет радость другим — высокая ценность общения; иногда гиперсоциальность; стремление произвести хорошее впечатление на проверяющего. • Красивое, умное — высокая ценность соответствующих качеств; сомнение в наличии этих качеств у себя. • Счастливо без определенного повода — низкий уровень понимания себя, трудности в осознании своих эмоциональных состояний; иногда склонность к снижению настроения. НЕСЧАСТНОЕ ЖИВОТНОЕв сравнениии с обычным • Размер сильно уменьшен (107, 125, 129) — скрытые депрессивные тенденции; склонность к депрессивной реакции на неблагоприятную ситуацию. • Признаки тревоги: штриховка, множественные линии, распад целостной формы, появление линий, не относящихся к основному изображению (107) — низкая устойчивость к стрессу; склонность к сильному повышению уровня тревоги в неблагоприятных ситуациях. • Штриховка с сильным нажимом, зачер-нение частей рисунка (107) — низкая устойчивость к стрессу; склонность к появлению высокой эмоциональной напряженности в неблагоприятных ситуациях. • Подчеркнутый контур (104) — тенденция к контролю за своими эмоциональными состояниями. • Живет один, не имеет друзей — чувство одиночества, неудовлетворенная потребность в общении. • Его никто не любит — неудовлетворенная потребность в эмоциональном контакте. • Болеет, умирает — ипохондрические тенденции; депрессивные тенденции; иногда страх смерти. • Плохо приспособлено к жизни: с трудом передвигается, тратит очень много времени на добывание еды — ощущение трудности жизни; низкий уровень социальной адаптации. • Несчастно без определенного повода — склонность к снижению настроения; иногда периодические депрессивные (субдепрессивные) состояния; низкий уровень понимания себя, трудности в осознании своих эмоциональных состояний. РИСУНОК СЕМЬИОтсутствие * себя (150, 156, 160) — чувство своей отверженности в семье; * другого члена семьи (148) — его малая значимость для ребенка; конфликт; негативное (амбивалентное) отношение. Наличие членов семьи, отсутствующих в реальности (148, 156), — восприятие своей семьи как недостаточной, ущербной. Включение домашних животных — недостаток общения, потребность в эмоциональном тепле. Отношения «выше — ниже» (по росту или местоположению) (131, 132, 135–139, 142, 143, 145–147, 151–153, 163–165) — отношения доминирования, подчинения. Особо мелкое изображение * себя (132, 136, 151, 153) — подавленность или заброшенность; гиперопека; * родителя (133, 136, 137) — представление о его малой значимости в семье; * брата или сестры (131) — конкурентные отношения. Особо крупное изображение * себя (137) — претензия на главенствующую роль в семье; * родителя (131, 132, 136, 147, 163, 164) — представление о его большой значимости в семье; * брата или сестры — представление о его (ее) доминирующей роли в семье, ревность. Обращенность членов семьи друг к другу, пространственная близость, контакт рук (132, 138, 139, 140, 141, 143, 151, 163) — тесные эмоциональные контакты в семье. Сверхплотное расположение фигур (145–147) — сверхтесные связи в семье; потребность в эмоциональной близости. Удаленность * всех членов семьи друг от друга (137, 149) — разобщенность членов семьи, слабость эмоциональных контактов между ними; * одного из членов семьи от других (139, 148) — его слабая связь с остальными; * себя от остальных (153) — ощущение своей изолированности в семье. * Расположение детей и взрослых отдельными группами (146) — ослаблен-ность эмоциональных связей между детьми и родителями. Изолированность * изображения семьи от остального пространства листа (145, 146) — замкнутая жизнь семьи, ее изолированность от социального окружения; * всех членов семьи друг от друга: разделение линиями, расположение в разных комнатах (148) — серьезное нарушение внутрисемейных контактов; * одного из членов семьи: отделение линией, расположение в другой комнате (133) — конфликтные отношения с этим членом семьи; его очень высокая изолированность в семье; * себя — ощущение своей отверженности в семье. Поза и выражение лица члена семьи, детали — интерпретируются, как и в «Рисунке человека», применительно к восприятию ребенком этого члена семьи. Изображение члена семьи со спины или в профиль, отвернувшимся от остальных (150, 152) — конфликтные отношения с этим членом семьи; * Изображение себя, отвернувшимся от остальных — конфликтное отношение к семье в целом; чувство своей отвергнуто-сти другими членами семьи. Небрежное или схематическое изображение в сравнении с «Рисунком человека» * всех членов семьи или большинства из них (148) — отсутствие эмоциональной привязанности к семье; конфликтное отношение; * одного из членов семьи — отрицательное или конфликтное отношение к этому члену семьи; * себя (153) — ощущение своей малой значимости в семье, отверженности. Штриховка, штриховые или множественные линии, стирания, исправления, повышенный нажим (в сравнении с «Рисунком человека») при изображении * всех членов семьи или большинства из них (153, 163) — напряженная эмоциональная атмосфера в семье; * одного из членов семьи (148, 155, 157, 164) — напряженное, конфликтное или амбивалентное отношение к этому члену семьи; * себя (149, 151, 160) — неблагополучное эмоциональное самоощущение в семье. Агрессивная символика: кулак, поднятая крупная ладонь, острые ногти, оружие или острое орудие в руках (161 — 166) — агрессивное поведение данного члена семьи. * зубы (161, 162, 166) — вербальная агрессия данного члена семьи. Большое количество предметов: мебели, вещей — недостаточность эмоционального общения в семье. ЗНАЧЕНИЕ ЖИВОТНЫХ В ТЕСТЕ «СЕМЬЯ ЖИВОТНЫХ»Особо мелкое: мышь, воробей, насекомое (132, 133, 136) — представление о малой значимости данного члена семьи; * изображение в таком виде ребенка (132, 136, 138, 151) — гиперопека. Холоднокровные: ящерица, лягушка, рыба (132, 133, 136, 156, 166) — малая эмоциональность данного члена семьи. Змея, червяк, скорпион (133, 151, 156) — эмоциональная холодность; негативное или амбивалентное отношение к данному члену семьи; * изображение в таком виде ребенка (158) — чувство своей отверженности в семье. Черепаха — потребность в защите. • Еж, дикобраз — упрямство. Гиена, ехидна (156) — негативное отношение к данному члену семьи. Крупные теплокровные хищники: тигр, волк (151, 166) — сила, активность; иногда агрессивность. Крокодил (166) — агрессивность. Родители в виде особо крупных животных (136, 147, 157) — гиперопека. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦВЕТА В ТЕСТЕ «КРАСИВЫЙ РИСУНОК»Преобладание холодных тонов (от голубого до фиолетового) — снижение настроения, субдепрессия; высокая сензитивность; иногда депрессия. Сближенные мягкие (светлые) тона, использование тонких оттенков цвета — сензитивность; иногда тревожность как личностная особенность. Обедненная цветовая гамма (использование простого карандаша и/или одного — двух цветов) — пассивность; астения; депрессия или субдепрессия. Пониженная плотность цвета (слабый нажим, незакрашенный контур) — астения; пассивность; отрицательное отношение к обследованию. Преобладание темных тонов (особенно сочетание черного с коричневым и/ или синим) — депрессия. Повышенная напряженность цвета (много красного) — тревога; эмоциональная напряженность; иногда конфликтность; агрессивность; невротизация. * то же, в сочетании с темными тонами — тревожная депрессия. РИСУНОК ДОМАКрупнее других рисунков — замкнутость в семье. Мельче других рисунков — ослабление семейных связей; отсутствие «чувства дома»; иногда сниженная самооценка. Признаки тревоги, более выраженные, чем в других рисунках (штриховые или множественные линии, исправления, штриховка) — проблемы в семейной сфере. Дворец (вилла, церковь) — демонстра-тивность. Отсутствуют или очень малы окна и дверь — замкнутость, интровертность; уход от общения; иногда аутизация; негативизм. Маленькие окна, большая дверь (особенно открытая) — общительность, легкость в установлении контактов; широкие неупорядоченные контакты. Большие окна, маленькая (или отсутствующая) дверь — созерцательность; осторожность в контактах. Пустые окна (без рам) — формальность контактов; иногда аутизация. Решетки на окнах, утрированные оконные рамы, забор — боязнь агрессии; иногда подозрительность; ощущение несвободы, зависимости. Подчеркнутые стены (нажимом, множественными линиями) — потребность в защите; тревожность; ощущение ненадежности своего положения в жизни. Подчеркнутая крыша (нажимом, множественными линиями) — потребность в защите; тревожность; гиперопека; иногда интеллектуализм; мечтательность, защитное фантазирование. В доме живут * старые люди, только один человек — депрессия или субдепрессия; чувство одиночества; * дети или один ребенок без взрослых — стремление избавиться от опеки родителей. РИСУНОК ДЕРЕВАЭкзотические породы (пальма, эвкалипт…) — демонстративность. • Засохшее, сломанное (срубленное), без листьев — сниженное настроение, депрессия. • Преобладание корней — ориентация на прошлое; потребность в опоре и привязанности; значимость семейных связей. • Корни без изображения земли или висящие над землей — отсутствие привычной почвы (например, у беженцев). • Дерево без корней висит в воздухе — слабая бытовая ориентация; недостаточная социальная адаптированность; ослабленная привязанность к дому и семье. • Преобладание ствола — жизнь по принципу «здесь и сейчас», поглощенность сегодняшними проблемами. • Подробное изображение коры, заштрихованный ствол — боязнь агрессии, потребность в защите; иногда соматические (чаще — психосоматические) заболевания; ипохондрия. • Дупло — перенесенная в прошлом психотравма; * подчеркнутое — соматические (чаще — психосоматические) заболевания; * в дупле птица (белка) — потребность в защите и уюте. • Ветви Расходятся в стороны — экстраверт-ность. • Закрыты линией кроны — скрытность. • Подробно структурированы — упорядоченное общение; склонность к детальному планированию действий. • Не структурированы — случайные контакты; импульсивность, отсутствие планирования действий. • Оканчиваются остриями — агрессивность. • Направлены вверх — активность. • Опущены вниз (как у плакучей ивы) — астения; депрессия или субдепрессия. • Обрублены или обломаны — депрессия; психотравма. • Крона отсутствует — нет представлений о собственном будущем, осознания своих перспектив; * узкая — интровертность; * большая, подробно проработанная - хорошо развито планирование; * большая, непроработанная — мечтательность, защитное фантазирование. ПОВЕДЕНИЕ ОБСЛЕДУЕМОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯПоложительная оценка своих результатов — демонстративность; гиперкомпенсация сниженной самооценки. Отрицательная оценка своих результатов — тревожность; завышенный уровень притязаний. Автобиографические высказывания — экстравертность; вербализм; гиперактивность. «Люблю такие занятия…» — демонстративность, направленность на сотрудничество. «Не люблю такие занятия…» — негативизм; тревожность. Уточнения инструкции — тревожность; перфекционизм. Интерес к оценке проверяющего — тревожность; демонстративность. Попытки отказа от выполнения задания; мотивировка * неспособность к данной деятельности — тревожность, тенденция к уходу от трудностей; сниженная самооценка; * «не люблю», «надоело», «скучно» — низкая социализированность; негативизм; * усталость — астения; стремление уйти от обследования; * отказ без мотивировки — трудности в общении. ТЕМП РАБОТЫ* Высокий — высокий уровень активности. * Сверхвысокий — импульсивность; гиперактивность; иногда негативизм. * Сниженный — пассивность; астения; депрессия или субдепрессия; ригидность; тревожность. * Сильно варьирует — эмоциональная лабильность. Приложение II. Словарь терминов Агрессия (агрессивность) — стремление причинить вред окружающим. Вербальная агрессия — склонность ругаться, грубить, делать замечания и т. п. Защитная агрессия — агрессия, вызванная ощущением угрозы со стороны окружающих. Невротическая агрессия — агрессия, вызванная общим неблагоприятным самоощущением. Адаптация — приспособление к новым условиям. Социальная адаптация — приспособление к жизни в обществе. Адекватность поведения — соответствие поведения ситуации и общепринятым стандартам. Адекватность представлений — соответствие представлений жизненной реальности и общепринятым стандартам. Акцентуация — ярко выраженное своеобразие характера, не доходящее до степени патологии. Амбивалентность — двойственность, сосуществование у человека противоречащих друг другу тенденций (переживаний, стремлений, представлений и т. п.). Анамнез — сведения о предшествующем ходе развития ребенка. Антисоциальность — отрицательное отношение к социальным нормам, стремление противодействовать им. Асоциальность — безразличие к социальным нормам или их непонимание. Астения, астеническое состояние — нервное истощение, ослабленность, повышенная утомляемость. Астеничность — склонность к возникновению астении. Аутизм — тяжелое психическое отклонение, характеризующееся грубыми нарушениями общения. Аутизация — ослабление контактов с окружающими. Вандализм — разрушение или повреждение материальных ценностей. Вытеснение — один из механизмов психологической защиты: исключение из сознания травмирующих переживаний. Вязкость — см. Ригидность. Гиперактивность (двигательная растор-моженность) — пограничное нервно-психическое расстройство, проявляющееся в импульсивности, неусидчивости, отвлекаемости. Гиперкомпенсация — компенсаторные механизмы, внешне противоположные личностным особенностям, для компенсации которых они предназначены. Гиперконтроль — см. Тревожный гиперконтроль. Гиперопека — система отношений в семье, при которой ребенка чрезмерно опекают и контролируют, не предоставляют ему достаточной свободы. Гиперсоциальность — стремление максимально соответствовать социальным нормам и требованиям. Гипертимный тип — психотип, характеризующийся повышенной активностью, общительностью, низкой чувствительностью, слабым самоконтролем. Гипертимная акцентуация — особо ярко выраженный гипертимный тип. Гипомания, гипоманиакальное состояние — патологическое возбуждение, сверхвысокая активность, эйфория (приподнятое, возбужденное состояние). Двигательная расторможенность — см. Гиперактивность. Девиантное (отклоняющееся) поведение — поведение, не соответствующее социальным нормам. Демонстративность — повышенная потребность во внимании к себе, стремление всегда быть в центре внимания. Демонстративный тип — психотип, характеризующийся высоким уровнем демонстративности и эмоциональной лабильности. Депрессия, депрессивное состояние — патологическое снижение настроения и падение активности. Депрессивная тенденция — склонность к возникновению депрессии. Дефект — необратимое нарушение или выпадение какой-либо функции. Интеллектуальный дефект — необра-тимое нарушение мышления {умственная отсталость). Диагностика (психологическая) — выявление психологических особенностей человека. Дисфория — мрачная раздражительность. Доминантность — тенденция занимать руководящее положение в системе отношений с другими людьми. Жизненная сфера — определенная сторона жизни, относительно независимая от других сторон (семейная, школьная, сфера межличностного общения, интимная). Задержка психического развития (ЗПР) — см. Нарушение обучаемости. Защитное фантазирование — см. Ком пенсаторное фантазирование. Импульсивность — склонность к совершению необдуманных случайных действий. Интровертность — замкнутость, высокая избирательность в общении. Интровертный тип — психотип, характеризующийся оригинальностью, низкой конформностью, склонностью к умозрительным построениям. Инфантилизм — незрелость, «детскость». Психофизический инфантилизм — отставание от фактического возраста как по психологическим, так и по физиологическим признакам. Ипохондрия — повышенное беспокойство о своем здоровье. Истерия — психическое заболевание, часто приводящее к появлению соматических (телесных) болезненных симптомов без каких-либо физиологических причин. Истероидная акцентуация — сочетание высокого уровня демонстративности со склонностью к вытеснению травмирующих переживаний. Истероидный фасад — истероидное поведение у личности с другой доминирующей акцентуацией. Когнитивные (познавательные) процессы — психические процессы, направленные на познание окружающего мира (восприятие, мышление, память, внимание). Компенсаторное (защитное) фантазирование — один из механизмов психологической защиты: погружение в фантазии и мечты, смягчающие отрицательные переживания. Компенсация — выработка механизмов, помогающих преодолеть неблагоприятные психологические особенности. Конформность — стремление быть «таким как все». Личностные особенности — устойчивые психологические образования, мало меняющиеся со временем. Нарушение обучаемости (задержка психического развития, ЗПР) — локальные отклонения в развитии тех или иных психических функций при сохранности основных интеллектуальных операций. Невроз, невротическое состояние — пограничное психическое расстройство; характеризуется снижением продуктивности деятельности, эмоциональными нарушениями; при неврозе часты тики, навязчивые движения, энурез, страхи, нарушения сна. Негативизм — противодействие требованиям. Негативное самопредъявление — привлечение к себе внимания посредством нарушения норм и требований. Олигофрения — см. Умственная отсталость. Организация действий — навыки построения своей работы: ее планирование, проверка и др. Органическое поражение мозга — следствие нарушений развития плода во внутриутробном периоде, родовых травм, асфиксии, сотрясений мозга и др. Паранойяльность — подозрительное, настороженное отношение к окружающим. Пассивность — признак утомления или неблагоприятного психологического состояния. Патологическое состояние — серьезное психическое расстройство, требующее медицинского вмешательства. Педагогическая запущенность — следствие отсутствия необходимого обучения и воспитания. Относительная педагогическая запущенность — отсутствие коррекцион-ного обучения, необходимого ребенку с отклонениями в развитии. Перфекционизм — стремление выполнять любую работу на высшем уровне; приводит к застреванию на несущественных мелочах, отказу от работы при сомнениях в своей способности выполнить ее достаточно успешно. Пограничные состояния — отклонения, нарушающие нормальную жизнь и деятельность человека, но не приводящие к его инвалидизации. Познавательные процессы — см. Когнитивные процессы. Проекция — один из механизмов психологической защиты: приписывание своих переживаний и стремлений другим людям. Психастеническая акцентуация {тревожно-мнительный характер) — сильно повышенная тревожность, недостаток уверенности в себе, выраженная ас-теничность. Психоз, психотическое состояние — психическое расстройство, для которого типичны неадекватность поведения, нарушения ориентации в пространстве и времени, продуктивная симптоматика (бред, галлюцинации и т. п.). Психологическая защита — механизмы, помогающие сохранить благоприятное психологическое состояние, несмотря на наличие психотравмирующих факторов. Психологическое состояние — особенности человека, существенно меняющиеся со временем. Психомоторный тонус — напряжение мышц, связанное с психологическим состоянием и непосредственно не определяемое выполняемым движением. Психопатия — патологический характер, резко затрудняющий социальную адаптацию. Психопатоподобное поведение — высокая импульсивность, нарушение социальных норм. Психосоматические заболевания — телесные болезни, вызванные психологическими причинами. Психотип — общий склад личности, определяющий ее деятельность, взаимоотношения с людьми и с миром. Рационализация — один из механизмов психологической защиты: подмена своих неблаговидных побуждений более приемлемыми. Резонерство — склонность к рассуждениям, не относящимся к выполняемой деятельности. Ригидность (вязкость) — склонность по-, долгу застревать на каких-либо переживаниях. Ригидный тип — психотип, характеризующийся высоким уровнем активности, стремлением все делать «так, как надо» и заставлять других действовать так же. Самоконтроль — способность к сознательному управлению своим поведением. Сензитивность — высокая чувствительность к физическим стимулам и к социальным факторам. Сензитивный тип — психотип, характеризующийся высокой чувствительностью, астеничностью и тревожностью. Соматические заболевания — телесные (не нервные и не психические) заболевания. Социализированность — владение социальными нормами. Социальная дезориентация — низкая чувствительность к социальным нормам, нарушение их иерархизации. Стресс — реакция на необходимость приспосабливаться к неблагоприятной или резко изменяющейся ситуации. Устойчивость к стрессу — способность выдерживать психологические нагрузки, не испытывая состояния стресса. Субдепрессия — снижение настроения, не доходящее до уровня депрессии. Тик — непроизвольное подергивание мышц. Тревога — беспокойство, волнение, ощущение угрозы, ожидание неопределенной опасности. Тревожность — склонность к возникновению состояния тревоги, неуверенность в себе, опасения, страхи. Тревожный гиперконтроль — стремление все время контролировать себя, мешающее выполнению автоматизированных действий. Тревожно-мнительный характер — см. Психастеническая акцентуация. Умственная отсталость (олигофрения) — общее интеллектуальное снижение, делающее невозможной полноценную социальную адаптацию. Уровень притязаний — степень успешности, на которую человек претендует; крайне неблагоприятно сочетание завышенного уровня притязаний со сниженной самооценкой. Фобия — навязчивый страх, боязнь ситуаций, не представляющих непосредственной угрозы: закрытых помещений, открытых пространств, высоты, глубины и др. Фрустрация — неудовлетворенность потребности. Шизоидная акцентуация — интроверт-ность, трудности в общении, преобладание интеллектуальной сферы над эмоциональной. Экстравертность — общительность, склонность к широким контактам. Эмоциональная лабильность — склонность к легкой смене настроений, неустойчивость переживаний. Эмоциональная напряженность — возбуждение, ощущение, что необходимо срочно что-то сделать, но неясно, что именно. Эмоциональное возбуждение — особо высокая активность, повышенная готовность к действию. Энурез — недержание мочи. Эпилептоидная акцентуация — чрезмерное внимание к мелочам, эксплозивность (взрывчатость), высокая ригидность. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|