МНОГООБРАЗНЫЕ ФУНКЦИИ ГНЕВА

Вы спокойно идете по улице в хорошем настроении. Правда, вы немного опаздываете на важную встречу и потому слегка ускоряете шаг. Но вдруг кто-то с большой силой толкает вас в спину, и от неожиданности вы роняете только что купленные газеты на землю, как оказывается, в лужу. Вы останавливаетесь в испорченном настроении. В этот момент проходящая на большой скорости машина обрызгивает ваш костюм снизу доверху. Чувство глубоко раздражения охватывает вас. Вы учащенно дышите, кровь прилила к лицу, и если кто-нибудь в этот момент увидел бы вас, то обратил бы внимание на ваше изрядно покрасневшее лицо с ходящими желваками. Вы ощущаете знакомое чувство гнева, и вам требуется немалое время, чтобы привести себя в порядок.

Не правда ли знакомое чувство? Психологи говорят, что примерно одна десятая времени человеческой жизни приходится на эмоции раздражения, агрессии и гнева. Роль гнева в нашем повседневном поведении весьма велика. О разрушительном влиянии гнева на сознание, душу и поступки говорили самые разные умы древности. Вред гнева для духовного существа в человеке отмечали мировые религии и эзотерические учения Востока и Запада - буддизм, христианство, индуизм, зороастризм, теософия. Учение Агни Йоги говорит о биохимическом вреде для организма, который вызывается гневом. Оказывается, эмоции гнева приводит к образованию в организме вещества - империла, забивающего нервные каналы и загрязняющего энергетическое тело человека. Мнение эзотерических учений совпадает с точкой зрения современного психосоматического направления медицины, убежденного в том, что огромное число заболеваний имеет психогенное происхождение и порождается отрицательными эмоциями.

Правда не все виды гнева подвергаются обструкции в мировой духовной культуре. Иногда говорят о благородном гневе. Вспомним Гомера с его знаменитой фразой, начавшей "Илиаду": "Гнев, о богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына…" В отечественной духовной традиции есть понятие "широты русского праведного гнева", означающее особое психологическое состояние, в которое должен входить воин, побеждающий врага. Та же Агни Йога, отрицающая гнев как проявление злобы, признает правоту и даже необходимость такого чувства, как возмущение духа, без которого мягкими средствами не победить зло.

Однако нас интересуют не эти проявления воинственной природы духа, которые по своей сути в гораздо большей степени предполагают участие сознания. Для любого человека куда более интересно понять, что такое гнев в своей низменной, агрессивно-эгоистической основе и попытаться избавиться от него. Эмоция человеческого гнева по происхождению восходит к животному миру, представители которого, сталкиваясь с опасностями, становятся перед выбором - бежать или контратаковать. Для эффективной контратаки необходим импульс подкрепления в виде мощной отрицательной эмоции гнева, которая у многих животных, особенно у хищников, генетически закрепилась как рефлекторная реакция. Гнев выполняет защитную функцию, оберегая вид от угрозы уничтожения.

В человеческом обществе гнев выполняет не только защитную роль, но и функцию экспансии энергии, устремлений и достижений, иногда светлых и созидательных, иногда темных и разрушительных. "Жизнь есть экспансия", - справедливо заметил один известный российский бизнесмен, защищающийся с помощью интриг и гнева от любых попыток уличить его в причастности к вывозу капитала за рубеж. Осуществление новых жизненных программ сопровождается препятствиями и угрозами со стороны других людей, потому нуждается в защите. Однако лучшая защита - нападение, средство, которое изнутри подогревается эмоцией гнева. Нападение, лишенное гнева, обладает слабым импульсом. Кроме того, гнев выполняет задачу сброса напряжения. Человек, стремящийся к цели, сталкивается с препятствием, которое невозможно преодолеть легко и без потерь. Если такие препятствия встречаются часто, то у человека возникает напряжение, которое разряжается через вспышки гнева.

Древние учения утверждали, что склонность к гневу - это не просто черта характера, но и принадлежность к определенному человеческому типу. Индусы считали, что все люди изначально принадлежат к разным качествам (гунам) космической материи. Одни из них относятся к гуне инертности (тамас), другие к гуне активности (раджас), третьи к гуне уравновешенности и духовной мудрости (саттва).

Люди, склонные к гневу, - это раджасичные, страстные люди. Глубинная причина гнева состоит в их привычке бурно реагировать на любые рассогласования, которые возникают у них в момент, когда что-то в жизни внезапно происходит не так, как они ожидали. Людей, привыкших к подобной бурной реакции, можно было встретить в любую эпоху среди любого народа и на любой ступеньке социальной лестницы.

Когда гневались правители, они рубили головы, а когда волны гнева овладевали рабами, они восставали.

Свойство гнева было присуще многим людям России, достаточно вспомнить русскую историю и слова Пушкина "о русском бунте, бессмысленном и беспощадном". Правда, русский гнев, несмотря на свои бурные проявления, чаще всего бывает коротким, отходчивым. Совершивший в гневе глупый проступок или страшное преступление, наш соотечественник, кем бы он ни был, обычно глубоко раскаивался. Вспомним знаменитый случай с убийством сына, который произошел с Иоанном Грозным.

Вообще, великие люди, причем не только в России, но и во всем мире были подвержены вспышкам гнева. Вспомним Наполеона, Бенвенутто Челлини, Пабло Пикассо, Сальвадора Дали.

Гневливость довольно часто бывает природным чувством человека, порождением наследственности. В таком случае это чувство связано с особенностями астрального тела, обладающего склонностью к мгновенной бурной реакции, когда человек заводится с пол-оборота.

Согласно эзотерическим учениям астральное тело передает человеку мать. Потому, чтобы понять, что представляет собой человек, и каковы причины его гнева, иногда бывает полезно посмотреть на его мать. Пословица "яблоко от яблони недалеко падает" блестяще работает применительно к наследственной теории гнева. В гневливых семьях люди часто ссорятся, потому что легко индуцируют друг друга вспышками гнева.

Хотя вроде бы большинству людей ясна вредная, разрушительная природа гнева, и это подтверждает наука, выводящая из данной эмоции целый ряд заболеваний, тем не менее, однозначно говорить о необходимости полного его изгнания из жизни едва ли имеет смысл. Конечно, избыток гнева очень вреден, но и полное его отсутствие для человека, живущего в миру, не будет полезно. Это признавал даже такой миролюбивейший мудрец Индии, как Рамакришна. Именно он поведал миру о пользе гнева (естественно, в разумных дозах) для самозащиты в своей знаменитой притче о мудреце, мальчишках и змее. Бедная змея, неправильно понявшая совет мудреца проявлять миролюбие и побеждать в себе гнев, была наказана мальчишками, которые воспользовались ее слабостью и избили ее.

С точки зрения эзотерических учений Индии, домохозяин, живущий в миру и вынужденный защищать свою семью, должен хотя бы в небольшой степени обладать раджасической энергией, естественным образом содержащей гнев. Особенно это важно для людей, чья деятельность близка к военной сфере, - без раджаса и здорового гнева они просто не смогли бы выполнять свои обязанности.

Не зря в некоторых восточных странах в древности был обычай перед битвой кормить воинов печенью только что убитого петуха, которого предварительно доводили до ярости. Вспомним и фронтовые 100 граммов, имеющие ту же функцию повышения силы справедливого гнева, дающего бесстрашие, и слова любимой тогда общенародной песни: "Пусть ярость благородная вскипает, как волна", - все это подтверждает, что Россию не случайно называли страной воинов.









Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх