47 ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕГО МОТОРНОГО РАЗВИТИЯ

В современной психологии понятие «психомоторика» объясняется как основной вид объективизации психики в сенсомоторных, идеомотор-ных и импульсивных реакциях и актах. Понятие «психомоторики» в отечественной науке связано с именем русского физиолога И. М. Сеченова, который первым выявил важную роль мышечного движения в познании окружающего мира. Научные выводы в области психологии И. М. Сеченова стали основной теоретической базой для дальнейшего развития всей психологии в данном направлении. Его авторству принадлежат выводы о психомоторике как объективации в мышечных движениях всех форм психического отражения. Он же изучил двигательный анализатор, выполняющий гносеологическую и праксеологическую функции. Впоследствии на основании этого открытия И. М. Сеченов выявил психодиагностическую значимость показателей психомоторики). Эти показатели психомоторики могут быть определены как субъекты деятельности в различных видах двигательной активности человека.

На основании уровня моторного развития человека можно составить характеристику его развития, мышления, спрогнозировать дальнейшие изменения в его жизни и процессе общественного роста как индивидуальности.

Ананьев предложил четыре уровня активности в процессе моторного развития:

1) уровень человеческой (в индивидуальном порядке) деятельности как программы, кото

рая сложилась исторически, и средств и операций, в результате которых появляются материальные и духовные ценности общества;

2) уровень отдельного акта деятельности;

3) уровень так называемых «макродвижений», которые являются основой для построения движений;

4) уровень так называемых «микродвижений», которые в сумме создают общий уровень макродвижения.

Ряд отечественных физиологов предложили добавить в понятие «моторное развитие»:

1) деятельность индивида;

2) действия индивида;

3) произвольные реакции индивида;

4) движения индивида.

Н. А. Бернштейндобавил свои объяснения к этому определению. Он предложил рассматривать действия как цепочку определенных движений, которые объединены общей задачей. Произвольные реакции по Н. А. Бернштейну являются процессом взаимодействия различных функциональных систем индивида. Любые производственные реакции во времени обеспечивают отражение реальной ситуации. Схема, предложенная Н. А. Бернштейном, представляет собой четырехступенчатую систему:

1) формирование нервного сигнала в результате воздействия стимула на рецептор;

2) процесс передачи нервного сигнала в корковые центры анализатора;

3) оценка ситуации, передача принятого решения двигательным центрам коры;

4) процесс передачи нервного сигнала мышцам,









Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх