37 ПСИХИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ К УСЛОВИЯМ ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Попадая в условия школьного обучения, ребенок с интеллектуальной недостаточностью испытывает ряд трудностей со стороны психической адаптации. В отличие от нормально развивающихся детей умственно отсталый ребенок еще не готов к переходу от игровой деятельности к учебной.

С целью эффективной реализации адаптационных мероприятий в педагогической практике используют три способа построения объяснений педагога по выполнению задания:

1) целостный, когда дается весь план работы в целом. Дети должны выслушать целиком объяснение всех последовательных действий и только после этого приступить к работе;

2) диктантный способ используется в самом начале обучения. При нем словесная инструкция делится на части и неоднократно повторяется ребенку на каждом этапе его действия. Вербальная инструкция может подкрепляться невербальными компонентами речи, оказанием различных видов помощи ребенку;

3) комбинированный способ объяснения включает элементы целостной и диктантной инструкции. При нем знакомая часть задания выполняется детьми по целостной инструкции, а новый этап работы – по диктантной. Ведущая роль в умственном воспитании принадлежит обучению, основной формой которого является, как и в обычном детском саду, коллективное занятие. Задача, стоящая перед процессом обучения, – планомерное, последовательное сообщение педагогом программных знаний и умений; воспитание у детей-дошкольников с нарушенным интеллектом способности учиться; формирование навыков учебного труда, развитие речи. Основными дидактическими занятиями являются: занятия по формированию элементарных математических представлений и обучению грамоте. Обучение детей осуществляется строго в соответствии с расписанием.

С целью облегчения процесса адаптации создается преемственность воспитательных и обучающих моментов, корректирующих и компенсирующих мероприятий.

Мероприятия, связанные с адаптацией детей с интеллектуальной недостаточностью к обучению в школе, включают в себя несколько аспектов.

1. Обучение ребенка навыкам самообслуживания.

2. Выработка у ребенка мотивации к обучению в школе.

3. Выработка у ребенка положительного отношения к труду.

Необходимо помнить, что главная задача педагогов, психологов, родителей – социальная адаптация ребенка и интеграция его в общество. Ребенок должен чувствовать себя нужным обществу человеком.









Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх