|
||||
|
21 РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ПРИ НАРУШЕНИЯХ ЗРИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗАТОРА Развитие личности в условиях нарушенного зрительного анализатора имеет ряд специфических особенностей. В первую очередь это касается самооценки слепого и слабовидящего человека. В возрасте 4–5 лет ребенок начинает осознавать свое отличие от нормально видящих детей и этот факт становится для него травмирующим. Тяжелые эмоциональные состояния возникают у людей, недавно утративших зрение. В результате этого формируются заниженная самооценка, негативные черты характера, возникают частые невротические реакции. Очень часто проявляется страх перед неизведанным пространством, незнакомыми людьми. Изучением самооценки слепых занимались Т. Руппонен, Т. Маевский. Т. В. Корнева в своем исследовании подчеркивает способность слепых и слабовидящих лиц к тонкому пониманию эмоционального состояния других людей. Огромное влияние на развитие личности оказывает внутрисемейное воспитание. Данной проблемой занимались Г. А. Буткина и С. М. Хорош. Их исследования выявили несколько типов отношений в семье. 1. Развитие личности ребенка в условиях гиперопеки. 2. Развитие личности ребенка в условиях деспотизма. 3. Развитие личности ребенка в условиях эмоционального отчуждения. Данные типы отношений в семье негативным образом влияют на развитие личности слепого и слабовидящего ребенка, препятствуют формированию важнейших личностных критериев, таких как воля, чувство собственного достоинства, адекватная самооценка, эмоциональная чуткость и др. Понятия этики и норм поведения представляют для слабовидящих определенные трудности, так как у них сильно ограничен опыт наблюдения за различными межличностными ситуациями сужением круга общения по сравнению с нормально видящими детьми. Исследования глубинных структур личности детей с нарушением зрения Р. А. Курбанова, А. М. Веленской показали, что при правильно поставленной коррекционной работе у детей формируется позитивное отношение к окружающей действительности, воспитываются целеустремленность, умение добиваться поставленной цели, терпимость к своему дефекту и многие другие положительные черты характера. Эстетическое, физическое, трудовое воспитание играет важную роль в формировании личности с нарушениями зрительного анализатора. С целью улучшения адаптации к окружающей действительности, обогащения социального опыта важно посещение слепыми и слабовидящими театров, музеев, выставок, концертов. В целях формирования навыков пространственной и социальной ориентировки разработаны специальные программы физической и трудовой подготовки. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|